Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV.Учебно - материальное обеспечение
Самарский государственный технический университет
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
Экз. №____
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По основам управления автомобилем и безопасности движения
Тема №1.3 Правила и приемы управления автомобилем по дорогам с небольшим и интенсивным движением
Занятие № 1. Правила и приемы управления автомобилем по дорогам с небольшим и интенсивным движением. Расположение автомобиля на проезжей части, выбор безопасной скорости движения, дистанции. Особенности проезда по мостам, эстакадам, путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.
Метод проведения групповое занятие
Самара 2004 Самарский государственный технический университет
ВОЕННАЯ КАФЕДРА
«Утверждаю»
Начальник военной кафедры
Полковник С. Вобликов
«» _____________________ 200 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Для проведения группового занятия
По основам управления автомобилем и безопасности движения
Тема №1.3 Правила и приемы управления автомобилем по дорогам с небольшим и интенсивным движением
Занятие № 1. Расположение автомобиля на проезжей части. Меры предосторожности. Проезд перекрестков.
Место Класс ПДД и ОУАиБД
Обсуждено на заседании цикла
«» _____________________ 200 г.
Протокол № ____
Самара 2004
I. Учебные цели: Знать: порядок проезда перекрестков. Особенности вождения автомобиля в транспортном потоке по дорогам с небольшим и интенсивным движением;
Уметь: производить выбор скорости, дистанции, интервала. Оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию.
II. Воспитательные цели: Сознавать: важность правильной оценки дорожной ситуации.
III. Время: 90 минут.
Расчет учебного времени:
Содержание занятия
| Время, мин.
| ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Расположение автомобиля на проезжей части: определение количества полос движения, выбор полосы движения, особенности движения автомобиля по различным полосам. Выбор безопасной скорости движения, дистанции и интервалов между транспортными средствами. Меры предосторожности. Проезд перекрестков..
2. Особенности вождения автомобиля в транспортном потоке: проезд пешеходных переходов и остановки общественного транспорта (автобус, трамвай), замедление и торможение, объезд препятствий. Особенности проезда по мостам, эстакадам, путепроводам, транспортным развязкам и под ними, в туннеле, при проезде железнодорожных переездов (со шлагбаумом и без него).
3. Оценка дорожно-транспортных ситуаций при управлении автомобилем по дорогам с небольшим движением. Оценка дорожно-транспортной ситуации при подъезде к перекрестку (включая средства регулирования движения). Зона наибольшей опасности. Выбор оптимальной траектории и скорости движения при проезде перекрестков в прямом направлении и на поворотах..
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
|
|
IV.Учебно - материальное обеспечение
1. Диапроектор
2. Слайды
3. Контрольные карточки
V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия: На кануне занятия подготовить материалы обеспечения: диапроектор, плакаты.
Контрольные вопросы преподаватель может использовать представленные в данной разработке или по своему усмотрению.
Активно использовать технические средства обучения.
В ходе изложения материала использовать примеры из жизни войск по опыту безаварийной эксплуатации машин, а также оперативными сводками по ДТП в городе Самаре, в ПУрВО.
VI. Литература, рекомендуемая руководителю:
1. Курс вождения АМ и ГТ (КВ-92) Воениздат, 1993 г.,
2. ПДД. М. “Русь Автокнига” 2002.
3. Клинковштейн Г.И. "Пособие по правилам дорожного движения", М., Транспорт 1985 г.
VII. Приложения: Комплект плакатов, настенные стенды
VIII. Ход занятия:
Учебные вопросы, их краткое содержание и время на их изложение
| Методические указания
| ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин.
1. Принять рапорт у дежурного по взводу.
2. Произвести проверку присутствующих студентов
по журналу взвода.
3. Проверить подготовку студентов взвода к занятию.
4. Провести контрольный опрос студентов.
Контрольные вопросы:
1. Посадка и положение водителя на рабочем месте водителя.
2. Действия органами управления.
3. Правила управления автомобилем.
4. Действия водителя в ограниченных проездах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 75 мин.
Учебные вопросы:
1. Расположение автомобиля на проезжей части: определение количества полос движения, выбор полосы движения, особенности движения автомобиля по различным полосам. Выбор безопасной скорости движения, дистанции и интервалов между транспортными средствами. Меры предосторожности. Проезд перекрестков -25мин
Введение
В решениях Правительства задача обеспечения безопасности дорожного движения ставится как крупная социальная проблема. Каждый год происходит более 273 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В 1998 году погибло 47197 человек. Это значит, что на дорогах страны ежедневно в среднем погибает 330 человек и 800 получают травмы различной тяжести. Так человечество расплачивается за то, что недостаточно уделяет внимание безопасности дорожного движения. Количество ДТП продолжает расти. Основными причинами, которых являются:
- превышение установленных скоростей движения;
- нарушение дистанции, правил проезда перекрестков;
- выезд на левую сторону проезжей части;
- нарушение правил маневрирования на дорогах с интенсивным и небольшим движением и т.д.
Именно эти вопросы, которые будут изучаться на этом занятии правильный выбор скорости, правила и особенности маневрирования на проезжей части, прогнозирование дорожной обстановки позволяет водителю избежать опасную аварийную ситуацию.
Скорость - одно из достоинств автомобиля. Она оказывает существенно влияние на все показатели транспортной работы. Выполнение приказа на перевозку военных (и не военных) грузов в установленный срок во многом зависит от скорости движения машин.
В то же время одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий считают, неправильный выбор скорости движения.
Правила подробно перечисляют те обстоятельства, которые должен брать во внимание водитель, решая для себя эту задачу в каждом конкретном случае. Это:
- интенсивность движения,
- дорожные и атмосферные условия
- особенности и состояние транспортного средства и груза.
Но есть и другие факторы, которые необходимо учитывать при выборе скорости, как, например: квалификацию водителя, время нахождения за рулем и т.д.
Правила не ограничиваются перечнем условий, определяющих скорость движения. Они требуют (ст.11.1) "в случае возникновения опасности для движения водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства".
Кроме того, правила устанавливают определенный предел скорости движения для различных категорий транспортных средств, с учетом водительского стажа, как в населенных пунктах, так и вне их. Предельная скорость движения транспортных средств в населенных пунктах должна быть не более 60 км/ч. Вне населенных пунктах:
- легковым автомобилям, грузовым полной массой не более 3,5 т. на автомагистралях со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах не более 90 км/ч;
- междугородним, туристскими, особо малым автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч;
- другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям полной массой более 3,5 т. на автомагистралях 90 км/ч, на остальных дорогах 70 км/ч;
- транспортным средствам, управляемым водителем со стажем до 2 лет, на всех дорогах - не более 70 км/ч.
Транспортным средствам, перевозящим тяжеловесные и негабаритные грузы, разрешается движение со скоростью не более предписанной ГИБДД при согласовании условий перевозки.
Часто кажется, что ограничение скорости для основных транспортных средств 90 и 70 км/ч не позволяет полностью использовать возможности автомашин. Но правила регламентируют движение транспортного потока, а не отдельных машин. Эксперименты показывают, что ограничение верхнего, предела скорости до 70-60 км/ч практически не отражается на производительность транспортных средств, так как средняя скорость сообщения для всего транспортного потока остается неизменной, либо снижается весьма незначительно. Вместе с тем количество дорожно-транспортных происшествий может сократиться на 20-30% и уменьшится выброс выхлопных газов в атмосферу на 3-4%.
Последствия превышения скорости движения. В США был произведен эксперимент: водители двух одинаковых легковых автомобилей получили задачу проехать 1500 км по одному и тому же маршруту (первый должен ехать с максимально возможной скоростью, не нарушая правил движения и выполняя требования всех дорожных знаков; второй - в общем режиме транспортного потока, не совершая без необходимости обгона).Оба автомобиля были оборудованы аппаратурой для регистрации числа торможений, средней скорости и замера расхода топлива, до начала пробега предполагалось, что водитель первого автомобиля должен выиграть у второго -от 2 до 5 ч.
| Обратить внимание на правильность и четкость доклада дежурного по взводу.
Сделать замечание по внешнему виду.
Цифры записать на доске
Доказать правильность ограничения
скорости движения.
Привести пример
|
О результате смотри таблицу
Показатели
| 1-й вод-ль
| 2-й вод-ль
| Разница
| Время в пути
| 20 ч 12 м
| 20 ч 43 мин
| 31 мин.
| Средняя скорость, км/ч
| 74,3
| 72,4
| 1,9
| Расход топлива на 1500 км в литрах
| 175,5
| 135,3
| 40,4
| Число обгонов
|
|
| 13,59
| Число торможений
|
|
|
| Число резких торможений
|
|
|
|
Снижение максимальной скорости выгодно и в экономическом отношении - экономия жидкого топлива. Наиболее экономичной для большинства легковых автомобилей отечественного производства является скорость 80 км/ч, а для грузовых 40 км/ч и близкие к ним.
Правила содержат не только скоростные ограничения, которые действуют на всю страну, но предусматривают возможности применения такого рода мероприятий на отдельных участках дорог при помощи специальных дорожных знаков "Ограничение максимальной скорости",
Кроме знака "Ограничение максимальной скорости", указывающего конкретную величину скоростного предела. Правила содержат группу предупреждающих знаков, указывающих водителям на возможность появления того или иного препятствия.
После ответа на вопрос еще раз обязательно заметить, что движение со скоростью, не превышающей установленный тем или иным способом предел, само по себе не гарантирует безопасности. Водитель постоянно занят решением задач выбора такой скорости, которая позволяла бы ему двигаться, возможно, быстро, но в то же время безопасно. При этом конечно, не должны превышаться установленные Правилами ограничения.
Дистанция
Уже отмечалось, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей при необходимости во время остановиться, а скорость непосредственно влияет на величину тормозного пути; отсюда "водитель в зависимости от скорости должен выбирать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность движения".
Прежде чем указать, какая должна быть дистанция и интервал между транспортными средствами, рассмотрим, что такое "тормозной путь", чему он равен; что такое "остановочный путь". Тормозным путем называется расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия на тормозную педаль (рукоятку тормоза) до полной остановки. На тормозной путь влияют: скорость движения, профиль и состояние дороги, состояние шин, исправность тормозов.
Тормозной путь пропорционален квадрату скорости, т.е., например, скорость увеличивается в два раза, численное значение тормозного пути увеличится в четыре раза. Остановочным путем называется расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки. Время с момента обнаружения опасности до момента принятия мер к остановке автомобиля называется временем реакции водителя.
Все выше указанное влияет на величину дистанции между транспортными средствами. Расчет и опыт вождения показывают, что дистанция, выраженная в метрах, численно равна половине скорости движения, выраженной в км/ч - это по сухой дороге; на мокрой или скользкой дороге дистанции увеличивается; кроме того, она увеличивается, если за легковым автомобилем движется грузовой, у которого при одинаковой скорости остановочный путь длиннее.
Интервал между машинами тем больше, чем выше скорость движения, и должен лежать в пределах 0,5-1,5 м.
Водителю запрещается:
· превышать максимальную скорость движения, определенную технической характеристикой данного транспортного средства;
· затруднять движение других транспортных средств, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;
· резко тормозить, вынуждая других водителей изменять скорость или направление своего движения, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.
Расположение транспортных средств на проезжей части
Транспортные средства на проезжей части располагаются в определенном порядке. Если на проезжей части нанесены линии разметки или установлены знаки, определяющие порядок расположения транспортных средств на дороге, то водители следуют их указаниям. Если же на дороге нет таких указаний, то водители сами определяют
число полос для движения, руководствуясь размерами транспортного средства, а также шириной проезжей части.
Число полос для движения нерельсовых транспортных средств определяется разметкой проезжей части или знаком "Направление движения по полосам" и "Направление движения по полосе".
Водители нерельсовых транспортных средств располагают транспорт по возможности ближе к правому краю проезжей части, чтобы левые полосы оставались свободными для движения более быстроходных транспортных средств.
Если для движения нерельсовых транспортных средств в данном направлении имеются три полосы или более, то водителям грузовых автомобилей, полная масса которых превышает 3,5 т., запрещено выезжать на крайнюю левую полосу за исключением перестроения для поворота налево или разворота и остановки на улице с односторонним движением для загрузки или разгрузки.
На дорогах, проезжая часть которых разделена на полосы движения разметкой, движение транспортных средств должно происходить строго по полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
При интенсивном движении, когда полосы заняты равномерно, менять полосу движения разрешается только для поворота или остановки
Транспортные средства, максимальная скорость которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться только в крайней правой полосе разрешается выезжать влево за пределы этой полосы только для обгона, объезда и перестроения для поворота налево и разворота.
На участках дорог между перекрестками можно двигаться по трамвайным путям попутного направления, расположенным по середине дороги в одном уровне с проезжей частью, при объезде в случае, когда ширина транспортного средства превышает ширину проезжей части данного направления, при обгоне, а также при интенсивном движении, если заняты все полосы проезжей части.
При пересечении проезжей части дороги с трамвайной линией вне перекрестка водители безрельсовых транспортных средств должны уступить дорогу трамваю.
Если встречный разъезд затруднен из-за препятствия, преимущественное право проезда имеет водитель, движущийся по свободной полосе.
Водители, поворачивающие на дорогу с реверсивным движением обозначенную знаком 5.37 "выезд на дорогу с реверсивным движением, должны двигаться по крайней правой полосе. Перестраиваться разрешается только после проезда реверсивного светофора, разрешающего движение
По тротуарам и пешеходным дорожкам допускается движение дорожных машин и транспортных средств, обслуживающих торговые и другие предприятия, расположенные непосредственно у этих тротуаров или дорожек
Регулируемые перекрёстки и движение на них
Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.
Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай пользуется преимущественным правом независимо от направления его движения, за исключением случаев движения трамвая на стрелку, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора.
Запрещается выезжать на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, создавая тем самым помеху для движения другим транспортным средствам
Заканчивая поворот направо или налево, водитель транспортного средства обязан пропустить пешехода, переходящего проезжую часть дороги по разрешающему сигналу светофора или регулировщика.
Водитель, выехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от того, каков сигнал светофора на выходе с перекрестка.
Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути движения водителя, имеются стоп-линия (знак "Стоп-линия"), водитель должен руководствоваться сигналами каждого светофора.
При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора без дополнительной секции слева и без стрелки на самом сигнале водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, а также трамваю попутного направления. Водитель должен уступить дорогу трамваю, проезжающему со встречного направления прямо и направо.
Водитель транспортного средства, движущегося с поперечного направления, обязан от сигнала светофора уступить дорогу транспортному средству, завершающему разворот на перекрестке.
На некоторых перекрестках движение регулируется светофором с дополнительной секцией, а направления по полосам проезжей части не определены дорожным знаком или разметкой. Так, например, водитель, оказавшийся в крайней правой полосе, движение по которой регулируется дополнительной секцией, и остановленный красным сигналом светофора с включенной стрелкой в правой секции, обязан повернуть направо, если сзади есть водители, которые хотят при этом сигнале повернуть на перекрестке направо.
При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель обязан остановиться перед стоп линией (знаком "Стоп линия"), а если ее нет, не выезжать на проезжую часть пересекаемой дороги и не создавать помех пешеходам.
Нерегулируемые перекрёстки и движение на них
Нерегулируемыми называются такие перекрестки, на которых нет действующей светофорной установки или регулировщика, подающих сигналы очередности движения. Наличие на перекрестке светофора, подающего желтый мигающий сигнал, иди установка перед перекрестком дорожных знаков, а также наличие разметки не делает его регулируемым.
Водители транспортных средств, приближающихся к перекрестку, должны сами определять очередность проезда.
На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
Примечание: главной дорогой считается дорога с любым покрытием по отношению к дороге без покрытия (грунтовой) либо дорога, обозначенная дорожными знаками "Главная дорога", "Пересечение с второстепенной дорогой", «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» по отношению к дороге, обозначенной знаками "Движение без остановки запрещено", "Уступи дорогу".
На перекрестках равнозначных дорог очередность проезда определяется по виду транспортных средств (трамвай или безрельсовый транспорт);
если они одного вида, то по их относительному положению на перекрестке.
На перекрестке равнозначных дорог водитель трамвая имеет преимущественное право перед водителями безрельсовых транспортных средств.
Водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
Такое правило установлено потому, что путь транспортных средств, не имеющий «помехи справа» до опасной точки возможного столкновения короче; поэтому если его пропустить первым, уменьшается опасность столкновения и ускоряется проезд через перекресток. Очередность выезда на нерегулируемой перекресток не зависит от выбранного направления движения.
В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этим же правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
При совершении поворотов на нерегулируемом перекрестке необходимо выполнять следующие правила:
- выезжать на перекресток, соблюдая общие правила очередности;
- поворачивая направо, пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, на которую выезжает транспортное средство, и пропускать трамвай, находящийся справа;
- поворачивая налево, пропускать любые транспортные средства, движущиеся навстречу прямо и поворачивающие направо; при наличии путей в середине проезжей части пропускать и попутный трамвай; пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть, на которую выезжает транспортное средство после поворота налево;
- разворачиваясь, действовать также, как и при повороте налево, а кроме того пропускать трамвай, поворачивающий налево.
Водители трамвая при повороте налево уступают дорогу только трамваю, движущимся со встречного направления прямо и направо.
Перед выездом на нерегулируемый перекресток водитель должен при наличии дорожного знака "Движение без остановки запрещено" остановиться перед стоп-линией (табличкой "Стоп"), а если ее нет, - перед краем пересекаемой проезжей части.
При наличии знака "Уступи дорогу" и разметки 1.1З для пропуска транспортного средства, водители которые имеют преимущественное право на движение, запрещается выезжать на эту разметку, а при отсутствии разметки - на проезжую часть пересекаемой дороги.
В других случаях водители выбирают место остановки сами с учетом конкретных условий так, чтобы не создавать помех для движения транспортным средствам, имеющим преимущества, и пешеходам
2. Особенности вождения автомобиля в транспортном потоке: проезд пешеходных переходов и остановки общественного транспорта (автобус, трамвай), замедление и торможение, объезд препятствий. Особенности проезда по мостам, эстакадам, путепроводам, транспортным развязкам и под ними, в туннеле, при проезде железнодорожных переездов (со шлагбаумом и без него)-25мин
Перед началом движения от места остановки или стоянки водитель обязан убедиться, что это будет безопасно и не создаст помех для других водителей. При выезде на дорогу он обязан пропустить движущиеся по ней транспортные средства и пешеходов. Выезд на дорогу в непосредственной близости от движущихся по ней в попутном направлении транспортных средств создает аварийную ситуацию, вынуждает водителей этих транспортных средств либо резко тормозить, либо сразу же начинать обгон выехавшего на дорогу транс портного средства. Поэтому выезжать на дорогу водитель должен с таким расчетом, чтобы успеть набрать необходимую скорость движения и не вынуждать тормозить направлении.
При следовании за впереди идущим транспортным средством выбирается такая дистанция, которая исключает столкновение в случае его торможения. Дистанция на сухой дороге зависит от, прежде всего скорости движения и численно равна ей. В зоне действия знака "Ограничение минимальной дистанции" запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше, чем указано на знаке. Водитель постоянно следит за режимом движения впереди идущего транспортного средства, по подаваемым сигналам и различным другим признакам определяет его намерения и соответственно реагирует на них. При подаче сигналов звуковой и световой сигнализацией или руками дальнейшие действия водителя впереди едущей машины ясны.
Признаками намерений водителя начать маневр обычно бывают (на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении) снижение скорости и перемещение к правой обочине (для поворота направо или остановки);
- снижение скорости и перемещение к осевой линии или на левую сторону дороги (для поворота налево);
- увеличение скорости и выезд на полосу встречного движения (для начала обгона впереди едущего транспортного средства); перемещение к осевой линии или на левую сторону дороги без изменения скорости движения (для объезда стоящего на правой стороне дороги транспортного средства);
- перемещение к правой обочине без снижения скорости (для разъезда с встречным транспортом);
- снижение скорости и перемещение вправо на узкой дороги вплоть до выезда на обочину с одновременным включением левого указателя поворота (на узкой дороге для разворота в обратном направлении).
При следовании за транспортным средством с грузом в кузове водитель ведет наблюдение за положением груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения. В этом случае водитель подает звуковой сигнал или световой сигнал с целью предупредить об этом водителя едущего впереди транспортного средства, а сам должен быть в готовности к торможению или объезду выпавшего груза. При внезапной остановке идущих впереди транспортных средств непосредственно на проезжей части водитель также останавливает машину и надежно затормаживает ее стояночным тормозом. Объезжать остановившиеся машины можно лишь после выяснения остановки и при отсутствии встречных машин. Через зеркало заднего вида водитель ведет наблюдение за идущими сзади транспортными средствами. Очень малая дистанция, выдерживаемая идущим сзади транспортным средством, должна настораживать водителя. В этом случае лучше принять вправо и пропустить его вперед.
Подъемы и спуски преодолеваются на увеличенной дистанции с переходом при необходимости на пониженные передачи.
На мокрой дороге при проезде луж из под колес идущего впереди иди встречного транспортного средства брызги грязной воды или жидкой грязи могут мгновенно залить лобовое стекло. Водитель теряет на какое-то время видимость дороги. В такой обстановке он должен немедленно включить стеклоочиститель и омыватель стекла, снизить скорость и не допускать никаких поворотов рулевым колесом.
Вылетевший камень из двухскатных покрышек, попадая в лобовое стекло разбивает его многослойное стекло типа «триплекс» при ударе покрывается трещинами,''мутнеет'' и водитель теряет видимость дороги, однослойное типа «сталинит» - рассыпается. При повреждении стекла водитель немедленно останавливает машину, не меняя полосы движения.
Движение по мостам допускается при условии, что общая фактическая масса (полная масса) транспортного средства (включая массу груза и пассажиров), а также нагрузка на ось автомобиля не превышает указанных на дорожных знаках перед мостом "Ограничение массы" и "Ограничение нагрузки на ось".
Въезжать на мост, которого ограничение массы близко к фактической массе транспортного средства, можно только при отсутствии на мосту других машин или на дистанции от впереди идущей машины, равной пролету моста. Скорость движения по мосту устанавливается водителем в зависимости от состояния моста и дорожного покрытия на нем.
Разворот для движения в обратном направлении надо стремиться всегда выполнять без применения заднего хода. На проселочной дороге для этого используются съезды с дороги и ровные площадки в придорожной полосе. Но нередко разворот для движения в обратном направлении приходится совершать на дороге с применением заднего хода. Одним из условий выбора места для такого разворота является наличие достаточного обзора в обе стороны» Разворот нельзя выполнять вблизи закрытого поворота и около выпуклых переломов продольного профиля дороги. Разворот выполняется как можно быстрее с максимальным использованием ширины проезжей части.
При движении автомобиля задним ходом на дороге площадках и других местах водитель должен быть осмотрительным. Для обеспечения безопасности движения прибегают к помощи других лиц, которые просматривают полосу в направлении движения и подают соответствующие сигналы водителю. Особую осторожность водитель проявляет при движении задним ходом вблизи детских учреждений и площадок, жилых домов, учреждений, дворов и в других местах, где возможно появление людей.
При движении задним ходом не должно создаваться помех для других транспортных средств и пешеходов.
На большинстве многополосных дорог применяется разметка полос, дополняемых знаками. "Направление движения по полосам", "Направление движения по полосе", что значительно облегчает ориентировку водителей. При движении по размеченной полосе водитель обязан придерживаться ее середины и не наезжать на разметку. Это важно потому, что при наезде на линию разметки водитель своим транспортным средством создает помеху водителям ряда.
При высокой интенсивности движения, когда все полосы заняты примерно равномерно, менять полосу движения можно только для поворота разворота или остановки. Если для движения в данном направлении выделены три полосы и больше, или при отсутствии разметки общая ширина проезжей части позволяет движение более чем в 2 ряда, грузовым автомобилям с массой более 3,5 т. запрещается в крайнем левом ряду. При этом водители автомобилей могут двигаться прямо или обгонять при трехполосном движении только в двух правых рядах, при четырехполосном - в трех правых рядах и т.д.
3.Дорожно-транспортным признается происшествие (ДТП) возникшее с участием хотя бы одного находящегося в дорожном движении механического транспортного средства повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб -25мин
Таким образом, для дорожно-транспортного происшествия характерны три обстоятельства:
1. В происшествии принимает участие хотя бы одно транспортное средство. Любые трагические события на дороге без участия транспортных средств к ДТП не относятся.
2. Транспортные средства, участвовавшие в происшествии, обязательно должны находится в движении. Например, если произошло возгорание автомобиля во время проведения ремонтных работ на стоянке, это событие к ДТП не относится.
3. В результате происшествия произошла гибель или ранение людей либо нанесен материальный ущерб. Например, если на загородной дороге водитель превысил скорость, не справился с управлением и автомобиль вышел за пределы дороги, не получив при этом повреждений, такое событие является следствием нарушения ПДД, но не относится к ДТП.
Главной причиной можно назвать недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки водителей.
Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:
Столкновение - движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
Опрокидывание - механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, вызванные столкновением машин или наездом на неподвижные предметы.
Наезд на препятствие- машина наехала или ударилась в неподвижный предмет.
Наезд на пешехода машина наехала на человека, или он сам натолкнулся на движущуюся машину, получив травму.
Наезд на велосипедиста машина наехала на человека, передвигающегося на велосипеде(без двигателя), или он сам натолкнулся на движущуюся машину, получив травму.
Наезд на стоящее транспортное средство машина наехала или ударилась о стоящую машину.
Наезд на гужевой транспорт - машина наехала на упряжных, вьюченных, верховых животных, либо на повозки, транспортируемые этими животными.
Наезд на животных - машина наехала на диких или домашних животных (исключая упряжных, вьючных, верховых животных).
Прочие происшествия - происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей.
Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделены несколько групп. Например, столкновения могут быть встречными и попутными. В свою очередь попутные столкновения могут быть столкновением двух транспортных средств или цепным столкновением, где участвуют от двух и далее транспортных средств, Основная причина таких столкновений - не соблюдение дистанций.
Особую ответственность представляют встречные столкновения, которые имеют наиболее тяжелые последствия. Поэтому снижать тяжесть последствий встречных столкновений следует совершенствованием пассивной безопасности (ремень безопасности, надувные подушки). У человека, выброшенного из автомобиля, вероятность погибнуть в 40...50 раз выше, чем у оставшегося в машине.
Каждый водитель должен сознавать чрезвычайную опасность встречного столкновения, принимать все меры к тому, чтобы избежать его.
Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявлений всех причин и сопутствующих факторов.
Безопасная дорожно транспортная ситуация такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.
Опасная дорожно транспортная ситуация это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза ДТП, но при этом существует возможность его предотвращения.
Аварийная ситуация - это опасная ситуация, при которой избежать происшествия не возможно.
Сопутствующие факторы обстоятельства, влияющие на развитие дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают последствия ДТП.
Только ясное представление механизма ДТП, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволяет сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить реальные пути предупреждения происшествий, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы.
В большинстве стран общественное мнение и официальная статистика чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности и ошибках водителей. Наиболее частыми причинами происшествий по вине водителей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнимательность, а также состояние алкогольного опьянения.
Превышение скорости или несоблюдение дистанции далеко не всегда заканчивается происшествием, то в состоянии алкогольного опьянения водитель имеет очень маленькие шансы не стать участником происшествия.
При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают иногда, обязан мгновенно реагировать на изменение других элементов дорожно-транспортной ситуации. В отличии от систем автоматического регулирования, человек не имеет запрограммированной системы ответов на вопросы, которые ставит изменяющаяся дорожно-транспортная ситуация. Рассматривая возможные варианты решения возникшей задачи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении.
По этой причине в ПДД был включен основополагающийпринцип дорожного движения: каждый участник движения, соблюдающий Правила, имеет основания расчитывать на то, что и другие лица выполнят требования. Если водитель совершил наезд на пешехода, который неожиданно вышел на дорогу из-за стоящего транспортного средства, то виновным в данном происшествии является не водитель, который в принципе не мог избежать наезда, а пешеход, который вышел на проезжую часть, не убедившись в безопасности.
Анализ конкретных ДТП показывает, что их причины весьма разнообразны. На каждые 100 происшествий приходится около 250 причин и сопутствующих факторов.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 минут.
На данном занятии достаточно подробно были рассмотрены вопросы, связанные с основными положениями, регламентирующими выбор скорости, дистанцию, расположение автомобилей на проезжей части, вождение автомобилей в транспортном потоке с небольшим и интенсивным движением, рассмотрены вопросы оценки и прогнозирования дорожных ситуаций и типичных дорожно-транспортных происшествий.
Глубокие знания этих вопросов и правильное применение их во время вождения автомобилей будет во многом способствовать четкой и безаварийной работе на дорогах страны, как на предприятиях народного хозяйства, так и в подразделениях и частях РА и ВМФ.
- Ответить на вопросы студентов;
- Объявить оценки, выставленные в ходе занятия;
- Отметить недостатки и положительные моменты в ходе занятия;
- Дать задание на самоподготовку.
Курс вождения АМ и ГТ (КВ-92) Воениздат, 1993 г., Гл.2
|
Показать на стенде соответствующие знаки.
Задать вопрос: Какие еще знаки ограничивают скорость движения
Задать вопрос:
"Что такое дистанция и интервал?"
Дать определения под запись
Вызванный студент показывает оба знака.
Обязательно обратить внимание студентов.
Показать знак на стенде.
После объяснения основных вопросов движения на регулируемых перекрестка решить вместе со студентами задачи.
Задать вопрос:
"Какие дорожные знаки регулируют движение на нерегулируемых
перекрестках?"
(показать эти знаки.)
Один из обучаемых показывает знак "Направление главной дороги"
Обучаемые показывают указанные знаки.
После объяснения основных вопросов движения на нерегулируемых перекрестках решить со студентами несколько задач
Напомнить об осторожности при начале движения.
Привести пример дистанции 30км/ч…40м./ч -40м и т.д.
Показать знак
Привести пример из жизни, когда водители совершают маневр не подавая сигнала.
Обратить
внимание студентов.
Обратить внимание студентов на мелкий щебень, попавший в лобовое стекло.
Обратить внимание на въезд и выезд с моста
Обратить внимание студентов на осторожность применения заднего хода.
Показать знаки на стенде.
Показать на плакате пример и пояснить
правила движения.
Пример из жизни войск: возгорание машины на стоянке
Дать под запись основные причины ДТП.
Особо обратить внимание студентов.
Привести пример из жизни.
|
Руководитель ________________________________
________________________________
«____»_________________ 200__г.
"Утверждаю"
|