Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическое поведение. Мотивация труда.⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34
Экономическое поведение – один из видов социального поведения, мотивацией которого является, прежде всего, желание удовлетворить материальные и духовные потребности индивида, группы, общества; взаимодействие индивидов и социальных групп между собой и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и иных благ. В качестве основных мотивов экономического поведения могут быть рассмотрены предложенные М. Вебером четыре «идеальных типа» социального действия, обусловленных соответствующей мотивацией: 1) целерациональное действие – поведение, предполагающее рационально использование способностей и возможностей (условий, средств) для достижения поставленных экономических целей; 2) ценностно-рационально действие – поведение, основанное на вере в самодовлеющее значение тех или иных ценностей (религиозных, морально-этических и др.), например, благотворительность; 3) аффективное действие - поведение, обусловленное эмоциональным состоянием индивида или группы (например, организованная санкционированная демонстрация с экономическими требованиями под влиянием эмоций трансформируется в бесчисленную толпу); 4) традиционное действие – поведение, основанное на привычке, обычае трудиться даже тогда, когда отсутствуют другие мотивы. На индивидуально трудовое поведение работника значительное влияние оказывают следующие факторы: - производственные – содержание, организация и условия труда, - социальные – социальная значимость труда - экономические – величина вознаграждения за труд - социально-психологические – отношения в трудовом коллективе - психофизические – индивидуальные особенности личности, которые могут мотивировать: а) рыночный стиль трудового поведения («максимум доходов ценой максимума усилий»); б) конформистский («минимум доходов при минимуме усилий»); в) эгоистический («максимум доходов при минимуме труда»). Мотивация труда – система побудительных мотивов, обусловленных потребностями, стимулирующими деятельность людей. Она складывается из совокупности внутренних и внешних факторов, вызывающих социальную активность субъекта.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация обусловлена личнымми потребностями, интересами, ценностями субъекта (например, потребность человека в еде, жилище и т.д.). Внешняя мотивация – возникает под воздействием факторов, таких как принуждение, выполнение своей социальной роли, необходимость следовать существующим в обществе ценностями и нормам. Мотивация труда также зависит от способа производства и производственных отношений. Например, капиталистический сособ производства строится преимущественно на экономических отношениях, возникающих между работодателем и наемным работником. Суть этих отношений заключается в том, что за проделанную работу человек получает определенное материальное вознаграждение. Так, Р. Оуэн и А. Смит считали, что единственным мотивирующим фактором наемного труда являются деньги, которые необходимы работникам для приобретения пищи, одежды, жилья и т. д. Такое представление о мотивации труда было доминирующим в период становления индустриального общества (конец XVIII – XIX в.). М. Вебер одним из первых предпринял попытку обосновать внешнеэкономические факторы мотивации труда в капиталистическом способе производства. Он считал, что кроме экономической необходимости существуют и другие факторы мотивации труда, например, традиции, ценности, идеалы. По мнению А. Маслоу, неудовлетворенные потребности мотивируют людей на определенные действия. Удовлетворенные потребности не мотивируют деятельность, но на их место выходят другие, еще не удовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.
Потребности более высокого уровня начинают активно стимулировать деятельность человека лишь после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Существуют и другие теории мотивации труда, например теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда; двухфакторная модель поведения Ф. Герцберга; теория ожиданий В. Врума; теория мотивации деятельности Лапыгина-Эйдельмана. Date: 2016-07-25; view: 340; Нарушение авторских прав |