Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание по археографии, структуре источников.
««От Атлантики до Урала». Советско-французские отношения. 1956-1973» - выпущенный в 2015 году сборник составлен из документов Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ). В нем не только скомпилирована источниковая база, но и производится структурное исследование, на основе публикуемых материалов рассматривается динамика отношений СССР и Франции в обозначенный период. Главный массив использованных при составлении издания документов формируют отчеты советского посольства в Париже, депеши и прочие акты дипломатической переписки, в текстах которых советские дипломаты излагают свое видение происходящего во внутренней и внешней политики Франции, освещают стремление президента де Голля к созданию самодостаточного европейского пространства и выход из объединенного командования североатлантического альянса (НАТО). Большое внимание уделяется раскрытию аспектов, связанных с политикой, проводимой Шарлем де Голлем в отношении Советского Союза. Публикация носит научный характер и по степени полноты освещения темы приближается к академической. Соблюдается значимый критерий научности: все документы воспроизводятся добросовестно, приводятся ссылки на их местонахождение. Публикация тематическая, с тенденцией, приближающей ее к пофондово-тематической, так как большая часть документов, приведенных в сборнике, взята из конкретного фонда одного архива, однако есть и исключения, впрочем, не только не наносящие научности издания ни малейшего ущерба, но и, более того, повышающие степень полноты, подробности данного издания. «Скорбный путь Романовых. 1917-1918 гг. Гибель царской семьи» является научной, а не оперативной публикацией, преследуя не только практические цели. В сборник включен целый спектр документов, проливающих свет на трагическую судьбу царской семьи после заката Империи: из личных фондов членов династии Романовых, хранящиеся в ГАРФе: дневниковые записи Александры Федоровны за февраль 1917 - июль 1918 гг., переписка царской семьи, отрывки из дневника Николая II; воспоминания председателя Уралоблсовета А. Белобородова, комиссара Временного правительства в Тобольске В.С. Панкратова; воспоминания участников расстрела (Я.М. Юровского, М.А. Медведева). Документы о судьбе Романовых после отречения Николая II из фондов Временного правительства, Чрезвычайной следственной комиссии, ВЦИК, Совнаркома, НКВД, Наркомюста, белогвардейских правительств и российской эмиграции. Однако, невзирая, на столь обширный список, за изданием значатся определенные минусы: на мой взгляд, ему присуща непозволительная для подлинной научной литературы тенденциозность. И хотя составителями и двигала внешне благородная задача восстановления исторической справедливости и воздание памяти канонизированных церковью Романовых, а документы все представлены, в принципе, корректно, не совсем корректным выглядит их подборка, ее однонаправленность, упор на подбор фактов исключительного одного типа, подстраиваемых под изначальную идею издания. Таким образом, эта тематическая научная публикация несколько блекнет в связи с ее очевидной идеологической «доктринальностью».
Ринат Камалиев, 204 гр. Развернутый ответ на вопрос «Есть ли, с Вашей точки зрения, будущее у традиционной книги? Понятие «традиционная книга», помещенное в заглавие этого эссе является весьма размытым, под стать релятивности самого окружающего мира, ведь, как писал Пушкин в «энциклопедии русской жизни» «Евгении Онегине» «Привычка свыше нам дана…», - примерно тоже и с традицией. Под традиционной книгой сегодня мы подразумеваем, прежде всего, печатное издание, хотя до Гуттенберга в Европе и, в последующем, до Федорова и Мстиславца в России традиционным являлся рукописный формат, да и оставался таким еще долгое время. В последующем он был вытеснен, преимущественно, печатными изданиями, и если не совсем канул в лету, то однозначно стал редким специфичным реликтом. Эпиграфические записи на камнях, берестяные грамоты, деревянные церы, свитки папируса и пергаментные свитки – то, что отошло в историю еще раньше. Можно анализировать вопрос с разных точек зрения, и, если ориентироваться на «ретроспективный» обзор положения, как оно обстояло с предшествующими печатной книге форматами, легко представить, что схожая участь ждет и печатную бумажную книгу по мере развития электронных носителей, которые, в свою очередь, в последующем также станут историей, будучи сменены новым поколением книг. Однако я бы не был в этом отношении так категоричен, не стал бы смотреть на картину так «топорно»: помимо технологического прогресса, непрерывно происходит и социальный, пусть и уступающий по темпам первому, создавая опасную диспропорцию. Плоды социального прогресса, если не заострять лишний раз внимание на разнообразных мрачных гранях бытия, и без того очевидных, приносит определенные ощутимые плоды, среди которых отношения ко многим явлениям жизни не только с прикладной, материальной, экономической точки зрения, но и с точки зрения комфорта, тех же самых устоявшихся привычек (более мягкая форма почтения традиций), и, несмотря на видимый расцвет прагматичности и консюмеризма, не лишь в политической плоскости, а, главное, в общественном поле, в более широком смысле, развивается демократичность, плюрализм мнений, а, значит, на смену процессам постепенного отмирания одного массового формата и замены его другим, становящимся следующим по очереди «традиционным», приходит более или менее мирное сосуществование нескольких форматов, ни один из которых нельзя назвать однозначно доминирующим, а сам страх угасания одной из форм можно причислить к разряду романических, связанных с тем, что якобы уходящий (по поводу чего существуют опасение) формат даже на подсознательном уровне символизирует уходящую молодость, утекающие годы жизни, ту смену векторов и вех, при которой (опять опасения сенсуативного характера) вслед за бумажными книгами не найдется место и тем, чье детство, чья юность, чей расцвет прошел «бок о бок» именно с бумажными книгами, когда как стремительно развивающиеся и набирающие ныне популярность «электронные» форматы если и существовали, то только на зачаточном уровне, и лишь мастера фантастики осмеливались предположить, что уже не за горами качественный переход. В общем, как уже понятно из моих слов, притом что сами по себе опасения не являются чем-то приятным, уже, к счастью, едва ли они оправданы: бумажные книги не выходят из моды, спрос на них не падает, новые форматы приносят новые возможности, однако они не могут дать все то, что дает бумажная книга, насколько бы умело ни пытались сымитировать нечто такое создатели гаджетов, внедряя в электронные книги, планшеты, смартфоны функции перелистывания, звуки шуршания страниц… все равно это не то, а оригинал существенно превосходит видоизмененную вариацию по этим параметрам, хотя и уступает по многим другим (в частности, компактность, доступность больших информационных массивов на сравнительно небольшом носителе…). Практические преимущества одного формата соприкасаются с духовными потребностями, которые для значительного числа людей лучше удовлетворяет другой. Не значит, что это императив, что это аксиома. Я и не пишу, что это касается всех, а говорю о неком, в общем-то, абстрактном, «большинстве». Но стоит только оглянуться и даже не понадобятся социологические исследования, чтобы понять бумажная книга нужна – и не только пенсионерам, для которых непривычен «серфинг» на просторах «всемирной сети», но и для молодых людей, которые будут прививать культуру чтения бумажных книг своим детям и внукам, которые держа с малых лет девайсы, все-таки не окажутся в основной массе лишены возможности читать не только по пикселям, но и от корки до корки. Как некогда читали от доски до доски. Да, те форматы отжили свое, но они и не были таким удобными, получившими такое признание, как печатные книги, без которых история человечества было бы кардинально иным (впрочем, история не терпит сослагательного наклонения, а погружаться в дебри альтернативной истории не стремлюсь). Аудиокниги, книги на цифровых носителях, на сайтах – это удобно, практично, но не стоит в них видеть нечто отрицательное, то, чему суждено погубить «традиционную книгу». Оба формата будут «жить», не оттеняя друг друга, а дополняя. Пишу свои соображения в максимально лаконичной форме, рассматривая далеко не все грани представленной темы, приходящие мне на ум, но в заключение хотел бы сказать, что все же при всей интересной данной темы куда более любопытной и актуальной мне видится тема поддержания интереса к чтению как к таковому, в любом формате, причем вдумчивому, прививания понимания, воспитания вкуса, при котором более востребована будет не дешевая (или даже сверхдорогая) «жвачка», а полезная для ума и для души литературы, классические и современные образцы изящной словесности, а «клиповое мышление» прекратит вытеснять любовь к Слову и осознание его силы. Вот, что по-настоящему важно и о чем необходимо думать, едва ли не в первую очередь.
Ринат Камалиев, 204 гр. Date: 2016-07-25; view: 259; Нарушение авторских прав |