Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. А. Фет основные темы и идеи 124 page
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В. Маяковского
«О дряни», «Прозаседавшиеся». Последнее создает гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В том, что на очередном заседании сидят «людей половины», не только реализация метафоры — люди разрываются пополам, чтобы все успеть, — но и сама цена таких заседаний. В стихотворении «О дряни» к В. Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает опять-таки гротескная картина — традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. Менее известны сатирические произведения В. Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление, к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. Это стихотворение перекликается с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М. Булгакова «Собачье сердце». Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В. Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев. Так, в стихотворении «Ужасающая фамильярность» появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные «Гребенки Мейерхольд» или «Собака имени Полкан», В 1926 году В, Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается»:
Погода такая, что маю впору. Май ~ ерунда. Настоящее лето. Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов. Руку само подымает перо, и сердце вскипает песенным даром, В рай готов расписать перрон Краснодара. Тут бы запеть соловью-трелеру. Настроение — китайская чайница! И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! ~ И сразу сердце за удила. Соловьев камнями с ветки. А хочется спросить: — Ну, как дела? Как здоровьице?Как детки? — Прошел я, глаза к земле низя, только подхихикнул, ища покровительства, И хочется задать вопрос, а нельзя — еще обидится правительство! В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В.Маяковский находит удивительное сравнение: «Настроейие — китайская чайница!». Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм. Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово — «чайница» — рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием — неологизмы: тре-
леру, низя — деепричастие от несуществующего «низить». Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В. Маяковского современно звучат и сегодня. ОРУЖИЕ ЛЮБИМЕЙШЕГО РОДА. САТИРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. МАЯКОВСКОГО Сатира как жанр возникла очень давно. Она была известна еще во времена древних греков. Уже тогда обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. В основе древнегреческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Ее герои не были индивидуализированы, не отличались психологизмом. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующим. В этом плане сатирическое творчество Маяковского очень похоже на произведения древних греческих авторов. Его герои также не индивидуализированы. Сатиру Маяковского можно разделить на два периода: дореволюционный и послереволюционный. К первому можно отнести стихотворения «Надоело» и «Нате». В стихотворениях Маяковский использует большое количество художественных приемов, метафор: ... Страх орет из сердца Мечется по лицу, безнадежен и скучен... .„Сердце в исступлении,. рвет и мечет... ...Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваги обрюзгший жир... ...Два аршина безлицегорозоватого теста: хоть бы метка была в уголочке вышита^ ' '
...а я вам открыл столько стихов шкатулок, Я — бесценных слов мот и транжир... ...Истомившимися по ласке губами тысячью поцелуев покрою умную морду трамвая... ...Толпа озвереет, будет тереться, Ощетинит ножки стоглавая вошъ... ...Брошусь на землю, камня корою в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая... Лирический герой не видит выхода из сложившегося положения, кроме как «поцеловать умную морду трамвая», либо «захохотать и радостно плюнуть» в лицо этого общества. В этих стихотворениях Маяковский не выделяет из толпы отдельных личностей, она для него остается единой массой. Но вот приходит революция, и все меняется. Меняется и сатира поэта. Теперь он выделяет среди этой толпы бюрократов, обывателей, мещан, просто людей, не соответствующих идеалам нового времени. В стихотворении «Прозаседавшиеся» он обличает неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает день функционера, который целиком занят заседаниями. Для достижения своей цели — обличения всей бессмыслицы этой деятельности Маяковский использует в качестве художественного приема так называемую реализацию метафоры: ...Оне на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там... Лирический герой приходит к мысли о том, что хорошо было бы, если: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!». Но мир бюрократов не единственный мир, «мешающий установле-
нию власти пролетариата». Поэтому Маяковский использует свое «оружие любимейшего рода» не только против бюрократизма, но и против мещанства. В стихотворении «О дряни» он так рисует засилье мещанства:...Стеклись они, наскоро оперенья переменив, и засели во все учреждения. Намозолив от пятилетнего сидения зады, Крепкие, как умывальники, Живут и поныне тише воды. Для обличения мещанства Маяковский использует следующие художественные приемы: несовместимость понятий, олицетворение: ...Имне с эмблемами платья Без серпа и молота не покажешься в свете!...на балу в Реввоенсовете?!...Маркс со стенки смотрел, смотрел... И вдруг разинул рот, да как заорет... Мнение об описываемом в стихотворении в большинстве случаев дается в конце; так и здесь, оно выражается словами Маркса:... Опутали революцию обьшателъщинынити. Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее. головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит! Но это (мещанство, бюрократия) — все внешний враг. Но ведь и «существуют люди внутри партии, живущие ее соками». В стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» Маяковский показывает их. Чиновник, который боится всего: Каждый зав для труса — туз. Даже от его родни опускает глазки трус и уходит в воротник. Маяковский показывает, как проходит день у труса: День-деньской сплетает тонко
узы самых странных свадеб — увязать бы лъва с ягненком, с кошкой мышь согласовать бы. И опять-таки в конце стихотворения Маяковский выдвигает свое мнение: Товарищ, чего вы дрожите? В чем, собственно, дело?! В аквариум, что ли, сажать вас? Революция требует, чтобы имелась смелость, смелость, и еще раз — с-м-е-л-о-с-т-ь. Маяковский выводит на сцену комсомольца Петра Кукушкина, показывает его чудовищную занятость: Пообедав, бодрой рысью Петя мчит на кулъткомиссию После Петю видели у радиолюбителей Не прошел мимо и Осовиалтма... И в результате поэт показывает полнейший хаос, царящий в голове у Пети. Свое стихотворение он заканчивает следующими ироничными строчками: ... — Где ж работать мне поспеть при такой нагрузке? Объекты сатирического творчества Маяковского очень разнообразны. Во-первых, это люди, принадлежащие разным эпохам: дореволюционной и постреволюционной; во-вторых, принадлежащие разным социальным классам: мещанство и купечество в-третьих, просто те, чьи недостатки он высмеивает. Маяковский применяет большое количество художественных приемов: гиперболу, метафору, сравнение, несовместимость понятий, особый лексический строй языка и т. д. И все это разнообразие сатирического творчества служит доказательством многогранности и гениальности Маяковского.
В. МАЯКОВСКИЙ - ПЕВЕЦ СВОЕГО ВРЕМЕНИ Каждый век нуждается в собственном поэте, который сделал бы «боль времен своею собственною болью». Таким поэтом своего времени был Маяковский. Ему досталось начало XX века, века колоссальных общественных противоречийипотрясений. В юности В. Маяковский был связан с футуристами, но он пошел дальше своих собратьев по перу, сумел раздвинуть рамки своего творчества, чтобы стать на голову выше всех. После революции имя М. Горького стало символом буревестника революции. Блок воспринимался «как трагический поэт эпохи», услышавший музыку революции, В. Маяковский вошел в нашу культуру поэтическим знаменосцем Октября. Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству. И В. Маяковский верил, что его поэзия будет нужна народу. Многие не понимают поэта, считая его не более чем по-литическимпропагандистом. Сам Маяковский утверждал обратное. «Мой стих громаду.лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима», — писал поэт в поэме «Во весь голос». Он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Вопрос о роли и месте искусства издавна волновал В.Маяковского. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) он продолжает традиции разговора о литературе, о ее месте в жизни общества, о ее гражданственности. В. Маяковский пишет: Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо... не тревоэкътесъ... я постою... У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю.
В. Маяковский был сложной, противоречивой натурой, но он был настолько глубок в своих сомнениях и прозрениях, что рядом в ту пору по силе идеи, выраженной в стихах, поставить было некого. Многие поэты, не приняв революции, уехали в другие страны, иные творили в более интимном, узком масштабе. Даже Есенин, певец тончайших оттенков человеческой души, не смог понять всего размаха происходящих событий. Наш современник Евтушенко сказал очень точно, что поэт в России больше, чем поэт. Это полностью можно отнести кМаяковскому. Как он хотел быть понятым! В своей предсмертной поэме «Во весь голос», которую Маяковский не успел закончить, он писал: «Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так, как песенно-есенин-ский провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств». Сразу после его похорон Марина Цветаева писала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, весь плач по нем Москвы и России, Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского». И это писала Марина Цветаева, далекая от В. Маяковского по своей поэтике и мировоззрению. Поэма «Во весь голос» — это политическая декларация, это рассказ о времени и о себе, обращенный в будущее. В пору работы над поэмой поэт готовил выставку «20 лет работы», то есть своеобразный отчет перед читателями. Поэма «Во весь голос» как бы подвела итог, обобщивший творческий опыт поэта и его размышления о поэзии. В то время шла острая борьба различных литературных группировок. Поэты «чистого искусства» утверждали, что поэзия не должна отражать грубую действительность, В. Маяковского они назвали «мелкобуржуазным попутчиком». В поэме показаны отзвуки идейных и эстетических столкновений тех лет. В. Маяковский говорит о том, что поэзия, прежде всего, должна служить насущным проблемам дня. Он пишет, что мог бы строчить нежные романсы, но он приравнивает свое перо к орудию, потому что сейчас нужно бороться с разной дрянью, поэтому
он «себя смирял, становясь на горло собственной песне». В. Маяковский — это удивительный поэт, который очень тонко чувствовал время. Бухарин писал, что «надоело ему читать «агитки» Маяковского», ведущим поэтом эпохи он провозгласил Пастернака. Но это абсурд — сравнивать таких разных, таких великих и гениальных поэтов. Это все равно, что заявить: «Толстой в литературе есть, а Чехова нет». Каждый поэт нес свое миропонимание, свое искусство, непохожее на других. Страшный трагизм положения Маяковского в мире непонимания приводит его к самоубийству. Возможно, это была минутная слабость, возможно, повлияла травля поэта, но 14 апреля 1930 года Маяковского не стало. Не завершены были творческие замыслы, не осуществились планы поездок и встреч с читателями, но остались стихи Маяковского. Да, Маяковский был партийный поэт, он и не отрицал этого. Он искренне верил в светлое коммунистическое будущее. Последние строки, которые он написал в поэме «Во весь голос», четко дают представление о его идейной направленности: «Явившись в Це Ка Ка идущих светлых лет, над бандой поэтических рвачей и выжиг я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Теперь отношение к большевизму совершенно другое. Но, не зная В. Маяковского, мы не можем понять, почему так много светлых умов поверили в коммунистические идеи. Не они виноваты, что революция пошла по кровавому пути, по пути уничтожения своего народа. Их обманули вожди. А стихи В. Маяковского и сегодня подкупают своей искренностью. СОВРЕМЕННА ЛИ СЕГОДНЯ САТИРА В. МАЯКОВСКОГО? Жизнь меняется каждый день, задавая все новые и новые вопросы и зачастую не давая ответов. Можно ли сейчас сказать что-то определенное в отношении творчества Мая-
КОБСКОГО? Трудно разобраться в своем времени, а что говорить о прошлом. Получается так, что у каждого времени своя правда. Какое оно, время Маяковского? Удивительное время. Время трагедий, разъединивших отцов и детей, время фантастических прогнозов, святой и часто наивной веры в человеческое братство, мир во всем мире: «Хоть раз бы увидеть, что вот, спокойный, живет человек...» Мы тоже хотим в это верить. Эта вера сближает поколения. Мы имеем право рассматривать лишь стержневые вопросы творчества Маяковского, опуская те его просчеты, заблуждения, которые породило его время, о которых мы не можем судить, так как это ужр история. В последнем своем произведении «Во весь голос» Маяковский сказал: «Я сам расскажу о времени и о себе». У Владимира Высоцкого есть такие слова: «...добро всегда остается добром, в прошлом, будущем и настоящем». Для человека во все века непреложные истины добра, справедливости, честности были ориентиром в жизни и верой в саму жизнь. Смысл творчества поэта можно определить первыми строками поэмы «150000000»: И идея одна у нее — сиять в настающее завтра. Но каким образом? В диком разгроме старое смыв, новый разгро^мим по миру миф. По-новому сейчас читаются эти строки! Пророчествовав одно, поэт, сам того не подозревая, предсказал совсем другое. Мы действительно создали лишь новый миф. Гром разодрал побережий уши, и брызги взметнулись земель за тридевять, когда Иван, шаги обрушив, пошел грозою вселенную выдивитъ. Вот так и получается, что, рассказывая о себе, он рассказал и о нас, правда, смысл эти слова в конце века приобрели другой. Невозможно «рай» будущего возвести на «трупе» прошедшего. Интересно читать сейчас заключительную часть этой поэмы про «Октябрьской революции сотую годовщину». Не получилось всемирного торжества по этому поводу.
В первоначальном варианте эта поэма была названа «Былина об Иване». Она, действительно, сегодня читается, как фантастическая сказка, но уже о прошлом. Что интересно, поэма «Пятый Интернационал» имела первоначальное название «Тридевятый Интернационал». Говорят, что в истории все повторяется по спирали. В это действительно веришь, когда читаешь такой его плакат из «Окон РОСТА»: Только уголь даст хлеб. ТОЛЬКО уголь даст одежду. Толькоуголъ даст тепло. А угля добываем все меньше и.меньше. Как выйти из этого положения? Делайте предложение! Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что плакаты теперь никто не ЧИ-' тает, как и самого Маяковского. Победа революции внушила неоправданный оптимизм в отношении дальнейших побед. Но человечество без проблем никогда, наверное, не останется. Безработица, низкий уровень жизни, низкая заработная плата, плохие жилищные условия, бюрократический произвол в органах власти, хотя уже и не советской, — вот вопросы, которые решаются и по сей день, а вернее всего, не решаются. Разве не о нас, сегодняшних, эти строки: Слава, Слава, Слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни. И нечего нам сейчас добавить к его фразе: «Дрянь пока что мало поредела». А вот мудрое политическое пророчество Маяковского-экономиста: На арену! С купцами сражаться иди! Надо счетами битьучиться. Пусть «всерьез и надолго», но там впереди может новый Октябрь случиться. Читай — «август». А «Прозаседавшиеся»? А «Бюрократиада»? Для сокращения штатов избирается «тройка», «тройка» выделяет «комиссию и подкомиссию», «комиссия» расши-
ряет штат «сверхштатной сотней», вопрос обсуждают на пленуме, слушают, постановляют. Только наших штатных современников вся страна вместо работы с утра до ночи слушает. Теперь мы, благодаря телевидению, всей страной заседаем. Бумага взад. Бумага вперед.
По проторенному другими следу через замзава проплыла к преду. Пред в коллегию внес вопрос... Гротеск «Прозаседавшихся» убийственный, обнажающий абсурдность поведения людей, тратящих все время и энергию на бесконечные пустые заседания, например на заседание по поводу «покупки склянки чернил Губкооперативом». Разве мало в нашей жизни аналогичных пустопорожних заседаний? Декреты, постановления, заседания, а «воз и ныне там». О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех. заседаний! Бюрократия во все времена умела быстро менять свое лицо, надевать новую маску, иными словами, приспосабливаться: Рой чиновников с недели на день аннулирует октябрьский гром и лом, и у многих даже проступают сзади пуговицы дофевралъские с орлом. Да и наш сегодняшний «Хулиган» все тот же: Смотрит — кому бы заехать в ухо? Что башка не придумает дурья?! Бомба из безобразий и ужарстпв, дурости, пива и бескультурья. Вот какие слова Маяковского хорошо бы сделать сегодняшним лозунгом: Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь! В «Стихотворении о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» поэт опять прав: Что бабе масштаб грандиозный наш?.' Бабе грязью обдало рыло, и баба, взбираясь с этажа на этаж, сверху
и меня, и власти крыла. Действительно, «почему это о грязи на Мясницкой вопрос никто не решает в обще-мясницком масштабе?!». «Резолюцию» Маяковского из стихотворения «Бюрократиада» также можно считать резолюцией наших дней: По-моему, это — с другого бочка — знаменитая сказка про белого бычка. Считается, что каждый великий поэт должен пережить сперва непризнание, потом признание, потом забвение, а затем возвращение читателя к себе, к своему творчеству. Похоже, это сказано как раз о Маяковском, которого часто называли поэтом будущего времени. Сейчас он понятен, как никогда. Его будущее наступило. СТИХОТВОРЕНИЕ В.МАЯКОВСКОГО «СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ» (вариант 1) В стихотворении «Сергею Есенину» В, Маяковский говорит о проблеме взаимоотношений поэта с его поэзией. Интересны художественные особенности этого стихотворения, работающие на мысль. Сразу надо заметить, цветовая га.мма этой вещи совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета. С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта — листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, черный цвет напоминает о смерти. Стихотворение наполнено массой различных звуков, в основном резких, похожих на окрики, и звенящих. В некоторых строчках звуки соответствуют больше самой жизни. Есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трехпалый свист». Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского — лесенкой. Его можно
отнести к тоническим стихам, в которых учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько взволнованной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло — вина — мало — вина, классом — до драк — квасом — дурак) придает мыслям автора четкость, законченность. Но рифма не всегда явная {врезываясь — трезвость), из-за чего стихотворение еще больше похоже на настоящий, живой разговор. А ряд используемых автором неологизмов (бредь, рассогглено, калекши) также придает звучанию речи действительно разговорный характер. Здесь можно отметить как одну из особенностей стихотворения его форму. Маяковский постоянно обращается к Есенину, словно ведет разговор с ним живым, способным его услышать: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любой обычный разговор. Такое построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину —это лишь повод оформить свои до сих пор не высказанные мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для В. Маяковского создание стихов — это некое умение, способность («Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел»). Причем такая способность не просто так дает-ея, поэт — это подмастерье народа. Поэту нужно всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что на душе. Невозможно творить по чьей-то указке, под надзором, потому что тогда начинаешь писать «утомительно и длинно», а главным становится число строк, а не их содержание. Автор понимает, что поэт без свободы — не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться подражателем, или умереть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил. Возможно, поэтому В. Маяковский говорит: «По-
чему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!». B, Маяковский презирает те пути, кото рые «протоптанней и легче». Для него невоз можна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может понять Есенина, сделавшего это. C. Есенин, талант которого В. Маяковский признает одним из лучших, перестает бороть ся, перестает сражаться, умирает и переста ет творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы он по собствен ному желанию перестал создавать свои сти хи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее — в безостановоч ном движении вперед. И пусть жизнь трудна, но он вырвет «радость у грядущих дней». В этом вера его. В. Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, призывает всех читателей: «В этой жизни помереть не трудно, сделать жизнь значительно трудней». А труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю свою жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию огромных и неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души, ведь «слово — полководец человечьей силы». Наверное, можно утверждать, что Маяковский хотел в этом стихотворении передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель — жить, чтобы «сделать жизнь» и воспеть ее, — он всегда стремился к этому. Но мы знаем, что сам В. Маяковский тоже оборвал собственную жизнь. Неужели Зло способно победить даже такого жизнелюба? СТИХОТВОРЕНИЕ В. МАЯКОВСКОГО «СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ» (вариант 2) Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в асфальте, везде, где только можно, пре-
красные цветы. Такова и суть поэзии,- Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли-стихи. Из грязи, из пыли, из черной почвы, из самых глубин тянутся ввысь эти хрупкие ростки, чтобы потом обрести настоящую силу, расцвести, показать всем свою красоту, свою прелесть. И чем чаще будет обхаживать, рыхлить творец эту почву, чем больше дождей вдохновения прольется на нее, тем краше вырастут цветы, плоды этих трудов. Только такие стихи — взращенные с мучением, те, на которые положено много труда, искренние, идущие из глубины души поэта, — только такие стихи можно назвать настоящей поэзией, настоящими произведениями искусства. Маяковский — такой поэт. В своем стихотворении «Сергею Есенину» он говорит о проблеме автора и его ПОЭЗИИ,, В целом цветовая гамма совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета («чтоб щеки заливал смертельный мел», чернила). С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта — листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, пространство, окрашенное в такие тона, напоминает о смерти, о бледности покойников, о сырости и черноте земли, в которую их закапывают, об одиночестве и темноте, окружающей человека после смерти («Летите, в звезды врезываясь»). Стихотворение имеет необычный фонический строй: согласные звучат в строках, в которых речь идет о жизни, а тихие, шипящие («заупокойный», «прошлых», «переделавши») — об умирании, о смерти: У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье. И несут стихов заупокойный лом, с прошлых с похорон не переделавши почти.
Кроме того, есть в стихотворении и «бронзы звон», и «гремящий скандалист», и «трехпалый свист». Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова. Стихотворение написано в его излюбленной форме — лесенкой, тоническим стихом, в котором учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Некоторые слова Маяковский выносит с конца строки на новую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание: Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько хаотичной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло — вина — мало — вина, классом — до драк — квасом — дурак) придает логическим построениям четкость, законченность, но рифма не всегда точная (врезываясь — трезвость), из-за чего стихотворение становится похоже на живой разговор. Ряд используемых автором неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также способствует этому. Можно отметить как одно из особенностей стихотворения то, что Маяковский постоянно обращается к Есенину как к живому: «Вы ушли, как говорится, в мир иной». Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любая обычная беседа. Такое построение придает особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно не говорится, о чем умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину — это лишь повод оформить свои до сих пор не осознанные ощущения в четкие мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Date: 2016-07-25; view: 257; Нарушение авторских прав |