Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаманизм (Сибирский шаманизм и кельтская традиция)





Шаманизм, пожалуй, является самой древней сохранившейся мистической традицией нашей планеты. Элементы шаманистического видения мира можно обнаружить в самых различных религиозных и мистических картинах реальности более позднего времени. Однако для большинства форм древнего шаманизма характерна очень жесткая прикладная направленность, ориентация в сферу бытовой магии. Если более поздние мистические, религиозные традиции переносят центр внимания в потусторонний мир, именно там ищут и смысл бытия и цели нашего существования, то ранний шаманизм целиком ориентирован на животные, тварные аспекты нашей природы. Это выживание любой ценой, достижение власти, могущества, защита от возможных негативных влияний мира мертвых и мира духов, обеспечение поддержки от умерших предков и т.д.

Именно такая прикладная направленность очень сужает и упрощает картину мира шамана, ограничивая ее ближними тонкоматериальными мирами. В то же время, начав с такой приземленной бытовой магии, многие шаманы и их традиции все больше и больше вовлекаются в упоительную сложность Древа мира, его поэзию и самодостаточность. Смещают область своих интересов в духовную сферу и все больше приближаются к утонченному мистицизму и религии. Хотя в наше время есть и масса обратных примеров, когда, например, в недрах христианского мира возрождается самая приземленная черная магия, различные формы сатанизма. Один из самых ярких примеров рассвет черной магии в нацистской Германии.

Одним из важнейших элементов практики шаманизма являются карты тонкоматериальной реальности. Они могут иметь самую разнообразную форму: передаваться в устной традиции, отображаться в геометрии жилища и окружающего ландшафта, изображаться на бубне или костюме шамана, рисоваться на бумаге. В любом случае они являются важнейшим инструментом навигации в космосе шамана, концентрированным выражением всех тех архетипических принципов, о которых мы ранее говорили. Современные исследования по трансперсональной психологии, показывают, как важны подобные средства навигации для контролируемых погружений в сложнейшую информационную реальность измененных состояний сознания.

Картография шаманизма обычно ограничена тремя планами реальности: верхним, средним и нижним мирами. При этом рассматриваются их планы наиболее близкие к нашему среднему миру. Естественно меняется уровень детализации этой схемы, ее детали, однако основа всегда неизменна. Рассмотрим сначала картографию древних Кельтов, в которой прекрасно видны все основные элементы шаманского космоса.

 

Кельты

Вселенная Кельтов состоит из трех основных миров Верхнего, Среднего и Нижнего расположенных на разных уровнях Древа мира (см. рис. 23). В верхнем мире (крона дерева) находятся Боги творцы духовных, информационных планов реальности, духовные учителя человечества. Оттуда видна вся вселенная, миры других планет, иные планы космоса, там же расположены пути в них.

Нижний мир рассматривается как источник материального, телесного планов нашей реальности, он расположен у корней дерева. Его владыка рогатый Бог (рога символ плодородия, силы) изображается сидящим возле колодца первичного хаоса. Он управляет семью реками жизни, вытекающими из колодца. Эти реки текут вокруг трех миров к вершине Древа мира, образуя своеобразную оболочку. По мере движения вверх реки превращаются в радуги. Миры, расположенные внутри неё бесконечны, в тоже время извне эта вселенная выглядит меньше горчичного зерна (древний эталон чего-то необычайно маленького).

За спиной властелина нижнего мира обычно изображается массивная фигура Бога земли, имеющего облик камня. Именно из нижнего мира движутся духи природы, тотемы и другие сущности шаманского обихода, поднимающиеся в средний мир по семи рекам жизни. По представлениям древних Кельтов из нижнего мира приходят и новые знания, ремесла, практические навыки. Там же располагаются души умерших, предки.

В отличие от более поздних религиозных воззрений, духи нижнего мира не воспринимаются как абсолютное зло, однако именно там обитает основная часть злобных и опасных существ, враждебных человеку. Хотя они и не принадлежат к властелинам нижнего мира, но, выйдя из-под контроля главных Богов, могут уничтожить всю жизнь на земле. Центральные же божества и нижнего и верхнего миров рассматриваются как два одинаково необходимых компонента мироздания.

Расположенный между ними средний мир и представляет привычную нам вселенную. Ствол Древа является центром, осью нашего мира одновременно проходящей через каждую его точку (один из парадоксов многомерной реальности). Он является основным путем в странствиях шамана, а средства навигации, ключи к проникновению в определённые планы реальности дают восемь кардинальных направлений (например: восток, движение вверх по течению реки - верхний мир; запад, движение вниз по течению - нижний мир и т.д.).


Алтай

Ещё одна интересная карта относится к алтайскому шаманизму. Здесь мы опять встречаем все ту же трехъярусную структуру мира. Причем наш, средний мир имеет форму вогнутой чаши, над ним расположен выпуклый свод небес, а еще выше слои верхнего мира (насчитывают от 7 до 9 слоев). Попадание на каждый слой связано с преодолением препятствий, причем чем выше, тем сложнее. Обычно шаманы добираются не выше пятого препятствия, в слой, где находится Золотой кол (одна из форм Древа мира).

Вообще надо сказать, что в шаманской традиции Сибири Древо мира представляют не как один ствол, пронзающий все слои тонкоматериальной реальности, а как отражения единой оси, центра, проецирующегося в каждый из миров и связывающего их воедино. Иными словами, в каждом мире вы встречаете Древо мира, как высокое дерево, столб, коновязь и т.д., но дерево ограниченных размеров, а не с вершиной, уходящей в небеса. Однако, поднимаясь по нему, вы исчезаете из этого мира и оказываетесь в другом. Правда, нужно ещё успешно преодолеть препятствия (открыть входную и выходную двери (мембраны) в гиперпространственном тоннеле). На самом деле такое восприятие Древа мира ближе к его реальной многомерной природе, но все равно является одной из метафор, т.к. многомерный объект невозможно однозначно отобразить в нашем трехмерном мире.

Владыкой верхнего мира является творец вселенной Ульгень (иногда его считают сыном высшего небесного духа Кок-Монке адазы). Владыка нижнего мира и его творец - антипод Ульгеня, Эрлик (его описывают как завистливого брата Ульгеня, его первое творение, помощника и т.д.). Хотя Эрлик и является властелином мира мертвых, постоянным соперником Ульгеня, его ни в коем случае не стоит олицетворять с дьяволом христианской традиции. Он скорее напоминает Прометея: Эрлик помог вдохнуть душу в человека после его сотворения Ульгенем, открыл искусство ковки железа и дал его людям, изобрел первые музыкальные инструменты, обучил людей искусству проникновения в другие пространства (шаманизму). Поэтому пара друзей-врагов Ульгеня и Эрлика скорее похожа на Тантрический или Даосский архетип двух полярных начал, одинаково необходимых для функционирования вселенной.

На границе миров находится обгорелый черный пень, у которого встречаются духи неба и земли, что бы решать судьбы людей.

Сыновья и дочери Ульгеня, его сотрудники считаются чистыми духами и живут на небе. Из них наиболее известными являются: Уткучи, принимающий жертву шамана у небесного кола и сообщающий ему волю Ульгеня; Суйла и Карлык, наблюдающие за земной жизнью человека и, пожалуй, самый главный Яик (Дьяик), посланный на землю охранять человека от зла, быть посредником между небом и землей. Иногда его воспринимают как часть, земную проекцию Ульгеня. Только с помощью Яика шаман может подняться на небо, в верхний мир.


Часто Яика изображают как всадника (обычный облик небесных духов). С другой называют "четырехкосой матерью" (архетип андрогина). Кстати, несмотря на множество детей у Ульгеня и Эрлика нет никаких упоминаний об их женах, иногда говорят, что их дети "откололись" (отпочковались) от них. Возможно это тоже косвенное свидетельство андрогинности этих высших божеств.

Для защиты и благосостояния в юрте у очага помещают изображение Яика в виде зайца, иногда просто вешают шкурку зайца-самца. Тут не трудно увидеть очень большое сходство с архетипом бога Меркурия, так же посланца богов и помощника людей, одним из символов которого является заяц.

У Эрлика так же множество родственников и слуг, однако, как правило, довольно зловредного характера. Его дочери, красивые и капризные девицы, любят соблазнять и сбивать с пути шаманов. Сыновья управляют сонмами злых и коварных духов, охотящихся на людей. Но они же и защищают жилище человека от них.

На рис. 24 показана репродукция карты небесного мира шамана Кондратия Танашева, которую он нарисовал этнографу Л.Э.Каруновской в 1929 г.. Пожалуй, самая интересная особенность этой карты в её фрактальной геометрии (это особенно интересно т.к. в 1929 году ещё никто о фракталах и не слышал).

В самом центре карты находится священная гора Ак-Тошон алтай сыны, на которой обитают духи-предки охотников. На её плоской вершине расположен пуп Неба и Земли (небольшое возвышение) из него растет священный золотой тополь, с вершиной уходящей в небо. Это место где граница между средним и верхним мирами наиболее прозрачна. Тут же рядом находится молочное озеро, в котором шаман омывается перед подъемом в верхний мир. Однако воспользоваться золотым тополем как лестницей в верхний мир может только самый умелый шаман, шаман слабый обычно возвращается с горы ни с чем.

На рисунке видно, что верхушка золотого тополя пронзает свод неба, за ним и находится верхний мир (т.е. за пределами нашей физической реальности). В центре верхнего мира, на его девятом слое расположена красная гора, на которой стоит юрта высшего небесного духа Кок Монке адазы и его супруги. Из дымового отверстия юрты выглядывает вершина Древа мира, повязанная золотой лентой. В версии шамана Танашева Ульгень является сыном Кок Монке адазы, а Яжил-хан его дочерью. Слева от горы живут сыновья Ульгеня. В верхних углах карты изображены солнце и месяц.

По словам шамана, возле пупа земли расположена область, где живет самый главный земной дух Дьер-су, тоже андрогинный по своей природе. Часто к нему обращаются как к Хозяйке Земли-Воды (в переводе с алтайского его имя означает "земля-вода"). Танашев сказал, что на основном рисунке она не видима, и, указав её расположение, сделал её карту на отдельном листе (изображена на рис. 24). Судя по всему, это тонкоматериальное пространство, вложенное в наш мир по принципу матрешки: внутри относительно небольшого объема находится бесконечный мир, внутри этого мира мы опять находим целое множество подобных вложенных миров и т.д. Это и есть то, что сейчас называется самоподобной фрактальной структурой. Примеры подобных миров мы можем найти в самых различных древних традициях. И миры фей, находящиеся в полых холмах и пространства гоблинов, скрывающиеся в тоненькой пленочке мха на старых камнях вспомним ту же вселенную кельтского шамана, которая меньше горчичного зерна.


Мир Дьер-су поддерживает на себе огромная рыба Кер-балык, плавающая в красном озере. Он живет на самой высокой горе Тезимбий, где растет священное дерево (проекция Древа мира в это пространство). Путь шамана показан линией со стрелками. Он начинается после омовения в молочном озере возле пупа Земли и Неба, затем он минует две горы, на которых обитают дочери Дьер-су, делает петлю на гору, из-за которой поднимается солнце, и уже после этого попадает в резиденцию Хозяйки Земли-Воды.

В этих картах обращает на себя внимание еще один архетипический принцип - сильное подобие структуры каждого из миров друг другу, являющееся частным следствием фрактальной организации пространства.

Более простой вариант шаманской карты из алтайской традиции показан на рис. 24. Там изображены только последовательные этапы пути шамана по дороге в верхний мир (его маршрут). Погружение начинается из шалаша в левом нижнем углу картинки. Затем путь проходит мимо жертвенной лошади, жертвенника и шеста со шкурой жертвенной лошади, рядом с которыми священное дерево. По нему шаман поднимается в верхний мир. На первом ярусе он встречает двух духов небожителей Погдыгана, стоящего возле своего дома и Кочо-кана (с посохом в руке). Следующая преграда - зыбучие пески и уже за ними Ульгень и его посол Уткучи. Вокруг Ульгеня сияет солнечная аура.

Конечно в Сибири существовало огромное множество традиций шаманизма, даже простое их перечисление заняло бы слишком много места, и у каждой была своя картография своя иерархия божеств. Однако в общих архетипических чертах все они были довольно похожи. Однако детальные, подробные описания шаманских путешествий всегда были очень большой редкостью. Как в силу принципиальной трудности словесной передачи образов шаманских миров, так и в силу сакрального, тайного характера полученных знаний, языковых барьеров. По большому счету чтобы передать образы тонкоматериальной реальности шаман должен быть одаренным поэтом и писателем. Одно из таких уникальных описаний шаманского путешествия мы и разберем сейчас с вами. Вы сами увидите, сколь редким поэтическим даром обладал шаман, проводивший этот обряд.

Нганасаны

Мы сейчас рассмотрим карту шаманского путешествия во время обряда Чистого чума по описанию, сделанному известным Советским этнографом А.А.Поповым. К сожалению, в наши дни сильные шаманы, представляющие древнюю родовую традицию, практически исчезли, поэтому огромной ценностью являются эти редкие дошедшие до нас описания реальных шаманских путешествий.

Праздник Чистого чума проводится примерно в первые дни февраля, когда оканчивается полярная ночь. На нем шаманы просят у божеств и духов благополучия, удачи, счастья в будущем году. Этот обряд может проводить только большой или средний шаман, его продолжительность от 3 до 9 дней (число дней обязательно должно быть нечетным). В ходе праздника шаман странствует по нижнему, среднему и верхнему миру. Его проводником и покровителем в этих странствиях является бог (богиня) Хорэ - хозяин (мать) деревьев. Это божество, как и многие другие духи шаманского пантеона андрогинно, т.е. обладает одновременно и женской и мужской природой, поэтому при описании погружения мы не раз увидим как к одному и тому же духу шаман обращается то как к женщине, то как к мужчине.

Этот обряд был записан А.А.Поповым в 1936 г. и проводился одним из двух последних знаменитых шаманов таймырских нганасанов Иваном Горнок в течение 9 дней. Чтобы лучше передать атмосферу тонкоматериальной реальности, открываемой шаману, мы будем приводить и отрывки из подлинной записи, сделанной с его слов. Карта странствий шамана, приводимая на рис.25 является нашей реконструкцией, сделанной по описанию путешествия. Интересной особенностью данного погружения является восприятие многослойных реальностей верхнего и нижнего мира как тел Богов. Т. е. шаман одновременно странствует по бесконечным мирам и движется в теле божества между его органами. Такой образ тонкоматериальной реальность является одной из древнейших метафор и встречается в самых различных мистических традициях.

Перед описанием путешествия кратко остановимся на представлениях о строении вселенной у таймырских нганасанов. Перед началом погружения Иван Горнок так описывает возникновение земного микрокосмоса:

"...Сперва лед был, травы никакой не было, один чистый лед был. В ту пору земли мамка льда девкой была. Ну вот земли мамка, когда зад-то свой вверх показала, тут отец земли, бог, это видел и сверху порозовать (вступить в половое общение) упал. Ну, как порозовал-то, земля-девка-дьявол беременная стала, родила деревьев мамку, чтобы огонь доставать ребятам. Земли мамка гагару родила, тогда густо деревья выросли, оленя корм появился. Тогда все ребята стали жить, рождаться. Рыбу стал давать воды хозяин, земли соском - ягелем олени дикие стали кормиться. На земле их (рыбу и оленей) люди стали есть, все равно, что соском земли стали кормиться. Почему теперь земля стала родить для топки деревья, тальник - для летнего топлива? Для того чтобы все люди разжигали огонь и размножались..."

Слово дьявол нганасаны употребляют для божества и духа независимо от того доброжелателен он или нет. Более мелких духов, семейные святыни (койка) они называют шайтанами (это заимствование у русских, называющих шайтанами туземных духов). В этом тексте мамка деревьев и есть Богиня (бог) Хорэ, обеспечивающая гармонию биосферы. В этом процессе огромную роль играют её дети, семь духов- гагар, поддерживающих земную твердь.

Тонкоматериальную причину наступившего экологического кризиса нганасаны видели в том, что исчезли сильные шаманы, поддерживавшие гармонию мира людей и мира духов. Добрые духи помощники стали погибать, а духи убийцы, разрушители вошли в силу, стали уничтожать все живое на земле:

"...Да, верно, когда шаманы умирают, тогда шайтаны тоже умирают" - так сказал дьявол земли. Когда я, будучи шаманом, шаманил, моя мамка-дьявол так говорила: "Оттого смерти стало много, что шаманы умерли. Шаманов много было, ледовок (погребений) меньше было..."

Вследствие гибели шаманов погибли и духи гагары, обеспечивавшие гармонию животного и растительного мира:

"...Сначала, когда земля создалась, семь гагар поддерживали ноги земли. Семь гагар шайтанами были. Они держали ноги земли, и шайтанские (койка) деревья живы были, они были опорами земли. Когда шаманов не стало, много могил стало, ноги гагар стали подрезываться, земли дьявол стал грызть, от этого стали падать шайтаньи деревья. Мы здесь сидим, верно они (деревья) тут и полегли...".

Здесь шайтанские деревья (койка) - священные деревья, в которых обитают шаманские духи. В результате и сама мамка деревьев (Хорэ) потеряла почти все свои глаза (её глаза - шаманы), ноги её ослабли (её ноги гагары, деревья), уснула и перестала противодействовать злу. Горнок так описывает наступивший апокалипсис:

"...Дерева отец - верхний бог души посыпает. Земли мамка стала есть эти души. Земли дьявол, поедающий детские души, уродил мать шайтанских деревьев, предназначенных для нужд умирающих. Мамка, поедающая души людей, схватила гагар за горло, поэтому дьявол стал поедать души людей. Оттого стало много тратиться деревьев для нужд умирающих. Поэтому огонь стали жечь наполовину, оттого только половину огня стали насыпать в рот земли (Речь идет о злом духе земли, раскрывающем свою пасть, чтобы поглотить людей. Когда разжигается огонь, горячие угли идут ему в пасть и этим предохраняют людей от него)... Мамка земли свое сытое брюхо поднять не может, так как половина деревьев идет на могилу людей..."

Цель праздника Чистого чума и состояла в том, чтобы хотя бы частично восстановить утраченное равновесие. Вначале Горнок будит мамку деревьев (Хорэ) и с помощью жертвоприношений помогает ей восстановить свои силы и способности. Затем они вдвоем отправляются в путешествие сначала в нижний мир, затем в верхний. Шаман Горнок так говорит мамке деревьев перед началом погружения в нижний мир:

"...Пойдем, я тебе дорогу покажу. Вот мы зайдем в рот земли дьявола, поедающего детей, и спустимся вниз. Вот семь гагар было пожрано. Это пожирающий земли дьявол съел. Вот мы пойдем в брюшину (в желудок. - А.П.) земли дьявола, вот мы там будем собирать куски языков съеденных им гагар. Вот новый язык выправим. Вместо одного глаза парные глаза просить станем. Ну, что, у тебя силы-то достанет ли? Ну, чем я смогу пособить? Давай, попробую, я тебя подниму..."

Погружение начинается через отверстие (тонкоматериальное), находящееся под Чистым чумом. Расположение для Чистого чума выбирается в месте силы, где есть гиперпространственный тоннель, естественно, что обычно там люди не живут, оно используется только для праздника. Вот как описывается первый слой нижнего мира, куда они попадают:

"...Вот в эту дыру, как человек, увязающий в глине, мамка деревьев вниз стала падать и падать. Шибко низко упала, только увидел голову, туша (тело)_ то такое же, как и лесина, стало у мамки. Вот я правил да лечил, да стала она с большую лесину. Оленьей кровью мазал да спиртом мазал, умирающую мамку правил. Вот тут землю далеко видать, как будто внизу земли оказались, как будто внутри земли утонули. В эту пору мамка сказала: "Ну, парень, давай отдыхать, полежим ночь...".

На утро начинается погружение в более глубокий слой нижнего мира в тело духа земли через ее рот:

"...Вот затем головою вниз в землю нырнули. Это рот земли, куда после смерти душа уходит. Вот мы в рот этой, могилы изготовляющей, земли - деревьев мамки вошли, вниз спустились. Очень темное место, зари нету. "Ну, верно оттого темно, что мы попали в самую брюшину земли. На этой земле "нет травы, все камни. Это не камни. Сперва земля ровной была. Потом, когда стали помирать люди, шаманы, земли мамки рот зубами чавкал (жевал) людей, шаманов головы, кости рук и ног чавкал, вот они превратились в крошки. Ты думаешь, камень, это не камень, это деревьев дьявола жвачки. Кости, кожа человека упали сюда, вот это и есть то место...".

Они проходят это страшное темное место и подходят к ледяной сопке с дырой на верху, но внешний облик обманчив и мамка деревьев объясняет кто это:

"Я не знаю, знаешь ли ты или нет. Лед - это голова голодной немощи. Сквозная дыра - это рот. До этого места дошли".

Дальше рассказывается история столкновения двух злых духов (немощей):

"...Почему это [она] все голову поднимает, рот открывает? Ты, парень, не знаешь. Когда голова земли дьявола кусала, чавкала рождающихся детей, шаманов, шайтанов, это чавканье дошло до слуха этого бога, и он пробудился. "Кто меня более, какой немощи зубы чавкают, пай-то мне будет или нет? Мне останется или вовсе кончится? Если ты всю землю опустошишь, тогда я к тебе драться приду. Если ты меня боишься, земли людей оставь, это мне в пай будет". Земли дьявол отвечает: "Но, дедушка, зачем ты разбудился? Я ведь молю тебя. Совсем людей земли кончать думала, да бери, ешь головы. Вот у охотников, живущих на краю земли, головы бери, чавкай, вот людей края земли всех кончай. Так говоря, земли дьявол дедушке голода кланялся. "У остальных людей головы брать немного подождать надо, пусть живут"...".

Они осторожно, чтобы не заметил, проходят мимо этого злого духа, идут по голой ледяной земле и попадают к обитателю недавно построенного чума. Как выясняется эта немочь работник какого-то злого духа болезни, так же охотящегося за душами людей. Интересно, что сначала они обращаются к нему как к мужчине, а затем как к старой женщине (бабушка). Что бы пройти они договариваются о цене и обещают принести в жертву кусок ситца (который магически превратится в теплую одежду для духа), просят не вызывать болезни у людей их племени:

"...Вот наши люди теперь болеют, к этой немощи в гости пришли. Он не сидел здесь на земле, он сидел на середине дальнего шеста нового чума. Мы сказали немощи: "Какой тебе подарок нужен?". Он говорит: "Мне особенного подарка не нужно. Ведь я только работник. У меня есть хозяин. Хозяин посыпал меня смотреть землю: "Есть там люди или нет, посмотри. Как только найдешь людей, пятнай их", - так говорил хозяин" - Если впереди меня голодная немощь придет, наверное, всю землю опустошать станет, мне пая не оставит. И вот, сколько людей не найдешь до прихода голодной немощи, пятнай тело (т.е. ставь метки), пятнай ухо. Когда голодная немощь придет, пятнанных брать не станет"... Вот я думаю в этом чуме жить. Вот когда ты перестанешь камлать, нюки снимешь, тогда, наверное, с четырех сторон четыре ветра дуть станут. Как я тогда спать стану? Ветры, наверное, дуть станут. Если очень мне хочешь дать подарок, я тебе посоветую, какой подарок дать, - русский ситец. Им ты обмотай чум, когда нюки снимешь. Тогда четыре ветра дуть не станут. Смотри, у меня парки-то нет. Когда куском ситца чум обматывать станешь, на моем тепе эта заплатка как бы паркой будет. Вот больше мне подарка не нужно. Если так сделаешь, ни одного человека не возьмешь, пусть все заболевают, всех оставим живыми". - "Вот, бабушка только, не делай ничего худого людям моей стороны". На это бабушка говорит: "... Вот если бы ты ко мне пришел лечить больного, я бы тебе шею свернула. Вот если бы ты лечил больного, я сердитой была бы. Я думала, что бубен зарычал ради больного, нынче ты новый чум справляешь, свою веру выполняешь, этим ты мне не мешаешь. Оттого мои слова мирные. Вот ты долго стоял здесь, теперь следуй своей дорогой".

Из этого диалога видна еще одна интересная деталь мира шамана - Чистый чум, построенный в нашем среднем мире, магически отражается в мире нижнем и превращается в жилище для духа немочи. Они снова идут по голому льду и приходят к краю ледяной земли, где находятся верховья семи ручьев, сливающихся в одно русло.

"Ну, что, деревьев мамка, до-какой земли дошли?". На это мамка деревьев говорит:"Парень, вот что, земли мамка, когда в начале корни всякой травы, тальника рождала, мочу свою пускала семью ручьями. Вот это семь кишек, где рождаются души людей всяких, семи орд, русских, юраков, остяков и других. Вот теперь, когда каждый человек из этих семи орд рождается, душа его здесь создается".

В месте слияния стоят три дерева выросшие из одного корня, это три немочи, посланных в наказание за инцест (правда, как считает шаман, ими же и спровоцированный):

".."Три немощи нашли. Одна крайняя лесина начало болезни - (тестикулы пухнут, средняя лесина начало болезни - брюхо пухнет, третья лесина, самая малая, начало болезни, когда моча сама идет". Вот теперь, до этих трех дедушек дойдя, стали кланяться и говорить: "Дедушка, вы почему вышли, детей и так мало, и так-то нерожающих женщин много, и так-то непроизводящих парней много". Они говорят: "Мы не виноваты. На вашей земле два брата с сестрой вступили в общение. На том месте, где они сошлись, три дерева немощи выросли". -"Дедушка, зачем ты говоришь, что ребята тебя разбудили. Ребята не виноваты, они тебя не будили. Вот потому пошли болезни, что ты двух братьев разбудил от сна и внушил им вступить в общение с сестрой. Они не виноваты, ты в этом виноват. Вот поэтому девки стали хворать, и у них детей не стало. Оттого много людей, без детей сидят, женщины бездетные стали. В другой раз этого не делай".

После этого мамка деревьев и шаман прыгают в реку и смывают грязь от немощи, чтобы не заболеть:

"Три немощи дьявола прошли, стали плавать на самой середине воды. "Деревьев мамка, куда мы следуем, мы ведь замерзнем". - "Вот, парень, вы говорили, что немощь нас поедала. Мы следуем по воде, которая смывает, полоскает грязь со рта этой немощи. Я шайтаньих деревьев мать, меня она тоже кусала. Вот себя умываю этой водой, вот поэтому по ней плыву..."

В конце концов, они приплывают к узкому месту между двумя мысами, и погода резко меняется:

"...У концов этих мысов с обеих сторон песок оказался. Жарко, печет солнце, на лице сухо стало. Ветер стал дуть на этот песок, как пурга стала. Ничего не видать, туман поднялся. Очень темно стало. На одном мысу торчат целые оленьи рога, на другом - посередине обломанные. На этом месте мы остановились..."

Тут они, наконец, встречают доброго бога подземного мира, мамка деревьев так объясняет истинную природу увиденного:

"Один мыс - это спина немощи вши дедушки. Другой мыс - это спина дедушки, делающего шайтанов и иконы. Почему эти мысы сошлись так близко? Вошки старик хочет на земле всех людей прикончить. Иконы отец, шайтана отец-бог этого дедушку вошки стережет, лежит. Ему жалко стало людей на земле. Иконы отец, шайтана отец, стал драться с дедушкой вошки. И вот рога поломал ему. Теперь силы у дедушки вошки только и стало. Вот теперь они лежат и отдыхают. Это не песок кружится, это от сердитой души их пар идет. И вот когда два таких больших бога отдыхают, тогда все же живут и долганская орда, и самоедская орда. Все, дедушка, до вашего края, места дошли, вот кланяемся вам. Вот на нашей земле все люди кончились, пусто стало. Вот, найдя вас, кланяемся, лежите, не вставайте!".

Обратите внимание что здесь, как и в других древних традициях, рога выступают как символ силы, энергии. Если рога сломаны, значит, сила потеряна. Аналогично и у Кельтов и в Индии, Тибете рога никогда не символизировали зло, а могли являться принадлежностью как доброго, так и злого Бога. Еще одна интересная деталь - добрый Бог связывается с православной иконой, Это естественно уже отражение более поздних реалий шаманизма, когда русские проникли в Сибирь и многие шаманы стали крещеными.

В этом месте наши путешественники останавливаются на ночлег. Утром они кланяются двум Богам, охраняющим проход, просят их пропустить и плывут дальше по реке, спускаясь к её устью и попадая в большое озеро. Посреди озера девять рогатых сопок. Тут мамка деревьев (Хорэ) поясняет, что река на самом деле кишка земли мамки, а сопки совсем не сопки:

"Вот ты думаешь, это сопки. Нет, это не сопки. Это место, где спят девять братьев-стариков. Это не девять сопок, это животы их вверх лежат. Ты думал, на этих девяти сопках девять рогов. Это не рога, это дедушек кишки (Penis'ы) торчат на середине живота.- Вот ты сейчас новый чум устраиваешь, добрый день просить стал. Вот если тебе для этого нужна дорога, у основания девяти кишок, разветвляясь, вниз идет отверстие. Вот тут и есть твоя дорога... Ну вот, парень, когда надо будет просить тебе добрый день, ты сюда придешь. Здесь очень мудреная земля."

В этом месте происходит переход на следующий слой нижнего мира, где находятся благостные боги, дающие шаманский дар. Шаман видит перед собой девять чумов, где сидят девять женщин. Горнок просит мамку деревьев подсказать, куда идти дальше:

"...Ну, мамка, чем пособишь, доколь будет идти дорога? Когда лететь будем?... Мамка, я ведь земли не знаю. Я ведь не шайтан, как будто бы только вчера родился, оттого ничего не знаю".

Обратите внимание, насколько проработана гордыня у этого знаменитого, очень старого шамана, который не стесняется сказать, что он только в начале пути, еще знает очень мало. Именно это отличает истинную шаманскую традицию от современных "шаманов-экстрасенсов" и многочисленных нью эйджевских подделок.

Они забираются наверх сопки (чума, живота) и проникают внутрь:

"...Вот поднялись на самый верх брюха дедушки. По кишке (Penis) спустились. Внизу кишка совсем узкой стала, насилу пролезли, пока добрались до самого нутра туши. Там мокро, там широко стало. К матери чума попали в гости...".

Этот путь уже сложнее, требуются подсказки, чтобы найти верные проходы, нужны усилия, чтобы их преодолеть. Не трудно заметить самоподобную, фрактальную организацию этого пространства - сначала девять сопок, потом девять чумов, внутри чума-живота у хозяйки девять дочерей. Хозяйка чума оказывается матерью огня (энергии пищи в более широком смысле этого слова). Её девять дочерей дают пищу всем рождающимся на свет существам. Но люди тоже чья-то пища, поэтому одна из её дочерей является матерью немочи войны, убивающей людей.

В этом чуме шаман рассказывает, как плохо стало жить людям и просит им помочь:

"Наши люди так просто умирают, ведь жалко, самоед ведь тоже солнца желает. Вот поэтому мы счастливый день испрашиваем, дай нам счастливых дней, такие дни очень нехорошие. Болезней очень много, в такую пургу, в этакий мороз, в этакую темную пору донимают нас работами. В эти дни шибко худо, трудно. Что, мамка? Прошу у тебя добрых дней и дошел до этой земли".

Наступает ночь, а на следующее утро старшая мамка дает три дара (неугасимый огонь, улов рыбы и поголовье оленей):

"Ну, ладно, доколе ты живой, бери тальник мамки огня, рождающая женщина пусть этим тальником окуривается. Огонь не будет угасать, вечно будут огонь разводить люди земли. В рыболовную пору рыбная еда будет, рыбу мы прятать не будем... Ну, ладно, оленя корм - ягель бери...".

И обещает дать счастье, если весной шаман найдет новорожденного олененка с четырьмя кривыми ногами:

"...Вот, бросишь (ягель на копанище), когда весной семь куч чумов близко сидеть станут, в пору отела телят. Тогда телята будут родиться. Вот в это время уродится теленок с четырьмя кривыми ногами. Потом ты, следуя обратно по дороге, откуда появилась душа теленка, придешь ко мне, тогда счастье будет, счастье дам тебе...".

Получив дары, шаман и мамка деревьев возвращаются на озеро девяти дедушек, и мамка выбирает дальнейший путь по нижней реке (сердечной артерии):

"Вот земли мамка животом вверх лежит. Вот мы по кишкам мамки земли последовали. Вот на большом озере три устья видели. Вот сначала попали в горло, затем в брюшину, затем дальше брюшину прошли. Самая средняя река - это кишка, которая делит брюхо посередине надвое. По этой кишке не станем гонять (следовать), по другой, крайней кишке гонять станем. Вот по ней в спине кровь течет, и там, где она кончается, сердце есть. Вот сзади сердца есть чум. Там немощь есть. Земли мамка сердце в этом чуме держит. Вот когда ее сердце царапать станут, война будет, и кому-то станет охота воевать. Вот надо пойти туда и спрашивать, будет ли война. Туда пойдем".

Приплыв к чуму они заходят в него через дверь. Обратите внимание, что каждый раз в локальное гиперпространство попадают по-разному, иногда пролезая под пологом, иногда через потолок, иногда через дверь; более того, бывает, что обратно выйти через вход уже невозможно, сейчас мы это увидим. Одно из важных умений шамана как раз и состоит в способности определить месторасположение прохода.

Там состоится разговор с немощью войны (дурным дедушкой):

"Ну, дедушка, будет ли худой день? Я тебя спрашиваю. Тихий день дашь ли? Мы пришли на это место". Дедушка говорит: "Парень, мирно будет, худо не будет. Вот иконы отец, шайтана отец будто у меня четыре ноги связал, поэтому мирно будет. Со связанными ногами как буду бодать сердце мамки земли?". Мамка деревьев сказала: "У меня больше дела нет, худого года не будет, войны не будет, спасибо, спасибо".

Однако дурной дедушка закрывает входную дверь и обратно выпускать не хочет. Тут и используется один из приемов имитативной магии. Во время камлания шаман Горнок несколько раз вгонял себе в живот остро отточенный нож по самую рукоятку. По принципу подобия тем самым было создано отверстие в теле мамки земли в нижнем мире:

"... Когда шаман тело свое прокалывал, этим как будто дверь открывал. Вот через эту проколотую дыру вышли и пошли дальше по дыхательному горлу. Вот дошли до основания языка мамки земли. Там как будто чум стоит. Зашли туда, одна русская баба сидит".

"Ты какая русская баба?". - "Разве вы меня не знаете? Я - мать-икона крещеных, шаманов мать. Вот когда ребята станут делать новых шаманов или новых шайтанов, я дам им железные шкуры - парку. Оттого я мать железа, оттого я мать русской иконы. Вот наверху есть самоедский бог. Я от него рожаю, он - мой мужик. Почему же мой мужик наверх поднялся? Вот он с немощью войны подрался, силы у него не хватило, и он убежал. Вот теперь я стала работницей немощи войны. Что он велит делать, то и делаю. Он говорит: "Ты ведь живешь у основания языка мамки земли. Вот основание языка ты и царапай". И вот когда я царапаю, у русских много разных затей появляется. Много леса рубят, из-за этого деревья шайтана померли"

Как вы помните деревья шайтана - это священные деревья, в которых живут духи леса. Горнок так описывает дальнейшее разрушение тонкоматериальной экологии:

"Срубая шайтанов деревья, этим стали они часто открывать рот земли, оттого много самоедов стало умирать, и девять ртов мамки земли много людей стали проглатывать. В старину самоед, сам свою жизнь охраняя, в меру топки огня рубил деревья и было мало умирающих. Вот поэтому нынче стало много умирающих. Все шаманы умерли, осталась одна моя голова. Пока я пойду в одно место лечить больного, болезнь в другом месте станет кончать людей. Какая же польза будет?"

Снова наступает ночь и на утро их путь лежит по языку мамки земли, по которому они возвращаются к началу путешествия, её рту. Однако теперь ландшафт выглядит несколько иначе (это так же довольно типично для путешествий по многомерному тонкоматериальному миру):

"Вот пошли по языку мамки земли, подошли к тому месту, где рот открывается. На самой середине языка жидкость, как сопли, собралась. И вот когда завечерело, ударила непогода, ветер поднял землю. Мой дьявол (дух помощник), испугавшись, спрятался. Я спросил: "Ну, мать, до какой земли дошли?". Мамка сказала:

"Вот когда здесь тихая погода, всяких орд умерших людей кладут сюда в землю. И вот когда умирающие бывают жирными, земли мамка разжевывает этих жирных людей, жир их тает, в виде жидкой сопли по языку стекает. Когда становится ветреная погода, вода эта уносит душу. Вот до какого места дошли"".

Изо рта они проплывают по воде, уносящей души умерших, и выходят в первый слой нижнего мира (где проводили первую ночь). Дорога пролегает по ледяной равнине (по словам мамки деревьев раньше там был огромный хребет, но его изрыли на могилы). Они доходят до трех разноцветных сопок (на самом деле лбы трех очередных немочей), настроенных очень враждебно к шаману и состоится следующий разговор. Разговор, в котором снова возникает тема надвигающегося апокалипсиса:

""Трое дедушек, почему вы глядите туда?". Трое дедушек ответили (шаману): "Совсем новую одежду ты надел, совсем как новое шайтанское дерево. Оттого глядим, что думали - все шаманы кончились. Еще один есть, оказывается. Глядим - это новая лопоть (одежда) надета, новые тяжи"- надеты, это нам очень не любо". На это я сказал: "Ну, дедушка, ведь я один остался. Что, разве я мешаю? Нате, возьмите мою голову, все равно я единственный остался. Как будем жить, если на земле пусто окажется? Разве вам не жалко? Совсем мало стало детей, в будущем так жить нельзя, орды совсем мало стало. Если я виноват, возьмите мою голову. Если же я не виноват, как вы посмеете взять мою голову. Я никому не мешаю. Вы сами, хозяева, хотите землю опустошить. Если землю жалеете, этого не делайте".

Следующий этап - ритуальная охота, призванная обеспечить племя (орду) добычей. Сначала шаману подсовывают двух фальшивых оленей (оленя дедушки голода и дедушки вошки), от которых люди будут умирать, но мамка (Хорэ) помогает не совершить ошибки. Затем они находят мамку еды оленя (выглядит как стебелек бадьяна), мамка деревьев говорит:

""Вот теперь стреляй из лука в самую середину. Вот попадешь стрелой в самую середину его, тогда еды, промысла много будет. Вот до какого места дошли. Давай теперь завяжем тебе глаза. Вот теперь, если ты с завязанными глазами мимо середины бадуя (бадьяна) пропустишь стрелу, тогда наши люди голодать станут". Вот тогда мне глаза завязали, шайтаньими глазами стал видеть. Я лук натягивал, два раза выстрелил. Люди, находившиеся внутри чума, сказали: "Вот ты какой, с завязанными глазами как будто зрячий попал". В этот день весь чум угощался, кормился и я, отдохнул, полежал. Настало утро, значит мы (в этом году) много диких оленей станем есть".

Утром они подходят к двум сопкам, стоящим рядом с водой, над которыми висят семь кишок (Penis'сов) месяца. Отсюда начинается путь в верхний мир, для подъема шаман запрягает крылатого дьявола (духа):

"...Вот по кишке месяца вверх стали подниматься. Вот, поднявшись, попали туда, откуда расходятся эти семь кишок. Ну вот, у основания трех кишок увидели без парки, без бакарей голого мужчину, который сидя как будто выдергивал шерсть белой важенки и сдувал вниз на землю. "Мать дерева, кто это такой?", - спросил я.

- "Это немощь, препятствующая благополучным родам. Вот и у долган, и у русских, и у самоедов женщина становится беременной, потом рождается ребенок, но скоро умирает. Вот эта немощь, в виде пушинки шерсти пускает вниз эти несчастные дни, в которые суждено рождаться этим умирающим детям. Если бы этой немощи не было, народу было бы больше"".

Дальше их дорога идет вдоль кишки месяца, и они держат путь к мамке, дающей новорожденным глаза (и людям и животным). По представлениям нганасан это происходит следующим образом:

"...Настоящую душу земли мамка родит, хранит. Вот глаза создаются мамкой сверху. По нашей вере, глаза дает месяц, душу земли мамка родит. Вот нас рождающий мужик-бог настоящих-то две жены имеет. Большая-то жена - мамка земли, маленькая-то жена - месяца мамка. Вот поэтому и самоед, и долган, и русский исчисляют время беременности по месяцам. Без мамки месяца глаза не будут рождаться, без мамки-земли душа не будет рождаться. Вот когда две мамки вместе рождают, родятся люди...".

Они плывут по реке, разветвляющейся затем на семь отдельных русел (это моча месяцевой кишки), встречают еще несколько родовых немощей и останавливаются на ночевку.

Утром в самом начале пути они пересекают дорогу большой немочи, той самой, которую уже встречали в нижнем мире, там, где в месте слияния семи ручьев выросли из одного комля три дерева - три немочи связанные с первородным инцестом. Это прекрасный пример гиперпространственной склейки, соединяющей через многомерное пространство два удаленных мира.

Затем они находят два ящика с глазами, которые посылает мамка месяца, дальше встречают на нижней (северной) стороне очень тощую бесплодную олениху:

"..."Что это такое? Как будто это важенка из одних костей состоит. Почему это конец (вагины) под ее копчиком шевелится, суживается и расширяется? Я боюсь, что это такое?". Мамка на это сказала: "Это немощь нерожающих женщин и оленей-нетелей. Она стремится к случке, но напрасно. Поэтому-то и шевелится ее (ватина). Вот эта немощь пот-мокроту у женщины вытягивает. Оттого женщины становятся тощими и перестают рожать"".

После ночевки они продолжают свой путь и приходят к большому чуму:

"...Вот дальше пошли, дошли до того места, где показалась верхушка чума. Кругом дымохода семь месяцев нарисовано. Вот когда пошли ближе, и чум показался. Вокруг чума будто семь месяцев стоят. Вход-то в чум насилу нашли. Покрышка-то входа оказалась сделанной из шкур лиц четырех немощей, сшитых вместе. Вот от середины двери пятном глядят эти лица. "Ну, мамка, до какой страны дошли?"...".

Это и оказывается чум мамки глаз, второй жены Бога верхнего мира, зачинающего души людей:

"...Мамка (Хорэ) сказала: "Как, ты не знаешь? Это души шаманских глаз мамки. Вот это девяти месяцев мамка, девять месяцев старухины девки. Вот поэтому люди девять месяцев считают. Теперь - дверь из шкур рож четырех немощей: эти рожи старухины четыре мужика. Один мужик - немощь снежной слепоты, другой мужик- немощь одноглазия, третий мужик - немощь близорукости, четвертый мужик - немощь глазных болезней. Вот от них и происходят слепые, одноглазые, близорукие, больные глазами новорожденные.

Вот мамка месяца новорожденному ровно два глаза посыпает. Один из мужиков по пути оба глаза выкрадывает, оттого слепые рождаются; другой мужик один глаз выкрадывает, оттого одноглазые рождаются; другой мужик половину глаза крадет, оттого узкоглазые (близорукие) рождаются, другой мужик остроту зрения крадет, оттого с больными глазами рождаются".

Вот поэтому теперь мало людей, имеющих хорошие глаза. Вот эти дьяволы и воруют у всех орд глаза. Оттого бедных стало много. Как будут ходить, промышлять люди с плохими глазами? Сидят они на месте. Зачем слепых много стало? Вот почему я и шаманю, прошу: "Дай, мамка, людям хорошие глаза"".

Внутрь они попадают через вход и видят мамку глаз, выглядящую как маленькая девочка. Божество в образе маленького ребенка тоже довольно распространенный образ коллективного бессознательного, неоднократно описанный К.Юнгом.

"...Вот мамка глаз оказалась видом как маленькая девочка. На лбу у ней оказалось солнце, на груди семь месяцев. Вот она сказала: "Аа, какие это гости пришли, что вам надо?". Мы сказали: "Вот мы погаными стали, хотим получить шайтаньи глаза. Глаза у нас ослабли от плача, дьявол земли нас попортил, оттого как бы ослепли, другие глаза нам нужны". - "Ну, ладно, как много гостей прибыло. Много гостей не нужно, у меня и так есть три бабы, из которых одна ночью огонь разжигает. У меня ведь два чума. В другом чуме живет шайтанов, докторов делающий бог. Добрый или нехороший совет после дам. Деревьев мамка и ты, парень, ночуйте там. Две бабы пусть с вами ночуют. Одна из них - гусю, рыбе, червяку глаза дающая мамка, в те месяцы, когда несутся птицы и рыба мечет икру. Другая мамка - глаза домашнему и дикому оленю дающая, песцу дающая мамка"...".

Во второй чум они попадают через отверстие, находящееся за очагом. Второй Бог выглядит как маленький мальчик. Они остаются там ночевать вместе с двумя женщинами, посланными с ними мамкой глаз (это напоминает тантрическую инициацию, но подробности проведенной ночи Горнок не сообщает). Утром они возвращаются в первый чум. Мамка глаз говорит:

"Много глаз стало помирать, родить погано стало. Земля снова корм траву для оленей, для промысла станет родить, потому что об этом мамка деревьев просит. Вот когда снова уйдете из моего чума во второй чум, там будут подарки. Вас доктора отец, Миколы-иконы отец, вместо меня, одарит".

Они снова идут в чум, где ночевали и Бог отец шаманов целителей спрашивает:

""Откуда пришли гости, что нужно?". - "Земля стала погибать, надо помочь. Надо, чтобы добрые дни наступили, за этим пришли. Дни наступили плохие, оленей стало мало, промысла стало меньше. Многие люди болеть стали, слепыми стали - вот из-за этих мук пришли сюда. Зачем нас забросили, кто нас будет опекать? Отца ищем, мать ищем. У нас сил не хватает, земли дьявол души шаманов поедает. Поэтому мы и просим тебя. Вот теперь нам нужно добрых дней, худые дни бросить надо. Вот нужно нам добрые дни, чтобы рождались дети. Нет у нас сил поправлять больных, нет у нас сил слепые глаза поправлять. Вот когда тебя нашли, мы и говорим тебе: "0тец, дай нам силу".

На это получили ответ:

"Вот потом, когда придешь, камлая над больными, мало будет умирающих. Если бы дал тебе большую силу поправлять всех больных, дьявол земли каждый день с тобою дрался бы. Поэтому наделяю тебя средней силой. Я тебе будущие дни даю, до седых волос станешь жить. Большой нужды испытывать не будешь, в меру будешь жить".

Таким образом, шаман получает самый главный дар - доступ к источнику жизненной силы, энергии. Сразу после этого открывается отверстие в земле под очагом - дорога в средний мир и мамка деревьев говорит:

"Вот эта дыра, - вот когда ради самоедских людей ты станешь шаманить, прежде чем просить у болезни, станешь испрашивать себе силу через эту дыру, станешь кричать: "Отец, мамка, дай силу!". Вот по этой дыре на тебя будет сходить сила".

Однако возвращение на землю тоже происходит не сразу. Сначала они проваливаются в первый слой нижнего мира, опять ко рту земли, с которого начиналось их путешествие:

"...Вот теперь вместе с мамкой деревьев... по отверстию провалились вниз. И вот уселись рядом около двух ям-рек: "Мамка, до какой земли мы дошли?". - "Мы попали на неладную землю. Вот одна яма-река - это яма, которую рубят топором и в которую кладут мертвых, это пожирающий земли рот. Другая яма-река - зубы земли, поедающие деревья. Вот эти оба рта проглатывают умирающих. Вот эти два рта земли мы нашли здесь. Ну вот, прямо пойдем, будем гонять по руслам двух ямных рек".

Вот гоняли, гоняли по ним вниз, теперь темная пора наступила. И вот когда мы следовали по руслам рек, упал туман. Теперь мы под гору, под высокий яр попали. Теперь туман рассеиваться стал. Сильно широкой стала вода. Река разделилась на два русла, по одному руслу мы стали спускаться и дошли до того места, где эти русла снова сошлись. Вот за рекой показалась вдали узкая, как веревка, полоска земли. Эта земля оказалась длинным песчаным мысом. На самой середине этого песчаного яра, у самого края воды стоял очень большой чум. "Мать деревьев, что это такое? До какой страны дошли, не знаешь ли?". "Вот эта вода, по которой уплывают в брюхо земли покойники....".

Отсюда они поднимаются по руслам рек, приносящих ко рту земли мертвых, проходят целый ряд испытаний и, наконец, переходят в средний мир:

"...Вот сначала на этой земле как будто зима была, затем пето настало. Куда ни попало, в разные стороны быстрые ручейки протекли, везде озера, озера и озера. Все озера талые, кругом тишина. Вот из-за множества рыб в них вода волнуется. Когда до этих мест дошли, деревьев мамка меня трижды закружила и остановила. Затем она отряхнулась, подобно оленю, и сказала: "Ну, парень, теперь стой". Я сказал: "Ну, мамка, я не знаю, где мы остановились. Люди меня станут спрашивать". - "Ты так говори: "Вот в страну, в которой родился, божескую страну возвратился я. До уродившей меня матери земли дошел я. Вот тут, на мысу, на беременном ее животе стоим".

На этом заканчивается тонкоматериальное путешествие и праздник Чистого чума, продолжавшиеся девять дней. Не смотря на очень сложный маршрут путешествия, большую продолжительность шаман не опускался очень глубоко в нижний мир и не поднимался слишком высоко в верхний. Область его путешествия пролегала в слоях очень тесно связанных с земной реальностью и во многом составляющих с ней единое целое, что характерно для практики шаманизма.

Но даже такое путешествие требовало от шамана мобилизации всех его сил и стало возможным только благодаря покровительству богини Хорэ и его многочисленных духов помощников. При этом Горнок был одним из последних знаменитых нганасанских шаманов, обладавших огромной силой и умением. Все это показывает, как велика пропасть между реальным шаманизмом и его многочисленными имитациями, распространившимися в последнее время.

 

6.2. Картография Ноосферы Земли и её эволюции у индейцев Хопи

Индейцы Хопи или Пуэбло относятся к древнейшему населению Америки. Они смогли сохранить удивительные представления о природе нашего мира, о предназначении человека, о предыдущих цивилизациях, населявших нашу планету и о причинах их гибели. С этой точки зрения их традицию можно отнести к высшим формам шаманизма, когда бытовая магия и борьба за выживание уступают место служению высшим духовным целям, борьбе за сохраниение и эволюционирование биосферы-ноосферы нашей планеты.

Вся история народа Хопи свидетельсвует о неуклонном следовании этим высоким целям. Первый раз я встретил упоминание о Пуэбло в книгах К.Юнга. Он писал о их вере в то что выполняемые ими обряды поддерживают существование нашей планеты и что если они прекратятся Земля очень скоро погибнет. Эта философия пронизывает все существование Хопи и вся их жизнь и быт подчинены этой мессианской роли.

В начале 2000 года мне посчасливилось встретиться в Аризоне с духовным лидером клана Женщины-паука (Spider Woman) Мартином (Martin Gashweseoma). Женщина-паук одна из верховных Богинь Хопи, творец и хранитель всех форм жизни на Земле включая и человека. Соответственно ее клан является одним из центральных в традиции Хопи. Именно лидеру этого клана поручено хранить древние тексты (tablets), по легенде полученные от предыдущих цивилизаций, населявших Землю до мировых катастроф.

Одна из основных миссий Хопи и состоит в том чтобы нести это знание, сохраняя преемственность между цивилизациями. А центральной задачей инициации является приобщение к этому сакральному знанию и миру духов и Богов, помогающих выпoлнять эту миссию.

Важно отметить, что в этих текстах содержиться знание не только о прошлом, но и о будущем, включая и возможную гибель земной цивилизации. По представлениям Хопи мы сейчас живем на 4-й Земле, три предыдущих были уничтожены, так как человечество забыло о своей миссии и погрязло в погоне за удовольствиями, борьбе за власть и национализме. Самое грусное, что согласно этим текстам мы сейчас на грани следующего 4-го апокалипсиса. И все усилия Мартина и других верных традиции Хопи направлены на то чтобы его предотвратить.

Именно с этой целью перед началом войны с Ираком в он созвал пресконференцию на которой впервые показал белым людям древние тексты (tablets). Дело в том, что согласно содержащихся в них прорчествам, нападение на Ирак является началом третьей мировой войны. К сожалению, эта попытка остановить войну не увенчалась успехом, так что, согласно пророчествам Хопи, уже почти 11 лет как идет третья мировая война. И ее следующая ядерная фаза должна начаться в этом же регионе.

Еще один удивительный синхронизм. Когда 11 сентября 2000 года прогремели взрывы в Нью Йорке я вспомнил о пророчествах Мартина. Когда я посмотрел копию его статьи-предупреждения, оказалось она была опубликована в 1990 году, ровно за 11 лет до этой трагедии! А то что с атакой террористов было связано огромное число синхнонизмов с числом 11 уже неоднократно писалось.

Интересно, что и с христианской точки зрения война в заливе была совсем не заурядным военным конфликтом, так как именно в Ираке находится междуречье - место Библейского Эдема. С этой точки зрения войска НАТО бомбили Эдем, одно из самых священных мест нашей планеты. А если вспомнить что в Библейской истории за гораздо меньшие проступки уничтожались целые народы, то в пророчествах Хопи есть определенная логика.

Следует подчеркнуть что согласно tablets даже начало ядерной войны еще не является концом человечества. Когда мы обсуждали этот вопрос с Мартином он сказал, что в пророчествах говориться о приходе в конце времен полубога - получеловека Белого брата. И если к этому моменту на Земле еще останется некая критическая масса праведных людей, помнящих о своем предназначении исполнять замысел Творца, ход истории можно будет обратить и создать гармоничное и счастливое сообщество людей. Однако с каждым днем шансов на это все меньше и меньше.

Одним из показателей того насколько серьезно относятся к этим пророчествам Мартин и другие, сохранившие верность традиции Хопи, является хотя бы тот факт, что, живя в США они отказываются принимать американское гражданство, чтобы не нарушать линию преемственности.

Картография Хопи представляет особый интерес, т.к. в ней отражается не только вертикальная организация вселенной (Древо мира), но и ее последовательные изменения от моменты творения до наших дней. Рассмотрим сначала представления Хопи о творении земли и ее биосферы, последовательных этапах формирования земной цивилизации.

Космология Хопи

Согласно мифологии Хопи изначально существовал только творец Тайова, он находился в бесконечном пространстве без времени, формы и жизни. Первым он сотворил своего помошника (племянника) Сотукнанга и поручил ему реализацию своего всеобщего плана (Тувагачи).

Первым делом Сотукнанг создал из земли, воды и воздуха 9 миров-вселенных. Первые две были предназначены для них с Творцом, а остальные 7 для будущей жизни.

Й мир

На следующем этапе произошло создание жизни и человека в первом мире называемом Токпела (Бесконечное пространство). Для этого Сотукнанг сотворил первую Богиню Кокъянгвиити, Женщину-паука. В данном контексте образ паука ассоциируется с созданием паутины, как мандалы всеобщей гармонии. В свою очередь она создала двух вспомогательных божеств хранителей биосферы. Первый из них Погангхойя должен был следить за экологическим равновесием. Второй, Палонгавхойя (эхо) контролировал плотные и тонкие вибрации биосферы, или, говоря современным языком, следил за информационным равновесием. Вместе они поддерживали вращение земной оси.

После того как Погангхойя и Палонгавхойя закончили подготовку земли к жизни, Женщина-паук создала растения, птиц и животных и всех остальных существ населяющих биосферу. Наступила очередь человека.

Сначала по образу и подобию Сотукнанга она сотворила четырех мужчин четырех цветов кожи (желтого, красного, белого и черного), затем их супруг. Пройдя через три фазы Созидания они увидели своего Творца Тайову в облике Солнца, вдохнувшего в них жизнь.

Однако эти первые люди еще не умели говорить.Что бы дать им речь мудрость и силу она позвала Сотукнанга. Для людей с разным цветом кожи он дал разные языки и силу размножаться.. Однако первые люди прекрасно понимали друг друга, общаясь телепатически. Языки им были даны для исполнения замысла Творца, так как при произнесении молитв и пении песен их энергетические центры генерировали вибрации, трансформировавшие ноосферу Земли в нужном направлении. По-видимому, разные языки были нужны для воздействия на разные спектры тонких вибраций.

Согласно легендам Хопи первые люди мало напоминали современного человека и были больше похожи на разумных насекомых. Они жили очень счастливо в мире с животными, питаясь плодами матери Земли, пока не стали нарушать заповеди Сотукнанга и Женщины-паука о служении Творцу. До нарушения заповедей Творца первые люди не знали болезней, и, хотя говорили на разных языках, прекрасно понимали друг-друга с помощью вибрационных центров.

Однако стало появляться все больше людей использующих вибрационные центры тела для своих эгоистических целей. Этому способствовали и два искусителя. Первый из них Лаваихойа, появлявшийся в виде птицы-пересмешника Мочни, сеял нанионализм и антропоцентризм. Он убеждал людей в том что они выше животных, а так же в различиях между рассами с разным цветом кожи и языком. Другой Катойа, имел облик змеи с большой головой. Он сеял подозрительность, жестокость и нетерпимость.

В результате мир и покой исчезли на Земле. Осталось лишь очень немного людей сохранивших веру в Творца и преданность его замыслу. Видя это Тайова и Сотукнанг решили уничтожить этот мир, лишь те кто сохранил чистоту могли спастись. К ним явился Сотукнанг и предупредил о приближающемся конце света. Он сказал что им следует идти в указанное место, ориентируясь ночью по звезде, а днем по облаку, которые можно увидеть вибрационным центром на макушке головы (копави).

Таким образом через много дней и ночей люди из разных стран и народов собрались в указанном месте - это и были первые Хопи. Затем появился Сотукнанг подвел их к горе где жили люди-муравьи и приказал открыть входное отверстие. Он посоветовал людям научится у муравьёв трудолюбию и способности делать запасы. Муравейник и был своего рода гиперпространственным космическим кораблем, где люди пережили уничтожение первой земли.

Первый Мир Токпела был разрушен огнем очень быстро, однако пришлось ждать довольно долго пока он остынет чтобы сотворить новый. Когда Сотукнанг закончил свою работу он пришел на крышу муравейника и постучал ней. Тогда вождь Людей-муравьев поднялся к отверстию и открыл его крышку (нута).

Й мир

Новый мир Токпа (Темная полночь) оказался не столь совершенным как первый, но тоже был по своему прекрасен. В нем люди-муравьи превратились в насекомых муравьев. Хопи же дали начало земным народам. Они попрежнему не нуждались в языке как способе общения, а видели и говорили друг с другом на любых расстояниях с помощью центра на макушке головы.

Животные во втором мире были дикими и держались в стороне от людей. В этом мире люди стали изготовлять предметы и запасать пищу как это делали муравьи. Они научились строить дома и деревни, прокладывать дороги, появилась торговля.

Тут то и охватила людей жажда накопительства. В этом мире было в принципе все что нужно человеку, но они желали иметь все больше и больше. Люди перестали петь гимны Творцу, а стали восхвалять товары. Потребительская психология породила жадность и ссоры, в конце концов между деревнями разгорелись войны.

Поэтому было решено уничтожить и этот мир, а Хопи (избранные люди) снова переждали конец земли у Людей-муравьев.

По приказу Сотукнанга ось Второго мира была предоставлена самой себе, он стал вращеться с огромной скоростью, раскачиваться и дважды перевернувшись сошел с орбиты вокруг Солнца. В результате горы и моря перемешались, затем все превратилось в кусок льда.

Й мир

Когда все старое разрушилось Сотукнанг возвратил Землю на прежнюю орбиту и начал создание третьего мира Кускурза. После того как все было готово он открыл крышку муравейника и выпустил из него людей.

Интересно что в современной традиции Хопи образ такого космического муравейника воплощен в их храме Кива. Выходя из него участники церемонии поднимаются по лестнице в центре храма через отверстие в потолке. Это символизирует переход в новый мир.

В третьем мире размножение и развитие людей пошло столь быстрыми темпами что стали появляться города и страны, возникла цивилизация.

И тут опять многие люди стали забывать о своем предназначении, попали под влияние животных страстей.

В этом, третьем мире возобладала похоть, много людей начали использовать свою репродуктивную силу извращенным способом. Чем в большее число сексуальных связей вступали женщины и мужчины, тем выше был их социальный статус.

Соответственно исказилось и использование творческого потенциала, тесно связанного с сексуальной энергией, они стали применятся для низменных целей. Началось создание магических механизмов, предназначенных для войны. Тут особо пагубную роль сыграл Клан Лука. Так были созданы первые летающие аппараты патуввота, имеющие форму щитов и питамые жизненной энергией людей (не трудно заметить, что все это очень напоминает НЛО).

Вскоре очень многие люди научились строить патуввота, начались разрушительные войны. Увидев это Сотукнанг решил разрушить третий мир, но уже с помощью потопа. Он пришел к Женщине-пауку и научил ее, как спасти праведных людей, пока их не совратили или не убили. В этот раз из полых стеблей специального растения, вроде бамбука или тростника были изготовлены герметичные контейнеры с небольшим запасом воды и пищи (хурусуки, теста из белой кукурузной муки). В них люди и переждали ужасный потоп, уничтоживший всю сушу. Интересно, что количество пищи и воды не уменьшалось сколько бы люди не пили и не ели. Согласно легендам Хопи остатки третьего мира до сих пор лежат под толщей океанов.

Тут так же видно очень много аналогий как с легендами о Лемурии и Атлантиде, так и Библейскими сказаниями.

Поиск 4-го мира

Когда воды успокоились, и был создан новый мир, люди вышли из своих контейнеров и оказались на небольшом клочке земли, вершине высочайшей горы предыдущего мира. На этот раз путь к следующему, четвертому миру оказался намного труднее. Люди были вынуждены сделать плоты и плыть через безбрежний океан. Таким образом они останавливались еще на трех островах пока наконец не попали на земли нового мира. Последние два из них были очень красивы и удобны для жизни. Однако, каждый раз когда люди думали что достигли вожделенной земли Женщина-паук говорила им - "Слишком легко и приятно жить здесь, и вы вскоре снова встанете на путь зла."

Столь сложный путь был, повидимому, связан с необходимостью закалить дюдей испытаниями, что бы уменьшить шансы повторения ошибок прежних миров, где все давалось слишком легко и просто.

Дорогу они находили благодаря помощи Женщины-паука и магическому видению через высший центр на макушке головы.

О духовно продвинутом человеке, у которого этот центр активен Хопи говорят, что у него открыта Дверь на макушке головы. Сооотвественно высший уровень шаманского дара, который при инициации могут получить только избранные это открытие данного центра.

Й мир

Когда через много лет







Date: 2016-07-25; view: 749; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.086 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию