Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальное развитие и социальный прогресс.
Социальное развитие — длительный и постепенный процесс накопления изменений в социальной сфере, занимающий большой интервал времени. Четкая концепция поступательного общественного развития содержится в теории марксизма, однако процессы развития далеко не всегда можно оценить однозначно. Многочисленные примеры этого приводит история.Изучение процессов социального развития получило распространение в XX в. Особое внимание уделяется его внутренним причинам. Развивающиеся объекты, в частности такие, как общество, изучаются с позиции их организации, особенностей и причин функционирования. Социальный прогресс — переход от низшей ступени развития общества к более высшей. Социальный прогресс может охватывать все общество, а может быть применим к отдельным элементам его структуры. Понятие «прогресс» было в ходу уже в XVII в. Образованные люди эпохи феодализма спорили о его целесообразности. Были среди них и те, кто предпочитал прогрессу эволюцию. Существует также точка зрения, согласно которой развитие мировой истории требует иногда сделать шаг назад во имя будущих достижений. Прогресс в рамках этой концепции может происходить за счет дестабилизирующих процессов, разрушающих общество. К тому же результаты прогресса оцениваются каждым индивидом по-своему в зависимости от конкретной ситуации. 37.Совр.дискуссии по вопросам мультипарадигмального анализа развития общества… Основные подходы к изучению общества В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Первый подход - натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII-XVIII вв. Опираясь на естественнонаучные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье (1689-1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л.Н. Гумилёв (1912-1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма. Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX - начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н.Я. Данилевский (1822-1885). Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Фрейд считал, что поведением человека управляют инстинкты и желания - то есть отражение физических потребностей в психике. У каждой силы должен быть источник энергии, таким источником для этих факторов стало состояние возбуждения. Более предпочтительной сегодня признается парадигма циклически-волнового характера общественной эволюции, предполагающая определенную временную направленность (тенденцию) к усложнению социальных связей и отношений в результате смены разномасштабных волн (фаз) исторического развития. Переход от одной фазы развития социума к другой актуализируется "точками бифуркации" в которых нарушается социальная предопределенность.
36.Социальное развитие и социальный прогресс. Социальное развитие — длительный и постепенный процесс накопления изменений в социальной сфере, занимающий большой интервал времени. Четкая концепция поступательного общественного развития содержится в теории марксизма, однако процессы развития далеко не всегда можно оценить однозначно. Многочисленные примеры этого приводит история.Изучение процессов социального развития получило распространение в XX в. Особое внимание уделяется его внутренним причинам. Развивающиеся объекты, в частности такие, как общество, изучаются с позиции их организации, особенностей и причин функционирования. Социальный прогресс — переход от низшей ступени развития общества к более высшей. Социальный прогресс может охватывать все общество, а может быть применим к отдельным элементам его структуры. Понятие «прогресс» было в ходу уже в XVII в. Образованные люди эпохи феодализма спорили о его целесообразности. Были среди них и те, кто предпочитал прогрессу эволюцию. Существует также точка зрения, согласно которой развитие мировой истории требует иногда сделать шаг назад во имя будущих достижений. Прогресс в рамках этой концепции может происходить за счет дестабилизирующих процессов, разрушающих общество. К тому же результаты прогресса оцениваются каждым индивидом по-своему в зависимости от конкретной ситуации.
39.Объект и предмет социологии, её место в системе общественных наук. Социология- наука о закономерностях становления и развития соц.систем, соц.общностей,групп, личностей. Социология изучает общество как целостный организм. Понятие «социальное» означает «относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений». Жизнедеятельность людей реализуется в экономической, политической, духовной и социальной сферах жизни общества. Три первые дают горизонтальное(касты,сословия,классы) сечение общества, четвёртая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений. Эти элементы соц.устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу соц.жизни. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, соц.группы. Личность проявляет себя через совокупность соц.ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих соц.общностях, группах и институтах. Под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству,власти. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает соц.жизнь, т.е. взаимодействие соц.субъектов по проблемам, связанным с их соц.статусом. Объекты социологии: общество как целостная социальная реальность, соц.организации, соц.институты, соц.взаимодействия, соц.явления, соц.процессы, соц.отношения, соц.общности, соц.субъекты. Объект социологии – информация об обществе, объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью различных методов и источников. Осн информационные объекты социологии: -демографический -психологический -отношенческий -культурологический. Предмет социологии- соц.жизнь общества, т..е.способ существования и механизм проявления и функционирования соц.явлеий, соц.процессов и отношений.
Date: 2016-07-25; view: 225; Нарушение авторских прав |