Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы экономической психологии

ЛЕКЦИЯ 1.

1.1. Становление экономической психологии как науки

1.2. Предмет и области исследования экономической психологии

1.3. Взаимосвязь экономической психологии с другими науками

 

1.1. Становление экономической психологии как науки

В мировом багаже знаний уже достаточно давно существовали две науки — экономическая теория и психология, которые с конца прошлого века находились в близком, достаточно обозримом друг для друга пространстве. Однако новой смежной науки - «экономической психологии» или «психологической зкономики» в тот период не появилось. Тем не менее, исследо­вательские пути двух наук периодически пересекались. В ряде прикладных экономических дисциплин, прежде всего связан­ных с рекламой, управлением, организацией труда, стали по­степенно проявляться элементы психологического анализа.

Во второй половине XX в. потребность в формировании полноценной, междисциплинарной науки стала очевидной. Экономическая практика все чаще свидетельствовала, что дело­вая жизнь не всегда строится лишь на основе рациональных ус­тановок (по которым, как это следовало из выводов неоклассической экономической теории, она должна была развиваться). Эмоциональный, психологический фактор порой играет ре­шающую роль. Это приводит к тому, что достаточно многие экономические решения принимаются на базе не столько логи­ческой, сколько эмоциональной оценки.

О таком развитии событий говорит и известный немецкий специалист, директор Института экономической социологии и психологии при Кельнском университете профессор Гюнтер Висведе. В своей работе «Введение в экономическую психоло­гию» он отмечает, что ученые и практики едины во мнении: в экономической жизни далеко не все происходит на основе ра­циональных установок. Психологический фактор часто имеет доминирующее значение.

В связи с этим в обществе постоянно нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ори­ентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям, как ощущения, интуиция уча­стников сделок, их понимание себя и окружающих, умение решать конфликты. Все важнее становилась задача предугады­вания возможной нерасчетливости, непредсказуемости или не­ожиданности в поведении партнеров и конкурентов.

Прагматические и чисто научные потребности стали пред­посылкой постепенного формирования единой, гомогенной дисциплины экономической психологии. По словам Г. Висведе, данное научное поле постепенно начало объеди­нять отдельные направления прикладной экономической психологии. Положительная сторона этого процесса состояла в том, что экономическая психология, выступая в форме цельной науки, позволяла более глубоко понимать (а также, предугадывать) влияние психологического фактора не только в микро­экономических, но и макроэкономических процессах.

 

1.2. Предмет и области исследования экономической психологии

Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще не завершено, неизбежно возникают опреде­ленные методические сложности в вопросе об обозначении предмета исследования. Существует два подхода к данной дисцип­лине. Их различие состоит в масштабности позиций: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро- или макроэкономический ра­курс. В первом случае предметом науки является изучение эконо­мического поведения индивида, группы, социального слоя в мас­штабах рабочего места, производственного участка, фирмы, кон­церна, а во втором экономическое поведение населения, государства. Кроме того, вопрос о предмете можно рассмотреть и в иной плоскости. К данной науке допустимо подходить с двух позиций: видеть в ней преимущественно экономическую, либо, наоборот, - психологическую сторону. В обоих случаях диффе­ренцированной будет и характеристика предмета исследования.

Некоторые зарубежные авторы предложили идею о разум­ности доминирующей роли психологического параметра, на­звав, соответственно, данный предмет термином «психологиче­ский экономикс» или «бихевиористский (т.е. поведенческий) экономикс». Эта концепция состоит в том, чтобы отойти от принятой в экономической науке достаточно сильной ориента­ции на построение моделей.

Сторонники второго подхода предпо­читают обозначать стык двух наук выражением «экономическая психология». Он ориентируется на конкретно-аналитический ана­лиз экономических решений. В качестве основы используются данные, полученные в ходе эконо­мического и социально-психологического анализа явлений. Этот вариант подхода оказался более популярным среди исследовате­лей. В его развитии наблюдалось несколько этапов, отражающих изменения взглядов. Согласно данной эволюции частично меня­лось и мнение о предмете экономической психологии.


Первая волна исследований связана с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 г. вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». Особенность методического подхода Тарда состояла в том, что ему удалось заложить основы «социально-ориентированной психологии экономической жизни». Именно этот вариант научного взгляда соответствует сложившемуся к на­стоящему времени понятию «экономическая психология».

Зародившись во Франции новая наука рапространилась в начале XX в. и в Германии. «Отцом экономической психоло­гии» в этой стране принято называть X. Мюнстерберга. Мюнстерберг сделал заметный вклад в дело научной кооперации между национальной экономи­ей и психологией. Он изучал преимущественно сферу микро­экономических проблем, например, вопросы монотонности тру­да, его организации, степени справедливости получаемой оплаты и т.д. Его работы положили также начало экспериментальному анализу эффекта рекламы в экономике Германии.

Однако первая волна научного развития экономической психологии долго просуществовать не смогла, так как не полу­чила дальнейшего развития в работах других экономистов. Прошло несколько десятилетий прежде чем интерес к данной научной концепции возник вновь.

Вторая волна исследований развернулась в США и Франции лишь в 50-е годы. Она связана прежде всего с именами двух ученых: Г. Катоны и П. Ренольда. Ее особенность заключа­лось в использовании исследователями психологических подхо­дов применительно к макроэкономике. Работы американского экономиста-психолога Катоны посвящены прежде всего эко­номическому поведению потребителей и предпринимателей, в том числе иррациональности действий покупателей. Был пред­ложен вариант классификации экономического поведения: им­пульсивное и традиционное (т.е. привычное). Кроме того, он ввел понятие «подлинного», т.е. фактического решения, принятие которого во многом зависит от ожиданий. В целом в данной кон­цепции большое внимание уделено самому факту появления чув­ства ожидания и его влиянию на принятие экономических реше­ний (например, по поводу потребления или инвестиций).

Интересы французского исследователя Ренольда затрагива­ли проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства, положения в мировой экономике разви­вающихся стран.

Вторая волна развития экономической психологии подобно первой не получила массового продолжения. Лишь немного позже, в конце 60-х и в 70-х годах исходные позиции второй волны получили некоторое отражение в работах немецких уче­ных Б. Штрюмпеля и Г. Шмельдерса.

80-е годы принято считать началом третьей волны данного научного развития. Один из ее признаков - появление регу­лярного издания «Журнала экономической психологии». Его инициатором стали голландские, английские и скандинавские экономисты-психологи. С середины данного десятилетия быст­ро выходят в свет коллективные научные труды, словари, пер­вые учебники, которые базируются на современном уровне психологических исследований. Авторам этих работ удалось в значительной мере создать связующий мост между экономической и психологической нау­ками.


Определенная раздробленность новой науки в настоящее время продолжает сохраняться. Следует признать: институцио­нализировать единый курс экономической психологии как науки, в котором в качестве ядра было бы общее научное направление (вокруг которого группировались бы отдельные специализированные направления), пока еще не удается.

 

1.3 Взаимосвязь экономической психологии с другими науками

Курс экономической психологии появился на научной сце­не относительно поздно. Это предопределило некоторые слож­ности и, прежде всего, необходимость нахождения своего «жизненного пространства». Многие важные для нее понятия и явления были уже затронуты сложившимися науками. Поэтому искать свое место и укреплять его пришлось во взаимодействии с такими науками, как:

· общая психология

· социология

· экономическая теория.

В связи с этим рассмотрим общие и дифференцированные элементы данных научных направлений, что поможет опреде­лить сферу развития каждой из названных наук.

Соотношение между экономической и общей психологией стро­ится по следующим параметрам. Задача общей психологии состоит в изучении переживаний и психологического поведения индивида. Она сводится к трактовке сознательного и бессозна­тельного в поведении человека. Изучение мира инстинктов, рефлексов, закономерностей реакции индивида на воздейст­вующие стимулы - вот та сфера, в которой обе названные дисциплины взаимодействуют между собой.

В рамках данной науки существуют различные, доста­точно отличающиеся друг от друга школы. Каждая из них по-своему видит предмет исследования, обусловливая диссо­нанс в подходах к предмету общей психологии, что косвенно объясняет некоторые сложности в становлении экономической психологии. Следует также иметь ввиду, что заметна установка многих теоретиков по общей психологии обращать мало вни­мания на сферу экономики. Исключение, пожалуй, составила лишь область рекламы, где к помощи психологов фирмы обра­тились еще в начале века.

Обратимся теперь к соотношению между экономической пси­хологией и социологией. Известно, что социология занимается исследованием социальных структур, групповых стимулов, по­ведения отдельных слоев общества. Близость данной науки к экономической психологии объясняется следующим. Изучать реакции человека в экономической жизни невозможно лишь на основе его частного поведения. Экономика — область взаимодействия людей, групп, слоев общества. Например, вряд ли можно рассматривать проблемы трудовой морали или степени удовлетво­рения работой (аспекты экономической психологии) без учета та­ких параметров, как характер взаимоотношений в трудовом кол­лективе, социальные перемены в структуре общества, сложившая­ся в стране система распределения социальных благ (аспекты социологии). Следовательно, происходит определенная взаим­ная «подпитка» обеих рассматриваемых дисциплин.


Кроме того, из социологии вышла и отпочковалась как са­мостоятельная наука социальная психология, с которой эконо­мическая психология имеет определенную конкурирующую об­ласть. Характер исследований порой очень близок. Социальные психологи активно изучают проблемы взаимоотношений парт­неров, методы улучшения взаимодействия людей в трудовых коллективах, варианты решения конфликтных ситуаций. Дан­ные вопросы являются (в широком смысле) одним из состав­ляющих элементов курса экономической психологии. Однако, подходя более конкретно, необходимо учитывать, что преиму­щественная ориентация экономической психологии — не мик­ро-, а макроэкономика, т.е. изучение через ракурс психологии прежде всего общеэкономических явлений.

Затронем, наконец, соотношение рассматриваемого курса с экономической теорией. Здесь также имеется немало точек со­прикосновения. Так, оба направления нацелены на изучение экономического поведения, но данная сопричастность харак­терна лишь для западного варианта обеих наук. Использовав­шаяся в СССР марксистская школа политической экономии объявляла психологический аспект в экономическом анализе антинаучным субъективизмом. Принятый же в мире подход показывает: различия в анализе экономического поведения в курсах экономической теории и экономической психологии определяются лишь исходной точкой зрения. В одном случае речь идет об анализе поведения, которое нацелено на решение противоречия между растущими потребностями и ограниченно­стью ресурсов (как на национальном, так и на индивидуальном уровнях), а в другом — исследуется прежде всего психологическое восприятие данных процессов, т.е. реакция на них. Одним из важных теоретических подходов в экономической теории является принцип рациональности, в экономической психологией — принцип когнитивизма (т.е. познавательности). Еще один пример ана­логии: изучаемая экономической теорией концепция ценности (в марксистском варианте — стоимости) имеет много общего с пси­хологической концепцией индивидуальной пользы.

Правда, применительно к ряду других проблем между двумя названными науками существует заметная дифференциация. В не­оклассическом варианте экономическая теория активно использу­ет логические модели. В научных конструкциях применяются так называемые формальные методы исследования, к числу которых относится логика и математика. Обоснованность выводов заклю­чается при этом в логических положениях, развернутых словесных конструкциях, однако без опоры на фактологические иссле­дования. Формально-научный метод в рамках экономической тео­рии породил даже самостоятельное направление, получившее название «логика экономических решении».

Подводя итог сказанному, отметим, что зарождение такой сравнительно новой науки, как экономическая психология, вы­звано не только интересами самих ученых, но и нуждами со­временного человеческого общества. Накапливающиеся в ходе экономической эволюции проблемы, неопределенности, а по­рой и непредсказуемости свидетельствуют: без более глубокого постижения законов психологического поведения людей искать варианты удачного и безоблачного экономического развития - наивная и напрасная затея (рис. 1.1).

 

 

Рис 1. 1 Теория и экономическая практика

 

 



<== предыдущая | следующая ==>
Тема лекции 1 Введение. Дифференциальное уравнение изогнутой линии балки. Перемещения при изгибе. | Краткое историческое введение.





Date: 2016-07-25; view: 737; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию