Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И . Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями организма).-М.:Академия,2009.-с.11-15.В течение первого года жизни после рождения рост ребенка увеличивается на 21 — 25 см. В периоды раннего и первого детства (1 год — 7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8 — 12 лет) скорость роста составляет 4,5 — 5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12 —16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек -около 5,7 см. При этом у девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков — в подростковом возрасте. Затем рост замедляется. Масса тела к 5 — 6 месяцам после рождения удваивается. Утраивается масса тела к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно с одинаковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек на 13-м, а у мальчиков — на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20 — 25 лет, а затем стабилизируется. Стабильная масса тела обычно сохраняется до 40 — 46 лет. Считается важным и физиологически оправданным сохранять массу тела до конца жизни в пределах цифр 19 — 20-летнего возраста. За последние 100 —150 лет наблюдается ускорение морфофунк-ционального развития и созревания всего организма у детей и подростков (акселерация), которая в большей степени проявляется в экономически развитых странах. Так, масса тела у новорожденных детей за столетие возросла в среднем на 100 — 300 г, у годовалых — на 1500 — 2000 г. Длина тела также увеличилась на 5 см. Длина тела детей в периоды второго детства и у подростков увеличилась на 10 — 15 см, а у взрослых мужчин — на 6 —8 см. Сократилось время, в течение которого увеличивается длина тела человека. В конце XIX в. рост продолжался до 23 — 26 лет. В конце XX в. у мужчин рост тела в длину происходит до 20 — 22 лет, а у женщин — до 18 — 20 лет. Ускорилось прорезывание молочных и постоянных зубов. Быстрее идет психическое развитие, половое созревание. В конце XX в., по сравнению с его началом, средний возраст прихода менструаций у девочек снизился с 16,5 до 12 — 13 лет, а время наступления менопаузы возросло с 43 — 45 до 48 — 50 лет. После рождения, в период продолжающегося роста человека, у каждого возраста имеются свои морфофункциональные особенности. У новорожденного ребенка голова округлая, большая, шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные (рис. 2). Окружность головы на 1 — 2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен мыс. Кости, образующие тазовую кость, не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Например, масса печени у новорожденного ребенка составляет '/20 массы тела, в то время как у взрослого человека — 1/50. Длина кишечника в 2 раза больше длины тела, у взрослого человека — в 4—4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13 —14 % массы тела, а у взрослого человека лишь около 2 %. Большими размерами отличаются надпочечники и тимус. В грудном возрасте (10 дней — 1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-ти месяцев начинается прорезывание молочных зубов. За первый год жизни некоторые органы и системы достигают размеров, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы. В период раннего детства (1 — 3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2 — 3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу периода достигает
уже 1100 — 1 200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентация во времени, в днях недели. В раннем и в первом детстве (4—7 лет) половые различия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены. В период второго детства (8 —12 лет) вновь преобладает рост в ширину. Однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У девочек в 8 — 9 лет начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез, происходит оволосение лобка. У мальчиков в 10 — II лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается. В подростковом возрасте (12 — 16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах, увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, увеличиваются размеры таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член, вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают грудные железы. К концу подросткового периода (15 — 16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, а на лобке — по мужскому типу, пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции (непроизвольные семяизвержения). В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память. Юношеский возраст (16 — 21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости. В зрелом возрасте (22 — 60 лет) строение тела изменяется мало, а в пожилом (61 — 74 года) и старческом (75 — 90 лет) прослеживаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изучает специальная наука — геронтология (от греч. geroп — старик). Временные границы старения варьируют в широких пределах у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходит снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфо-функциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам. Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения. Однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами. Мужчины и женщины различаются по половым признакам (табл. 2), которые разделяют на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменения голоса и др.).
Таблица 2 Некоторые половые различия мужчин (м) и женщин (ж) Пол Показатели--------------------------------------------------------- ---------------- м ж Длина тела Больше Меньше Масса тела Больше Меньше Туловище (относи- Короче Длиннее Конечности Длиннее Короче Плечи Шире Уже Таз Уже Шире Грудная клетка Длиннее, шире Короче, уже Живот Короче Длиннее Масса мышц Больше Меньше Подкожная жиро- Меньше Больше Кожа Толще Тоньше Волосы Больше на лице, туловище, конеч- Меньше, воте до пупка отсутствуют
В анатомии имеются понятия о типах телосложения. Телосложение определяется генетическими (наследственными) факторами, влиянием внешней среды, социальными условиями. Выделяют три типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. При мезоморфном (от греч. тesos — средний, тоrphe— форма, вид) типе телосложения (нормостеники) анатомические особенности строения тела приближаются к усредненным показателям нормы (с учетом возраста, пола). Лица брахиморфного (от греч. brachys — короткий) типа телосложения (гиперстеники) имеют низкий рост, широкое туловище, склонны к полноте. Диафрагма у них расположена высоко, сердце лежит на ней почти поперечно, легкие короткие, мышцы развиты хорошо. Улиц долихоморфного типа телосложения (от греч. dolichos— длинный) высокий рост, длинные конечности. Мускулатура развита слабо. Диафрагма расположена низко, легкие длинные, сердце лежит почти вертикально.
Анатомия человека изучает строение нормального (усредненного) человека, поэтому такую анатомию называют нормальной. Для удобства изучения положения органов, частей тела используют три взаимно перпендикулярные плоскости. Сагиттальная плоскость (от греч. sagitta — стрела) вертикально рассекает тело спереди назад. Фронтальная плоскость (от лат. frons — лоб) располагается перпендикулярно сагиттальной, ориентирована
справа налево. Горизонтальная плоскость занимает перпендикулярное положение по отношению к первым двум, она отделяет верхнюю часть тела от нижней. Через тело человека можно провести большое число таких плоскостей. Сагиттальную плоскость, отделяющую правую половину тела от левой, называют срединной плоскостью. Фронтальная плоскостьотделяет переднюю часть тела от задней. В анатомии выделяют термины средний (медиальный, лежащий ближе к срединной плоскости) и боковой (латеральный, расположенный на удалении от срединной плоскости). Для обозначения частей верхних и нижних конечностей применяются понятия проксимальный — находящийся ближе к началу конечности, и дисталъный — расположенный дальше от туловища. При изучении анатомии употребляют такие термины, как правый и левый, большой и малый, поверхностный и глубокий. При определении у живого человека положения органов, проекции их границ на поверхности тела используют вертикальные линии, проведенные через различные точки. Передняя срединная линия проходит по середине передней поверхности тела, задняя срединная линия — вдоль остистых отростков позвонков. Обе эти линии соединяют правую половину тела с левой. Правая и левая грудинные (окологрудинные) линии проводятся вдоль соответствующих краев грудины, среднеключичная линия — вертикально через середину ключицы, подмышечные (передняя, средняя и задняя) линии — через середину и соответствующие края подмышечной ямки, лопаточная линия — через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия — рядом с позвоночником через реберно-поперечные суставы.
Контрольные вопросы 1. Что такое зигота? Из чего и где она образуется? 2. Из каких эмбриональных структур образуются эктодерма и энтодерма? Какие органы из них развиваются в дальнейшем? 3. Когда и из чего образуется средний зародышевый листок? 4. Какие части выделяют у сомитов и у спланхнотома? 5. Какие факторы влияют на развитие зародыша? 6. Какие анатомические признаки характерны для новорожденного? 7. Какие системы и аппараты органов быстрее растут и развиваются у
|