Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV.Учебно - материальное обеспечение





Самарский государственный технический университет

 

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

 

Экз. №____

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

По основам управления автомобилем и безопасности движения

 

Тема №1.3 Правила и приемы управления автомобилем по дорогам с небольшим и интенсивным движением

Занятие № 1. Правила и приемы управления автомобилем по дорогам с небольшим и интенсивным движением. Расположение автомобиля на проезжей части, выбор безопасной скорости движения, дистанции. Особенности проезда по мостам, эстакадам, путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

 

 

Метод проведения групповое занятие

 

Самара 2004
Самарский государственный технический университет

 

 

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

 

 

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры

Полковник С. Вобликов

«» _____________________ 200 г.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Для проведения группового занятия

По основам управления автомобилем и безопасности движения

 

 

Тема №1.3 Правила и приемы управления автомобилем по дорогам с небольшим и интенсивным движением

Занятие № 1. Расположение автомобиля на проезжей части. Меры предосторожности. Проезд перекрестков.

 

Место Класс ПДД и ОУАиБД

 

 

Обсуждено на заседании цикла

«» _____________________ 200 г.

Протокол № ____

 

 

Самара 2004

I. Учебные цели: Знать: порядок проезда перекрестков. Особенности вождения автомо­биля в транспортном потоке по дорогам с небольшим и интен­сивным движением;

Уметь: производить выбор скорости, дистанции, интервала. Оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию.

 

II. Воспитательные цели: Сознавать: важность правильной оценки дорожной ситуации.

 

III. Время: 90 минут.

 

Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 1. Расположение автомобиля на проезжей части: определение количества полос движения, выбор полосы движения, особенности движения автомобиля по различным полосам. Выбор безопасной скорости движения, дистанции и интервалов между транспортными средствами. Меры предосторожности. Проезд перекрестков.. 2. Особенности вождения автомобиля в транспортном потоке: проезд пешеходных переходов и остановки общественного транспорта (автобус, трамвай), замедление и торможение, объезд препятствий. Особенности проезда по мостам, эстакадам, путепроводам, транспортным развязкам и под ними, в туннеле, при проезде железнодорожных переездов (со шлагбаумом и без него). 3. Оценка дорожно-транспортных ситуаций при управлении автомобилем по дорогам с небольшим движением. Оценка дорожно-транспортной ситуации при подъезде к перекрестку (включая средства регулирования движения). Зона наибольшей опасности. Выбор оптимальной траектории и скорости движения при проезде перекрестков в прямом направлении и на поворотах.. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ            

IV.Учебно - материальное обеспечение

1. Диапроектор

2. Слайды

3. Контрольные карточки

V. Методические рекомендации руководителю по подготовке и проведению практического занятия: На кануне занятия подготовить материалы обеспечения: диапроек­тор, плакаты.

Контрольные вопросы преподаватель может использовать представленные в данной разработке или по своему усмотрению.

Активно использовать технические средства обучения.

В ходе изложения материала использовать примеры из жизни войск по опыту безаварийной эксплуатации машин, а также оперативными свод­ками по ДТП в городе Самаре, в ПУрВО.

 

VI. Литература, рекомендуемая руководителю:

1. Курс вождения АМ и ГТ (КВ-92) Воениздат, 1993 г.,

2. ПДД. М. “Русь Автокнига” 2002.

3. Клинковштейн Г.И. "Пособие по правилам дорожного движения", М., Транспорт 1985 г.

VII. Приложения: Комплект плакатов, настенные стенды

VIII. Ход занятия:

Учебные вопросы, их краткое содержание и время на их изложение Методические указания  
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин. 1. Принять рапорт у дежурного по взводу. 2. Произвести проверку присутствующих студентов по журналу взвода. 3. Проверить подготовку студентов взвода к занятию. 4. Провести контрольный опрос студентов. Контрольные вопросы: 1. Посадка и положение водителя на рабочем месте водителя. 2. Действия органами управления. 3. Правила управления автомобилем. 4. Действия водителя в ограниченных проездах.   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 75 мин. Учебные вопросы: 1. Расположение автомобиля на проезжей части: определение количества полос движения, выбор полосы движения, особенности движения автомобиля по различным полосам. Выбор безопасной скорости движения, дистанции и интервалов между транспортными средствами. Меры предосторожности. Проезд перекрестков -25мин Введение В решениях Правительства задача обес­печения безопасности дорожного движения ставится как круп­ная социальная проблема. Каждый год про­исходит более 273 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В 1998 году погибло 47197 человек. Это значит, что на до­рогах страны ежедневно в среднем погибает 330 человек и 800 получают травмы различной тяжести. Так человечество расплачивается за то, что недостаточно уделяет внимание безопасности дорожного движения. Коли­чество ДТП продолжает расти. Основными причинами, которых являются: - превышение установленных скоростей движения; - нарушение дистанции, правил проезда перекрестков; - выезд на левую сторону проезжей части; - нарушение правил маневрирования на дорогах с интен­сивным и небольшим движением и т.д. Именно эти вопросы, которые будут изучаться на этом занятии правильный выбор скорости, правила и особенности манев­рирования на проезжей части, прогнозирование дорожной обстановки позволяет водителю избежать опасную аварийную ситуацию. Скорость - одно из достоинств автомобиля. Она оказы­вает существенно влияние на все показатели транспортной работы. Выполнение приказа на перевозку военных (и не военных) грузов в установленный срок во многом зависит от скорости движения машин. В то же время одной из главных причин дорожно-транспортных происшествий считают, неправильный выбор скорости движения. Правила подробно перечисляют те обстоятельства, которые должен брать во внимание водитель, решая для себя эту задачу в каждом конкретном случае. Это: - интенсивность движения, - дорожные и атмосферные условия - особенности и состояние транспортного средства и груза. Но есть и другие факторы, которые необходимо учитывать при выборе скорости, как, например: квали­фикацию водителя, время нахождения за рулем и т.д. Правила не ограничиваются перечнем условий, опре­деляющих скорость движения. Они требуют (ст.11.1) "в случае возникновения опасности для движения водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до полной остановки транспортного средства". Кроме того, правила устанавливают определенный предел скорости движения для различных категорий транс­портных средств, с учетом водительского стажа, как в населенных пунктах, так и вне их. Предельная скорость движения транспортных средств в населенных пунктах должна быть не более 60 км/ч. Вне населенных пунктах: - легковым автомобилям, грузовым полной массой не бо­лее 3,5 т. на автомагистралях со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах не более 90 км/ч; - междугородним, туристскими, особо малым автобусам и мотоциклам на всех дорогах - не более 90 км/ч; - другим автобусам, легковым автомобилям при букси­ровке прицепа, грузовым автомобилям полной массой бо­лее 3,5 т. на автомагистралях 90 км/ч, на остальных дорогах 70 км/ч; - транспортным средствам, управляемым водителем со ста­жем до 2 лет, на всех дорогах - не более 70 км/ч. Транспортным средствам, перевозящим тяжеловесные и негабаритные грузы, разрешается движение со скоростью не более предписанной ГИБДД при согласовании условий перевозки. Часто кажется, что ограничение скорости для ос­новных транспортных средств 90 и 70 км/ч не позволяет полностью использовать возможности автомашин. Но правила регламентируют движение транспортного потока, а не отдельных машин. Эксперименты показывают, что огра­ничение верхнего, предела скорости до 70-60 км/ч практически не отражается на производительность транс­портных средств, так как средняя скорость сообщения для всего транспортного потока остается неизменной, либо снижается весьма незначительно. Вместе с тем ко­личество дорожно-транспортных происшествий может сокра­титься на 20-30% и уменьшится выброс выхлопных газов в атмосферу на 3-4%. Последствия превышения скорости движения. В США был произведен эксперимент: водители двух одинаковых легковых автомобилей получили задачу проехать 1500 км по одному и тому же маршруту (первый должен ехать с максимально возможной скоростью, не нарушая правил движения и выполняя требования всех дорожных знаков; второй - в общем режиме транспортного потока, не со­вершая без необходимости обгона).Оба автомобиля были оборудованы аппаратурой для регистрации числа тормо­жений, средней скорости и замера расхода топлива, до начала пробега предполагалось, что водитель первого автомобиля должен выиграть у второго -от 2 до 5 ч.   Обратить внимание на правильность и четкость доклада дежурного по взводу. Сделать замечание по внешнему виду.   Цифры записать на доске     Доказать правильность ограничения скорости движения.   Привести пример  

 

О результате смотри таблицу

Показатели 1-й вод-ль 2-й вод-ль Разница
Время в пути 20 ч 12 м 20 ч 43 мин 31 мин.
Средняя скорость, км/ч 74,3 72,4 1,9
Расход топлива на 1500 км в литрах 175,5 135,3 40,4
Число обгонов     13,59
Число торможений      
Число резких торможений      

 

Снижение максимальной скорости выгодно и в эко­номическом отношении - экономия жидкого топлива. Наибо­лее экономичной для большинства легковых автомобилей отечественного производства является скорость 80 км/ч, а для грузовых 40 км/ч и близкие к ним. Правила содержат не только скоростные ограничения, которые действуют на всю страну, но предусматривают возможности применения такого рода мероприятий на отдельных участках дорог при помощи специальных дорожных знаков "Ограничение максимальной скорости", Кроме знака "Ограничение максимальной скорости", указывающего конкретную величину скоростного предела. Пра­вила содержат группу предупреждающих знаков, указывающих водителям на возможность появления того или иного препятствия. После ответа на вопрос еще раз обязательно заметить, что движение со скоростью, не превышающей установленный тем или иным способом предел, само по себе не гарантирует безопасности. Водитель постоянно занят решением задач выбора такой скорости, которая позволяла бы ему двигаться, возможно, быстро, но в то же время безопасно. При этом конечно, не должны превы­шаться установленные Правилами ограничения. Дистанция Уже отмечалось, что водитель должен двигаться со скоростью, позволяющей при необходимости во время остановиться, а скорость непосредственно влияет на величину тормозного пути; отсюда "водитель в зависи­мости от скорости должен выбирать такую дистанцию, чтобы избежать столкновения в случае торможения движущегося впереди транспортного средства, а также необходимый интервал, обеспечивающий безопасность движения". Прежде чем указать, какая должна быть дистанция и интервал между транспортными средствами, рассмотрим, что такое "тормозной путь", чему он равен; что такое "остановочный путь". Тормозным путем называется расстояние, пройден­ное транспортным средством с момента нажатия на тор­мозную педаль (рукоятку тормоза) до полной остановки. На тормозной путь влияют: скорость движения, профиль и состояние дороги, состояние шин, исправность тормозов. Тормозной путь пропорционален квадрату скорости, т.е., например, скорость увеличивается в два раза, численное значение тормозного пути увеличится в четыре раза. Остановочным путем называется расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки. Время с момента обнаружения опасности до момента принятия мер к остановке автомобиля называется временем реакции водителя. Все выше указанное влияет на величину дистанции между транспортными средствами. Расчет и опыт вожде­ния показывают, что дистанция, выраженная в метрах, численно равна половине скорости движения, выраженной в км/ч - это по сухой дороге; на мокрой или скользкой дороге дистанции увеличивается; кроме того, она увеличи­вается, если за легковым автомобилем движется грузовой, у которого при одинаковой скорости остановочный путь длиннее. Интервал между машинами тем больше, чем выше скорость движения, и должен лежать в пределах 0,5-1,5 м. Водителю запрещается: · превышать максимальную скорость движения, опре­деленную технической характеристикой данного транс­портного средства; · затруднять движение других транспортных средств, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью; · резко тормозить, вынуждая других водителей изме­нять скорость или направление своего движения, если это не требуется для обеспечения безопасности движе­ния. Расположение транспортных средств на проезжей части Транспортные средства на проезжей части распола­гаются в определенном порядке. Если на проезжей части нанесены линии разметки или установлены знаки, опреде­ляющие порядок расположения транспортных средств на дороге, то водители следуют их указаниям. Если же на дороге нет таких указаний, то водители сами определяют число полос для движения, руководствуясь раз­мерами транспортного средства, а также шириной проезжей части. Число полос для движения нерельсовых транс­портных средств определяется разметкой проезжей части или знаком "Направление движения по полосам" и "Направление движения по полосе". Водители нерельсовых транспортных средств располагают транспорт по возможности ближе к пра­вому краю проезжей части, чтобы левые полосы оста­вались свободными для движения более быстроходных транспортных средств. Если для движения нерельсовых транспортных средств в данном направлении имеются три полосы или более, то водителям грузовых автомобилей, пол­ная масса которых превышает 3,5 т., запрещено выезжать на крайнюю левую полосу за исключением перестроения для поворота налево или разворота и остановки на улице с односторонним движением для загрузки или разгрузки. На дорогах, проезжая часть которых разделе­на на полосы движения разметкой, движение транс­портных средств должно происходить строго по по­лосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении. При интенсивном движении, когда полосы заня­ты равномерно, менять полосу движения разрешается только для поворота или остановки Транспортные средства, максимальная скорость которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться только в крайней правой полосе разрешается выезжать влево за пределы этой полосы только для обгона, объезда и перестроения для поворота налево и разворота. На участках дорог между перекрестками можно двигаться по трамвайным путям попутного направления, расположенным по середине дороги в одном уровне с проезжей частью, при объезде в слу­чае, когда ширина транспортного средства пре­вышает ширину проезжей части данного направления, при обгоне, а также при интенсивном движении, если заняты все полосы проезжей части. При пересечении проезжей части дороги с трамвайной линией вне перекрестка водители без­рельсовых транспортных средств должны уступить дорогу трамваю. Если встречный разъезд затруднен из-за пре­пятствия, преимущественное право проезда имеет во­дитель, движущийся по свободной полосе. Водители, поворачивающие на дорогу с ревер­сивным движением обозначенную знаком 5.37 "выезд на дорогу с реверсивным движением, должны двигаться по крайней правой полосе. Перестраиваться разре­шается только после проезда реверсивного светофо­ра, разрешающего движение По тротуарам и пешеходным дорожкам допускает­ся движение дорожных машин и транспортных средств, обслуживающих торговые и другие предприятия, рас­положенные непосредственно у этих тротуаров или дорожек Регулируемые перекрёстки и движение на них Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. Если сигналы светофора или регулировщика раз­решают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай пользуется преимущественным правом независимо от направления его движения, за исключением случаев движения трам­вая на стрелку, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора. Запрещается выезжать на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора, если образовался за­тор, который вынудит водителя остановиться на перекрестке, создавая тем самым помеху для движения другим транспортным средствам Заканчивая поворот направо или налево, водитель транспортного средства обязан про­пустить пешехода, переходящего проезжую часть дороги по разрешающему сигналу светофора или регулировщика. Водитель, выехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от того, каков сигнал светофора на выходе с перекрест­ка. Однако, если на перекрестке перед свето­форами, расположенными на пути движения води­теля, имеются стоп-линия (знак "Стоп-линия"), водитель должен руководствоваться сигналами каждого светофора. При повороте налево или развороте по зеле­ному сигналу светофора без дополнительной сек­ции слева и без стрелки на самом сигнале води­тель безрельсового транспортного средства дол­жен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, а также трамваю попутного направления. Водитель должен уступить дорогу трамваю, проез­жающему со встречного направления прямо и напра­во. Водитель транспортного средства, движущего­ся с поперечного направления, обязан от сигнала светофора уступить дорогу транспортному средству, завершающему разворот на перекрестке. На некоторых перекрестках движение регули­руется светофором с дополнительной секцией, а направления по полосам проезжей части не определены дорожным знаком или разметкой. Так, например, водитель, оказавшийся в крайней правой полосе, движение по которой регулируется дополнительной секцией, и остановленный красным сигналом светофора с включенной стрелкой в правой сек­ции, обязан повернуть направо, если сзади есть водители, которые хотят при этом сиг­нале повернуть на перекрестке направо. При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель обязан остановиться перед стоп линией (знаком "Стоп линия"), а если ее нет, не выезжать на проезжую часть пересе­каемой дороги и не создавать помех пешеходам. Нерегулируемые перекрёстки и движение на них Нерегулируемыми называются такие перекрест­ки, на которых нет действующей светофорной уста­новки или регулировщика, подающих сигналы очеред­ности движения. Наличие на перекрестке светофора, подающего желтый мигающий сигнал, иди установка перед перекрестком дорожных знаков, а также на­личие разметки не делает его регулируемым. Водители транспортных средств, приближающих­ся к перекрестку, должны сами определять очеред­ность проезда. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной, независимо от нап­равления их дальнейшего движения. Примечание: главной дорогой считается доро­га с любым покрытием по отношению к дороге без покрытия (грунтовой) либо дорога, обозначенная дорожными знаками "Главная дорога", "Пересечение с второстепенной дорогой", «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» по отношению к дороге, обозначенной знаками "Движение без остановки запрещено", "Уступи дорогу". На перекрестках равнозначных дорог очеред­ность проезда определяется по виду транспортных средств (трамвай или безрельсовый транспорт); если они одного вида, то по их относительному поло­жению на перекрестке. На перекрестке равнозначных дорог водитель трамвая имеет преимущественное право перед води­телями безрельсовых транспортных средств. Водитель безрельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, при­ближающимся справа. Этим же правилом должны руко­водствоваться между собой водители трамваев. Такое правило установлено потому, что путь транспортных средств, не имеющий «помехи справа» до опасной точки возможного столкновения короче; поэтому если его пропустить первым, уменьшается опасность столкновения и ускоряется проезд через перекресток. Очередность выезда на нерегулируемой перекресток не зависит от выбранного направления движения. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой пра­вилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этим же правилом должны руководствоваться между собой и водители, движущиеся по второстепенным до­рогам. При совершении поворотов на нерегулируемом перекрестке необходимо выполнять следующие правила: - выезжать на перекресток, соблюдая общие правила очередности; - поворачивая направо, пропускать пешеходов, пере­ходящих проезжую часть, на которую выезжает транс­портное средство, и пропускать трамвай, находящийся справа; - поворачивая налево, пропускать любые транспортные средства, движущиеся навстречу прямо и поворачива­ющие направо; при наличии путей в середине проезжей части пропускать и попутный трамвай; пропускать пеше­ходов, переходящих проезжую часть, на которую выезжает транспортное средство после поворота налево; - разворачиваясь, действовать также, как и при повороте налево, а кроме того пропускать трамвай, поворачивающий налево. Водители трамвая при повороте налево уступа­ют дорогу только трамваю, движущимся со встреч­ного направления прямо и направо. Перед выездом на нерегулируемый перекресток води­тель должен при наличии дорожного знака "Движение без остановки запрещено" остановиться перед стоп-линией (табличкой "Стоп"), а если ее нет, - перед краем пересекаемой проезжей части. При наличии знака "Уступи дорогу" и разметки 1.1З для пропуска транспортного средства, водители которые имеют преимущественное право на движение, запрещается выезжать на эту разметку, а при отсут­ствии разметки - на проезжую часть пересекаемой дороги. В других случаях водители выбирают место оста­новки сами с учетом конкретных условий так, чтобы не создавать помех для движения транспортным сред­ствам, имеющим преимущества, и пешеходам   2. Особенности вождения автомобиля в транспортном потоке: проезд пешеходных переходов и остановки общественного транспорта (автобус, трамвай), замедление и торможение, объезд препятствий. Особенности проезда по мостам, эстакадам, путепроводам, транспортным развязкам и под ними, в туннеле, при проезде железнодорожных переездов (со шлагбаумом и без него)-25мин Перед началом движения от места остановки или стоянки водитель обязан убедиться, что это будет безопасно и не создаст помех для других водителей. При выезде на дорогу он обязан пропустить движу­щиеся по ней транспортные средства и пешеходов. Вы­езд на дорогу в непосредственной близости от движу­щихся по ней в попутном направлении транспортных средств создает аварийную ситуацию, вынуждает водителей этих транспортных средств либо резко тормозить, либо сразу же начинать обгон выехавшего на дорогу транс портного средства. Поэтому выезжать на дорогу води­тель должен с таким расчетом, чтобы успеть набрать необходимую скорость движения и не вынуждать тормозить направлении. При следовании за впереди идущим транспорт­ным средством выбирается такая дистанция, которая исключает столкновение в случае его торможения. Дистанция на сухой дороге зависит от, прежде всего скорости движения и численно равна ей. В зоне действия знака "Ограничение минимальной дистанции" запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше, чем указано на знаке. Водитель постоянно следит за режимом движения впереди идущего транспортного средства, по подаваемым сигналам и различным другим признакам определяет его намерения и соответственно реагирует на них. При подаче сигналов звуковой и световой сигнализацией или руками дальнейшие действия водителя впереди едущей машины ясны. Признаками намерений водителя начать маневр обычно бывают (на дорогах с одной полосой движения в каждом направлении) снижение скорости и перемещение к правой обочине (для поворота направо или остановки); - снижение скорости и перемещение к осевой линии или на левую сторону дороги (для поворота налево); - увеличение скорости и выезд на полосу встречного движения (для начала обгона впереди едущего транс­портного средства); перемещение к осевой линии или на левую сторону дороги без изменения скорости дви­жения (для объезда стоящего на правой стороне до­роги транспортного средства); - перемещение к правой обочине без снижения скорости (для разъезда с встречным транспортом); - снижение скорости и перемещение вправо на узкой дороги вплоть до выезда на обочину с одновременным включением левого указателя поворота (на узкой дороге для разворота в обратном направлении). При следовании за транспортным средством с грузом в кузове водитель ведет наблюдение за положением груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения. В этом случае водитель подает звуковой сигнал или световой сигнал с целью предупредить об этом водителя едущего впереди транспортного средства, а сам должен быть в готовности к торможению или объезду выпавшего груза. При внезапной останов­ке идущих впереди транспортных средств непосред­ственно на проезжей части водитель также останав­ливает машину и надежно затормаживает ее стояночным тормозом. Объезжать остановившиеся машины можно лишь после выяснения остановки и при отсут­ствии встречных машин. Через зеркало заднего вида водитель ведет наблюдение за идущими сзади транс­портными средствами. Очень малая дистанция, вы­держиваемая идущим сзади транспортным средством, должна настораживать водителя. В этом случае лучше принять вправо и пропустить его вперед. Подъемы и спуски преодолеваются на увеличенной дистанции с переходом при необходимости на пониженные передачи. На мокрой дороге при проезде луж из под колес идущего впереди иди встречного транспортного средства брызги грязной воды или жидкой грязи могут мгновенно залить лобовое стекло. Водитель теряет на какое-то время видимость дороги. В такой обстановке он должен немедленно включить стекло­очиститель и омыватель стекла, снизить скорость и не допускать никаких поворотов рулевым колесом. Вылетевший камень из двухскатных покрышек, попадая в лобовое стекло разбивает его многослойное стекло типа «триплекс» при ударе покрывается трещи­нами,''мутнеет'' и водитель теряет видимость дороги, однослойное типа «сталинит» - рассыпается. При повреж­дении стекла водитель немедленно останавливает ма­шину, не меняя полосы движения. Движение по мостам допускается при условии, что общая фактическая масса (полная масса) транс­портного средства (включая массу груза и пассажиров), а также нагрузка на ось автомобиля не пре­вышает указанных на дорожных знаках перед мос­том "Ограничение массы" и "Ограничение нагруз­ки на ось". Въезжать на мост, которого ограничение массы близко к фактической массе транспортного средства, можно только при отсутствии на мосту других машин или на дистанции от впереди идущей машины, равной пролету моста. Скорость движения по мосту устанавливается водителем в зависимос­ти от состояния моста и дорожного покрытия на нем. Разворот для движения в обратном направ­лении надо стремиться всегда выполнять без при­менения заднего хода. На проселочной дороге для этого используются съезды с дороги и ровные площад­ки в придорожной полосе. Но нередко разворот для движения в обратном направлении приходится совер­шать на дороге с применением заднего хода. Одним из условий выбора места для такого разворота является наличие достаточного обзора в обе стороны» Разворот нельзя выполнять вблизи закрытого пово­рота и около выпуклых переломов продольного профиля дороги. Разворот выполняется как можно быстрее с максимальным использованием ширины проезжей части. При движении автомобиля задним ходом на дороге площадках и других местах водитель должен быть осмотрительным. Для обеспечения безопасности движения прибегают к помощи других лиц, которые просматривают полосу в направлении движения и подают соответствую­щие сигналы водителю. Особую осторожность водитель проявляет при движении задним ходом вблизи детских учреждений и площадок, жилых домов, учреждений, дво­ров и в других местах, где возможно появление людей. При движении задним ходом не должно создаваться помех для других транспортных средств и пешеходов. На большинстве многополосных дорог применяется разметка полос, дополняемых знаками. "Направление движения по полосам", "Направление движения по полосе", что значительно облегчает ориентировку водителей. При движении по размеченной полосе водитель обязан придерживаться ее середины и не наезжать на разметку. Это важно потому, что при наезде на линию разметки водитель своим транс­портным средством создает помеху водителям ряда. При высокой интенсивности движения, когда все полосы заняты примерно равномерно, менять полосу движения можно только для поворота разворота или остановки. Если для движения в данном направлении выделены три полосы и больше, или при отсутствии разметки общая ширина проезжей части позволяет движение более чем в 2 ряда, грузовым автомобилям с массой более 3,5 т. запрещается в крайнем левом ряду. При этом водители автомобилей могут двигаться пря­мо или обгонять при трехполосном движении только в двух правых рядах, при четырехполосном - в трех правых рядах и т.д. 3.Дорожно-транспортным признается происшествие (ДТП) возникшее с участием хотя бы одного находящегося в дорожном движении механического транспорт­ного средства повлекшее за собой гибель или ране­ние людей, повреждение транспортных средств, соору­жений, грузов или иной материальный ущерб -25мин Таким образом, для дорожно-транспортного проис­шествия характерны три обстоятельства: 1. В происшествии принимает участие хотя бы одно транспортное средство. Любые трагические события на дороге без участия транспортных средств к ДТП не относятся. 2. Транспортные средства, участвовавшие в происшествии, обязательно должны находится в движении. Нап­ример, если произошло возгорание автомобиля во время проведения ремонтных работ на стоянке, это событие к ДТП не относится. 3. В результате происшествия произошла гибель или ранение людей либо нанесен материальный ущерб. Например, если на загородной дороге водитель превысил скорость, не справился с управлением и автомобиль вышел за пределы дороги, не получив при этом повреждений, такое событие является след­ствием нарушения ПДД, но не относится к ДТП. Главной причиной можно назвать недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки води­телей. Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий: Столкновение - движущиеся механические транс­портные средства столкнулись между собой или с под­вижным составом железных дорог. Опрокидывание - механическое транспортное сред­ство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду не относятся опрокидывания, вызванные столкновением машин или наездом на неподвижные предметы. Наезд на препятствие- машина наехала или ударилась в неподвижный предмет. Наезд на пешехода машина наехала на человека, или он сам натолкнулся на движущуюся машину, получив травму. Наезд на велосипедиста машина наехала на че­ловека, передвигающегося на велосипеде(без двигателя), или он сам натолкнулся на движущуюся машину, получив травму. Наезд на стоящее транспортное средство машина наехала или ударилась о стоящую машину. Наезд на гужевой транспорт - машина наехала на упряжных, вьюченных, верховых животных, либо на повозки, транспортируемые этими животными. Наезд на животных - машина наехала на диких или домашних животных (исключая упряжных, вьючных, верховых животных). Прочие происшествия - происшествия, не относя­щиеся к перечисленным выше видам. К ним относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей. Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделены несколько групп. Например, столкно­вения могут быть встречными и попутными. В свою оче­редь попутные столкновения могут быть столкновением двух транспортных средств или цепным столкновением, где участвуют от двух и далее транспортных средств, Основная причина таких столкновений - не соблюдение дистанций. Особую ответственность представляют встречные столкновения, которые имеют наиболее тяжелые пос­ледствия. Поэтому снижать тяжесть последствий встреч­ных столкновений следует совершенствованием пассив­ной безопасности (ремень безопасности, надувные подуш­ки). У человека, выброшенного из автомобиля, вероят­ность погибнуть в 40...50 раз выше, чем у оставшегося в машине. Каждый водитель должен сознавать чрезвычайную опасность встречного столкновения, принимать все меры к тому, чтобы избежать его. Детальный анализ всех видов ДТП невозможен без выявлений всех причин и сопутствующих факторов. Безопасная дорожно транспортная ситуация такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения. Опасная дорожно транспортная ситуация это та­кое положение и скорость транспортных средств на доро­ге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза ДТП, но при этом существует возможность его предотвращения. Аварийная ситуация - это опасная ситуация, при которой избежать происшествия не возможно. Сопутствующие факторы обстоятельства, влияющие на развитие дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают последствия ДТП. Только ясное представление механизма ДТП, выяв­ление его причин и всех сопутствующих факторов позволяет сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить реальные пути предупреждения происшествий, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы. В большинстве стран общественное мнение и офи­циальная статистика чаще всего усматривают основную причину ДТП в небрежности и ошибках водителей. Наи­более частыми причинами происшествий по вине водите­лей являются: превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение очередности проезда, невнима­тельность, а также состояние алкогольного опьянения. Превышение скорости или несоблюдение дистанции далеко не всегда заканчивается происшествием, то в состоянии алкогольного опьянения водитель имеет очень маленькие шансы не стать участником происшествия. При анализе происшествия наиболее просто отнести его причину к человеку, который, как считают иногда, обязан мгновенно реагировать на изменение других элемен­тов дорожно-транспортной ситуации. В отличии от систем автоматического регулирования, человек не имеет запрограммированной системы ответов на вопросы, которые ставит изменяющаяся дорожно-транспортная ситуация. Рассматривая возможные варианты решения возникшей зада­чи в ограниченный промежуток времени, он может допускать ошибки, количество которых увеличивается при утомлении. По этой причине в ПДД был включен основополагающийпринцип дорожного движения: каждый участник движения, соблюдающий Правила, имеет основания расчитывать на то, что и другие лица выполнят требования. Если водитель совершил наезд на пешехода, который неожиданно вышел на дорогу из-за стоящего транспортного средства, то виновным в данном происшествии является не водитель, который в принципе не мог избежать наезда, а пешеход, который вышел на проезжую часть, не убедившись в безо­пасности. Анализ конкретных ДТП показывает, что их причины весьма разнообразны. На каждые 100 происшествий при­ходится около 250 причин и сопутствующих факторов. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 минут. На данном занятии достаточно подробно были рассмотрены вопросы, связанные с основными положениями, регламентирующими выбор скорости, дистанцию, расположение автомобилей на проезжей части, вождение автомобилей в транспортном потоке с небольшим и интенсивным движением, рассмотрены вопросы оценки и прогнозирования дорожных ситу­аций и типичных дорожно-транспортных происшествий. Глубокие знания этих вопросов и правильное применение их во время вождения автомобилей будет во многом способствовать четкой и безаварийной работе на дорогах страны, как на предприятиях народного хозяйства, так и в подразделениях и частях РА и ВМФ.   - Ответить на вопросы студентов; - Объявить оценки, выставленные в ходе занятия; - Отметить недостатки и положительные моменты в ходе занятия; - Дать задание на самоподготовку. Курс вождения АМ и ГТ (КВ-92) Воениздат, 1993 г., Гл.2   Показать на стенде соответствующие знаки.   Задать вопрос: Какие еще знаки ограничивают скорость движения   Задать вопрос: "Что такое дистанция и интервал?"   Дать определения под запись     Вызванный студент показывает оба знака.     Обязательно обратить внимание студентов.   Показать знак на стенде.     После объяснения основных вопросов движения на регулируемых перекрестка решить вместе со студентами задачи.   Задать вопрос: "Какие дорожные знаки регулируют движение на нерегулируемых перекрестках?" (показать эти знаки.)     Один из обучаемых показывает знак "Направление главной дороги"   Обучаемые показывают указанные знаки.     После объяснения основных вопросов движения на не­регулируемых пе­рекрестках решить со студентами несколько задач     Напомнить об осторожности при начале движения.   Привести пример дистанции 30км/ч…40м./ч -40м и т.д. Показать знак     Привести пример из жизни, когда водители совершают маневр не подавая сигнала.     Обратить внимание студентов.     Обратить внимание студентов на мелкий щебень, попавший в лобовое стекло.   Обратить внимание на въезд и выезд с моста     Обратить внима­ние студентов на осторожность применения зад­него хода.   Показать знаки на стенде.     Показать на плакате пример и пояснить правила движения.   Пример из жизни войск: возгорание машины на стоянке   Дать под запись основные причины ДТП.   Особо обратить внимание студентов.   Привести пример из жизни.

Руководитель ________________________________

________________________________

«____»_________________ 200__г.

 

"Утверждаю"

Date: 2016-07-25; view: 223; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию