Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель: В рамках научно-исследовательского семинара принять участие в интернет-конференции «Проблемное поле современных социально-гуманитарных исследований».





Задача: В рамках доклада сформулировать алгоритм методологического направления НИР.

I. Вводная часть:

Прежде чем сформулировать алгоритм интересующего нас направления НИР, необходимо хотя бы кратко обозначить основное понятие коммуникации в том ракурсе, который и сможет нас подвести к цели данного доклада к так называемому «инструменту» способного проследить цепочку событий трактуемые иерархической коммуникацией и сделать определённые выводы.

Коммуникация - сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое условие и фундаментальную основу существования чело­веческого общества и природных сообществ. Этим объясняется присталь­ное внимание, которое уделяют проблемам коммуникации социально-гума­нитарные, естественные и технические науки.

Формирование представления о коммуникации невозможно без антропологического аспекта, поэтому важную роль в коммуникавистики играет «межличностная коммуникация», в сути которой лежит процесс обмена сообщениями и их интерпретацией двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Под коммуникативными действиями мы понимаем – действия, ориентированные на смысловое восприятие их другими людьми, это связь,в ходе которой происходит обмен сообщениями (или информацией).

Теоретические истоки современной коммуникавистики обнаружива­ются в классическом периоде античной философии, когда центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Обращение к проблеме человека выводило на первый план проблему человеческих отноше­ний и человеческого общения.

Модель Аристотеля. В «Риторике» древнегреческий философ писал: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обраща­ется; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)». Таким образом, данная модель универсальна — она отражает коммуникативный акт как в устной, так и в письменной формах. В этом акте выделяются три основных элемента коммуникации: оратор – речь – слушатель. Эти элементы, хотя и в измененном виде, воспроизводятся и в последующих моделях коммуникации.

Изменения в характере общественных связей и отношений, происходя­щие на каждом последующем этапе человеческой истории, получали соответствующее теоретическое отражение. Усложнение общественных связей и отношений влекло за собой структурное усложнение и большее разнообразие коммуникативного знания.

Циклическая модель. Было бы слишком большим заблуждением рассматривать коммуникацию как линейный процесс, у которого есть начало и есть конец. В действительности этот процесс бесконечный, чтобы исправить неточность линейных моделей, необходимо подчеркнуть циклический характер коммуникации, когда её участники периодически меняются ролями. Ниже приведён рисунок, который наглядно демонстрирует, что при обмене сообщениями «источник» и «получатель» поочерёдно меняются ролями, в результате чего коммуникация превращается в диалог.

 

Коммуникатор А
Сообщение
Сообщение
Коммуникатор В

 

 


Модель Лассуэлла. Эта модель в равной мере могла быть ис­пользована для анализа массовой коммуникации и любого коммуни­кативного действия, которое раскрывается по мере ответа на пос­ледовательно возникающие вопросы: Кто? Сообщает что? По какому каналу? Кому? С каким эффектом? «Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражаю­щей структуру коммуникационного процесса, так и моделью иссле­дования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

В соответствии с этой структурой можно выделить следующие разделы исследования коммуникации, каждый из которых пред­ставляет ответ на соответствующий вопрос: анализ управления процессами коммуникации; анализ содержания передаваемых сообщений; анализ средств и каналов передачи сообщения; анализ аудитории (получателей сообщения); анализ результатов (эффект коммуникационного воздействия). Во 2-й части мы вернёмся к данной модели.

Коммуникация может быть иерархической (с приоритетностью прямой связи) и демократической (с приоритетностью обратной связи). Для иерархической схемы важен приказ, для демократической -убеждение. Для иерархической схемы наиболее важна чистота канала связи, поскольку в ней сообщение, если достигнет получателя, всегда будет выполнено. Не так обстоит дело с демократической схемой, теперь получатель имеет право выбора: выполнять или нет поступившее сообщение. Это связано с еще одним отличием: в рамках иерархической коммуникации перед нами сцепка "начальник — подчиненный", у подчиненного нет иного выбора кроме послушания. В демократической схеме мы имеем дело со свободным человеком. Можно считать, что эти два типа коммуникации принадлежат к разным социальным структурам: государству и обществу и соответственно государство заинтересовано в единстве, общество — в разнообразии. Отсюда и возникает вышеотмеченная ориентация на монолог, который должен, по сути, блокировать действия другого, или диалог, разрешающий подобные речевые или неречевые действия.

  Иерархическая коммуникация Демократическая коммуникация
приоритетная связь прямая обратная
получатель подчиненный свободный человек
коммуникативное действие приказ убеждение
тип коммуникации монолог диалог
текст один много

В контексте доклада нас интересует иерархическая коммуникация и её влияние на коммуницирующий индивид. В связи с этим мы переходим ко 2-й части доклада.

Date: 2016-07-25; view: 172; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию