Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новгородская архитектура





В XIII-XV вв., новгородская архитектура, сохраняя известные традиционные черты, создает, вместе с тем, новые архитектурные образы и формы.

Основное значение имело изменение социальной обстановки и социальной базы искусства. В общих рамках феодализма Новгород в результате «революции» XII в. создал у себя своеобразный социально-политический строй - феодальную боярскую республику. Строителями со второй половины XII в. в Новгороде выступают уже не князья, а бояре и купцы, а также посадники и владыки, происходившие из тех же социальных групп. Их потребности, их возможности, их вкусы и понятия были иными и влияли на соответственный характер архитектуры, как и всего искусства.

Произведениями строительства этого времени являются уже не огромные соборы, величественные и торжественные, а сравнительно небольшие по величине, четырехстолпные церкви. Эти, в основном, частные боярско-купеческие постройки, уступая княжеским в масштабах, далеко превзошли тех в количестве. В них, помимо прочего, большую роль играли практические удобства строителей: склады ценностей и товаров в подцерковье.

Новгородское боярско-купеческо-владычное строительство конца XIII- начала XV в. представлено, если даже брать во внимание только сохранившиеся памятники, очень большим количеством образцов:

· Церковь Параскевы Пятницы, постройка организации купцов-экспортеров (1207);

· церковь Николы на Липне, постройка владыки Климента (1292);

· (1335);

· церковь Благовещения на Рюриковом Городище (1342);

· церковь Спаса на Ковалеве, постройка боярина Анцифора Жабина (1345);

· церковь Благовещения на Витковой улице (1351);

· церковь Успения на Волотовом поле, постройка владыки Моисея (1352);

· церковь Феодора Стратилата на Ручью, постройка боярина Симеона Андреевича (1361);

· церковь Спаса на Ильине, постройка боярина Василья Даниловича с уличанами Ильиной улицы (1374);

· церковь Флора и Лавра на Людгощей улице (1379);

· церковь Рождества Христова на Красном поле (1381);

· церковь Димитрия Солунского на Славковой улице; церковь Филиппа Апостола, постройка посадника Родислава, Устина и Филлипа;

· церковь Иоанна Богослова на Витке (все три 1383);

· церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406);

· церковь Двенадцати Апостолов (1455)

Характеризуя в целом новгородское зодчество XIII-XIV вв. в специально архитектурном плане по сравнению с зодчеством раннего времени, можно отметить в нем новое ощущение и выражение идеи единства массы, - в Липенской и Волотовской постройках оно подчеркнуто применением лопаток лишь по углам здания и отсутствием их по середине; облегчение массы и пирамидально-высотное ее ориентирование, выразившееся вначале в трехлопастном с повышенным центром затем в многолопастном оформлении фасадов и покрытий, завершающемся одной главой; усиление идеи свободного внутреннего пространства; наконец, развитие некоторого изящества за счет мощи, сказавшееся в общих пропорциях и декорировке зданий.

В условиях оживленного общения Новгорода с Западом, как и в предшествующем периоде, в новгородском зодчестве XIII-XIV вв. естественно находили себе место западноевропейские и прибалтийские черты романско - готическои архитектуры, но преимущественно в обработке деталей здания: декорировке абсид, оформлении входных и оконных проемов и т. п. Мелкая спускающаяся аркатура фасадов Липенского памятника, членение абсид Федоровской и Спасской церквей тягами и арочками в два яруса, из которых в верхнем арочек вдвое больше, - прием декорации романских зданий. Окна и северный портал Федоровской церкви оформлены в готическом духе.

Вообще, стремление к декорировке архитектуры в XIV в. сказалось в Новгороде в большей степени, чем в XI-XII вв. Однако и здесь оно сохранило свойственные местному типу культуры черты простоты и сдержанности. Новгородские мастера использовали и каменные рельефные украшения стен, но очень осторожно и ограниченно. Таковы вставляемые ими кое-где в стены рельефные каменные кресты разных форм, скупостью рисунка на глади стены напоминающие древние северные петроглифы. Чаще мастера применяли выпуклые бровки над окнами, простые и профилированные ниши и очень простой же, но эффектный орнамент из глубоких треугольных впадинок, особенно охотно употреблявшийся и на церковных, и на светских зданиях.

Можно отметить и отдельные случаи такой же ограниченной и сдержанной наружной полихромии зданий, в виде применения небольших по размерам фресок в тимпанах над входами. Можно думать также, что именно этой общей, присущей новгородскому характеру художественной простотой и демократическим вкусом строителей объясняется использование здесь «отсталых», по мнению некоторых исследователей, скупых приемов северной романской декорации зданий.

Изображения некоторых новгородских построек XIII-XV вв.

 

Церковь Параскевы Пятницы Церковь Покрова в Зверином монастыре

 

Церковь Спаса на Ковалеве Церковь Успения на Волотовом поле

 

 

Церковь Спаса на Ильине Церковь Двенадцати Апостолов

 

Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Date: 2016-07-25; view: 519; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию