Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экономическая политика и ее психологические компоненты
Экономическая политика, как известно, воплощается в совокупности форм и методов государственного регулирования экономики, теоретические аспекты которого обстоятельно изучены экономической наукой, занимающейся главным образом объективными основами регулирования. Значительно меньшее внимание пока привлекают субъективные, психологические параметры государственной активности в экономике, хотя их наличие и немалую значимость едва ли можно отрицать. Что же представляет собой комплекс этих параметров? Это, очевидно, система целевых установок, зависящих от множества факторов, влияющих на формирование экономических намерений государства. Среди таких факторов следующие: созданный в ходе исторического развития экономический потенциал страны; характер избранной модели социально-экономического развития; социально-политический уровень развития общества и его институциональная структура; объем накопленного страной опыта и степень его изученности; менталитет нации; институт лидерства. В ракурсе психологического анализа наибольший интерес среди отмеченных факторов вызывают два последних. Менталитет - совокупность типичных психологических свойств нации, которые должны учитываться при выработке курса экономической политики. Разные нации неодинаково воспринимают различные аспекты жизни. Так, признано, что для народов, населяющих преимущественно южные страны (Африку, Индию, Южную Европу), более привлекательным началом является радость самой жизни, а смысл существования человека состоит не столько в постоянной трудовой деятельности как таковой, сколько в самом факте жизненного бытия; любопытно, что в традициях южных стран практически отсутствовало восприятие времени как лимитированного фактора, а у некоторых народностей в Африке понятия времени нет вообще. Иначе воспринимается смысл жизни народами Центральной и Северной Европы, США, Канады: он видится в достижении новых прагматичных результатов человеческой деятельности и в самой этой деятельности. Здесь время - важнейшее и постоянно дефицитное благо, а стрессовый стиль жизни - типичное явление. Имеет свою специфику, разумеется, и российский менталитет. В общем виде она проявляется в следующих характеристиках: более слабая (по сравнению с "северной группой стран") ориентация на рационализм и более интенсивно выраженные элементы иррациональности (а значит, и непредсказуемости поведения); повышенная тяга к духовной, интеллектуально-эмоциональной стороне жизни; отсутствие у значительной части населения стремления к самостоятельности, активному проявлению своей личностной роли (что имеет место там, где наиболее широко распространено реформистское направление христианства - в США, Англии, ФРГ); предпочтение групповых форм экономической и прочей деятельности (это исторически обусловлено неблагоприятным климатом и длительно сохраняющимися относительно худшими материальными условиями жизни). Особенности российского менталитета оказали значительное влияние на проводившийся в течение десятилетий курс экономической политики. Правда, у нового поколения россиян жизненные ориентиры во многом становятся иными. Рыночная ситуация меняет психологические установки и систему оценок, что иллюстрируется данными опроса, проведенного в 1997 г. исследовательской группой Финансовой академии среди студентов, магистров, аспирантов и представителей бизнеса, повышающих свое экономическое образование (табл. 3). Тест засвидетельствовал, что ведущей ценностью россияне считают заботу о нуждах всей страны, однако в системе ценностей уже заметны сугубо индивидуалистические интересы и надежда на внешнюю поддержку. Это, разумеется, определенный сигнал о тех ориентациях, которых желательно придерживаться тем специалистам, коим в последующем придется заниматься экономической политикой в разных ее проявлениях. Различия в восприятии ценностей в разных странах сказываются и на характере формирования целей экономической политики. В первой называвшейся выше группе стран (условно - "южной группе") проводимый государством курс отличается относительно расплывчатой целевой ориентацией (такой подход, на мой взгляд, наблюдается в Италии, Испании, Португалии, Греции, Японии и Индии, странах Ближнего Востока или в африканских государствах). Иная ситуация в "северной группе" стран, где выработка программной экономической цели - достаточно типичное явление. В качестве примера назову модели, обозначаемые как "социальное рыночное хозяйство" (ФРГ), "общество благоденствия", "рейганомика" (США), "социальная экономика" (Швеция), "тэтчеризм" (Англия). Тест 1. О чем должен заботиться каждый россиянин в период сложной экономической ситуации? (% к числу опрошенных)
Немаловажную роль в экономической политике играет институт лидерства, т.е. влияние личностных качеств высших государственных руководителей на выбор экономического курса. Применительно к западным странам можно отметить особую роль в этом смысле, например, Ф. Рузвельта, Ш. де Голля, Л. Эрхарда, Р. Рейгана, М. Тэтчер. На экономической политике нашей страны определенно сказались соответствующие качества генеральных секретарей КПСС и первых президентов СССР и России. Каждый из двух психологических факторов - менталитет и институт лидерства - ощутимо воздействует на модель экономической политики государства. Немалую роль при этом играет и их взаимосочетаемость, отнюдь не всегда обеспечиваемая. И это нетрудно объяснить: менталитет - весьма устойчивое явление, тогда как своевременный приход талантливого лидера - во многом дело случая. Но закономерно, что удачная комбинация двух названных факторов играет важнейшую роль в успешном достижении намеченных целей экономической политики. В качестве иллюстрации можно сослаться на практику трех стран. Для Италии, например, характерен менталитет, скажем так, "свободного и радостного отношения к жизни"; вместе с тем итальянцам недостает экономической дисциплинированности. Это обстоятельство, а также отсутствие на политическом горизонте ярких лидеров во многом объясняют то, что курс экономической политики этой страны не получил четко выраженной ориентации. Привычной стала частая смена кабинетов министров. В результате экономические достижения страны более скромны, чем могли бы быть при благоприятной комбинации психологических факторов. Иная ситуация в ФРГ. Трудовая нацеленность нации была дополнена и усилена деятельностью плеяды ярких лидеров: Л. Эрхарда, К. Аденауэра, В. Брандта, Г. Коля. Существует мнение, что если бы у руля страны в конце 40-х годов не оказалось такой личности, как Л. Эрхард, не состоялось бы и "немецкое экономическое чудо". Итогом удачной компоновки в данной стране двух психологических факторов является эффективная модель экономической политики, которая по сути не меняется даже при переходе государственной власти от одной партии к другой. Применительно к России нельзя не отметить своеобразие менталитета и наличие в нынешнем столетии ярких, но, как правило, радикально настроенных лидеров. Все это привело к колебаниям между диаметрально противоположными, но обычно равным образом экстремальными направлениями экономического развития. Правда, в настоящее время предпосылки для стабильного варианта государственного регулирования, наконец, создаются. Однако дело пока тормозится многими факторами, связанными со спецификой переходного состояния страны и с противоборством различных политических и социальных группировок. Касаясь более конкретных задач экономической политики, в реализации которых заметна роль социально-психологических обстоятельств, важно выделить следующие три позиции. 1. Политика регулирования в известном смысле осуществляется путем воздействия на сознание (и подсознание) субъектов экономики. Намечаемая при этом цель - коррекция их поведения. Методы воздействия на субъектов рыночной экономики носят, понятно, преимущественно косвенный характер: государство видит свою задачу в том, чтобы создать у частных владельцев стимул к принятию таких решений, которые соответствовали бы намерениям государства. Иначе говоря, главные рычаги регулирования рыночной экономики выступают по сути в форме психологического влияния на поведение людей. Ситуация упрощается, коль скоро речь идет о регулировании объектов государственной собственности. В рыночном хозяйстве это, как правило, объекты инфраструктуры, более скромная собственность у государства обычно имеется в сфере производства (как правило, это пакеты акций крупных корпораций); в России же субъекты государственной собственности играют пока еще заметную роль. Регулирующие меры по отношению к государственному сектору в большинстве случаев принимаются в виде относительно прямых предписаний. Мотивационный механизм в этом случае очевиден: материальное положение руководителя в немалой степени зависит от его исполнительности (косвенные методы мотивации используются ограниченно). 2. Другая целевая ориентация государства, в рамках которой ощутима психологическая составляющая, - достижение в стране социального равновесия. Оно предполагает такое состояние общества, при котором поддерживается общенациональное чувство спокойствия и относительной материальной удовлетворенности. Эта цель достигается 3. В комплекс целей экономической политики государства входит Через это улучшение государство влияет и на потенциальных избирателей. Зависимость от них ориентирует правительство на проведение экономической политики, вызывающей максимум симпатии у населения. Эмоциональный эффект влияния государства на сознание и подсознание граждан особо существен при профессионально умелой и тонкой подаче информации о государственных лидерах. Главное же в завоевании симпатий избирателей - учет объективной дифференцированности целей различных социальных групп и соответствующее маневрирование в экономической политике. Выстраивая экономическую политику, правительство ориентируется на гибкую и поочередную реализацию целей с учетом их приоритетности для разных общественных групп, строя своего рода коридор колебаний экономического курса. За его пределы выходить нерационально (может нарушиться динамическое равновесие), однако колебания в его рамках, отражающие динамику психологического состояния общества, желательны.
Date: 2016-07-25; view: 1073; Нарушение авторских прав |