Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа по дисциплине





Контрольная работа – самостоятельная работа студента, которая способствует углублённому изучению пройденного материала.

Цель выполняемой работы:

– получить специальные знания по дисциплине;

Основные задачи выполняемой работы:

1) закрепление полученных ранее теоретических знаний;

2) выработка навыков самостоятельной работы;

3) выяснение подготовленности студента к будущей практической работе.

Контрольная работа включает в себя 4 практические работы (представленные ниже). C консультациями по вопросам, возникающим в процессе выполнения контрольной работы обращаться по электронной почте [email protected].

 

Практическая работа № 1. Объекты на политической карте мира. Этапы формирования политической карты мира. Формы государственного и административно-территориального устройства стран мира

 

1. Сгруппировать государства мира по размерам их территории и особенностям политико-географического положения.

1.1. Размеры территории

˗ Выпишите страны мира с площадью территории 2,5 млн. км² и более (отметьте их на контурной карте).

˗ Выпишите страны мира с площадью территории менее 0,5 тыс. км².

˗ Выпишите в тетрадь пять крупнейших по размерам занимаемой территории стран Европы (с указанием площади, без СНГ), Азии (без СНГ), Африки, Северной и Южной Америки.

1.2. Границы

Заполнить таблицу 1.1.

 

 

Таблица 1.1

Страны Количество стран-соседей Страны-соседи
     

Страны: КНР, РФ, Бразилия, ФРГ, Судан, ДРК, Австрия, Франция, Турция, Танзания.

Отметить на контурной карте наиболее протяжённые государственные границы: КНР (22 143 км), РФ (20 139км), Бразилия (14 691км), Индия (14 103км), США (12 248км), ДРК (10 271км).

Приведите примеры разного типа границ:

˗ природных;

˗ геометрических;

˗ этнических;

˗ исторических.

Выпишите известные вам примеры территориальных споров на современной политической карте мира.

1.3. Приморское (глубинное) положение

Выпишите десять стран, имеющих самую протяженную береговую линию (отметьте на контурной карте);

Выпишите страны, не имеющие выхода к открытому океану (отметьте их на контурной карте).

1.4. Особенности конфигурации территории

Найдите на политической карте мира:

˗ государства «неправильной формы», «шнурочные» государства;

˗ фрагментированные государства (государства-архипелаги, «двойные» государства);

˗ государства, имеющие в своем составе анклавы и полуанклавы, «коридоры»;

˗ государства, имеющие на своей территории крупные природные барьеры и труднодоступные территории.

1.5. Географическое положение

Найдите на политической карте мира государства, расположенные в нескольких частях света, на разных материках и в нескольких полушариях, и впишите их в тетради.

 

2. Охарактеризуйте страны мира по их международному статусу и заполнить таблицу 1.2:

– самоуправляющиеся (независимые), самопровозглашённые (непризнанные), несамоуправляющиеся;

– выпишите в тетрадь известные вам самопровозглашённые государства;

– выпишите в тетрадь зависимые территории.

 

 

Таблица 1.2

Название зависимой территории заморского департамента)/ административный центр Государственная принадлежность территории Площадь территории Численность населения Экономическая специализация
         

3. Заполните и проанализируйте таблицу 1.3. Каковы функции столиц в государствах мира? Какими критериями руководствуются правительства государств при выборе или переносе столичного центра.

 

Таблица 1.3

Страны Функции столицы
Экономи- ческая Законода-тельная Исполни-тельная Культур- ная Судебная
ФРГ          
Нидерланды          
ЮАР          
Индия          
Нигерия          
Танзания          
Бразилия          
Боливия          
Россия          
Мьянма          
Кот-д′Ивуар          
КНР          
Австралия          
Канада          

 

Почему для многих государств характерна «многостоличность»? Есть ли в мире государства, не имеющие столиц?

4. Выпишите в тетрадь главные государства, относящиеся к:

˗ речным цивилизациям;

˗ горным цивилизациям;

˗ морским цивилизациям.

 

5. Выпишите в тетрадь важнейшие государства различных периодов человеческой истории:

˗ эпохи Древнего Мира;

˗ эпохи феодализма;

˗ Нового и Новейшего Времени.

 

6. Какие формы правления суверенных государств функционируют в современном мире? Какие типы монархий вы знаете? Запишите их основные отличительные черты. Какие типы республик вы знаете? Запишите их основные отличительные черты.

 

Практическая работа № 2. Характеристика видов природных ресурсов. География минеральных ресурсов мира. Мировые земельные ресурсы. Лесные ресурсы мира

1. Вспомните основные классификации природных ресурсов, приведите примеры конкретных ресурсов:

˗ природную (генетическую): земельные, минеральные, водные, Мирового океана, климатические, космические ресурсы и др.;

˗ экологическую;

˗ экономическую (хозяйственную);

˗ геологическую: А – разведанные и разрабатываемые ресурсы, В – предварительно разведанные, С(1) - слаборазведанные, примыкающие к разведанным, С(2) – перспективные, Д – общегеологические ресурсы, определяемые теоретическим путем. А+В= достоверные, А+В+С(1)= балансовые, С(2)+Д= забалансовые ресурсы, не учитываемые в экономических проектах.

Заполните таблицу 2.1., 2.2.

 

Таблица 2.1 Экологическая классификация природных ресурсов

Виды природных ресурсов
Исчерпаемые Неисчерпаемые
Невозобновимые Возобновимые
     

 

Таблица 2.2 Экономическая классификация минеральных ресурсов

Топливно- энергети-ческие Металлические Химические Строитель- ные Геммологи- ческие
Черные Цветные
           

 

2. По таблице 2.3. высчитайте ресурсообеспеченность нефтью, природных газом и углем некоторых стран мира. Высчитайте долю этих стран в мировых запасах нефти, природного газа и угля. Заполните таблицу 2.4., сделайте выводы и запишите их в тетради.

 

Таблица 2.3. Запасы нефти, природного газа и угля в странах мира

Страны Природный газ Запасы млрд. м³ Нефть Запасы млн. т Уголь Запасы млн. т
Всего в мире      
США      
Саудовская Аравия      
Иран      
Россия      
Катар     -
Ирак     -
Бразилия -    
Польша - -  
Кувейт     -
Канада      
Индонезия   -  
Индия - -  
ЮАР - -  

 

Таблица 2.4. Ресурсообеспеченность стран некоторыми видами минеральных ресурсов

Регионы и страны Ресурсообеспеченность, лет
Уголь Нефть Природный газ
Всего в мире      
США      
Саудовская Аравия      
Иран      
Россия      
Катар      
Ирак      
Бразилия      
Польша      
Кувейт      
Канада      
Индонезия      
Индия      
ЮАР      

 

3. Выпишите по пять стран мира, лидирующих по запасам важнейших видов минерального сырья.

4. Составьте контурную карту «Минеральные ресурсы мира», на которой укажите основные месторождения минеральных ресурсов мира по каждой из стран пятерки, отметьте на ней важнейшие рудные пояса, угольные и нефтегазовые бассейны.

5. Заполните табл. 2.5. и проанализируйте данные. Каков среднемировой показатель обеспеченности ресурсами пашни? Какие страны мира обладают крупнейшими по размерам ресурсами пашни? Почему? Какие страны мира в наилучшей степени обеспечены ресурсами пашни? Какие испытывают острый дефицит пашни? Почему?

Таблица 2.5 Страны мира, лидирующие по площади пашни

Страна Население, млн. чел.   Площадь пашни
Общая, млн. га На душу населения, га
США      
Индия   160,6  
КНР   137,1  
РФ   124,4  
Бразилия   57,6  
Австралия   50,3  
Канада   45,8  
Украина   32,6  
Нигерия   28,2  
Аргентина   27,8  
Мексика   24,8  
Турция   23,8  
Казахстан   21,5  
Пакистан   21,3  
Индонезия   20,5  
Мир   1397,7  

 

6. Охарактеризуйте северный и южный лесные пояса. Заполните табл. 2.6. Составьте контурную карту «Лесные ресурсы мира», на которой отметьте лесные пояса Земли, пять стран, лидирующих по лесопокрытой площади.

 

Таблица 2.6. Характеристика главных лесных поясов Земли

Пояса В каких климатических поясах расположен Доля в мировой лесной площади и в запасах древесины, % Структура видового разнообразия Важнейшие страны пояса по запасам древесины
Северный        
Южный        

 

Практическая работа № 3. Население мира

1. Проанализируйте табл. 3.1. Как изменится первая десятка стран, лидирующая по численности населения за период 1950-2050 гг.? В каких регионах мира находятся крупнейшие по численности населения страны мира?

 

Таблица 3.1 Страны с населением 50 млн. человек и более с 1950 по 2050 г.

Страна тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. тыс. чел. Прирост с 2005 по 2050, %
Индия 1 592 704 1 395 496 1 260 366 1 103 371 357 561 44,35
Китай 1 392 307 1 441 426 1 392 980 1 315 844 554 760 5,81
США 394 976 350 103 325 723 298 213 157 813 32,45
Пакистан 304 700 229 353 193 419 157 935 36 944 92,93
Индонезия 284 640 263 746 246 813 222 781 79 538 27,77
Нигерия   190 287 160 931 131 530 32 769 96,24
Бразилия 253 105 227 930 209 401 186 405 53 975 35,78
Бангладеш 242 937 193 752 168 158 141 822 41 783 71,30
ДРК 177 271 103 224 78 016 57 549 12 184 208,03
Эфиопия 170 190 118 354 97 155 77 431 18 434 119,80
Мексика 139 015 129 381 119 146 107 029 27 737 29,89
Филиппины 127 068 109 084 96 840 83 054 19 996 52,99
Уганда 126 950 60 601 41 918 28 816 5 054 340,55
Египет 125 916 101 092 88 175 74 033 21 834 70,08
Вьетнам 116 654 104 343 95 029 84 238 27 367 38,48
Япония 112 198 124 819 127 993 128 085 83 625 -12,40
РФ 111 752 129 230 136 696 143 202 102 702 -21,96
Иран 101 944 89 042 79 917 69 515 16 913 46,65
Турция 101 208 90 565 82 640 73 193 21 484 38,28
Афганистан 97 324 55 443 41 401 29 863 8 151 225,90
Кения 83 073 54 997 44 194 34 256 6 077 142,51
Германия 78 765 81 967 82 513 82 689 68 376 -4,75

 

2. Используя картографические данные (Атлас географический для 10 кл.), сгруппируйте страны мира по уровню урбанизации. Заполните таблицу 3.2. Проанализируйте полученные данные.

 

Таблица 3.2.

Низкий уровень урбанизации, менее 25% Средний, от 25% до 50%   Высокий, от 50% до 75%   Очень высокий, свыше 75%  
       

 

3. По данным статистики о численности населения крупнейших городов ряда стран постройте графики реального и идеального распределения городов в этих странах. Запишите выводы, полученные вами при сравнении идеальных и реальных кривых для этих стран. Города какого ранга вы предложили бы развивать, чтобы реальная кривая более соответствовала идеальной.

Численность населения (млн. чел) города откладывается по вертикали, ранг города (1, 2, 3 и т.д.) - по горизонтали; на пересечении находится город соответствующего ранга (подписывается).

РФ(тыс. чел.), 2015 г.: Москва-12198; С.-Петербург – 5192; Новосибирск – 1567; Екатеринбург – 1428, Н.Новгород – 1268; Самара – 1172; Омск – 1174; Казань – 1206; Челябинск – 1183; Ростов-на-Дону – 1115; Уфа – 1106; Пермь – 1036; Волгоград – 1017; Красноярск – 1052; Саратов – 842; Воронеж – 1024; Краснодар – 830; Тольятти – 720.

Эфиопия (тыс.чел.), 2012 г.: Аддис-Абеба – 3 480, Дыре-Дауа – 355, Назрет – 299, Гондэр – 252, Мэкеле – 219, Дэссе – 219, Бахир-Дар – 218, Джимма – 207, Дебрезит – 171, Ауаса – 165, Харэр – 151.

ФРГ (тыс.чел), 2011 г.: Берлин- 3326, Гамбург – 1718, Мюнхен – 1364, Кёльн – 1013, Франкфурт – 676, Штутгарт – 591, Дортмунд – 571, Эссен – 565, Дюссельдорф – 589, Бремен – 544, Ганновер – 509, Лейпциг – 510, Дрезден – 517, Нюрнберг – 490.

Индия (тыс. чел), 2011 г.: Мумбаи – 12478; Дели – 11007; Бангалор – 8425; Калькутта – 4486; Ченнаи – 4681; Хайдарабад – 6809; Ахмедабад – 5570; Пуна – 3115; Сурат – 4462; Канпур – 2767; Джайпур – 3073; Лакхнау – 2815; Нагпур – 2405; Индаур – 1960.

США (тыс.чел.), 2013 г.: Нью-Йорк – 8405, Лос-Анджелес – 3884, Чикаго – 2718, Хьюстон – 2195, Финикс – 1513, Филадельфия – 1553, Сан-Антонио – 1409, Сан-Диего – 1345, Даллас – 1197; Сан-Хосе – 1000, Детройт – 681, Джэксонвилл – 842, Индианаполис – 843, Сан-Франциско – 837.

Япония (тыс. чел), 2013 г.: Токио – 8949, Йокогама – 3689, Осака- 2666, Нагоя – 2263, Саппоро – 1914, Кобе – 1544, Киото – 1474, Фукуока – 1463, Кавасаки – 1425, Сайтама – 1222, Хиросима – 1174, Сендаи – 1045.

Согласно правилу Ципфа если территория (страна) представляет собой целостный экономический организм, то население r -го по размеру города составляет 1/r числа жителей самого крупного города:

Nr=N1/r

Где Nr – численность населения города ранга r, r – ранг данного города, N1 - численность населения самого крупного города (таким образом, если самого крупного города гипотетической страны – 1 млн. чел., то численность города 2-го ранга – 500 тыс., 3-го – 333 тыс., 4 –го 250 тыс., 5-го – 200 тыс. и т.д.).

 

Практическая работа № 4.Мировое хозяйство

1.Какие этапы прошла мировая экономика в процессе своего развития? Какие можно выделить этапы в развитии мировой промышленности? Какие формы организации производства характерны для различных этапов развития мировой промышленности? Что такое фордизм и тейлоризм? Заполните таблицу 4.1.

 

Таблица 4.1. Структура мировой экономики

Сферы экономической деятельности Виды хозяйственной деятельности
Название Состав
Материальная сфера Первичные  
Вторичные  
Нематериальная сфера Третичные  
Четвертичные  
  Пятеричные  

Сделайте выводы об отраслевой структуре хозяйства; обратите внимание на особое место транспорта и связи в структуре хозяйства.

2. Какими способами можно рассчитать ВВП? Уровень развития и специфику хозяйства каждой страны отражают размеры ВВП (общий и на душу населения), структура ВВП и структура занятости населения.

3. Объясните причины направлений миграций населения. Выделите, крупнейшие мировые и региональные центры иммиграции и эмиграции населения.

4. Заполните таблицу 4.2. «Главные регионы миграций населения». Запишите выводы в тетради.

Таблица 4.2. Главные регионы миграции населения мира

Регионы и страны иммиграции Регионы и страны эмиграции
   

 

Контрольная работа оценивается на:

– «отлично» – 90-100 % выполненной практической работы;

– «хорошо» – 70-89 % выполненной практической работы;

– «удовлетворительно» – 50-69 % выполненной практической работы;

– «неудовлетворительно» – 0-49 % выполненной практической работы.

 

Date: 2016-07-25; view: 1236; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию