Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. А. Фет основные темы и идеи 33 page





Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

(вариант 2)

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа — Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам.

Татьяна — старшая дочь провинциального дворянина — с детства отличалась мечтательностью, серьезностью, замкнутостью и склонностью к размышлениям. Ее никогда не интересовали детские шалости и забавы, куклы, игры в горелки, разговоры о моде, а «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, девушка «любила на балконе предупреждать зари восход», любила слушать пение

 

 

деревенских девушек, верила в гадания на Рождество.

Татьяну нельзя назвать красавицей:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. Но в ней было то, чего нельзя было не заметить и тем более не оценить: ум и духовное богатство, которые освещали внешний облик девушки; в ней чувствовалась личность, мучительно и неутомимо ищущая свое место в жизни.

Считавший книги «пустой игрушкой» отец Татьяны, которого автор с иронией называет «добрый малый в прошедшем веке запоздалый», никогда не интересовался чтением дочери и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». И, предоставленная самой себе, Татьяна рано увлеклась романами, герои которых пленяли сердце девушки, заставляли его биться сильнее. Молодые люди, которых Татьяна часто видела у себя в доме, не были похожи на романтических героев: больше всего их интересовал быт, а в женщине они ценили внешнюю красоту. И потому Онегин, впервые посетивший своих соседей по поместью, нашел, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана». Зато она уже в вечер знакомства с Онегиным, благодаря проницательности своей натуры, поняла и никогда больше потом не сомневалась, что он — красивый, умный, так непохожий на других, отрешенный от суеты, — он и есть ее герой. Заледеневшее от ожиданий сердце растаяло — Татьяна влюбилась.

Любовь открывает нам новые черты Татьяны: благородство, верность, постоянство, открытость, нежность... Не привыкшая кокетничать и заигрывать, задыхающаяся от любви и сгорающая от стыда, Татьяна открывается в письме Онегину. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний девушки, впечатляет ее уверенность в силе своих чувств:

Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

 

То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой... После объяснения, когда главный герой отказывался от Татьяны, по его словам, ей же во благо, девушка нашла в себе силы не уронить своего достоинства, не плакала, не умоляла ответить на любовь, отчаянному крику сердца не дала вырваться наружу. Но словам, сказанным в письме: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!», — Татьяна осталась верна. В этом мы убеждаемся, когда героиня говорит Онегину на последнем свидании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

Цельную натуру Татьяны не смогло изменить ни высокое положение в обществе, ни богатство князя. Светскую жизнь, к которой так стремились многие, она называет «постылой жизни мишура» и признается, что готова отдать

Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... Татьяна, с детства впитавшая устои народной морали, не способна предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья. «Но я другому отдана; я буду век ему верна», — был ее ответ Онегину.

Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. Ольга — писаная красавица, со всеми традиционными атрибутами:

Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Внутренний мир Ольги уютен и бесконфликтен: она «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна...». Кажется, она совершенство, в нее невозможно не влюбиться. Говоря о портрете Ольги, Пушкин признается, что «прежде сам его любил», но тут же добавляет: «Но надоел он мне безмерно».

Что не дает автору влюбляться в таких, казалось бы, идеальных женщин, как Ольга? На этот вопрос он отвечает устами Онегина,


 

 

который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее главный недостаток:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне; Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии между внешностью и внутренним миром. Ее привлекательность не освещается светом души. У Ольги нет принципов, в силу своей духовной ограниченности она не способна на сильные чувства, как ее сестра, которая, однажды полюбив, осталась верна своей любви. После смерти Ленского Ольга не долго плакала, грустила, вскоре она увлеклась другим молодым человеком, уланом:

И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах, ЕСЛИ Татьяна Ларина воплотила в себе пушкинский идеал женской красоты: умная, кроткая, благородная, духовно богатая натура, — то в образе Ольги он показал другой тип женщин, встречающийся довольно часто: красивые, беззаботные, кокетливые, но духовно ограниченные и не способные на сильные, глубокие чувства.

ВЕЧНЫЙ ОБРАЗ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ (по роману А. С. Пушкина

«Евгений Онегин»)

Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение... Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе нечто неуловимо трепетное, связывающее нас с традициями русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто же из читателей возьмется утверждать, что он уже «прочел», то есть исчерпал до дна его содержание?

 

Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века, читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками.

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства вместе с его сказками о таинственной золотой рыбке, семи богатырях, озорном и лукавом работнике Балде.

Но меня пленяет страсть вдохновения, восторженное поэтическое чувство, пронизывающее строчки романа «Евгений Онегин». Меня поражают герои романа — истинно русские люди.

Одной из тех, кого воссоздал талант великого поэта, является Татьяна Ларина. Это любимая героиня Пушкина. Нравится она и мне. Татьяна удивительна. Пушкин подчеркивает простоту девушки, ее близость к народу. Не случайно автор дает ей простонародное имя — Татьяна.

Татьяна росла в семье одинокой. Девочка не любила играть с подругами, была погружена в свои переживания. Она рано пыталась понять окружающее, но у старших ответа на свои вопросы не находила. И тогда она обращалась к книгам.

Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все...

Но, попав под влияние «обманов Ричардсона и Руссо», Татьяна все же остается естественной, простой. Она верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны».

В то же время Татьяна любит бродить по полям «с печальной думою в очах, с французской книгою в руках». Думаю, что это соединение предрассудков и любви к сентиментальным французским книгам возможно лишь в русской девушке, какой и является Татьяна Ларина.


В книгах и мечтах пред нею представали интересные люди, которых она хотела встретить и в жизни. И встретив в первый раз Онегина, так непохожего на окружающих, Татьяна увидела в нем своего «героя», влюбилась в него. Весь внутренний мир Татьяны заключается в любви. Она создана, чтобы любить.

 

 

Я уверена в том, что Татьяна, став счастливой женой, страстно и глубоко любила бы мужа. Меня восхищает ее самоотверженное и серьезное отношение к любви.

Татьяна решает написать письмо Евгению. «Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать?» — эти строки знакомы всем. Каждый, наверное, читая их, вспоминает свою первую любовь, первые ласковые слова, признания, чувства. Можно ли сказать искреннее, нежнее, преданнее, чем это делает Татьяна? Но Евгений Онегин ответил ей нравоучениями, и все надежды бедной девушки рухнули.

Вскоре Татьяна попадает в новое, еще незнакомое ей общество. В этой среде она чувствует себя неуютно, ей все чуждо:

...Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь... она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок...

И в светском обществе Татьяна остается той же простой русской девушкой. Она готова отдать «всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад...».

Прежнюю Таню мы видим в последнем объяснении с Онегиным:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, должна любить сама, растить детей, иметь семью.

Для Пушкина Татьяна — идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство. «Я так люблю Татьяну милую мою...» — восклицает Пушкин.

Но почему же тогда роман заканчивается так печально?

Да потому, что если бы Татьяна Ларина оставила мужа, то это была бы уже не Тать-

 

яна. Это не был бы тот милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт.

Размышляя над вновь прочитанным «Евгением Онегиным», я осознаю, что Татьяна Ларина всегда будет моим любимым литературным героем. Я очень хочу быть похожей на нее. И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной будут цениться всегда.

Ни с чем не сравнима радость первого прочтения великой книги. Это — привилегия юности. Как смело и просто перелистывают-ся бессмертные страницы, как непринужденно и звонко звучат бессмертные стихи!

Но незабываема и другая, ни с чем не.сравнимая радость — радость нового прочтения, в иные времена, в ином возрасте, в изменившемся мире, когда загорается вся душа от строк великого Пушкина.


Недаром другой великий поэт, А. Твардовский, сказал: «Если Пушкин приходит к нам с детства, мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

ИА. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особое внимание в них уделяется женским образам.

Софья Фамусова (главная героиня в «Горе от ума») и Татьяна Ларина («Евгений Онегин») — образы, олицетворяющие любовь, жизнь, счастье, молодость и женскую прелесть. Однако характеры этих героинь совершенно разные. Софья — сложный для понимания образ. Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья — это «смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения....В собственной, личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное».

 

 

 

Татьяна же была женским идеалом для А. С. Пушкина:

Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою!

В ней не было ничего непонятного читателю, и поэтому она сразу вызывала симпатию. Глубинной основой ее образа является народность. Именно это помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической русской природой — простой, лишенной экзотики. Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы, деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: «Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее». На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней:

Татьяна смотрит и не видит, Волненье света ненавидит; Ей душно здесь, она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок...

Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратилась Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народа. В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие между этими героинями. Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает не чин, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то есть предпочитает личные, моральные достоинства, свойственные конкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор, не боясь мнения света, гнева отца, для которого «кто беден, тот тебе не пара», и даже ядовитых насмешек Чацкого.

Образ Софьи интересен тем, что она и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как личность, героиня сближается с ним как социальный тип. Это умная, гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все ее хорошие задатки не полу-

 

чили, да и не могли получить развития в обществе, где «Фамусовы и Скалозубы являются правителями1 страны». Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острого ума, его логичной беспощадной критики. Ошиблась она и в Молчалине, который любит ее «по должности».

По мнению Пушкина, Софья начертана неясно. В ней совмещается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способность страдать и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким.

И Софья и Татьяна читали сентиментальные романы. Поэтому эти героини ждали от любви каких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается, безусловно, Любви, как милое дитя... Мне кажется,- что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренне и преданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночь проходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит. Софья страдает оттого, что не может открыто встречаться со своим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущность Молчалина. Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, что окружающее ее общество не убило в ней истинный народный характер.

Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических красках:

Кто ты, мой ангел ли хранитель, Или коварный искуситель... Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны: Но нага герой, кто б ни был он, Уж, верно, был не Грандисон.

 

. 269

 

 

Истинное лицо Онегина познается Татьяной только после посещения деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна наконец начинает прозревать:

Кто ж он? Ужели подраженъе, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гаролъдовом плаще, Чужих причуд истолкованъе, Слов модных полный лексикон... Уж не пародия ли он?

Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: «Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Таким образом, у Татьяны исчезло романтическое восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи. Драма, пережитая Софьей, является первым в русской литературе опытом изображения душевной жизни женщины, которую позже изобразил А. С. Пушкин, описав жизнь Татьяны.

ПАНОРАМА

РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Изучая с ранних детских лет творчество Александра Сергеевича Пушкина, гениального русского поэта, мы все же знаем его поверхностно и, перечитывая произведения великого поэта, открываем все новые и новые грани его творчества.

Это мое глубокое убеждение, в котором я только утвердился, когда перечитал роман в стихах «Евгений Онегин».

Широта охвата действительности, многоплановость, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита делают роман уникальным. Именно поэтому «Евгения Онегина» великий русский критик В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни 20-х годов XIX столетия.

В этом произведении Пушкин анализирует социально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболее животрепещущих проблемах. Пушкин изоб-

 

ражает духовную жизнь, быт, нравы различных слоев русского общества.

Показав трагедию поколения Онегина и осудив тем самым общественный строй России, автор утверждает в романе такой идеал общества, при котором личность могла бы свободно развиваться. Поэт стремился изобразить начавшийся поворот в обществе, пробуждение в нем интереса к жизни и быту народа.

Вот почему идея обновления и возрождения личности через общение с народом приобретает особое значение. Эта идея получила свое воплощение прежде всего в образе Татьяны.

Пушкин был близок к декабристским кругам, поэтому он резко осудил взгляды патриархального дворянства. Десятая, дошедшая до нас лишь в отрывках глава полностью посвящена декабристам.

Главное занятие московских дворян — пустая болтовня, слепое подражание всему иностранному, сплетни, распространяющиеся со скоростью звука. Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человека зависит от его материального положения. Он показывает бездуховность столичного общества, пустые интересы его представителей, их умственную ограниченность. Время в Москве как будто остановилось:

Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец: У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец. Но Москва показана не только с плохой стороны. Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен, но вместе с тем поэт любит Москву:

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось,' А с какой гордостью за свою Отчизну написаны строки, посвященные Москве 1812 года! Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной... Итак, чем живет московское высшее общество, мы знаем. А чем отличается светская жизнь в столице? В первой же главе романа автор предоставляет нам возмож-

 

 

ность проследить за живущим в Санкт-Петербурге главным героем, за его увлечениями и заботами.

Поднявшись утром,

Онегин едет на бульвар И там гуляет, на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. После обеда с изысканнейшими блюдами и напитками — театр, затем бал, где Кругом и шум и теснота; Бренчат кавалергарда шпоры; Летают ножки милых дам.,. Под утро утомленный Онегин едет домой, где это «забав и роскоши дитя»

Спокойно спит в теки блаженной... Проснется за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра. И завтра то оке, что вчера. Воспитание Онегина — типичного представителя петербургского света — лишено национальных основ. Онегин не приучен к труду, вся его жизнь лишена забот. Все петербургское общество живет такой же бессмысленной жизнью.

Пушкин с присущей ему лаконичностью описал и провинциальное дворянство. Портреты помещиков поразительно ярки% И отставной советник Фляков, Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут, ' Не из Пушкина ли произрастает сатирическая манера Гоголя?

 

Провинциальное общество не столь чопорно в сравнении с Москвой и Петербургом. Описывая поместное дворянство, Пушкин ограничивается лишь мягкой иронией и не столь резко обличает.

Черты поместного дворянства наиболее полно отражены в образах членов семьи Лариных. Глава семейства Дмитрий Ларин, «простой и добрый барин», уже умер. Его вдова Прасковья Ларина в девичестве увлекалась французскими романами, вздыхала о некоем «славном франте, игроке и гвардии сержанте» и, выйдя замуж за безразличного ей на первых порах человека, который увез ее в свою деревню,

Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась,

 

Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала... Она езжала по работам, Солила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы...

Прасковья Ларина хранила «привычки милой старины», была религиозна и справляла все церковные праздники.

Татьяна и Ольга представляют молодое поколение семьи. Говоря об Ольге, Пушкин ограничивается кратким описанием внешности, так как ее душевный мир не представляет интереса для поэта.

Зато образ Татьяны раскрыт полно. В любимых книгах она видела другую жизнь, более значительную, богатую событиями, других людей, более интересных. Главное душевное качество Татьяны — высокое благородство, поэтому она наиболее близка к народной жизни с ее обычаями и нравами.

Говоря о столице и провинции, мы не можем не затронуть тему народа. Пушкин был убежден, что народ с его неограниченными потенциальными возможностями может стать созидательной силой, которая так необходима России на данном переломном этапе.

Нужно отметить, что Пушкин, говоря о крепостных слугах, всякий раз указывает на то, как трудно им живется. Но в основном Пушкин изображает господ, а не слуг и крестьян.

Необходимым фоном для изображения дворянской жизни служит русская природа. Пушкин рисует зимние и осенние пейзажи, описывает весну:

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.

Роман «Евгений Онегин» стал «энциклопедией русской жизни», потому что в нем всесторонне изображены самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества двадцатых годов XIX века. Пушкин полно и глубоко вскрыл появление опасной и модной болезни разочарования, объяснил ее причины разобщенностью передового дворянства и народа, наметил выход общества из кризисного состояния, из социального нездоровья.

Россия часто переживала трудные моменты истории. И нельзя забыв*а1ч> Й^'

 

 

великих людей, среди которых Пушкин занимает первое место. Если их помнить, можно в будущем избежать многих ошибок.

МОСКОВСКОЕ И ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ДВОРЯНСТВО

В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

(вариант 1)

А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального единства, национального самосознания:

Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Гордость московского дворянства его со-прикасаемостью с героическими страницами русской истории, верность традициям, старинному жизненному укладу вызывают уважение, сочувствие поэта. И наоборот — низменность уровня духовного развития, пошлость привычек, ограниченное и самодовольное восприятие вызывают иронию и насмешку автора:

Но в них не видно перемены; Все в них на старый образец... Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп... «Младые грации Москвы» и «архивны юноши» чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки юные московские дворяне трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает ее в свой круг.

 

Поэт увлеченно и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар Красавиц легкие уборы... Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом столпотворении на ограниченном пространстве Собрания, она «волненье света ненавидит»:

Ей дугано здесь... она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам, к своим романам... А. С. Пушкин сопереживает героине, рвущейся из круга суеты, условностей, московского чванства на простор природы. Консерватизм, избирательность московского барства отталкивают и поэта, впрочем, и кузины, и тетушки довольно скоро преодолевают городской снобизм в отношении к его героине и искренне желают ей достигнуть, как им кажется, самого главного в жизни: удачно выйти замуж.

Уровень общения московского дворянства отдает провинциальной примитивностью и интеллектуальным убожеством. Если в деревне люди просты и бесцеремонны, приветливы и непретенциозны, в московском «свете пустом», но чопорном, напыщенном духовная ограниченность дворянской среды выглядит отталкивающей:

Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор; Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно... Как поразительно близки эти строки тем, в которых Ленский жалуется на узость провинциального порядка сельского дворянства.

Гораздо более сложно неоднозначное отношение Пушкина к столичному высшему обще-

 

 

ству. В начале романа автор защищает петербургские балы от необъективной, беспощадно критической оценки Евгения Онегина («Я был озлоблен, он угрюм»):

Я о если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил. Люблю их бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд. Пушкин разделяет скептическое восприятие разочарованным Онегиным уровня духовной жизни «света пустого», но неприятие Евгением всех достоинств аристократического образа жизни — и театра, и балета — вызывает противодействие автора.

В восьмой главе романа А. С. Пушкин уточняет свое восприятие петербургского дворянского общества, дает свою оценку наполненному светскими условностями образа жизни.

Авторский взгляд воплощается в представлениях музы поэта и воздает должное роскоши, вкусу, изяществу, совершенству форм и красок аристократического общества. Вот как воспринимает муза светский раут: Вот села тихо и глядит, Любуясь шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей Перед хозяйкой молодою И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин. Столь же высоко оценивает муза и исполненный сдержанного достоинства стиль поведения высоких гостей, безупречную логику и благородный тон общения лучших людей России:

Ей нравится порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет. Но воздавая должное интеллектуальной элите страны, являвшейся неотъемной частью столичного дворянства, Пушкин столь же искренне и объективно признает ее количественную незначительность. В основном же общество — напыщеная, холеная, полная великосветских условностей толпа — вызывает у поэта отвращение большее, чем консервативное московское дворянство. Строгие искусственные правила безупречного пове-

 

дения, благопристойного лицемерия отталкивают поэта неестественностью, безжизненностью, несвободой.

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Неулыбающихся лиц...

Здесь все играют свои роли, однажды усвоенные и одобренные обществом, выражая не личное восприятие, а ролевое ожидание света: и «на эпиграммы падкий, на все сердитый господин», и «диктатор бальный стоял картинкою журнальной... затянут, нем и недвижим». Эта наигранность, фальшь, «света суета» в высшей степени неприятна полному жизни и искренности поэту и он выносит устами Татьяны строгий вердикт столичному дворянству.

МОСКОВСКОЕ И ПЕТЕРБУРГСКОЕ ДВОРЯНСТВО В РОМАНЕ

А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

(вариант 2)

Прежде чем познакомить читателя с людьми, населяющими Москву, с их нравами, интересами, поэт не может не коснуться героического прошлого этого старинного города, не вспомнить годы лихолетья, которые уготовил Москве Наполеон. Пушкин гордится Москвою, не явившейся завоевателю коленопреклоненной, и безмерно любит ее:

Москва., как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Чем увлеченнее автор рассказывает об историческом прошлом Москвы, тем острее потом ощущаем мы недовольство поэта нравами и укладом жизни московского дворянства: жизнь движется вперед, обновляется, только самодовольное московское барство не меняется и строго порицает всех, кто живет по-другому:







Date: 2016-07-25; view: 286; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.038 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию