Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон стоимости как закон цен





Стоимость проявляется через цены как свое денежное выражение. Вся сложность экономических отношений, складывающихся по поводу стоимости, в конечном итоге концентрируется в цене. Не удивительно поэтому, что экономике как направление экономической теории отошла от изучения проблемы стоимости, сконцентрировав все внимание на вопросах цен и ценообразования.

Однако исключать стоимость из экономического анализа нельзя. Дело в том, что, несмотря на проявление стоимости через цену, стоимость и цена одного и того же товара не всегда совпадают. Более того, количественное совпадение цены и стоимости в экономической жизни предстает как исключение, а не правило. Особенно это характерно для современной экономики с ее огромной массой и постоянно меняющейся номенклатурой товаров.

Основные причины отклонения цен от стоимости заключены в соотношении спроса и предложения на рынках тех или иных товаров. Понятия «спрос» и «предложение» относятся к разряду ключевых в теории рыночной экономики.

В самом общем смысле спрос есть денежное выражение потребности в том или ином товаре. С учетом существующей потребности в товаре потребитель выделяет на его приобретение некоторую сумму денег, которая и определяет его спрос на данный товар. Совокупность опросов отдельных покупателей образует общий спрос на него. Он предстает в виде того количества товара, которое все его покупатели готовы приобрести при данной цене за тот или иной период времени.

Это количество может не всегда совпадать с потребностью людей в данном товаре, поскольку отражает их покупательную способность. Тем не менее, именно общий спрос на товар выражает общественную потребность в нем, на которую должна реагировать цена: выше спрос при прочих неизменных условиях - выше цена и наоборот.

Предложение есть то количество товаров, которое продается на рынке данного товара. Оно является ни чем иным, как реализацией возможностей производства в деле удовлетворения потребности общества в данном товаре. Если спрос зависит от возможностей потребителей, то предложение - от возможностей товаропроизводителей. Последние определяются тем, сколько и какие ресурсы будут направлены на производство того или иного товара, что, в свою очередь, зависит от потребностей общества в данном товаре, проявляемом через спрос. Получается, что в рыночной экономике предложение реагирует на спрос.

Непосредственно производители реагируют на цены, зависимые от соотношения спроса и предложения. Повышенный спрос на товар при небольшом его предложении ведет к росту цены. Высокая цена здесь отражает высокую оценку покупателями потребительной стоимости товара. Но поскольку стоимость есть воплощение затрат живого и овеществленного труда товаропроизводителей, то она может оказаться ниже цены в случае, если спрос на товар высокий. Возможно и противоположное, товар имеет большую стоимость, но пользуется небольшим спросом. В этом случае цена товара оказывается ниже стоимости. Если бы цены всех товаров совпадали с их стоимостью, это означало бы совпадение объема и ассортимента произведенных товаров с объемом и структурой потребностей в них. В условиях стихийного развивающегося хозяйства это невозможно.

В целом отклонение цен от стоимости обусловлено изменениями в условиях производства и потребления, прежде всего в возможностях производства данного товара и в потребностях в нем. Если эти все условия и возможности остаются неизменными, то цена совпадает со стоимостью. Однако такое происходит в отношении некоторых товаров и в течение некоторого времени. В отношении же основной массы товаров наблюдается отклонение цен от стоимости. Но если это отклонение отражает не временные, конъюнктурные изменения, то оно обусловливает и соответствующее изменение стоимостей разных товаров. Цена, таким образом, не является пассивным отражением стоимости. Наоборот, поскольку в экономике все взаимосвязано и производство одного товара оказывается в зависимости от других товаров, особенно от цен на факторные товары, то изменение цены влияет на стоимость товаров. В целом же на рынках различных товаров в каждый данный момент существует одна из трех ситуаций: на рынке одних товаров цена равна стоимости, на других она выше стоимости, на третьих - ниже. Но если взять сумму цен проданных товаров, то она окажется равной сумме их стоимостей или совокупной стоимости: ∑Ц=∑Ст.

В этом равенстве заключено одно из проявлений закона стоимости как закона сохранения стоимости.

Совокупная стоимость произведенных за определенный период времени и доставленных на рынок товаров не исчезает, несмотря на колебания цен, и не возникает откуда-то помимо производства. Она сохраняется, перераспределяясь между покупателями и продавцами в зависимости от соотношения цен и стоимостей отдельных товаров. На рынках товаров с ценами выше стоимости продавцы присваивают дополнительную стоимость за счет того, что на рынках с ценами ниже стоимости другие продавцы ее теряют.

Посредниками в таком перераспределении выступают покупатели с их деньгами как товарными эквивалентами. Покупая товары на рынках с пониженными ценами, они присваивают дополнительную стоимость, которую отдают продавцам на рынках с ценами выше стоимости. Получается, что, несмотря на наличие неэквивалентного обмена на рынке, вся стоимость, созданная в процессе производства, через куплю-продажу оказывается в руках потребителей, а у продавцов-производителей остается ее денежный эквивалент в виде суммы доходов, величина которых у одних конкретных производителей может быть больше, а у других меньше созданной ими стоимости.

Таким образом, закон стоимости предполагает, что от отклонения цен от стоимости не выигрывают ни потребители, ни производители, взятые в целом в их совокупности. Но если взять производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) отдельных товаров, то некоторые из них могут выигрывать на отклонении цен от стоимости, присваивая дополнительную стоимость, а некоторые - проигрывать, теряя часть стоимости.

Date: 2016-07-25; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию