Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Вербальная культура делового общения.





План:

1. Понятие вербального общения.

2. Основные требования к деловому разговору.

3. Речевой этикет.

 

1. Общение осуществляется по двум основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова «устный», «словесный») и неречевой (невербальный) каналы общения. В межличностной коммуникации происходит нечто большее, чем просто передача и восприятие слов. Даже точное назначение слов возникает из единого комплекса речевых и невербальных средств, которые используются для усиления и подтверждения слов, и даже для насмешки над своими словами и придания им противоположного смысла. В то же время слова, взятые сами по себе, являются основным компонентом коммуникации.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как «проезд закрыт», «остановитесь»; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как «прошу дополнительную минуту перерыва» в спортивных соревнованиях и т.п.

Речевая сторона коммуникации имеет сложную структуру и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного набора возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это – социально значимый выбор.

Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Различают четыре вида речевой деятельности: говорение; написание; слушание; чтение. Первые два вида участвуют в производстве текста (передача информации), а два других – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

В речевом общении участвуют двое и более людей. Общение в одиночестве, с самим собой называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, т.к. общение всегда предполагает партнера, это процесс взаимодействия, взаимопонимания, обмен информацией.

Существуют следующие типы высказываний: сообщение; мнение, суждение; рекомендация, совет; критическое замечание; комплимент; предложение; выводы, резюме; вопросы, ответы и т.п.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и т.п.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки, интонации – 40%, неречевое взаимодействие – 53%.

С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

- речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,

- с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

- речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

- в речевой коммуникации создаются социальные значения.

В речевой коммуникации мы еще раз убеждаемся, что слова не являются просто знаками для обозначения предметов или классов предметов. Говоря, используя слова в коммуникации, мы создаем целые системы идей, верований, мифов, свойственных определенному сообществу, определенной культуре. Это особенно хорошо видно при попытке перевести высказывания с этими словами.

То, как мы говорим, дает представление другому коммуниканту, о том, кем мы являемся. Выбор словесных средств, также как и сопровождающих их невербальных, способствует формированию и пониманию определенных социальных ситуаций. Комплимент женщине не всегда действительно говорит о том, что она хорошо выглядит. Этот «коммуникативный ход», скорее, устанавливает различные социальные статусы коммуникантов. Разговоры в женской и мужской компании ведутся с разным набором допустимых лексических единиц; в смешанной компании также не допускается употребление грубой или ругательной лексики.

 

2. Деловой разговор – это устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от её письменной формы.

К деловому разговору предъявляются следующие требования:

1. Правильность речи. Необходимость соблюдения этого требования продиктована тем, что большинство участников деловой беседы, которые сами допускают речевые погрешности, не упустят случая отметить (если не вслух, то про себя) наиболее очевидные ошибки в речи беседующего с ним партнера. К тому же пока вы не будете твердо знать, что ваша речь с точки зрения её лексико-стилистических норм является правильной, нельзя избавиться от ощущения неуверенности. Чтобы речь была правильной, слова следует употреблять в строгом соответствии с их значением.

2. Точность и ясность речи. Это важнейшее требование к любому деловому разговору. Под точностью деловой речи понимается соответствие высказываний мыслям говорящего. Чтобы речь делового человека была точной, нужно употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены. Точность и ясность высказываний взаимосвязаны: точность придает им ясность, а ясность высказываний вытекает из их точности.

Очень часто в устной деловой речи её точность нарушается тем, что в одном высказывании применяется несколько терминов – синонимов (томаты, помидоры).

К явным недостаткам деловой речи относится использование в ней слов-паразитов: «так», «так сказать», «понимаете», «значит», «вот», «это самое» и др. Такие слова не украшают деловую речь, а только раздражают слушателей. Практически они бесполезны. Как правило, эти слова доказывают: вы не уверены в том, что говорите.

3. Краткость – также немаловажное требование к любой форме деловой речи, поскольку такая речь характеризуется сугубо прикладным характером в подаче сообщаемых сведений. Это означает, что говорящий не злоупотребляет временем и терпением слушателя, избегая ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Каждое слово и выражение служит здесь цели, которую можно сформулировать следующим образом: по возможности точнее и короче изложить слушателям суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из деловой речи.

4. Доступность речи. Для того чтобы добиться доступности речи, рекомендуется использовать вспомогательный материал речи: определения, сравнения, примеры.

Определения нужны для слов, значения которых собеседники не знают, и для терминов, употребляемых говорящим в особом смысле. Обычно самый выразительный способ дать определение какого-нибудь понятия заключается в том, что вы скажете: «Приведу пример, поясняющий, что я имею в виду» - и затем изложите конкретный случай, который типичен для этого понятия.

Сравнения служат одной цели – сделать более ясными и убедительными те высказанные мысли, к которым они имеют непосредственное отношение.

Пример – наиболее эффективный и доходчивый прием речи. При его помощи удается как бы приблизить предмет к слушателю. Примеры могут быть краткими или более подробными, фактическими или предположительными, шуточными или серьезными.

 

 

3. Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Выполняя специальные коммуникативные функ­ции, речевой этикет способ­ствует:

· установлению кон­такта между собе­седниками;

· привлечению вни­мания слушателя, выделения его сре­ди других потенци­альных собеседни­ков;

· позволяет засви­детельствовать уважение, почте­ние или другие чувства;

· помогает опреде­лить статус проис­ходящего общения (официальный, де­ловой, ритуальный, дружеский);

· формирует благо­приятную эмоцио­нальную обстанов­ку и положитель­ный фон для обще­ния.

Самым важным с точки зрения выполнения комму­никативной функции является принцип вежливости Дж. Н. Лича, ко­торый он сформулировал в виде основных правил:

1. Правило такта. Оно определяет границы личной сферы. Любой коммуникативный акт, чтобы он был удачным, должен предусматривать определенную дистанцию между участниками. Не следует затрагивать сложных и/или неоднозначных тем (внешность, личная жизнь, личные пристрастия). Все эти темы могут появиться в разговоре только при обозначении их самим собеседником.

2. Правило великодушия. Это выглядит как способ "необременения" собеседника, предохраняет его от вашего доминирования в ходе речевого общения. Не следует давить на партнера, связывать его обещанием или клятвой, которые имеют вид обязательства и могут снизить комфортность общения.

3. Правило одобрения. Оно вносит позитивность в оценки других. Атмосфера общения определяется не только позициями собеседников друг к другу, но и их общим мнением или различным отношением к остальному миру. Если ваши позиции не совпадают, не демонстрируйте этого слишком резко, это может затруднить ваше общение.

4. Правило скромности. Оно предполагает неприятие похвал в собственный адрес. Успешное общение может состояться только при реалистичной самооценке, занижение или повышение собственного статуса отрицательно влияют на установление контакта.

5. Правило согласия. Предполагает отсутствие конфликтов между собеседниками, отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи - результативности общения. Нужна взаимная коррекция тактик коммуникации для снятия конфликта.

6. Правило симпатии. Благожелательность, вежливость создают благоприятный фон для разговора. Недоброжелательность и грубость делают коммуникативный акт невозможным. Есть еще проблема так называемого "безучастного контакта", когда атмосфера и не враждебная, и не доброжелательная. Только наличие взаимной симпатии делает акт коммуникации даже с намечающимся конфликтом успешным.

Этикет или хорошие ма­неры - сложное социальное, психологическое и лингвис­тическое явление, основан­ное на традициях данного об­щества.

Меняется социальный фон - меняются традиции - и обязательно меняется эти­кет. Нормативность и культура речи - это основа речевого этикета. В разных странах по-разному понима­ют и воспринимают норму этикетного обращения. В разных сферах человеческой деятельности характер об­щения и присущие ему эти­кетные нормы также различ­ны. Более, чем в любом дру­гом виде речи, в этикетной различается и объект речи, собеседник. В зависимости от того, к кому вы обращае­тесь и по какому поводу, меняется не только вер­бальное (словесное) оформ­ление речи, изменяются и позы, жесты, мимика.

Говоря о речевом этике­те, следует различать прежде всего вид общения, в ходе которого возникает ситуация применения тех или иных форм этикета: в какой сфере об­щения, в какой ре­чевой ситуации он действует (ритуаль­ный, деловой, кон­такт масок); личность слушате­ля и собеседника (объект обраще­ния - пол, воз­раст, социальное положение); лингвистические особенности эти­кетной речи (лек­сика, интонация, синтаксис); паралингвистические формы этикетного обра­щения (поза, дви­жения, жесты, ми­мика); традиционные и со­временные формы этикета; национальные осо­бенности проявления речевого этикета.

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты – приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума делового партнера. Комплимент – необходимая часть речевого этикета. Комплименты воодушевляют делового партнера, придают ему уверенность, одобряют.

Вопросы для повторения:

1. Что такое вербальное общение?

2. Что входит в структуру речевого общения?

3. Дайте определение делового разговора.

4. Какие требования предъявляются к деловому разговору?

5. Назовите основные функции речевого этикета.

6. В чем заключается принцип вежливости Дж. Н. Лича?

7. Назовите основные правила комплимента.

Темы рефератов:

1. Вербальное общение.

2. Речевой этикет.

3. Правила рефлексивного слушания.

4. Как донести информацию без потерь.

5. Правила говорящего и слушающего.

 

Date: 2016-07-25; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию