Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История Георгиевского храма

  Первоначальное существование церкви в нашем приходе относится к 1682 году «В Кичменгской волости в Кобыльском стану на Коскове другой погост, а на погосте церковь Страстотерпца Георгия - деревяна теплая. Около той церкви Божией старого кладбища и вновь отмерено со всех четырех сторон до жилецких дворов по тридцать сажень и вольно та церковь Божия огородить приходским людям. На погосте поп Петр Зиновьев, у него сын Юрка, дьячок Филька Макаров, пономарь Гелактионко Макаров, просвирница Мамелфица Федотова.

А питаются церковные причетники по­даяниями приходских людей и от церковной пашни, а Великих Государей жалования денежного им нет» (Выписка из Писцовой книги 7190 - от Рождества Христо­ ва 1682 г.).

По преданию, за деревней Косково было явление иконы Георгия Победоносца. В честь этого и была по­строена церковь. А на том месте забил святой источ­ник. Он сохранился и по сей день, к нему идут люди со всей округи.

По устному преданию старожилов, первая церковь сгорела, когда - неизвестно. Потом была построена тоже «деревянная одноэтажная церковь с пятистенным алтарем, покрытым тесом. Иконостас столярной ра­боты. Колокольня восьмиугольная, шатровая» (Опись церковного имущества за 1808 г.). Эта церковь просу­ществовала до 1838 года, когда стараниями прихожан была построена каменная одноэтажная церковь. Освя­щена в том же году благословением Преосвященнейшего Стефана, епископа Вологодского и Устюгского. Престол один - во имя Святого Великомученика Геор­гия. Но население прихода постепенно увеличивалось, и места в церкви стало недостаточно. Поэтому в 1872 году настоятелем храма Аристархом Михайловичем Кругловым было подано прошение на имя правящего архиерея Преосвященнейшего Палладия о разрешении строить новый храм.

20 октября 1875 года была совершена закладка двух­ этажной каменной церкви с колокольней. «Церковь III Консистории находится 450 верстах от Благочинного, в 60 - от Никольска, в 125 - от Великого Устюга. Бли­жайшие церкви от Георгиевской - это Еловинская Космо-Дамиановская, Кобыльская Ильинская, Кичменгская Спасо-Преображенская, Шонгская Николаевская» (Клировская ведомость за 1916 год).

Нижний теплый храм был освящен во имя Святого мученика Георгия, а верхний холодный - во имя свя­ того Пророка Предтечи, Крестителя Господня Иоанна и Святого Феодосия, архиепископа Черниговского Чу­ дотворца. Иконы для нижнего храма были написаны мастерами города Тотьмы. Верхний храм был украшен настенной живописью, выполненной мастерами Пан­телеймоном Костровым и Павлом Жилиным. Ими же написаны иконы для иконостаса.

Храм был построен высоким, просторным, «на века». Расположенный на угоре, он притягиваллюд­ские взоры уже на дальних подступах к селу, а разно­сившийся колокольный звон был слышен на многие версты. Колокола были привезены старостой церкви Степаном Михайловичем Жаравиным из Вятки на 16 конных подводах. Он сам закупал и материал для стро­ительства церкви. Например, для полов был привезен из Великого Устюга шлифованный камень. Сведения о Степане Михайловиче мы узнали из переписки с его внучкой - Евгенией Степановной. Она пишет, что наша церковь была очень красивой, и в ней пел хор, для венчания были закуплены золотые венцы, и вторы­ми в церкви венчались родители Евгении Степановны (первыми - дочь священника Градислава Николаевна Круглова с Иваном Александровичем Завариным). За строительство церкви Степан Михайлович Жаравин был награжден похвальным листом и серебряной меда­лью на Александровской ленте для ношения на груди. По штату в церкви был трехчленный клир: священник, дьякон, псаломщик. Так, например, в 1916 году дьяко­ном был Алексей Александрович Зяблов, псаломщиком - Василий Николаевич Лысцев, просфирницей - На­дежда Алексеевна Анурьева (вдова священника Алек­сея Александровича, умершего в 1886 году).

Священником в 1916 году был Николай Михайло­вич Круглов. Он родился 3 февраля 1859 года в селе Глу­бокое Кадниковского уезда. Отец, Михаил Иванович, был дьяконом, дед - Иван Алексеевич - пономарем, а прадед Алексей - дьяком в церкви села Глубокое. Бра­ тья Николая Михайловича - Матвей и Аристарх были священниками. Когда Николаюшко (так называла его мать) достиг 10 лет, его мать Феоктиста приказала ему обуть лапти, надеть домотканые штаны и повела его за 200 верст в Вологду поступать в Духовное училище. Закончив его, а затем Духовную семинарию, Николай Михайлович работал учителем в Кадниковском уезде.

Однажды Николай гостил у своего брата Аристарха в Шонге, и как-то Аристарх спросил брата:


- Долго ли, Николаюшко, будешь ходить холостя­ ком. Тебе уже 26 лет, а ты все еще не женат. Почему ты не женишься?

На что Николай ответил:

- Надоело мне жить одному. Рад бы жениться, да знакомых девушек нет.

- А зачем тебе знакомые девушки? - спросил Арис­тарх. - Мы тебя и на незнакомой женим.

Сказал и сделал. Сразу после разговора попросил он двух знакомых, Ерасима и Феклу, быть сватами. На сле­дующий день они поехали за 120 верст в Шолгу (ныне это Подосиновский район Кировской области). Отец Андрей и матушка Августа, родители невесты, приняли гостей, накормили, напоили чаем.

Это было шестое сватовство за Ларису Андреев­ну. До сих пор отец отказывал сватам, а вот Николай Круглов почему-то сразу понравился. Дочь Лариса была средней дочерью из трех дочерей Поповых. Укра­шением ее были волосы, кончики которых достигали ее пяток. Ларисе очень хотелось увидеть жениха, хотя это было нельзя. Она пошла на хитрость и из-за ширмы все-таки посмотрела на своего жениха. Ей очень понра­вился Николай. Когда за столом речь зашла о Ларисе и о том, выдаст ли ее отец замуж, Андрей Осипович решил спросить мнение дочери. Он пришел к ней и ска­зал, что пришли сваты, и она должна дать согласие или отказать. На что Лариса вместо того, чтобы сказать, что родителям виднее за кого ей выходить, сразу ответила: «Я пойду за него! Отдай меня за него!» Эта любовь с первого взгляда сопровождала семью Кругловых всю жизнь.

Когда сваты сидели за столом, невесте нужно было принести еду. Из нижнего этажа кухни надо было нести по тонкой, узкой лестнице наверх, пройти через столовую, гостиную и в зале под фикусами поставить кушанье на стол. Лариса очень боялась что-нибудь уро­ нить. Как она потом рассказывала, у нее ноги и руки очень сильно дрожали. Она считала, что это сразу бы вызвало неприязненное отношение к ней жениха. К счастью, все прошло благополучно. Потом Николай уехал, и снова 120 верст разлучили их, но ненадолго. Венчание состоялось в Шолгской церкви 9 октября 1885 года, а затем молодые уехали в Кадниковский уезд, где Николай работал учителем. Позднее они отправились в Косково, куда Николай был определен настоятелем храма. Приехав в Косково, им пришлось много труда и сил вложить, чтобы наладить свою жизнь. Все было в запустении. Вместе с матушкой обрабатывали землю, ухаживали за коровой (она досталась в приданое Ла­рисе Андреевне). Постепенно их хозяйство увеличива­лось, становилось крепче: 7 коров, 2 быка, 5-6 телят, 2 лошади, 6 овец, 22 гектара земли. Одно из полей нахо­дилось под паром, другое засевалось озимой рожью, а часть - пшеницей и ячменем. В третьем - лучшие по­лосы засевались пшеницей и ячменем, а худшие - ов­сом. Сеял всегда только сам отец Николай. Он также участвовал в возделывании льна, чем завоевал авто­ритет среди прихожан не только как священник, но и как рачительный хозяин. Матушка Лариса тоже не си­дела сложа руки. Она была верной помощницей мужа. При посторонних называла его только батюшкой. Отец Николай отвечал ей всегда взаимной любовью. На де­ньги приданного купили они в Великом Устюге ручную швейную машину, и матушка Лариса шила себе, детям и жителям села. Богатыми считали тех, кто имел самовар, телегу на железном ходу и борону с железными зубья­ ми, а с того времени и тех, у кого была швейная маши на. Дом Кругловых был большой. Изба-кухня с русской печью, голбцем и полатями. Русская печь и вход в гор­ницу были отгорожены сплошной перегородкой, за которой размещалась кухня, где готовили обед и стря­пали пироги и хлеб. Первая половина избы была пред­ назначена для приема прихожан. В горнице было много комнатных цветов, за которыми с большой любовью ухаживала матушка. Плющ увивал зеркало, два окна и тянулся по стене. Жасмин цвел и наполнял ароматом всю комнату. Было несколько пальм, китайские розы, фикус. Третья комната была спальня. Она называлась маленькой горенкой. Здесь всегда было тепло. Печь - лежанка, занимавшая большое место в комнате, всегда была заполнена детскими валенками и другой обувью для просушки. Здесь спали отец с матерью и маленькие дети, нуждающиеся в родительском уходе ночью.


Всего в семье было десять детей, но в живых осталось только шесть: четыре сына и две дочери. Своих детей отец Николай и матушка Лариса воспитывали в боль­шой любви и вере. Сын Ливерий очень сильно болел, и матушка дала обещание съездить в Соловецкий монас­тырь и поблагодарить Бога за выздоровление сына. До Устюга они вместе с Ливерием и дочерью Градиславой доехали на своей паре лошадей, на пароме перебрались через Сухону. Затем на пароходе в Архангельск, а отту­да на подворье Соловецкого монастыря на Соломбалах. Наконец пароход доставил их до монастыря.

Как только высадились, перед ними оказался по­слушник, который отвел их в монастырскую горницу. Недалеко было озеро, где Кругловы купались. Час­то ходили гулять, осматривая окрестности. Высокие толстые стены окружали собор и кельи монахов. Во­рота монастыря закрывались в строго установленное время. В кафедральном соборе шла одна служба за другой. Кругловы были у монаха-схимника, который перекрестил их, прочитал молитву и дал масло, про­сфору, а Градиславе надел на палец колечко. На одном из островов была гора, поднимаясь на которую, нуж­но было прошагать 120 ступенек. Туда поднималась и Градислава. На обратном пути из монастыря мно­го разговоров было о монахе-схимнике. Денег он ни с кого не брал, ни с кем не разговаривал. И все раз­мышляли, что же означают его подарки. Вернувшись домой, матушка Лариса с новыми силами принялась за работу. А работ и забот у нее и отца Николая было много. Церковь, школа, прихожане, семья. Должности и нагрузки ежегодно прибавлялись, требовали новых усилий. Также отец Николай был благочинным. Очень часто к нему приходили, приезжали за советом и по­мощью люди со всей округи. Он всегда всех расспро­сит, матушка напоит, накормит и оставит ночевать. По личной инициативе отец Николай открыл школу в селе Косково, начал обучать всех желающих детей гра­моте. Сначала дети занимались в церковной сторожке, а затем было построено отдельное здание. Отец Нико­лай всегда ходил с тростью. Придет на стройку школы и увидит, что в углу клин заложен мхом. Тотчас раско­выряет и заставит сделать, как следует. «Мошенничать для народа, для церкви не разрешаю!» - говорил он.


Но некоторые дети бросали школу из-за отсутствия ночлега, так как ходить в школу приходилось очень да­леко. И опять по инициативе отца Николая был при­рублен к школе приют. С открытием земских училищ он стал там законоучителем и попечителем. Но, забо­тясь о просвещении, отец Николай не забывал свою главную заботу о благолепии храма и о прихожанах. Как только рождался ребенок, его привозили в церковь к священнику крестить. С этого момента забота об этом пока еще маленьком человечке не прекращалась. Отец Николай знал по именам не только взрослых, но и всех маленьких детей. Знал прихожан не только в лицо, но знал все слабые и сильные стороны их характера, кто чем интересуется. Благодаря эти знаниям он подбирал пары, будущих мужа и жену. Однажды одному прихо­жанину надо было женить сына. Он пришел к отцу Ни­колаю за благословением. Священник спросил:

- На ком ты, Митрий, хочешь женить своего сына?

Митрий ответил, что думает женить его на Дарье Пустоваловой.

- На Дарье? - переспросил отец Николай, - нет мое­ го благословения. Не по себе дерево рубишь. Она горда и ленива.

Отец Николай повернулся и ушел писать свою от­четность. Митрий сидел долго в кухне один, потом по­звал священника.

- А как ты, батюшка, смотришь, если я женю его на Павле Шишовой?

- Вот это подходящая пара! - воскликнул отец Ни­колай и тут же прибавил. - Да благословит вас Господь Бог!

После женитьбы эти люди жили очень хорошо, а Дарья Пустовалова вышла замуж, но ей был подобран муж с крепким характером, и лениться, и гордиться ей не пришлось.

Он был не только священником, учителем, но и выполнял ряд общественных нагрузок. Помогал устраи­вать сирот в духовные училища. Очень часто к нему за советом приезжали из далеких мест. Отец Николай всегда всех расспросит, напоит, накормит и оставит ночевать. За свою деятельность он был награжден наперстным крестом, орденом святой Анны 3 степени, имел серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской ленте. Перед революцией получил звание протоирея. На храмовые праздники священники ездили в гости к другим священнослужителям. В вос­поминаниях Ливерия Николаевича интересно описана поездка отца Николая и матушки Ларисы в Кобыльск к отцу Михаилу. Туда также приехал из Петербурга профессор Петербургской духовной академии Глубо­ковский, который одновременно сотрудничал в Свя­тейшем Синоде ученым консультантом. Отец Николай пригласил профессора побывать в Коскове, что он и сделал в следующий приезд в Кобыльск.

 

По воспоминаниям внучек отца Николая, он был убит в 1918 году у входа в церковь. Священник - это особое призвание, это нелегкий путь, потому что свя­щеннослужитель ответственен перед Богом не только за себя, но и за людей, о которых он духовно заботится. Отец Николай прослужил священником 32 года. Че­рез историю его жизни для нас открывается не только история семьи священнослужителя, но и история села Косково в целом.

При Георгиевском храме числилось несколько по­ строек, в частности, дом священника, дом дьякона, квартира псаломщика, дом просфорницы. У церкви находилась деревянная лавка в пять растворов и два амбара. Рядом кладбище. К храму была приписана цер­ковно-приходская школа, два земских училища - в де­ревне Каксур и в деревне Малиновица. Так, в 1916 году в школе обучались 55 мальчиков и 11 девочек. Также к храму была приписана часовня в деревне Жаравиха в восьми верстах от церкви. Часовня была построена в 1884 году. В 1892 году крестьяне обшили ее тесом, а в 1893 году летом на пожертвования жителей деревни Ж аравиха часовня была обновлена и выкрашена. Осо­бенно большое богослужение там проходило 8 сентября (по старому стилю) в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Так, в летописи Кобыльской Георгиевской церкви говорится, что накануне этого праздника в 1893 году было отслужено всенощное бдение. После закры­тия Георгиевского храма часовенка жила еще некоторое время. Но вскоре советская власть решила покончить и с этим. Отца Настасия (священника на Жаравихе) арестовали. По воспоминаниям Александры Ильевны Потаповой, жительницы деревни Жаравиха, когда уво­зили отца Настасия, он ослеп, на прощание всех пере­крестил и сказал:

- Не плачьте женщины, впереди идет Иисус Хрис­тос, сзади - Богородица, а по краям - святые угодники.

 

В 30-е годы политика не обошла стороной и храм Георгия Победоносца. Старую одноэтажную церковь уничтожили до основания, разграблен был и основной храм, разрушена колокольня. С 1933 года здание церк­ви перешло на баланс сельского совета. Сначала там был склад, затем сельский Дом культуры, а на втором этаже - спортивный зал. Зданию храма за эти годы был нанесен немалый ущерб. В 2002 году постановлением главы районного самоуправления храм был передан верующим. Сейчас в храме идут восстановительные работы, частично сделан иконостас. Настоятель храма Александра Невского в Кичменгском Городке отец Сергий периодически проводит молебны в нашем храме, а летом и в часовне на Жаравихе.

 

Так по крупицам нам удалось восстановить историю Георгиевского храма. Но на этом работа не окончена, в дальнейшем хотелось бы поработать над родословной священников Кругловых. Это не менее интересно и увлекательно.

 

Русь начинается с храма. Хорошо в храме, он хра­нит нас от всего плохого. Это крепость, в которой мы защищены от лукавства. Храмы врачевали и врачу­ ют людей всю их жизнь, начиная с крещения: словом Божьим, пением, светом икон и фресок, архитектурой. В них живет согласие Неба, Земли и Человека. Без них на земле пусто. Храм, часовня, родники... Прикоснове­ние к святыням... Это всегда трогательно и волнующе. Когда путь к Родине пролегает через святыни, человек начинает любить свой край, свой дом, своих родных и близких.

 

То, что дорого мне и свято,

Я хочу сохранить в душе. Пусть звенят родники

И церкви возрождаются на Руси.

И в селе моем, верю, тоже

Раздастся вновь колокольный звон,

Пусть к добру, надежде и вере

Земляков призывает он.



<== предыдущая | следующая ==>
Не смогут заменить общение с человеком. | История Духовных Учений. Первые Цивилизации Человечества. Мистерия Пути Человечества, от начала сотворения мира.





Date: 2016-07-25; view: 426; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию