Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Этика деловых отношений: сущность, принципы, функции.





План

1. Место этики в деловом мире.

2. Принципы и нормы в деловых отношениях.

3. Основные задачи и функции делового общения.

 

1. Место этики в деловом мире.

 

Этика деловых отношений строится на социальной ответственности, то есть обязательствах к другим людям, как во внутренней среде организации, так и в обществе в целом.

Социальная ответственность бизнес – организации предполагает:

1. предотвращение конфликтных ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует;

2. решение социальных проблем общества /участие в защите среды обитания, добровольные пожертвования на местные благотворительные нужды, финансирование социальных программ, направленных на эффективное здравоохранение, образование, культуру, на защиту прав потребителя, соблюдение гражданских прав и свобод и т.д./;

3. соблюдение норм и ценностей, как в обществе, так и в организации. Руководитель должен придерживаться той же системы общезначимых ценностей и норм поведения, что и рядовой служащий, гражданин - на этом едином стержне строится благополучие и стабильность в обществе. А чем более благополучна этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Неэтичное поведение и напряженные взаимоотношения рано или поздно оборачиваются если не прямыми экономическими убытками, то социальными и нравственными издержками для организации, социальной среды и резким падением имиджа руководителя и возглавляемой организации.

Таким образом, соблюдение этики деловых отношений - принцип полудобровольный, полупринудительный. На Западе дело поставлено так, что быть честным, порядочным в бизнесе выгодно. Практически во всех организациях действуют комитеты по этике, проводятся социальные ревизии, вводится обязательное обучение этическому поведению.

Этические нормативы в деловом общении определяют общие ценности и правила этики, цели организации, они направлены на создание этичной атмосферы в организации и определяют этичные рекомендации в процессе принятия решения. Эти нормы запрещают: взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику части незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, мошенничество, раскрытие секретов компании, использование информации в корыстных целях, противоправное поведение ради интересов фирмы.

Социальные ревизии создаются для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организаций, что, в свою очередь, выявляет уровень социальной ответственности организации и то, насколько она отвечает моральным нормам социума.

Обучение этичному поведению распространяется в обязательном порядке на всех - от руководителя до рядового работника. Существует общая программа, учебный предмет (соответствующий университетским требованиям) и освоение норм деловой этики на специальных учебных курсах с выдачей сертификата. Поступающие на работу зачисляются в штат только после ознакомления с нормами корпоративной этики данной организации.

 

2. Принципы деловых отношений предполагают:

Этика деловых отношений включает в себя такие нормы, как

1. Свобода. Это означает, что деловой человек должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своего конкурента /делового партнера/, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления даже в мелочах его интересов.

2. Терпимость. Предполагает снисхождение к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных, коллег.

3. Тактичность и деликатность. Означает признание своего партнера равноценной и равноправной личностью с учетом особенностей пола, возраста, национальности, принадлежности к той или иной религиозной конфессии, а также темперамента, привычек и т.д.

4. Справедливость. Предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

5. Деловая обязательность (так называемое «техасское рукопожатие»).Означает, что стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься каким-нибудь делом. И если кто-то нарушил условия договора, никто больше не будет вести с ним дело.

1. Выполнение контракта (договора) в точности и в срок, что является одновременно юридическим актом и этическим принципом, показателем репутации и степени надежности делового партнера;

2. Приглашение на работу (продвижение по службе) осуществлять по степени соответствия следующим критериям: профессиональная компетентность, честность, порядочность, готовность к риску;


3. способность взять ответственность на себя ответственность.

Все вышеназванные принципы и нормы определяют модель нравственного облика современного делового человека, который:

n проявляет в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность; доверяет не только себе, но и другим;

n убежден, что честь превыше прибыли, дорожит своей профессиональной репутацией, считает, что для деловых отношений обязательны честность, порядочность, справедливость, обязательность и компетентность;

n признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

n ценит не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов;

n не боится рисковать и брать на себя ответственность за принимаемые решения.

n

3. Деловое общение – это общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Основные задачи делового общения – продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, улучшение партнерских отношений.

Основными функциями делового общения являются:

· Инструментальная функция – характеризует общение как социальный механизм управления, позволяющий получить и передать информацию, необходимую для осуществления какого – то действия, принятого решения, коммуникативного намерения.

· Интегративная функция – используется как средство объединения деловых партнеров, специалистов и исполнителей для совместного коммуникативного процесса: решения задачи, генерирования идей, выработки совместного договора и пр.

· Функция самовыражения – позволяет самовыразиться и самоутвердиться, продемонстрировать личностный интеллектуальный и психологический потенциал.

· Трансляционная функция – служит для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и пр.

· Функция социального контроля – служит для регламентации поведения участников делового взаимодействия.

· Функция социализации – развитие навыков культуры делового общения, делового этикета.

· Экспрессивная функция – с её помощью деловые партнеры стремятся выразить и понять эмоциональные переживания друг друга, чаще выражающиеся через невербальные средства.

Деловое общение – всегда связано с коммуникациями, следовательно, содержание каждой коммуникативной формы зависит от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная профессиональная цель требует того содержания коммуникации, которое позволяет её осуществить и добиться необходимых результатов. Если цель коммуникации – разъяснить что-либо, то содержание информации будет инструктивным (инструктаж), повествующим (консультация) или рассуждающим (комментарий). При необходимости опровержения чьих-то аргументов будут использованы тезисы, доказательства, контраргументы, критические высказывания.

Кроме того, на содержание деловой коммуникации могут влиять и особенности складывающейся ситуации и личностный потенциал партнера. Например, для передачи информации вы хотели использовать метод дедукции – от общего к частному, но в ходе общения убедились, что для данного делового партнера более целесообразен метод индукции – от частных случаев, примеров к обобщению и выводам.


Манера общения и стильделового общениязависят от индивидуально – типологических особенностей партнеров и их коммуникативных намерений. Кроме того, на культуру делового взаимодействия влияют и такие личностные факторы, как:

- особенности коммуникативных возможностей партнеров (особенности интеллектуальной деятельности, эрудиция и профессиональная компетентность, лексикон речевая культура и умение слушать);

- сложившийся характер отношений с деловыми партнерами (уважение, зависимость, пренебрежение, сотрудничество);

- психотип и деловой статус партнеров;

- коммуникативные намерения в конкретной ситуации.

В деловой коммуникации выделяют следующие стили взаимодействия партнеров:

ü творчески – продуктивный;

ü подавляющий;

ü дистанционный;

ü прагматически – деловой;

ü популистский и заигрывающий, превентивный, а также дружеский.

Выбор стиля зависит от таких факторов, как статус человека; цели, задачи коммуникативных намерений; особенности складывающейся во время общения ситуации; индивидуальных особенностей участников взаимодействия; нравственно- этических и ценностных установок.

 

Вопросы для повторения:

1. Что составляет содержание общения?

2. Что такое «техасское рукопожатие»?

3. Каковы основные принципы и нормы делового общения?

4. Назовите отличительные черты делового общения.

5. Охарактеризуйте основные стили делового общения. От чего они зависят?

Темы рефератов

1. Социальная ответственность в деловом мире.

2. Общение и деловое общение: сравнительная характеристика.

3. Этика делового общения.

 







Date: 2016-07-25; view: 317; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию