Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы и методы управления персоналом ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Принципы управления персоналом –правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Познавая принципы, люди открывают закономерности. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными. Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: · научности; · демократического централизма; · плановости; · первого лица; · единства распорядительства; · отбора, подбора и расстановки кадров; · сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; · линейного, функционального и целевого управления; · контроля исполнения решений и др. В условиях становления рыночной экономики в российских организациях активно осуществляется переход от «управления кадрами» по-советски к управлению персоналом. Поэтому актуальным является обобщение передового зарубежного опыта с целью его практического использования в отечественных организациях. Современные зарубежные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом: · ориентация на стратегический подход к управлению персоналом; · подход к работнику как решающему фактору эффективности и конкурентоспособности организации; · экономическая целесообразность инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов; · социальное партнерство и демократизация управления; · обогащение труда и повышение качества трудовой жизни; · непрерывное обучение и развитие человеческих ресурсов; · профессионализация управления персоналом.
Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом: − административные; − экономические; − социально-психологические. Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию производственного и правленческого процессов и включает в себя: − организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания); − организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.); − организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.). Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации, распоряжения и указания – руководителями подразделений. Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу. Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей. Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата. Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.). Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемости. Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотрудников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых работ в планируемом периоде. Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив – социологические. К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника. Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д. Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяются методы: − обеспечения организации персоналом; − оценки персонала; − организации оплаты труда; − управления карьерой; − профессионального обучения; − управления дисциплинарными отношениями; − обеспечения безопасных условий труда. Вопросы для самопроверки:
1. На основании чего формирует философия управления персоналом организации? 2. Чем отличаются друг от друга японская, американская и российская философия управления персоналом? 3. В чем заключается концепция использования трудовых ресурсов? 4. В чем заключается концепция управления человеческими ресурсами? 5. В чем заключается концепция управления персоналом? 6. В чем заключается концепция социального менеджмента? 7. Перечислите принципы управления персоналом. 8. В чем заключаются административные методы управления персоналом? Перечислите основные группы этих методов. 9. В чем заключаются экономические методы управления персоналом? 10. В чем заключаются социально-психологические методы управления персоналом?
[1] Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал: Словарь понятий и определений. – М.: Экзамен, 2000. [2] Джеральд Коул. Управление персоналом в современных организациях. – М.: Вершина, 2004. – С. 20–21. [3] Макарова И.К. Управление персоналом. Схемы и комментарии. – М.: Юриспреденция, 2002. [4] Молодчик А.В., Молодчик М.А. Стратегия, структура, персонал, знание. – М.: И Д ГУ ВШЭ., 2005, С.179. Date: 2016-07-25; view: 2159; Нарушение авторских прав |