Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция стресса как реакции организма.Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ 10. Стрессы и их преодоление. Концепция стресса как реакции организма. Стресс как регуляция отношений организма со средой. Причины и следствия стресса в условиях труда. Концепция стресса как реакции организма. Теоретические посылки этой концепции вытекают из исследования Селье, который предположил, что каждый стрессор вызывает в организме реакцию определенного типа. Стрессоры – ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают у них чувство стресса. Все реакции независимо от типа имеют целью повышение сопротивляемости организма, которое обеспечивается различными физиологическими и биохимическими процессами. Селье назвал этот феномен общим адаптационным синдромом. Он характеризуется тремя важными особенностями. 1. Независимость от стимула: реакция организма всегда одинакова и не зависит от природы стимульной ситуации. Стимулом могут быть разные по уровню и силе воздействия ситуации - шум, дефицит времени, негативные жизненные события и др., но все они приводят к стереотипной реакции организма в виде кратковременного выброса энергии. 2. Неспецифическая физиологическая реакция: гормональный выб рос основывается на генерализованном неспецифическом физиологическом процессе. Все стрессоры вызывают активацию гормональных систем, вследствие чего в кровь поступают адреналин/норадреналин или кортизол/кортикостерон. В результате возрастает частота сердечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, уменьшается энергетический запас в печени, а также возрастает интенсивность циркуляции крови в скелетных мышцах. 3. Длительные перегрузки приводят к болезни: физиологические реакции в ответ на кратковременные стрессоры (например, тревогу) исчезают сразу же, как только ситуация меняется на благоприятную. Более длительные нагрузки приводят к стойкой адаптации физиологической системы, которая сопровождается повышением сопротивляемости организма. Однако чрезмерные по силе и длительности нагрузки ведут к срыву работы адаптационной системы, что является причиной различных заболеваний, таких как сердечная недостаточность, гастрит, диабет и даже рак. Концепция стресса породила множество эмпирических исследований, которые подтвердили исходную теоретическую модель лишь частично. Выделилось два наиболее спорных момента. Первый был отмечен психиатром Мэйсоном (Mason, 1971). Он показал ошибочность тезиса о неспецифичности реакции организма. Дело в том, что Селье вывел его на основании исследования лишь одного типа стрессовых ситуаций, а именно тех, в которых испытуемый оказывался практически в безвыходном положении, не имея возможности что-либо изменить своими действиями. В этих ситуациях, действительно, наблюдались сходные реакции организма. В ситуациях иного типа, когда испытуемый имел возможность каким-либо образом изменить ход событий, организм реагировал по-другому. Как было показано Генри и Стифенсом (Henry & Stephens, 1977), разные по типу стрессоры активируют разные гормональные системы и приводят к разным по типу заболеваниям. Если у человека есть воз можность контролировать ситуацию, то перегрузки ведут к заболеваниям типа сердечной недостаточности (активный стресс). Когда стрессор не поддается контролю, то при длительном воздействии он вызывает заболевания, связанные со сбоями в иммунной системе (пассивный стресс). Таким образом, рассматриваемая концепция стресса как реакции организма валидна стрессовым ситуациям только одного типа - тем, которые характеризуются неопределенностью, ограниченностью или полной невозможностью контроля, безнадежностью. В социальных организациях такие ситуации скорее исключение, чем правило. Другой спорный момент концепции отмечен психологами. Он касается роли познания и эмоций в стрессе как субъективном феномене. Психологический взгляд на стресс придает значение когнитивным оценкам ситуации, которые часто сопровождаются негативными эмоциями типа гнева или тревоги. В этом смысле Кан (Капп, 1970) различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. Лазарус и Фолкмен (Lazarus & Folkman, 1986) определяют психологический стресс как значимые для благополучия личности взаимоотношения со средой, которые подвергают испытанию имеющиеся в распоряжении ресурсы организма и в ряде случаев могут их превышать. Таким образом, с психологической точки зрения стресс связан с познанием, эмоциями и действием. Рассматривая эти аспекты, можно объяснить индивидуальные различия в переживании стрессовой ситуации и успешности ее преодоления. В целом можно сказать, что критика спорных моментов рассмотренной концепции стресса привела к более дифференцированному подходу в его изучении и к пониманию того, что стресс является специфическим взаимоотношением специфической личности и специфической ситуации.
|