Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы экономической психологии
ЛЕКЦИЯ 1. 1.1. Становление экономической психологии как науки 1.2. Предмет и области исследования экономической психологии 1.3. Взаимосвязь экономической психологии с другими науками
1.1. Становление экономической психологии как науки В мировом багаже знаний уже достаточно давно существовали две науки — экономическая теория и психология, которые с конца прошлого века находились в близком, достаточно обозримом друг для друга пространстве. Однако новой смежной науки - «экономической психологии» или «психологической зкономики» в тот период не появилось. Тем не менее, исследовательские пути двух наук периодически пересекались. В ряде прикладных экономических дисциплин, прежде всего связанных с рекламой, управлением, организацией труда, стали постепенно проявляться элементы психологического анализа. Во второй половине XX в. потребность в формировании полноценной, междисциплинарной науки стала очевидной. Экономическая практика все чаще свидетельствовала, что деловая жизнь не всегда строится лишь на основе рациональных установок (по которым, как это следовало из выводов неоклассической экономической теории, она должна была развиваться). Эмоциональный, психологический фактор порой играет решающую роль. Это приводит к тому, что достаточно многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки. О таком развитии событий говорит и известный немецкий специалист, директор Института экономической социологии и психологии при Кельнском университете профессор Гюнтер Висведе. В своей работе «Введение в экономическую психологию» он отмечает, что ученые и практики едины во мнении: в экономической жизни далеко не все происходит на основе рациональных установок. Психологический фактор часто имеет доминирующее значение. В связи с этим в обществе постоянно нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ориентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям, как ощущения, интуиция участников сделок, их понимание себя и окружающих, умение решать конфликты. Все важнее становилась задача предугадывания возможной нерасчетливости, непредсказуемости или неожиданности в поведении партнеров и конкурентов. Прагматические и чисто научные потребности стали предпосылкой постепенного формирования единой, гомогенной дисциплины экономической психологии. По словам Г. Висведе, данное научное поле постепенно начало объединять отдельные направления прикладной экономической психологии. Положительная сторона этого процесса состояла в том, что экономическая психология, выступая в форме цельной науки, позволяла более глубоко понимать (а также, предугадывать) влияние психологического фактора не только в микроэкономических, но и макроэкономических процессах.
1.2. Предмет и области исследования экономической психологии Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще не завершено, неизбежно возникают определенные методические сложности в вопросе об обозначении предмета исследования. Существует два подхода к данной дисциплине. Их различие состоит в масштабности позиций: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро- или макроэкономический ракурс. В первом случае предметом науки является изучение экономического поведения индивида, группы, социального слоя в масштабах рабочего места, производственного участка, фирмы, концерна, а во втором экономическое поведение населения, государства. Кроме того, вопрос о предмете можно рассмотреть и в иной плоскости. К данной науке допустимо подходить с двух позиций: видеть в ней преимущественно экономическую, либо, наоборот, - психологическую сторону. В обоих случаях дифференцированной будет и характеристика предмета исследования. Некоторые зарубежные авторы предложили идею о разумности доминирующей роли психологического параметра, назвав, соответственно, данный предмет термином «психологический экономикс» или «бихевиористский (т.е. поведенческий) экономикс». Эта концепция состоит в том, чтобы отойти от принятой в экономической науке достаточно сильной ориентации на построение моделей. Сторонники второго подхода предпочитают обозначать стык двух наук выражением «экономическая психология». Он ориентируется на конкретно-аналитический анализ экономических решений. В качестве основы используются данные, полученные в ходе экономического и социально-психологического анализа явлений. Этот вариант подхода оказался более популярным среди исследователей. В его развитии наблюдалось несколько этапов, отражающих изменения взглядов. Согласно данной эволюции частично менялось и мнение о предмете экономической психологии. Первая волна исследований связана с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 г. вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». Особенность методического подхода Тарда состояла в том, что ему удалось заложить основы «социально-ориентированной психологии экономической жизни». Именно этот вариант научного взгляда соответствует сложившемуся к настоящему времени понятию «экономическая психология». Зародившись во Франции новая наука рапространилась в начале XX в. и в Германии. «Отцом экономической психологии» в этой стране принято называть X. Мюнстерберга. Мюнстерберг сделал заметный вклад в дело научной кооперации между национальной экономией и психологией. Он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты и т.д. Его работы положили также начало экспериментальному анализу эффекта рекламы в экономике Германии. Однако первая волна научного развития экономической психологии долго просуществовать не смогла, так как не получила дальнейшего развития в работах других экономистов. Прошло несколько десятилетий прежде чем интерес к данной научной концепции возник вновь. Вторая волна исследований развернулась в США и Франции лишь в 50-е годы. Она связана прежде всего с именами двух ученых: Г. Катоны и П. Ренольда. Ее особенность заключалось в использовании исследователями психологических подходов применительно к макроэкономике. Работы американского экономиста-психолога Катоны посвящены прежде всего экономическому поведению потребителей и предпринимателей, в том числе иррациональности действий покупателей. Был предложен вариант классификации экономического поведения: импульсивное и традиционное (т.е. привычное). Кроме того, он ввел понятие «подлинного», т.е. фактического решения, принятие которого во многом зависит от ожиданий. В целом в данной концепции большое внимание уделено самому факту появления чувства ожидания и его влиянию на принятие экономических решений (например, по поводу потребления или инвестиций). Интересы французского исследователя Ренольда затрагивали проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран. Вторая волна развития экономической психологии подобно первой не получила массового продолжения. Лишь немного позже, в конце 60-х и в 70-х годах исходные позиции второй волны получили некоторое отражение в работах немецких ученых Б. Штрюмпеля и Г. Шмельдерса. 80-е годы принято считать началом третьей волны данного научного развития. Один из ее признаков - появление регулярного издания «Журнала экономической психологии». Его инициатором стали голландские, английские и скандинавские экономисты-психологи. С середины данного десятилетия быстро выходят в свет коллективные научные труды, словари, первые учебники, которые базируются на современном уровне психологических исследований. Авторам этих работ удалось в значительной мере создать связующий мост между экономической и психологической науками. Определенная раздробленность новой науки в настоящее время продолжает сохраняться. Следует признать: институционализировать единый курс экономической психологии как науки, в котором в качестве ядра было бы общее научное направление (вокруг которого группировались бы отдельные специализированные направления), пока еще не удается.
1.3 Взаимосвязь экономической психологии с другими науками Курс экономической психологии появился на научной сцене относительно поздно. Это предопределило некоторые сложности и, прежде всего, необходимость нахождения своего «жизненного пространства». Многие важные для нее понятия и явления были уже затронуты сложившимися науками. Поэтому искать свое место и укреплять его пришлось во взаимодействии с такими науками, как: · общая психология · социология · экономическая теория. В связи с этим рассмотрим общие и дифференцированные элементы данных научных направлений, что поможет определить сферу развития каждой из названных наук. Соотношение между экономической и общей психологией строится по следующим параметрам. Задача общей психологии состоит в изучении переживаний и психологического поведения индивида. Она сводится к трактовке сознательного и бессознательного в поведении человека. Изучение мира инстинктов, рефлексов, закономерностей реакции индивида на воздействующие стимулы - вот та сфера, в которой обе названные дисциплины взаимодействуют между собой. В рамках данной науки существуют различные, достаточно отличающиеся друг от друга школы. Каждая из них по-своему видит предмет исследования, обусловливая диссонанс в подходах к предмету общей психологии, что косвенно объясняет некоторые сложности в становлении экономической психологии. Следует также иметь ввиду, что заметна установка многих теоретиков по общей психологии обращать мало внимания на сферу экономики. Исключение, пожалуй, составила лишь область рекламы, где к помощи психологов фирмы обратились еще в начале века. Обратимся теперь к соотношению между экономической психологией и социологией. Известно, что социология занимается исследованием социальных структур, групповых стимулов, поведения отдельных слоев общества. Близость данной науки к экономической психологии объясняется следующим. Изучать реакции человека в экономической жизни невозможно лишь на основе его частного поведения. Экономика — область взаимодействия людей, групп, слоев общества. Например, вряд ли можно рассматривать проблемы трудовой морали или степени удовлетворения работой (аспекты экономической психологии) без учета таких параметров, как характер взаимоотношений в трудовом коллективе, социальные перемены в структуре общества, сложившаяся в стране система распределения социальных благ (аспекты социологии). Следовательно, происходит определенная взаимная «подпитка» обеих рассматриваемых дисциплин. Кроме того, из социологии вышла и отпочковалась как самостоятельная наука социальная психология, с которой экономическая психология имеет определенную конкурирующую область. Характер исследований порой очень близок. Социальные психологи активно изучают проблемы взаимоотношений партнеров, методы улучшения взаимодействия людей в трудовых коллективах, варианты решения конфликтных ситуаций. Данные вопросы являются (в широком смысле) одним из составляющих элементов курса экономической психологии. Однако, подходя более конкретно, необходимо учитывать, что преимущественная ориентация экономической психологии — не микро-, а макроэкономика, т.е. изучение через ракурс психологии прежде всего общеэкономических явлений. Затронем, наконец, соотношение рассматриваемого курса с экономической теорией. Здесь также имеется немало точек соприкосновения. Так, оба направления нацелены на изучение экономического поведения, но данная сопричастность характерна лишь для западного варианта обеих наук. Использовавшаяся в СССР марксистская школа политической экономии объявляла психологический аспект в экономическом анализе антинаучным субъективизмом. Принятый же в мире подход показывает: различия в анализе экономического поведения в курсах экономической теории и экономической психологии определяются лишь исходной точкой зрения. В одном случае речь идет об анализе поведения, которое нацелено на решение противоречия между растущими потребностями и ограниченностью ресурсов (как на национальном, так и на индивидуальном уровнях), а в другом — исследуется прежде всего психологическое восприятие данных процессов, т.е. реакция на них. Одним из важных теоретических подходов в экономической теории является принцип рациональности, в экономической психологией — принцип когнитивизма (т.е. познавательности). Еще один пример аналогии: изучаемая экономической теорией концепция ценности (в марксистском варианте — стоимости) имеет много общего с психологической концепцией индивидуальной пользы. Правда, применительно к ряду других проблем между двумя названными науками существует заметная дифференциация. В неоклассическом варианте экономическая теория активно использует логические модели. В научных конструкциях применяются так называемые формальные методы исследования, к числу которых относится логика и математика. Обоснованность выводов заключается при этом в логических положениях, развернутых словесных конструкциях, однако без опоры на фактологические исследования. Формально-научный метод в рамках экономической теории породил даже самостоятельное направление, получившее название «логика экономических решении». Подводя итог сказанному, отметим, что зарождение такой сравнительно новой науки, как экономическая психология, вызвано не только интересами самих ученых, но и нуждами современного человеческого общества. Накапливающиеся в ходе экономической эволюции проблемы, неопределенности, а порой и непредсказуемости свидетельствуют: без более глубокого постижения законов психологического поведения людей искать варианты удачного и безоблачного экономического развития - наивная и напрасная затея (рис. 1.1).
Рис 1. 1 Теория и экономическая практика
Date: 2016-07-25; view: 737; Нарушение авторских прав |