Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Деятельность как социальная основа менеджмента

Антропо-социо-культурная сфера бытия. Деятельность как способ бытия человека, включающий материально-практическое созидание и духовное постижение мира.

Социальные законы прогресса человечества.

Субъект и объект деятельности. Внешняя и внутренняя деятельность. Действие как единица анализа деятельности. Структурный механизм ориентировочной, исполнительной и контрольной частей действия. Виды деятельности. Социально-культурная деятельность как создание, усвоение, сохранение, распространение и дальнейшее развитие ценностей культуры.

Признаки культурной деятельности человека: символичность, смыслополагание, коммуникативность, регламентированность, созидательность. Коллективная деятельность - важное условие культурного процесса. Теория деятельности и социальная практика.

Основные вопросы:

1. Деятельность как способ бытия человека.

2. Социальные законы прогресса человечества.

3. Субъект и объект деятельности. Виды деятельности.

4. Признаки культурной деятельности человека. Коллективная деятельность - важное условие культурного процесса.

 

Цель – раскрыть значение деятельности в общественной жизни людей, целенаправленно преобразующих объективную природную и социальную действительность.

 

Комитет по развитию менеджмента в Европе (Брюссель) определил менеджмент как управление людьми в организациях на основе динамич­ных методов анализа, принятия решений и общения, которые направлены на достижение целей путем использования запланированных, организованных и кон­тролируемых средств.

В организацию людей приводит желание совместного дела, стремление удовлетворить общие интересы, потребность координации в обеспечении своей жизнедеятельности. В организации отражается общественный характер деятельности человека, «значимой для общества, востребованной обществом, осуществляемой в обществе и управляемой обществом» (Туев В.В.). Все это получило отражение в широко используемом атрибуте «социальный».

Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политике, науке, образовании, культуре. Менеджмент в сфере культуры – способ деятельности и особая область знаний, охватывающая проблемы организации управления человеческими отношениями в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики. Специфика менеджмента в сфере культуры проявляется в его направленности на управление социально-культурными системами для получения конкретного результата по воспроизводству, сохранению, популяризации и распространению культурных ценностей.

 

Одним из главных услови­й совершенствования социальной действительности становится организация социально-культурной деятельности как важной формы самовыражения, самореализации личности. Финансируемые из республиканского и местного бюджетов досуговые про­граммы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициа­тив, новых форм творчества.

В реальной экономике, в едином пространстве деловых и экономических отношений действуют общие законы и нормы, регулирующие финансовые, материальные потоки, производственные, товарно-денежные и деловые отношения. Экономическая деятельность социокультурных учреждений, обладая существенной спецификой, - в своей основе подчинена общим закономерностям и принципам рыночной экономики, методам управления, психологии менеджмента и маркетинга.

"Менеджмент в сфере культуры" как учебный курс продолжает усвоение теоретических основ управления, приобретенных в учебном курсе "Основы менеджмента" с учетом приоритетов сферы культуры.

Цель курса формировать у студентов прочные профессиональные установки для работы в современных социально-экономических условиях, раскрыть концепцию менеджмента в сфере культуры.

Задачи курса:

- показать роль, значение и содержание государственного регулирования и поддержки развития культурной жизни;

- усвоить идеи менеджмента как управления производственными отношениями по воспроизводству, сохранению, популяризации и распространению культурных ценностей, организации досуга населения;

- овладеть теоретическими основами эффективного управления организациями культуры разных типов;

- выработать элементарные умения разработки культурных программ разного профиля и уровня, формирования профессиональных и любительских коллективов и команд.

Курс направлен на выработку у студентов необходимых организационно-творческих, управленческих умений:

– анализа внутренней и внешней среды организации культуры, ее жизненного цикла; управленческих процессов как последовательных действий по преобразованию ресурсов в результаты; организационной структуры управления с разными способами реализации полномочий руководителя, его поведенческими действиями;

– разработки, выбора и реализации управленческих решений, неразрывно связанных с общими функциями самого процесса управления (планирование, организация, активизация и контроль), учетам особенностей творческих коллективов сфере культуры;

– выявлению проблем руководства как типа организационного поведения, обусловленного определенным служебным статусам и властными полномочиями, спецификой деятельности учреждений культуры, их социальной направленностью и особенностями культурного продукта;

– индивидуального усвоения теоретического материала и связи его с культурной практикой, развития логики устного и письменного пересказа;

– использования терминологии социальной и прикладной культурологии, социальной психологии, теории управления, творческого конструирования корректных определений.

 

 

1. Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности.

Из рассуждений известного культуролога Андрея Яковлевича Флиера, который подчеркнул неисчислимость сущностных и функциональных характеристик культуры:

«культура – это средство самоорганизации совместной жизнедеятельности людей в виде определенных устойчивых сообществ на основании того или иного типа социальной солидарности, определяющего историческую типологию самой данной культуры; <…>

культура – это совокупная общественная и индивидуальная деятельность по реализации потенций и способностей, заложенных в человеке».

Именно деятельность человека является важным и необходимым фактором возникновения культуры, «сотворенной» среды человеческого бытия, в которой природные явления предстают в преобразованном виде, целесообразно приспособленные к потребностям человеческого существования. Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, сво­бодное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).

Человек, общество и культура составляют триединую онтологическую структуру: антропо-социо-культурную форму бытия. Она зародилась на нашей планете на определенной ступени истории природы, а ее законы существования и развития вышли за пределы биологических законов природы. Человек познает внешнюю среду в процессе практики как деятельное существо, тем самым обеспечивая развитиеобщества. Энергия субъекта направлена на объекты или других субъектов и выступает в самых различных формах в самых различных видах деятельности. Происходит познание мира – ценностное ос­мысление мира, идеальное преобразование (проектирование желаемого), межсубъектное взаи­модействие людей — духовное общение.

С рождения человек становится частицей первичной общности – семьи. Постепенно он включается в новые социальные группы – сверстников, соседей, сослуживцев. Происходит взаимодействие по разным основаниям, объединение для общего дела. Выявляется потребность в согласовании, координации совместных усилий. Возникает необходимость в управлении. Любая деятельность человека содержит в себе в качестве необходимого и объективного элемента управление, от которого зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность совместной работы, заинтересованность каждого в общем результате. управление – воздействие, направленное на кого-либо, что-либо действие, меняющее ситуацию, побуждающее двигаться в нужном направлении, добиваться необходимого результата с помощью убеждения, внушения, принуждения, стимулирования.

Культура — необходимое условие существования общества и поэтому может рассматриваться как всеобщее достояние. Уже на ранних этапах человеческой истории выделяется особая категория людей, которые профессионально заняты воспроизведением, поддержанием и обновлением культурных норм, ценностей и смыслов. Во всяком обществе образуются особый институт и профессиональные кадры, которые заняты поддержанием и развитием культуры, оставляя хозяйство за «производительными классами», а власть за политиками. Культура — это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику [Ерасов Б.С.].

 

 

2. Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания.

Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Американский психолог Ричард Нисбет определяет прогресс как идею, согласно которой человечество медленно, постепенно и долго выползало из первоначальных условий страха, отсутствия культуры, невежества, поднимаясь к более высоким уровням цивилизации, несмотря на случайные отклонения.

Современное толкование социального прогресса основывается на следующих представлениях:

n необратимость времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

n направленность движения без повторения его стадий;

n кумулятивный процесс, протекающей либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

n различие между типичными, необходимыми стадиями процесса;

n самодвижение (саморазвитие) процесса на основе эндогенных причин;

n неизбежность, необходимость и естественный характер процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

n улучшение, усовершенствование каждой последующей стадии процесса.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т. е. это не чисто описательная, детальная, объективированная концепция, а скорее ценностная категория. Один и тот же процесс может квалифицироваться по-разному в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэропорты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т. д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации). Происходящие сейчас в посткоммунистических странах процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами, неуправляемостью и широким распространением масс-культуры.

Проявления кризиса идеи прогресса:

n распространение мистицизма, бунт против рассудка и науки, всеобщий пессимизм, представление о дегенерации, разрушении и упадке культуры;

n замена идеи необходимости постоянного экономического и технологического роста идеей пределов роста;

n смена веры в рассудок и науку убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма;

n чувство бессмысленности, аномии и отчуждения взамен утверждения важности, высочайшей ценности жизни;

n повсеместное распространение идеи кризиса как хронического, всеобщего без его будущего ослабления.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса, не утруждая себя рассуждениями о последствиях такого прогресса, приводящего к многочисленным техногенным катаклизмам.

Среди частных критериев прогресса: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Но понятие прогресса настолько прочно вошло в современное массовое сознание, что часто само представление о прогрессе – прогрессе как таковом выступает в роли ценности. То есть, достаточно определить нечто как прогресс, чтобы наделить это явление смыслом и дать ему право на жизнь. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Прогресс, мы отмечали, может мыслиться либо как стремление к какой-то цели, либо как беспредельное движение и развертывание. Очевидно, что прогресс без основания в какой-либо иной ценности, которая бы служила ему целью, возможен лишь во втором варианте – как бесконечное восхождение. И здесь мы наталкиваемся на парадоксальность современного сознания, мыслящего прогресс в качестве самоцели. Его парадоксальность состоит в том, что движение без цели, движение в никуда – бессмысленно.

 

3 Культуролог Ерасов Б.С. включает в и категорию деятельности «как всякую целесообразную производствен­ную деятельность, направленную на изменение окружающего мира, так и те компоненты поведения, которые делают возможным производство или же предстают как формы отвлечения от производства (в том числе досуг, отдых, игра). Для эмпирических исследований могут быть выделены самые разнообразные виды деятельности (более ста), каждый из кото­рых может быть охарактеризован через цель, бюджет времени, социальную направленность, частоту и т.п.». В философской трактовке существует подразделение деятельности на: материально-практическую (удовлетворение первичных потребностей человека в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы), общественно-политическую (различные формы влияния на социальные процессы и организацию общественной жизни), научно-познавательную, инновационно-технологическую, социально-духовную (интеллектуальное или художественно-творческое усилие).

В сфере последней прикладная культурология рассматривает социально-культурную деятельность дифференцируемую на:

 создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе (процесс создания ценностей культуры);

 включение человека в систему восприятия и освоения ценностей культуры (процесс освоения ценностей культуры);

 организацию по сохранению ценностей материальной и духовной культуры (процесс сохранения ценностей культуры);

 трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога (процесс распространения ценностей культуры);

 создание благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции (процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности).

Среди используемых дефиниций наиболее логичной представляется следующая: «социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная практика создания, освоения, сохранения, распространения ценностей культуры ».

Со­циально-культурная деятельность является разно­видностью культурной деятельности, осуществляемой тремя социальными субъектами – создателями, хранителями и пользо­вателями культурных ценностей. Это: 1) личность, социализированный индивид; 2) формаль­но организованные или неформальные социальные группы; 3) социум, общество в целом. Следовательно, в зависимости от субъекта, культурная деятельность подразделяется на индивидуальную (начальный источник всех культурных новаций, которые возникают и созревают в сознании человека), группо­вую и массовую (коллективная оценка и отбор, распрост­ранение, хранение предлагаемых индиви­дами новаций в социальном времени и пространстве). Индивидуально-культурная деятель­ность (ИКД) — культурная деятельность индивидуального субъекта по: а) созда­нию культурных ценностей (самореали­зация личности); б) саморазвитию лично­го духовного и физического потенциала (индивидуализация личности); в) освоению знаний, умений и норм культурного ис­пользования природных ценностей, па­мятников культуры и духовных культур­ных ценностей (социализация личности). Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность соци­альных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) обоб­ществлению культурных новаций; б) раз­витию способностей индивидов и обслу­живание их творческой деятельности; в) социальной коммуникации, т.е. распрос­транению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Практически инди­видуально-культурная деятельность осуще­ствляется в социальной среде, поэтому СКД и ИКД неразрывно связаны друг с другом, что нагляд­но проявляется в педагогическом сегменте социально-культурной сферы. «Все прак­тикуемые учреждениями культуры гуманистические воспитательно-образователь­ные, художественно-развивающие, человекотворческие и т.п. технологии нацелены не на «личность вообще», а на индивиду­ально-культурную деятельность этой лич­ности, обусловливающую самореализа­цию, индивидуализацию и социализацию последней. Усилия социальных педагогов не увенчаются успехом, если не удастся пробудить индивидуально-культурную активность их учеников, протекающую первоначально в психологическом мире личности и только потом проявляющую­ся во внешней социальной среде»[1].

Таким образом, социально-культурная деятельность, являясь подсистемой духовной жизни общества, вместе с тем, как система, подразделяется на ряд подсистем, через функционирование которых проявляется и воспроизводится сущность, содержание, специфика и социальная природа данного явления.

Ø Социально-культурная деятельность – это область профессиональной деятельности по созданию продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей с использованием особых образно-символических средств и творческого воображения в соответствующих видах искусств: пространственных (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладные искусства), временных (музыка, литература) и пространственно-временных (театр, кино, балет).

Ø Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой, идеологией.

Ø Социально-культурная деятельность объединяет различные социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение каждой личностью.

Ø Социально-культурная деятельность как учебная дисциплина ставит своей целью профессиональную подготовку специалиста, владеющего знаниями, умениями и навыками организации различных видов и форм социально-культурной деятельности.

В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуротворческая, коммуникативная.

Познавая внешнюю среду в процессе практики как деятельное существо, человек тем самым обеспечивает развитиеобщества. Энергия его направлена на объекты или других людей и выступает в различных формах и в различных видах деятельности. В таком качестве человек выступает как основной структурный компонент деятельности и именуется – "субъект", т.е. активная, целенаправленная, "инициирующая сторона", носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.

Итак, в каждом социальном действии могут быть выделены два обязательных структурных компонента: субъект действия, или тот, кто действует, и объект действия, или то, на что направлена деятельная способность субъекта. Структурная "двумерность" действия не нарушается и в ситуации, когда объект отсутствует (к примеру, если человек занимается физкультурой, не используя спортивных снарядов). В этом случае имеет место композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, субъект становится объектом собственных усилий.

Наиболее общие механизмы деятельности: внешние — чувственно-предметная, материальная деятельность; внутренние — деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А.Н.Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация». Существует и обратный переход — от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином «экстериоризация». Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану — примеры экстериоризации.

В современной науке достаточно хорошо раскрыто строение деятельности. Любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение. Действия выполняются благодаря наличию в них многообразных операций.

Рассмотрим основную единицу анализа деятельности – действие, процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата (сознательный). Действие – пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действия порождают мотивы.

Действие по форме может быть практическим (внешним), идеальным и теоретическим (внутренним). Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.

Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Цель задает действие, действие обеспечивает pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, следовательно и действия подpазделяются на более мелкие, обpазyя иеpаpхическyю стpyктypy.

Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Исследования показали, что решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть. Она определяет быстроту формирования и качество действия.

Ориентировочная часть действия направлена: а) на правильное и рациональное построение исполнительной части, в этих случаях ее содержание – учет условий, объективно необходимых для правильного (и рационального) построения исполнительной части, которая заранее задана, и б) на обеспечение рационального выбора одного из возможных исполнений. Эта функция ориентировочной части действия отчетливо выступает при анализе действий, связанных с шахматной игрой. В самом деле, ориентировочная часть действия должна обеспечить правильный выбор очередного хода, это главное. Что касается исполнительной части выбранного действия, то она в данном случае очень проста, как перестановка фигуры с одного поля шахматной доски на другое в соответствии с правилами хода данной фигуры. В этом случае при выполнении ориентировочной части действия человек должен использовать для ориентировки не только систему условий, обеспечивающих правильную перестановку фигуры с поля на поле (исполнительная часть действия), но и те особенности шахматных позиций, которые определяют выбор очередного хода. Таким образом, ориентировочная часть, в принципе, обеспечивает не только правильное исполнение действия, но и рациональный выбор одного из множества возможных исполнений.

Контрольной часть действия предполагает контроль пооперационный или по конечному продукту, частоту осуществления контроля – при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из них. Контроль существует внутренний и внешний.

Последовательность действий, ведущих к предполагаемому результату, составляет процесс деятельности.

 

4. При рассмотрении деятельности человека, т.е. индивидуальной деятельности, возможно руководствоваться культурологическими критериями, основные из которых: символичность, смыслопологание, коммуникативность, регламентированность, созидательность.

Символичность. Условная передача идеи через символ – художественный знак. Это яркая черта художественного языка. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Нереальная фиксация, «снятая» при помощи тех или иных датчиков, а то, что находится над реальностью движений, таится под реальными перемещениями тел и вещей или какой скрытый смысл имеет данное действие. Художественное обобщение. сравнение, метафора, параллели, наводящие на ассоциации. (Судьба героя символична). Поэтому первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точнее, символичность поступков.

Смыслополагание. Наделениефеноменов реального или идеального мира иерархической системой значимостей. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре.

Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры не сводится к простой активности индивида или сообщества, спонтанной разрядке энергетических импульсов. Она всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Такая коммуникативная целенаправленность отличает человеческое общество от животного стада. В стаде тоже происходит обмен информацией — звери «общаются», но их «общение» происходит по поводу реальности, и этим необходимость контакта исчерпывается. В социуме наряду с теми же проблемами, которые возникают в зверином стаде, существует масса других аспектов, не редуцируемых только к необходимости физиологического воспроизводства жизни. Они «завязываются» в сверхприродной сфере, а потому предполагают и взаимодействие индивидов на этом уровне.

Регламентированность. «Культурный контакт» — это предварительное условие всякой культурной деятельности. Он должен состояться, иначе сама деятельность лишается смысла. Следовательно, культурная деятельность регламентирована. Если отсутствуют принятые в данном сообществе формы и каналы, по которым выстраиваются коммуникативные цепочки, или ими пренебрегают, общение не может произойти. Любое общество вырабатывает те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места.

Созидательность. Культурная деятельность состоит – это всегда созидательный акт, в котором объективируется творческий потенциал человека, направленный не на разрушение и уничтожение существующего, а на утверждение нового — на созидание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.

Характеристики человека культурного, субъекта культуры: сознательность, воспитанность, креативность.

Культурная деятельность предполагает и другие аспекты. Представленый необходимый минимум позволяет квалифицировать деяния субъекта как культурные, а самого агента действия – субъектом культуры.

Перечисленные выше черты культурной деятельности в равной степени относятся как к индивиду, так и к сообществу. Индивидуальный или коллективный культурный субъект проявляется лишь тогда, когда в нем ощутимо присутствуют надприродная духовность, воспитанность по определенной культурной модели, а также творческая инициатива.

Культура представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, а практическими, творцами и исполнителями являются отдельные личности, которые практически, а ещё больше символически (интеллектуально, образно) упорядочивают окружающий мир, придают ему некую условную понятийно-содержательную структуру, благодаря чему человек ориентируются в мире (прежде всего в смыслах человеческих отношений). Важнейшим для человеческого сообщества является стремление к социальной консолидации, которая дифференцируется на интеграцию людей пo практической необходимости и по идейным причинам. Такие объединения могут быть кратковременными (для решения конкретной задачи) или долговременными и исторически устойчивыми и должны обладать явными признаками социокультурной локализации, автономности от всех иных социальных групп, что происходит в социальных организациях сообществ и их сегментов, задающих мировоззренческие, идейные и нравственные основания для их социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства [Флиер А.Я.].

Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления, и преобразования непосредственно связаны с коллективной деятельностью субъектов, направленной на предметы и материалы, сферы, области жизни и деятельности людей. Все большее значение приобретает специализация трудовых процессов, что приводит к углублению существующих форм, общественного разделения труда и возникновению нового крупного разделения труда; преобладающее значение приобретает коллективное производство, коллективный характер труда. Все это вызывает повышенный научный интерес к изучению проявлений коллективной деятельности.

В 1967 году в Англии У.Бакли в своей работе «Социология и теория современных систему разработал модель коллективного поведения людей как базу социокультурного процесса. По его мнению, такая модель предполагает работающую систему взаимодействующих компонентов с внутренними источниками напряжения, – систему, полностью вовлеченную в непосредственную деятельность с различным внешним и внутренним окружением, с акцентом на активную, конструктивную сторону социального функционирования, в результате чего система становится «встроенной, генерирует, вырабатывает идеи и переструктурирует себя». Годом спустя американский социолог А.Этциони предложил теорию «активного общества», «общества самонаправленности», где главным является рассмотрение мобилизационных сил коллективов и обществ в качестве основного источника собственных преобразований и трансформаций их отношений с другими социальными единицами. «Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является». Подчеркивается, что человеческое общество – это «макроскопическое и непрерывное социальное движение», включенное в «интенсивное и постоянное самопреобразование», которое обнаруживается в «самозапускаемой преобразовательности» и способно творчески отзываться на воздействия [А.Этциони]. Все это является главным свойством коллективов, групп и социальных организаций и проявляется в действиях коллективных субъектов разных уровней.

Общество в его самодостаточности как специфического фрагмента бытия, самобытной реальности представляется не простым множеством людей (арифметической счетностью), не «кучей индивидов», а некоторой целостной системой, в которой они объединены совокупностью связей и отношений. Взаимодействие людей образует общественную жизнь, оно создает общество как некоторый живой организм, органическое целое с развитой социальной структурой, в центре которой предстает социальное образование в виде группы (сообщества) – социального субъекта [Давидович В.Е.].

Уникальность, неповторимость человека в единстве его индивидуальности и социальности обнаруживается и наиболее полно воплощается в целостном сообществе, когда человек включается во всеобщечеловеческое (коллективное). Также и сообщество получает подлинный смысл, когда способствует и обеспечивает «смыслонаполненное» существование каждой входящей в него личности. Сообщество вне и помимо индивидуальности и неповторимости составляющих его человеческих индивидов «рискует превратиться в серую, однородную, аморфную бесструктурность, лишенную всех источников и стимулов развития». При том что сообщество порождает и содержит общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем входящим в это сообщество индивидуальностям, эти общие характеристики сообщества «приобретают смысл, прочность и, силу только в том случае, если они не подавляют уникальные особенности личностей, а выступают средством развития составляющих это сообщество личностей» [Шаронов В.В.].

В Новое время сложилась парадигма, абсолютизирующая роль и значение научного исследования социальной практики. Вместе с тем в конце этого века наблюдается различение и даже противопоставление исследования и других видов познания, к которым принято сейчас относить проектирование, конструирование и программирование. Характерной их особенностью является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Эти виды познания были известны со времен Античности (например, проектирование идеального государства Платона), но идеология познания только как исследования, сформированная в Новое время, вытеснила другие способы осмысления на периферию научного сознания.

В настоящее время интенсивно формируются такие виды организационно-управленческого сознания, которые неразрывно связаны с политико-экономическими целями, с необходимостью создавать механизмы перехода из прошлого в будущее, т.е. с проектированием, конструированием, программированием. Без создания сценариев предстоящих действий, без анализа их тенденций, без анализа позиционных структур и противостоящих друг другу субъектов достичь требуемых целей в сегодняшнем общественном контексте не удается. И здесь конкретный теоретико-деятельностный анализ, а также результаты этого анализа приобретают важнейшее значение. Теория деятельности, с точки зрения ее использования в различных областях социальной практики, выступает как инструментальная система проектирования и программирования. Эта работа связана с созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно с построением особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобных проектов.

Изображение какой-либо конкретной практики, требующей своего развития, — сложная теоретическая задача. При таком подходе приходится не просто описывать то, что уже появилось в реальности, но создать на основе теоретического видения то, что до осуществления проектной работы не существовало. Намечаемое целевое преобразование практики может быть представлено исключительно как замысел, как идеальное. При этом принципиально важно, что язык теории деятельности позволяет строить в воображении будущие формы той или иной практики.

В качестве основного механизма развития социальной практики выделяются процессы ее проектирования. Проектирование предполагает, что представители конкретной профессиональной деятельности совместно с методологами, социологами и психологами, использующими деятельностный подход, превращают собственную профессиональную работу в предмет преобразования на основании новой организации деятельности. Соотнесение новой организации деятельности и уже сложившейся ее организации завершается построением новых средств осуществления деятельности. Формирование подобного замысла невозможно без предварительной проработки исторических тенденций развития данного вида деятельности.

Замысел преобразования первоначально создается с помощью схем, а затем участники соответствующей работы на уровне умозрения как бы "проживают" процесс преобразования деятельности.

 

Литература

Анисимов, О.С. Основы теории деятельности. Учебное пособие / О.С. Анисимов. – М.: ИПК госслужбы, 2005. – 280 с.

Бабосов, Е.М. Социология управления: Учебн. пособие / Е.М Бабосов.– Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 288 с.

Грыгаровіч,Я.Д. Менеджмент у сферы культуры /Я.Д.Грыгаровіч, А.І. Смолік //Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – С.103-115.

Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.

Киселева,Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.– М.: МГУКИ, 2004. – 481с.

Культурология: Учебник / Под ред.Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Юрайт-Издат, 2005. – 566 с.

 


[1] Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности.– СПб: СПбГУП, 2003. – С.18.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Тема № 1 Понятия и сущность правовой работы и юридической службы организации. | Основные сведения о бурении скважин и вскрытии продуктивных пластов.

Date: 2016-07-25; view: 1795; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию