Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сапин М.Р., Сивоглазов В.И . Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями организма).-М.:Академия,2009.-с.11-15.

В течение первого года жизни после рождения рост ребенка увеличивается на 21 — 25 см.

В периоды раннего и первого детства (1 год — 7 лет) скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства (8 — 12 лет) скорость роста составляет 4,5 — 5,5 см в год, а затем воз­растает. В подростковом возрасте (12 —16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек -около 5,7 см.

При этом у девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков — в подростковом возра­сте. Затем рост замедляется.

Масса тела к 5 — 6 месяцам после рождения удваивается. Утра­ивается масса тела к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно с оди­наковой скоростью. Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек на 13-м, а у мальчиков — на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20 — 25 лет, а затем стабилизируется. Стабильная масса тела обычно сохраняется до 40 — 46 лет. Считается важным и физиологически оправданным со­хранять массу тела до конца жизни в пределах цифр 19 — 20-лет­него возраста.

За последние 100 —150 лет наблюдается ускорение морфофунк-ционального развития и созревания всего организма у детей и под­ростков (акселерация), которая в большей степени проявляется в экономически развитых странах. Так, масса тела у новорожденных детей за столетие возросла в среднем на 100 — 300 г, у годовалых — на 1500 — 2000 г. Длина тела также увеличилась на 5 см. Длина тела детей в периоды второго детства и у подростков увеличилась на 10 — 15 см, а у взрослых мужчин — на 6 —8 см. Сократилось время, в течение которого увеличивается длина тела человека. В конце XIX в. рост продолжался до 23 — 26 лет. В конце XX в. у мужчин рост тела в длину происходит до 20 — 22 лет, а у женщин — до 18 — 20 лет. Ускорилось прорезывание молочных и постоянных зубов. Быстрее идет психическое развитие, половое созревание. В конце XX в., по сравнению с его началом, средний возраст прихода менструаций у девочек снизился с 16,5 до 12 — 13 лет, а время наступления ме­нопаузы возросло с 43 — 45 до 48 — 50 лет.

После рождения, в период продолжающегося роста человека, у каждого возраста имеются свои морфофункциональные особен­ности.

У новорожденного ребенка голова округлая, большая, шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные (рис. 2). Окружность головы на 1 — 2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначитель­но выражен мыс. Кости, образующие тазовую кость, не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого чело­века. Например, масса печени у новорожденного ребенка состав­ляет '/20 массы тела, в то время как у взрослого человека — 1/50. Длина кишечника в 2 раза больше длины тела, у взрослого чело­века — в 4—4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13 —14 % массы тела, а у взрослого человека лишь около 2 %. Боль­шими размерами отличаются надпочечники и тимус.

В грудном возрасте (10 дней — 1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-ти месяцев начинается прорезыва­ние молочных зубов. За первый год жизни некоторые органы и системы достигают размеров, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный ап­парат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства (1 — 3 года) прорезываются все мо­лочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2 — 3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быст­рым развитием мозга, масса которого к концу периода достигает


 

 

 

 

уже 1100 — 1 200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узна­вания, ориентация во времени, в днях недели.

В раннем и в первом детстве (4—7 лет) половые различия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.

В период второго детства (8 —12 лет) вновь преобладает рост в ширину. Однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек.

Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ори­ентация в отношении месяцев и календарных дней. Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с уси­лением секреции женских половых гормонов. У девочек в 8 — 9 лет начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез, происходит оволосение лобка. У мальчи­ков в 10 — II лет начинается рост гортани, яичек и полового чле­на, который к 12 годам увеличивается.

В подростковом возрасте (12 — 16 лет) быстро растут и развива­ются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой обла­сти, появляются волосы в подмышечных впадинах, увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция вла­галищного секрета становится кислой, появляются менструации, увеличиваются размеры таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член, вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают грудные железы. К концу подросткового периода (15 — 16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в под­мышечных впадинах, а на лобке — по мужскому типу, пигментиру­ется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции (непроизвольные семяизвержения).

В подростковом возрасте развивается механическая и словес­но-логическая память.

Юношеский возраст (16 — 21 год) совпадает с периодом созре­вания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном за­вершается, все аппараты и системы органов практически дости­гают морфофункциональной зрелости.

В зрелом возрасте (22 — 60 лет) строение тела изменяется мало, а в

пожилом (61 — 74 года) и старческом (75 — 90 лет) прослежи­ваются характерные для этих возрастов перестройки, которые изу­чает специальная наука — геронтология (от греч. geroп — старик). Временные границы старения варьируют в широких пределах у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходит сни­жение адаптивных возможностей организма, изменение морфо-функциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Активный образ жизни, регулярные занятия физической куль­турой замедляют процесс старения. Однако это возможно в пре­делах, обусловленных наследственными факторами.

Мужчины и женщины различаются по половым признакам (табл. 2), которые разделяют на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменения голоса и др.).

 

Таблица 2 Некоторые половые различия мужчин (м) и женщин (ж)

Пол

Показатели--------------------------------------------------------- ----------------

м ж

Длина тела Больше Меньше

Масса тела Больше Меньше

Туловище (относи- Короче Длиннее
тельные размеры)

Конечности Длиннее Короче

Плечи Шире Уже

Таз Уже Шире

Грудная клетка Длиннее, шире Короче, уже

Живот Короче Длиннее

Масса мышц Больше Меньше

Подкожная жиро- Меньше Больше
вая клетчатка

Кожа Толще Тоньше

Волосы Больше на лице, туловище, конеч- Меньше,
ностях, обильные на лобке и жи- на животе

воте до пупка отсутствуют

 

В анатомии имеются понятия о типах телосложения. Телосло­жение определяется генетическими (наследственными) фактора­ми, влиянием внешней среды, социальными условиями. Выделя­ют три типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморф­ный и долихоморфный. При мезоморфном (от греч. тesos — сред­ний, тоrphe— форма, вид) типе телосложения (нормостеники) анатомические особенности строения тела приближаются к ус­редненным показателям нормы (с учетом возраста, пола). Лица брахиморфного (от греч. brachys — короткий) типа телосложения (гиперстеники) имеют низкий рост, широкое туловище, склон­ны к полноте. Диафрагма у них расположена высоко, сердце ле­жит на ней почти поперечно, легкие короткие, мышцы развиты хорошо. Улиц долихоморфного типа телосложения (от греч. dolichos— длинный) высокий рост, длинные конечности. Мускулатура раз­вита слабо. Диафрагма расположена низко, легкие длинные, сердце лежит почти вертикально.

 

 

Анатомия человека изучает строение нормального (усредненно­го) человека, поэтому такую анатомию называют нормальной. Для удобства изучения положения органов, частей тела используют три взаимно перпендикулярные плоскости. Сагиттальная плоскость (от греч. sagitta — стрела) вертикально рассекает тело спереди назад. Фронтальная плоскость (от лат. frons — лоб) располагается перпен­дикулярно сагиттальной, ориентирована

 

справа налево. Горизонталь­ная плоскость занимает перпендикулярное положение по отноше­нию к первым двум, она отделяет верхнюю часть тела от нижней.

Через тело человека можно провести большое число таких плос­костей. Сагиттальную плоскость, отделяющую правую половину тела от левой, называют срединной плоскостью. Фронтальная плос­костьотделяет переднюю часть тела от задней.

В анатомии выделяют термины средний (медиальный, лежащий ближе к срединной плоскости) и боковой (латеральный, располо­женный на удалении от срединной плоскости). Для обозначения частей верхних и нижних конечностей применяются понятия про­ксимальный — находящийся ближе к началу конечности, и дисталъный — расположенный дальше от туловища.

При изучении анатомии употребляют такие термины, как пра­вый и левый, большой и малый, поверхностный и глубокий.

При определении у живого человека положения органов, про­екции их границ на поверхности тела используют вертикальные линии, проведенные через различные точки. Передняя срединная ли­ния проходит по середине передней поверхности тела, задняя сре­динная линия — вдоль остистых отростков позвонков. Обе эти линии соединяют правую половину тела с левой. Правая и левая грудинные (окологрудинные) линии проводятся вдоль соответствующих краев гру­дины, среднеключичная линия — вертикально через середину ключи­цы, подмышечные (передняя, средняя и задняя) линии — через сере­дину и соответствующие края подмышечной ямки, лопаточная ли­ния — через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия — рядом с позвоночником через реберно-поперечные суставы.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое зигота? Из чего и где она образуется?

2. Из каких эмбриональных структур образуются эктодерма и энтодер­ма? Какие органы из них развиваются в дальнейшем?

3. Когда и из чего образуется средний зародышевый листок?

4. Какие части выделяют у сомитов и у спланхнотома?

5. Какие факторы влияют на развитие зародыша?

6. Какие анатомические признаки характерны для новорожденного?

7. Какие системы и аппараты органов быстрее растут и развиваются у
детей, подростков, в юношеском возрасте?


<== предыдущая | следующая ==>
Тема 14. Государственное управление административно-политической сферой | Площадь РМУ предназначенная для станочного оборудования определяется при укрупненных расчетах в зависимости от площади занимаемой в среднем одним станком и от количества станков.

Date: 2016-07-25; view: 653; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию