Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные методологические подходы в определении понятия общества.
Говоря «человек — существо социальное», мы прежде всего имеем в виду, что его нормальная жизнедеятельность связана с обществом себе подобных. Отметим, что в социологии термин «общество» обычно используется в двух смыслах. Во-первых, общество понимается как исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование. Согласно даже обычным представлениям, общество — нечто большее, чем просто общность или группа людей. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества (первобытное общество, феодальное, современное общество и т.п.), либо большую устойчивую общность людей, в своих границах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо целую совокупность таких общностей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты характеризуются тем, что под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу): объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки заключаются между представителями данного объединения; оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у него есть собственное название и своя история; оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; его членов объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. По мнению ряда отечественных социологов, к критериям общества необходимо отнести следующие: · наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; · универсальность (всеобъемлющий характер); · автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; · интегративность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Во-вторых, социология выработала свое понимание общества, рассматривая его не как политическое, экономическое или правовое единство, а как систему конкретных эмпирических взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности. Основная проблема здесь состоит в том, что индивиду непосредственно доступен в опыте лишь очень ограниченный сегмент социальных отношений. Чисто социологическое и социально-философское значение понятия «общество» сводится к понятию «социальная реальность». Это как бы «общество вообще», «социальное» — то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Стремясь основываться на строгих эмпирических фактах, социология изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уровней, групп — всех социологических объектов указывает на существование конкретного единства. Дюркгейм в «Правилах социологического метода», — что социальная реальность может быть объектом только абстрактной и туманной философии или чисто описательных монографий. Следует выделить идеологическое понимание общества, которое наделено символическим смыслом, выходящим за терминологические рамки социально-философского понимания. В любой идеологической парадигме присутствует как бы мифологизированное понимание данного общества «изнутри», т.е. на понимание общества накладываются многочисленные мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рассматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возникновения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир. С точки зрения эмпирии общество — это просто самая большая группа, включающая в себя все прочие. Под обществом понимается: 1) конкретный тип образа жизни; 2) образованные народами конкретные социальные единства; 3) основанные на договорах экономические и идейные объединения; 4) целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп; 5) исторически конкретный тип общества; 6) социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы. В основе общества, по Дюркгейму, лежит нередуцируемый, т.е. неразложимый на более простые элементы, социальный факт. Дюркгейм классифицировал социальные факты на морфологические (плотность населения, транспортное сообщение между населенными пунктами и т.п.) и духовные — «коллективные представления», составляющие в совокупности общественное сознание. Date: 2016-07-25; view: 299; Нарушение авторских прав |