Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 13. Познавательные действия в науке





Научное знание

Наука - форма познавательной деятельности человека (наряду с искусством, религией и т. д.), специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания - научное исследование, так и результат этой деятельности - научное знание. Далеко не всякое знание является научным. Имеются многообразные формы вненаучного знания - мифическое, художественное, бытовое и др. В наши дни широко распространяются и многими бездумно воспринимаются знания из таких вненаучных сфер, как астрология, хиромантия, ясновидение и т.п.

Генезис и развитие науки непосредственно связаны с осознанием особой роли истинных представлений, которые определялась тем, что были благом для человека, служили опорой в его практических делах, открывали надежные пути к овладению внешним миром. Но уже в Древности было замечено, что истинность некоторого положения может быть кажущейся или случайной, а потому требует глубокого изучения и обоснования. Объективно-истинное и обоснованное знание впоследствии стали называть научным.

Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру. Здравый смысл имеет дело преимущественно с явлениями. На уровне явлений познаваемый объект отождествляется с образом, получаемым в представлении. Однако "обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому" (25. Т.29 С. 128). Оно слабо отражает глубинные, сущностные связи предметов. Поэтому здравый смысл наряду с объективно-истинными положениями включает в себя массу поспешных, даже противоречивых обобщений. Гегель характеризовал его как "такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки своего времени" (13. С.29).

Если наука стремится вникнуть в каждую из вновь открываемых истин, пытается обосновать ее, поставить под сомнение все, что, казалось бы, "овеяно веками", то здравый смысл, напротив, весьма настороженно относится к непривычному, новому, выходящему за рамки обыденности. Но ясность и прозрачность здравого смысла оказываются весьма обманчивыми, поскольку все, за что он ратует, как правило, некритично усвоено и принято на веру.

Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми характеристиками - системностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики. Специфичен язык науки. Однако все эти свойства, как и многие другие, являются вторичными по отношению к истинности и обоснованности, производны от них.

Возьмем первое из этих свойств - системность. Очевидно, что оно - результат процедуры систематизации, непременно сопутствующей совершенствованию научного знания. Формы систематизации могут быть самыми разнообразными. Важнейшие среди них - доказательство, классификация, аксиоматизация. Но для каждой из этих форм характерна первичная связь "если..., то...", означающая наличие основания и обосновываемого. Для классификации - это связь между различными классами (например, родом и видом), для аксиоматизации - между аксиомами и теоремами и т.д. Осознание одной-единственной связи "если..., то..." уже свидетельствует о появлении концептуальной системы, хотя и простой, состоящей всего лишь из двух элементов. Но, как правило, система знания представляет собой множество таких связей, выступающих в органическом единстве между собой. Введение некоторого положения в систему знания является одним из наиболее важных шагов в его обосновании.

Присущие научному знанию истинность и обоснованность результатов органически сочетаются с познанием сущности изучаемых объектов. Сопоставление возможных оснований при принятии решения, выбор из них наиболее эффективных связаны с движением к сущности. Чем лучше обосновано то или иное положение, решение, действие, тем глубже познание ситуаций, в которых человеку приходится действовать. Верно и обратное. Поэтому одной из основных задач научного познания является вскрытие глубинных, сущностных связей объективного мира, формулирование законов науки, создание научных теорий.

Знание законов, которым подчиняется жизнь объекта, позволяет рассматривать его возможные, в частности, будущие состояния, отсутствующие в нынешней практике людей. Объективная истинность рассмотрения, стремления к обоснованию знаний, таким образом, влекут за собой опережающее отражение действительности и прогнозирование практической деятельности. Настоящий ученый всегда опережает свое время.

Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки. Разговорный язык не отвечает этим вопросам. Его выражения, связи между ними, как правило, многозначны, аморфны, а потому не могут обеспечить строгость и надежность обоснования. К тому же отличие вновь открываемых истин от уже известных требует новых знаковых средств фиксации и сообщения таких истин.

Научный язык создается на базе разговорного. При этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и, таким образом, вырабатывается научная терминология, т.е. совокупность слов со специальным значением в рамках данной научной дисциплины. За разговорным языком сохраняется роль универсального средства популяризации ручных знаний.

Названные черты характерны для любого научного знания: гуманитарного, естественнонаучного, технического. Каждое из них обладает своим особенностями, очевидно, что техническое знание ближе всего к естественнонаучному, и, чтобы провести границу между ними, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, в понятиях естествознания отражается природа как таковая, в то время как техникознание делает акцент на том, что может служить эффективному производству техники. Например, физическое понятие термоэлектрической эмиссии, фиксируя способность твердых и жидких тел испускать электроны вследствие нагревания этих тел, не включает в свое содержание никаких сведений о назначении, сфере применимости, структурном оформлении соответствующего физического явления. Все это появляется в техническом понятии "электронная лампа". Оно уже включает такие характеристики, как "вакуумный баллон", "электроды" "выпрямление электрического тока", "усиление электромагнитных колебаний" и пр. Во-вторых, если в понятиях естествознания природные процессы воспроизводятся в "чистом", незамутненном посторонними привнесениями виде, то в понятиях технических наук они берутся с известными приближениями к условиям их проявления в реальных материалах и конструкциях. Поэтому понятия техникознания менее абстрактны и идеализированы. В-третьих, понятия техникознания относительно быстро меняют свое содержание, поскольку непосредственно связаны с общественной практикой. В-четвертых, гак как техническое знание ориентировано на задачи предметно-практической деятельности, то оно излагается в неразрывной связи с приемами технологического применения.

Итак, научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в результате длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, т.е. на базе того, что обычно называют здравым смыслом. Решающее значение при этом имело осознание того факта, что предпосылкой и гарантом успешных действий в окружающем мире являются истинность и обоснованность такого рода представлений. Стремление людей сделать свои представления как можно более истинными и обоснованными в конечном счете привело к возникновению научного знания и науки вообще. Эти черты определяют специфику ее развития в настоящее время.

Строго говоря, научное знание стоило бы дифференцировать на знание естественно-научное и знание гуманитарное (науки об обществе и человеке). Это связано сособенностями социального познания. Оно в отличие от естественных наук имеет дело с реалиями, в которых сочетаются субъективное и объективное, духовное и материальное, общезначимое и сугубо индивидуальное. В науках об общественных процессах тем самым существенно резче выражено не только знание об исследуемых объектах, но и отношение ученого (социальных групп) к формулируемым фактам и концепциям, их оценка.

Знание об обществе с необходимостью должно быть историческим. Его также называют (Г. Риккерт) "идио-графическим" (индивидуализированное постижение конкретных явлений) в сравнении с номотетическим (фиксирование законов, общего) знанием наук о природе.

Date: 2016-07-25; view: 252; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию