Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы, тенденции и перспективы развития исторического образования в России в 90-е годы ХХ века





ЛЕКЦИЯ. Современные проблемы и тенденции развития исторического образования

Вопросы:

1. Проблемы, тенденции и перспективы развития исторического образования в России в 90-е годы ХХ века

2. Реформа системы школьного исторического образования в России и проблема поиска приоритетов политики в области образования

3. Проблемы исторического образования и поиски решений на современном этапе

Проблемы, тенденции и перспективы развития исторического образования в России в 90-е годы ХХ века

Российское общество в 90 – е годы ХХ века переживало период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы затрагивали сферу образования и воспитания. При этом есть серьезные основания для вывода, что сложность и определенная непоследовательность реформы системы образования, в том числе исторического образования как ее идейной, мировоззренческой составляющей, обусловлена незавершенностью процесса реформирования общества в целом (иначе говоря, отсутствием, или недостаточностью, понятных большинству населения положительных результатов реформ) Григорьева, Н.А. Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ - ХХI веков: из истории государственной политики / Преподаватель ХХI век. - 2007. - №1. с. 74..

С другой стороны, подчеркнем, что успех реформ в обществе во многом зависит от образовательной политики, ее системности, последовательности и результативности. Не будет преувеличением сказать, что школа определяет будущее России и является непременным условием ее возрождения. (Разумеется, школа только при определенных условиях может выполнить эту функцию, добавим, что именно эта цель должна на практике стать приоритетом государственной политики в области образования). От эффективности образовательно-воспитательного процесса в школах России во многом зависит преодоление кризисных процессов, становление нового Российского демократического государства, а соответственно и адекватное восприятие России мировым сообществом. Не стоит забывать и о том, что равноправный и достойный диалог с мировым сообществом возможен только при условии преодоления Россией внутреннего кризиса. К сожалению, авторитет России в мире в 90-е годы достиг весьма низкой точки, и осознание этого факта требовало принятия стратегических решений, в том числе и в сфере образования и воспитания учащихся. При этом всем понятно, что соответствующие выводы должны быть сделаны и в отношении стратегии развития исторического образования школьников как фактора, влияющего на менталитет молодых граждан России.

В конце 80-х -- начале 90-х образование вступило в период кризиса, который носил системный характер. Кризис образования, спровоцировал разрушение таких несущих конструкций советской системы образования, как марксизм, атеизм и технократизм. Многим теоретикам и практикам образования стало понятно, что эпоха советской общеобразовательной политехнической школы подошла к завершению. Широкое распространение в конце 80-х годов не только профильных классов и школ, но даже профильных групп в детских садах разрушило миф о равенстве возможностей и способностей детей в обучении и воспитании. А сами представления о механическом равенстве детей стали рассматриваться как антигуманные. Тем самым начала разрушаться последняя содержательная опора советской педагогики, последняя из сущностных характеристик советской системы образования -- коллективизм, принцип «воспитания и обучения в коллективе и через коллектив» Гольденберг, М.Л. Личность воспитывается личностью. (Проблема подготовки будущих учителей истории) / Преподавание истории и обществознания в школе.- 2005. - № 9. с.68..

В результате названных выше факторов уже в 1991 - 92 годах стали очевидны следующие тенденции:

- практически государство прекратило или утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью;

- значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными педагогической общественности;

- новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов; в целом альтернативных учебников было крайне мало, к тому же еще не были созданы структуры по их распространению;

- высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были отменены или утратили свое значение формально обеспечивающие преемственность образования государственные учебные программы среднего образования Григорьева, Н.А. Указанное сочинение -с. 75..

Вместе с тем с начала 1993 г. появился ряд признаков того, что обозначились позитивные тенденции, направленные на преодоление кризиса в образовании, а именно:

- принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образовании» положило начало преодолению хаотического состояния сферы образования, когда старые нормативные акты уже не исполнялись в силу их «недемократичности» и «тоталитарности», а новых еще не было (опыт функционирования системы образования показал, что этот закон сыграл положительную роль в построении новой системы образования);

- были юридически закреплены обязательный государственный минимум содержания образования в форме временных государственных стандартов, вариативность, право на самостоятельное педагогическое творчество преподавательских коллективов и педагогов, что отражено в Базисном учебном плане РФ;

- появились и успешно развиваются новые виды и типы образовательных учреждений -- колледжи, гимназии, лицеи, инновационные и авторские школы, школы-комплексы, коррекционные классы и школы, массовые школы прагматической направленности и др., что закреплено «Типовым положением» об общеобразовательном учреждении.

В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпало с фундаментальными преобразованиями российского общества, начатыми после событий 1991 года, был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики в целом и образовательных систем, создаваемых в конкретных образовательных учреждениях.

Перенос центра тяжести в системе образования на проблемы человека, направленность образования на овладение языком отечественной и мировой культуры, духовным опытом человечества, на восприятие целостной картины мира и формирование у учащихся системного мышления - вот практические ориентиры реформы образования, главные направления Федеральной программы развития образования.

Гольденберг, М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся / Преподавание истории в школе. - 2002. - №7. - с. 45..

Наряду с отмеченными трудностями и не в полной степени решенными проблемами Министерство образования РФ добилось и определенных положительных результатов. Так, в частности, был разработан и введен в действие Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Введение в действие этого документа позволило в определенной степени обеспечить единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, а также позволило образовательным учреждениям учитывать в своей деятельности национальные, региональные и местные социокультурные особенности, и традиции. На основании Базисного учебного плана и в соответствии с его принципиальными особенностями был проведен комплекс мероприятий по созданию условий для разработки Федерального комплекта программ и учебников, обеспечивающих Базисный учебный план. На местах органы управления образованием подготовили региональные программы и учебники.

Таким образом, на рубеже 90-х годов школа получила возможность выбирать образовательные программы, содержащие федеральный компонент образования и соответствующие Госстандарту.

 

 

Date: 2016-07-25; view: 1567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию