Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знакомство с устройством книги
В той же статье Умберто Эко (ученый – специалист в области семиологии и автор бестселлера «Имя розы») пишет о двух типах книг. «Книги относятся к двум категориям: книга для чтения и книга-справочник. Книга для чтения - а это может быть что угодно: роман, философский трактат, социологическое исследование - читается по принципу "разворачивания истории": на первой странице говорится, что произошло убийство, история разворачивается, пока, наконец, на последней странице не оказывается, что убийцей, как всегда, был дворецкий. Кончилась книга - кончилось ваше чтение. Автор хочет, чтобы вы начали с первой страницы, расследовали вопросы, которые он вам предлагает, и потом он подаст вам вывод. …Но есть еще книги для консультации - справочники, энциклопедии. Такие книги лучше сначала прочитать один раз с начала до конца, а потом уже, зная содержание, обращаться к отдельным параграфам. Энциклопедии замышляются для спорадического и никогда - для линейного чтения. Человек, прочитавший энциклопедию с начала до конца, - готовый кадр для психбольницы. Люди открывают энциклопедии, чтобы узнать, когда жил Наполеон и какова формула синильной кислоты». Энциклопедии и справочники – яркий пример гипертекста, состоящего из вполне автономных элементов, на каждый из которых можно попасть по целой системе ссылок и непосредственно из содержания. Данная книга является неким гибридом такого вот справочного гипертекста и линейной беллетристики. В чисто гадательных целях можно выборочно читать статьи, посвященные отдельным рунам, и этот способ безусловно удобен для непосредственного удовлетворения любопытства. Если почитать статьи, предваряющие описание рун и следующие за ним, можно узнать кое-что об ассоциативном процессе автора, в котором слепилась масса компиляций и комментариев к ним. Теперь о главах, посвященных рунам: о каждой руне будет рассказано по определенному плану. Этот план отражает представление о рунах, как о драгоценных камнях, имеющих множество граней. Не в моих силах описать их все, но некоторые – просто необходимо. Сначала современная сказка, метафорическая грань, своего рода литературная иллюстрация. Она отражает привязанность автора именно к этому литературному жанру и склонность к правополушарному типу мышления. Герои сказок самые разные, объединять их будет проникнутость духом действия руны, отражением вполне определенного периода в развитии человека. Сказки в основном мои. Их появление на свет связано с «сильными» для меня событиями, местами и людьми. И все это заквашено на длинной предыстории, в которой явственно различимы лишь образы моих бабушек и угадываются тени дедушек. Некоторые сказки я позаимствовала с упоминанием авторов (и, естественно, с их разрешения, кроме М. Энде). Надо сказать, что почти любая сказка имеет более сложный сюжет, нежели отражение одной руны. Она, как правило, концентрирует немалый фрагмент жизни. Просто акцент стоит там, где мы его видим в данном случае. Мифологические параллели и психологический смысл знака - это отражение базовых архетипов, совокупности отдельных мифологем, некое сплетение корней древа жизни. Это древние и повторяющиеся на разные лады истории о героях и богах. Психологическое осмысление имеет целью выявление связи между очень древними и глубинными психическими структурами и современной жизнью человека. В книге будет развернуто представление о рунической периодизации цикла развития человека. Под циклом понимаю период существования и развития кого-либо вплоть до физической либо психической смерти-возрождения. Так же занятны календарные параллели, т.е. соответствие между конкретными историческими событиями или элементами традиционного уклада жизни и руническими смыслами соответствующего периода. И, конечно, мантика и магия. Этот аспект представляет в первую очередь историко-культурологический интерес. Я далека от традиционной магической процедуры, но современные психотерапевтические практики очень много уделяют внимания работе с программами, сюжетами жизни, проводя их диагностику и попытки реинпринтинга (переписывания) судьбы. Мантика есть процесс вопрошения своей судьбы, и оракулом служит система древних рунических знаков – Футарк. Под магией имею в виду в первую очередь ее внутренний, интуитивный круг, который позволяет работать со своими собственными состояниями и их изменениями. В меньшей степени будет затронут внешний круг ее - совокупность действий, ритуалов, обрядов, направленных на изменение внешних параметров ситуации. Больше всего меня как профи, интересует материнская магия – магия помощи своему ребенку. Любая мать обладает в этом плане реальным могуществом, превосходя любые другие совокупные воздействия. Я считаю достаточно безнравственным оказывать профессиональную психологическую и психотерапевтическую помощь ребенку изолированно от его родителей, не включая их в число самых активных котерапевтов. Делать так – значит, признать их духовными и психическими калеками или паразитами. Мать – по своей сути целящая и растящая Беркана. Если она в силу каких-либо тяжелых обстоятельств утратила эти свойства, помощь ребенку должна начинаться с помощи его матери, с реанимации ее внутреннего «бэби», с его исцеления. Исключения – социальные сироты, тут уж ничего не поделаешь. Некоторое внимание я уделила графической символике рун, связи их формы и содержания. Существует так называемая руническая йога, т.е. система поз, имитирующих рунические символы, например, руну Иса отражает скованная поза прямо стоящего человека со сдвинутыми ногами и прижатыми к туловищу руками. В позе Тейваз руки человека уже свободно отстоят от туловища подобно оперению стрелы. Не исключено, что эти телесные и метафорические ассоциации грешат натяжками, но все же проясняют образный ряд. Несколько рун я позволила себе смелость сопоставить с гексаграммами И-Цзын, просто там, где мне случилось заметить существенное сходство. На самом деле, я не думаю, что древние китайцы и древние скандинавы могли выдумать что-то принципиально разное про одного и того же человека, даже если он не произошел от нашей земной амебы (это для тех, кого обижает родство с обезьяной), а занесен на землю в виде вселенских семян разума каким-нибудь космическим ветром.
Немного о мифологии
Т.к. предполагается говорить о мифологических соответствиях, то возникает необходимость хотя бы очень кратно познакомить читателя с азами мифологии, в основном, скандинавской. Мифы бывают космогоническими (о создании), эсхатологическими (о разрушении), сезонными (о возрождении). Итак – начало мира. Когда-то непомерно давно существовала Мировая Бездна, мир холодных туманов Нифльхейм и мир огня Муспельсхейм, которые кто-то (?) создал. На краю страны огня сидел охраняющий ее великан Сурт. Из Нифльхейма, его потока Кипящий Котел, истекали все реки мира, и их ядовитые туманы застывали в Мировой Бездне в виде инея и льда. При встрече с жаром и искрами Муспельсхейма иней стал таять и превращаться в капли воды. Из этих капель возник первый инеистый великан (хримтурс) Имир и перво-корова Аудумла. Корова выкормила Имира и лизала камни, из которых посредством этого процесса появился перво-человек Бури. Один и его братья Вили и Ве были потомками Имира и Бури. Это не помешало им убить Имира, и из его тела создать мир: землю, небо и звезды. К тому же времени, по-видимому, относится появление мирового древа Иггдрасиль, пронизывающего собой девять миров, в числе которых и Муспельсхейм и Нифльхейм, и Хельхейм, обитель умерших от старости и болезней, и Утгард, внешний мир стихийных сил, где обитают ётуны - великаны, и Мидгард, срединный мир людей, и Асгард, верхний мир богов, с Вальгаллой - раем для павших в битве героев. Есть еще миры светлых альвов (эльфов) и подземных карликов или темных альвов - цвергов. В славянской мифологии этим мирам приблизительно соответствуют: Явь (мир явленный) - среднему миру людей, Правь - Асгарду (высшим духовным сферам), Навь (тридевятое царство или тот свет) - подземному миру смерти Хель. Иггдрасиль, пронизывающий их, является своего рода хребтом, многомерной сутью, служит также средством связи между этими мирами, транспортным средством в шаманских путешествиях (Иггдрасиль дословно значит "скакун" Игга). Игг в свою очередь значит "ужасный", это одно из хейти (замена имени) Одина. Один, чтобы овладеть тайнами рун, принес себя в жертву себе же, приколов себя копьем к древу Мира, и провисел на нем девять долгих дней и ночей без еды и питья. Упав потом с древа, он постиг тайну рун, тайну судеб. Далее из эддического литературного наследия нам становится известно о Рагнарёке, конце мира, гибели или сумерках богов. Это не полный конец, из праха старого мира прорастут побеги нового, останутся кое-какие боги и парочка людей, мужчина и женщина - вполне достаточно, чтобы сопоставлять Рагнарёк не с концом света, а всемирным потопом греческой и более поздней, христианской мифологии. Мы обозначили некоторые пространственно-временные координаты. Естественно, что они символичны - древние наши предки и не пытались отразить истинную картину мира, оперируя архетипами. Особое место в системе мироздания занимает Мировая Бездна, первичное чрево, из которого рождается все сущее. В древней германской традиции существовало представление о Гинунгагапе - Зияющей Пустоте, которая не имела какой-либо структуры, и не имела половой принадлежности, т.е. не отражала женский принцип, как это могло бы показаться логичным. Гинунгагап объединял и женское и мужское начало и рождал из себя все сущее. Антон Платов пишет о Котле рождения и смерти, архетипе, пронизывающем как языческую мифологию, так и христианские мифы, так что, по его мнению, чаша святого Грааля не что иное, как вариант священного Котла. Есть некая сущность, в которой все рождается и куда все возвращается для того, чтобы раствориться, поглотиться ею, и, может быть, родиться заново и стать красавцем писаным, как Иван-дурак из сказки Ершова "Конек-горбунок" или... страшно подумать - исчезнуть навсегда. Бездна вызывает потому сакральный страх перед всеми своими формами, что она и начало и одновременно, конец. Ее пустота и притягивает к себе, манит заглянуть в пропасть, как в место рождения, где было хорошо, как в утробе матери, и вызывает ужас поглощения. Не отсюда ли vagina dentata (зубастое влагалище) З. Фрейда и та великая американская задница, куда попадает, судя по их фильмам, каждый второй персонаж? Не то ли это место, куда действительно надо попасть, чтобы прожить радикальную космическую трансформацию, а не те паллиативные косметические операции, которыми мы пытаемся улучшить свою жизнь? И вместе с тем, это та бездна, куда проваливается наркоман и алкоголик в поисках забвения и достигает, в конце концов, своей цели несколько раньше, чем это было задумано Творцом. Не будем спорить, какого рода - мужского или женского, эта Бездна, хотя в переводе на русский и Бездна, и вагина, и задница звучат однозначно. Это место рождения и отключки. Символику Бездны, возможно, передают Эйваз, Перт и... Фе с Уруз (с противоположной стороны мировой оси). Если Эйваз приковывает к пустоте, чтобы поглотила, растворила и переродила Перт (это эволюция духовного порядка), то Фе может поглотить не пустотой, а своими Нужными Вещами, совсем как у Стивена Кинга в одноименном магазине, где владелец, исповедующий чудесный и столь знакомый нам принцип: "от каждого по возможностям, каждому по потребностям", становится вскоре ужасающе узнаваем в совершенно дьявольском обличии. Следующая за ней Уруз может оставить после себя настоящее пепелище в биологическом и грубо эмоциональном плане. ***
Этот подраздел посвящен Трикстеру – одному из базовых архетипов бессознательного и яркому персонажу мифов. Почему? Он – судьбоносный фактор, самоактивный и во многом безжалостный, наивный и любознательный как дитя и, как правило, всесокрушающий. Без него невозможны какие-либо кардинальные изменения. Это фактор революционных, а не эволюционных изменений. Зачем это нужно в преддверии рунного круга? Да потому, что этот персонаж будет регулярно присутствовать во всех рунах трансформации, радикальных поворотов судьбы. Это и Соулу, и Эваз, и Лагуз, и сразу тройка: Ансуз, Райдо, Кано, и, конечно, Хагалаз. Ж. Дюмезиль создал систему классификации языческих богов на основе кастовой системы древних индусов. Эти касты таковы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (ремесленники, крестьяне) и шудра – неприкасаемые, бесправные. Так и многочисленные боги имеют свои вполне определенные специализации. Касте брахманов соответствуют боги магии и смерти: Один, Велес или Волос (у славян), возможно, Аполлон у греков (он может исцелять болезни, но и может их насылать), Гермес и Меркурий в их развитых формах. Касте кшатриев соответствуют боги войны и громовержцы: Тор и Тюр у скандинавов, Перун у славян, Арес у греков и Марс у римлян. Касте вайшья принадлежат боги плодородия: Фрейр и Фрейя у скандинавов, Даждьбог у славян, троица Деметра-Персефона-Геката и Дионис у греков. Не вполне ясно обстоит дело с последней кастой неприкасаемых (шудра). Если провести социальные параллели, то в Европе им могут соответствовать юродивые, убогие, божьи люди, а также – скоморохи, шуты – все, кто резко выделяется из общей среды людей, занятых полезными и понятными видами деятельности. Они не связаны с какой-либо прагматической функцией в социуме. Функция некоторых из них носит мистический характер, они на свой лад общаются с высшими силами, обладают нередко странной властью, они способны своими пророчествами и неуместными шутками вывести из равновесия любую систему. Что касается самой Индии и ее неприкасаемых - вот что известно о секте садху – исповедующих культ Шивы. Шива - бог, названный медитирующим аскетом и который согласно священным текстам в период завершения мирового цикла вызовет силы огня и уничтожит этот мир, для того, чтобы создать новый, когда будет на то его желание и воля. Садху пользуются скверной репутацией – это бродячая секта, промышляющая «чудесами» и торгующая талисманами, они неопрятны и не чисты на руку, медитируют редко, экономически не производительны. В санскритологии есть представление по поводу содержания их жизни как «подвижничества-трюкачества». В Индии к ним относятся с опаской и не стремятся к разоблачениям как шарлатанов. А вдруг они и впрямь просветленные? Европейский аналог шудра вряд ли является однородной группой. В ней можно обнаружить не менее трех подгрупп:
Объектом нашего внимания, наверняка, является средняя подгруппа. Среди богов это те, чье поведение носит скандально-вызывающий характер и постоянно провоцирует изменения. Для такого бога уже есть в литературе, посвященной мифологии, определение – трикстер (введенное Полем Радином), т.е. бог-плут, пересмешник, пройдоха, хулиган, трюкач, нередко вор и обманщик, покровитель вина и азартных игр. Бог-провокатор, он шутки ради занят проверкой на вшивость. У Л. Гумилева в его исследовании «Этногенез и биосфера земли» есть введенное им понятие – «пассионарий», т.е. «страстный». Пассионарии это люди с очень сильными эмоциональными побуждениями, заставляющими их изменять агрегатное состояние среды. При этом логическое объяснение их поведению обнаружить практически не удается. Просто очень хочется совершить то или другое – воевать, захватывая все новые земли, или устраивать дворцовые перевороты. Что угодно – лишь бы не сидеть на месте, а быть непосредственным участником новых событий. При этом у пассионария инстинкт самосохранения значительно менее интенсивен, чем его жажда деятельности. Действие любой ценой – его девиз. В этом понятие «пассионарий» сближается с представлением о трикстере. Именно от него зависит, состоится ли героическое посвящение бога-воина или магическое посвящение бога смерти. Бог перемен, фактор трансформации. Не зря во всех европейских и восточных государствах при дворе всегда был шут, второе «я» монарха, который пользовался немыслимыми привилегиями и которому прощались все прегрешения. Он действует не во имя какой-то идеи, а от избытка сил, неистребимого и гипертрофированного инстинкта исследователя и первооткрывателя. Ему просто интересно посмотреть, что будет, если дернуть за эту веревочку. Вспомните Карлсона из детской книжки Астрид Линдгрен. У шведов Карлсон весьма одиозный герой. Отношение к нему в Швеции примерно то же, что и к богу-трикстеру Локи. Сравните это с нашим российским обожанием этого скомороха. А наши Иван-дурак, Емеля тоже трикстеры, хотя внешне простоватые. Некто средний между божьим человеком и трюкачом, который сам исполнен верой в свои фокусы: «ступайте, сани, сами домой!». Но они все-таки значимо ближе к миру Прави, просветленности, простоте душевной, чем их западные близнецы. У всех у них нет ни малейшей зависимости от внешних приличий, общепринятых ценностей, они действуют по внутреннему наитию. И тех и других отличает детская непосредственность восприятия и поведения. Познакомимся поближе с этим обаятельным и небезопасным персонажем с точки зрения мифологии. Его особенности воплотились в следующих мифологических персонажах. Гермес (Меркурий в римской мифологии) - сын Зевса и Майи. Область его специализации - всевозможные новшества, его считают тем, кто изобрел меры, числа, азбуку, и научил этому людей. Азбука и руны - происходят из одного общего корня. Т.о. Гермес вполне может быть отцом рун. Гермес - бог посланник, аналог славянского крылатого пса Симаргла. Он охраняет пути, он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в царство Аида. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Он непревзойденный ловкач, хитрец и вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч. А также был главным героем истории с похищением священных коров Аполлона. Это свое первое преступление он совершил, еще пребывая в колыбели. На то он и бог, чтобы, раскрутив свои пеленки, незаметно выскользнуть из колыбели и нарушить покой самого гармоничного и просветленного бога. С Гермесом также тесно связаны истории Диониса и Пана, которые имеют немалое отношение к процессам трансформации. С одной стороны Дионис и Пан явные боги плодородия, но без трансформации, разрушения мертвых оболочек зерна, им не выполнить свою основную функцию. Поэтому их поведение имеет явственные черты необычности, странности, разрушительности, презрения к общепринятым нормам поведения. Дионис по одной из версий - сын Зевса и земной женщины Семелы. Основная функция этого бога – плодородие, но есть и аспекты стихийности, разрушительности, непредсказуемости поведения. Ревнивая Гера, супруга Зевса, под видом повитухи научила несчастную женщину попросить громовержца показаться перед ней в своем истинном виде. Он же не мог отказать любимой в ее просьбе, и она погибла от его молний. Едва не погиб и Дионис, но божественный отец спас сына, зашив его к себе в бедро и затем переродив его (это имеет отношение к руне Альгиз - защиты, призывания богов). Гера не остановилась в своем мщении, и наслала безумие на воспитателя Диониса - Атаманта, и тот хотел убить воспитанника. Вот тогда вмешался Гермес, и унес юного Диониса к нимфам, которые воспитали мальчика. Дионис - бог виноделия и веселья, вакханалий, мощных трансформационных и очищающих процедур, аналогичных, по-видимому, состоянию психической смерти-возрождения. Сам Дионис был еще богом безумия, которым он заражал всех, с кем соприкасался. Обновиться человеку можно только одним способом - отказаться от прежнего своего ума, чтобы исполниться новым. Пан - сын Гермеса и нимфы Дриопы, постоянный спутник Диониса-Вакха в его вакханалиях вместе с безумными менадами, сатирами, фавнами - всей этой козлоногой и козлорогой братией. Значение культа Диониса и его спутников, было так велико, что в их честь разыгрывались специальные спектакли, посвященные смерти и ежегодному возрождению Диониса, сопровождаемые хором козлообразных спутников. Эти спектакли прозвали трагедиями от древнегреческого «tragos», что значит, козел. Нужны ли еще доказательства значимости роли Трикстера? На этих доступных всем спектаклях (в отличие от мистерий - таинств для посвященных) люди могли удовлетворить свою потребность в партиципации, т.е. в сопричастности силам природы и их возрождающим, обновляющим силам. В древнем Египте аналогом Гермеса является бог Тот. Дж. Фрезер в своей «Золотой ветви» описывает следующую историю по текстам Плутарха. Когда-то египетский календарный год состоял из трехсот шестидесяти дней. Небесная богиня Нут вступила в любовную связь с богом земли Гебом. Когда Ра, муж Нут, узнал об этом, он разгневался и провозгласил, что не будет в году такого дня, когда Нут смогла бы разрешиться от бремени. Тогда Тот, другой любовник богини, бог с головой ибиса, сыграл в шашки с Луной и выиграл у нее одну семьдесят вторую каждого дня, получив таким образом пять полных дополнительных к году дней. Так легенда объясняет появление современного года. А богиня Нут получила возможность разрешиться от бремени сначала Осирисом, затем его сестрой и женой Исидой, коварным Сетом и его женой Нефтидой. Скандинавский Локи, которого в летописях называют то асом, то ётуном (из рода великанов, олицетворяющих слепые силы самой природы) - бог плутовства, раздора, интриги, воровства, всевозможных проказ и проделок, а также стимулятор и непосредственная причина всех значительных событий в Асгарде (городе богов-асов) и во всех девяти мирах. Крайне неудобный бог, вместе с тем кровный брат Одина, спутник Тора в его героическом путешествии в страну великанов к Утгарду-Локи. Он же - мать (это не опечатка) чудесного коня Одина с восемью ногами - Слейпнира, добытчик золотых волос Сив, супруги Тора, ожерелья Брисингамен Фрейи, богини любви, красоты и плодородия, оружия Одина - копья Гунгнир, золотого вепря бога плодородия Фрейра и молота Тора - Мьёлльнир. Вот некоторое сюжеты, связанные с Локи. Его выходки часто носят бесцельный характер, просто от скуки. Он участвует с другими асами и асиньями в пире у морского великана Эгира и устраивает там перебранку. Он поносит богов и богинь, говоря им в глаза самую неприятную правду, не щадя самого Одина. (Локки) сказал: «Ты, Один, молчи! Ты удачи в боях не делил справедливо; не воинам храбрым, но трусам победу нередко дарил ты». (Один) сказал: «Коль не воинам храбрым, но трусам победу нередко дарил я, то ты под землей сидел восемь зим, доил там коров, рожал там детей, ты - муж женовидный». (Локки) сказал: "А ты, я слышал, на острове Самсей бил в барабан, средь людей колдовал, как делают ведьмы, - ты - муж женовидный"». («Старшая Эдда», пер. А. Корсун, «Перебранка Локки»).
В результате Локи покидает собрание, т.к. появляется Тор со своим молотом Мьёлльнир и грозит ему.
Найдя на костре полусгоревшее женщины сердце, съел его Локи; так Лофт зачал от женщины злой; отсюда пошли все ведьмы на свете (там же).
Кроме того, вместе с великаншей Ангрбодой он производит на свет трех чудовищ - Волка Фенрира, который в Рагнарек проглотит Одина, мирового змея Ёрмунганда, который также выступит против богов, и Хель, которая станет хозяйкой страны мертвых Хель в Нифльхейме. Одна половина ее цвета мяса, а другая мертвая, синяя. Эта физическая асимметрия и положение в обществе роднит ее с нашей славянской бабой ягой. Сам же Локи рукой слепого Хёда губит сына Одина Бальдра доброго и в Рагнарёк выступает инициатором гибели богов. Но этот же Локи вольно или невольно способствовал тому, что светлый Бальдр отсиделся в сумерки богов в царстве мертвых, и смог воскреснуть после гибели богов для нового мира. А многие плутни Локи отличались изяществом и блистательностью. Особенно хороша история, описанная Снорри Стурлуссоном в «Младшей Эдде» о строительстве Асгарда - города асов. Однажды к асам пришел некий великан и предложил за три полугодия построить им крепость. В качестве награды за работу он хотел ни много, ни мало - солнце, луну и первую красавицу Асгарда - богиню Фрейю. В помощь себе он попросил коня Свадильфари. Боги сомневались в выгодности такой сделки, но Локи убедил их, что великан не успеет справиться с работой и проиграет. Великан начал трудиться, и конь Свадильфари делал еще больше, чем он. Когда до окончания срока осталось три дня и великану осталось только достроить ворота, стало ясно, что придется рассчитываться с мастером. Тогда Локи обернулся прекрасной кобылицей и увел Свадильфари с собой. Великан остался один и не смог вовремя закончить работу. Асы ему не заплатили, а Локи в образе кобылы родил потом от Свадильфари восьминогого коня Слейпнира, быстрее которого не было на свете. Хозяином его стал сам Один. Однажды слоняясь от скуки и не зная, чем заняться, Локи решил слетать к великанам и узнать, не замышляют ли они что-нибудь против асов. Он сходил к богине красоты Фрейе и попросил ее соколиное оперение. Добрая Фрейя дала ему оперение, и Локи, обратившись в сокола, полетел в Ётунхейм. Там, достигнув дома великана, славившегося своим умом и силой, он сел на крышу и устроил страшный шум, привлекая к себе внимание. Хозяин увидел сокола на крыше и велел слугам поймать его. Локи-сокол решил притвориться спящим и взлететь в самый последний момент, но достался все-таки слугам, поскользнувшись на черепице крыши. Великан посадил его в клетку и держал его там три месяца без еды и питья, пока Локи не сознался, кто он на самом деле. Тогда великан поставил условие его освобождения из клетки: он должен уговорить бога Тора прийти к нему без своих атрибутов силы - молота Мьёлльнир, пояса силы и железных рукавиц, и сразиться с ним. Локи обещал и сделал это. Хорошо, что Тор его не подвел и сумел победить великана голыми руками. Таков северный Локи. Было бы несправедливо, говоря о персонажах индоевропейских мифов, не упомянуть богов индуизма. Кришна, один из наиболее значительных аватар (земных воплощений) бога Вишну, в детстве был шутником и плутишкой, крал масло на маслобойне у своих приемных родителей, за что и был неоднократно наказан. Шива, который уже был упомянут, является также, как и Вишну, синкретической сущностью, т.е. всеобъемлющей и неразделимой в своей многоаспектности. Один из его аспектов – мощный созидательный потенциал, что отражает фаллическая символика, присущая культу Шивы, но другой аспект прямо противоположен – это потенциальное разрушение, готовность к сожжению старого мира, чтобы со временем мог восторжествовать новый мир. Как тут не вспомнить Локи-скандинава? Особенно, если учесть, что один из сыновей Шивы, Картикейя – бог войны и покровитель воров. Некоторые древние традиции напрямую отражали специфику трикстера как реформатора. У Дж. Фрезера («Золотая ветвь») есть описание древних римских Сатурналий, которые происходили в течение недели до зимнего солнцеворота. Это были массовые народные гуляния, в которых все и вся становилось с ног на голову, когда рабы играли роль господ, а господа безропотно им прислуживали. В те дни избирали царя Сатурналии, который одевался в шутовскую корону и мантию, и пользовался огромными привилегиями и почестями. В конце Сатурналии он либо должен был покончить самоубийством, либо его убивали. На следующий день воцарялся новый мир. Этнологи видят в римских Сатурналиях предтечу последующих италийских и прочих европейских карнавалов, общей чертой которых оставалась вывернутость всего строя жизни наизнанку и власть короля-шута, который в конце карнавала, исполнив свою роль в трансформации, обновлении мира, умирал, как умирает зерно, давая жизнь колосу. Сатурн и был богом умирающего зерна, аналогом Кроноса древних греков. Бог Уран был оскоплен своим сыном, Кроносом. Семя Урана стало жертвой, принесенной для продолжения процесса оплодотворения, как природного цикла. Надо сказать, что в последующих карнавальных культурах в Европе и на Руси герой-шут тоже изначально являлся пострадавшей стороной. Это происходило с Пульчинелло в Италии, Полишинелем во Франции, Панчем в Англии и нашим русским Петрушкой, которого нередко в конце ярмарочного спектакля нечистая сила уносила в ад.
"Много дней грустил король. Не знал народ, что за беда. И кто-то во дворец привел Смешного карлика-шута. Карлик прыгал и кричал, Народ безумно хохотал, А шут смешить не прекращал, На пол вдруг король упал. Хо! Хо! Все вверх дном! Хо! Хо! Все ходуном! Хохот со всех сторон! Хохот в веселом царстве! ...От усталости и смеха Несчастный люд изнемогал, Валялись стражники в доспехах, И каждый страшно хохотал. Не стало больше короля. Все, как один, сошли с ума. Летели месяцы, года В веселом царстве карлика-шута! Хо! Хо! Все вверх дном! Хо! Хо! Все ходуном! Хохот со всех сторон! Хохот в веселом царстве шута!" (из песни "Король и шут" одноименной панк-рок группы) Последний фрагмент иллюстрирует современный вариант мистерии разрушения - молодежную рок-культуру. Не уверена, что создатели и участники группы "Король и шут" имеют представление о богах-трикстерах, древних мистериях и сумерках богов, но именно так у них получилось и по форме и по содержанию. Эффект концертов наиболее популярных рок-групп поистине катастрофичен, летят если не головы, то крыши, подростки проходят инициацию разрушения безмятежного и отсвечивающего розовым утра своей жизни для того, чтобы войти в жесткие светотени своего дня. Солист рок-группы "Rammstein" Тилль Линдеманн говорил о песнях своей группы, что это личный Апокалипсис. Рагнарёк... Трудно таким образом переоценить современный вариант мистерии обновления. Кого-то воротит от тяжелого рока и металлики (понимаю - еще недавно сама принадлежала к когорте отворачивающих носы) и они могут спросить, а нельзя ли как-нибудь потише, поприличнее пройти эту самую инициацию-трансформацию? Увы. По мифологии как-то не получается. В жизни тоже. Вы же сами видите - рок неистребим. Рок - судьба - вирд - это все одно и то же.
Date: 2016-07-25; view: 274; Нарушение авторских прав |