Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современная модель школьного коллектива
Современная педагогическая наука рассматривает школьный коллектив как систему, состоящую из двух подсистем: педагогического и ученического коллективов, тесно связанных между собой, которые не могут существовать друг без друга. Педагогический коллектив - управляющая подсистема, ученический - преимущественно управляемая. Важнейшей функцией и той, и другой подсистемы является функция воспитательная. Это дало право А.С. Макаренко сказать, что в школе существует не два коллектива, а один, и, кроме того, это коллектив педагогический (так он называл и детский коллектив). Воспитательную функцию педагогического коллектива можно рассматривать как внутреннюю, направленную на сплочение своего коллектива и создание коллектива ученического, и внешнюю, направленную на использование воспитательных возможностей внешней среды и преобразование ее, создание среды коллектива школы (Н.С.Дежникова). Для того чтобы коллектив педагогов успешно реализовал эту функцию, надо, чтобы он был правильно сформирован и стал сплоченным. А.С. Макаренко указывал на то, что правильно сформированный учительский коллектив должен быть разновозрастным, разнополым, разнохарактерным. Молодые учителя чаще всего несут в коллектив энергию, инициативу, мажорное настроение; опытные педагоги – опыт, стабильность, они – хранители школьных традиций. Известно, что люди лучше понимают людей своего пола, поэтому для воспитания девочек и мальчиков важно, чтобы среди педагогов были люди обоего пола (в оптимальном варианте – поровну). Разнохарактерность педагогического коллектива – его естественное состояние; каждому учителю важно уметь ценить индивидуальность своих коллег, гордиться тем, что среди них есть весельчаки, которые смогут разрядить обстановку; есть серьезные люди, умеющие настроить всех на рабочий лад; есть «девочка, которую все любят, которой все хотят помочь» (А.С.Макаренко), своеобразный эмоциональный центр коллектива. Чтобы коллектив стал сплоченным, необходимо несколько условий: - руководителям школы надо хорошо знать педагогический потенциал каждого учителя и использовать его в совместной работе; - в коллективе должна быть выработана единая педагогическая позиция (педагогическое кредо коллектива); - надо педагогически целесообразно организовать совместную деятельность учителей, реализуя при этом принцип индивидуального и дифференцированного подхода, организуя разнообразную по содержанию и формам работу педагогов как в учебном, так и во внеучебном процессах, включая учителей в коллективное планирование и коллективный анализ совместной деятельности и др. Директор при этом выступает как координатор, своеобразный педагогический центр школы, ее коллектива. Более подробно остановимся на характеристике ученического коллектива. В нем выделяют формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуры. Формальная структура задается извне (педагогами) и представляет собой совокупность первичных коллективов школы, а также связи между ними и отдельными членами коллектива. А.С. Макаренко называл первичный коллектив основным путем «прикосновения» большого коллектива к личности ребенка. Выделяют несколько типов первичных коллективов (Л.И. Новикова): учебные (классные), клубные (объединения по интересам), трудовые (производственные бригады, лагеря труда и отдыха), общественные организации. Каждый из типов первичных коллективов характеризуется своими функциями. Так, основной функцией учебного коллектива является организация учебно-познавательной деятельности школьников; клубного - создание условий для развития творческих способностей и склонностей детей, их свободного общения, для самовыражения и самоутверждения в среде сверстников; трудового - формирование потребности к труду; общественных организаций - воспитание гражданского самосознания личности, ее социальной активности и ответственности. Все названные типы коллективов являются постоянными по способу своей организации. Кроме них, могут создаваться временные коллективы для организации каких-то дел и мероприятий (иногда их называют ситуативными). Все первичные коллективы тесно связаны между собой. Связи эти могут быть типа проникновения (на базе классного коллектива создается клуб подростков) и дополнения (клуб подростков создается на базе параллели классов). Нахождение ребенка в различных типах коллективов создает ему более благоприятные возможности для развития (при условии педагогически целесообразно организованной деятельности в этих коллективах). Неформальную структуру коллектива образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признаку симпатии, привязанности создаются малые контактные группы. Таким образом, неформальная структура коллектива возникает стихийно. Каждый школьник может входить в одну контактную группу, в несколько групп, не входить ни в одну. При этом он может быть членом контактных групп вне своего коллектива. Среди малых контактных групп есть группы, авторитетные для всех, лидирующие во всех видах деятельности; есть группы, авторитет которых ситуативен (например, в период подготовки школьного фестиваля искусств авторитетными становятся певцы, танцоры, артисты оригинального жанра). Кроме того, в коллективе могут быть группы детей, замкнутые в сфере своих интересов, не всегда совпадающих с интересами класса. Наконец, могут возникнуть группы, цели которых расходятся с целями коллектива, между ними и коллективом нередко возникают конфликты. Руководителю надо знать, какие группы существуют в коллективе, их состав, каковы отношения между этими группами; все это поможет в управлении взаимодействием между детьми. Итак, каждый школьник находится под влиянием коллектива и малых контактных групп, членом которых он является. Его положение в них может совпадать, не совпадать и даже находиться в противоречии, Важный показатель зрелости коллектива - сориентированность его формальной и неформальной структур, что достигается в результате совершенствования организационной структуры коллектива (Л.И.Новикова). Педагогический и ученический коллективы взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие естественно и объективно, однако проявляется по-разному на разных стадиях развития школьного коллектива. Особенность его в том, что субъекты взаимодействия находятся в неравных положениях: педагогический коллектив задает его содержание, структуру, характер. Взаимодействие - двусторонний процесс, поэтому можно говорить о взаимовлиянии учительского и ученического коллективов друг на друга. Жизнь педагогического коллектива «проецируется» на жизнь коллектива ученического и оказывает влияние на характер взаимоотношений его субъектов, стиль управления им, развитость самоуправленческой деятельности и т.д. Заметим, что на характер взаимодействия оказывает влияние не только коллектив учителей в целом, но и каждый учитель в отдельности. Ученический коллектив, в свою очередь, способствует сплочению педагогического коллектива (через взаимодействие учителей в организации воспитательной работы с детьми), стимулирует его развитие и может в определенной степени регулировать отношения в нем. Все вышесказанное подтверждает, что педагогически целесообразно организованное взаимодействие педагогического и ученического коллективов - важнейший фактор их развития.
Date: 2016-07-25; view: 415; Нарушение авторских прав |