Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация с точки зрения этногенеза Гумилева.





В 1200 году начинается новый пассионарный толчок, который приводит к формированию русского этноса на основе слияния восточно-славянского, татарского, литовского и финского элементов. Период пассионарного толчка занимает время с 1200 по 1500 годы. При этом с 1200 по 1380 годы формируется русский этнос. С 1380 по 1500 годы идет образование российского суперэтноса, который заканчивается образованием независимого московского государства. 1500-1800 годы – акматическая фаза (период наивысшего подъема пассионарной энергии). Российский суперэтнос распространяется на территории от Балтийского моря до Тихого океана, включая в свой состав проживающие здесь народы. 1800-2000 годы – период надлома – на этом этапе утрачивается суперэтническое единство, усиливается конфликтность в обществе, но одновременно выброс пассионарной энергии кристаллизуется в достижения культуры, искусства. XXI век является началом инерционной фазы, характеризующейся стремлением к стабильности и возможным формированием больших государств.

 

Европейская средневековая цивилизация

 

1. Государственный строй европейских стран в период средневековья.

2. Сословная структура европейского средневекового общества.

3. Роль римско-католической церкви в европейском средневековом обществе.

4. Византийский культурно-исторический круг.

 

1. Развитие европейской государственности в эпоху средневековья происходило в рамках монархической формы правления.

· Раннефеодальная монархия – V – IX века. Институт королевской власти формируется на основе института военных вождей, поэтому военная функция королей была первой по времени возникновения, затем к ней присоединяются судебная, административная и иногда жреческая власть. В этот период сохраняются родоплеменные структуры, а именно: племенные родовые вожди, старейшины и элементы военной демократии. Все они ограничивают власть короля. Король не являлся верховным собственником земли, это был период перехода от коллективных, общинных форм собственности к индивидуальным. Община в Европе как социальный и хозяйственный элемент разрушается достаточно быстро. В этот период еще не сформировался централизованный государственный аппарат, опорой власти монарха являлась его дружина (гвардия). Дружина выполняла функции обороны, но одновременно была кадровым резервом. Поскольку из нее назначались министериалы – управленцы. Речь идет о том, что король доверял тем людям, которые были проверены в бою. Сначала были разовые поручения, потом они сформировались в институты.

· Сеньориальная монархия – X – XIII века. Монарх становится верховным собственником земли, он раздает своим приближенным землю в награду за службу. В этот период властные отношения привязываются к землевладению. Приближенные монарха (феодалы) вместе с земельными наделами получают право сбора податей с крестьян, суда над ними и управления. При этом формируется система феодальных иммунитетов. Когда феодальные владения освобождаются от податей и повинностей в пользу короля. В результате феодалы обладают всей полнотой власти в своих владениях. Надо сказать, что это была действительно полнота власти. В Европе формируется система суда, по которой феодал имел право по суду казнить крестьян. Для средневековой Европы было характерно формирование режима инфеодации, при котором вассал мог иметь собственных вассалов. В результате выстраивается феодальная лестница с принципом вассал моего вассала не мой вассал. Монарх раздает земли вассалам, но те, раздавая земли своим вассалам, сами становятся сеньорами. Таким образом, власть короля фактически распространялась только на его личные феодальные владения. При отсутствии централизованного государственного аппарата Король мог опереться только на своих вассалов.

· Сословно-представительная монархия - XIV – XV века. В XIII-XIV века в большинстве европейских стран начинается усиление королевской власти. Для обретения опоры среди всех феодалов во многих государствах вводятся иммедиатизация, то есть, обязанность всех феодалов приносить личную присягу Королю. Опорой королевской власти становятся средние и мелкие феодалы. Крупные феодалы, сопротивляясь, переходят в оппозицию королевской власти. Одновременно в Европе разворачивается коммунальное движение (от слова «коммуна»), то есть, борьба городов за освобождение от феодальной зависимости. В результате в Европе оформляются три примерно равнозначные силы:

o Королевская власть

o Крупные феодалы

o Города

Компромисс между ними был достигнут в виде формирования сословно-представительных органов. Например, в Англии – парламент. Главной функцией сословно-представительных органов становится формирование системы налогообложения. Политическое значение сословно-представительных органов различалось в разных странах. Наиболее успешно эта система была реализована в Англии, где парламент становится законодательным органом и даже приобретает функции контроля над королевской властью.

· Абсолютная монархия – XVI – XVIII века. Власть монарха становится фактически и формально-юридически неограниченной. Король обретает высшую законодательную, исполнительную, военную и судебную власть. Опорой власти монарха становится сформировавшийся централизованный государственный аппарат. Важнейшими элементами государственной власти становятся постоянно действующая армия и полиция. Формируется единая административно-территориальная система. В результате с помощью государственного аппарата монарх контролирует всю территорию страны. Устанавливается контроль государства над церковью. Дальше всех пошил англичане, где король становится главой церкви. В отношениях между монархом и феодалами осуществляется переход от вассалитета к подданству. При этом формируется система подчинения населения публичной власти монарха. На данном этапе завершается формирование единой правовой системы и единой системы налогообложения.

 

2. В исторической литературе существует два основных подхода к определению структуры европейского средневекового общества:

§ Классовый. Сторонники данного подхода исходят из того, что средневековое общество прежде всего было феодальным обществом. Феодализация Европы активно происходит в VII-VIII веках. В результате формируется феодальная собственность на землю. Ее особенностью был сословно-замкнутый характер. То есть, право собственности на землю имели только феодалы. Для нее также характерна условность, то есть, земля давалась под условие службы. Таким образом, по отношению к собственности на землю как к основному средству производства выделялось два класса: собственники земли – феодалы (светские и духовные) и феодальное зависимое население (крестьяне и горожане). Крестьяне не являлись собственниками земли, а только пользователями. Поэтому они должны были выполнять феодальные повинности.

§ Сословный (правовой). В его основе лежит деление общества на сословия. Каждое сословие имело определенный набор обязанностей и привилегий, закрепленных в системе права и обычаях. Именно сословная принадлежность определяла правовой, имущественный и социальный статусы человека. Сословная принадлежность давалась по рождению и была, как правило, пожизненной. Права и обязанности принадлежали не личности, а сословию. Выделялось три сословия: сеньоры, духовенство и податное сословие (горожане и крестьяне).

 

13.10.10

 

Сословия:

1. Духовенство. Поскольку оно служило Богу, то оно освобождалось от податей и повинностей в пользу короля. Положение духовенства в обществе определялось его монополией на общение людей с Богом. Оно имело статус личной свободы, свободу передвижения. Священнослужители находились под юрисдикцией церковных судов, которые были ничуть не гуманнее светских судов. Сожжение, расчленение – все это пришло из церковного права. Тем не менее, эта неподсудность королевскому суду определяла особенность духовенства. При этом достаточно четко выделялись две группы духовенства. Представители высшего духовенства (епископы, архиепископы, кардиналы) как правило, являлись светскими феодалами. Причем владения многих из них были более чем значительны. Среди князей Германии более половины составляли епископы и архиепископы со всеми вытекающими последствиями. Рядовые священники и монахи по образу жизни приближались к третьему сословию.

2. Второе сословие – сеньоры. Это не синоним дворянства. Все сеньоры несли службу своему сеньору, и поэтому освобождались от повинностей и податей в пользу короля. Сеньоры имели право суда равных, то есть, судить их могли только равные по лену. Все сеньоры имели право владения землями, суда над крестьянами и сбора с них податей. Феодальный суд в Европе имел право назначать смертную казнь через повешение. Внутри сословия отношения определялись на основе сюзеренитета-вассалитета. Это была система личных двухсторонних отношений между сеньором и вассалом. Сеньор получал право суда над вассалом, конфискации феода (сеньории) при невыполнении вассалом обязательств. В то же время сеньор был обязан покровительствовать, защищать вассала и гарантировать справедливый суд над ним. Вассал приносил личную присягу «Аммаш» (фр.). Процедура подчинения вассала сеньору называлась «инвеститурой». Вассал был обязан сеньору верностью (защищать в бою, выкупать из плена и пр.), службой и судом (подчинение суду своего сеньора). При невыполнении сеньором обязанностей вассал мог разорвать отношения с ним. Фактически, это обвинение в бесчестии – сеньор предал вассала. Это называется «обратной инвеститурой».

3. Крестьяне и горожане. Все представители этого сословия выполняли в полном объеме повинности и платили подати королю. Крестьянство. Все крестьяне находились под юрисдикцией суда феодала и выполняли в пользу феодала отработочную и денежно-натуральную ренту (сверх повинности в пользу короля). Выделялось две основные категории крестьян:

§ Лично-свободные – платили феодалу ренту, установленную обычаем («шеваш» - фр.). Как правило, это фиксировалось в письменно договоре, которого феодал не мог нарушить. Представители этой категории могли уйти от феодала, оставив все имущество при отсутствии долгов, естественно.

§ Зависимые, лично-несвободные – были прикреплены к земле и личности феодала и платили ренту по произволу феодала. Это была высшая степень зависимости. При этом в Европе не существовало общегосударственных систем поиска беглых крестьян. Также, существовало правило, по которому крестьянин, проживший больше года в городе, становился свободным. «Воздух городов дает свободу».

В XI – XIV веках в Европе разворачивается коммунальное движение, в результате которого многие города получают независимость от феодалов. Изначально города располагались на территории феодала, города росли, а потому росла и рента. Поэтому феодалы не хотели их терять. Города развили бурную деятельность, и некоторые города получили независимость. Все это закреплялось «Хартией вольности». Большинство Европейских городов получили самоуправление, в рамках которого сформировался особые правовой статус горожан («буржуа» - фр., «бюргер» - нем.). Все горожане имели статус личной свободы, право распоряжения своим имуществом и подчинение юрисдикции городских судов. Данные права действовали в пределах городской черты. Городская община – коммуна – делилась на профессиональные корпорации. Купцы объединялись в гильдии, которые функционировали на основе взносов, имели свой суд, систему представительств в других городах и налоговые льготы в данном городе. Торговля в средневековье была занятием выгодным, но опасным. Например, инквизиция. Ремесленники объединялись в цехи, каждый цех являлся хозяйственной, административной и судебной единицей. Главная задача цеха заключалась в жесткой регламентации количества мастеров одной профессии и условий производства. То есть, получалось, что с одной стороны город был более демократичен (не было большой разности в статусах), но с другой стороны корпоративное деление было крайне важным. Таким образом, сословная структура средневекового общества основывалась на системе личных наследственных статусов и состояний, определяемых сословной принадлежностью.

 

Роль Римской католической церкви в средневековом европейском обществе

 

До VI - VII веков Римский Папа – всего лишь духовный лидер города Рима. В VIII веке складывается союз Римских пап и франкских королей. Короли были заинтересованы в идеологическом обеспечении королевской власти (монархической), а церковь нуждалась в поддержке власти. В 751 году франкский король Пипин Короткий передал Римскому Папе так называемый Равенский экзархат (на север Италии). Римские Папы таким образом стали светскими властителями. В 800 году франкский король Карл был провозглашен Императором, взамен была установлена десятина в пользу церкви и церковь получала поддержку на открытие своих представительств по всей территории королевства. Начинается формирование общеевропейской централизованной системы католической церкви. В IX – XI веках благодаря поддержке королевской власти католическая церковь распространяется по всей территории Западной Европы. Тогда и складывается эта система: за рыцарями идут священники. В то же время Римским Папам пришлось вести длительную борьбу с королями за обретение независимости от светской власти. В XI веке в Европе начинается Клюнийское движение (Клюнийский монастырь) как борьба за очищение церкви. Развивается система монастырей и монашеских орденов. В церкви устанавливается система «целибата» - запрет на брак и «прочие безобразия». Одновременно запрещается продажа церковных должностей. В 50-70-ые годы XI века отменяется двойная инвеститура, то есть, назначение на церковные должности осуществляется без влияния светской власти.

В результате к концу XI века Римская католическая церковь формируется как общеевропейская жестко централизованная система. В принципе, Римский Папа был лидером Европы, причем, лидером не только духовным, но и светским. Было вполне реально установление единого теократического государства на территории всей Европы. Во главе церкви стоял Римский Папа. Он избирался собранием (конклавом) кардиналов. Римский Папа созывал Вселенские Соборы, которые принимали решения по важнейшим религиозным вопросам. Римский Папа имел источником власти закон Божий. Он издавал нормативные акты («буллы» и «энциклики») общеобязательные для всех христиан. Папа имел право высшего суда по вопросам связанным с религией, а также по семейным вопросам, что, кстати, было очень не маловажно. Римский Папа имел право «интердикта», то есть, запрещения проведения церковной службы на определенной территории. Вся Европа делилась на церковные округа – «диоцезы», - во главе которых стояли епископы (архиепископы), фактически назначаемые Римским Папой. Формально они избирались на собрании диоцезов, но фактически их назначал Римский Папа. Низшей единицей церкви был приход, во главе которого стояли «капелан» («декан», «кюрэ» и др.). В Европе формируются монашеские ордены. Они не признавали государственных границ, их центрами были монастыри и аббатства. Кроем этого, во время крестовых походов сформировались военно-монашеские ордены, во главе которых стояли гроссмейстеры или магистры, назначаемые Римским Папой. Военно-монашеские ордены обладали значительной военной силой и были инструментом давления в руках Римских Пап. В XIII веке для борьбы с ересью формируется «Священная Инквизиция». Предполагалось, что в этой борьбе будет участвовать все общество, все христиане должны были находить и разоблачать еретиков. Светская власть должна была оказывать помощь церкви и казнить еретиков. Координировали эту деятельность трибуналы инквизиции, назначаемые Римским Папой. В каждой диоцезе также создавался постоянно действующий трибунал. Таким образом, Римская католическая церковь была общеевропейским наднациональным институтом. Она не признавала государственных и границ не знала языковых барьеров (латынь). Церковь регулярно выступала с общеевропейскими программами, которые объединяли всю Европу. Католическая церковь контролировала общественное сознание европейцев. И определяла праведное и неправедное поведение. Церковь контролировала образование и науку. Она обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Таким образом, католическая церковь создавала единство в Европейской средневековой цивилизации.

 

20.10.10

 

Византийский культурно-исторический круг

 

В основном она оказывала свое влияние на другие государства через принятие православного христианства. Это влияние сохранялось достаточно долго даже после падения самой Византии. Самый важный феномен Византии заключается в том, что она не знала разрыва с античностью. Несмотря на то, что ее территория постоянно уменьшалась под действием завоеваний, она была достаточно стабильна. Она считала себя единственной и прямой наследницей Римской Империи. Константинополь с 324 года был столицей тогда еще единой Римской Империи, был последней столицей этой Империи. В 395 году Римская Империя разделилась на Западную и Восточную. Восточные наиболее богатые и развитые в экономическом плане регионы и стали основой Византийской Империи. Византия не знала разрухи и падения государственности как Западная Римская Империя. Пережив кризис в V – VI веках, она отстояла свою независимость в борьбе с германцами, славянами, арабами. Более того, в VII – VIII веках Византия смогла восстановить значительную часть территории и в IX – XI веках это было наиболее развитое в экономическом и культурном плане государство Европы. Византийская Империя не испытала разрыва с античностью, а медленно эволюционировала, а потому существо отличалась от Западной Европы. Византия была многонациональным государством, но национальная принадлежность не имела значения. Важным было подданство и верность Императору («Для Императора нет ни элина, ни иудея»). Византийская Империя была жестко централизованным государством. Император обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Он опирался на мощный бюрократический аппарат, сохранивший римские имперские традиции. Основу государственного аппарата составляла наемная постоянно действующая армия, органы уголовного и политического розыска и строго централизованная система исполнительной власти, основанная на соподчинении. Византия впервые ввела такие элементы, как политический розыск, военная контрразведка, подкуп кочевников и др. В Византии существовало единое административно-территориальное деление. Здесь отсутствовала система сословных привилегий и свобод. Все византийцы были подданными Императора. В Византии не сложилось системы самоуправления городов и вассалитета. Значительная часть земли составляла имперский фонд и раздавалась в виде награды за службу, но не носила наследственного характера. Государство также жестко контролировало торговлю и ремесленное производство. Большое влияние на развитие Византии всегда оказывал внешний фактор: здесь сложилась идеология (массовая психология) осажденной крепости. Византийская Империя считалась последним оплотом христианства. Существовал единый Бог, единая религия и единая христианская Империя. Византия, таким образом, обеспечивала возможность спасения человечества. Идея христианства: христиане спасутся после страшного суда, а если его не останется (Византия падет), то человечество обречено. Император, таким образом, выступал как глава всех христиан – кесарепапизм. Особенностью Византии было то, что православная церковь не вмешивалась в политическую жизнь и всегда поддерживала Императора. Церковь никогда в истории Византии не противостояла власти светской. Император не занимал определенной должности в церкви, не вмешивался напрямую в кадровую политику, но всегда рассматривался как глава христианского мира. Система патриархов в церкви сразу начала сильно дробиться, патриарх Константинополя был старший, но неглавный, а потом Император – был символом единства церкви. С момента возникновения христианства появляются различия между Восточным и Западным христианством, достаточно четко оформившиеся уже к VII – VIII векам. Они носили догматический характер. По существу, многие христиане этих различий не понимали, для них они были чем-то таким теологическим. Это были догматические различия, различия в характере ведения службы и церковной атрибутике. Первоначально это были религиозные споры, стороны не объявляли друг друга еретиками. В VIII – IX веках противоречия между Западной и Восточной церковью приобретают политический характер. Усиление влияния римских пап, опиравшихся на политическое и военное могущество франкских королей, привело к тому, что и римские папы, и Императоры Византии вступают в борьбу за первенство в христианском мире. В 1054 году Римский Папа и Константинопольский Патриарх прокляли друг друга и отлучили от церкви. Христианский мир раскололся на две антагонистически враждебные части. С этого момента православные для католиков и католики для православных – еретики, что хуже язычества, которое можно исправить. Православие относилось к католикам как к заблудшим, а вот католики к православным – как к еретикам. В XIII веке усиливается давление на Византию со стороны турок. Византия утрачивает большую часть Азиатских и Африканских владений. Однако наиболее серьезный удар был нанесен со стороны католической Европы. В 1204 году крестоносцы взяли Константинополь, и на большей части Балкан была установлена Латинская Империя. В XV веке в результате агрессии Турецкой Османской Империи Византия сохранила свои владения только в южной части Балканского полуострова. В начале XV века Византия пытается заключить союз с Западной Европой и получить военную помощь от нее. В 1439 году была заключена Флорентийская уния (во Флоренции), согласно которой Православная Церковь признавала первенство римского папы. В этом действии принимал участие Московский митрополит Исидор, который, несмотря на запрет Василия II, поехал туда. После этого митрополиты стали русскими. Данный акт действует и на РПЦ, хотя он и не соблюдается. Однако существенной помощи Запада оказано не было. 26 мая 1453 года Константинополь пал, и Византийская Империя прекратила существование. Это была деспотия, но не восточная деспотия в чистом виде. Считается, что Россия является самым большим наследником Византии.

 

Русские земли в XIII – XVI веках: выбор путей исторического развития

 

1. Великое Княжество Литовское в XIII – XVI веках.

2. Новгород в XIII – XV веках.

3. Основные этапы и особенности формирования Московского централизованного государства.

4. Формирование царской деспотии в правление Ивана IV Грозного.

 

1. Образование Литовского централизованного государства совпало с монгольским нашествием на Русь и максимальным ослаблением военного потенциала западных русских княжеств.

Первым Литовским князем единого государства считается Миндов (1230-1263 годы). При нем было захвачено Полоцкое княжество, ставшее базой дальнейшей экспансии в Русских землях. Основная экспансия и захват русских земель разворачивается при князе Гедимине, который был князем с 1316 по 1341 годы. В этот период к Литве были присоединены земли Смоленского, Черниговского, Киевского княжеств, а также Галицко-Волынское княжество. Большая часть русских земель были включены в состав Литвы в результате завоевания, в то же время Литовские князья смогли организовать отпор Золотой Орде, нанеся ей ряд ощутимых поражений. Завоевать эти земли было мало, необходимо было получить подтверждение хана Золотой Орды. Литовские князья смогли предложить приемлемый вариант вхождения русских земель в состав Литовского государства. К середине XIV века Великое княжество Литовское, Русское и Жамоистское стало одним из крупнейших государств Европы, простираясь от Балтийского до Черного моря. Сейчас это – вся Белоруссия, часть Украины и значительная часть России, а также сама Литва. 9/10 территории этого государства составляли русские земли. Русский язык был вторым государственным языком, на нем длительное время велось государственно делопроизводство. Западные земли Руси были очень развиты, а потому литовцы, только вышедшие из родового строя, многое переняли у них (например, статус «боярин»). Русский язык чаще звучал при княжеском дворе, чем литовская, а письменность была проще, и потому на ней велись государственные записи. В Литве не было ни одного крупного выступления за национально-освободительную борьбу, что как бы намекает. Литовцы, будучи язычниками, были веротерпимы, поэтому православие сохранило свое влияние в русских землях. Политеизм всегда толерантен, т.к. есть много Богов и +/- 1 Бог – не страшно. Русские князья и бояре охотно шли на службу Литовскому князю, сохраняя свои владения и занимая высшие государственные должности. В русских землях длительное время сохранялись традиционные княжеские династии и традиционная система управления. Русские земли получили статус равнозначный литовским, русские города сохранили самоуправление, а затем усилили его в рамках Макдебургского права (эталона городского права Европы). Юго-восточные земли, подвергавшиеся набегам, получали значительные привилегии и освобождались от налогов. Таким образом, русские земли в составе Литвы в XIV веке развивались в достаточно благоприятных условиях, и Литва рассматривалась как основной центр объединения русских земель. Ситуация изменяется в 80-ые годы XIV века. Нарастание немецкой угрозы делает необходимым союз Польши и Литвы. В 1385 году была заключена Кревская уния между Литвой и Польшей. Литовский князь Ягайло стал Польским королем. Но при этом сохранялась государственная самостоятельность Литвы и Польши. Согласно условиям союза Литва обязывалась принять католичество как государственную религию. В результате начинается распространение католицизма в литовских землях и дискриминация православия. В 1410 году (год Грюнвальдской битвы, где был разбит Тевтонский орден совместно с русскими силами) принимается закон, по которому запрещается занятие государственных должностей некатоликами. В течение XV века усиливается давление на православие, происходит вытеснение православных бояр и князей с государственных должностей и захват земель Польской шляхтой. В 1565 году заключается Люблинская уния: Польша и Литва объединяются в единое государство – Речь Посполитую. Это приводит к активной экспансии польской шляхты, в результате складывается ситуация, когда большинство феодалов были поляками и католиками, а все крестьяне православными. Поэтому с формированием крепостного права этнический и религиозный гнет налагается на социальный. Таким образом, русские земли в составе Польши превращаются в наиболее угнетаемую национальную окраину.

 

27.10.10

 

2. Новгородские земли в XIII – XV веках.

Новгород избежал монгольского нашествия, поэтому сохранил достаточно высокие темпы социально-экономического развития. Новгород выплачивал большую, но нерегулярную дань, которая существенно не отразилась на его развитии, в результате разорения русских городов Новгородские ремесленники стали монополистами в производстве сложной ремесленной продукции. Не секрет, что многие виды сложного технологического производства были утрачены (ремесленники были либо убиты, либо уведены в Золотую Орду). Новгородца же удалось сохранить все эти технологии. Новгород не только сохранил традиционные торговые связи с Европой, но и упрочил их, особенно с Ганзейским торговым союзом (Союз немецких городов на Балтике). Поэтому Новгород остался единственным крупным центром транзитной международной торговли в русских землях. Особенностью Новгорода было наличие крупных боярских латифундий (расположение земель вместе «одним куском»), которые являлись не только центрами с/х производства, но и центрами ремесла. Московские князья всегда боролись с этим (позже), они разделяли такие латифундии, создавали «чересполосицу», чтобы не возникало центров сепаратизма. Например, было распространено явление, когда две дворянские фамилии владели одной деревней. В XIII – XIV веках Новгород проводит активную колонизацию Карелии и побережья Белого моря. Это была колонизация западного типа. Без фактического включения в состав государства с целью экономической эксплуатации. Новгород и его пригороды делились на пятины, остальные территории были волостями, там не было Новгородского самоуправления. Метрополия – Новгород и его пригороды, а вся остальная территория – колонии, которые не имели того же статуса и прав, что и Новгород и его жители. Таким образом, в XIII – XIV веках Новгород развивался во одном темпе с Европой и был ее частью.

Новгород являлся республикой, высшей властью обладала система вечевых собраний. Общегородское вече имело исключительные властные прерогативы выбора высших должностных лиц, решения вопросов войны и мира, сбора ополчения, назначения его командующего. В XIII – XIV веках ужесточается система участия в общегородском вече. В нем принимали участие бояре, купцы, владельцы мастерских – мастера, но, тем не менее, в вече были представлены все основные социальные группы. Несмотря на усиление в XV веке политического влияния Совета Господ и посадника, Новгород сохранял республиканские традиции. Исполнительную власть осуществляли выборные должностные лица. Князья приглашались в Новгород до 1304 года, их сменил наместник Владимирского, а затем Московского князя. Наместник фактически был послом. Как, например, посол США в Ираке, но формально он был именно в статусе посла другого государства. В XV веке резко усиливается значение должности посадника, временами ему передаются диктаторские полномочия. Это стало заметно в последние годы острого конфликта с Москвой, что было естественно. Новгород находился на границе влияния Золотой Орды и Католической Европы. В XIV веке новгородцы придерживались внешнеполитической доктрины, определенной Александром Невским, а именно – поддержание союза с Золотой Ордой для сдерживания агрессии Запада. В XV веке резко усиливается давление со стороны Москвы, в ответ среди новгородской элиты возрастают симпатии к Западу (к латинству). Рассматривались варианты более тесного союза или подданства Шведскому, Польскому королю либо Литве. Новгородцы не видели в этом предательства. В правление Ивана III Великого Князя Московского вопрос о присоединении Новгорода становится центром внешней политики Москвы. В 1477 году в Новгороде происходят волнения или бунты, в результате которых было убито 3 посадника (промосковский – проевропейский – промосковский), это говорит о накале страстей, поскольку посадник был фигурой серьезной, просто так его не убивали. В 1478 году Новгород был взят войсками Ивана III и тем самым был ликвидирован европейский вариант развития русских земель.

3. Особенности и основные этапы формирования Московского государства.

Многие исследователи выделяют две цивилизации в России. Развитие Московского государства происходило в условиях существенно отличных от образования Киевского государства:

· Киевская Русь формировалась в благоприятных природно-климатических условиях юной лесостепной зоны, что способствовало ускоренному развитию Киевской Руси. Московское государство развивалось в зоне критического земледелия на бедных и неплодородных почвах.

· Киев развивался в благоприятной внешнеполитической обстановке: набеги кочевников не угрожали самому существованию Киевской Руси. Русские земли имели устойчивые связи как с востоком, так и с западом. Москва формировалась в период утраты государственного суверенитета и практически полной изоляции от Европы.

· Киевская Русь была преимущественно моно-этническим государством с абсолютным преобладанием славянского элемента, Московское государство достаточно быстро становится полиэтничным, кроме славянского большую роль здесь играют финно-угорский и тюркский элемент.

Больше влияние на развитие Московского государства оказала Золотая Орда. Существует 3 основные точки зрения в российской историографии:

1. Монгольское нашествие замедлило темпы развития русских земель, но не повлияло на характер развития общества и государства. Западническая точка зрения. Ее придерживаются Платонов, Ключевский.

2. Золотая Орда определила характер развития Российского государства и общества. Основные элементы государственного устройства, культуры были заимствованы Россией у Золотой Орды. Ее придерживается Карамзин.

3. Гумилев отрицал наличие такого явления, как монголо-татарское иго. По его мнению, уже с VI века в результате соседства славян и кочевников складывается симбиоз оседлой земледельческой культуры славян и кочевой культуры тюрок, а Золотая Орда – тюркское государство. Между этими культурами присутствовало иногда достаточно острое противоборство, но преобладало все-таки сотрудничество. Этот вариант не уникальный и в принципе распространенный. При этом политический центр данного симбиоза постоянно перемещался. До середины X века он находился в степи – в Хазарском Каганате. Затем он перемешается в Киев, в XIII веке политическим центром становится Золотая Орда. В XVI веке центр перемещается в Москву. Далее из всего этого формируется Евразийская цивилизация.

 

Date: 2016-07-25; view: 251; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию