Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
А. А. Фет основные темы и идеи 34 page
Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец... Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп... С недоверием и высокомерностью относится барская Москва ко всем «чужим». Татьяну «младые грации Москвы сначала молча озирают... с ног до голоды», тут же «ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной, и что-то бледной и худой» и только после всевозможных проверок принимают ее в свой круг, где только тем и занимаются, что ведут «...невинные беседы с прикрасой легкой клеветы». Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, Татьяна задыхается в этом кругу постоянных сплетен, клеветы, пошлого вздора. Московское дворянство, погрязшее в пошлости, лжи, лицемерии и пустой болтовне, девушка искренне ненавидит: Все в них так бледно, равнодушно: Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки... Отношение автора к столичному высшему обществу несколько иное: он сам принадлежал к нему. Описывая в начале романа петербургские балы, Пушкин далек от их полного неприятия. Наоборот, ему доставляет удовольствие вспоминать балы своей юности: Яо если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд. В конце произведения Пушкин вновь обращается к столичным балам, восторгается роскошью, вкусом, совершенством форм и красок аристократического общества. Поэт воздает должное интеллектуальной элите Петербурга и одновременно с сожалением говорит о ее незначительном количестве. Большая же часть дворян, по мнению автора, — холеные, напыщенные, самодовольные и вместе с тем духовно ограниченные люди, с надуманным достоинством придерживающиеся искусственных правил: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые; Тут было несколько девиц, Неулыбающихся лиц... И московское, и петербургское дворянство, в изображении автора, в большинстве своем — пустые, самодовольные глупцы. Эти люди давно забыли, что значит иметь свое мнение, они руководствуются только мнением света. Искренность и простота для них — признаки странности и чудачества. ДВОРЯНСТВО СТОЛИЧНОЕ И ПОМЕСТНОЕ (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин») Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест произведение. Оно оказало огромное влияние на становление русского реализма. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В. Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». По нему действительно можно судить об эпохе, изучать жизнь России начала XIX века. В это время происходил подъем национального самосознания, зарождалось организованное революционное движение. Вспомним хотя бы декабристов. Однако абсолютное большинство дворян не было затронуто этими процессами. Поэт нарисовал яркие картины жизни столичного и провинциального дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского света. Вот отец Онегина, который «давал три
бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Онегин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил». Дни его проходят весело: «три дома на вечер зовут». Он легко вписывался в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, опера, всевозможные празднества — вот основное времяпрепровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера». Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь Шум, хохот, беготня, поклоны, Галоп, мазурка, вальс... И понятно, почему простодушной Татьяне «душно здесь». Московские знакомые Лариных наперебой говорят им о том, как выросла Таня. Сами они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной иронией замечает: Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец... Пушкин начинает перечислять их «неизменные» качества так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой поразительной пустотой, И что характерно, «они клевещут даже скучно». Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже хотя бы потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, у них есть дело. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже не мало. Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Татьяна. Но это лишь несколько скрашивает поразительную убогость. Глядя глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Вот
помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, боязнь нового и душевная лень — вот характерные черты многих из них. Их образование очень поверхностно. Так, мать Тани «русский Я, как N французский произносить умела в нос», знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина «твердила часто ей о них». Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах. Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это, по определению поэта, «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь». И конечно же, все они боятся нового, которое может ограничить их власть. Это особенно отчетливо видно по их отношению к Онегину. Когда «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», соседи-помещики увидели в этом «страшный вред», а его ославили как «опаснейшего чудака». С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций. И столичное, и поместное дворянство представлено в романе в остросатирическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустота времяпрепровождения, сплетни и прочее. Пушкин открыто смеется над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», — говорит он. Но ведь прежде-то — дельным! Несомненно, в этом своем романе, как и в других произведениях, Пушкин является продолжателем сатиры Фонвизина и Грибоедова. И темы, и ситуации у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России.
Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что без «Онегина» был бы невозможен «Герой нашего времени». Безусловно, без «Евгения Онегина» и «Горя от ума» Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 1) Дворянский уклад жизни, затхлая, бездуховная атмосфера помещичьего быта ограниченных, примитивных «поместных владетелей» — та среда, неприятие которой объединяет главных героев романа, возвышает их над обыденностью жизни, возбуждает интерес и сочувствие. Глухость, ограниченность, узость интересов провинциальная неподвижность этой социальной среды предопределяют душевное одиночество Онегина, Ленского, Татьяны, их взаимное стремление друг к другу, несмотря на различия в мироощущении, в восприятии жизненных ценностей. Но в главном они близки — в богатстве внутренней жизни, осознании пошлости, суетности, бездуховного, примитивного способа существования деревенских помещиков. Отец Татьяны, «добрый малый, но в прошлом веке запоздалый», вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды; «в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, «был простой и добрый барин», необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, «полный искренней печалью», с теплотой вспоминает о нем. Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, «не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу». Она «рвалась и плакала сначала», но «потом
хозяйством занялась, привыкла и довольна стала». Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы: Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Все это мужа не спросясь. Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором: Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом... В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: «лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!» Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:...за столом -Сидят, чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пестрая толпа — просто об-
разы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает ее недавний сон: В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шорканье гостей, Кормилиц крик и плач детей. Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея — воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: «мосье Три-ке, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике» — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков» — безразличный к судьбе своих подданных; «толстый Пустяков» — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, обывательском самодовольстве, душевном убожестве. Автор считает персонажей настолько примитивными, что использует устаревший литературный прием говорящих фамилий, полностью выражающих сущность героев. Наиболее подробно дан образ «старого дуэлиста» Зарецкого: Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой.
Этот человек с большими задатками незаурядной личности и ярким темпераментом разменял свою жизнь на мелочные увлечения, утопил в вине свои достоинства. Разумеется, он стоит выше массы провинциального дворянства, и даже Онегин, «не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем». Но душевную энергию Зарецкий тратил не на созидание, а на разрушение, умел «порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить, друзей поссорить молодых и йа барьер поставить их...» А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же. ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 2) Наиболее полно провинциальное дворянство автор описал на примере семьи помещиков Лариных. Главу семейства, отца Татьяны, Пушкин не без иронии называет «добрый малый, в прошедшем веке запоздалый». Он равнодушно относился к образованию и книгам, которые сам никогда не читал и считал «пустой игрушкой». Ларин вел размеренный, спокойный образ жизни, «в халате ел и пил», сердечно любил свою жену, «в ее затеи не входил, во всем ей веровал беспечно», одним словом, «был простой и добрый барин». Жена его в девичестве была сильно влюблена в некоего Грандисона, сержанта гвардии и «славного франта», но по настоянию роди-
телей вынуждена была выйти замуж за нелюбимого, который, «что б ее рассеять горе», поспешил увезти ее в деревню. Молодая помещица еще некоторое время «рвалась и плакала», но потом занялась хозяйством и привыкла к своему новому положению и к мужу: Привычка свыше нам дана: Замена счастию она. А когда спустя некоторое время она поняла, что мужем можно еще и «самодержавно управлять», то жизнь в деревенской глуши приобрела новый смысл. Образ жизни Тать-яниной матери типичен для деревенской помещицы: Ока езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь — Все это мужа не спросись. Утонченные манеры, которыми в девичестве могла похвастать старшая Ларина и над которыми автор открыто иронизирует («Бывало, писывала кровью, она в альбомы нежных дев, звала Полиною Прасковью и говорила нараспев, корсет носила очень узкий, и русский Н как N французский произносить умела в нос...»), она со временем забыла и «стала звать Акулькой прежнюю Селину и обновила наконец на вате шлафор и чепец». Простые, мирные, вполне удовлетворенные своим положением люди, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу и очень гостеприимные, Ларины любили гостей, и те, чувствуя это, часто навещали соседей, чтобы вместе «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Разговоры помещиков никогда не выходили за рамки быта: Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем... Будучи приверженцами «привычек милой старины», родители Татьяны строго следовали заведенным прадедами обычаям: У них на Масленице жирной Водились русские блины;
Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод..! MM квас как воздух был потребен, И за столом у них гостяж Носили блюды по чинам. Говоря о супругах Лариных, автор всегда использует легкую иронию, они для поэта, на мой взгляд, — воплощение лучшей части провинциального дворянства: не блещут интеллектом, духовно ограниченные, но вместе с тем простые, добрые, открытые. А есть среди помещиков и другие, они — в Татьянином сне, привидившемся ей накануне именин. Девушке снится, что изба, куда ее принес медведь, сплошь кишит чудовищами: ...за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. Автор не случайно вводит в произведение этот сон: слишком похожи чудовища на собравшихся гостей в день ее именин. Образы гостей Лариных, подобно приснившейся нечисти, отталкивают своей непривлекательностью, уродливостью и примитивностью. Они, поместные дворяне, так опустились, так оскудели умом, что мало чем отличаются от животных. Персонажи сна и гости Лариных сливаются и образуют одно целое. Взять хоть бы Трике: «Остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике», — примитивный человек, привыкший всегда быть в центре внимания и выдающий глупые, пустые, кем-то сочиненные стишки за свои собственные: Меж ветхих песен альманаха Был напечатан сей куплет; Трике, догадливый поэт, Его на свет явил из праха, Немело вместо belle Nina Поставил belle Tatiana. Был тут и «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», и помещик Гвоздин, «владелец нищих мужиков», и «толстый Пустя-
ков», о сущности которого говорит уже его фамилия. Итак, в своем произведении Пушкин беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, их духовную ограниченность и скудость интересов. В то же время поэт с искренней симпатией относится к простоте провинциального дворянства, ведь именно этого качества так недостает дворянству столичному. НАРОД В РОМАНЕ В СТИХАХ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А. С. Пушкин показал в романе духовные поиски лучших представителей русского дворянства, отразил жизнь этой социальной группы во всем ее многообразии и сложности. В.Г.Белинский заслуженно назвал это произведение энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Народность романа не только в выражении народного духа, традиций, мироощущения, национального самосознания, воплощенных преимущественно в образе Татьяны Лариной, авторских отступлениях, но и непосредственно в образах представителей народа, в зарисовках с натуры. Автор создал широкую и объемную панораму жизни русского общества, и народная стихия отражена в романе достаточно полно. В первой главе автор изображает утро трудового Петербурга, противопоставляя его праздному, противоестественному образу жизни столичного дворянства. Что ж мой Онегин? Полусонный В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит... Работающее население Петербурга встает чуть свет, зарабатывая себе на жизнь, обеспечивая нормальную жизнедеятельность города и паразитическое существование столичной аристократии. Обилие глаголов под-
черкивает бодрый трудовой ритм, здоровое рабочее настроение просыпающегося большого города, эпитет «неугомонный» усиливает впечатление настроенности на работу, целеустремленности, созидательности. Достаточно полно описан образ няни Татьяны. Это воплощение доброты, преданности, заботливости. Трогательно милая суетливость старушки, ее искренняя привязанность к своей воспитаннице, неуемное желание угодить любимице. Поэтичностью, мечтательностью, увлеченностью, таинственными народными преданиями, поверьями, песнями, страшными загадочными рассказами, чарующими песнями крепостных девушек Татьяна обязана няне. Мироощущение, верность нравственным заветам старины, любовь к природе и гармоничная связь с ней внушены, безусловно, трогательно искренними, задушевными рассказами няни. Когда у Тани грусть и смятение в душе, она по привычке обращается к своей воспитательнице, чтобы обрести покой, умиротворение, состояние гармонии с окружающим миром. «Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно, Поговорим о старине». — «О чем же, Таня? Я, бывало, Хранила в памяти не мало Старинных былей, небылиц Про злых духов и про девиц...» Влюбленная Татьяна просит рассказать, как влюблялись в старину, как находили своего суженого, как искали свой путь к счастью. Нянин рассказ не внушил оптимизма девушке в реальности воплощения ее мечтаний, да, впрочем, Татьяна и не могла рассчитывать на другой ответ. Народная мораль, предписывающая смирение, покорность, абсолютное подчинение воли родителей, верность суженому, хоть и не любимому, но данному раз и навсегда. Няня без тени сомнения убеждает любимицу в том, что чувства девушек ровно ничего не значили в судьбе: «И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь». Таня, полностью поглощенная своей страстью, не хочет смириться с невозможностью воплощения своей мечты. Но толковая неторопливая речь няни расхолаживает ее пыл, отрезвляет, возвращает на землю:
«Да как же ты венчалась, няня?» — «Так, видно, Бог велел. Мой Ваня Моложе был меня, мой свет,, А было мне тринадцать лет... Я горько плакала со строга, Мне с плачем косу расплели Да с пеньем в церковь повели». Уроки народной нравственности не прошли даром для Татьяны, усвоившей главный принцип девичьей добродетели: верность мужу, независимо от испытываемых чувств, безупречное исполнение долга до гробовой доски. Поэтичностью, задушевностью, мечтательностью проникнута песня дворовых девушек, собирающих клубнику в барском саду. Несмотря на обязательность пения («...И хором по наказу пели... Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели..,»), девушки поют искренне, звонкими голосами, выражая истовое стремление к счастью, красоте, воплощению мечтаний: Как заманим молодца, Как завидим издали, Разбежимтесь, милые, Закидаем вишеньем. Вишеньем, малиною, Красною смородиной. Лукавое, веселое, озорное содержание песни резко контрастирует со смущением и смятением Татьяны, которая небрежно слушает, потому что пение несозвучно ее душевному настроению. Не очень детально, но выразительно нарисован портрет ключницы дома Анисьи. В ее монологе воплощено доброе, искреннее, уважительное отношение крепостной крестьянки к своему старому хозяину: а,..И старый барин здесь живал; Со мной, бывало, в воскресенье, Здесь под окном, надев очки, Играть изволил в дурачки. Дай Бог душе его спасенье, А косточкам его покой В могиле, в мать-земле сырой!» Прекрасна, в стиле народных песен, речь Анисьи, трогательна ее признательность своему барину за внимательность, человечность. К Евгению же она достаточно равнодушна и не выказывает никаких чувств привязанности, уважительности.
Стихию народности воплощает в первую очередь Татьяна. Сюжет, тематика произведения не позволили поэту создать более яркие, детально написанные образы представителей народа, но и указанные достаточно запоминаются своеобразием языка, характера, характерным народным мировосприятием, традиционной моралью. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (вариант 1) А. С. Пушкин — не только повествователь, сочинитель романа, но и один из героев произведения. Это придает описываемым событиям необыкновенную достоверность, заставляя читателя поверить в реальность персонажей романа, как реален образ его автора. Автор как персонаж придает роману необыкновенный лиризм. Он незримо присутствует на страницах романа во время всего повествования, периодически предстает как действующее лицо описываемых событий. Автор — живой, полнокровный персонаж со своим характером, мироощущением, идеалами. Неожиданность вторжения автора в события романа органичная, творчески оправданная: не нарушая ход сюжета, субъективный взгляд поэта позволяет глубже осмыслить содержание событий, выразить оценку наиболее значительных для Пушкина исторических фактов, наиболее волнующих его явлений действительности. Присутствие образа автора мы замечаем с самого начала романа, например, поэт подчеркивает типичность полученного Онегиным образования, более того, включает в эту социальную среду и себя: Мы все учились понемногу Чему-нибудъи как-нибудь... Пушкин всячески отстаивает свою, независимую от главного героя оценку событий, жизненных ценностей, противопоставляя пресыщению Онегина театром восхищение им, называя театр «волшебным краем», холодному отношению Онегина к балам — свое вос-
торженное отношение к ним: «Люблю я бешеную младость, и тесноту; и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд...» Настроение поэта в начале романа игривое, ветреное, переменчивое. Он поклоняется женским ножкам, уподобляясь Онегину и всему пустому аристократическому обществу, изучившему «науку страсти нежной», воздавая дань юношеским забавам: Люблю ее, мой друг Элъвина, Под длинной скатертью столов, Весной на мураве лугов, Зимой на чугуне камина, На зеркальном паркете зал, У моря на граните скал. Автор здесь легкомысленный, вполне в духе «света пустого», типичный завсегдатай столичных балов. Но сразу же следует опровержение: да, он не идеальный, издержки воспитания, среды, образа жизни петербургской аристократии и на него наложили отпечаток. И все же автор достаточно сложный, неоднозначный, он вмещает в себе наряду со светской бесцеремонностью глубину и утонченность чувств: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою, С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! Пошловатое, игриво-легкомысленное «ножки» сменилось мучительно-восторженным, окрашенным легкой грустью несбывшихся надежд «милые ноги». Это далеко не та наигранная страсть, вынуждавшая «являться гордым и послушным, внимательным иль равнодушным», а искреннее, глубокое чувство. Чтобы осветить его, понадобились грозовые молнии, а не свечи бального зала, и под ноги любимой брошен скалистый берег Крыма, а не зеркальный паркет. Поэт гораздо выше слабостей, поверхностных увлечений, внутренний мир его богат, многообразен. Преодолев привлекательность аристократической среды, автор поднялся над ней, освободившись от пошлости, пустоты и однообразия светского образа жизни, и на этой почве сошелся с Онегиным: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время... Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердцах жар угас... Однако Пушкин неоднократно подчеркивает, что отождествлять его с Онегиным неуместно: правда, критическое восприятие действительности, протест против пошлости, бездуховности, поиск общественных идеалов, стремление реализовать себя, чтобы не «глядеть на жизнь, как на обряд» очень сближает автора и Онегина. Автор шире, восприимчивее Онегина, он находит источник радости в том, его ироничный Евгений может даже не заметить. У Онегина отсутствует поэтическое восприятие мира, Пушкин и в часы сердечного одиночества испытывает полноту впечатлений, творческий подъем: Прошла любовь, явилась муза, И прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум; Пишу, и сердце не тоскует... Ощущение таинства природы, ее гармонии и красоты, осознание благотворного влияния ее естественности и величественности также отличает автора от Онегина: Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! Я предан вам душой. Всегда я рад заметить -разность Между Онегиным и мной... Автор очень любит Татьяну, ее задумчивую мечтательность, глубину и постоянство чувств, напряженность душевной жизни — да, это его, повзрослевшего духовно, идеал женщины, он даже отождествляет ее со своей музой: И вот она в саду моем Явилась барышней уездной, С печальной думою в очах, С французской книжкою в руках. Очень доброжелательно относится автор к романтически восторженному Ленскому, свободолюбивые настроения которого и вера в святость и всепобеждающую силу настоящей дружбы кажутся слепком юношеского портрета Пушкина. Но автор давно пережил период увлечения романтизмом, и теперь иронично подчеркивает высокопарность модного литера-
турного течения, его оторванность от действительности. Правда, к иронии подмешивается и горечь от невозвратности времени: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья, И в поэтический бокал Воды я много подмешал. Просто и строго излагает автор свой художественный манифест: отражение жизни, ее повседневной прозы. Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор... Образ автора, возникающий на страницах романа, — живой, ищущий, искренний, мечтательный и ироничный, — интересен своеобразием личности, оригинальностью взглядов, доброжелательностью к героям. Мы следим за его судьбой с неменьшим интересом, чем за судьбами главных героев произведения. Date: 2016-07-25; view: 239; Нарушение авторских прав |