Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел #4. Режимы съёмки





В заключительном разделе четвёртой части «основ» я приведу не только обзор режимов съёмки – механизмов-способов управления экспозицией – реализованных в современных зеркальных и беззеркальных цифровых фотоаппаратах, но и методику выбора оптимального режима, подкреплённую примерами из личной практики, опытом коллег и учеников.

Сначала я обозначу, что понимаю под режимом съёмки или режимом экспозиции, как это понятие в узком смысле определяют составители руководств к современным фотоаппаратам. Я буду основывать дальнейшее изложение на определении в широком смысле. Вот оно.

Режим съёмки или съёмочный режим – это способ экспонирования (создания изображения путём облучения светочувствительного слоя), включающий в себя определённый метод управления экспозицией (интенсивностью облучения), алгоритмы действия затвора и других механизмов камеры, участвующих в экспонировании.

Я выделил 17 режимов съёмки. В конкретной модели цифрового фотоаппарата производитель может реализовать лишь некоторые из тех режимов, которые я рассмотрю. Таким образом, я представлю Вашему вниманию совокупность съёмочных режимов, хотя бы один из которых Вы можете встретить в любом современном цифровом фотоаппарате, в том числе и в камере, которую Вы планируете приобрести или которой пользуетесь в настоящее время.

Совокупность, состоящую из 17-ти съёмочных режимов, я построил на основе своего опыта использования различных цифровых фотоаппаратов на протяжении 10 лет. Он стал формироваться ещё до того, как я выбрал фотографию в качестве профессии. Мне посчастливилось разнообразить «инструментальный» опыт благодаря моей карьере как фотографа, так и преподавателя фотографии: с помощью 16-ти моделей цифровых камер я проводил съёмки и дополнительно познакомился с ещё 14-тью моделями во время взаимодействия с учениками. Также, при подготовке настоящего раздела я провёл анализ технических спецификаций и руководств к современным цифровым фотоаппаратам (в основном, зеркальным и беззеркальным системным) производителей Canon, Nikon, Pentax, Olympus и Sony, чтобы «освежить», расширить и уточнить имеющийся у меня опыт.

В зависимости от модели фотоаппарата некоторые из 17-ти режимов, которые я представлю и опишу, доступны для выбора и изменения на другой режим с помощью отдельного элемента управления – колеса выбора съёмочных режимов. В англоязычных инструкциях к фотоаппаратам его называют «mode dial» (с англ. дословно – «режимов диск»), в русскоязычных, помимо указанного выше – колесо выбора режимов экспозиции.

Обычно, указанный элемент управления располагается на одном из наиболее заметных и быстродоступных мест фотоаппарата – на верхней части корпуса слева или справа. На рисунке ниже я показал колесо выбора съёмочных режимов, реализованное в цифровом фотоаппарате с подвижным зеркалом EOS-6D производства Canon:

Рис. 1. В камере Canon EOS-6D колесо выбора съёмочных режимов расположено на верхней левой части корпуса. Оно, обычно, самый крупный, заметный, из вращающихся элементов управления. В некоторых моделях фотоаппаратов обустроено блокиратором, предотвращающим случайное вращение. Нажатие и удерживание в нажатом положении специальной кнопки в центре колеса или рядом с ним разблокирует колесо для свободного вращения на 360 градусов. Метка на корпусе, рядом с колесом, указывает на выбранный, текущий, режим съёмки. Особенности такого элемента управления заключаются в том, что в одно время может быть установлен лишь один съёмочный режим и для изменения последнего потребуется движение как минимум одной рукой (двумя пальцами одной руки). Многие фотоаппараты обустроены колёсами, которые можно вращать усилием одного пальца. Иногда колесо выбора съёмочных режимов совмещается с дополнительным кольцом, вращающимся вокруг той же оси, что и основное колесо. Например, на некоторых моделях зеркальных цифровых фотоаппаратов производителя Nikon – в частности D750 и D610 – дополнительное кольцо помогает пользователю управлять режимами спуска затвора, которые я подробнее рассмотрю в следующей, пятой, части «основ». Обозначения на рисунке: 1 – метка, указывающая на текущий режим съёмки, 2- текущий режим съёмки, 3 — кнопка, разблокирующая вращение колеса, 4 – колесо выбора съёмочных режимов.

В некоторых моделях цифровых фотоаппаратов выбор режима осуществляется с помощью меню и элементов его управления: навигационных клавиш «со стрелками» или джойстика, вращающегося диска, клавиш «ОК» и/или «Set» (с англ. – «Установить»), сенсорного экрана и так далее. Другими словами, отдельный элемент управления – колесо – отсутствует. Такую картину Вы, чаще всего, можете наблюдать у фотоаппаратов, относимых их производителями к двум противоположным классам: камер для удовлетворения профессиональных нужд (например, Canon EOS-1D X, Nikon D4 и D810) и «бытовых» камер (например, Nikon Coolpix AW120, фотоаппараты, встроенные в мобильные устройства).

В первом случае производитель создаёт камеру для тех, кто занимается фотографией методично и зарабатывает на своём занятии деньги. Другими словами, для тех, кто выбрал фотографию в качестве профессии. Предполагается, что у профессионала с высоким уровнем мастерства вне зависимости от вида и сюжета съёмки редко появляются необходимость и желание выбирать съёмочные режимы из широкого диапазона и часто их изменять. По личному опыту и наблюдениям за коллегами, профессиональный фотограф пользуется одним-тремя режимами, в которых ему доступны для управления большинство изменяемых параметров фотоаппарата и съёмки. Таким образом, из соображений функциональности производитель может «упаковать» второстепенный элемент управления в меню, «разгрузив» корпус для размещения часто используемых, на его взгляд, функций. Конечно, это делается не во всех камерах, относимых их производителями к профессиональному классу. Например, в Canon EOS-5D Mark III, Pentax 645D и 645Z, Sony Alfa99 и других колесо выбора съёмочных режимом реализовано.

Ко второму случаю относятся цифровые фотоаппараты, разработанные для тех пользователей, которые не знакомы с технической стороной фотографии или не считают нужным акцентировать своё внимание на этой стороне. Например, находясь в отпуске, я чаще пользуюсь «простым» фотоаппаратом, чем тем, который использую для решения профессиональных задач. Многие элементы управления, в том числе колесо выбора съёмочных режимов, не устанавливаются на корпусы подобных устройств, для того чтобы не увеличивать себестоимость камеры, не усложнять её внешний вид или обеспечивать её другие характеристики, такие как водо- и пыленепроницаемость, ударопрочность. Другими словами, из соображений экономии, эргономики или функциональности.

Тем не менее, даже в тех фотоаппаратах, на которых установлено колесо выбора съёмочных режимов, все режимы, реализованные в конкретной модели, могут быть доступны ни через один элемент управления – колесо – а через совокупность элементов управления. Другими словами, в некоторых моделях камер съёмочные режимы устанавливаются и изменяются только с помощью колеса (например, в Nikon D3100). В некоторых моделях одна часть режимов «обозревается» колесом, а другая часть – с помощью меню или дополнительных элементов управления, расположенных на корпусе (например, в Canon EOS-6D).

Вне зависимости от того, каким способом устанавливается и изменяется съёмочный режим, набор режимов в конкретной модели фотоаппарата включает один или несколько из следующих 17-ти. Для удобства восприятия я подразделил их на 4-е группы: автоматические, полуавтоматические, ручные и специальные.

К автоматическим режимам съёмки я отношу следующие четыре режима, опишу каждый из них.

1. Автоматический или «зелёный» режим

Обозначается буквой «А», одиночной или заключённой в прямоугольную рамку или надписью «Auto» (с англ. – «автоматический»), или прямоугольником. Чаще всего, обозначения окрашены в зелёный цвет. Иногда производитель добавляет к ним знак «+», чтобы подчеркнуть интеллектуальные возможности фотоаппарата в съёмке в данном режиме.

Интеллектуальные возможности современных цифровых камер проявляются в умениях анализировать некоторые параметры снимаемой сцены (например, объект находится в движении или неподвижен) и строить предположения о её содержании на основании статистических данных о том, какие сюжеты чаще всего фотографируют пользователи.

В рассматриваемом режиме любой фотоаппарат, будь то зеркальный, беззеркальный системный или компактный, или встроенный в мобильное устройство, часто, превращается в «чёрный ящик» с одной кнопочкой, на которую пользователь может нажать, чтобы запечатлеть сюжет, или не нажать.

Преимущество этого режима заключается в технической простоте, позволяющей Вам целиком сосредоточиться на содержании того, что Вы фотографируете.

Инженеры собрали статистику, обработали её и реализовали в виде компьютерной программы, чтобы большинство сюжетов, которые Вы снимаете, запечатлелись такими, какими Вы ожидаете их запечатлеть. Чем искусней разработчики справились со своей задачей, чем ближе Вам их решение, реализованное в конкретной модели фотоаппарата, тем чаще Вы получаете от своей камеры, снимая в автоматическом режиме, то, что ожидаете получить.

В автоматическом режиме большинство изменяемых параметров фотоаппарата и съёмки заблокированы и/или скрыты от взора пользователя. В фотоаппаратах, встроенных в некоторые мобильные устройства, этот режим является единственным.

Съёмка в автоматическом режиме похожа на игру механического пианино. Знаете, есть такие пианино, которые играют сами по себе чью-то заранее написанную музыку. Вам стоит только нажать на кнопочку, чтобы мелодия заиграла в нужный момент (гости, например, пришли). И снова нажать её, чтобы воспроизвести другую мелодию или остановить воспроизведение.

Я охотно пользуюсь этим режимом, снимая на мобильное устройство или компактный фотоаппарат своей супруги, на отдыхе, когда хочется «расслабить» свою кору головного мозга или когда под рукой нет другого фотоаппарата. Например, расписание автобусов, которое указано на табличках, размещённых на остановочных пунктах, ценники в гипермаркетах. Также, мне удобно снимать в автоматическом режиме сэлфи – «мгновенные» автопортреты. Легко, быстро и модно.

В зеркальных фотоаппаратах со светочувствительным слоем малого формата, в тех, которые можно увидеть в ассортименте практически любого магазина электроники (о форматах светочувствительных слоёв читайте в предыдущем разделе), автоматический режим реализуют из соображений маркетинга. Чтобы потенциальным покупателям, привыкшим снимать с помощью компактных камер и фотоаппаратов, встроенных в мобильные устройства, было проще начать пользоваться и освоить более увесистые и объёмные «механизмы». В зеркальных цифровых фотоаппаратах малого формата, которые производитель создаёт для узкой целевой аудитории профессиональных фотографов, и среднего формата автоматического режима, обычно, нет. Вот почему.

Автоматический режим, как я отметил ранее, позволяет создавать снимки, удовлетворяющие потребностям и желаниям большинства пользователей и зрителей. Тем не менее, «открытые», оригинальные сюжеты или сюжеты, реализуемые в сложных условиях съёмки, выходящие за пределы средней статистики, являются для автоматического режима загадкой, и его эффективность здесь близка к нулевой. Фотоаппарат «не знает», например, что для Вас важно: форма или объём, «звенящая» чёткость или «размытие» от движения, светящийся контур или детали в тенях.

Снимая в автоматическом режиме, я едва ли могу запечатлеть силуэт обнажённой беременной женщины на светлом фоне или графичный портрет в обычных условиях освещения, на котором я хочу показать лишь исчезающие черты лица, наметить контуры губ, бровей, глаз, уводя внимание зрителя от объёмов и цветовых сочетаний. Едва ли могу «смазать» фон, фотографируя движущийся автомобиль вдоль проезжей части приёмом ведения (съёмке с ведением посвящена следующая, пятая, часть «основ»). Бывает, что фотоаппарат «делает» резким тот объект, который я хочу запечатлеть «размытым». Или включает встроенную вспышку тогда, когда мне хочется передать атмосферу полумрака в портрете, освещаемом огнями ночной улицы. И повлиять на результат, фотографируя в автоматическом режиме, мне сложно.

Что придумали инженеры, чтобы увеличить эффективность рассматриваемого режима? Отвечая на вопрос, вернусь к аналогии с механическим пианино. Представьте, что оно приобрело дополнительную кнопочку, позволяющую менять аранжировку исполняемой им мелодии: хочешь – в «роковой» обработке, хочешь – в «акустической».

Инженеры разрабатывают и оснащают современные фотоаппараты сложными программными алгоритмами, которые учитывают пожелания пользователей, выраженные общеупотребительным языком: «фон “размыть” сильнее-слабее», «снимаемый объект двигается медленнее-быстрее» и так далее. Такому режиму я посвящаю следующее описание. В завершение же текущего описания приведу своё мнение, подкреплённое опытом коллег, о значении автоматического режима в профессиональной фотографии.

Пользуются ли профессионалы, те, кто извлекают доход из занятия фотографией, автоматическим режимом? Как показывает опыт моих коллег и учеников – пользуются. Одна из слушательниц моего полного курса, освоив ручной съёмочный режим (я его опишу), делилась своим наблюдением с удивлением и толикой разочарования: «Марк, в городе, где я живу, я познакомилась с фотографом, который снимает много лет. Так вот, у него камера из «профессиональных», и он фотографирует свадьбы в «авто». Он говорит, что даже не пробовал снимать в других режимах».

Этим примером я хочу показать, что в профессии все (или почти все) средства хороши, и наиболее лёгкий путь – наиболее прибыльный. Тем не менее, по моим наблюдениям, такой путь часто короток.

Большинство моих коллег – профессиональных фотографов – с которыми мне удавалось общаться (таких собеседников я встречал много в силу того, что какое-то время работал администратором фотопроката), и чьё поведение, результаты (фотографии), количество и качество клиентов говорили о мастерстве, выработанном не месяцами, а годами непрерывных тренировок, не используют автоматический режим вовсе. Иначе результат получается непредсказуемым. А в профессиональной фотографии одним из залогов процветания является стабильность. В том числе, стабильное качество итоговых изображений.

2. Автоматический режим с возможностью уточнить сюжет или ожидаемый художественный эффект

Может обозначаться по-разному. Например, в зеркальном цифровом фотоаппарате Canon EOS-6D – обрамлёнными буквосочетанием «CA» (см. рис. 1).

Как я отметил ранее, отличается от предыдущего режима тем, что позволяет пользователю уточнять условия съёмки, реализуемый художественный приём или эффект.

По-прежнему, параметры съёмки и большинство изменяемых характеристик фотоаппарата заблокированы или скрыты от взора пользователя, так как требуют от последнего более специализированных знаний – основ фотографии – и ознакомления с инструкцией к фотоаппарату.

Режим удобен тем, что позволяет получать более качественные и предсказуемые результаты в отсутствие специальных знаний или желания их применять.

По сути, в описываемом режиме параметры съёмки переведены на язык, интуитивно понятный большинству пользователей. Я слышу такой язык, например, когда мои ученики приходят на первое занятие базового курса. Они спрашивают, часто строя свой вопрос из одинаковых слов и фраз: «А фон я научусь размывать?», «А как сделать так, чтобы цветок был чётким, а позади него всё стало расплывчатым?», «А как мне “поймать” ребёнка, когда он качается на качелях?» и так далее.

Инженеры спроектировали режим, где обозначив одну или совокупность съёмочных параметров общеупотребительными выражениями и словами, предоставили пользователям возможность осознанно управлять съёмкой, изменяя её параметры косвенным образом. Например, регулировать глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) с помощью одного изменяемого параметра «Размытый фон – чёткий фон».

Те пользователи, которые владеют информацией о том, что такое ГРИП и умеют этой глубиной управлять непосредственно, гибко и точно, описываемый режим становится малоинтересным. Информацию о глубине резко изображаемого пространства Вы можете найти в третьей части серии «Основы фотографии».

Представляю Вам следующий режим, обращаясь к аналогии-примеру с механическим пианино. Представьте, что появилась возможность выбирать не только аранжировку одной мелодии, но и разные мелодии. Теперь шансы механического пианино стать неотъемлемой частью дружеской вечеринки существенно повышаются.

3. Режим, позволяющий явно указать снимаемый сюжет (или «сценический» режим)

Обозначается словом «Scene» (с англ. дословно – «сцена») или его сокращениями, например, «SCN», как в случае с фотоаппаратом, изображённым на рис. 1. Также, во многих камерах все «сцены», доступные для выбора в конкретной модели, обозначены непосредственно на колесе выбора съёмочных режимов. Что свойственно компактным и зеркальным цифровым фотоаппаратам, которые производители относят к классу «для начинающих».

Когда я впервые взял в руки подаренный мне на совершеннолетие цифровой фотоаппарат, это была «относительно» компактная камера от Olympus со впечатляющими даже по современным меркам характеристиками и качеством изображения, я стал пользоваться возможностью «подсказывать» фотоаппарату, какой сюжет планирую сейчас фотографировать. Результат получался более ожидаемым и приятным глазу, чем при съёмке в автоматическом режиме. Кстати, первым кадром я запечатлел свою красавицу-кошку. Получился потрясающий снимок, который я до сих храню. Недавно кошка умерла от старости, а фотография согревает и напоминает мне о тех временах, когда она лазила по узкому внешнему подоконнику и в итоге, однажды, упала вниз с четвёртого этажа, благо, зацепившись в полёте за разросшийся виноградник.

Со временем я стал снимать сюжеты, выходящие за рамки того набора «снимаемых сцен», которые были реализованы в моём первом фотоаппарате. И был вынужден освоить другие режимы, обеспечивающие мне бОльшую техническую гибкость и точность.

В современных моделях цифровых фотоаппаратов реализован впечатляющий набор сюжетов, который, по моим наблюдениям, с течением времени лишь пополняется. Набор настолько расширился, что обозначения всех «сцен» уже не удаётся разместить на небольшом колесе выбора съёмочных режимов (как в примере, изображённом на рис. 1).

Я не буду перечислять всевозможные «сцены», которые встречал в инструкциях к фотоаппаратам при подготовке настоящей статьи. В некоторых моделях камер отдельные «сцены» уникальны. Назову лишь те, которые я отмечал в большинстве моделей, ещё со времён появления в моих руках цифрового фотоаппарата: «Спорт», «Портрет», «Пейзаж», «Макросъёмка», «Ночной пейзаж», «Портрет на фоне достопримечательности».

В любом из этих «подрежимов» Вы, по-прежнему, едва ли сможете управлять всеми изменяемыми параметрами фотоаппарата и съёмки. Тем не менее, у Вас появится возможность отчётливо увидеть разницу между «сценами», проявляющуюся в работе камеры и, чаще всего, в получаемых снимках.

Например, выбрав «Спорт» и зажав кнопку спуска затвора, последний будет срабатывать несколько раз в секунду, пока Вы держите нажатой кнопку или пока не переполнится оперативная память (буфер) фотоаппарата. В итоге, Вы получите несколько фотографий, хотя бы на одной из которых, скорее всего, запечатлеете, например, как мчащийся по ипподрому конь «парит» над землёй или ребёнок, раскачивающийся на качелях, «зависает» в воздухе.

В режиме «Портрет» одному нажатию кнопки, сколько бы оно не длилось по продолжительности, скорее всего, будет соответствовать одно срабатывание завтора. Как следствие, Вы получите один снимок за одно нажатие кнопки спуска затвора.

Таким образом, производитель вывел сочетание «средних» параметров съёмки для каждого сюжета из некоторого набора, определённого путём сбора информации о предпочтениях пользователей. Эти сочетания таковы, что помогают пользователю реализовать востребованный им (опять-таки, по статистике) художественный эффект для каждого сюжета из набора.

Тем не менее, например, движущиеся объекты можно фотографировать по-разному. Реализовывать как минимум три различных художественных эффекта, их я подробно опишу в пятой части «основ», снимая каждый с тремя различными сочетаниями параметров и в трёх-четырёх различных техниках. При этом, «сценический» режим, предназначенный для съёмки движущихся объектов («Спорт»), чаще всего, один.

Наконец, опишу четвёртый режим съёмки, который я отношу к группе автоматических. Он отличается от режима, описанного мной вначале, одной, но значительной деталью.

4. Автоматический режим без применения вспышки

Данный режим часто обозначается «перечёркнутой молнией» или подобным знаком, где участвует «молния» – традиционное обозначение вспышек (импульсных источников света).

Такой режим может быть аналогичным автоматическому режиму за исключением того, что ни при каких условиях фотоаппарат не будет задействовать дополнительный источник света – вспышку, встроенную в фотоаппарат, или внешнюю вспышку, дополнительно подключённую к камере. Как я отметил в первом описании, встроенная вспышка может задействоваться по «решению» фотоаппарата. Исключить её влияние, увы, без физического воздействия, например, перекрыв поток света непрозрачным предметом, пользователь едва ли сможет.

Режим становится полезным в тех ситуациях, когда съёмка с импульсным источником света неуместна в силу внешних обстоятельств или неудобна по каким-то соображениям. Например, в музее или в портретировании новорождённого малыша, в съёмке с близкой дистанции крошечного цветка, который распускается так редко и так быстро, что хочется его сфотографировать даже в сложных условиях: без применения штатива и/или при низкой интенсивности освещения. Или, когда Вам кажется, что из-за применении вспышки страдает композиция кадра или искажается атмосфера снимаемой сцены: тела и лица портретируемых изображаются плоскими, тени от снимаемых объектов – густыми и с очерченными краями, снимаемые объекты или задний и передний планы освещаются неравномерно.

Здесь я завершу обзор автоматических режимов. Добавлю, в различных моделях фотоаппаратов, особенно различных производителей, названия автоматических режимов могут отличаться друг от друга в зависимости от маркетинговой кампании и качества перевода руководств и спецификаций с языка, родного производителю, на другие языки. Также, в конкретной модели камеры могут быть реализованы различные автоматические режимы, помимо тех, которые я описал выше. Суть их остаётся прежней: пользователю не требуется специальных знаний и навыков, чтобы фотографировать, а большинство изменяемых параметров фотоаппарата и съёмки заблокированы и/или скрыты.

Следующая группа, вторая из четырёх, включает 6 съёмочных режимов. Я назвал её «полуавтоматические режимы». Во многих инструкциях и описаниях к фотоаппаратам совокупность режимов, которые я рассмотрю далее, маркетологи и переводчики называют «творческими». Я считаю это именование малоподходящим, потому что, снимая даже в автоматическом режиме, я творю. Фотоаппараты пока ещё остаются неодушевлёнными предметами, едва ли могут испытывать и переживать эмоции и руководствоваться ими в выборе момента съёмки, содержимого кадра и условий освещения – всего того, что отражает индивидуальные и, часто, мимолётные движения человеческой души.

В предыдущей статье я рассмотрел автоматические режимы съёмки.

Здесь я обращусь к съёмочным режимам, объединённым в наиболее объёмную группу полуавтоматических режимов: программному «классическому», программному «гибкому», приоритета диафрагменного числа, приоритета выдержки, приоритета значения чувствительности, приоритета выдержки и значения диафрагмы.

Полуавтоматические режимы съёмки обладают двумя общими свойствами. Первое заключается в родстве с автоматическими режимами.

Фотографируя в одном из полуавтоматических режимов, один или два из трёх параметров съёмки, влияющих на экспозицию – значение диафрагмы, выдержку и значение чувствительности – выбирает пользователь. Значения оставшихся (одного или двух), «независимых», параметров «выбирает» фотоаппарат: рассчитывает по определённому алгоритму и устанавливает компьютер, встроенный в камеру.

Расчёты производятся по тому же принципу, что и в автоматических режимах съёмки (его я раскрою в восьмой части «основ», посвящённой гистограмме). Соответственно, в тех случаях, в которых фотоаппарат, работая в автоматическом режиме, некорректно определяет экспозицию: снимаемые объекты изображаются на фотографии слишком светлыми или слишком тёмными – съёмка в одном из полуавтоматических режимов без вмешательства пользователя едва ли исправит ситуацию.

Тем не менее, в отличие от «традиционных» автоматических режимов (я выделил их под 1-ым и 4-ым номерами, в которых пользователь едва ли может оказывать влияние на выбор художественного эффекта или приёма съёмки, любой из полуавтоматических режимов позволяет фотографу достичь нужного эффекта или реализовать желаемый приём. При этом, выразить содержание снимаемой сцены можно с необходимой точностью и гибкостью, в отличие от «усовершенствованных» автоматических режимов (я описал их под 2-ым и 3-им номерами).

Второе общее свойство полуавтоматических режимов заключается в родстве с ручным режимом.

Пользователь может уточнять параметры съёмки, которые в автоматических режимах были заблокированы: их значения выбирал фотоаппарат. Например, режимы измерения экспозиции, спуска затвора, работы автофокуса, определения баланса белого и так далее. Перечисленные параметры я рассмотрю в следующих, от пятой до восьмой, частях серии «Основы фотографии».

Также, снимая в любом из полуавтоматических режимов, у пользователя появляется возможность влиять на значения «независимых» параметров, участвующих в управлении экспозицией. Хотя, фотоаппарат выбирает значения таких параметров самостоятельно, предварительно измеряя интенсивность освещения снимаемой сцены. Данная возможность приобретает смысл в сложных условиях освещения, когда камера может «ошибиться» в выборе оптимальной экспозиции, и в ситуациях, когда переэкспонирование или недоэкспонирование снимка является осознанным выбором фотографа, по сути, художественным приёмом.

Указанную возможность обеспечивает функция, называемая в большинстве руководств к фотоаппаратам, статьях и книгах по основам фотографии (я буду следовать здесь традиции) коррекцией экспозиции или компенсацией экспозиции. Другими словами, снимая в одном из полуавтоматических режимов, я могу «попросить» фотоаппарат уменьшить или увеличить предложенную им экспозицию на определённую величину, например, на 1/3 EV, на 2/3 EV, на 1 EV и так далее. Значения «независимых» параметров фотоаппарат установит самостоятельно в соответствии со сделанной мной поправкой. Приведу пример, демонстрирующий функцию «в деле».

Пусть я фотографирую в одном из пользовательских режимов. Мне доступны для выбора значения диафрагмы и чувствительности, а выдержку определяет фотоаппарат. Я выбрал значение диафрагмы равным 4 и чувствительность равной 100 ISO, чтобы создать портрет «по грудь» с минимальным уровнем цифрового шума и нужной глубиной резко изображаемого пространства (далее, ГРИП). Я хочу добиться того, чтобы и кончик носа, и ушные раковины портретируемого изобразились в резкости, а фон не акцентировал на себе внимание зрителя, оставаясь «размытым».

Фотоаппарат, измерив освещение снимаемой сцены, установил выдержку равной 1/250 секунды. Выдержка мне подходит. Я сделал снимок. Лицо портретируемого получилось слишком тёмным, хотя в целом снимок выглядит нормально экспонированным. Меня устраивают значение диафрагмы, создаваемый благодаря ему художественный эффект, и значение чувствительности, при котором сохраняется высоким техническое качество фотографии. Я хочу лишь скорректировать экспозицию, чтобы изобразить лицо более светлым. Для этого я задействую коррекцию экспозиции, установив значение компенсации равным +1 EV. Тогда фотоаппарат предлагает мне выдержку равную 1/125 секунды. Такая выдержка мне тоже подходит (о причине Вы сможете узнать из следующей, пятой, части «основ»). И я делаю нужный мне снимок.

Обратите внимание, в примере я не рассчитывал и не устанавливал самостоятельно один из параметров съёмки – выдержку. Фотоаппарат выполнил эту процедуру вместо меня, учитывая моё пожелание по увеличению экспозиции. Таким образом, коррекция экспозиции – это функция, с помощью которой пользователь может осуществлять косвенное, «неявное», управление экспозицией. В то время как в ручном режиме, который я подробно рассмотрю в следующей статье, управление экспозицией осуществляется прямо, «явно».

Для эффективного применения рассмотренной функции пользователю могут понадобиться знания основ фотографии. А именно, понимание того, что такое экспозиция, в каких единицах она измеряется, что такое недо-, пере- и нормально экспонированная фотография, а также с какими параметрами съёмки и по каким законам связана экспозиция. Эти знания Вы можете почерпнуть из первой части серии «Основы фотографии».

Коррекция экспозиции и значение компенсации, выражаемое в EV, обозначается, обычно, пиктограммой, изображённой на рисунке 1.

Рис. 1. Общепринятое обозначение компенсации экспозиции.

Функция может быть задействована с помощью различных элементов управления, в зависимости от модели фотоаппарата. Например, на корпусе большинства зеркальных камер реализована кнопка, обозначенная изображённой выше пиктограммой. Значение коррекции устанавливается с помощью основного или вспомогательного колёс управления, расположенных «под» большим или «под» указательным пальцами правой руки, соответственно. В фотоаппаратах, встроенных в некоторые современные мобильные устройства, коррекцию экспозиции можно производить с помощью меню. А в системных и в некоторых компактных цифровых фотоаппаратах производства Fujifilm инженеры выделили для функции отдельное колесо на верхней части корпуса.

Прежде, чем перейти к подробному описанию особенностей каждого из шести режимов, сделаю два замечания. Первое касается управления чувствительностью сенсора в съёмке в полуавтоматических режимах, второе – доступности для пользователя параметров фотоаппарата.

Съёмка в любом полуавтоматическом режиме открывает перед фотографом возможность указывать точные значения многих параметров съёмки, часть из них я перечислил ранее. В том числе, чувствительности. Однако, в отличие от перечисленных параметров, чувствительность наравне с выдержкой и значением диафрагмы влияет на экспозицию. Во всех, кроме одного, полуавтоматических режимах, которые я опишу, при первом включении съёмочного режима фотоаппарат может установить значение чувствительности равным базовому (100 ISO или 200 ISO). Если пользователь не изменит его, оно останется постоянным на протяжении всей съёмки и после выключения-включения камеры. В итоге, управление экспозицией в каком-либо из полуавтоматических режимов, чаще всего, сводится к непрерывному соотнесению между собой значений лишь двух параметров из трёх: выдержки и значения диафрагмы. При этом, значение одного или обоих параметров определяются фотоаппаратом самостоятельно, автоматически.

Касаемо изменяемых параметров камеры, к которым относится, например, глубина цвета, степень расширения динамического диапазона светочувствительного сенсора, назначение универсальных элементов управления и так далее – набор видимых и доступных для изменения параметров в одном из полуавтоматических режимов, обычно, увеличивается. Производитель предполагает, что пользователь, фотографирующий в полуавтоматических режимах, обладает специальными знаниями: знаком с основами фотографии и функциями конкретной модели фотоаппарата.

Подробнее о точности цветопередачи, динамическом диапазоне и других характеристиках светочувствительных сенсоров Вы можете узнать из третьего раздела четвёртой части «основ».

Тем не менее, если Вы хотите осмотреть все изменяемые параметры камеры, то включите ручной режим. Обычно, я так делаю, если впервые беру в руки какую-либо модель фотоаппарата, прежде, чем обратиться к инструкции. Тогда я могу понять, что мне знакомо, а какую информацию мне потребуется уточнить в руководстве пользователя.

Теперь подробнее опишу каждый из шести съёмочных режимов. Нумерацию продолжу в соответствии с изложением предыдущей статьи.

5. Программный режим

Обозначается латинской буквой «P» (аббр. от англ. «program» – «программный»).

Является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов.

«Классический» программный режим восходит к автоматическому режиму, описанному первым в предыдущей статье. А именно, значения параметров, влияющих на экспозицию – диафрагменное число и выдержку – выбирает фотоаппарат. Как я отметил выше, значение чувствительности пользователь может указывать самостоятельно. Таким образом, снимая в программном режиме, фотограф освобождается от необходимости управлять экспозицией, и может больше своего внимания уделить содержанию фотографии и художественным средствам, выражающим последнее.

В отличие от автоматического режима программный режим предоставляет пользователю две возможности, которые я описал ранее. Здесь обозначу их кратко. Во-первых, большинство изменяемых параметров фотоаппарата и съёмки становятся доступными для свободного выбора их значений фотографом. Во-вторых, пользователь может косвенно влиять на экспозицию, определённую фотоаппаратом.

Помимо указанных особенностей, призванных расширить возможности фотографа, программный режим может быть интересен своими модификациями, одну из которых я рассмотрю подробно, а другую лишь затрону – обе в следующем описании.

6. Режим с возможностью выбора между эквивалентными экспопарами (или «гибкий» программный режим)

По-прежнему обозначается латинской буквой «P». В некоторых моделях фотоаппаратов к основному обозначению добавляется метка, указывающая на «гибкость» данного режима. Например, в зеркальных цифровых фотоаппаратах, производимых компанией Nikon, в качестве метки выступает астериск («звёздочка»). При этом, режим может обозначаться на основном и/или вспомогательном экране фотоаппарата как «P*», а на колесе выбора съёмочных режимов как «P».

Суть «гибкого» программного режима заключается в следующем. Пользователь может выбирать между парами чисел «выдержка – значение диафрагмы». В первой части серии «Основы фотографии» я отмечал, что диафрагма и затвор независимо друг от друга влияют на один и тот же параметр съёмки – экспозицию. Различные комбинации, составленные из значения диафрагмы и выдержки – экспопары – позволяют фотографу получать одинаковую экспозицию.

Например, при неизменных условиях освещения снимаемой сцены фотоаппарат, находясь в программном режиме, может предложить пользователю на выбор несколько пар чисел «выдержка – значение диафрагмы», при которых экспозиция останется постоянной. Другими словами, несколько эквивалентных экспопар, например: …, «1/250 – 2,8», «1/200 – 3,2», «1/160 – 3,5», «1/125 – 4», «1/100 – 4,5», …. Вращая основное или вспомогательное колесо или используя другие элементы управления, фотограф может выбрать любую пару из набора эквивалентных экспопар, предлагаемом фотоаппаратом.

Отмечу, что в зависимости от условий освещения, количество предлагаемых эквивалентных экспопар различается. Вероятна и такая ситуация: фотоаппарат сообщит пользователю о том, что не может предложить ни одной экспопары в текущих условиях освещения.

В чём заключается особенность режима? Управление экспозицией «берёт на себя» фотоаппарат, Вы получаете возможность сосредоточиться на содержании фотографии и на тех средствах его выражения, которые зависят от диаметра относительного отверстия, образованного лепестками диафрагмы, и длины выдержки. Выбирая экспопару, исходя из значения диафрагмы, Вы точно и гибко управляете, в частности, ГРИП. Выбирая экспопару, исходя из выдержки, Вы регулируете степень «размытия» движущегося объекта. Пока Вы занимаетесь содержанием кадра и выразительными средствами, камера «следит» за тем, чтобы экспозиция оставалась, по её «мнению», нормальной.

О глубине резко изображаемого пространства, об изображении фона «расплывчатым» и снимаемых объектов чёткими, Вы можете узнать из третьей части «основ». А приёмам съёмки, связанным с работой затвора, посвящена следующая, пятая, часть.

Когда же выбранная фотоаппаратом экспозиция оказывается ненормальной для Вас, другими словами, когда фотоаппарат «ошибается» в её определении или когда переэкспозиция или недоэкспозиция являются художественным приёмом, Вы можете «взять на себя» управление экспозицией, скорректировав её с помощью соответствующей функции.

Теперь коротко опишу ещё одну модификацию «классического» программного режима. Я встречал её лишь в цифровых фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax, например, в модели K-5.

Свой модифицированный программный режим производитель камер Pentax назвал гиперпрограммным. Снимая в нём, пользователь может изменить выдержку и/или значение диафрагмы. То есть, управлять экспозицией непосредственно, как если бы фотографировал в ручном режиме. При этом, пара «выдержка – значение диафрагмы» изначально выбирается фотоаппаратом, как в традиционном программном режиме. После «гиперперехода» в ручной режим пользователь может вернуться к автоматически выбранной экспопаре, используя одно нажатие кнопки.

По сути, гиперпрограммный режим создаёт для фотографа возможность быстрого перехода от программного режима к ручному, и обратно, исключив как минимум одно телодвижение пользователя: изменение съёмочного режима с помощью отдельного элемента управления – колеса.

Впервые я столкнулся с гиперпрограммным режимом на своих занятиях, отвечая на вопрос участника о том, что обозначает буква «P» в его фотоаппарате. Я предложил ученику сразу осваивать наиболее похожий, на мой взгляд, режим – ручной – чтобы ученик мог быть более независимым от технических средств. Производители реализуют ручной режим съёмки во всех зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратах.

В своей практике «классический» и «гибкие» программные режимы я не использовал. Они какое-то время оставались для меня загадкой, так как в них автоматически изменялись сразу два параметра съёмки – выдержка и значение диафрагмы. Я едва ли мог разобраться, чем управляю. Более лёгкими в восприятии для меня оказались режимы, в которых я мог выбирать значение хотя бы одного из параметров (их я рассмотрю далее). Тем не менее, я встречал нескольких пользователей, для которых программный режим оказался понятным и удобным в применении. И они успешно фотографировали в нём.

Любой съёмочный режим, в том числе программный, создан прежде всего для того, чтобы пользователь мог уделить наибольшее внимание главному в фотографии: содержанию и тому, что это содержание подчёркивает, выражает. Иногда фотограф применяет только одно выразительное средство. Например, снимая различные статичные портреты (одиночные, парные, групповые; в полный рост, «по пояс», лицевые и так далее), он может сосредоточиться лишь на управлении ГРИП – «размытии» заднего плана и изображении в резкости одного или нескольких портретируемых на среднем или передних планах. В данном случае выдержка и значение чувствительности будут играть техническую роль: обеспечивать нормальную экспозицию.

В тех съёмочных ситуациях, в которых пользователь отдаёт предпочтение одному из параметров съёмки, влияющих на экспозицию, приобретают смысл полуавтоматические режимы, «ставящие в приоритет» предпочитаемый параметр. Снимая в одном из таких режимов, фотограф может точно и гибко управлять одним параметром, а остальные, «независимые», параметры «передавать в управление» камере.

7. Режим приоритета диафрагменного числа

Обозначается латинскими буквой «A» (аббр. от англ. «aperture» – «апертура», «диафрагма») или буквосочетанием «Av» (аббр. от англ. «aperture value» – «значение диафрагмы»).

Является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов.

В рассматриваемом режиме пользователь может выбирать любое значение диафрагмы из доступного диапазона, который обусловлен техническими характеристиками объектива, присоединённого к фотоаппарату в момент съёмки. Обычно, диапазон начинается от светосилы объектива – минимального значения диафрагмы – и заканчивается значениями 16, 22, 32 или 64.

Когда Вы выбрали значение диафрагмы, фотоаппарат устанавливает выдержку, обеспечивающую нормальную, по «мнению» камеры, экспозицию. Если Ваше мнение расходится с «мнением» фотоаппарата, то Вы можете скомпенсировать экспозицию с помощью соответствующей функции.

Режим может быть полезным в тех съёмочных ситуациях, в которых основным выразительным средством является ГРИП. Ведь она зависит, в частности, от значения диафрагмы.

Также, режим пригодится в тех случаях, когда Вам требуется достичь максимального качества изображения, создаваемого объективом. При определённых значениях фокусного расстояния (если объектив является вариофокальным) и диафрагмы, конкретных для каждой модели объектива, любой объектив демонстрирует наилучшее качество получаемого с помощью него оптического изображения.

Подробнее об этой особенности оптических систем Вы можете узнать в статье, раскрывающей оптические свойства и искажения объективов, которая является дополнением ко второй части «основ», посвящённой объективам.

Завершая описание, приведу связанные с ним личный опыт и наблюдения за коллегами и учениками.

Среди своих коллег, специалистов в различных видах и жанрах фотографии, я знаю многих, кто снимает в режиме приоритета диафрагменного числа. До тех пор, пока я не освоил ручной режим на высоком уровне, я, чаще всего, фотографировал в рассматриваемом режиме. Потому что постановочная фотография малоподвижных снимаемых объектов, будь то природных ландшафтов, людей или неодушевлённых предметов, меня интересовала и продолжает интересовать больше остальных видов съёмки. В такой фотографии в большинстве съёмочных ситуаций я управляю ГРИП и стремлюсь использовать объективы на максимуме их технических возможностей.

8. Режим приоритета выдержки

Обозначается латинскими буквой «S» (аббр. от англ. «shutter» – «затвор») или буквосочетанием «Tv» (аббр. от англ. «time value» – «количество времени»).

Наравне с предыдущим режимом является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов.

Пользователь может выбирать выдержку из некоторого диапазона. В большинстве фотоаппаратов со светочувствительном слоем малого формата (о форматах светочувствительных слоёв читайте в третьем разделе четвёртой части «основ») диапазон ограничен выдержками равными 1/8000 или 1/4000 секунды с одной стороны и 30 секундам с другой.

Значение диафрагмы рассчитывает и устанавливает фотоаппарат в соответствии с выбранной пользователем выдержкой и измерением интенсивности освещения снимаемой сцены. При необходимости пользователь может скорректировать экспозицию.

Рассматриваемый режим может быть полезным в съёмке движущихся объектов. А также, для реализации художественного приёма, в результате которого получается абстрактное изображение за счёт эффекта «смазывания». Приёмы съёмки, основанные на работе затвора, я рассмотрю в следующей части «основ».

9. Режим приоритета значения чувствительности

Обозначается латинским буквосочетанием «Sv» (аббр. от англ. «sensitivity value» – «значение чувствительности»).

Я встречал данный режим лишь в современных зеркальных цифровых фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax, например, в моделях 645Z, 645D, K-3, K-5.

По своей сути рассматриваемый режим похож на «классический» программный режим. Пользователь выбирает значение чувствительности из диапазона, определённого характеристиками фотоаппарата, например, от 100 ISO до 51200 ISO. Затем фотоаппарат подбирает экспопару, с которой снимок получится нормально экспонированным (снова-таки, по «мнению» камеры). При необходимости пользователь может скорректировать экспозицию с помощью соответствующей функции.

Отличие режима приоритета чувствительности от «классического» программного режима заключается в двух моментах.

Во-первых, изменение чувствительности осуществляется с помощью одного элемента управления, обычно, основного колеса. То есть, быстро. Чтобы изменить значение чувствительности, фотографируя в программном режиме, например, с камерами Nikon D3100, Nikon D4, Canon EOS-6D, я вынужден сначала нажать левой или правой рукой одну кнопку и удерживать её нажатой, чтобы изменить значение чувствительности с помощью основного колеса управления.

Во-вторых, в современных зеркальных фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax, существуют так называемые «программные линии». С помощью них фотоаппарат «предлагает» пользователю ту пару «выдержка – значение диафрагмы» из набора эквивалентных экспопар, которая позволила бы реализовать определённый художественный эффект или приём. Для ясности перечислю названия некоторых «программных линий»: «малая ГРИП», «большая ГРИП», «съёмка движущихся объектов», «максимальное качество изображения, создаваемое объективом».

Данный режим может быть полезным в съёмочных ситуациях со специфическими условиями освещения: когда интенсивность последнего периодически меняется, а снимаемый сюжет остаётся примерно постоянным. Приведу два примера таких ситуаций. Первый родился в процессе наблюдения за строительством жилых домов, которое проходит за окнами моего рабочего кабинета, другой я взял из собственной практики.

Представьте съёмку в течение дня действующей строительной площадки в одном неподвижном ракурсе. Интенсивность освещения в обозначенной снимаемой сцене может постоянно меняться: солнце «зашло» за облака, солнце «выглянуло» из-за облаков, наступили сумерки, стемнело и включилось искусственное освещение и так далее. Фотографу может понадобиться в соответствии с каждым изменением интенсивности (особенно, когда она уменьшается) выбирать значение чувствительности. Чтобы обеспечить постоянство экспозиции, ГРИП, качества изображения, создаваемого объективом, и способа передачи движения снимаемых объектов, если последнее имело место в исходном сюжете (например, перемещения стрелы строительного крана, людей и автомобильной техники по площадке).

Также, в рассматриваемом режиме съёмки я бы с удобством фотографировал репортаж мероприятия, проходящего в закрытом помещении с искусственным освещением.

Сюжеты в такой съёмочной ситуации, в основном, неизменны: одиночные портреты в полный рост, по пояс, групповые портреты по пояс и прочие. По крайней мере, редко требуется изменять выдержку и значение диафрагмы. Однако, в разных зонах помещения интенсивность освещения различается. Так как интенсивность искусственного освещения, обычно, значительно ниже, чем интенсивность естественного освещения в дневное время, то мне приходится часто, при каждой смене точки съёмки, изменять значение чувствительности, чтобы обеспечить оптимальную экспозицию.

К сожалению, когда я находился в съёмочной ситуации из последнего примера, в тех камерах, с помощью которых я фотографировал, рассматриваемый режим не был реализован производителем. Тем не менее, я нашёл эффективное решение. Чтобы рассказать о нём, опишу последний в группе полуавтоматический режим.

10. Режим приоритета выдержки и значения диафрагмы

Обозначается латинским буквосочетанием «TAv» (аббр. от англ. «time and aperture values» – «количество времени и значение диафрагмы»).

Как и предыдущий режим я обнаружил рассматриваемый режим в «чистом виде» лишь в современных зеркальных цифровых фотоаппаратах, выпускаемых под маркой Pentax. Неявно, то есть без обозначения на колесе выбора съёмочных режимов или в меню, такой режим реализован в камерах других производителей, например, в Canon EOS-6D и Nikon D600 (610).

Рассматриваемый режим подобен ручному режиму. Вы можете выбирать и выдержку, и значение диафрагмы, фотоаппарат установит соответствующее нормальной экспозиции значение чувствительности.

Чем интересен режим? В съёмочных ситуациях, в которых необходимо реализовывать в разных фотографиях различные выразительные средства, как с помощью диафрагмы, так и с помощью затвора, например, в свадебной фотографии, рассматриваемый режим позволяет пользователю управлять экспозицией за счёт чувствительности. При этом, «отдав штурвал в руки» камеры. Тогда фотограф может выбирать выдержку и значение диафрагмы, прежде учитывая свои художественные потребности, без оглядки на то, обеспечит ли выбранная им экспопара нормальную экспозицию. При необходимости пользователь может скорректировать экспозицию.

Как данный режим можно реализовать в неявном виде? С помощью функции, которая называется в инструкциях «Автоматическое управление чувствительностью». Такой функцией производители оснащают некоторые модели зеркальных цифровых фотоаппаратов. Суть её заключается в том, что камера «выбирает» любое значение чувствительности из диапазона, заранее заданного пользователем, так, чтобы обеспечить нормальную экспозицию. При этом, фотоаппарат будет «стремиться» к выбору наименьшего значения из диапазона, чтобы сохранить максимально высоким техническое качество фотографий.

Другими словами, вместо точного значения чувствительности и, я могу указать точные границы изменения чувствительности. И обеспечить себе более удобные условия для фотографирования, например, в ручном режиме. В частности, в съёмочной ситуации, которую я привёл в последнем примере из предыдущего описания, я использовал данную функцию.

Здесь я завершаю описание второй группы съёмочных режимов. Следующей рассмотрю группу ручных режимов.

Ранее я описал автоматические и полуавтоматические режимы съёмки. Настал черёд ручных.

Третья группа – наименьшая по объёму – объединяет ручной и пользовательский режимы. Последний расширяет возможности практического применения не только первого, но и полуавтоматических и, даже, некоторых специальных режимов съёмки.

Начну рассматривать третью группу с основного в ней элемента, благодаря которому она приобрела своё название.

«Зёрна» знаний о ручном режиме я «сеял» в предыдущих двух статьях. Как в вводных, так и в подробных описаниях я периодически соотносил различные съёмочные режимы с ручным. Почерпните подготовительную информацию, если Вы не сделали этого ранее, прочитав с начала раздел «Режимы съёмки».

В настоящей статье я предлагаю Вам «собрать урожай». Другими словами, структурировать знания о ручном режиме. Они могут Вам понадобиться. Применяя их в методичных тренировках, в какой-то момент Вы обнаружите, как исчезнут трудности в управлении экспозицией, в какой бы съёмочной ситуации Вы не находились. Вместо трудностей появятся задачи, которые Вы сможете решать самостоятельно, быстро и эффективно. А высвободившуюся энергию и время – сосредоточить на содержании создаваемых Вами фотографий.

Я акцентирую внимание не только на возможностях, особенностях ручного режима, но и покажу, что в управлении экспозицией последний мало отличается от любого из «полуавтоматов». К тому же, для большинства специальных режимов, которые я рассмотрю в следующей статье, ручной режим является общим «предком».

По традиции продолжаю нумерацию, начатую в первой статье четвёртого раздела.

11. Ручной режим

Обозначается латинской буквой «M» (аббр. от англ. «manual» – «ручной»).

Является традиционным для зеркальных, беззеркальных системных и некоторых компактных цифровых фотоаппаратов. Обычно, реализован в камерах, относимых их производителями к профессиональной серии. Общий как для аналоговых, «плёночных», так и для цифровых фотоаппаратов, как для камер малого, так и среднего и большого форматов. В механических аналоговых фотоаппаратах, не оснащённых компьютером, является основным и, иногда, единственным режимом съёмки.

Если бы меня попросили коротко, скажем, одним предложением, описать рассматриваемый режим, то оно было бы следующим. В тех ситуациях, где пользователь сталкивается с ограничениями, снимая в «автоматах» и «полуавтоматах», он свободен, фотографируя в ручном режиме.

Значения всех съёмочных параметров, в том числе тех, которые оказывают влияние на экспозицию, фотограф может указывать точно и фиксировать. При этом, во многих моделях цифровых фотоаппаратов он может предоставить выбор значений некоторых параметров, например, чувствительности и баланса белого, «автоматике» камеры. А при необходимости вернуть управление «в свои руки».

Пользователь может видеть и выбирать значения всех изменяемых параметров фотоаппарата. Одни параметры являются общими для разных моделей камер, например, шаг изменения выдержки, значений диафрагмы и чувствительности – 1/3 EV, 1/2 EV или 1 EV. Другие параметры уникальны, например, отображение/не отображение в видоискателе точных значений тангажа и крена фотоаппарата относительно уровня горизонта.

Управление экспозицией – основная задача, которую фотограф решает, выбирая себе в помощь тот или иной съёмочный режим (вспомните определение последнего, приведённое в начале четвёртого раздела) – здесь осуществляется прямо, «явно». То есть, пользователь выбирает значения всех тех параметров, которые влияют на экспозицию: выдержку, значения диафрагмы и чувствительности. Коррекция экспозиции – функция, в которой нуждался фотограф, снимая в любом из «полуавтоматов», в ручном режиме теряет смысл. Чтобы показать разницу между «неявным» и «явным» управлением экспозицией приведу пример-эксперимент, который рекомендую Вам повторить. Сначала опишу съёмочную ситуацию.

Я фотографирую с зеркальной цифровой камерой одну и ту же сцену с неподвижными объектами, сюжет и интенсивность освещения постоянны. Чтобы содержимое кадра оставалось неизменным, я зафиксировал фотоаппарат на устойчивой поверхности. Значение чувствительности выбрал равным 100, тем самым обеспечил наименьший уровень цифрового шума и максимальную ширину динамического диапазона светочувствительного сенсора, установленного в фотоаппарате.

О цифровом шуме и динамическом (тоновом) диапазоне сенсора, их связи с чувствительностью Вы можете узнать из второго раздела четвёртой части «основ»).

Далее я могу действовать по одному из нескольких путей. Опишу два из них. На первом пути я снимаю в одном из полуавтоматических режимов и управляю экспозицией «неявно» – с помощью коррекции экспозиции. На втором пути я фотографирую в ручном режиме и управляю экспозицией «явно», самостоятельно устанавливая выдержку и значение диафрагмы.

Опишу первый путь

Я выбираю программный «гибкий» режим съёмки. Фотоаппарат «предлагает» мне на выбор несколько эквивалентных экспопар. Устанавливаю пару «выдержка – значение диафрагмы» равную «1/30 – 7,1».

Спускаю затвор. Оцениваю «светлоту» полученного снимка по экрану фотоаппарата. Делаю вывод, что экспозицию следует увеличить вдвое, то есть на 1 EV. Нажимаю и удерживаю нажатой кнопку, активирующую коррекцию экспозиции (такая кнопка, обычно, обозначается пиктограммой, изображённой на рис. 1 в предыдущей статье). Устанавливаю значение компенсации равным +1 EV и отпускаю кнопку. Фотоаппарат оставил прежним значение диафрагмы, но изменил выдержку. Теперь она равна 1/15 секунды. Так как камера закреплена на устойчивой поверхности, и снимаемые объекты неподвижны, то изменение выдержки не повлияет больше ни на что, кроме экспозиции. Я спускаю затвор и получаю фотографию нужной «светлоты».

Date: 2016-07-25; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию