Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методологические подходы в определении понятия общества.





Говоря «человек — существо социальное», мы прежде всего имеем в виду, что его нормальная жизнедеятельность связана с обществом себе подобных. Отметим, что в социологии термин «общество» обычно ис­пользуется в двух смыслах. Во-первых, общество понимается как исторически, географически, экономически и политически конкретное социальное образование. Согласно даже обычным представлениям, общество — нечто большее, чем просто об­щность или группа людей. Пользуясь понятием «общество», мы обычно имеем в виду либо исторически конкретный тип общества (первобытное общество, феодальное, современное общество и т.п.), либо большую устойчивую общность людей, в своих гра­ницах совпадающую с тем или иным государством (современное российское общество), либо целую совокупность таких общнос­тей, объединенных одинаковым уровнем развития технологий, общими ценностями и образом жизни (современное западное общество). Все эти варианты характеризуются тем, что под обще­ством понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численнос­ти объединению (группе) людей, если это объединение отвечает следующим признакам (по Э. Шилзу): объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки за­ключаются между представителями данного объединения; оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у него есть собственное название и своя история; оно обладает собст­венной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; его членов объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

По мнению ряда отечественных социологов, к критериям об­щества необходимо отнести следующие:

· наличие единой территории, являющейся материальной ос­новой возникающих в ее пределах социальных связей;

· универсальность (всеобъемлющий характер);

· автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ;

· интегративность: общество способно поддерживать и вос­производить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Во-вторых, социология выработала свое понимание об­щества, рассматривая его не как политическое, экономическое или правовое единство, а как систему конкретных эмпиричес­ких взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих между индивидами в процессе их жизнедеятельности. Основная про­блема здесь состоит в том, что индивиду непосредственно до­ступен в опыте лишь очень ограниченный сегмент социальных отношений.

Чисто социологическое и социально-философ­ское значение понятия «общество» сводится к понятию «соци­альная реальность». Это как бы «общество вообще», «социаль­ное» — то в коллективной жизнедеятельности людей, что не сводится к простой равнодействующей их индивидуальностей. Стремясь основываться на строгих эмпирических фактах, социо­логия изучает группы и общности (семью, род, классы, нации и т.п.) как коллективные сущности, имеющие свой облик, черты единства, и то, каким образом такие общности иерархически подчиняются обществу. Изучение отношений, структурных уров­ней, групп — всех социологических объектов указывает на суще­ствование конкретного единства.

Дюркгейм в «Правилах социологи­ческого метода», — что социальная реальность может быть объ­ектом только абстрактной и туманной философии или чисто описательных монографий.

Следует выделить идеологическое понимание общества, которое наделено символическим смыслом, выходящим за терминологические рамки социально-философско­го понимания. В любой идеологической парадигме присутствует как бы мифологизированное понимание данного общества «из­нутри», т.е. на понимание общества накладываются многочислен­ные мифологические смыслы, идеологические образы-клише. Рас­сматриваемое «изнутри» представление о «нашем обществе» аналогично представлению о «мироздании», и история возник­новения и развития общества напоминает имеющиеся у всех народов «мифы о начале» — повествования о «первособытии», с которого начался мир.

С точки зрения эмпирии общество — это просто самая большая группа, включающая в себя все прочие.

Под обществом понимается:

1) конкретный тип образа жизни;

2) образованные народами конкретные социальные единства;

3) основанные на договорах экономические и идейные объедине­ния;

4) целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;

5) исторически конкретный тип общества;

6) социальная реальность — взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

В основе общест­ва, по Дюркгейму, лежит нередуцируемый, т.е. неразложимый на более простые элементы, социальный факт. Дюркгейм классифи­цировал социальные факты на морфологические (плотность насе­ления, транспортное сообщение между населенными пунктами и т.п.) и духовные — «коллективные представления», составляю­щие в совокупности общественное сознание.







Date: 2016-07-25; view: 299; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию