Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и следствия стресса в условиях труда





В любой социальной организации причиной стресса является не­соответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков. МакГрат (McGrath, 1981) выделяет три основные системы, которые вступают во взаимодействие друг с другом в социальных организациях: 1) техническая и материальная база; 2) социальное окружение; 3) личность как член организации. Вза­имодействие личности и техники конституирует задачу; отношение ма­териального и социального окружения, которые частично совпадают, представляет нормативные предписания и определяет степень авто­номии; взаимодействие личности и социального окружения задает роли, ожидания и конфликты. Возможны шесть источников стресса как раз­личных типов несоответствия между требуемым и возможным:

- физические (громкость, запах и др.);

- социальные (нормативные ограничения);

- личностные (тревожность, низкая самооценка);

- особенности задачи (степень сложности, монотонность выпол­няемой работы);

- структурные (необходимость работы в группе или индивидуаль­но);

- ролевые (возможность инициативы или подчиненность лидеру).

Регуляционная концепция стресса предполагает в норме соответ­ствие между внешними и внутренними факторами. Расхождение воз­никает в результате занижения/завышения предъявляемых требований. Со стороны техники может быть пере- или недогрузка работой. Воз­можны неясности ролевых позиций и ожиданий. Руководителю необхо­димо так организовать рабочие места, чтобы избежать возможных не­соответствий.

На практике производственный стресс часто есть результат недо­статочной информированности работника о том, что от него конкретно требуется, или недостаточной интеграции новичка с организацией. В частности, Нельсон (Nelson, 1987) показал, что процесс превращения нового сотрудника в "полноправного" члена коллектива нередко сопро­вождается чувством неопределенности и тревоги.

Ожидания новичков зачастую нереалистичны и чересчур оптимис­тичны. В результате возникает настолько значительное расхождение между ожиданиями и реальностью, что оно приводит к состояниям, близ­ким к шоковым. Если человек находится в таком состоянии довольно длительное время, то у него снижается удовлетворенность своей рабо­той и сопротивляемость к стрессу. Очевидно, что новичку необходима предварительная, максимально реалистичная информация о работе, что дает ему возможность подготовиться к возможным стрессовым ситуа­циям и тем самым противостоять им.

Сходная по сути причина лежит в основе того, что новички испыты­вают трудности социальной интеграции как с организацией в целом, так и с отдельной рабочей группой. Стать полноправным членом соци­альной группы означает для работника занять определенную позицию в группе, взаимодействовать с другими ее членами и иметь пред­ставление о ценностях того социума, в который он включен. Чувство удовлетворенности работой и степень связанности с группой высоко коррелирует с тем, насколько успешно складываются социальные от­ношения в новой для человека организации. Если они достаточно бла­гоприятны для работника, то он гораздо более устойчив к стрессу и к воздействию стрессовой ситуации в целом. В этом смысле очень важ­но для работника иметь четкое представление о нормах и ценностях организации или группы, понять корпоративную культуру, которая явля­ется основой социальных оценок, внутренних правил коммуникации и взаимодействия, разрешения возникающих конфликтов. Структурные методы разрешения конфликтов - четыре метода разрешения кон­фликтов: уточнение перспектив, связанных с должностными обязанно­стями; использование механизмов координации и интеграции; уста­новление новых, более сложных целей; использование механизма по­ощрения.

Организационная социализация, т.е. помощь новичкам в знаком­стве с ролевыми требованиями, приспособлении к социальным нор­мам, овладении задачей, рассматривается как метод, помогающий людям в идентификации с организацией и уменьшающий вероятность появления конфликтов и стресса. Организационное развитие - дол­говременная работа по усовершенствованию процессов решения про­блем и обновления в организации путем более эффективного совмест­ного регулирования культурных постулатов организации - при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп - при помощи агента перемен или катализатора (применяя теорию и технологию при­кладной науки о поведении, включая исследование действием).

Как уже упоминалось, каждое затруднение, с которым сталкивает­ся человек, является стрессовым только в том случае, если оно оцени­вается негативно и/или не имеется адекватной стратегии его преодо­ления, т.е. если требования ситуации превышают ответные возможнос­ти человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической. В этом случае необходимы меры по управлению стрессом. На практике важно понять, где заклю­чен источник хронического дисбаланса - во внешних требованиях, ко­торые слишком высоки, или в возможностях личности, которые слиш­ком ограничены. В связи с этим возникает вопрос, какие нагрузки нор­мальны и допустимы и какие возможности требуются? Что характерно, на такого рода вопрос нет однозначного ответа, поскольку ответ зави­сит от конкретных условий ситуации. Так, ожидания в отношении рабо­чего на конвейере совсем иные, чем в отношении руководителя. Со­ответственно, различаются и те средства, с помощью которых нужно проводить работу по профилактике стресса.

Стресс следует отличать от ситуации встречи с нагрузкой и от кри­зиса. Любая работа предполагает наличие определенной нагрузки, однако не всякая нагрузка представляет трудность. Нагрузка - объектив­ная категория, а трудность - то, что связано с субъективными возмож­ностями индивида. Нагрузка может быть описана, например, степенью вероятности сбоя в работе, вероятностью появления у работника пси­хосоматического заболевания или даже повышением уровня разводов. При стрессе появляется состояние дисбаланса, при котором человек не имеет адекватной стратегии действий для решения конкретной задачи или преодоления возникшей эмоциональной реакции.

В ситуации стресса, связанного с задачей, человек может прибег­нуть к стратегии ситуационного контроля (например, обращение к кол­легам за конкретной помощью) или управления своими реакциями (на­пример, воспользоваться позитивными самоинструкциями). Если че­ловек теряет контроль над ситуацией или своими эмоциональными ре­акциями, то у него возникает стресс, ведущий к бегству из ситуации, отказу от должности, социальной изоляции, самоосуждению и др.

Кризис - состояние длительного личностного дисбаланса, кото­рый является результатом сильного по степени воздействия (беспоря­дочный шум) или неожиданного (неожиданное увольнение) события. Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. Улих (Ulich, 1985) оп­ределяет кризис как сильный временный процесс индивидуального изменения под воздействием неблагоприятного фактора, ха­рактеризующийся притупленностью чувств, частичной дезинтеграцией действий, потерей стабильности в эмоциональных реакциях, сильной неуверенностью в себе. Для восстановления нарушенного баланса не­обходимо профессиональное вмешательство психолога.

Последствия стресса изучались многими исследователями. Есть ряд свидетельств того, что стресс приводит к различным заболевани­ям. Однако стресс не всегда вызывает болезнь. Человек может проти­востоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации (хотя, бе­зусловно, эффективность какой-либо стратегии величина непостоянная, зависящая, к примеру, от частоты применения). Только сочетание ситу­ационной перегрузки, а также ограниченных когнитивных и эмоциональ­ных возможностей ведет к заболеванию.

Развитие болезни вследствие стресса - процесс, имеющий мно­жество стадий, от первых признаков реакции на стрессор до опреде­ленного диагноза, например хронического заболевания сердца. Эти последовательные стадии есть последовательное ослабление сопро­тивляемости: негативные аффективные реакции становятся все силь­нее, когнитивные способности ослабляются, снижается эффективность физиологических реакций, а сопутствующие этому соматические фак­торы - ограниченная подвижность, курение, избыточный вес, плохое питание - увеличивают вероятность развития болезни. Хронический стресс ведет к тому, что у человека складывается впечатление, что он попадает в зависимость от ситуации и контроль над ней утерян. В этом заключаются главные причины возникновения болезни. Применитель­но к производству можно сказать, что если на рабочем месте возмож­ность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы зна­чительна, то такая работа сама по себе является стрессором. Сниже­ние удовлетворенности работой и истощение являются важными при­чинами стресса и болезни.

Удовлетворенность работой рассматривается как позитивное эмо­циональное состояние, которое есть результат позитивно оцениваемых условий работы, - отношений с коллегами и руководителями, содержа­ния работы, материального и технического обеспечения, психоло­гического климата и характера управления, продвижения по службе и оплаты труда. Если что-либо из перечисленного перестает удовлетво­рять - и как следствие возникает дисбаланс между тем, что имеется, и желаемым - удовлетворенность работой снижается. Поскольку степень неудовлетворенности во многом зависит от субъективных оценок, то человек может повести себя в этой ситуации по-разному: дать деструк­тивную реакцию типа агрессии или искать конструктивные пути решения проблемы типа коррекции нереалистичных ожиданий, поиска социаль­ной поддержки и др.

Истощение характеризуется таким эмоциональным состоянием, особенностями которого являются эмоциональная опустошенность, де­персонализация и ограниченные способности к достижению цели. Ча­сто истощение появляется у людей, которые длительное время работа­ют в социальной сфере, например у медсестер или учителей. Важной причиной возникновения такого состояния служит наличие крайне иде­алистического представления об этой работе. Когда оно вступает в про­тиворечие с реальностью, в человеке происходит эмоциональная борь­ба, приводящая к снижению самооценки и развитию неуверенности в себе.

Наконец, следует упомянуть, что проведено множество исследо­ваний, показывающих связь хронического стресса с определенным ти­пом заболевания. Наиболее значительный материал накоплен в отно­шении таких болезней, как сердечно-сосудистые заболевания, сниже­ние иммунитета, желудочно-кишечные и респираторные заболевания.

 

Date: 2016-07-25; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию