Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новгородская архитектураВ XIII-XV вв., новгородская архитектура, сохраняя известные традиционные черты, создает, вместе с тем, новые архитектурные образы и формы. Основное значение имело изменение социальной обстановки и социальной базы искусства. В общих рамках феодализма Новгород в результате «революции» XII в. создал у себя своеобразный социально-политический строй - феодальную боярскую республику. Строителями со второй половины XII в. в Новгороде выступают уже не князья, а бояре и купцы, а также посадники и владыки, происходившие из тех же социальных групп. Их потребности, их возможности, их вкусы и понятия были иными и влияли на соответственный характер архитектуры, как и всего искусства. Произведениями строительства этого времени являются уже не огромные соборы, величественные и торжественные, а сравнительно небольшие по величине, четырехстолпные церкви. Эти, в основном, частные боярско-купеческие постройки, уступая княжеским в масштабах, далеко превзошли тех в количестве. В них, помимо прочего, большую роль играли практические удобства строителей: склады ценностей и товаров в подцерковье. Новгородское боярско-купеческо-владычное строительство конца XIII- начала XV в. представлено, если даже брать во внимание только сохранившиеся памятники, очень большим количеством образцов: · Церковь Параскевы Пятницы, постройка организации купцов-экспортеров (1207); · церковь Николы на Липне, постройка владыки Климента (1292); · (1335); · церковь Благовещения на Рюриковом Городище (1342); · церковь Спаса на Ковалеве, постройка боярина Анцифора Жабина (1345); · церковь Благовещения на Витковой улице (1351); · церковь Успения на Волотовом поле, постройка владыки Моисея (1352); · церковь Феодора Стратилата на Ручью, постройка боярина Симеона Андреевича (1361); · церковь Спаса на Ильине, постройка боярина Василья Даниловича с уличанами Ильиной улицы (1374); · церковь Флора и Лавра на Людгощей улице (1379); · церковь Рождества Христова на Красном поле (1381); · церковь Димитрия Солунского на Славковой улице; церковь Филиппа Апостола, постройка посадника Родислава, Устина и Филлипа; · церковь Иоанна Богослова на Витке (все три 1383); · церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406); · церковь Двенадцати Апостолов (1455) Характеризуя в целом новгородское зодчество XIII-XIV вв. в специально архитектурном плане по сравнению с зодчеством раннего времени, можно отметить в нем новое ощущение и выражение идеи единства массы, - в Липенской и Волотовской постройках оно подчеркнуто применением лопаток лишь по углам здания и отсутствием их по середине; облегчение массы и пирамидально-высотное ее ориентирование, выразившееся вначале в трехлопастном с повышенным центром затем в многолопастном оформлении фасадов и покрытий, завершающемся одной главой; усиление идеи свободного внутреннего пространства; наконец, развитие некоторого изящества за счет мощи, сказавшееся в общих пропорциях и декорировке зданий. В условиях оживленного общения Новгорода с Западом, как и в предшествующем периоде, в новгородском зодчестве XIII-XIV вв. естественно находили себе место западноевропейские и прибалтийские черты романско - готическои архитектуры, но преимущественно в обработке деталей здания: декорировке абсид, оформлении входных и оконных проемов и т. п. Мелкая спускающаяся аркатура фасадов Липенского памятника, членение абсид Федоровской и Спасской церквей тягами и арочками в два яруса, из которых в верхнем арочек вдвое больше, - прием декорации романских зданий. Окна и северный портал Федоровской церкви оформлены в готическом духе. Вообще, стремление к декорировке архитектуры в XIV в. сказалось в Новгороде в большей степени, чем в XI-XII вв. Однако и здесь оно сохранило свойственные местному типу культуры черты простоты и сдержанности. Новгородские мастера использовали и каменные рельефные украшения стен, но очень осторожно и ограниченно. Таковы вставляемые ими кое-где в стены рельефные каменные кресты разных форм, скупостью рисунка на глади стены напоминающие древние северные петроглифы. Чаще мастера применяли выпуклые бровки над окнами, простые и профилированные ниши и очень простой же, но эффектный орнамент из глубоких треугольных впадинок, особенно охотно употреблявшийся и на церковных, и на светских зданиях. Можно отметить и отдельные случаи такой же ограниченной и сдержанной наружной полихромии зданий, в виде применения небольших по размерам фресок в тимпанах над входами. Можно думать также, что именно этой общей, присущей новгородскому характеру художественной простотой и демократическим вкусом строителей объясняется использование здесь «отсталых», по мнению некоторых исследователей, скупых приемов северной романской декорации зданий. Изображения некоторых новгородских построек XIII-XV вв.
Церковь Параскевы Пятницы Церковь Покрова в Зверином монастыре
Церковь Спаса на Ковалеве Церковь Успения на Волотовом поле
Церковь Спаса на Ильине Церковь Двенадцати Апостолов
Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Фёдора Стратилата на Ручью
|