Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритуалы начала занятия.

Введение.

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Перед родителями возникают вопросы: “Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребенка к школе?”

В старшем дошкольном возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным, появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты, активное развитие крупной и мелкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, дети в этом возрасте способны самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму.

К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению. Он учится действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемыми не им самим, а данными ему извне.

Изменения, происходящие в детском сознании, приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного психолого-педагогического воздействия.

Целью представленной программы является максимальное содействие индивидуальному развитию детей, создание психологически благоприятных условий для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

· развитие любознательности, как основы познавательной активности у дошкольников;

· повысить уровень развития психических процессов, таких как память, внимание, восприятие, мышление;

· развивать мелкую моторику рук;

· способствовать повышению познавательного интереса.

Принципы построения программы:

· доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

· систематичность и последовательность в проведении коррекционно-развивающей работы;

· личностно-ориентированный подход к детям.

Организация учебного процесса:

· программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6–7 лет;

· цикл занятий рассчитан на 6 месяцев;

· общее количество занятий с детьми 26;

· занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам;

· каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 30 минут;

· группа детей составляет не более 6 человек.

На занятиях активно используются разнообразные:

· развивающие, дидактические игры и задания;

· элементы телесно-ориентированной психотехники;

· упражнения для психомоторного развития;

· упражнения для развития моторики;

· релаксационные упражнения.

Оценка успешности проведенной коррекционно-развивающей работы определяется:

· сравнительным анализом предварительной и конечной диагностики;

· отзывами родителей (анкетирование, беседы).

При планировании коррекционно-развивающих занятий учитывались развивающие программы “Скоро в школу” Т.В. Модестовой, курс занятий по подготовке детей к школе О.В.Узоровой, Е.А.Нефедовой, рекомендации Н.Ю.Куражевой, И.А.Козловой по проведению психологических занятий с детьми, использовались задания и упражнения, предложенные И.В.Ганичевой, О.Холодовой, А.Л.Сиротюк, С.В.Крюковой.

Октябрь.

Занятие № 1

1. Ритуал начала занятия (см. Приложение 1 )

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

“Ленивые восьмерки” (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости “восьмерки” по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

“Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

3. Разминка.

Ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Имейте в виду, что многие из них с подвохом. Желаю вам удачи!

– Какое сегодня число?

– День недели? Месяц?

– Время года?

– Назовите все осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Как называется столица России? (Москва)

– Назовите числа от 1 до 10.

– Стоят два барана. Один смотрит направо, другой налево. Видят ли они друг друга? Объясните свой ответ.

4. Игра “Найди одинаковые фигуры”

На рисунке в тетради ребенок должен найти одинаковые (по форме и размеру) геометрические фигуры и закрасить их одним цветом. Например, все квадраты раскрашивать желтым цветом.

5. Игра “Запомни цвета”.

Ребенку предлагается две таблицы, разделенные на 9 квадратов. На одной все квадраты раскрашены в разные цвета, на другой квадраты пустые. Ребенку предлагается посмотреть на цветную таблицу и запомнить как можно больше цветов и их расположение в течение 40 секунд. Затем попросите его в пустой таблице нарисовать те цвета, которые он запомнил (предварительно закрыв образец)

6. Игра “Что лишнее?”.

Ребенку предлагаются карточки с изображенными на них различными предметами, геометрическими фигурами и т.д. Ребенок должен найти предмет или фигуру, которая отличается от других. Важно, чтобы он не только нашел предмет, но и смог объяснить, чем тот отличается от других.

7. Упражнение “Колечки”

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале каждой рукой отдельно, а затем – вместе.

8. Упражнение “Допиши строчку”.

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные психологом узоры.

9. Упражнение на релаксацию “Порхание бабочки”.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Психолог: “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”

10. Ритуал окончания занятия (см. приложение 2 ).

Занятие № 2

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

Напоминаю, что ваша задача – как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Помните, что многие из них с подвохом.

– Быстро назовите семь имен мальчиков.

– Какая буква третья с начала алфавита? (в)

– Сколько будет 2+1=? (3)

– Друг Карлсона? (Малыш)

–Что в голове у Винни-Пуха? (опилки)

– Сколько концов у двух палок? (4)

4. Тренировка внимания.

На доске выставлены цифры 5, 4, 7, 3, 8, 2, 9, 1, 6. Расставьте их в порядке возрастания.

В каком из слов: МИР, СОН, ДРУГ, ДИВАН, БАР, ДЕЛО есть звук “Р”?

Мама попросила сына купить МЯСО, МАСЛО, МЫЛО, СПИЧКИ. Он купил МАСЛО, САЛО, СПИЧКИ, МЯСО. Что он забыл купить? (Мыло; купил сало). Помните: спички детям не игрушка!

5. Игра “Дорисуй”.

У каждого второго предмета пары ребенок должен дорисовать то, чего не хватает. Проверка: перечислите дорисованные детали. Как вы догадались, что надо дорисовать?

6. Игра “Закончи слово”.

Психолог называет первый слог, а ребенок должен продолжить так, чтобы получилось слово (например: по… – подушка): ЗА, МИ, МУ, ЛО, ПРИ, КУ, ЧЕ, ЗО

7. Упражнение “Колечки с усложнением”.

Дети, собравшись в кружок, выбирают водящего, под счет которого собирают колечки из пальчиков. Внезапно водящий командует: “Без среднего!” И все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: “Без мизинца!” и т.д. Темп счета убыстряется. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

8. Упражнение “Дорисуй узор на полотенце”.

Рассмотри узор на полотенце. Дорисуй его на второй половине.

9. Динамическая пауза.

Упражнение улучшает координацию движений. Итак, начали: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука – нос. (5 раз)

10.Ритуал окончания занятия.

Занятие № 3.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

– Назовите времена года. (зима, весна, лето, осень)

– Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

– Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

– Назовите летние месяцы (июнь, июль, август)

– Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Какой рукой лучше размешивать чай? (лучше ложкой)

4. Игра “Выложи по памяти”.

Используются любые картинки, проводится несколько раз. Психолог выкладывает на фланелеграфе картинки, дети 10 секунд рассматривают, затем картинки убирают, а дети по памяти выкладывают на столе точно так же.

5. Игра “Телеграфист”.

Психолог стучит по столу карандашом определенный ритм. Ребенок должен его запомнить и простучать.

а) стук – пауза – стук-стук (!…!!);

б) стук – пауза – стук-стук-стук – пауза – стук (!…!!!…!);

в) стук-стук – пауза – стук-стук-стук – пауза – стук – пауза – стук (!!…!!!…!…!) и так далее.

6. Игра “Скажи наоборот”.

Психолог предлагает ребенку подобрать к предложенным словам противоположные по значению слова – антонимы. Например: холодный – горячий.

Чистый, твердый, светлый, зима, забыл, мокрый, день, уронил, утро, больно, найти.

7. Упражнение “Обратные колечки”.

В такт счету совершать одновременные разнонаправленные движения левой и правой рукой: левой рукой смыкать большой палец поочередно со средним, безымянным пальцем и мизинцем, а правой, соответственно, – с безымянным, средним и указательным пальцами. Затем следуют движения в противоположном направлении.

8. Упражнение “Раскрась машинки”.

Ребенку предлагается раскрасить большие машины так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зеленая была рядом с красной. Проверка: спросите ребят, каким цветом они раскрасили первую большую машину? Вторую? Третью? Почему?

9. Упражнение на релаксацию “Тихое озеро”.

Психолог: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 4.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

– Назовите семь имен девочек.

– Как называется место, где продают хлеб? (Булочная). Стригут? (Парикмахерская).

– Назовите части суток (утро, день, вечер, ночь)

– Назовите дни недели.

– Какой день недели после вторника? (среда). Перед субботой? (пятница).

4. Игра “Один – много”.

Психолог предлагает детям сыграть в игру: он называет слова (например: книга, облака, человек, озеро, листья, воины, ухо, трактор, цветы). Если слово обозначает один предмет, то ребенок должен хлопнуть в ладоши, если много предметов – поднять руку)

5. Игра “В чем отличия?”.

Детям предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Психолог предлагает внимательно рассмотреть картинки. Далее он задает вопросы: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

6. Игра “Назови одним словом”.

Психолог выкладывает перед детьми три карточки, объединенные одной темой (например, овощи), и спрашивает: “Что нарисовано на картинках? Назовите каждый из предметов. Какие общие признаки объединяют предметы. Назовите предметы одним словом”.

7. Упражнение “Змейки”.

Представьте, что пальцы рук – это маленькие змейки. Они могут двигаться: извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. Необходимо проделать упражнение для каждого пальчика отдельно.

8. Упражнение “Допиши строчку”.

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные психологом узоры.

9. Упражнение “Клубочек”.

Психолог: “Я сейчас буду выполнять роль “катушки”, а вы все возьмитесь за руки. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Тот, кто стоит последним, будет водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не “намотается” на катушку. Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас, не отпуская рук, начинаем разматываться”.

10. Ритуал окончания занятия.

Ноябрь.

Занятие № 5.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

– Какой сейчас месяц? (Ноябрь.)

– Как называется второй осенний месяц? (Октябрь.)

– Зачем язык во рту? (За зубами.)

– Летательный аппарат Бабы-Яги? (Ступа.)

4. Игра “Поиск закономерностей”.

Детям предлагается рассмотреть табличку с изображением флажков разной формы и найти закономерность в их расположении, а затем в пустой клеточке нарисовать флажок нужной формы.

5. Игра “Раскрась правильно”.

Психолог предлагает ребенку назвать нарисованные в тетради геометрические фигуры и раскрасить их следующим образом:

– фигуру между маленьким кругом и прямоугольником в зеленый цвет;

– фигуру справа от треугольника в красный цвет;

– фигуру между прямоугольником и квадратом в желтый цвет;

– последнюю фигуру в ряду в синий цвет;

– фигуру слева от треугольника в оранжевый цвет.

6. Игра “Четвертый лишний”.

Детям предлагаются карточки с четырьмя картинками. Нужно найти и показать лишнюю картинку, объяснив при этом свой выбор.

7. Упражнение “Поклон пальчиками”.

Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

8. Упражнение “Штриховка”.

Детям предлагается заштриховать предложенную картинку. Направление штриховки указано стрелками.

9. Упражнение на релаксацию “Полет высоко в небе”

Психолог: “Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день”.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 6.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

А что это у человека?

– У птицы крыло – у человека… (рука).

– У зверя лапа – у человека… (нога).

– У собаки морда – у человека…(лицо).

– У конфеты фантик – у человека…(кожа).

– У льва пасть – у человека… (рот).

– У машины мотор – у человека…(сердце).

– У подводной лодки перископ – у человека… (глаз).

4. Работа с палочками.

Детям предлагается сложить из трех палочек треугольник. А как из пяти палочек сложить два треугольника? Попробуйте. (Проверка: должна быть общая сторона).

5. Игра “Что больше?”

Психолог называет какой-либо предмет и говорит: “А что больше?” Дети должны назвать другой предмет, больший по величине. Например, психолог назвал стул, а ребенок в ответ называет стол, ил шкаф, или машину. Повторять предметы нельзя ни психологу, ни детям. Каждый ребенок должен назвать только один предмет.

6. Игра “Страна Геометрия”.

У каждого ребенка набор геометрических фигур, в который входят квадраты, круги, прямоугольники и треугольники. Они должны быть не только разного размера, но и разного цвета. Вот их примерный состав: два больших красных квадрата и два маленьких, три больших синих квадрата и три маленьких, по одному желтому квадрату большого и маленького размера. В таком же составе представлены круги, прямоугольники и треугольники.

Вот примерные задания для игры:

– собери все круги (квадраты, прямоугольники, треугольники);

– отложи в сторону все большие круги (к; п; т);

– отложи в другую сторону все маленькие круги (к; п; т);

– выбери среди больших кругов (к; п; т) все красные;

– выбери среди больших кругов (к; п; т) все синие;

– выбери среди больших кругов (к; п; т) все желтые;

– выбери среди маленьких кругов (к; п; т) все красные;

– выбери среди маленьких кругов (к; п; т) все синие;

– выбери среди маленьких кругов (к; п; т) все желтые;

– собери все синие (желтые, красные) круги;

– собери все синие (желтые, красные) квадраты;

– собери все синие (желтые, красные) прямоугольники

Вариантом игры могут стать следующие задания: психолог одну фигуру и просит найти:

– все фигуры, одинаковые с ней по форме;

– все фигуры, одинаковые по форме и цвету;

– все фигуры, одинаковые по форме и величине.

7. Упражнение “Карандаши”.

Положить на стол несколько карандашей, затем собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Так же, по одному, выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

8. Упражнение “Допиши строчку”

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные психологом узоры.

9. Веселая переменка.

Возьмите в каждую руку по карандашу. Попытайтесь для начала обеими руками одновременно нарисовать одну и ту же фигуру, (например, квадрат) в одинаковом направлении.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 7.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

– Какое сегодня число?

– Как называют дедушку, который раздает зимой подарки? (Дед Мороз.)

– Большое морское животное с фонтаном? (Кит.)

– Чем защищается: корова, лошадь, кошка, волк, пчела, еж? (Рогами, копытами, когтями, клыками, жалом, иголками.)

– Польза от коровы? (Молоко.)

– Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно.)

4. Игра “Запомни насекомое”.

Психолог спрашивает у детей, каких насекомых они знают. Затем предлагаются пары слов. Первое слово – это название насекомого, второе слово ассоциативно связано с первым. Детям нужно будет постараться запомнить эти пары слов. Например: оса – укус, пчела – мед, комар – писк, бабочка – пыльца, божья коровка – точка, муравей – лес, паук – паутина, кузнечик – прыгать, муха – самовар, стрекоза – стрекотать.

После того, как все слова будут прочтены, сделать паузу в 30 секунд и предложить выполнить следующее задание: называете только второе слово из пары, а ребенку нужно будет вспомнить первое слово (например: укус – оса и т.д.)

5. Игра “Летает – не летает”.

Психолог называет предметы. Если этот предмет летает (может летать), ребенок должен поднять руки, если не летает – хлопнуть в ладоши. Например: чашка, волан (для игры в бадминтон), гиря, мяч, самолет, стул, сон, ракета, варежка, гусь, снег, лампочка, картошка, пыль и т.д.

6. Игра “Зачеркни букву”.

Ребенку предлагается небольшой текст (из газеты или журнала). Просматривая каждую строчку дети должны зачеркивать какую-либо букву (например “а”). Фиксируется время и количество ошибок.

7. Упражнение “Кулак – ребро – ладошка”.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с психологом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях психолог предлагает детям помогать себе командами (“Кулак – ребро– ладонь”), произносимыми вслух или “про себя”.

8. Упражнение “Графический диктант”.

Ребенку предлагается в рабочей тетради под диктовку психолога писать диктант, соблюдая инструкцию.

9. Упражнение на релаксацию “Плывем в облаках”.

Психолог: “Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно и вы чувствуете себя хорошо.

Вы абсолютно спокойны. Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

Облако вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день”.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 8.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

– Как называется чернильное пятно в тетради? (клякса);

– Как зовут собаку доктора Айболита? (Авва.)

– Начало дня? (Утро.)

– Стол школьника? (Парта.)

– Что делают из муки? (Хлеб.)

– Песок сыплют, а воду…? (Льют.)

4. Игра “Собери картинку”.

Ребенку предлагается разрезанная на несколько частей картинка, которую он должен собрать.

5. Игра “Сравни и покажи”.

Детям предлагаются рисунки с заданиями. Психолог задает по картинкам вопросы. Например: на каком рисунке нарисована самая большая тарелочка? Какая из них самая маленькая? А какая большая? Дети должны усвоить понятия: короче-длиннее, ниже-выше, больше-меньше, шире-уже и т.д.

6. Игра “Расставь точки”.

Перед детьми квадраты, в которых определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и раздать детям с пустыми квадратами). Всего 8 квадратов, последовательность обозначена цифрами.

7. Упражнение “Лезгинка”.

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Для усложнения упражнения добавляются движения глаз и языка: сначала однонаправленные (глаза и язык двигаются в сторону кулачка), затем – разнонаправленные (глаза – в сторону кулачка, язык – в сторону ладошки).

8. Упражнение “Штриховка”.

Детям предлагается заштриховать предложенную картинку. Направление штриховки указано стрелками.

9. Игра “Паутинка”.

Описание: психолог говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети встают в круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

10. Ритуал окончания занятия.

Декабрь.

Занятие № 9.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Заряд бодрости”.

– Большим и указательным пальцами обеих рук массировать мочки ушей сначала в одну сторону, затем в другую. При этом говорить: “Ушки, ушки, слушайте!” (несколько раз);

– Указательным пальцем массировать точку на лбу между бровей в одну и другую сторону и говорить: “Просыпайся третий глаз!” (несколько раз);

– Поглаживать впадинку на шее, глубоко вдыхать и говорить: “Я дышу!” (несколько раз).

3. Разминка.

– Что находится в середине капусты? (Кочерыжка.)

– Камни в море какие? (Мокрые.)

– Как называется место, где зимой выращивают овощи? (Теплица.)

– Как называется полосатая африканская лошадь? (Зебра.)

– Стол можно сломать, а стакан…? (Разбить.)

– Прошло три дня после воскресенья. Какой наступил день? (Четверг.)

4. Игра “Запомни фигуры”.

Психолог показывает детям карточки с изображением различных геометрических фигур. Дети смотрят в течение 30 секунд. Затем карточки убирают, а дети рисуют в рабочих тетрадях те фигуры, которые они запомнили.

5. Игра “Сравни предметы”.

Для сравнения предлагаются следующие пары слов:

– муха и бабочка;

– дом и избушка;

– стол и стул;

– книга и тетрадь;

– вода и молоко;

– топор и молоток;

– пианино и скрипка;

– шалость и драка;

– город и деревня.

Ребенок должен ответить, чем похожи и чем отличаются предметы. Желательно, чтобы дети выделяли черты сходства и различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

6. Игра “Выполняй инструкцию”.

Описание: детям предлагается нарисовать в один ряд два треугольника, один квадрат, один прямоугольник, третью фигуру зачеркнуть. (Предложить еще два-три аналогичных задания.)

7. Упражнение “Лягушка”.

Положить руки на стол. Одну ладошку сжать в кулак, другую положить на плоскость стола. Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

8. Упражнение “Допиши строчку”.

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные психологом узоры.

9. Упражнение на релаксацию “Отдых на море”.

Психолог: “Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, теплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.

Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает все тело: лоб, лицо, спину. Живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным.

Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день”.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 10.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Заряд бодрости”.

– Большим и указательным пальцами обеих рук массировать мочки ушей сначала в одну сторону, затем в другую. При этом говорить: “Ушки, ушки, слушайте!” (несколько раз);

– Указательным пальцем массировать точку на лбу между бровей в одну и другую сторону и говорить: “Просыпайся третий глаз!” (несколько раз);

– Поглаживать впадинку на шее, глубоко вдыхать и говорить: “Я дышу!” (несколько раз).

3. Разминка.

– Измени по числам: мост – …(мосты); ручей – …(ручьи); друг – …(друзья); метро – …(метро).

– Как называется место, где шьют одежду? (Ателье.)

– Кто хрюкает? (Поросенок.)

– Когда мы обедаем? (Днем.)

– Кто учит детей? (Учитель.)

4. Игра “Гений памяти”.

Психолог называет первому ребенку какое-либо слово, например бабочка. Следующий ребенок повторяет названное слово и добавляет к нему любое другое. Например, бабочка, лес. Третий ребенок повторяет два первые и добавляет еще одно: бабочка, лес, окно и т.д. Все по очереди, друг за другом, повторяют и добавляют различные слова. Тот, кто не смог перечислить все слова, выбывает из игры. В конце игры остается победитель, обладающий самой выдающейся памятью – гений памяти.

5. Игра “Скажи, как можно больше слов”

Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например:

– Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина…);

– Назови слова, относящиеся к спорту.

– Назови слова, обозначающие диких животных.

– Назови слова, обозначающие домашних животных.

– Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

– Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

– Назови слова, относящиеся к искусству.

– Назови слова, обозначающие овощи.

– Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Игра “Определи понятие”.

Психолог просит детей представить себе человека, который не знает значения ни одного из слов и говорит: “Постарайтесь объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, “велосипед”. Как бы вы объяснили это?”.

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: “Знаешь ли ты это слово?” или “Понимаешь ли ты смысл этого слова?”. Психолог помогает детям давать определения каждого слова, задает наводящие вопросы, но всегда сначала дает возможность ответить самому.

Примеры слов: кнопка, книжка, плащ, перья, друг, бить, автобус, ботинки и т.д.

7. Упражнение “Замок”.

Скрестить руки ладонями друг к другу; сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет психолог – палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий; прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

8. Упражнение “Графический диктант”.

Ребенку предлагается в рабочей тетради под диктовку психолога писать диктант, соблюдая инструкцию.

9. Упражнение “Потянулись – сломались”.

Психолог говорит: “Встаньте прямо. Вдохните. На вдохе сильно тянитесь вверх, вытягивая руки, напрягая тело. А теперь постепенно начинаем выдыхать воздух и расслаблять тело. Расслабляем кисти рук, кисти стали мягкими и упали вниз. Дышим спокойно и расслабляем руки в локтях. Теперь полностью расслабили руки и они упали вниз. Расслабили шею и голова упала на грудь. Расслабили мышцы спины и согнулись пополам. Туловище расслабилось и обвисло. Теперь расслабляем колени и мягко падаем на пол. Полежите так, постарайтесь почувствовать пол. Как ваше тело соприкасается с полом? Удобно вам лежать или нет?”

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 11.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Заряд бодрости”

– Большим и указательным пальцами обеих рук массировать мочки ушей сначала в одну сторону, затем в другую. При этом говорить: “Ушки, ушки, слушайте!” (несколько раз);

– Указательным пальцем массировать точку на лбу между бровей в одну и другую сторону и говорить: “Просыпайся третий глаз!” (несколько раз);

– Поглаживать впадинку на шее, глубоко вдыхать и говорить: “Я дышу!” (Несколько раз.)

3. Разминка.

– Как называют папу вашего папы? (Дедушка.)

– Что остается, когда съедаешь яблоко? (Огрызок.)

– Назовите пять имен мальчиков, начинающихся с буквы “а”.

– Он с пропеллером и живет на крыше. (Карлсон.)

– Семь дней с понедельника по воскресенье. (Неделя.)

4. Упражнение “Тренировка слуховой памяти”.

Психолог: “Послушайте внимательно пары слов:

курица – яйцо,

молоко – корова,

замок – ключ,

зима – снег,

кофе – чай,

мама – дочь

Теперь я называю первое слово пары, а вы должны вспомнить второе”. (Эти слова легко запомнить, так как они связаны по смыслу).

5. Игра “Как это можно использовать?”.

Психолог предлагает детям найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, называет слово “карандаш”, а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

6. Игра “Говори наоборот”.

Психолог: “Я буду говорить слово, вы тоже говорите, но только наоборот, например: большой – маленький”. Можно использовать следующие пары слов:

веселый – грустный,

быстрый – медленный,

пустой – полный,

худой – толстый,

умный – глупый,

трудолюбивый – ленивый,

тяжелый – легкий,

трусливый – храбрый,

белый – черный,

твердый – мягкий

и т.д.

7. Упражнение “Сова”.

С силой схватить левое плечо правой рукой; головой медленно пересекать среднюю линию тела, поворачивая ее налево, затем – направо. Расслабиться; сделать три полных цикла дыхания на три поворота головы.

Повторить то же для другого плеча, добавив вокализацию: голова у плеча – вдох – голова на груди – выдох с вокализацией “у-у-х” – голова у другого плеча – вдох и т.д.

8. Упражнение “Штриховка”.

Детям предлагается заштриховать предложенную картинку. Направление штриховки указано стрелками.

9. Упражнение “Торт”.

Описание: одному из детей предлагается лечь на коврик и психолог говорит, что из него сейчас будут делать торт. Каждый из детей представляет собой одну из составных частей: муку, сахар, молоко, яйца и т.д. Психолог играет роль повара. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – “мука” руками “посыпает” тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко – “молоко” “разливается” руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар. Он “посыпает” тело, и немного соли – чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам, ногам. Повар “замешивает” тесто, хорошенько разминая его.

А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все дети, изображающие составляющие, тоже дышат, как тесто. Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить красивыми цветами. Все участники, прикасаясь к “торту”, дарят ему свой “цветок”, описывая его. Торт необыкновенно хорош! Сейчас повар угостит каждого участника вкусным кусочком.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 12.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Заряд бодрости”.

– Большим и указательным пальцами обеих рук массировать мочки ушей сначала в одну сторону, затем в другую. При этом говорить: “Ушки, ушки, слушайте!” (Несколько раз.)

– Указательным пальцем массировать точку на лбу между бровей в одну и другую сторону и говорить: “Просыпайся третий глаз!” (Несколько раз.)

– Поглаживать впадинку на шее, глубоко вдыхать и говорить: “Я дышу!” (Несколько раз.)

3. Разминка.

– Что пишут на конверте, отправляя письмо? (Адрес.)

– Чем жалят осы и пчелы? (Жалом.)

– Чем защищается корова? (рогами); лошадь (копытами); кошка (когтями), волк (клыками); еж (иглами);

– Как сказать одним словом: много лошадей? (табун); коров (стадо); овец (отара); рыб (косяк); волков (стая); собак (свора);

– Как подает голос курица? (кудахчет); воробей (чирикает); лев (рычит); рыба (молчит); лошадь (ржет); корова (мычит); гусь (гогочет); утка (крякает); собака (лает); жук (жужжит); змея (шипит); петух (кукарекает);

4. Упражнение “Какой игрушки не хватает?”

Психолог ставит перед детьми на 1 минуту 5–6 игрушек, предлагает их внимательно рассмотреть и запомнить. Затем просит их закрыть глаза и убирает одну игрушку. Дети должны ответить, какой игрушки не стало. Проводится несколько раз.

5. Игра “Запоминайка”.

Детям для рассмотрения предлагаются карточки, разделенные на две части: с левой стороны рисунок-предмет, а с правой схематичное изображение. Психолог просит детей запомнить фигурки, нарисованные справа от предметов. Затем ребятам нужно по памяти в тетрадях нарисовать фигурки, соответствующие рисункам-предметам.

6. Упражнение “Рыбка”.

Детям в тетрадях предлагается схематичный рисунок рыбки (из геометрических фигур), а рядом хаотично нарисованные различные геометрические фигуры. Психолог просит ребят раскрасить только те фигуры, из которых состоит рыбка.

7. Упражнение “Клешня краба”.

Средний палец наложить на указательный и зажать его; безымянный – на средний; мизинец – на безымянный. Позу удерживать 10-20 секунд. После выполнения правой рукой то же – левой, а затем – двумя руками одновременно.

8. Упражнение “Допиши строчку”.

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные психологом узоры.

9. Упражнение на релаксацию “Порхание бабочки”.

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Психолог: “Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях”

10. Ритуал окончания занятия.

Январь.

Занятие № 13.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Заряд бодрости”

– Большим и указательным пальцами обеих рук массировать мочки ушей сначала в одну сторону, затем в другую. При этом говорить: “Ушки, ушки, слушайте!” (несколько раз);

– Указательным пальцем массировать точку на лбу между бровей в одну и другую сторону и говорить: “Просыпайся третий глаз!” (несколько раз);

– Поглаживать впадинку на шее, глубоко вдыхать и говорить: “Я дышу!” (несколько раз).

3. Разминка.

– Сказочный человек огромного роста? (Великан.)

– Он от бабушки ушел и от дедушки ушел? (Колобок.)

– Где живет муравей? (в муравейнике); птичка (в гнезде); медведь (в берлоге); акула (в море); пчелы (в улье); лиса (в норе); белка (в дупле); собака (в конуре); курица (в курятнике); конь (в конюшне);

– У кого есть панцирь? (у черепахи); хобот (у слона); стержень (ручка); страница (книга, тетрадь); клешня (рак, краб); копыто (лошадь, корова); вымя (корова, коза); клавиши (рояль, пианино); усы (кошка, жук); вершина (гора); руль (машина, велосипед);

4. Игра “Подбери рифму”

Психолог предлагает детям сочинить стихи. Он называет слово, а дети по очереди придумывают рифмующееся слово, например: сад – град, мост – хвост, кошка – ложка, стол – пол и т.д.

Затем задание можно усложнить. Психолог задает детям слово, а каждый ребенок придумывает как можно больше рифм к нему.

Можно предложить и другое задание. Детям дается двустишие, а они должны подобрать рифму и продолжить его.

Примеры двустиший:

У медведя во бору
Много ягод …….

Вот на грядке огурец
Огурец ……………..

Смотрит Лена сквозь стекло
На дворе ……………………

Идет по полю наш бычок
Его бочок, как …………..

5. Игра “Бывает – не бывает”

Психолог называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Кошка хочет есть.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Шапочка резиновая.
Туфли стеклянные.
Кошка гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Домик рисует девочку.
Зимой идет снег. Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Строитель строит дом.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Зайчик пошел в школу.
Бегемот залез на дерево.
Дом пошел гулять.
Волк бродит в лесу.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Ночью светит солнце.
Петух играет на скрипке.
Писатель пишет книгу.

6. Игра “Собери ракету”

Детям предлагается разрезанная на 8 частей картинка с изображением ракеты. Психолог просит как можно быстрее собрать картинку из частей. Отметьте, за какое время дети справятся с заданием.

7. Дыхательная гимнастика.

– Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губя вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух.

– Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (а, о, у, и, ы, е) и их сочетания.

8. Упражнение “Графический диктант”.

Детям предлагается в рабочей тетради под диктовку психолога писать диктант, соблюдая инструкцию.

9. Динамическая пауза.

Психолог: “Ребята, закройте глазки, представьте, что вы грибочки. Вот грибочки в траву спрятались, вставать им не хочется, тесно прижались друг к другу. Но вот первый луч солнца упал на землю. И грибочки потянулись к нему, вылезли из травы, подняли голову, посмотрели на солнышко, показали друг другу свои красивые шляпки. Порадовались солнышку! Показали друг другу ручки. Подняли их вверх, погрели на солнышке.

Но вот туча набежала, дождик закапал: кап, кап, кап. Убрали свои ручки грибочки, спрятали под шляпку и стоят прямо, чтобы их дождик не намочил. Но вот кончился дождик, выглянуло солнышко. Радуются грибочки, прячутся в траве. Чтобы их никто не нашел. Вот и день прошел. Все просто замечательно!”

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 14

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Заряд бодрости”.

– Большим и указательным пальцами обеих рук массировать мочки ушей сначала в одну сторону, затем в другую. При этом говорить: “Ушки, ушки, слушайте!” (несколько раз);

– Указательным пальцем массировать точку на лбу между бровей в одну и другую сторону и говорить: “Просыпайся третий глаз!” (несколько раз);

– Поглаживать впадинку на шее, глубоко вдыхать и говорить: “Я дышу!” (несколько раз).

3. Разминка.

Отвечайте, кто это? Что это?

– Маленькая, серенькая, пугливая… (мышь);

– Новая, интересная, библиотечная… (книга);

– Красный, спелый, гладкий… (помидор);

– Большой, неуклюжий, бурый… (медведь);

– Холодный, белый, пушистый… (снег);

– Желтые, красные, осенние… (листья);

– Рыжая, хитрая, пушистая… (лиса)

4. Игра “Совершенствование воображения”.

Психолог раздает каждому ребенку набор геометрических плоскостных фигур и предлагает попытаться построить из них те предметы, о которых он будет читать:

Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,
Еще прямоугольник и два круга…
И будет очень рад мой друг:
Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника
И палочку-иголочку.
Их положил как надо я
И получил вдруг елочку.

5. Игра “Я положил в мешок…”.

Психолог начинает игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

6. Игра “Будь внимателен”.

Психолог называет слова. Если среди них есть слово, относящееся к фруктам, ребенок хлопает в ладоши один раз, если к овощам – два раза, если к ягодам – хлопать не надо.

Капуста, яблоко, груша, земляника, морковь, малина, картофель, укроп, черника, слива, кабачок, апельсин и т.д.

7. Дыхательная гимнастика.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствуют успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

8. Упражнение “Штриховка”.

Детям предлагается заштриховать предложенную картинку. Направление штриховки указано стрелками.

9. Упражнение на релаксацию “Тихое озеро”.

Психолог: “Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Приятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

10. Ритуал окончания занятия.

Февраль.

Занятие № 15.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

Кем (чем) раньше были?

– Цыпленок – …(яйцом)

– Лошадь – … (жеребенком)

– Корова – … (теленком)

– Дуб – … (желудем)

– Рыба – … (икринкой)

– Лед – … (водой)

– Мужчина – … (мальчиком)

4. Задание “Найди варианты”.

Психолог раздает детям карточки с нарисованными кругами (всего на одной карточке 6 кругов) и просит закрасить круги таким образом, чтобы закрашенных и не закрашенных было поровну. Возможно несколько вариантов закрашивания. Можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

5. Игра “Сначала – потом”.

Психолог называет детям какой-либо предмет. Задача ребят – представить его эволюцию. Например: “Дерево” – “Было семя, стало ростком, затем – саженцем, потом – деревом”. “Дом” – “Сначала – фундамент, затем – первый этаж, второй и т.д.”. “Книжная полка” – “Сначала – дерево, затем – доски, потом полка”

6. Игра “Угадай сказку”.

Детям предлагается отгадать сказку, которую психолог будет рассказывать. Заранее предупредите детей, что из сказки исчезли почти все буквы. Так что вам придется рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слова, которая осталась.

Жи… бы… де… и ба… И бы… у ни… Ку… Ря… Сне… Ку… Ря… я… не про…, а зо… Де… би… би… – не ра… Ба… би… би… – не ра… Мы… бе…, хво… ма…, я… упа… и ра… Де… пла…, ба… пла…, а Ку… ку… Не пла… де…, не пла… ба… Я сне… ва… я… не зо…., а про… (Курочка Ряба)

7. Дыхательная гимнастика.

Глубоко вдохнуть; завернуть уши от верхней их точки до мочки; задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А (чередовать со звуками Ы-Ы-Ы, У-У-У, О-О-О).

8. Упражнение “Допиши строчку”.

Ребенок в тетради дописывает до конца строки предложенные психологом узоры.

9. Динамическая пауза “Бабочки и мотыльки”.

Психолог: “Ребята, закройте глазки и представьте, что мы с вами бабочки и мотыльки. Мы очень красивые и нарядные, различных цветов и оттенков. Мы очень любим цветы, и даже сами похожи на них. И сейчас мы с вами полетим на цветочную полянку. Давайте расправим наши изящные крылышки и поднимемся в небо. Плавно, легко машем крылышками.

Ну, вот мы и прилетели на поляну. Сколько вокруг разных цветов: васильков, ромашек. Вот растет ароматная кашка. Давайте подлетим к этим цветам и попробуем их ароматную пыльцу. Ах, какая сладкая, вкусная пыльца! Бабочкам она очень понравилась. А теперь бабочки встали в хоровод и танцуют на цветах. Они легко наступают на цветы, чтобы не сделать им больно.

Солнышко начало припекать. Давайте протянем наши крылышки к нему. Ведь мы очень любим солнышко и радуемся его свету и теплу.

А теперь бабочки и мотыльки опять разлетелись в разные стороны и порхают с цветка на цветок. Как хорошо, как красиво кругом!

И так летают бабочки целый день. Но вот наступает вечер, и бабочки с мотыльками садятся на какой-нибудь цветок и засыпают. А на следующий день вновь резвятся на цветочной поляне”.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 16.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

Назовите правильно:

– Один теленок – много телят, телята;

– Поросенок – (много поросят, поросята);

– Жеребенок – (много жеребят, жеребята);

– Ягненок – (много ягнят, ягнята);

– Щенок – (много щенят, щенки);

– Цыпленок – (много цыплят, цыплята);

– Сова – (много сов, совы);

– Цапля – (много цапель, цапли);

– Липа – (много лип, липы);

– Сосна – (много сосен, сосны);

– Коза – (много коз, козы);

– Кенгуру – (много кенгуру, кенгуру)

4. Игра “Я речка, а ты рыбка”.

Психолог предлагает детям продолжить ассоциативный ряд. Например: “Я – дом”. “А я – дверь”. “Я – замок”, “А я – ключ”. И так далее. Игра способствует развитию ассоциативного мышления, логики, быстроты реакции.

5. Игра “Если…, то…”.

Психолог предлагает детям продолжить высказывания. Следствие: если в воду добавить сахар, то…; если в комнату принести снег, то…; если съесть много мороженого, то… Причина: девочка идет в школу, потому что…; мальчик заболел ангиной, потому что…; дождь пошел, потому что… и т.д. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи.

6. Упражнение “Четвертый лишний”.

Детям предлагаются карточки с изображениями различных предметов, один из которых лишний. Ребята должны найти лишний предмет и объяснить свой выбор.

7. Дыхательная гимнастика.

Скрестив ноги, с прямой спиной(!), поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно – у него просто нет возможности дышать по-другому.

8. Упражнение “Графический диктант”.

Детям предлагают в рабочей тетради под диктовку психолога писать диктант, соблюдая инструкцию.

9. Упражнение на релаксацию “Полет высоко в небе”.

Психолог: “Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день”.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 17.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

Назовите правильно: чей хвост?

– Корова – коровий;

– Заяц – (заячий);

– Овца – (овечий);

– Лошадь – (лошадиный);

– Кошка – (кошачий);

– Коза – (козий);

– Белка – (беличий);

– Волк – (волчий);

– Лиса – (лисий)

4. Упражнение “Логические задачи”.

Детям предлагают решить логические задачи. Если ребенку будет трудно решать на слух, можно в рабочей тетради нарисовать условие каждой задачи:

а) Вера – дочь Аси. Кто из них старше? (Ася.)

б) Алеша – сын Миши. Кто из них младше? (Алеша.)

в) Ольга – бабушка Тани. Света – не внучка Ольги. Надя – не бабушка Тани. Кто внучка Ольги? (Таня.)

г) Вася – отец Пети. Гриша – дедушка Пети. Кем Гриша приходится Васе? (Отцом.)

д) Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша – брат Вани. Кто брат Кати? (Вова).

5. Игра “Что? Кто?”

Психолог обсуждает с детьми тему “одушевленное – неодушевленное”. Рассказывает им, что все живые предметы определяются вопросом “Кто?”, а неживые – “Что?”. Предлагает поиграть в игру: задает вопросы, а дети, подумав, на них отвечают: кто плавает? Что плавает? Кто вырос? Что выросло? Кто большой? Что большое? Кто рисует? Что рисуют? И т.п.

6. Игра “Я – фотоаппарат”.

Психолог предлагает детям представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.п. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

7. Дыхательная гимнастика.

Глубоко вдохнуть; руки медленно поднять через стороны вверх, задержав дыхание на вдохе. Выдохнуть с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить.

Вдохнуть; руки медленно поднять до уровня плеч через стороны; задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком О-О-О, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

Медленно и глубоко вдохнуть; руки поднять до уровня груди; задержать дыхание. Медленно выдохнуть с сильным звуком У-У-У; руки опустить вниз, голову – на грудь.

8. Упражнение “Штриховка”.

Детям предлагается заштриховать предложенную картинку. Направление штриховки указано стрелками.

9. Динамическая пауза “Облако”.

Описание: дети с психологом проговаривают стихи и выполняют соответствующие упражнения.

Беленькое облако Поднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу головой Превратилось облако В дождевую тучу. Округленные руки перед собой, пальцы в замок Не расцепляя рук, поднять их над головой Выпрямить руки Потянуться руками вверх Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону Сцепить руки кончиками пальцев над головой Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить, затем присесть.

10. Ритуал окончания занятия.

Занятие № 18.

1. Ритуал начала занятия.

2. Упражнение “Мозговая гимнастика”.

В течение 1,5 минут дети выполняют качания головой, “ленивые восьмерки”, “шапку для размышлений” (см. занятие 1).

3. Разминка.

– Какой по счету в году сейчас идет месяц?

– Ребенок собаки. (Щенок.)

– Девочка, вступившая в борьбу со Снежной Королевой. (Герда.)

– Мудрый питон и друг Маугли. (Каа.)

– Самая любимая пора школьников. (Каникулы.)

– Дедов сын. (Отец.)

4. Игра “Парные картинки”.

Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по две картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предметы, нарисованные на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ не правильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным. После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы так же по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их. В целом происходят 2 смены ролей, соответственно двум карточкам, имеющимся у каждого ребенка.

5. Игра “Что бывает…”.

Психолог предлагает детям поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка: Что бывает большим? – Дом, машина, радость, страх и т.п. Что бывает узким? – Тропа, лента, лицо, улица и т.п. Что бывает низким, высоким, красным, белым, желтым, длинным, коротким и т.д.

6. Упражнение “Что я знаю о школе”.

Психолог проводит с детьми беседу и предлагает как можно точнее отвечать на следующие вопросы:

– Как обращаются к учителю?

– Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?

– Что говорят, если нужно выйти в туалет?

– Что такое урок?

– Как узнают, что настало время начинать урок?

– Что такое перемена?

– Для чего нужна перемена?

– Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

– На чем пишет учитель, когда объясняет задание?

– Что такое оценка?

– Какие оценки хорошие, а какие плохие?

– Что такое школ


<== предыдущая | следующая ==>
Количество публикаций | Наслаждайся тишиной.

Date: 2016-07-25; view: 12692; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию