Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины и следствия стресса в условиях труда ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В любой социальной организации причиной стресса является несоответствие того, что требует конкретная ситуация, и того, что может сделать в данной ситуации работник, имеющий определенный уровень способностей, умений и навыков. МакГрат (McGrath, 1981) выделяет три основные системы, которые вступают во взаимодействие друг с другом в социальных организациях: 1) техническая и материальная база; 2) социальное окружение; 3) личность как член организации. Взаимодействие личности и техники конституирует задачу; отношение материального и социального окружения, которые частично совпадают, представляет нормативные предписания и определяет степень автономии; взаимодействие личности и социального окружения задает роли, ожидания и конфликты. Возможны шесть источников стресса как различных типов несоответствия между требуемым и возможным: - физические (громкость, запах и др.); - социальные (нормативные ограничения); - личностные (тревожность, низкая самооценка); - особенности задачи (степень сложности, монотонность выполняемой работы); - структурные (необходимость работы в группе или индивидуально); - ролевые (возможность инициативы или подчиненность лидеру). Регуляционная концепция стресса предполагает в норме соответствие между внешними и внутренними факторами. Расхождение возникает в результате занижения/завышения предъявляемых требований. Со стороны техники может быть пере- или недогрузка работой. Возможны неясности ролевых позиций и ожиданий. Руководителю необходимо так организовать рабочие места, чтобы избежать возможных несоответствий. На практике производственный стресс часто есть результат недостаточной информированности работника о том, что от него конкретно требуется, или недостаточной интеграции новичка с организацией. В частности, Нельсон (Nelson, 1987) показал, что процесс превращения нового сотрудника в "полноправного" члена коллектива нередко сопровождается чувством неопределенности и тревоги. Ожидания новичков зачастую нереалистичны и чересчур оптимистичны. В результате возникает настолько значительное расхождение между ожиданиями и реальностью, что оно приводит к состояниям, близким к шоковым. Если человек находится в таком состоянии довольно длительное время, то у него снижается удовлетворенность своей работой и сопротивляемость к стрессу. Очевидно, что новичку необходима предварительная, максимально реалистичная информация о работе, что дает ему возможность подготовиться к возможным стрессовым ситуациям и тем самым противостоять им. Сходная по сути причина лежит в основе того, что новички испытывают трудности социальной интеграции как с организацией в целом, так и с отдельной рабочей группой. Стать полноправным членом социальной группы означает для работника занять определенную позицию в группе, взаимодействовать с другими ее членами и иметь представление о ценностях того социума, в который он включен. Чувство удовлетворенности работой и степень связанности с группой высоко коррелирует с тем, насколько успешно складываются социальные отношения в новой для человека организации. Если они достаточно благоприятны для работника, то он гораздо более устойчив к стрессу и к воздействию стрессовой ситуации в целом. В этом смысле очень важно для работника иметь четкое представление о нормах и ценностях организации или группы, понять корпоративную культуру, которая является основой социальных оценок, внутренних правил коммуникации и взаимодействия, разрешения возникающих конфликтов. Структурные методы разрешения конфликтов - четыре метода разрешения конфликтов: уточнение перспектив, связанных с должностными обязанностями; использование механизмов координации и интеграции; установление новых, более сложных целей; использование механизма поощрения. Организационная социализация, т.е. помощь новичкам в знакомстве с ролевыми требованиями, приспособлении к социальным нормам, овладении задачей, рассматривается как метод, помогающий людям в идентификации с организацией и уменьшающий вероятность появления конфликтов и стресса. Организационное развитие - долговременная работа по усовершенствованию процессов решения проблем и обновления в организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации - при особом внимании к культуре внутри формальных рабочих групп - при помощи агента перемен или катализатора (применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая исследование действием). Как уже упоминалось, каждое затруднение, с которым сталкивается человек, является стрессовым только в том случае, если оно оценивается негативно и/или не имеется адекватной стратегии его преодоления, т.е. если требования ситуации превышают ответные возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической. В этом случае необходимы меры по управлению стрессом. На практике важно понять, где заключен источник хронического дисбаланса - во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях личности, которые слишком ограничены. В связи с этим возникает вопрос, какие нагрузки нормальны и допустимы и какие возможности требуются? Что характерно, на такого рода вопрос нет однозначного ответа, поскольку ответ зависит от конкретных условий ситуации. Так, ожидания в отношении рабочего на конвейере совсем иные, чем в отношении руководителя. Соответственно, различаются и те средства, с помощью которых нужно проводить работу по профилактике стресса. Стресс следует отличать от ситуации встречи с нагрузкой и от кризиса. Любая работа предполагает наличие определенной нагрузки, однако не всякая нагрузка представляет трудность. Нагрузка - объективная категория, а трудность - то, что связано с субъективными возможностями индивида. Нагрузка может быть описана, например, степенью вероятности сбоя в работе, вероятностью появления у работника психосоматического заболевания или даже повышением уровня разводов. При стрессе появляется состояние дисбаланса, при котором человек не имеет адекватной стратегии действий для решения конкретной задачи или преодоления возникшей эмоциональной реакции. В ситуации стресса, связанного с задачей, человек может прибегнуть к стратегии ситуационного контроля (например, обращение к коллегам за конкретной помощью) или управления своими реакциями (например, воспользоваться позитивными самоинструкциями). Если человек теряет контроль над ситуацией или своими эмоциональными реакциями, то у него возникает стресс, ведущий к бегству из ситуации, отказу от должности, социальной изоляции, самоосуждению и др. Кризис - состояние длительного личностного дисбаланса, который является результатом сильного по степени воздействия (беспорядочный шум) или неожиданного (неожиданное увольнение) события. Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. Улих (Ulich, 1985) определяет кризис как сильный временный процесс индивидуального изменения под воздействием неблагоприятного фактора, характеризующийся притупленностью чувств, частичной дезинтеграцией действий, потерей стабильности в эмоциональных реакциях, сильной неуверенностью в себе. Для восстановления нарушенного баланса необходимо профессиональное вмешательство психолога. Последствия стресса изучались многими исследователями. Есть ряд свидетельств того, что стресс приводит к различным заболеваниям. Однако стресс не всегда вызывает болезнь. Человек может противостоять даже длительным и сильным стрессорам, если он владеет адекватными стратегиями поведения в стрессовой ситуации (хотя, безусловно, эффективность какой-либо стратегии величина непостоянная, зависящая, к примеру, от частоты применения). Только сочетание ситуационной перегрузки, а также ограниченных когнитивных и эмоциональных возможностей ведет к заболеванию. Развитие болезни вследствие стресса - процесс, имеющий множество стадий, от первых признаков реакции на стрессор до определенного диагноза, например хронического заболевания сердца. Эти последовательные стадии есть последовательное ослабление сопротивляемости: негативные аффективные реакции становятся все сильнее, когнитивные способности ослабляются, снижается эффективность физиологических реакций, а сопутствующие этому соматические факторы - ограниченная подвижность, курение, избыточный вес, плохое питание - увеличивают вероятность развития болезни. Хронический стресс ведет к тому, что у человека складывается впечатление, что он попадает в зависимость от ситуации и контроль над ней утерян. В этом заключаются главные причины возникновения болезни. Применительно к производству можно сказать, что если на рабочем месте возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. Снижение удовлетворенности работой и истощение являются важными причинами стресса и болезни. Удовлетворенность работой рассматривается как позитивное эмоциональное состояние, которое есть результат позитивно оцениваемых условий работы, - отношений с коллегами и руководителями, содержания работы, материального и технического обеспечения, психологического климата и характера управления, продвижения по службе и оплаты труда. Если что-либо из перечисленного перестает удовлетворять - и как следствие возникает дисбаланс между тем, что имеется, и желаемым - удовлетворенность работой снижается. Поскольку степень неудовлетворенности во многом зависит от субъективных оценок, то человек может повести себя в этой ситуации по-разному: дать деструктивную реакцию типа агрессии или искать конструктивные пути решения проблемы типа коррекции нереалистичных ожиданий, поиска социальной поддержки и др. Истощение характеризуется таким эмоциональным состоянием, особенностями которого являются эмоциональная опустошенность, деперсонализация и ограниченные способности к достижению цели. Часто истощение появляется у людей, которые длительное время работают в социальной сфере, например у медсестер или учителей. Важной причиной возникновения такого состояния служит наличие крайне идеалистического представления об этой работе. Когда оно вступает в противоречие с реальностью, в человеке происходит эмоциональная борьба, приводящая к снижению самооценки и развитию неуверенности в себе. Наконец, следует упомянуть, что проведено множество исследований, показывающих связь хронического стресса с определенным типом заболевания. Наиболее значительный материал накоплен в отношении таких болезней, как сердечно-сосудистые заболевания, снижение иммунитета, желудочно-кишечные и респираторные заболевания.
|