Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание на дипломную работу
На следующей странице после титульного листа подшивается подписанное научным руководителем, студентом и утверждённое кафедрой задание на дипломную работу. Образец задания приведён в приложении Б. Задание на дипломную работу в число страниц не включается.
ОГЛАВЛЕНИЕ (СОДЕРЖАНИЕ)
Оглавление (приложение Д) отражает состав дипломной работы и помещается после титульного листа и задания на дипломную работу. В курсовых и других студенческих работах помещают содержание после титульного листа (приложение Е). В оглавлении последовательно перечисляют наименования разделов (глав), подразделов (пунктов) и подпунктов в том случае, когда последние имеют заголовки. Оглавление (содержание) должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, в том числе: введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список для дипломных работ (для других студенческих работ список использованных источников) и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы студенческой работы [п. 5.4.1 ГОСТ 7.32-2001]. Приложения документов организации могут не нумероваться. В оглавление (содержание) вписывают номера страниц, на которых размещаются начала разделов и подразделов, пунктов. Эти номера выравнивают по правому полю страницы и размещают в конце последних (нижних) строк заголовков и подзаголовков соответственно. Пример оформления оглавления приведён в приложении Д, содержания – в приложении Е.
ВВЕДЕНИЕ
Введение – структурная часть основного текста работы, которая является его начальной главой и вводит читателя в суть проблематики произведения [п. 3.1.3.12 ГОСТ Р 7.03-2006]. Введение в студенческую работу есть изложение основных понятий, условий и ограничений, принимаемых при постановке основного вопроса и обосновании основного результата этой работы. Без такого изложения нельзя точно понимать смысл и судить об истинности результатов работы студента. Поэтому без введения не может обойтись ни одна студенческая работа. В начале введения кратко раскрывается суть темы, область исследования и причины исследования. Для этого введение должно содержать оценку хозяйственных условий, обосновывающих необходимость исследования и выбор темы в студенческой работе. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, связь данной студенческой работы с другими работами смежной тематики. Актуальность темы определяется её востребованностью в современных условиях. Во введении должны быть приведены цели и задачи этапа исследований, их место в выполнении ВКР в целом [п. 5.8 ГОСТ 7.32-2001]. Цель студенческой работы информирует читателя, какого рода основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работе. Для достижения цели определяются задачи. Поэтому цель и задачи взаимосвязаны и не могут излагаться разрозненно. Если цель отражает общее направление и основные результаты работы по заданной теме, то задачи конкретизируют и уточняют цель, раскрывают её составные части, выраженные в разделах и подразделах работы. В частности, для достижения поставленной цели необходимо выполнить определённые действия, которые и составляют задачи, приводящие к достижению этой цели. Таким образом, задачи определяются целью и излагаются непосредственно после постановки цели. Далее раскрывают предмет исследования, то есть показывают, на что именно направлено исследование, определяют круг знаний по данному направлению. После этого отражают объект исследования. Объект раскрывают в дипломных работах, а также в курсовых и расчётных работах, выполняемых по типу дипломной, то есть на материалах определённой хозяйственной структуры. Обычно в качестве объекта студенческих работ рассматривают организацию или другие хозяйственные структуры, по данным которых выполнялась работа. Здесь называют вид деятельности, по которой изучается предмет исследования, отрасль экономики, к которой относится объект, форму собственности и место нахождения объекта. Во всех студенческих работах нужно раскрыть методологию исследования. Для работ по экономическому анализу упоминают общий метод исследования – диалектический метод познания. Тут же перечисляют узкопрофессиональные методы учёта и анализа, применяемые в данной работе, например, метод двойной записи, метод сравнения, балансовой увязки, цепной подстановки, метод разниц, метод финансовых коэффициентов или др. В качестве методологических источников могут использоваться законодательные материалы, учебная и специальная литература и другие публикации отечественных и зарубежных авторов. В ВКР автор указывает количество таблиц и иллюстраций, представленных в работе. В конце введения рассматривают практическую значимость работы, устанавливают какие практические задачи хозяйственной деятельности, бухгалтерского учёта или аудита позволяют решать методы, методики и результаты работы студента по данной теме. Перечисленные выше элементы введения даются в предварительном варианте и излагаются подробнее в дальнейших разделах. Поэтому краткое раскрытие всех элементов введения должно делаться независимо от того, рассматриваются ли они в последующих частях работы или нет. Знакомя читателя с условиями, причинами исследования, направлением и результатами предстоящей работы, введение закономерно содержит повторения отдельных ключевых вопросов и терминов, рассматриваемых более подробно в последующих главах. Иногда раскрытию какого-либо понятия, данному во введении, посвящается отдельный подраздел или раздел. Такие повторения не могут служить основанием для отказа от краткого изложения их сути во введении. Итак, введение должно освещать: - суть темы, - актуальность темы, - цели и задачи работы, - предмет исследования, - объект исследования, - методологию исследования, - практическую значимость результатов. Общий объём введения в студенческой работе в среднем составляет 2-3 страницы. В кратких студенческих работах, например, эссе, введение может не выделяться в особый раздел, именуемый «Введение». Однако и в таких работах должен быть вводный текст, так как вообще без всякого введения не может обойтись ни одна студенческая работа.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть включает в себя разделы, подразделы и пункты, содержащиеся между введением и заключением студенческих работ. Основная часть не имеет отдельного заглавия в оглавлении или содержании, а также в тексте работы. Основную часть дипломной работы следует делить на разделы (3-4 главы), подразделы (3-4 подраздела в каждой главе) и пункты, которые при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста ВКР на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию объёмом не менее 2 страниц. Не разрешается выделять текст меньше 2 страниц в отдельный раздел или подраздел, приводить его в оглавлении (содержании). Текст менее 2-х страниц следует объединять с другими подразделами без отступа, давать им общий заголовок, соответствующий такому объединению. Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа [п. 6.2.3 ГОСТ 7.32-2001]. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений, например – 1, 2, 3 и т. д. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т. д. После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Текст курсовых и других работ кроме дипломных разделяют только на пункты (разделы), которые следует нумеровать порядковыми номерами в пределах всего отчета, за исключением приложений. При этом допускается деление некоторых пунктов на подпункты. Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Недопустимо повторение названия темы, заголовков и подзаголовков в названии разделов и подразделов работы. Теоретическая часть. Работа начинается с теоретического изложения материала (в главе 1), в котором раскрывается выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, описание выбранной общей методики проведения (концепции) ВКР, включая порядок, последовательность проведения анализа, для учёта – описание нормативной базы, для анализа – источников информации. Обсуждаются методы решения задач с их сравнительной оценкой, характеристикой. Могут быть раскрыты используемые виды анализа (горизонтальный вертикальный, динамический, статический, системный, факторный, текущий, оперативный, перспективный, ситуационный, маркетинговый, SWOT-анализ, функционально-стоимостной анализ, управленческий, операционный, маржинальный, детерминированный, стохастический или другие виды анализа). Желателен критический обзор высказываний различных авторов по основным понятиям, положениям, критериям и показателям данной тематики. Такой обзор завершается выводами студента с изложением, обоснованием его мнения по обсуждаемым вопросам. В ВКР и работах, выполняемых по типу дипломных, теоретическое изложение составляет 1/3 работы (первая глава) и не отделяется от других частей работы заглавием «Теоретическая часть». В курсовых работах теоретическая часть излагается в первых 2-3-х разделах (пунктах). В работах по типу контрольной со специальными заданиями, с заданными исходными данными и условиями, теоретическая и практическая части могут выделятся в соответствии с методическими указаниями к данным работам. При описании нормативной базы бухгалтерского учёта или аудита характеризуют основные законодательные материалы, регламентирующие учёт по теме исследования. Здесь возможна классификация нормативных актов по законодательным уровням, отражение их взаимосвязи. Отражая нормативные источники, приводят наименование официальных документов с обязательным раскрытием, какие вопросы учёта по данной теме регламентирует этот документ. Возможна характеристика разграничений по видам и направлениям учёта в различных видах нормативных актов. Высоко оценивается способность студента раскрыть единство и различия, противоречия между отдельными законодательными документами. Тут важно как мнение студента, так и обзор предложений других авторов, официальных комментариев по урегулированию возможных разночтений. Можно также сопоставить вопросы бухгалтерского и налогового учёта по соответствующим законодательным актам. Не следует приводить в этом разделе перечень, простое перечисление нормативных актов. Такое изложение лишь повторяет или дополняет список использованных источников, а не характеризует законодательную (нормативную) базу исследования. Неуместно также описание рекомендаций по ведению бухгалтерского учёта, излагаемых в нормативных материалах. Рекомендации и процессы учёта рассматривают в других подразделах работы, кроме пункта с описанием нормативной базы. Информационная база. В составе источников информации для анализа раскрывают первичные документы, бухгалтерские регистры и отчётность, в которых имеются данные для анализа по выполняемой теме. Здесь необходимо указать какие именно показатели, в каком документе, в какой его части используются для анализа предмета исследования. В источниках информации не следует раскрывать общий состав форм бухгалтерской отчётности или порядок их составления, а только те формы и только те показатели в них, которые соответствуют избранной теме. Характеристика организации. Первую главу ВКР (п. 1.1) и первый раздел курсовой работы нужно начать с характеристики организации, которая является объектом исследования студенческой работы. В зависимости от объёма характеристика может либо разделяться на подразделы, либо быть представлена одним пунктом в оглавлении (содержании). Характеристика начинается с представления названия организации, его вида деятельности (промышленное производство, строительство, торговля, сельское хозяйство или др.), в ней отражается место нахождения, форма собственности объекта исследования. В характеристике необходимо раскрыть: · организационную структуру объекта исследования, · основные экономические показатели организации с их оценками и выводами, · хозяйственные связи исследуемого объекта. В соответствии с федеральным законом о бухгалтерском учёте и положениями по бухгалтерскому учёту и отчётности эти данные не являются коммерческой тайной и отражаются в публичной бухгалтерской (финансовой) отчётности и пояснениям к ней. Характеристику организации необходимо дать в самом начале работы, чтобы, приступая к ней, автор был знаком с объектом исследования. Такое предварительное знакомство необходимо, чтобы, во-первых, узнать возможности раскрытия выбранной темы на материалах объекта исследования. Во-вторых, чтобы студент в теоретической части работы не переписывал механически или не конспектировал подряд без разбора теорию по данной теме, а, выполняя работу, имел ясное представление об объекте и исследовал теоретический материал относительно данного объекта. Это позволит выявить, оценить, охарактеризовать те или иные теоретические основы с точки зрения возможности или невозможности их использования на объекте исследования, выявить затруднения, нецелесообразность применения отдельных положений или методов в практике данной организации, объяснить, что именно неприменимо и почему. Характеристика организации в начале теоретической части позволяет составить концепцию работы применительно к объекту исследования. Организационную структуру раскрывают с помощью схемы, где отражены взаимосвязи структурных подразделений организации. При описании организационной структуры рассматривают взаимосвязь между структурными подразделениями, кратко раскрывают их функции. Преимущественно следует охарактеризовывать функции не должностных лиц, руководства или отдельных работников, а работу основных служб и отделов, участвующих в хозяйственной деятельности. Характеристика организационной структуры может начинаться примерно так. Структура управления ОАО «Н Петрос» отражена на рисунке 1.1. В рамках данной структуры директор без доверенности действует от имени Общества, представляет его интересы в отношениях с гражданами и юридическими лицами. В пределах предоставленных ему прав директор распоряжается имуществом Общества, открывает расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, заключает договоры, выдает доверенности, издает приказы. Как видно из рисунка, директор имеет двоих заместителей (по техническим и по финансовым вопросам), которым, в свою очередь, подчиняются начальники технического и транспортного отделов, бухгалтерия, отделы снабжения и сбыта. Далее кратко (1-2 абзаца для каждого отдела) раскрываются функции этих отделов преимущественно хозяйственных (бухгалтерия, финансовый, экономический, маркетинговый, отдел сбыта, снабжения и т.п.).
Рисунок 1.1 – Организационная структура ОАО «Н Петрос»
Характеристика основных экономических показателей производится с помощью таблицы. Таблица 1.1 служит примером оформления. В ней приведён перечень показателей, обязательных для характеристики в дипломной или курсовой работе, выполняемых на материалах организации. Показатели таблицы рассматриваются как исходные, поэтому расчёты по ним не следует приводить в тексте работы. В зависимости от отрасли объекта исследования перечень показателей может иметь свои особенности. Например, в торговле или сфере услуг, где нет объёма производства, фондоотдача (гр. 4 таблицы 1.1) рассчитывается отношением выручки от продаж к стоимости основных средств и др.
Таблица 1.1 – Основные экономические показатели, тыс. руб.
После ссылки на таблицу 1.1 в тексте работы необходимо дать оценку её показателям, их изменениям, рассмотреть как характеризует работу организации то или иное изменение показателей. Отразить, как связаны размеры изменений одних показателей с размерами изменений других с точки зрения их взаимного воздействия на финансовый результат, на эффективность работы организации и т. д. Сделать выводы. Характеристика хозяйственных связей заключается в раскрытии процессов взаимодействия характеризуемой организации с другими хозяйствующими субъектами, основными поставщиками, покупателями, кредитными организациями, дебиторами и кредиторами, состоящими в хозяйственных отношениях с объектом исследования. Известность указанных партнёров по бизнесу косвенно характеризует деловую репутацию фирмы. Здесь можно охарактеризовать длительность заключаемых хозяйственных договоров с партнёрами, выявить, какие договоры преобладают у поставщиков и покупателей, кредитных организаций – долгосрочные или краткосрочные. Учитывая макроэкономические, межхозяйственные и внутрихозяйственные условия, интересы взаимодействия фирмы с теми или иными партнёрами, высказать мнение, почему преобладают те или иные сроки договоров. Раскрыть другие условия, направления и характер межхозяйственных отношений. Возможны рекомендации по улучшению хозяйственной инфраструктуры, элементов или системы взаимодействия субъектов с точки зрения близости их расположения, расходов на взаимодействие, эффективности взаимоотношений и др.. Практическая составляющая работы. Бόльшая часть, преимущественно (2/3) работы (вторая, третья и последующие главы), должны в зависимости от темы содержать практический учёт с цифровыми данными и ссылками на документ (название, дату, номер); или практический анализ с формулами, расчётами, оценками, выводами и предложениями; или аудит с реальными планом, программой аудита применительно к объекту исследования, замечаниями, выводами и рекомендациями по результатам аудиторского исследования. Возможны парные комбинации указанных дисциплин. Практическая и теоретическая части работы не отделяются в виде заглавий «Практическая часть», «Теоретическая часть», а имеют единую последовательную сквозную рубрикацию, кроме работ в виде контрольных заданий. Каждый практический раздел и подраздел дипломной работы необходимо начинать с краткого вводного текста, где кратко излагается суть предстоящих практических задач, их цель, в анализе записывается условие задачи с исходными данными или ссылками на источник исходных данных в рамках работы. Затем излагается формула с пояснениями символов, приводится расчёт по этой формуле со ссылками на источник данных и расчётную формулу, делаются оценки, выводы и предложения по результатам расчётов. Недопустимо начинать раздел или подраздел с таблиц, иллюстраций, схем, формул или расчётов без предшествующих записей, обусловливающих начало выполнения практического учёта, анализа или аудита. В темах по учёту синтетический учёт необходимо раскрывать с помощью двойной записи на счётах и субсчетах бухгалтерского учёта, т. е. записью бухгалтерских проводок с обязательным приведением денежных сумм по каждой операции после соответствующего вводного текста и названия соответствующей операции. Эти суммы берут из учётных документов и регистров организации – объекта исследования. При записи операций синтетического учёта требуются ссылки на название, номер и дату документа, в котором отражены денежные суммы по соответствующей операции. Без записей на счетах синтетического учёта могут обходиться только отдельные темы управленческого учёта, целью и результатом которых являются калькуляционные расчёты и другие расчётные операции производственного учёта. Последовательную цепь проводок лучше отражать в виде журналов регистрации хозяйственных операций, схем корреспонденции счетов («самолётиков»). Объём и последовательность операций и записи на счетах нужно выбирать так, чтобы соблюдать очерёдность цикла операций синтетического учёта в их хозяйственной последовательности, относящейся к заголовку раздела или подраздела. Следует избегать повторений записей хозяйственных операций или бухгалтерских проводок. Циклом учётных записей называют определённый этап в учёте с упорядоченным набором последовательных операций с момента их возникновения до отражения на более высоком уровне обобщения на счетах, в сводных документах, бухгалтерских регистрах или в отчётности. В каждом подразделе студенческой работы обычно рассматривается цикл учётных операций или несколько циклов, раскрывающих заглавие этого подраздела. Примеры отдельных, особенных операций, не являющихся циклом, могут приводиться обычной записью в тексте работы (вне таблиц и схем). Практической иллюстрацией корреспонденций отдельно взятого счёта также может служить так называемая форма «Анализ счёта». Журнал регистрации раскрывает определённый цикл хозяйственных операций. Поэтому заглавия таблиц с хозяйственными операциями должны отражать содержание раскрываемого цикла учётных операций, например, «Журнал регистрации хозяйственных операций по учёту поступления…» или «Журнал регистрации хозяйственных операций по учёту начисления и уплаты…» и т. д. Журнал регистрации лучше сопроводить схемой корреспонденции счетов в виде «самолётиков» с теми же номерами операций и суммами, что и в журнале регистрации хозяйственных операций. Таким образом, бухгалтерские проводки из журнала будут наглядно раскрыты и обоснованы записями по остаткам и оборотам счетов с соответствующими подсчётами. Запись в виде «самолётика» является упрощённым отражением формы «Анализ счёта», поэтому изображение счётов в виде «самолётиков» можно заменить формой «Анализ счёта» по каждому из счетов схемы корреспонденции счетов по операциям из журнала регистрации хозяйственных операций. При раскрытии учёта возможны примеры записей операций в виде журналов-ордеров, оборотных ведомостей по счёту, главной книги и др. В журналах регистрации хозяйственных операций проставляются номер, название операций, даётся ссылка на название, номер и дату документа или регистра, из которого занесены данные для соответствующей операции. В схеме корреспонденции счетов отражают начальное сальдо, дебетовые и кредитовые записи и обороты, конечное сальдо, обязательна простановка номеров операций. Важно, чтобы номера операций и суммы по ним в схеме корреспонденции счетов соответствовали записям в журнале регистрации хозяйственных операций. Текстовая запись бухгалтерских проводок (вне таблиц и схем) обычно применяется, когда нужно отразить отдельные операции при определенных условиях, в иных ситуациях или с другими вариантами, показать особенности учётных записей, которые не представлены в журнале регистрации хозяйственных операций, или которые сами по себе не отражают цикла учёта. Текстовая запись на счетах также уместна для отражения небольшого количества операций (до 5 операций). Текстовая запись проводок начинается с названия операции со ссылкой на документ, регистр с его номером и датой. На следующей отдельной строке отражается дебетовая запись с шифром и наименованием счёта (субсчёта). Кредитовая запись производится на следующей отдельной строке с шифром и наименованием кредитуемого счёта (субсчёта). В конце последней строки, относящейся к кредитуемому счёту, отражается сумма с денежной единицей измерения по приведённой операции. Сумму с единицей измерения выравнивают по правому полю страницы, то есть записывают в крайнем правом положении на строке. Цифровую запись отделяют от текста. Для этого текст с названием корреспондирующих счетов записывают с отступом от правого края строки на размер цифры. Выше и ниже каждой текстовой записи бухгалтерской проводки должна быть оставлена одна свободная строка. Пример текстовой записи – Согласно выписке банка от 7 февраля 2008 г. и платёжному поручению № 225 от 7 февраля 2008 г. перечислено банку по договору банковского счёта за кассовое обслуживание 7 февраля 2008 г. и отражены расходы по оплате услуг банка на сумму 520 руб.:
Д-т сч. 91 – Прочие доходы и расходы субсчёт 2 – – Прочие расходы К-т сч. 51 – Расчётные счёта 520 руб.
Аудит тоже должен содержать реально проведённое аудиторское исследование рассматриваемой организации. Студент может составить план, программу проведения аудита, тесты аудиторской проверки, расчёт риска в аудите по данным организации др. По результатам аудита требуется выявить замечания, недостатки, ошибки, нарушения в учёте с соответствующей аргументацией и обоснованием. Необходимо предложить правильные записи взамен неверных. Сделать исправительные учётные записи в работе. Результаты аудита могут быть представлены в виде аудиторского заключения. Их также необходимо обобщить в заключение дипломной работы. В темах по анализу необходимо представить аналитические расчёты с формулами, пояснениями, цифровыми вычислениями, их оценками, выводами и предложениями по улучшению показателей, выявлению узких мест, неиспользованных резервов, с расчётами влияния факторов на изменение результативных показателей на материалах объекта исследования. Такие записи должны быть представлены в основной части текста работы. Они отражают личный вклад и участие студента в достижении результатов работы. Отражение готовых учётных, расчётных данных из приложений, выполненных экономическими службами организации, без записи студентом соответствующих учётных операций или расчётов с пояснениями в основной части работы не отражает личного вклада и участия автора в получении результатов работы. Отсутствие в работе цифровых данных и вычислений приводит к необоснованным, неконкретным, неубедительным и недостоверным выводам, что является невыполнением требований к дипломной или курсовой работе. Уравнения, формулы и расчёты следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения, или расчёта должна быть оставлена одна свободная строка. Формулы и расчёты к ним нужно записывать посередине строки. Если формула (уравнение) не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (·), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Не следует применять знак (*) в операциях умножения. Непосредственно под формулой необходимо приводить пояснение значений символов и числовых коэффициентов в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Обозначения величин объясняют при их первой встрече в тексте. При написании математических формул особое внимание следует обращать на разделение строчных и прописных букв, индексов и показателей степени, расположение и длину дробной черты и т. д. Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами, в круглых скобках, в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1). Номер формулы также заключается в круглые скобки и помещается на правой стороне страницы на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Знаки препинания в виде запятых, точек и т. п. в записи расчёта ставят непосредственно после формулы. Пример – Объем продаж в точке критического объема производства (в точке безубыточности) исчисляется по формуле:
, (3.1)
где FC – фиксированные (постоянные) издержки; a – постоянный коэффициент отношения маржинального дохода к объему продаж; VC – переменные издержки; СМ – маржинальный доход; – выручка от продажи (реализации) товаров, продукции, работ услуг. После формулы приводят расчёт по ней с соответствующей ссылкой. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример – Для определения критического объёма продаж подставляем данные из таблицы 1.3 в формулу (3.1)
= 229134,43 руб.
Результат расчёта необходимо оценить, сделать выводы и предложения по его улучшению. Причём здесь требуются не повторения учебных рекомендаций о том, как надо оценивать те или иные результаты и изменения показателей в зависимости от ситуации, а сами конкретные оценки показателей, рассчитанных студентом, характеристика рассматриваемой практической ситуации, выводы по результатам расчёта, предложения по улучшению полученного показателя. В приведённом примере расчёт показывает, что предприятию необходимо продать товара на сумму не менее 229134,43 руб. за расчётный период, чтобы работать без убытков. Если показатель имеет нормативные ограничения, как коэффициенты ликвидности, то, прежде всего, нужно раскрыть, что значат полученное в расчёте отклонение или соответствие установленным нормам для данного коэффициента или другого показателя применительно к анализируемому предприятию. Кроме этого оценивают изменения показателей за два или более периода, характеризуя, в лучшую или в худшую сторону изменилось его значение. Сравнивают степень изменения данного показателя с изменениями других показателей, выявляют соотношения между ними, и как эти соотношения изменяют состояние, результаты, эффективность хозяйственной деятельности. Например, если рост выручки опережает рост стоимости основных средств, то происходит повышение эффективности использования основных средств, что проявляется в увеличении фондоотдачи и т. д. Необходимо ответить, в чём заключаются улучшения или ухудшения в изменении каждого показателя, оценить возможные последствия таких изменений, возможно причины. В факторном анализе нужно исчислить влияние факторов на изменение результативного показателя с соответствующими выводами по влиянию каждого исчисленного фактора, выявить узкие места, неиспользованные резервы. Дать рекомендации, как улучшить результативный показатель, как использовать выявленный резерв и на какую величину это изменит результат. Расчёты без оценок, выводов и предложений не являются экономическим анализом. Математические расчёты – не цель и не результат анализа. Нет никакого смысла предпринимателю заниматься математикой, если она не способствует принятию правильных, обоснованных управленческих решений. Такая математика лишь отнимает время, силы и средства без пользы для бизнеса. С другой стороны, экономически выверенные решения возможны только на основе расчётов, служащих основанием для оценок, выводов и предложений, рекомендаций по улучшению хозяйственной деятельности. Поэтому как расчёты без оценок и выводов, так и выводы без расчётов не могут считаться анализом. Итак, не следует в работе приводить формулы без пояснений значений символов, без числовых вычислений по приведённым формулам с соответствующими ссылками, а результаты вычислений без оценок, выводов и предложений. Также не следует приводить расчёты (вычисления) без формул. Многократные расчёты по одинаковой формуле (например, расчёт одного показателя за разные периоды) следует приводить один раз. Далее подчеркивают аналогичность расчётов по указанной формуле без записи вычислений одинаковых показателей в тексте работы. Не нужно приводить формулы и вычисления по ним в таблицах. Такое изложение применяется в справочных изданиях, но не применимо к студенческим работам, так как не даёт полных пояснений, раскрывающих личное участие студента и затрудняет адекватную оценку ВКР. При использовании литературы с записью формул или расчётов в таблицах необходимо эти формулы и расчёты представить в тексте в соответствии с настоящими рекомендациями по их записи. В таблицах можно и нужно раскрывать схематический порядок вычислительных действий с числами из её граф или строк, как, например, в головке и боковике таблицы. 1.1, что обеспечивает наглядность расчётов эффективнее, чем в тексте. При отражении расчётов в тексте работы каждому вычислению должна предшествовать запись о том, что рассчитывается, по какой формуле и по каким данным (со ссылкой на формулу, таблицу, приложение и т.п., откуда использованы исходные данные для расчёта). Такие записи приводят к ясному пониманию и изложению студентом производимых расчётов. Отсутствие или недостаточность, неоднозначность пояснений к расчётам приводят к невнятному изложению материала, к непониманию студентом представленного материала, что часто происходит из-за несамостоятельного выполнения работы. Невнятное изложение часто является результатом неправильных расчётов. Методы факторного анализа всегда должны заканчиваться проверкой. Условие проверки должно быть чётко сформулировано в работе. После этого необходимо провести расчёт в тексте работы по условию проверки, письменно оценить соответствие или несоответствие результата расчёта условию проверки. В случае выполнения условия проверки даётся письменное подтверждение о правильности расчёта, проведённого в тексте. Без полной записи проверки задача факторного анализа считается нерешённой. Индексация. В целях установления различия между несколькими величинами, обозначенными одной и той же буквой,применяется индексация буквенных обозначений. В качестве индексов применяются цифры, знаки, обозначения физических величин или сокращённые слова. В отличие от обычных сокращений за индексами точка не ставится. Основной вид расположения индексов – справа ниже линии основного знака (нижний индекс), например: , или справа выше линии основного знака (верхний индекс), например: , или комбинации нижнего и верхнего индексов, например: . Общее число знаков в индексе должно быть минимальным. Без необходимости не рекомендуется использовать для индекса более трёх букв. Иллюстрации наглядно представляют материал для оценок, выводов, предложений, отражают процесс или результат хозяйственной деятельности. В работу следует помещать лишь такие иллюстрации, которые обогащают содержание. Каждая иллюстрация должна пояснять текст, а текст – иллюстрацию. Поэтому на все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе и к ним даны пояснения, комментарии, оценки, иллюстрируемые выводы, предложения. Выше и ниже каждой иллюстрации должна быть оставлена одна свободная строка. Иллюстрации следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице и размещать так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота работы, а при необходимости, с поворотом по часовой стрелке. Все иллюстрации (графики, диаграммы, схемы, фотографии и прочие) именуются рисунками. Необходимые качества любого рисунка – наглядность, графическая выразительность, ясность. Включенные в текст иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 и располагаться на одной странице. Недопустимо, чтобы части рисунка, графика и т. п. размещались на разных страницах, нарушая цельность восприятия иллюстрации. Также не разрешается помещать наименование иллюстрации отдельно от её изображения. Размер иллюстрации не должен выходить за рамки полей страницы. Иллюстрация располагается посередине горизонтального поля страницы. Иллюстрации размером со страницу размещаются на отдельном листе посередине страницы (отцентрированы по горизонтали и по вертикали). Не разрешается для небольшой иллюстрации выделять целую незаполненную страницу или неоправданно увеличивать размер иллюстрации до размера страницы. Иллюстрация должна быть минимальной по размеру для достаточно наглядного её прочтения с оптимальным (немелким) шрифтом и изображением внутри рисунка. Заполняемость иллюстрации должна быть полной, для этого нужно по возможности избегать оставления пустых полей внутри иллюстраций. Графики, диаграммы, и т. п., помещаемые в отчете, должны содержать единицы измерения и выполняться в масштабе, если в них представлены числовые величины. Необходимо, чтобы иллюстрации чётко и ясно выражали иллюстрируемые явления с расшифровкой элементов, входящих в графики, диаграммы и т. п. Иллюстрации могут быть цветные. Иллюстрации, за исключением иллюстраций в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, при этом знак «№» не ставится. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Пример – Рисунок 1.2 [п. 6.5.5 ГОСТ 7.32-2001]. Иллюстрации должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), которые выполняются шрифтом основного текста дипломной работы. Они должны быть краткими и предельно точными. Недопустимо, чтобы подрисуночный текст и иллюстрация располагались на разных страницах. Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Рисунок 2.1 – Критический товарооборот организации торговли [п. 6.5.6 ГОСТ 7.32-2001]. Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки [п. 6.5.4 ГОСТ 7.32-2001]. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 2.1» при нумерации в пределах раздела [п. 6.5.8 ГОСТ 7.32-2001]. На графиках, как правило, помещают следующие надписи: а) числовые значения величин по осям – слева от вертикальной оси (оси ординат) и под горизонтальной осью (ось абсцисс). Если одна или обе оси служат общей шкалой для двух величин, то числовые значения для второй величины пишут обычно внутри графика, над осью абсцисс и справа от оси ординат; б) наименования и единицу величины, числовые значения которой помещены у делений шкалы на осях графика, пишут вдоль осей отдельной строкой над числовыми значениями на оси ординат и под числовыми значениями на оси абсцисс. ▬▬▬ товарооборот ־ ־ ־ ־ ־ ־ валовой доход переменные издержки ——— маржинальный доход ── - - постоянные издержки Рисунок 2.1 – Критический товарооборот организации торговли
Рекомендуется по возможности заменять наименование величины на графиках условными обозначениями, расшифровывая их в подписи под графиком. Каждый показатель на рисунке или его динамика должны явно отличаться от других показателей. Чтобы выделить различия иллюстрируемых показателей, график или другое изображение каждого из показателей необходимо отражать различными видами линий. То есть линия каждого показателя на графике должна отличаться от линий других показателей либо толщиной, либо рисунком линии, например, один показатель изображается прямой линией, другой штриховой, третий – штрихпунктирной. Линии могут также отличаться длиной штриха или пробела между штрихами. В условиях цветной печати удобнее выделять линии или геометрические фигуры различными цветами. Возможно разделение столбиков или секторов на диаграммах по тонам рисунка (темный, светлый, темнее, светлее). Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Поэтому на все таблицы должны быть даны ссылки в работе и к ним даны пояснения, комментарии, оценки, выводы, предложения. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (таблица 1.1). Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, при этом знак «№» не ставится. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Размер таблицы не должен выходить за рамки полей страницы. Выше и ниже каждой таблицы должна быть оставлена одна свободная строка. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире [п. 6.6.1 ГОСТ 7.32-2001]. При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Надписи над таблицей (название и номер) не должны выходить за формат таблицы, то есть не должны быть шире рамки (линий, ограничивающих таблицу). Формат и размещение ячеек таблицы должно быть рациональным, компактным, наглядным, удобным для чтения. Поэтому следует исключать не заполненные поля в графах и строках таблицы. Размер ячеек не должен быть больше, чем требуется для записи информации в них. Соотношения длины и высоты граф и строк таблицы должны минимизировать общую площадь таблицы. Таблицы размещают посередине горизонтального поля страницы. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после первого упоминания, или на следующей странице, когда таблица не помещается на оставшейся части страницы. Не следует без необходимости разрывать таблицу, то есть размещать части таблицы на разных страницах, кроме случаев, когда таблица занимает больше одной страницы. Не разрешается также помещать название таблицы отдельно от рамки таблицы. Если таблица занимает целую страницу, её следует разместить на отдельном листе и расположить посередине страницы (отцентрировать по горизонтали и по вертикали). Не разрешается для небольшой таблицы выделять целую незаполненную страницу или неоправданно укрупнять таблицу до размера страницы. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями справа пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2». При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы [п. 6.6.4 ГОСТ 7.32-2001]. В случае переноса нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. Головка таблицы: Верхняя часть таблицы, в которой размещаются заголовки граф [п. 3.1.3.40 ГОСТ Р 7.0.3-2006]. Боковик таблицы: Левая графа таблицы, содержащая данные о строках таблицы [п. 3.1.3.43 ГОСТ Р 7.0.3-2006]. Таблицу следует размещать в тексте таким образом, чтобы её можно было читать без поворота работы, то есть в книжном (вертикальном) расположении страницы. Если таблица не помещается в книжном расположении, её следует представить в альбомном (горизонтальном) расположении так, чтобы таблицу можно было читать с поворотом работы по часовой стрелке (таблица 1.2). При этом верхняя часть таблицы должна быть со стороны переплёта, а таблица в целом размещена посередине страницы. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей. Если размерность всех показателей, включенных в таблицу, одинакова, то она указывается в конце заглавия таблицы после запятой, как в таблице 1.1. Если показатели измеряются разными единицами, то в таблице после первой графы «Наименование показателей» может быть выделена вторая графа «Единицы измерения». При отсутствии такой графы единицы измерения необходимо приводить в графе «Наименование показателей» в конце названия каждого показателя после запятой. Примером оформления могут служить таблицы 1.1 и 1.2. Особое внимание необходимо обратить на текст, в котором анализируется или комментируется таблица. В нём нужно не пересказывать содержание таблицы, а давать оценки, обобщать её данные, формулировать основные выводы или рассматривать дополнительные показатели, иллюстрации, наиболее полно освещающие изучаемое явление или процесс во взаимосвязи с показателями таблицы, давать предложения по улучшению этих показателей, совершенствованию учёта, хозяйственной деятельности в целом. Примечание – элемент, содержащий дополнения к основному тексту: уточнения, разъяснения, переводы иностранных текстов, ссылки, – принадлежащие автору, редактору, переводчику и другим лицам, принимавшим участие в подготовке издания [п. 3.1.4.7 ГОСТ Р 7.0.3-2006]. Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований [п.6.7.2 ГОСТ 7.32-2001]. Подстрочные примечания связывают с текстом, к которому они относятся, знаками сноски: арабскими цифрами или звездочками [п. 5.15.2 ГОСТ 7.5-98]. Примечания и сноски к таблицам должны быть размещены непосредственно под соответствующей таблицей, причём сначала приводят сноски, а затем примечания; сноски к цифрам в таблице обозначают в виде звёздочек [п. 5.3.5 ГОСТ 7.89-2005]. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать [п. 6.7.1 ГОСТ 7.32-2001]. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки [п.6.7.3 ГОСТ 7.32-2001].
Продолжение таблицы 1.2
В конце основной части может быть представлен последний подраздел перед заключением дипломной работы. Он посвящается подведению итогов проведённого исследования, где даются выводы, предложения и рекомендации по улучшению хозяйственной деятельности, совершенствованию учёта, устранению выявленных недостатков изучаемого объекта. Этому подразделу даётся соответствующий заголовок, например, «Выводы и предложения» или «Обоснования, выводы и предложения», «Разработка рекомендаций на основе полученных результатов», «Оценка экономического эффекта результатов работы» и т.п. Выводы должны подтверждаться соответствующими аргументами; рекомендации – конкретными расчётами прогнозируемого или достигнутого экономического эффекта от внедрения результатов дипломной работы с оценкой последствий использования предложений её автора. Если определить экономический эффект невозможно, следует указать экономическую, научную, социальную ценность результатов работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение – структурная часть основного текста работы, завершающая его, где подводятся итоги работы, делаются обобщения и выводы [п. 3.1.3.13 ГОСТ Р 7.03-2006]. Заключение студенческой работы – это демонстрация следования основного результата из вспомогательных результатов, а также перечень наиболее интересных и важных выводов, вытекающих из результатов и общего содержания работы. В заключении даётся завершение обоснования основного результата в случае его неочевидности в основной части работы. В заключении обобщаются, сводятся воедино результаты отдельных разделов и подразделов в их логической последовательности, даётся оценка результатов, краткие выводы по результатам выполненной ВКР или отдельных ее этапов; рекомендации по улучшению хозяйственной деятельности, системы учёта или отдельных его операций, по совершенствованию анализа, аудита, предложения по устранению выявленных недостатков, использованию резервов улучшения экономической деятельности организации. Оценки, выводы и рекомендации должны формулироваться на базе учётных операций, аналитических расчётов, результатов аудита исследуемой организации, приведённых в тексте работы; быть аргументированными, обоснованными, достоверными. В заключении даётся оценка полноты достижения цели и решения задач, поставленных во введении, отражается степень внедрения; рекомендации по возможному использованию или итоги внедрения результатов ВКР; область применения; экономическая эффективность или практическая значимость работы; прогнозные предположения о развитии объекта исследования. В заключении не следует приводить результаты, которые не были получены в практической части работы, или выводы, не следующие из представленных расчётов или учётных записей. Не нужно вдаваться в подробные разъяснения и обоснования каких-либо положений. Заключение должно быть кратким. Общий объём введения в студенческой работе в среднем составляет 2-3 страницы. В небольших работах, например эссе, заключение как часть работы не всегда получает оформление в виде специального раздела с обособленным заглавием. Однако подведение итогов нужно в любых студенческих работах, чтобы показать, как автор достиг поставленной цели. Для защиты дипломной работы перед государственной аттестационной комиссией студент готовит устный доклад по результатам дипломной работы. Доклад – сообщение на научную тему в учебном собрании или на съезде, конференции, совещании и т.д., содержащее отчёт о деятельности или план ближайших мероприятий [п. 3.1.4 ГОСТ 7.5-98]. Текст доклада должен быть кратким. В нём отражают цели, задачи работы, название, вид деятельности, форму собственности и место нахождения организации – объекта исследования, а главное результаты практического учёта, анализа или аудита, проведённых лично автором в дипломной работе в соответствии с темой. Необходимо раскрыть личный вклад и личное участие автора в получении результатов; обоснования, оценки выводы, предложения по улучшению хозяйственной деятельности, выявленные при анализе; обоснованные рекомендации по совершенствованию учёта; замечания, выявленные при аудите и предложения по исправлению ошибок, устранению недостатков, нарушений и т. д. Не следует в докладе излагать теорию, положения, методики и рекомендации из библиографических источников, так как они не содержат личного вклада и участия студента в их получении. Каждому члену комиссии и докладчику необходимо представить по экземпляру раздаточных материалов в виде иллюстраций, схем, таблиц, отражающих результаты дипломной работы. Раздаточные материалы помогают докладчику наглядно представить основные идеи, обоснования, оценки, выводы, предложения и рекомендации во время доклада. Поэтому при чтении доклада обязательны ссылки на раздаточные материалы и упорядоченное их расположение. Для этого каждый лист и объект раздаточных материалов нумеруют в порядке их упоминания в докладе. Обычно раздаточные материалы представляют из текста дипломной работы. При этом не требуется, чтобы их номера совпадали с номерами в дипломной работе. Возможны отдельные иллюстрирующие материалы, обобщающие результаты дипломной работы, подготовленные специально для доклада и не имеющиеся в дипломной работе. В одном экземпляре раздаточных материалов помещается 5-7 таблиц или схем, иллюстраций. Количество экземпляров должно равняться числу членов комиссии плюс один экземпляр для докладчика. На первой странице раздаточных материалов (титульном листе) пишется ФИО студента и тема дипломной работы. Date: 2016-07-25; view: 295; Нарушение авторских прав |