Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 11. Кто вы с перспективы 10000 лет?





 

Люди, обладающие силой и властью, нередко этого не осознают. Легче отождествляться с низким, чем с высоким положением. Легче думать, что ты мог быть жертвой ситуации, нежели тем, кто мог создавать ситуацию.

Я вспоминаю человека, с которым я работал много лет назад, одного из моих ранних клиентов, кто во время Второй мировой войны делал с людьми некоторые ужасные вещи. Его правительство дало ему работу – пытать людей. В то время он отождествлялся с обладанием огромной социальной и политической властью. Но когда я с ним работал, его самой большой проблемой и единственным чувством было то, что он бессилен. Он не решался устанавливать дружеские отношения со своей матерью, которая казалась ему немного отдаленной. Теперь он хотел заботиться о ней в старости и стеснялся это делать. Вся моя работа с ним сосредоточивалась на том, чтобы дать ему достаточно силы для того, чтобы он был способен работать с ней над их отношениями. И как только он это сделал, он смог увидеть, что у него много сил и что он может делать очень много хороших вещей. Обладая б о льшим чувством силы, он даже мог смотреть в прошлое и мог думать о некоторых из ужасных сцен, в которых он участвовал.

Работа с тем человеком пробудила меня к следующей мысли: мы можем допускать, что некоторым людям кажется, что они обладают большой силой, но в действительности они могут ее не иметь. Я думаю, вот самый гуманный способ говорить это, что они «не могут» осознавать, что обладают силой. Это, конечно, не всегда верно, но это нечто, о чем не следует забывать.

Прежде чем идти дальше, я хочу очень простым способом напомнить вам об этой глубокой части вас, с которой мы уже экспериментировали. Вы можете делать это короткое упражнение сидя или стоя. Давайте просто на минуту займемся этим, прежде чем я продолжу говорить о сегодняшних вещах…

● Сядьте или встаньте удобно, и просто замечайте непредсказуемые движения, которые с вами случаются, включая неподвижность. Неподвижность – это тоже движение, в том смысле что это очень крохотное движение.

● Смотрите, какие непредсказуемые движения (если вообще такие имеются) совершает ваше тело. Позволяйте ему быть движимым пространством вокруг вас. Позволяйте ему быть свободно движимым, и, когда вы наконец попадете в расслабленное место, куда вы движимы, возможно, эти движения будут иметь для вас некое послание.

● Станьте расслабленными, затем следите, что делают ваши движения; позволяйте им двигать вас.

● Замечайте, что хотят делать эти расслабленные, непредсказуемые движения, эти маленькие подергивания, и позволяйте им передать вам послание и запишите это.

Это упражнение легко делать. Вы можете удивляться – если его легко делать, то почему люди не делают его более часто. Это такая простая медитация. Вы позволяете пространству-времени двигать вас и давать вам подсказку. Почему вы не видите людей, делающих это стоя в ожидании кино? Потому что они находятся в своем детерминистическом уме общепринятой реальности: «Я – то-то и тото». Они не открыты к проявляющемуся случайному акту интуиции или сновидения. Есть время иметь и «время терять голову» и позволять уму расслабляться.

Цель сегодняшнего занятия: выяснить природу телесного опыта этого процессуального ума. Иными словами, понять кто вы с перспективы вселенной. Но сперва взгляните на точку внизу схемы (рис. 27). На самом верху находится «реальное тело», то есть тело, о котором всякий говорит и приносит его к врачу. В средней части треугольника находится «сновидящее тело», а за ним – «тело мифа». В самом низу треугольника, в области сущности, помещается опыт «тела процессуального ума», «Атман», «Брахман» и… – это означает, что для этого понятия есть множество других имен. Я написал там «наименьшее действие»; я буду последовательно объяснять каждый термин.

 

Рис. 27. Наименьшее действие

 

Кто вы, глядя с перспективы десяти тысяч лет? Я хочу знать о вас больше. Если бы у вас было десять тысяч лет, чтобы жить во вселенной, кем бы вы могли быть? Были ли вы здесь до этого? Мы точно не знаем. И вам не нужно жить так долго или верить во что бы то ни было.

Я просто хочу быть достаточно свободным, чтобы говорить обо всех этих возможностях. Кто вы? Кто вы сверх того факта, что сейчас вы представляете собой тело? В книге «Кома» я говорил о том, как сновидящее тело проявляется в телесных сигналах и сновидениях и как оно может проявляться в качестве «тела мифа», то есть не только как личная ассоциация, но как более коллективный, более общий символlxv, обобщающий ваш общий опыт тела, организуемый вашим детским сновидением. Страна Грез – это просто часть реальность, организуемая сновидениями. Симптомы организуются сновидениями или их обобщением в виде мифов.

На самом пороге смерти снова и снова появляются глубокие переживания, которые соответствуют вашим сновидениям детства и, по-видимому, организуются ими.

По-видимому, существует движущий нас мифический паттерн, и этот мифический паттерн появляется в ваших детских сновидениях. Таким образом, есть сновидящее тело, то есть переживания, которые вы испытываете в данный момент, а потом, возможно, в течение длительных периодов времени и вплоть до самой смерти и за пределами того, что бы ни означала смерть. Ведь, возможно, все продолжается и за ее пределами. Ваше самое раннее сновидение детства и ваши самые ранние детские воспоминания и переживания – это большие мифические паттерны. А затем, на самом глубочайшем уровне, есть некогнитивный и невизуальный опыт процессуального ума.

 

Рис. 28. Когда реальное тело расслабляется, появляется ваше сновидящее или мифическое тело

 

Я бы хотел кое о чем спросить Айседору (семилетняя девочка в классе). Какое у тебя самое раннее воспоминание? Помнишь ли ты себя очень маленькой девочкой? Что ты помнишь?

Айседора: На самом деле я ничего не помню, кроме того, что я была маленькой.

Арни: И что было первым, что ты помнишь из того времени, когда ты была действительно маленькой?

Айседора: Что мои мама и папа меня любят.

Арни: Здорово! Это великий опыт. Моя реакция на Айседору: «О, Учитель, я снова тебя встретил!» Ведь суть – в любви! В любом случае это, возможно, ее самый ранний паттерн, он личный, но также мифический, связанный со всеми человеческими существами. Вот рядом с ней сидит ее мама. (Обращаясь к матери.) Вам с ней повезло, она – ваш учитель, ваша любовь.

Идея мифического тела подчеркивает тот факт, что самое раннее воспоминание, самое ранее сновидение, повидимому, отражают и организуют и то, что происходит у вашей кровати перед концом жизни. Я видел это много раз. Процессуальный ум – это поле, движущее сновидящее тело, мифическое тело и реальное тело; это движущее его поле пространственно-временного сновидения. Это означает, что у вас есть образы вещей, но до образа есть просто чувство и/ или движение. То, что вас движет, по-видимому, предшествует образам. Можно думать об организующей силе, наподобие полевого паттерна, по аналогии с полевым паттерном, управляющим общим полетом птиц или тем как вода делает борозды в песке.

Страну Грез можно видеть и с точки зрения телесных сигналов. Но процессуальный ум носит более загадочный, более некогнитивный характер.

Если вы начинаете чесать свой нос, это почесывание, возможно, организуется сновидениями в Стране Грез! Каким образом зуд, который вы чешете, является страной грез? Если это аллергия или что-то вроде этого, вы почти всегда можете видеть ту энергию X, организуемую паттерном сновидения, кого-то рода чешущей или скребущей энергией.

Страна грез – это часть реальности, которую вы можете видеть, организуемая паттернами сновидения. В физике полно реальных вещей, которые организуются математическими паттернами, подобно тому как реальное тело организуется сновидящим телом или мифическим телом. Но сами сновидения организуются полем, не имеющим первоначально связанных с ним образов, которое появляется в образах, телесных симптомах и тому подобных вещах. Я знаю, что Юнг считал основополагающими для нас архетипические образы. Я предполагаю, что существуют основополагающие энергии, которые проявляются как образы.

Многие древние традиции верили, что некоторые из наших телесных переживаний относительно независимы от того, что мы называем нашим телом. Эти переживания «тонкого тела» связывали с Аманом, с Брахманом – то есть с частями вас, которые подобны ткани вселенной, которые находятся во вселенной.

То, кто вы есть, может быть очень древним – алмазным телом, телом Дао, даже Натараджей, Танцующим Шивой, духом вселенной, который танцует во всей вселенной и стоит за всем сущим. На уровне сущности наши тела организуются не просто нашей индивидуальной психологией, но всей активной, движущейся, танцующей вселенной.

 

Рис. 29. Натараджа; Танцующий Шива. ПУ как поле пространства– времени. Опыт танца – движения тела – сновидящего тела – мифического тела обнаруживается по всему миру в идеях тонкого тела и наименьшего действия = следовать всем путям – суть физики

 

Пространственно-временное сновидение – это наименьшее действие. Когда вы позволяете вещам спонтанно двигать вас, вы движетесь таким образом, который физик, возможно, описал бы как следование наименьшему действию.

Наименьшее действие подразумевает момент, когда ваши движения очень близки к вашей базовой, внутренне присущей потенциальной энергии. В нас есть очень глубокая потребность двигаться так, чтобы мы были очень близки к нашей основной потенциальной природе, нашей потенциальной энергии. Так что наименьшее действие имеет фундаментальное значение не только для физики, но также для психологии и духовных традиций. Чтобы перемещаться от одной точки в пространстве и времени к другой, глубочайшая часть нас исследует все возможные пути, которые она может выбирать. Тогда, будучи предоставлена самой себе, она будет сновидеть или выбирать самый легкий, самый быстрый из возможных путей – тот, что требует наименьшего действия и согласуется с нашим самым фундаментальным сновидением.

Профессор Эдвин Тейлор так объясняет наименьшее действие в физике:

Вот что приказывает природа камню и электрону: камню, движущемуся с нерелятивистской скоростью в области малой кривизны пространства-времени, природа кричит: «Следуй по пути наименьшего действия!» Электрону природа кричит: «Исследуй все пути, чтобы находить наименьшее действие!» Вот и все.

Зачастую мы пробуем все пути. Стоя утром перед зеркалом, вы спрашиваете себя: «Следует ли мне идти путем, на котором я выгляжу так или вот так?» Прежде чем принять решение о чем бы то ни было, мы часто обдумываем и «пробуем все пути». Сходным образом в сновидении мы сновидим это, и только затем – то, как будто ищем путь, который требует наименьшего действия и наибольшего смысла.

В любом случае возможность пробовать все пути – это дар, который дает нам природа. Мы не осознаем это, как если бы вы передали мне футбольный мяч, то этот мяч может путешествовать от вас ко мне, облетая вокруг меня, прямо ко мне или через луну! Попробовав все пути, природа наконец выбирает путь «наименьшего действия», тем самым сближая обычно невидимую квантовую механику и повседневную жизнь, следующую законам Ньютона.

Позвольте мне объяснить это проще. Если у меня в руке ручка, ее потенциальная энергия связана с ее расстоянием от пола. Ее потенциал обусловлен полем тяготения (в действительности кривизной пространства), тянущим ее к полу. Что будет происходить, если я отпускаю ручку? Ее потенциальная энергия будет становиться кинетической, или энергией движения, и ручка будет видна в движении падения на пол. Это кинетическое движение падения на пол обусловлено ее потенциальной энергией, превращающейся в движение падения.

Природа использует свой принцип наименьшего действия, чтобы обеспечивать ситуацию, при которой движение ручки, а именно то, как она движется, скорость, с которой она движется, то, куда она движется, являются как можно более близкими к ее основному потенциалу в каждой точке.

Потенциал тянет ее, как бы говоря: «Двигайся сюда, приятель! Твое место здесь, внизу!» Неживой объект (например, ручка) говорит: «Ладно, я буду следовать полю», пробует все возможные пути, что вы не способны видеть, и использует в своем путешествии к полу путь наименьшего действия, достигая пола наиболее легко и наиболее быстро. Убеждайтесь, что то, что вы делаете, близко к вашему основному потенциалу – вашему пространственно– временному сновидению, и вы будете подобны всей остальной вселенной, едины с ней. Если вы игнорируете свой основной потенциал и начинаете прилагать усилия и «делать» вещи обычным образом, то утомляетесь, совершая больше «действия», чем необходимо.

Кроме того, природа любит разнообразие. Она дала нам разрешение отрицать ее сущностнообразное существование и создавать человеческую общепринятую реальность, отрицающую физические, биологические и химические силы и наименьшее действие.

В глубокой медитации и или на пороге смерти мы часто видим, как человек разыгрывает детские сновидения или мифические переживания, и они включают в себя его или ее основную природу или «наименьшее действие». Во время пространственно-временного сновидения мы иногда можем переживать себя в качестве самого пространства-времени, в качестве, так сказать, движителя, а не только как движимое тело или сопротивляющуюся повседневную личность.

Этот опыт поля процессуального ума представляет собой переживание бытия движимым физикой пространствавремени, то есть наименьшего действия. Другой способ говорить о наименьшем действии – это заявить: «Пробуй все пути» или «Следуй путям, заставляющим время лететь».

Кто вы? Глубочайшая часть вас следует наименьшему действию, вашей потенциальной энергии: она следует пространственно-временному сновидению вокруг вас. С точки зрения общепринятой реальности вы – это ваша обычная маленькая самость, ваше малое u, пара беспокоящих вас энергий X, и вы – танец между ними.

Противоположности – это предполагаемые факты в общепринятой реальности. Но помните, что говорят нам процессуальный ум и буддизм: нет ничего неизменного. Мы – танец между этими предположительно неизменными вещами. Вы – танец, выглядящий как человек. Вы движетесь туда-сюда между этими различными энергиями, хотя вы отождествляетесь как человек. Если вы чересчур отождествляетесь в качестве человека: «Я – человек, который сегодня должен делать то или это», – тогда сновидения пытаются заставлять вас быть более гибким и следовать всем вашим энергиям. Мы представляем собой процесс, но наш повседневный ум это отрицает. Он отрицает, что мы – танец.

Одна из причин, по которой мы боимся смерти, – это то, что мы отождествились с жестким малым u и его оппонентами X, принадлежащими общепринятой реальности. Как я уже говорил, по-видимому, умираете не вы, а именно малое u. Ваше малое u находится в общепринятой реальности.

Ваше представление общепринятой реальности о самих себе нужно время от времени пугать и приводить в замешательство, чтобы вы могли находить другие части себя. Как я говорил раньше, одна из самых удачных вещей, которые могут с нами случаться, – это страх смерти. Это благоприятная возможность освобождаться от негибкости, и огромное число страхов смерти касается этого отдельного психологического момента.

Слушатель 1: Утрата людей, которые умирают, – большая часть опыта смерти.

Арни: Да, это его большая часть. Если вы умираете, это нелегко для тех, кто вас любит. Но отношения – это также пространство, пространственно-временное сновидение, пространство между нами. И это пространство не обязательно «умирает». Находите кого-то, кто «умер» как часть земли, и отправляйтесь в то место, когда вам его или ее недостает. Или чувствуйте их в пространстве.

Слушатель 2: Предположим, у вас страх смерти – это означает, что малому u нужно умереть?

Арни: Возможно, ему нужно немного расслабиться и открыться к тому, чтобы быть движимым путем «наименьшего действия».

Слушатель 2: И тогда текучесть временно восстанавливается, но если малое u умирает, что есть, чтобы быть текучим?

Арни: В принципе умирает только ваше отождествление с действием u, и в то же время осознание вашего процессуального ума продолжается. То же самое происходит в сновидении. Вот почему, хотя вы «спите», вы можете создавать и запоминать сны!

 

Метапозиция

 

Ваше малое u – этот тот, кого вы обычно используете для осознания, но это не единственное ваше осознание. Когда малое u убывает, появляется ваш процессуальный ум с его большей картиной и более расслабленной точкой зрения. Прежде я называл точку зрения процессуального ума метакоммуникатором, чем-то, что по-прежнему есть, что обладает этим представлением гения о вещах и, судя по всему, создает сновидения. Когда малое u перестает контролировать ваше осознание, это осознание возвращается к процессуальному уму. Процессуальный ум говорит, что образ мыслей со всеми теми вещами – это односторонние иллюзии общепринятой реальности. Есть другая точка зрения, соединяющая с четырехмерным или многомерным гиперпространством нашей вселенной, с измененным состоянием, пространственно-временным сновидением.

Мы находимся на грани разговора о невозможном материале, так что я хочу поблагодарить вас за вашу терпимость ко всему этому. Если ваше малое u временно расслабляется, тогда его представления об u и X умирают вместе с ним, по крайней мере временно. Напряженность между ними исчезает, когда вы начинаете танцевать. И тогда вы больше не являетесь жесткой частью с одной частью здесь и другой там. Вы в большей степени представляете собой танец, текучий процесс.

В известном смысле единственная проблема, которая у вас может быть, – это иметь слишком жесткую идентичность, и вы знаете это, когда начинаете чувствовать себя очень напряженными и нервозными в отношении чего– либо. Тогда вы могли бы вспоминать: «Быть может, я мог бы (могла бы) попробовать двигаться между энергиями, из-за которых я нервничаю». Непоколебимость хороша, но это не вся история.

Дон Хуан говорил: «Останавливай мир или бойся, что он останавливается, когда ты умираешь». Либо вы останавливаете мир сейчас, либо вы боитесь, что нечто другое будет останавливать ваш мир в качестве смертельной фантазии.

«Останавливать мир» означает не забывать следовать энергии вашего тела: что хочет делать ваше тело? Проприоцепция и движение вашего тела – это пароли к вашему большому компьютеру. Пишите тело всякий раз, когда вы работаете над собой. Это пароль к вашему большому компьютеру, тому, что внутри и повсюду вокруг вашей головы. Останавливайте мир и используйте «смерть в качестве вашего наставника». Дон Хуан имел в виду, что смерть существует для того, чтобы говорить вам, что ваш повседневный ум – это еще не вся история. Останавливайте мир повседневного ума.

Кто вы? Вы в первый раз на этой земле? Кончаетесь ли вы, когда умираете здесь? У каждого человека есть свои мысли об этом. Я никогда не хотел слишком задумываться об этом, но со временем мне стало сниться, что мне следует больше об этом думать.

Однажды, гуляя по Дели, в Индии, я сказал Эми: «Мы заблудились. Нам следует искать розовый или зеленый дом, который стоит на улице вон там, и нам нужно идти туда». Мы пошли, и там были розовый и зеленый дома. Мы никогда раньше не были в том городе – как же я мог знать об этом? У каждого на этот счет есть своя собственная теория. Жил ли я там раньше?

Когда я ездил в Европу по студенческому обмену, после того как я познакомился там с юнгианцами, мне приснилось, что ко мне пришел Юнг. Он лежал на полу и умирал. Он открыл рот и сказал: «Вдохни мое последнее дыхание». Я никогда не целовал его раньше, но я приложил свои губы к его губам и вдохнул его последнее дыхание. Позднее я узнал, что в традициях коренных народов считается, что таким образом дух человека передается следующему.

Так кто я и как долго я здесь? Мысль о том, что вы, возможно, связаны с чем-то историческим, следует хранить в укромном уголке ума. Быть может, когда-нибудь она вам понадобится. Возможно, реинкарнация стоит того, чтобы о ней думать. В пользу этого есть кое-какие небольшие свидетельства, и, кроме того, люди всегда верили в такие вещи, как реинкарнация. Быть может, то, как вы выглядите сейчас, очень интересно – на вас подходящая одежда, но это может быть не то, как вы выглядите на самом деле.

Меня всегда трогало, что Ричард Фейнман, крайне рациональный человек, в своей статье 1949 года по физике (которую я обсуждаю в книге «Процессуальный ум») писал, что в уравнениях физики есть возможность того, что вещи временно движутся назад во времени. Действительно ли это происходит для нас или нет? Мне бы хотелось, чтобы вы подумали об этом с непредвзятым умом.

Следующее упражнение сосредоточено на симптоме, который, как вы одно время боялись или воображали, мог бы быть смертельным. Даже если вы просто фантазировали о подобном симптоме, давайте выясним, что это за фантазия. Вы будете входить в свой процессуальный ум и, находясь в этом состоянии, спрашивать: «Каков мой путь через пространство-время?» То есть каков ваш десятитысячелетний путь? Если вы находите намек об этом пути, прекрасно. Ваше представление может меняться. Я делал это долгое время, и мое представление для меня не изменилось. Просто поиграйте с этим. Имейте свободу спрашивать.

Слушатель 1: Можете ли вы что-нибудь сказать о том, что нет ни начала, ни конца. Я знаю, что нечто вроде этого говорится в Библии: «Божье творение не имеет ни начала, ни конца». Но мы тоже так чувствуем.

Арни: Спасибо, что вы спросили меня об этом до того, как мы будем делать следующее упражнение. Само понятие жизни – это понятие, принятое по общему согласию. Никто не может точно определить, когда начинается жизнь и как создавать жизнь, так сказать, с нуля. (Возможно, это верно и для вселенной.)

Раздел Библии, о котором вы упоминаете, мог бы быть процессуально-ориентированным. Не существует никаких абсолютных начал или концов (кроме как в общепринятой реальности, да и то лишь на короткое время). С точки зрения вселенной есть только процесс.

Слушатель 2: Вы говорили о возможности того, что вещи движутся назад во времени?

Арни: Уравнения физики говорят, что мы не только обыденные люди, и эти уравнения дают нам шанс двигаться назад во времени. Вот что я имею в виду: я нарисую схему, чтобы вам показать. Ось времени (T) направлена вертикально вверх, а ось пространства (S) идет горизонтально слева направо.

 

Рис. 30. Когда частица встречается с «полем», ее направление меняется (схема слева). В квантовой физике (схема справа) частица может двигаться в поле вперед, а потом назад во времени, прежде чем выйти из поля, чтобы двигаться в новом направлении!

 

Мы могли бы с тем же успехом спрашивать, что происходит с нами, когда мы входим (или переживаем) в сильные поля пространственно-временного сновидения или поля любого типа? Мы можем быть просто движимыми ими или открываться пространственно-временному сновидению и позволять себе быть кружимыми через вселенную, снова появляясь в повседневной жизни. Квантовая физика дает нам возможность быть вечно сновидимыми во вселенной. Более подробно о моем понимании идей Фейнмана говорится в книге «Процессуальный Ум».

Я хочу сказать, что если вы гибки, то можете выходить из времени, вместо того чтобы вами помыкала жизнь или вас «убивал» противник. В следующем упражнении возможны обращения времени вперед и назад, и они могут помочь вам чувствовать себя лучше.

 

Date: 2016-07-25; view: 219; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию