Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование социально-трудовых отношений





Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений. Задачами такой системы является:

− законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;

− контроль исполнения законов;

− выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

− установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

− создание благоприятных условий труда;

− защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В индустриально развитых странах процессы законотворчества получили активное развитие в 30–40-х годах XX века. Принятые в то время законы в основном касались деятельности профсоюзов. В 50–60-х годах законодательство значительно усложнило государственное регулирование трудовых отношений. Новые законы были направлены против всех видов дискриминации на рабочем месте, усиливали социальные гарантии работникам, устанавливали детальные стандарты охраны труда и окружающей среды. На данный момент трудовое законодательство представляет собой сложную разветвленную отрасль права в большинстве стран мира.

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений: англо-саксонская и европейская (рейнская). Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов занимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или отклонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов, отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, например, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной Думе – комитет по труду и социальной политике.

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

В результате административной реформы количество министерств сократилось
с 23 до 15, а также уменьшилось количество членов Правительства, министров. Произошло укрупнение одних министерств за счет объединения функций нескольких прежних министерств, а также других органов исполнительной государственной власти. Нынешние министерства состоят из федеральных служб, агентств и ведомств. Функции бывшего Минтруда были переданы Министерству здравоохранения и социального развития, состоящему из пяти подведомственных федеральных служб и агентств:

− Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

− Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

− Федеральная служба по труду и занятости;

− Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

− Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму.

Основными задачами данных органов исполнительной власти в области регулирования социально трудовых отношения являются:

− выработка политики в социально-трудовой сфере;

− разработка основных направлений деятельности Правительства в области социально-трудовых отношений;

− подготовка рекомендаций по регулированию оплаты и условий труда;

− разработка и реализация государственной политики в области занятости населения и регулирования рынка труда;

− ведение научно, исследовательской, методической и практической деятельности в области управления трудовой деятельностью.

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

 

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем заключается теория «человеческих отношений»?

2. В чем заключается теория «человеческих ресурсов»?

3. Чем отличаются друг от друга понятия «трудовые ресурсы», «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы»?

4. Какие модели управления персоналом Вы знаете? В чем заключается каждая модель?

5. Перечислите функции труда с точки зрения его влияния на жизнь общества в целом. Раскройте суть каждой функции.

6. Дайте определение социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

7. Перечислите основные элементы социально-трудовых отношений. Охарактеризуйте их.

8. Назовите основные задачи системы государственного регулирования социально-трудовых отношений.

 

 

Практические задания

 

 

1. Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менеджмента?

2. На примере известной вам организации, используя таблицу 1 (из учебного пособия), определите, какие подходы используются в организации? Сделайте выводы.

3. Модель эффективного управления персоналом, показывающая соотношение между человеком, занимаемой должностью и полученным результатом, представлена на рис. 1.[4] Оцените действие модели управления персоналом на примере известной вам организации.

Рис. 1. Модель управления персоналом

 

4. Дополните перечень острых проблем современного управления персоналом в России теми аспектами, которые по Вашему тормозят развитие современного подхода к управлению персоналом. Проанализируйте указанные проблемы.

В современных подходах управления персоналом в России выявляются проблемы:

§ кризис мотивации;

§ негативная трансформация представления руководителей о современной трудовой деятельности и возникновение «имитационной деятельности»;

§ необходимость развития у современных работников, и, прежде всего, у руководителей, новых групп способностей;

§ применение манипулирования и других жестких методов психологического воздействия на работника в противовес психологическому управлению;

§ склонность фирм к корпоративному возрастанию.


Тема 2.


Date: 2016-07-25; view: 2608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию