Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая политика и ее психологические компоненты





Экономическая политика, как известно, воплощается в совокупно­сти форм и методов государственного регулирования экономики, тео­ретические аспекты которого обстоятельно изучены экономической нау­кой, занимающейся главным образом объективными основами регули­рования. Значительно меньшее внимание пока привлекают субъектив­ные, психологические параметры государственной активности в эко­номике, хотя их наличие и немалую значимость едва ли можно отри­цать.

Что же представляет собой комплекс этих параметров? Это, оче­видно, система целевых установок, зависящих от множества факторов, влияющих на формирование экономических намерений государства. Среди таких факторов следующие: созданный в ходе исторического развития экономический потенциал страны; характер избранной моде­ли социально-экономического развития; социально-политический уро­вень развития общества и его институциональная структура; объем на­копленного страной опыта и степень его изученности; менталитет на­ции; институт лидерства. В ракурсе психологического анализа наиболь­ший интерес среди отмеченных факторов вызывают два последних.

Менталитет - совокупность типичных психологических свойств нации, которые должны учитываться при выработке курса экономичес­кой политики.

Разные нации неодинаково воспринимают различные аспекты жиз­ни. Так, признано, что для народов, населяющих преимущественно юж­ные страны (Африку, Индию, Южную Европу), более привлекательным началом является радость самой жизни, а смысл существования чело­века состоит не столько в постоянной трудовой деятельности как тако­вой, сколько в самом факте жизненного бытия; любопытно, что в традициях южных стран практически отсутствовало восприятие времени как лимитированного фактора, а у некоторых народностей в Африке поня­тия времени нет вообще. Иначе воспринимается смысл жизни народа­ми Центральной и Северной Европы, США, Канады: он видится в достижении новых прагматичных результатов человеческой деятельности и в самой этой деятельности. Здесь время - важнейшее и постоянно де­фицитное благо, а стрессовый стиль жизни - типичное явление.

Имеет свою специфику, разумеется, и российский менталитет. В общем виде она проявляется в следующих характеристиках: более сла­бая (по сравнению с "северной группой стран") ориентация на рацио­нализм и более интенсивно выраженные элементы иррациональности (а значит, и непредсказуемости поведения); повышенная тяга к духов­ной, интеллектуально-эмоциональной стороне жизни; отсутствие у зна­чительной части населения стремления к самостоятельности, активно­му проявлению своей личностной роли (что имеет место там, где наи­более широко распространено реформистское направление христиан­ства - в США, Англии, ФРГ); предпочтение групповых форм экономи­ческой и прочей деятельности (это исторически обусловлено небла­гоприятным климатом и длительно сохраняющимися относительно худ­шими материальными условиями жизни).

Особенности российского менталитета оказали значительное вли­яние на проводившийся в течение десятилетий курс экономической политики. Правда, у нового поколения россиян жизненные ориентиры во многом становятся иными. Рыночная ситуация меняет психологи­ческие установки и систему оценок, что иллюстрируется данными оп­роса, проведенного в 1997 г. исследовательской группой Финансовой академии среди студентов, магистров, аспирантов и представителей бизнеса, повышающих свое экономическое образование (табл. 3).

Тест засвидетельствовал, что ведущей ценностью россияне счита­ют заботу о нуждах всей страны, однако в системе ценностей уже за­метны сугубо индивидуалистические интересы и надежда на внешнюю поддержку. Это, разумеется, определенный сигнал о тех ориентациях, которых желательно придерживаться тем специалистам, коим в после­дующем придется заниматься экономической политикой в разных ее проявлениях.

Различия в восприятии ценностей в разных странах сказываются и на характере формирования целей экономической политики. В первой называвшейся выше группе стран (условно - "южной группе") проводи­мый государством курс отличается относительно расплывчатой целе­вой ориентацией (такой подход, на мой взгляд, наблюдается в Италии, Испании, Португалии, Греции, Японии и Индии, странах Ближнего Вос­тока или в африканских государствах). Иная ситуация в "северной груп­пе" стран, где выработка программной экономической цели - доста­точно типичное явление. В качестве примера назову модели, обозна­чаемые как "социальное рыночное хозяйство" (ФРГ), "общество благоденствия", "рейганомика" (США), "социальная экономика" (Швеция), "тэтчеризм" (Англия).


Тест 1. О чем должен заботиться каждый россиянин в период сложной экономической ситуации? (% к числу опрошенных)

 

Варианты ответов Студенты-экономисты Работники государственных и частных предприятий, учреж­дений, бизнесмены
О нуждах всей страны 39,8 38,0
Прежде всего о себе 26,1 24,1
Об источниках помо­щи извне 24,4 31,4
О повышении своей активности 6,1 4,4
Прочие 4,2 2,2

 

Немаловажную роль в экономической политике играет институт лидерства, т.е. влияние личностных качеств высших государственных руководителей на выбор экономического курса. Применительно к за­падным странам можно отметить особую роль в этом смысле, напри­мер, Ф. Рузвельта, Ш. де Голля, Л. Эрхарда, Р. Рейгана, М. Тэтчер. На экономической политике нашей страны определенно сказались соот­ветствующие качества генеральных секретарей КПСС и первых прези­дентов СССР и России.

Каждый из двух психологических факторов - менталитет и инсти­тут лидерства - ощутимо воздействует на модель экономической по­литики государства. Немалую роль при этом играет и их взаимосочета­емость, отнюдь не всегда обеспечиваемая. И это нетрудно объяснить: менталитет - весьма устойчивое явление, тогда как своевременный приход талантливого лидера - во многом дело случая. Но закономер­но, что удачная комбинация двух названных факторов играет важней­шую роль в успешном достижении намеченных целей экономической политики.

В качестве иллюстрации можно сослаться на практику трех стран. Для Италии, например, характерен менталитет, скажем так, "свободно­го и радостного отношения к жизни"; вместе с тем итальянцам недо­стает экономической дисциплинированности. Это обстоятельство, а также отсутствие на политическом горизонте ярких лидеров во многом объясняют то, что курс экономической политики этой страны не получил четко выраженной ориентации. Привычной стала частая смена ка­бинетов министров. В результате экономические достижения страны более скромны, чем могли бы быть при благоприятной комбинации психологических факторов.

Иная ситуация в ФРГ. Трудовая нацеленность нации была дополне­на и усилена деятельностью плеяды ярких лидеров: Л. Эрхарда, К. Адена­уэра, В. Брандта, Г. Коля. Существует мнение, что если бы у руля страны в конце 40-х годов не оказалось такой личности, как Л. Эрхард, не состо­ялось бы и "немецкое экономическое чудо". Итогом удачной компонов­ки в данной стране двух психологических факторов является эффектив­ная модель экономической политики, которая по сути не меняется даже при переходе государственной власти от одной партии к другой.

Применительно к России нельзя не отметить своеобразие мента­литета и наличие в нынешнем столетии ярких, но, как правило, ради­кально настроенных лидеров. Все это привело к колебаниям между диаметрально противоположными, но обычно равным образом экстре­мальными направлениями экономического развития. Правда, в настоя­щее время предпосылки для стабильного варианта государственного регулирования, наконец, создаются. Однако дело пока тормозится мно­гими факторами, связанными со спецификой переходного состояния страны и с противоборством различных политических и социальных группировок.


Касаясь более конкретных задач экономической политики, в реа­лизации которых заметна роль социально-психологических обстоя­тельств, важно выделить следующие три позиции.

1. Политика регулирования в известном смысле осуществляется путем воздействия на сознание (и подсознание) субъектов экономики. Намечаемая при этом цель - коррекция их поведения. Методы воз­действия на субъектов рыночной экономики носят, понятно, преиму­щественно косвенный характер: государство видит свою задачу в том, чтобы создать у частных владельцев стимул к принятию таких решений, которые соответствовали бы намерениям государства. Иначе говоря, главные рычаги регулирования рыночной экономики выступают по сути в форме психологического влияния на поведение людей. Ситуация уп­рощается, коль скоро речь идет о регулировании объектов государствен­ной собственности. В рыночном хозяйстве это, как правило, объекты инфраструктуры, более скромная собственность у государства обычно имеется в сфере производства (как правило, это пакеты акций крупных корпораций); в России же субъекты государственной собственности играют пока еще заметную роль. Регулирующие меры по отношению к государственному сектору в большинстве случаев принимаются в виде относительно прямых предписаний. Мотивационный механизм в этом случае очевиден: материальное положение руководителя в немалой степени зависит от его исполнительности (косвенные методы мотива­ции используются ограниченно).

2. Другая целевая ориентация государства, в рамках которой ощу­тима психологическая составляющая, - достижение в стране социаль­ного равновесия. Оно предполагает такое состояние общества, при ко­тором поддерживается общенациональное чувство спокойствия и от­носительной материальной удовлетворенности. Эта цель достигается
путем осуществления различных социальных программ (помощи мало­
имущим, одиноким матерям, безработным и т.д.). Психологическое
влияние подобных регулирующих мер проявляется не только в том, что
укрепляется доверие к государству. Сам факт отсутствия конфликтов
по поводу материального положения различных социальных слоев -
важное условие дальнейшего экономического развития.

3. В комплекс целей экономической политики государства входит
стремление к созданию своего имиджа: чем он лучше, тем выше эф­фективность мер регулирования. Здесь существенны четкость прини­маемых программ и планов, пунктуальный контроль за их выполнени­ем, логичность и рациональность действий, быстрота реакции на зап­росы экономики. Сильное психологическое воздействие на субъектов экономики оказывает публикуемая государством информация о пла­нах бюджетных расходов и доходов на два-три года; она создает ощу­щение доверия (или, напротив, недоверия) к правительству. Эффект доверия так или иначе побуждает агентов рынка более корректно и дис­циплинированно вести себя по отношению к запросам государства (прежде всего по линии платежей налогов). Публикуя планы своих рас­ходов, правительство тем самым как бы сообщает субъектам экономи­ки, что в реализации своих замыслов (в том числе по социальным про­граммам) государство надеется на них, на то, что каждый предприни­матель и вообще налогоплательщик сумеет осознать свою долю ответ­ственности. Если жесткое плановое регулирование, присущее центра­лизованной экономике, создает психологический элемент давления,
то мягкие формы финансового планирования в рыночной экономике
(где нет указаний и приказов государства в области производства) спо­собствуют формированию у хозяйствующих субъектов психологии парт­нерства и сотрудничества с государством, улучшают его имидж.


Через это улучшение государство влияет и на потенциальных из­бирателей. Зависимость от них ориентирует правительство на прове­дение экономической политики, вызывающей максимум симпатии у населения. Эмоциональный эффект влияния государства на сознание и подсознание граждан особо существен при профессионально уме­лой и тонкой подаче информации о государственных лидерах. Главное же в завоевании симпатий избирателей - учет объективной дифференцированности целей различных социальных групп и соответствую­щее маневрирование в экономической политике. Выстраивая эконо­мическую политику, правительство ориентируется на гибкую и пооче­редную реализацию целей с учетом их приоритетности для разных об­щественных групп, строя своего рода коридор колебаний экономического курса. За его пределы выходить нерационально (может нарушить­ся динамическое равновесие), однако колебания в его рамках, отража­ющие динамику психологического состояния общества, желательны.

 







Date: 2016-07-25; view: 1073; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию