Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственное регулирование социально-трудовых отношений
Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений. Задачами такой системы является: − законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах; − контроль исполнения законов; − выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.) Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений. К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д. Целями трудового законодательства являются: − установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан; − создание благоприятных условий труда; − защита прав и интересов работников и работодателей. Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей. В индустриально развитых странах процессы законотворчества получили активное развитие в 30–40-х годах XX века. Принятые в то время законы в основном касались деятельности профсоюзов. В 50–60-х годах законодательство значительно усложнило государственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии работникам, устанавливали детальные стандарты охраны труда и окружающей среды. На данный момент трудовое законодательство представляет собой сложную разветвленную отрасль права в большинстве стран мира. Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений: англо-саксонская и европейская (рейнская). Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников. В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов занимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или отклонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов, отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, например, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной Думе – комитет по труду и социальной политике. Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд). В результате административной реформы количество министерств сократилось − Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; − Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; − Федеральная служба по труду и занятости; − Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию; − Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. Основными задачами данных органов исполнительной власти в области регулирования социально трудовых отношения являются: − выработка политики в социально-трудовой сфере; − разработка основных направлений деятельности Правительства в области социально-трудовых отношений; − подготовка рекомендаций по регулированию оплаты и условий труда; − разработка и реализация государственной политики в области занятости населения и регулирования рынка труда; − ведение научно, исследовательской, методической и практической деятельности в области управления трудовой деятельностью. Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключается теория «человеческих отношений»? 2. В чем заключается теория «человеческих ресурсов»? 3. Чем отличаются друг от друга понятия «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы»? 4. Какие модели управления персоналом Вы знаете? В чем заключается каждая модель? 5. Перечислите функции труда с точки зрения его влияния на жизнь общества в целом. Раскройте суть каждой функции. 6. Дайте определение социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ. 7. Перечислите основные элементы социально-трудовых отношений. Охарактеризуйте их. 8. Назовите основные задачи системы государственного регулирования социально-трудовых отношений.
Практические задания
1. Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менеджмента? 2. На примере известной вам организации, используя таблицу 1 (из учебного пособия), определите, какие подходы используются в организации? Сделайте выводы. 3. Модель эффективного управления персоналом, показывающая соотношение между человеком, занимаемой должностью и полученным результатом, представлена на рис. 1.[4] Оцените действие модели управления персоналом на примере известной вам организации. Рис. 1. Модель управления персоналом
4. Дополните перечень острых проблем современного управления персоналом в России теми аспектами, которые по Вашему тормозят развитие современного подхода к управлению персоналом. Проанализируйте указанные проблемы. В современных подходах управления персоналом в России выявляются проблемы: § кризис мотивации; § негативная трансформация представления руководителей о современной трудовой деятельности и возникновение «имитационной деятельности»; § необходимость развития у современных работников, и, прежде всего, у руководителей, новых групп способностей; § применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия на работника в противовес психологическому управлению; § склонность фирм к корпоративному возрастанию. Тема 2.
Date: 2016-07-25; view: 2668; Нарушение авторских прав |