Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическое отношение к государственным расходам ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В странах с развитой рыночной экономикой эмоциональное отношение человека к бюджетным расходам государства, как уже отмечалось, выражено слабее, чем его реакция на налоговые процессы. И все же расходование государственных средств порождает в обществе немало психологических проблем, в связи с чем в западных странах был проведен ряд социологических исследований по данным аспектам. В результате получен вывод: оценка населением роли государства в развитии экономики с помощью средств бюджета, как правило, искажается. Как бы ни старался человек воспринять процесс государственного финансирования с нейтральной, т.е. с объективной, точки зрения, элемент субъективного подхода фактически всегда сохраняется, а часто и доминирует. Конечно, пропорция между объективным и субъективным в позиции каждого человека может быть разной, определяясь уровнем его культуры и профессионального экономического образования, менталитетом. Обратимся к деталям искаженного восприятия населением государственных финансовых программ. Изучение этого феномена в странах Западной Европы и в США привело к ряду интересных результатов. Первое, что повсеместно бросается в глаза, - недовольство населения тем количеством благ, которые оно получает от государства. И это - несмотря на то, что объем предоставляемых населению государством социальных выплат в западных странах в течение всего послевоенного периода неуклонно возрастал. Второй итог состоит в установлении недовольства представителей конкретных социальных групп по поводу того, что индивиды, принадлежащие к иным группам, получают больше, чем они. Третий выявленный аспект психологического недовольства по отношению к затратам государства - убеждение представителей ряда социальных групп в том, что государство вообще неверно структурирует свои финансовые расходы. Рассмотренные реакции населения на действия государства заставляют о многом задуматься. Естественно, например, умозаключить, что вряд ли власть предержащие имеют шансы на длительный успех в политической области, пытаясь набирать голоса избирателей путем усиления финансовых расходов в пользу определенных социальных групп. Более того, тут может складываться парадоксальная ситуация: проводя политику целевого финансирования, руководство страны потеряет больше голосов своих избирателей, чем приобретет. Жизнь показывает, что активность государства в перманентном обеспечении средствами какого-то конкретного слоя населения встречает у него довольно сдержанную положительную реакцию, но наталкивается на резкое недовольство других слоев населения, которым не достался "кусок общего пирога". Попытка через какое-то время удовлетворить недовольных лишь воспроизводит ту же ситуацию при перестановке мест участников. Проведенные в западных странах исследования показали, что на стороне спроса существует (как правило, постоянно) искаженное представление о масштабах финансовых трансфертов правительства. С одной стороны, это связано с объективной сложностью оценки осуществленных государством мер. С другой стороны, сказывается неизбежное искажение реальностей в восприятии людей, обладающих определенными субъективными интересами. При этом следует учитывать и некоторые характерные недостатки в реакции самого государства (т.е. со стороны предложения). Если финансовая политика строится преимущественно на канонах традиционной экономической теории, то аллокация (распределение) общественных благ осуществляется без должной и быстрой реакции на запросы разных социальных групп. Зачастую обходятся также стороной необходимые и достаточно часто меняющиеся приоритеты. В этой ситуации руководству страны могут помочь финансово-психологические исследования (широкая и умелая пропаганда их результатов к тому же способна нацелить внимание населения на имманентно дефицитный характер аллокации, на неизбежно ограниченные возможности данного процесса). Понятно, что ситуация с восприятием государственного финансирования в современной России принципиально более сложна, чем в экономически развитых странах Запада. Это обусловлено глубоким и затяжным народнохозяйственным кризисом, а также следующими тремя факторами: сильной зависимостью социального положения значительных масс населения от прямого финансирования из бюджета; сохранением преимущественно государственной формы финансирования социальных сфер - образования, здравоохранения и социального обеспечения; наличием укоренившихся традиций получения чуть ли не всех благ именно от государства. Специфической формой реакции на политику государственных расходов являются в этой связи, во-первых, обостренный экстремизм в требованиях и, во-вторых, отсутствие должного умения одних групп населения уважать интересы других. Эти обстоятельства (проявляющиеся в размахе забастовочных акций, в лоббистской деятельности в госструктурах и т.п.) усугубляются тем, что в условиях неравновесной экономики государство не может еще вести постоянную, четко реализуемую структурную политику, постепенно закрывая старые отрасли и переучивая работников на новые профессии (как это начали делать с 80-х годов некоторые западноевропейские страны); для такой работы нет необходимых средств. Российскому обществу еще предстоит осознать, что сложные проблемы экономики (а в переходном и кризисном состоянии эта сложность многократно возрастает) нужно решать не путем красногвардейской атаки одной "армии населения" на другую, а на основе реализации прав и ответственности каждой группы, каждого социального слоя. Лучший вариант решения, как показал опыт развитых стран, - в нахождении системы социального взаимосогласия, базируемого на разумных компромиссах.
|