Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология выбора профессииПонятие труд - одно из центральных в экономической теории и в обществоведении в целом - может и должно рассматриваться во множестве ракурсов. В последнее время, однако, все более активно разрабатываются ракурсы психологические. Это объясняется, пожалуй, двумя причинами, которые взаимосвязаны. Во-первых, на современном этапе существенно трансформируются характеристики и свойства большинства видов труда. Во-вторых, одновременно и во многом благодаря такой трансформации изменяются психологические установки людей по отношению к роли своей личности в трудовом процессе (что в свою очередь оказывает стимулирующее воздействие на преобразования в самих трудовых операциях). Социально-психологические параметры трудовой деятельности подлежат рассмотрению в аспектах выбора профессии, мотивации труда и меры удовлетворенности им. Выбор этот в решающей степени зависит оттого, как человек соотносит свои способности и возможности с требованиями, предъявляемыми тем или иным видом деятельности. Такое соотнесение - длительный процесс, начинающийся с попыток индивида определить в детстве и юности свою будущую профессию, так или иначе корректирующийся в ходе трудовой деятельности - в зависимости как от субъективных индивидуальных устремлений, так и от изменений в народном хозяйстве, на отдельных предприятиях и рабочих местах. Процесс выбора, разумеется, неодинаков у разных людей и на различных стадиях их зрелости. На этих стадиях он принимает различные формы - от туманных размышлений индивида о видах деятельности до весьма конкретных планов построения своего профессионального и жизненного пути. Восприятие профессии варьирует в зависимости от двух моментов. Во-первых, тут играют роль личностные характеристики (способности человека, его общие интересы, сумма знаний, пригодность к той или иной профессии, жизненный опыт). Во-вторых, многое вытекает из сложившейся ситуации (семейных традиций, условий воспитания, характера полученного образования, системы социальных связей личности). Важнейшая проблема - это возможности реализации сделанного индивидуального выбора в условиях конкуренции других претендентов. Я-конкурентоспособность - психологическое самочувствие работника на рынке труда. Собственные представления человека о профессии, о своих личных способностях к той или иной деятельности и вытекающие отсюда претензии, как известно, далеко не всегда совпадают с теми потребностями в рабочей силе, которые предъявляет рынок труда, с объективной рыночной оценкой претендента на конкретное рабочее место. Несколько десятилетий назад появилась теория "производственного выбора", согласно которой индивид, планируя будущую деятельность, сравнивает свое понимание профессии со взглядами тех, кто играет лидирующую роль в соответствующей сфере труда; отсюда выводилась закономерная ориентация на следование за этими лидерами - как в самой работе, так и в понимании связанных с нею проблем. Исследователи отмечают и такую закономерность: уже принятое на определенном этапе решение о выборе ограничивает спектр последующих вариантов действия; яркий пример - выбор выпускником школы того или иного вуза, весьма затрудняющий обучение в вузе другого профиля, если возникает желание получить не ту профессию, которой отдавалось предпочтение первоначально. Следует также отметить, что и первое решение не является полностью свободным. Оно изначально предопределяется некоторыми условиями: семейными традициями, местом проживания, влиянием окружающих людей, а также, разумеется, материальным достатком семьи. Проблема выбора профессии связана и с таким уже упомянутым вопросом, как динамика ценностей в восприятии человека. Его взгляды, система притязаний к той или иной профессии - все это может существенно изменяться со временем. Рядом исследователей замечено, что применительно к длительным периодам времени в странах развитой рыночной экономики проявляется тенденция относительного снижения запросов в области доходов и возможностей построения карьеры. Зато повышается значимость для человека возможных контактов, сменяемости видов деятельности, а также собственной ответственности. Иллюстрацией различных этапов восприятия определенной профессии и эволюции ценностных установок по отношению к ней может послужить сравнение, построенное на сопоставлении взглядов молодежи разных стран. В данной связи интересно, в частности, социологическое обследование, проведенное в Кельнском университете (ФРГ) и нацеленное на выявление мотивов выбора студентами своей профессии. Аналогичную работу провела исследовательская группа в Финансовой академии при Правительстве РФ (табл. 1). Как свидетельствуют приводимые данные, в условиях развитого рыночного общества (каким является ФРГ) наиболее сильным мотивом в выборе профессии выступает стремление к интересной деятельности. И для наших студентов этот момент существен, но в их ответах он не поднимается выше третьего места. Такой параметр, как желание работать самостоятельно, тоже весьма притягателен для немецких студентов. В условиях же нашей экономики переходного периода этот стимул пока действует относительно слабо, а первенствует возможность получения высокого дохода. Правомерно полагать, что по достижении более зрелого рыночного состояния экономики данный стимул в глазаx российских студентов займет примерно то же (восьмое) место, что и в глазах немецких. Для студентов обеих стран примерно одинаково важны возможности профессиональной карьеры. Таблица 1 Мотивы выбора профессии студентов экономических вузов ФРГ и России
Анализируя данные таблицы, можно установить существенное различие в общественном менталитете студентов ФРГ и России. Немецкие студенты проявляют интерес к профессии с более общих, чем россиийские, позиций: стремление стать личностью (а не просто иметь вы-с окне доходы) превалирует. Вместе с тем с точки зрения мнения о важности профессии для общества лидируют российские студенты. Сказывается более высокая нацеленность нашей вузовской молодежи ни а нужды общества, что означает: традиционно сложившаяся в стране система взглядов пока остается в силе. Процесс поиска людьми направления своей будущей деятельности исследователи связывают также с понятием "зрелось профессионального выбора"; речь идет о степени подготовленности индивида к восприятию реальных условий труда (в рамках выбранной специальности). Как правило, у большинства людей поначалу превалируют завышенные ожидания и претензии. Столкновение же с реальной действительностью заставляет человека корректировать свои взгляды. Стоит обратить внимание и еще на одну сторону дела, касающуюся действий организации, которая отбирает претендентов. Рассмотрение кандидатуры поступающего на работу имеет два относительно самостоятельных аспекта. Во-первых, речь идет об ожидаемом результате труда данного кандидата. Во-вторых, интерес представляет так называемый эффект взаимодействия: организации важно знать, как стимулирующее (и результирующее) влияние может оказать деятельность Си даже сам факт пребывания на рабочем месте) данного человека на (-производительность (а также на эмоциональное поведение) других сотрудников. В нынешних российских условиях проблеме «новый сотрудник» - возможные изменения психологического климата в коллективе" - теории ни на практике пока не придается должного значения. Ситуация в этом отношении, можно надеяться, улучшится со становлением в России системы цивилизованных рыночных отношении. Однако уж сегодня организации, решая вопрос о выборе сотрудника, должны строить свою методику не только на основе выявления способности кандидата, но и исходя из анализа соотношения "личность – ситуация».
|