Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел #2. Светочувствительный сенсор 1 page





В предыдущем, первом разделе я показал ход световых лучей в цифровом зеркальном фотоаппарате с подвижным зеркалом (см. рис. 3).

После того как Вы нажали на кнопку спуска затвора до упора, поднимаются зеркала, открывается затвор, оптическое изображение, созданное объективом, проецируется на светочувствительный сенсор – плоский прямоугольной формы электронно-оптический прибор. Его основная функция – преобразовывать энергию света в электрическую энергию.

Прежде, чем «окунуться» в устройство, принцип работы, виды и характеристики светочувствительного сенсора предлагаю разобраться, для чего это может понадобиться на практике.

Техническое качество изображения

Фотографию рассматривает человек. Согласно психологии восприятия любой человек бессознательно стремится увидеть на изображении то, что он привык видеть в окружающем его мире. Другими словами, зелёный закат покажется большинству людей нереалистичным. Он может привлечь внимание на первых порах, но наблюдать его постоянно вряд ли захочется, потому что желание не подкреплено повседневным опытом. Вы часто видите зелёный закат?

На восприятие изображения оказывают влияние культура и уровень психического развития конкретного человека. Но стороны восприятия, сильнее связанные к содержанием изображения, с его художественным качеством, в настоящей части «основ» я не рассматриваю. Она затрагивает техническую сторону восприятия.

Снимаемая сцена «превращается» в плоское двумерное цифровое изображение, последовательно проходя минимум два преобразования.

Сначала отражение световых лучей от объектов снимаемой сцены преобразовывается объективом в оптическое изображение: световые лучи модифицируются. Этому «преобразованию» посвящена вторая часть «основ». Для ясности дальнейшего изложения я предполагаю, что объектив справился со своей задачей наилучшим образом: не хуже, чем человеческий глаз.

Затем светочувствительный сенсор преобразовывает световые лучи в электрические импульсы (заряды). Какой орган в человеческом организме выполняет аналогичную трансформацию?

От того, как проходит преобразование световой энергии в электрическую (в некоторых случаях дополнительно электрическую энергию в числа), зависит соответствие цифрового изображения, сохраняемого в виде файла на карте памяти, оптическому изображению, сформированному объективом. Как оценить степень указанного соответствия?

Производители сенсоров для фотоаппаратов стремятся создать устройство, которое бы запечатлевало снимаемую сцену близкой к такой, какой её воспринимает человек. Вне зависимости от конструкции и принципа работы светочувствительного сенсора.

Как в случае с самолётом и птицей инженеры-конструкторы разрабатывают сенсоры, применяемые в современных цифровых камерах, по образу и подобию человеческому глазу. Критерии технического качества изображения следуют из возможностей зрительной системы человека. Её возможности я выберу в качества эталона.

Техническим качеством изображения назову меру соответствия двух изображений снимаемой сцены: первое сформировано зрительной системой здорового человека, второе – с помощью фотоаппарата, – определяемую по совокупности следующих критериев:

· точность передачи и охват цветов;

· способность различать цвета в тёмных, близких к чёрному цвету, и светлых, близких к белому цвету, областях снимаемой сцены;

· плотность и характер распределения тонов, которыми представлена снимаемая сцена;

· способность передавать детали;

· уровень цветовых и тоновых искажений.

Приведу несколько пояснений.

Как я отмечал ранее, объектив влияет на техническое качество изображения. В основном, по первому, четвёртому и пятому критериям. Для выделения «зоны ответственности» светочувствительного сенсора, предполагаю в рамках настоящей статьи, что оптическое изображение, сформированное объективом, в достаточной мере удовлетворяет перечисленным критериям. Таким образом, я рассматриваю степень соответствия оптического изображения, сформированного объективом, цифровому изображению, сохранённому в виде файла на карте памяти, по пяти критериям.

Несмотря на то, что все названные критерии измеримы – могут быть оценены по какой-то числовой шкале – эти измерения относительны. Конкретная съёмочная ситуация определяет степень удовлетворения этим критериям. Также, критерии могут быть неравнозначны. Поэтому в разговоре о «высоком» или «низком» техническом качестве, следует уточнять как съёмочную ситуацию, так и то, в чём проявляется его «высота». Приведу пример.

Я снимаю пейзаж, на котором изображён морской закат (цвета переходят между собой «плавно»). Если итоговое изображение предназначено для печати в формате 30х40 см (примерно формат А3), то четвёртый критерий более важен, чем в случае, когда речь идёт об итоговом цифровом изображении с размерами 10х15 см, предназначенном для просмотра на экране компьютерного монитора (например, для портфолио на веб-сайте).

Уровень детализации (четвёртый критерий) для отпечатка в указанном формате должен быть в 2-4 раза больше, чем для отображения на экране современного монитора.

Если добавить к условиям цифровую печать на высококачественном плоттере (например, для корпоративного календаря или на выставку), то в «авангард» помимо четвёртого критерия выходят сразу первый, третий и пятый критерии.

Высококачественное печатающее устройство в руках опытного специалиста может превосходит по точности цветопередачи и цветовому охвату (первый критерий) и плавности тоновых переходов (третий критерий) среднестатистический монитор. Дополнительно, искажения на опечатке большего формата, если они присутствовали на исходном цифровом изображении, могут быть заметнее, чем на отпечатке меньшего формата.

Теперь, когда я обозначил роль светочувствительного сенсора в формировании цифрового изображения и раскрыл понятие «техническое качество изображения», перейду к управлению техническим качеством изображения. Другими словами, я постараюсь ответить на следующий вопрос. Как мне настроить фотоаппарат, чтобы передать с помощью цифрового изображения то, что я вижу глазами и так, как я вижу глазами?

Вначале опишу и проиллюстрирую устройство и принцип работы светочувствительного сенсора на примере наиболее распространённого вида – с массивом цветных фильтров – применяемого в современных фотоаппаратах. Как в зеркальных, так и в беззеркальных и компактных камерах. Затем обзорно затрону менее распространённые технологии.

Далее перейду к характеристикам светочувствительных сенсоров и их связи с критериями технического качества изображения.

Устройство и принцип работы светочувствительного сенсора

Представьте себе плитку шоколада. Стограммовая порция состоит из пятнадцати одинаковых элементов, расположенных в пять столбцов и три ряда. Светочувствительный сенсор – та же «плитка», где одинаковые элементы расположены в строки и столбцы. Сенсор состоит из значительно большего, чем в шоколадке, количества элементов. В настоящее время оно достигает 10 – 80 миллионов. Элемент светочувствительного сенсора называется сенселем (составное слово на англ. sensel – sensor element – «элемент сенсора»).

Каждый сенсель непосредственно реализует функцию сенсора – преобразовывает световую энергию в электрический заряд. Поднесу сенсель поближе к глазам:

Рис. 7. Схема сенселя, с установленным на входе фильтром синего цвета, и иллюстрация принципа его работы (вид сбоку). Фотоны, пропускаемые фильтром, скапливаются в «корзине» и порождают электрический заряд, которому ставится в соответствие электрическое напряжение на электродах. Напряжение прямо пропорционально количеству «уловленных» фотонов.

Упрощённая конструкция сенселя с видом сбоку показана на рис. 7. Сенсель можно представить в виде «накрытой» цветным фильтром «корзины», ко «дну» которой присоединено два электрода.

«Корзина» может «собирать» и «считать» фотоны – частицы, образующие световой поток. Фотоны обладают энергией. Поэтому, чем больше фотонов находится в «корзине», тем больше энергии она накапливает. Чем больше энергии накапливает «корзина», тем выше напряжение между двумя электродами. Пусть, условно, одному фотону соответствует напряжение равное 1-ому микровольту. Тогда, если в «корзине» находится 100 фотонов, то напряжение на электродах равно 100-ам микровольтам.

Цветной фильтр «пропускает» только те фотоны, которые соответствуют цвету фильтра. Например, если над «корзиной» установлен синий фильтр, то «зелёные», «красные» фотоны и фотоны любого другого «цвета» отразятся от поверхности фильтра, а «синие» фотоны попадут в «корзину». Подробнее о «цвете» фотонов и связи их свойств с передачей цвета на цифровом изображении я расскажу в седьмой части «основ».

Таким образом, каждый сенсель характеризуют три параметра: месторасположение на сенсоре (номер строки и номер столбца), напряжение на электродах и цвет фильтра.

Рассмотрю теперь сенсели издалека, в совокупности.

Оптическое изображение снимаемой сцены, которое создаёт объектив, является потоком фотонов. В момент, когда подняты зеркала и открыт затвор, поток проецируется на сенсор. Тем предметам снимаемой сцены, которые отразили в объектив меньше световых лучей, исходящих от источника, будут соответствовать менее плотные скопления фотонов в потоке. Поэтому в какие-то «корзины» попадёт больше фотонов, в какие-то – меньше.

Общее количество фотонов в потоке зависит от освещённости снимаемой сцены. Чем меньше интенсивность освещения (чем меньше фотонов испускает источник света), тем меньше фотонов, отразившись от объектов, попадёт в объектив и, соответственно, на сенсор.

Зачем считать фотоны? На что влияет величина напряжения на электродах каждого сенселя? Чтобы ответить на эти вопросы, покажу, как сенсели связаны с элементарными фрагментами цифрового изображения – пикселами. Рассмотрю левый верхний угол светочувствительного сенсора.

Рис. 8. Схематичный вид сверху на левый верхний угол светочувствительного сенсора. Цветные квадратики – массив цветовых фильтров. В любой группе-квадрате, состоящей из 4-ёх сенселей зелёный фильтр будут иметь 2-а сенселя, красный и синий – по 1-ому сенселю.

Чем больше напряжение на электродах сенселя, тем более светлым получится соответствующий сенселю элементарный фрагмент итогового цифрового изображения. Эту закономерность можно наблюдать воочию: чем выше интенсивность освещения снимаемой сцены, тем более светлой получается фотография (при неизменных параметрах экспозиции).

Однако, одному пикселу итогового цифрового изображения соответствует не один сенсель. Каждый пиксел рассчитывается по напряжениям нескольких соседних друг с другом сенселей. При этом учитывается цвет фильтров, установленных на каждый участвующий в расчёте сенсель. Расчёт может производится процессором фотоаппарата под управлением встроенной программы, либо программой для компьютера, которая оперирует специализированными файлами, создаваемыми фотоаппаратом. Что представляют из себя эти файлы, я расскажу далее.

Первый путь – «конвейер» – я опишу в третьем разделе, а второй путь, аналогичный по сути первому, относится к этапу обработки и выходит за рамки серии «Основы фотографии».

Порядок и набор возможных цветов строго определён и задаёт массив цветных фильтров (от англ. color filter array – CFA). В данном разделе речь идёт о массиве, придуманном Брюсом Байером (Bryce Bayer) в 80-ых годах. Массив цветных фильтров Байера построен по совокупности трёх принципов:

1. Каждый фильтр может быть одного из трёх цветов: синим, красным или зелёным;

2. На каждую группу из 4-ёх сенселей, образующих квадрат 2х2 сенселя, приходится два зелёных фильтра, один синий и один красный;

3. Два одинаковых по цвету фильтра не стоят рядом по вертикали или по горизонтали.

Иллюстрация массива цветных фильтров, выполненного по схеме Байера, приведена на рис. 8. Построение «подсмотрено» у природы. Специальные клетки – колбочки – которые образуют сетчатку человеческого глаза восприимчивы к одному из трёх цветов: красному, зелёному или синему. Другие специальные клетки – палочки – восприимчивыми лишь к изумрудно зелёному цвету. Общая картина такова, что человеческий глаз значительно более чувствителен к зелёному цвету, чем к красному и синему.

Рис. 9. «Мозаики» из синих, зелёных и красных фильтров (вид на сенсор сверху).

Расположение фильтров может напоминать мозаику (см. рис. 9). Поэтому иногда псевдоизображения, полученные с помощью светочувствительных сенсоров с массивом цветных фильтров, называют мозаичными.

Существуют массивы, в которых применяется другое расположение фильтров и/или применяются фильтры других цветов. Однако принцип работы любого массива цветных фильтров един: «отсортировать» фотоны по «цвету» так, чтобы впоследствии получить цифровое изображение похожее на оптическое изображение, проецируемое объективом на светочувствительный сенсор. Почему «похожее»?

Как я отметил ранее, цвет пиксела на цифровом изображении формируется на основании параметров соответствующего сенселя и параметров «соседей» последнего. Процесс формирования называется интерполяцией (или процессом «демозаики»). Цвет пиксела вычисляется приближённо. Выполнение интерполяции необходимо для светочувствительного сенсора, где применяется массив цветных фильтров. Потому что каждый сенсель частично характеризует световой поток, попадающий на «вход» сенселя.

Интерполяция – это вычислительный процесс. Предварительно напряжения, соответствующие величине электрических зарядов, преобразуются в числа. Другими словами, производится аналогово-цифровое преобразование: напряжению – физической величине – ставится в соответствие число.

Например, напряжение равное 1-му микровольту можно закодировать последовательностью из четырнадцати нулей и единиц (бит): 00000000000001, – напряжение равное 2-ум микровольтам – последовательностью 00000000000010 и т.д. Для некоторых цифровых фотоаппаратов длина последовательности может равняться 12-ти битам. Чем длиннее последовательность чисел, тем точнеецифровоеизображение может повторить оптическое изображение.

Последовательностью из 14-ти нулей и единиц можно закодировать более 16-ти тысяч состояний сенселя. Точность аналого-цифрового преобразования указывается в спецификации к цифровому фотоаппарату.

Аналого-цифровое преобразование может осуществляться двумя способами. 1) Процессором и вспомогательными элементами электронной схемы фотоаппарата – все расположены на электронной плате (метка 11 на рис. 1). 2) Специальными компонентами, встроенными непосредственно в сенсор.

В первом случае сенсор относится к виду прибора с зарядовой связью (ПЗС, англ. CCD — Charge-Coupled Device), во втором случае к приборам, построенным по КМОП-технологии (аббр. от «комплементарная структура металл-оксид-полупроводник», англ. CMOS). Тип установленного сенсора указывается в спецификации к цифровому фотоаппарату.

Два типа сенсоров обладают существенными отличиями, которые оказывают влияние на техническое качество фотографии, стоимость камеры и определяют особенности изображения движущихся объектов. Поэтому сравнение ПЗС и КМОП-сенсора я приведу отдельно в конце раздела.

Рис. 10. Пример упрощённой числовой таблицы, формируемой в результате работы сенсора: вверху – наглядная форма (числа указаны в десятичной системе исчисления), внизу – форма, «привычная» для цифровой техники (числа указаны в двоичной системе исчисления).

Итогом аналого-цифрового преобразования является специальная таблица (см. рис. 10). В ней указывается расположение сенселя, напряжение на его электродах в виде 12-ти или 14-ти битной последовательности, а также цвет фильтра. Таблица, дополненная информацией о параметрах съёмки и другими данными, может быть либо 1) сохранена в виде файла на карте памяти, либо 2) отправлена на «конвейер» фотоаппарата.

В первом случае файл называют «цифровым негативом» или «цифровым изображением в формате RAW» (от англ. raw – «сырой»). Функцию сохранения RAW-файла на карте памяти можно вручную активировать в меню фотоаппарата. Но она реализована не во всех цифровых камерах: во всех зеркальных, большинстве беззеркальных и некоторых компактных фотоаппаратах.

Строго, RAW-файл не является цифровым изображением. Из данных, содержащихся в RAW-файле, можно получить множество цифровых изображений, подобных оптическому изображению, сформированному объективом на светочувствительном сенсоре. На этапе обработки при наличии соответствующих навыков из RAW-файла может быть получено цифровое изображение, значительно превосходящее по всем критериям технического качества цифровое изображение, создаваемое «конвейером» фотоаппарата. Подробнее о цифровых изображениях и их форматах я расскажу в шестой части «основ».

Во втором случае, когда напряжения на электродах сенселей «обозначены» числами, а из чисел сформирована специальная таблица, на основании её данных процессор фотоаппарата осуществляет интерполяцию. Результатом интерполяции и применения сопутствующих программных алгоритмов, вместе образующих «конвейер», является цифровое изображение, которое может быть отображено на экране фотоаппарата (метка 7 на рис. 1) и сохранено в виде файла на карте памяти.

Резюмирую. Вы нажимаете на кнопку спуска затвора, поднимаются зеркала, открывается затвор. Поток фотонов, сформированный объективом, устремляется на сенсор. Сенсели «насыщаются» фотонами, порождают электрические напряжения. Напряжения фиксируются, чтобы вычислительные компоненты сенсора (в случае с КМОП-сенсором) или электронная схема фотоаппарата могли преобразовать «сетку» напряжений в числовую таблицу. Как только напряжения зафиксированы, сенсели освобождаются от фотонов. Сенсор снова готов «принимать» поток фотонов, то есть участвовать в создании новой фотографии. Процессор строит цифровое изображение, интерполируя числовую таблицу, выводит его на экран фотоаппарата и/или сохраняет на карте памяти. Числовая таблица может быть сохранена в виде RAW-файла на карте памяти, если соответствующая функция реализована в фотоаппарате, и пользователь активировал её.

Отмечу, что пока процессор строит цифровое изображение, светочувствительный сенсор может принимать новые «порции» фотонов: от 20-ти «порций» ежесекундно. Именно так происходит в режиме видеосъёмки или при построении кадра в реальном времени – в режиме Life View (буквально с англ. – «живой взгляд»). Обоими режимами производители современных цифровых фотоаппаратов оснащают подавляющее большинство своих устройств.

В завершение приведу замечание относительно степени «похожести» оптического и цифрового изображения.

Все явления и процессы в окружающем нас мире непрерывны. В цифровом мире любое природное явление имитируется – приближается с какой-либо долей точности. Процессы в цифровом мире дискретны. Сенсоры генерируют дискретное изображение – подобное с некоторой точностью оптическому изображению. Но разные технологии построения светочувствительных сенсоров «приближают» оптическое изображение с разными степенью точности, затратами времени и энергии.

Существуют две технологии производства сенсоров, где для определения цвета каждого элементарного фрагмента итогового цифрового изображения используется информация с трёх сенселей с синим, красным и зелёным фильтрами. При этом сенсели одного «цвета» расположены на отдельном сенсоре (3-ёх сенсорное решение) или отдельном слое сенсора (технология Foveon X3). Первая технология активно применяется в цифровых видеокамерах. Вторая в настоящее время применяется в цифровых фотоаппаратах производства Sigma.

Обе технологии не требуют интерполяции данных, полученных с помощью сенсоров. Каждому пикселю на итоговом цифровом изображении соответствуют сразу три сенселя с различными цветными фильтрами вместо одного (в технологии с применением массивов цветных фильтров). Так как не требуется «приближения»: информации для определения каждого пикселя достаточно, – точность передачи цветов априори выше.

Характеристики светочувствительного сенсора

К характеристикам светочувствительного сенсора я отнесу: размеры и связанный с ними формат, разрешение, динамический диапазон, точность аналогово-цифрового преобразования, диапазон значений чувствительности. Большинство характеристик связаны друг с другом.

Начну с динамического диапазона.

Снова рассмотрю сенсель-«корзину». Её функционирование обладает следующей особенностью. Если интенсивность освещения большая, то в «корзину» попадёт много фотонов. Настолько много, что их точное количество перестанет иметь значение. Другими словами, 20 000 и 21 000 фотонов будут порождать одинаковое – максимальное – напряжение на электродах, например, равное 20 000 микровольт.

Такой же эффект происходит в случае, когда интенсивность освещения снимаемой сцены мала. Например, если в «корзину» попадёт меньше 3-ёх фотонов, то напряжение на её электродах будет отсутствовать, другими словами, будет равно 0 микровольтам (см. рис. 7).

Таким образом, у каждого сенселя существуют некоторые верхний и нижний пороги «чувствительности». Так как сенсели одинаковы, то их пороги «чувствительности» примерно равны. Разница между верхним и нижним порогами «чувствительности» обусловливает динамический диапазон сенсора.

Динамический (тоновый) диапазон светочувствительного сенсора – это разница между самой тёмной и самой светлой областями снимаемой сцены, различимыми сенсором. Другими словами, если какая-либо тёмная область снимаемой сцены (например, тени) запечатлевается на цифровом изображении в цвете (отличном от чёрного цвета), то рассматриваемая область «попадает» по освещённости в динамический диапазон сенсора. Утверждение относительно светлой области снимаемой сцены аналогично.

Динамический диапазон светочувствительного сенсора обусловливает второй критерий технического качества. Чем шире динамический диапазон, тем визуально ближе может быть итоговое цифровое изображение к тому, как видит снимаемую сцену человек.

Динамический диапазон измеряют в EV. Например, сенсоры, установленные на фотоаппаратах Nikon D3100 и Nikon D700, обладают тоновыми диапазонами порядка 10-11EV и 12 EV, соответственно. У сенсоров, используемых в камерах Nikon D4, Canon 5D Mark III динамические диапазоны равны порядка 14 EV. Сравните эти показатели с возможностями зрительной системы человека (19-20 EV).

Однако, ширина динамического диапазона часто менее важна, чем 1) его доля, «достающаяся» светлым или тёмным областям снимаемой сцены, относительно среднего значения освещённости, 2) характер распределения, плотность, тонов и 3) сохранение его ширины с ростом или снижением чувствительности сенсора. О чувствительности сенсора к свету я расскажу позже, а сейчас заострю внимание на первом пункте.

У сенселей некоторых сенсоров нижний порог «чувствительности» к фотонам ниже, чем у сенселей других сенсоров. Другими словами, сенсели некоторых сенсоров могут различать детали в таких тёмных областях снимаемой сцены, в которых сенсели других сенсоров «видят» чёрный цвет. При этом, и у первой, и у второй группы сенсоров ширина динамического диапазона может быть одного порядка. Если последнее утверждение верно, то сенсоры, которые воспринимают глубокие тени, менее чувствительны к бликам. Соответственно, в съёмке с фотоаппаратом, в котором установлены рассматриваемые сенсоры, следует аккуратно относиться к переэкспозиции. Скорее, желательно недоэкспонировать кадр на 1/3 – 2/3 EV, а на этапе обработки корректировать экспозицию в «плюс». К таким зеркальным фотоаппаратам я отнесу модели K-3 и K-5 производителя Pentax.

Теперь подробнее рассмотрю второй пункт.

Способ распределения тонов у всех светочувствительных сенсоров одинаков. Он обусловливает третий критерий технического качества изображения. Вы когда-либо видели, обращали внимание, на контурные линии на переходах от светлых областей некоторых изображений к тёмным?

Тоном назову величину электрического заряда, соответствующую уровню светлоты одной или нескольких областей снимаемой сцены. Тона можно пронумеровать. Так как в аналогово-цифровом преобразовании используются числовые последовательности длиной, обычно, равной 12-ти или 14-ти битам, то множество тонов – конечно. То есть любой тон может иметь номер от 0 до 4096 (16 384 для 14-ти битной последовательности). Далее, для удобства, будут рассматривать 14-ти битное аналогово-цифровое преобразование.

Тону с номером 0 соответствует минимальное напряжение на электродах сенселя, нижний порог «чувствительности» отдельного сенселя. Тону с номером 16384 соответствует максимальное напряжение, верхний порог «чувствительности». Тона с малыми номерами характеризуют тёмные области снимаемой сцены, тона с большими номерами – светлые области.

Уровни светлоты, как ширину динамического диапазона, можно измерять в EV. Например, если в рассматриваемой снимаемой сцене светлота одной области в два раза больше светлоты другой области, то говорят, что уровни светлоты исследуемых областей отличаются на 1 EV. Таким образом, снимаемая сцена обладает тоновым диапазоном. Он может как превышать возможности зрительной системы человека (соответственно, возможности цифрового фотоаппарата), так и «укладываться» в динамический диапазон светочувствительного сенсора (соответственно, динамического диапазона зрительной системы человека). Примером последнего случая может быть следующая съёмочная ситуация. Сцена не содержит зеркально отражающих поверхностей или кипельно белых объектов и освещена солнечным светом при высокой облачности.

Распределение тонов снимаемой сцены непрерывно. Другими словами, между любыми двумя соседними тонами (первый светлее второго) всегда найдётся третий, промежуточный, тон, который будет темнее первого и светлее второго. Зрительная система человека воспринимает тона непрерывно. Поэтому мы, люди, вряд ли увидим небосклон, синева которого ступенчато переходила бы от тёмно-голубого цвета к светло-голубому. Я называю это «плавностью цветового градиента». Зрительная система человека воспринимает цветовые градиенты плавными.

Светочувствительный сенсор же воспринимает снимаемую сцену дискретно. Другими словами, тона, которые фиксирует сенсор, во-первых, ограничены динамическим диапазоном и их число конечно (16 384 тона), во-вторых, распределяются неравномерно. Поясню вторую особенность.

Рассмотрим два уровня светлоты снимаемой сцены, соответствующих светлой её области. Первый уровень будет соответствовать тону с номером 16384. Фотоны, которые отразятся от объектов снимаемой сцены, соответствующих указанному уровню светлоты, будут генерировать на электродах сенселей максимальное напряжение. Второй уровень светлоты пусть будет в два раза меньше, чем первый. Другими словами, разница между первым и вторым уровнями светлоты равна 1 EV.

В снимаемой сцене между первым и вторым уровнями светлоты существует бесконечное множество промежуточных уровней. Но сенсор может зафиксировать 8192 из них. Таким образом, половина всех доступных тонов использовалась для фиксирования небольшого отрезка – части всего тонового диапазона снимаемой сцены – длиной равной 1 EV.

Из оставшихся 8192 тонов половина (4096 тонов) придётся на следующий отрезок длиной равной 1 EV. И так далее.

В итоге, самым тёмным областям снимаемой сцены, которые способен «увидеть» светочувствительный сенсор, может соответствовать всего 4, 8, 16, 32, 64 тона. Таким образом, цветовые градиенты в тёмных областях итогового изображения запечатлеются значительно менее плавными, чем градиенты в светлых областях. Значительно – более, чем в 100 раз.

Причина «неравномерности» заключается в линейности восприятия светового потока светочувствительным сенсором: 100-ам фотонам соответствуют 100-о микровольт, 20 000 фотонов соответствует 20 000 микровольт.

Зрительная система человека воспринимает свет нелинейно: сильное воздействие светового потока на клетки сетчатки уменьшается, а слабое воздействие усиливается. Если «перевести» это на язык фотонов-микровольт, то 100-ам фотонам соответствуют 100 микровольт, 200-ам фотонам соответствует 250 микровольт, а не 200, как это происходит в сенселе. На другом конце динамического диапазона: 20 000 фотонов соответствуют 20 000 микровольт, 19 000 фотонов соответствуют 18 500 микровольт.

Отмечу, как особенность восприятия светового потока сенсором связана с практикой.

Рис. 11. Фрагмент фотографии, отражающий эффект постеризации. Затемнение фиолетового цвета от нижнего правого угла к верхнему левому углу происходит не плавно, а «ступенчато». Площадь фрагмента равна 10% площади снимка.

Если я недоэкспонировал фотографию, то многочисленные тёмные области изображения будут представлены малым количеством тонов. Когда я захочу его осветлить на этапе обработки, может проявиться эффект постеризации: переходы между близкими цветами будут выглядеть не плавными, а «ступенчатыми». Такое изображение снимаемой сцены мало похоже на то, как видит человек глазами.

На рис. 11 продемонстрирован для наглядности достаточно экстремальный случай. Дискретность градиентов может не бросаться в глаза, но у наблюдателя всё равно может появиться ощущение, что изображение «цифровое». Чаще всего, эффект постеризации является результатом неверно выбранной экспозиции и неосознанной обработки снимка.

Date: 2016-07-25; view: 300; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию