Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. А. Фет основные темы и идеи 62 page
лачное детство, в котором и надо искать при чины его теперешней лени. Маленький Илю ша вырос в дворянской семье. Родители вос питывали его как барчонка, не допускали ни к какой работе. «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги», — вспоминает Обломов поз же. Ребенком Илюша был любознательным, но его всеми силами старались оградить от падений, от ушибов, от простуды и вообще от жизни. Ему постоянно внушали, что делать ничего не надо, все сделают слуги. Да и как было усомниться в этой истине, если его ро дители и деды труд считали величайшим на казанием и старались от него избавиться. У Обломовых бьша своя жизненная филосо фия, которая сводилась к еде и сну. Гончаров очень красочно рисует этот сон, прямо не сон, а какое-то сонное царство, обязательное для всех. Так бесцельно проходят день за днем. По вечерам няня читала Обломову об Илье-Муромце, просидевшем тридцать три года, ничего не делая, о Емеле-дурачке, кото рый только на печи и ездил. Этот образ жиз ни был заложен в Обломове с детства. Поз же он дал ему идеологическое обоснование, согласно которому состояние «отдыха и по коя» вообще является «поэтическим идеалом жизни» и к нему надо стремиться при любых условиях. И все же Обломов не тупая, апа тичная натура. Привычка добиваться удов летворения своих желаний не ценой собст венных усилий, а за счет других развила в нем апатию. Обломов, вполне возможно, даровит, но никто об этом не знает, в том числе и он сам. Я думаю, его не надо обви нять, скорее стоит пожалеть. Возможно, по лучи он такое же воспитание, как Штольц, ему удалось бы многого достичь в жизни. Ав тор и сам жалеет своего героя. Это можно по чувствовать в воспоминаниях о нем Штоль ца: «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и — пропал!». Трагедия Обломова в том, что он не умеет и не хочет жить иначе. Его пробовали спасти, пробудить к жизни Штольц и Ольга,
но из этого ничего не получилось. Даже любовь Ольги не сумела его возродить к жизни. Сначала, когда Ольга занялась Обломовым только как порученным ее заботам больным, основное значение для нее имело.излечение Обломова. На первый взгляд это лечение дало положительный результат. Обломов вставал в семь утра, перестал валяться на диване, ездил из города на дачу, выполнял поручения Ольги. Но уже тогда Обломов понял, что «и в любви нет покоя». Потом эта игра превратилась в нечто большее, девушка полюбила Обломова. Здесь надо сказать несколько слов об Ольге. Слушая рассказ Штольца об Обломове, девушка в своем воображении создала определенный идеал, которому должен был соответствовать Обломов и под который она стремилась его подогнать. Да, у Ильи Ильича были душевные качества, которые нравились Ольге, но этого было мало. Когда Ольга полюбила Обломова и поставила его в центр своих интересов, тогда им уже вместе следовало осознать неизбежность брака и подготовиться к нему. Для этого Обломову прежде всего следовало привести в порядок свои имущественные дела. Простыми мечтами тут ничего не сделаешь, нужно работать. Но привычная пассивность оказалась в Обломове сильнее любви. Он стал уклоняться от встреч с Ольгой, объясняя это необходимостью соблюдать приличия. Свое нежелание съездить на дачу он мотивирует невозможностью разлуки с возлюбленной и тем самым обманывает девушку. Ольга прекрасно понимает все это. Она теперь уже не надеется, что Обломов «может еще жить», она понимает, что он «уже давно умер». При последней встрече с Ольгой Илья Ильич, по воле автора, сам произносит это роковое слово «обломовщина». Теперь в него можно вложить и социальный и нравственный смысл. Обломовщина — это порок, который герой не в силах преодолеть. Теперь уже надежды на возрождение нет. Обломов обречен. Последующая его жизнь только подтверждает это. Он поселился в мещанском домике Пшеницыной и живет под властью Тарантьева и Мухоярова. Здесь он не только возвращается к своим прежним привычкам, но и погружается в примитивный мещанский быт. Окружающие люди по-разному к нему
относятся. Тарантьев и Мухояров стараются вытащить у него побольше денег, а Пше-ницына видит в нем предмет своей заботы. Обломов постепенно физически и духовно угасает. Несмотря на то что действие в романе происходит в определенный отрезок времени, сам роман надо понимать гораздо шире. Ведь обломовщина — это не только социальный уклад, это образ жизни, который в некоторой степени существует и сегодня. ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что «Обломов» — именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, которые олицетворялись в лице Ильи Ильича, не могли быть совместимы с этим горячим и страстным чувством. Мне кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но особенно никому и не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый, ужасный Тарантьев. Но они могли быть, могло их и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы. Однако я ошибалась. Обломов любил и был любим. Его избранницей стала молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова — его школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перешел в необходимость
постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь. Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и зачерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы. Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что Штольц говорил о нем правильно. Илья Ильич — чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит с Ольгиными поручениями, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл обо всех прежних горестях, он как бы в радостной лихорадке, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду, Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и радостных надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Так портит и вредит любви то, что Обломов считает себя недостойным Ольшных чувств. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же, я считаю, в любви оба должны быть равны, а Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. И настоящая любовь не должна бояться каких-то неприятностей, ей безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за невыполненного Ольгиного каприза. Тем не менее Ольга долго переживала разрыв с Обломовым. Со временем Штольц занимает место в сердце девушки. Штольц — светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц
и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что она его слушает. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом — все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, ей хочется чего-то, но она не может выразить свое желание словами. Штольц объясняет это тем, что уже все в жизни познано, ничего нового уже не будет. Ольге обидно, что он ее не понял до конца. И все же Ольга нашла свою любовь. Хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная, но все же любовь. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но простота, доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова, — ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала женой Ильи Ильича. Любовь между ними была тихая и спокойная, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного «удара», но последние годы его жизни были согреты теплом их искренней любви. Я не могу сказать, чья любовь мне ближе. Я предпочла бы любовь с таким же началом, как у Ольги и Обломова, с такой же общностью интересов, как у Ольги и Штольца, с таким же счастьем в старости, как у Агафьи Матвеевны и Обломова. ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» Гончаров сказал: «Любовь движет миром с силой архимедова рычага». Эти слова можно взять эпиграфом не только к роману Гон-
чарова «Обломов», но и ко всей человеческой жизни в целом. Любовь в «Обломове», как и в других романах, играет огромную роль. Ею можно объяснить многие поступки героев, она — причина радости и страданий. Любовь — это то, что есть в человеке самое прекрасное, что заставляет его совершать прекрасные поступки. Каждый герой романа, как и любой из нас, воспринимает любовь по-своему, каждый рисует в воображении свой идеал любимой или любимого. В романе Гончаров показывает несколько любовных линий: Обломов и Ольга, Штольц и Ольга, Обломов и Пшеницына, Захар и Анисья. Все они, несмотря на различия, имеют общие черты. Любовь Ольги и Обломова появилась в результате заботы Штольца. Этот деятельный человек не может смириться с апатией друга, поэтому предпринимает попытки возродить его к жизни. Штольц описывает Ольге прекрасные душевные качества Обломова: его нежность, доброту, ум. Ольга пытается «растормошить Обломова». Сначала это кажется ей забавой, тем более что Обломов прямо на глазах начинает возрождаться. Он и сам живет любовью: «...встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. Но нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности». Но Ольга и в самом деле влюбляется в Обломова. Теперь это уже не игра. Ольга готова многое дать своему избраннику, но и от него ждет самоотверженной отдачи. И, увы, сталкивается с инертностью Обломова. Любовь начинает тяготить Илью Ильича. Он понимает, "что «и в любви нет покоя». Трагичный итог неминуем, герои расстаются. Мне кажется, причина в том, что оба любили созданный ими образ, а не конкретного человека. Илья Ильич понял это и в письме к Ольге пишет: «...ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи... высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или истерических припадках... Вы ошибаетесь, перед вами не тот, кого вы жда-
ли, о ком мечтали. Погодите — он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку». Вскоре и сама Ольга поняла всю призрачность своей любви. В разговоре со Штольцем об Обломове она создала для себя идеальный образ и полюбила его. Ольга любила не того Обломова, какой он есть на самом деле, а свое творение, то, что могло получиться потом, в будущем. А Обломов? Он вернулся к прежней жизни, к дивану и к халату. Ему больно потерять Ольгу. Но ведь и Обломов любит не живого -человека, а придуманный им образ. Осознай он настоящую натуру Ольги, ему бы и в голову не пришло поместить ее в свой будущий воображаемый мир. Дня Обломова идеальный брак — это нечто другое: «...а подле гордо-стыдливой покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет...» Он, выросший в Обломовке и усвоивший с детства только одну философию: все должно находиться в состоянии покоя, никогда не поймет деятельную натуру Ольги. Но любовь, какая бы она ни была, не проходит бесследно. Она разбудила в Обломове лучшие его качества. Теперь мы симпатизируем ему, видим в нем нечто большее, чем просто бездеятельного человека. Любовь изменила и Ольгу. Первым это заметил Штольц. «Как она созрела, боже мой! Как развилась эта девочка! Кто же был ее учителем? Где она брала уроки жизни? У барона? Там гладко, не почерпнешь ничего в его щегольских фразах! Не у Ильи же!..» Если разобраться, то и сам Штольц хочет спокойной долгой любви. Только, в отличие от Обломова, в любви Штольц, как и в жизни, не терпитни малейшей неопределенности, недосказанности. Все должно быть разобрано и разложено по полочкам, чтобы противоречия не накапливались и не угрожали жизни супругов в будущем. Штольц счастлив в браке. Он добился, чего хотел, и нашел в Ольге то, что искал: способность думать, как он, быть наравне с ним. Они не находятся на разных полюсах, как Обломов и Ольга, они оба передовые люди: умные, откровенные, стремящиеся к знаниям. Но в душу Ольги закрадываются сомнения, ей кажется, что чего-то в ее жизни
все же недостает, она мечтает о чем-то несбыточном. Быть может, идеал Ольги — это мужчина, который воплотил бы в себе душевные качества Обломова и деятельную натуру Штольца. Обломов же находит свой идеал в Пшени-цыной. Произошло это тихо и незаметно. Лежа на диване, видя перед собой старательную Агафью Матвеевну, Обломов влюбляется в нее. Она отличная хозяйка, добрая и верная жена. Но главное в том, что она создала для Ильи Ильича его Обломовку, к которой он стремился. Дом Пшеницыной и есть Обломовка. Обломов снова попал в ту среду, воспоминания о которой у него сохранились с детства. С того самого момента, когда Илья Ильич переступил порог дома Агафьи Матвеевны, он был обречен вернуться в Обломовку, вернуться к своей прежней жизни, умереть для окружающих и начать жить по своей мечте. Любовь Пшеницыной ничего не требует от Обломова, более того, хозяйка сама идет на жертвы во имя этой любви. «.„Она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». Любовь Пшеницыной самоотверженна и преданна. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании человека, которого можно бы было преданно любить и окружать заботой. Она взяла на себя роль полновластной хозяйки и отлично с ней справляется. Она готовит воскресные пироги, закладывает свои вещи, о чем совсем не догадывается Обломов, только бы барин ни в чем не нуждался. Такая любовь очень похожа на материнскую любовь и заботу. Но, может быть, Об-ломову и нужна была такая жена, которая воплотила в себе качества жены и матери одновременно. В романе есть еще одна линия любви. Она прослеживается в отношениях между слугой Обломова Захаром и Анисьей. Эти люди по-своему счастливы, они тоже нашли в жизни свой идеал. Захар считает себя человеком умным и делает вид, что не прислушивается к женским советам, но потом поступает так,
как говорит ему жена. Анисья все это видит, воспринимает как должное и счастлива. Все эти состоявшиеся браки разные, но нельзя сказать, какой из них лучше, какой хуже. Важно то, что в них каждый из партнеров нашел то, чего искал. Счастлив Обломов, потому что жена от него ничего не требует, в то же время всецело заботясь о нем. Счастлива и Агафья, потому что ее каждодневные хлопоты и вечное движение приобрели высший смысл. Штольц тоже нашел свой идеал женщины. Тема любви вечна, и, пока на земле есть люди, есть и любовь. Ф. Й. ТЮТЧЕВ ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения «Умом Россию не понять...» и «Люблю грозу в начале мая...» известны, пожалуй, всем. Близки стихи Федора Ивановича Тютчева и сердцам наших современников. Не получив всеобщего признания при жизни, в наше время поэт занимает важное место в1 русской литературе. Большинством же его современников стихи Тютчева считались далекими от духа времени, а по форме казались то слишком архаическими, то слишком смелыми. Да и сам поэт не стремился к славе, проявляя удивительное равнодушие к изданию и редактированию своих произведений. Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И. Н. Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности. Он получил хорошее домашнее образование под руководством С. Е. Раи-ча, поэта и переводчика, знатока классичес-
кой древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация. На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с 14 лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый А. Ф. Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа». В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» — первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по теории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств. Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года. За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. В Германии он сблизился с философом-романтиком Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне. Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения), опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из Германии». Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В 1843—1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад». Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета ценсуры иностранной». Конец 40-х годов XIX века ознаменован для поэта новым творческим подъемом. Н. А. Некрасов и И. С. Тургенев ставят его в один ряд с А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Со-
16 Зак, 269
временник» напечатаны 92 стихотворения Тютчева. В одном из номеров журнала была опубликована статья И. С. Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Все это означало, что к Тютчеву пришла слава. Однако среди своих современников — от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого — он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь был раскаляем политическими треволнениями времени. Изменения и неудачи в личной жизни, разочарование в жизнеспособности русского государства (после поражения в Крымской войне 1853—1856 годов) привели к тому, что вышедший в 1868 году второй сборник его стихотворений не вызвал живого отклика в обществе. В конце 1872 года здоровье поэта резко ухудшилось, и через несколько месяцев его не стало. Второе «воскрешение» Тютчева началось на рубеже XIX—XX веков, когда утверждавшаяся школа русских символистов провозгласила его своим предшественником. Эпоха символизма закрепила восприятие Тютчева как классика русской литературы. Постижение Тютчева происходило по мере того, как все больше осознавалась связь индивидуальных переживаний человека с безостановочным поиском общественной мысли, с непрестанным движением истории. Тютчев становился необходимым читателю, по мере того как в очистительных бурях начала XX века формировалась новая, универсальная и сложная человеческая личность. В. И. Коровин в своей книге «Русская поэзия XIX века» пишет: «Тютчев мыслит категориями хаоса и космоса, его привлекают трагические состояния мира. Вечность он передает через мгновенное, общее — через особенное и исключительное».
АНАЛИЗ ОДНОГО ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ Ф.И.ТЮТЧЕВА («Не то, что мните вы, природа...») Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева. Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его стихотворениях, воспевающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вечных вопросах человеческого бытия. Она редко предстает как просто фон, в стихах Тютчева она одухотворена, мыслит, чувствует, говорит: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что придает ему более глубокий смысл. Поэт выступает против тех, кто недооценивает природу, говорит о людской глухоте, очерствении души из-за отдаления человека от вечного: Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах... Строки стихотворения принадлежат поэту особого склада: философского. Это значит, что у него был не только дар пейзажиста, но и своя философия природы. Все в природе представляется Тютчеву живым, полным глубокого значения, все говорит с ним «понятным сердцу языком». Стихотворение начинается со слова «не», чтобы полнее оградить читателя от неверного понимания природы. «Душу», жизнь природы поэт стремился понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. Стихотворение содержит те образы, из которых природа складывалась для самого Тютчева. Написано оно четырехстопным ямбом, а перекрестный способ рифмовки гармонирует в нем с чередованием женских и мужских
рифм. Ассонанс на «и», «а» и «о» придает стихотворению возвышенный тон, обилие сонорных согласных (аллитерация) делает его более мелодичным и музыкальным. Более торжественно оно звучит благодаря употреблению устаревших слов («лик», «чрево», «древо») и ударения («приклеил»). Особая же смысловая нагрузка создается при помощи анафоры: Вы зрите лист и цвет на древе: Илъ их садовник приклеил? Илъ зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?.. Автор использует такие выразительные художественные средства, как олицетворение («Солнцы не дышат», «не совещалась в беседе дружеской гроза»), метафоры («весна не цвела», «ночь нема была»), сравнения («живут в сем мире, как впотьмах»). Все это придает речи красочность и выразительность, способствует наиболее полному раскрытию художественного образа. В стихотворении встречаются типичные для тютчевской поэзии сложные предложения, часто в конце их ставятся восклицательные знаки, что придает художественной речи нужную авторскую интонацию. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа» есть отточия, заменяющие строки,, которые в свое время были изъяты цензурой, а впоследствии утеряны. И все же стихотворение не потеряло своего смысла, главной идеи — взаимоотношений человека и природы. Через все произведение автор проводит мысль о том, что «глухие» люди не умеют чувствовать, а следовательно, не умеют жить. И если для них природа безлика, то для Тютчева она — «голос матери самой». Ее образами он выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И ИДЕИ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА Выдающийся русский лирик Федор Иванович Тютчев был во всех отношениях противоположностью своему современнику и почти ровеснику Пушкину. Если Пушкин получил очень глубокое и справедливое опре-
деление «солнца русской поэзии», то Тютчев — «ночной поэт». Хотя Пушкин и напечатал в своем «Современнике» в последний год жизни большую подборку стихов тогда никому не известного, находившегося на дипломатической службе в Германии поэта, вряд ли они ему очень понравились. Хотя там были такие шедевры, как «Видение», «Бессонница», «Как океан объемлет шар земной», «Последний катаклизм», «Цицерон», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», Пушкину была чужда прежде всего традиция, на которую опирался Тютчев: немецкий идеализм, к которому Пушкин остался равнодушен, и поэтическая архаика XVIII — начала XIX века (прежде всего Державин), с которой Пушкин вел непримиримую литературную борьбу. С поэзией Тютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика. Но главное у Тютчева — не изображение, а осмысление природы — философская лирика, и вторая его тема — жизнь человеческой души, напряженность любовного чувства. Единство его лирике придает эмоциональный тон — постоянная неясная тревога, за которой стоит смутное, но неизменное ощущение приближения всеобщего конца. Наряду с нейтральными в эмоциональном плане пейзажными зарисовками, природа у Тютчева катастрофична и восприятие ее трагедийно. Таковы стихотворения «Бессонница», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «О чем ты воешь, ветр ночной?..». Ночью у бодрствующего поэта открывается внутреннее пророческое зрение, и за покоем дневной природы он видит стихию хаоса, чреватого катастрофами и катаклизмами. Он слушает всемирное молчание покинутой, осиротелой жизни (вообще жизнь человека на земле для Тютчева есть призрак, сон) и оплакивает приближение всеобщего последнего часа: И наша жизнь стоит пред нами, Как призрак, на краю земли. В то же время поэт признает, что голос хаоса, слышимый ночью, хотя и непонятен, глух для человека, но и глубоко родственный настроению его смятенной души. О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родной! —
заклинает поэт «ветр ночной», но продолжает стихотворение так: Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Такая двойственность естественная: ведь в душе человека те же бури, «под ними (то есть под человеческими чувствами) хаос шевелится», тот же «родимый», что и в мире окружающей среда. Жизнь человеческой души повторяет и воспроизводит состояние природы — мысль стихотворений философского цикла: «Цицерон», «Как над горячею золой», «Душа моя — элизиум теней», «Не то, что мните вы, природа!..», «Слезы людские», «Волна и дума», «Два голоса». В жизни человека и общества те же бури, ночь, закат, господствует рок (об этом стихотворение «Цицерон» со знаменитой формулой: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»). Отсюда острое ощущение конца бытия («Как над горячею золой»), признание безнадежности («Два голоса»). Выразить же все это и тем более быть понятым и услышанным людьми невозможно, в этом Тютчев следует распространенной романтической идее принципиальной непонятности толпе прозрений поэта. Столь же катастрофична и гибельна для человека любовь («О, как убийственно мы любим», «Предопределение», «Последняя любовь»). Откуда же у Тютчева все эти «страсти роковые»? Они определены эпохой великих социально-исторических катаклизмов, в которую жил и творил поэт. Обратим внимание, что творческая активность Тютчева приходится на рубеж 20—30-х годов, когда революционная активность и в Европе, и в России пошла на спад и утвердилась николаевская реакция, и на конец 40-х годов, когда по Европе вновь прокатилась волна буржуазных революций. Разберем стихотворение «Я лютеран люблю богослуженье», датированное 16 сентября 1834 года. Чем привлекла православного христианина Тютчева вера немецких протестантов, последователей зачинателя европейской Реформации Мартина Лютера? Он увидел в обстановке отправления их культа столь родственную его душе ситуацию всеобщего конца: «Собравшися в дорогу, в последний раз вам вера предстоит». Поэтому так
«пуст и гол» ее дом (а в первой строфе — «Сих голых стен, сей храмины пустой»). Вместе с тем в этом стихотворении Тютчев с потрясающей силой выразил смысл любой религии: она готовит человека, его душу к последнему уходу. Ведь смерть с религиозной точки зрения — благо: душа возвращается в свое божественное лоно, из которого вышла при рождении. Христианин должен быть всякий миг готов к этому. Он и ходит в Божий храм затем, чтобы подготовить к этому душу. Date: 2016-07-25; view: 306; Нарушение авторских прав |