Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2.1. Цель и задачи исследования
Целью нашего исследования является разработка и теоретическое обоснование комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет. Для достижения данной цели нами сформулированы конкретизирующие ее задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать по данным литературных источников особенности развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей лыжников. В процессе изучения литературных источников, об особенностях развития скоростно-силовой выносливости, мы выяснили, что в процессе занятий лыжной подготовкой, особое внимание уделять нужно возрастным особенностям занимающихся, а так средствам и методам, повышающим уровень подготовки лыжников. Результаты анализа научно-методической литературы послужат теоретической предпосылкой для проведения нашего исследования. 2. Определить исходные показатели скоростно-силовой выносливости у детей лыжников 13-14 лет. Для того чтобы определить исходный уровень развития скоростно-силовой выносливости у детей 13-14 лет, занимающихся лыжной подготовкой, нужно использовать ряд контрольных испытаний: - Поднимание туловища – и. п. лёжа на спине за 30 сек (см). - Поднимание туловища из исходного положения в висе на высокой перекладине (кол-во раз); - Прыжки со скакалкой за 1 минуту (кол-во раз); - Бег на 1000 метров (сек); - Бег на лыжах 2000 метров (сек); 3. Разработать и теоретически обосновать применение комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливостив лыжной подготовке у детей 13-14 лет. Для того чтобы разработать и теоретически обосновать комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливостив лыжной подготовке у детей 13-14 лет, необходимо основываться на изученную научно-методическую литературу. В основе комплекса будут использоваться различные упражнения, направленные на развитие верхнего плечевого пояса, нижних конечностей, различные упражнения с отягощениями (15-20 кг.), а так же кроссовый бег, бег на лыжах и лыжероллерах. При выполнении таких упражнений в экспериментальном комплексе особое внимание будет уделяться, возрастным особенностям испытуемых.
2.2. Методы и методики исследования
В ходе работы нами применялись следующие методы исследования: 1. Анализ научно методической литературы. 2. Контрольные испытания (тесты). 3. Метод педагогического эксперимента. 4. Математико-статистические методы обработки результатов.
Анализ научно-методической литературы. Данный метод проводился с целью изучения состояния вопроса в научно-методической литературе. В процессе изучения особенностей развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке литературы, особое внимание уделялось возрастным особенностям испытуемых, а так же специальным упражнениям в подготовке юных лыжников. Результаты анализа научно-методической литературы послужили теоретической основой для проведения нашего исследования. В рамках темы исследования нами было проанализировано 40 источников, из которых 37 вошли окончательный библиографический список. Контрольные испытания (тесты). Данный метод использовался на констатирующем этапе эксперимента, для контроля за развитием скоростно-силовой подготовленности лыжников 13-14 лет. На основе изучения специальной литературы было выяснено, что для подготовки баскетболистов, где скоростно-силовая выносливость является одним из ведущих качеств, предлагается ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечивает получение исходных данных. Нами использовались следующие контрольные испытания: 1. Поднимание туловища – и. п. лёжа на спине, согнув ноги под углом 90 градусов, руки за голову, пальцы в замок. Стопы удерживает другой партнёр. Время выполнения упражнения 1 мин. Упражнение начинать по команде “Марш!” и заканчивать по команде “Стоп”. При выполнении участник не должен расцеплять и опускать руки из-за головы, обязательно надо касаться локтями верхней части бедра. При возвращении в исходное положение лопатки касаются гимнастического мата. Испытуемому даётся одна попытка, результат заносится в протокол. 2. Поднимание туловища из исходного положения в висе на высокой перекладине. Подтягивания следует выполнять без раскачивания тела и инерции, только за счет силы мышц подъем тела следует осуществлять плавно, без рывков. В верхней точке упражнения подбородок должен быть над перекладиной, опускание тела также происходит плавно — продолжительность спуска равняется продолжительности подъема тела. Хват должен быть крепким, корпус должен быть расположен строго вертикально. 3. Прыжки через скакалку за 1 минуту. Держать скакалку на уровне бедер или пояса, ладони направлены к телу. Выполнять каждый прыжок с небольшим изгибом в коленях, все подпрыгивания должны выполняться с помощью подушечек стопы. Во время прыжков через скакалку ваша спина должна быть ровной, а мышцы пресса напряжены. Выполняется на время, результат фиксируется в протоколе. 4. Бег на 1000 метров. По команде «На старт!» испытуемый подходит к линии старта и устанавливает сильнейшую ногу в 1 —1,5 ступни от линии, а более слабую — в 1,5—2 ступнях от сильнейшей. Туловище наклоняет вперед, руки опущены. По команде «Внимание!» ноги сгибаются в коленных суставах, туловище еще больше наклоняется вперед. Рука, разноименная впереди стоящей ноге, опускается на дорожку и опирается о землю, как в низком старте; другая рука, сгибаясь в локтевом суставе, отводится назад. По команде «Марш!» начинает бег так же, как с низкого старта. Стартовый разбег заканчивается через 6—8 беговых шагов, и спортсмен переходит к бегу по дистанции. Результат фиксируется секундомером и заносится в протокол. 5. Бег на лыжах 2000 метров. По команде «На старт!» бегун занимает исходное положение у стартовой линии. Толчковая нога находится у линии, а маховая нога ставится на 2—2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40 — 45°, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. После команды «Марш!» или выстрела стартера спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение. Продолжает движение до финишной прямой, результат записывается в протокол.
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился с целью, выявления эффективности специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке детей. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы в с. Бердюжье, исследование проводились в период учебно-тренировочного процесса детей 13-14 лет. В исследование приняли участие 15 учащихся.
Методы математико-статистического анализа. Для получения достоверных результатов мы использовали методы математического анализа. Нами вычислялось среднее арифметическое значение Хср по формуле: , где: – среднее арифметическое величины КГ и ЭГ; ∑ - знак суммирования; – значение отдельного измерения; n – общее количество измерений в группе. , где: δ – среднеквадратичное отклонение; – наибольший показатель в группе; – наименьший показатель в группе; K – табличный коэффициент.
2.3. Организация исследования
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы в с. Бердюжье, в 3 этапа с сентября 2015 по май 2016 года. Экспериментальная работа осуществлялась в период тренировочного процесса лыжников 13-14 лет. В исследование приняли участие 15 юношей, занимающихся в секции по лыжной подготовке. Первый этап эксперимента с сентября 2015 по ноябрь 2015 года включал выбор темы, анализ научной и методической литературы, формулировку методологического аппарата исследования (определение объекта и предмета исследования, его цели и задач, формулирование гипотезы). На основе изученных литературных источников была сформирована теоретическая глава нашей работы. Второй этап эксперимента продолжался в период с ноября 2015 по апрель 2016 года. На этом этапе сформирована группа испытуемых, проведена практическая часть педагогического эксперимента. Использовался ряд тестов (поднимание туловища – и. п. лёжа на спине, поднимание туловища из исходного положения в висе на высокой перекладине; прыжки со скакалкой; бег на 1000 метров; бег на лыжах 2000 метров, сек), которые в совокупности обеспечивают получение информативных данных о скоростно-силовой подготовленности детей, занимающихся лыжной подготовкой. На третьем этапе эксперимента в мае 2016 года проведен математико-статистический анализ полученных результатов, сформулированы предварительные выводы и оформлен окончательный вариант курсовой работы.
2.4 Анализ исходных показателей скоростно-силовой выносливости лыжников 13-14 лет
На втором этапе исследования, на основе изученной нами литературы, мы разрабатывали комплекс специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет. В основу комплекса нами были положены взаимосвязанные и взаимообусловленные методические положения о тренировочном процессе лыжников. Состоит он из 10 упражнений, каждое из которых делятся на несколько вариантов. Данный комплекс разработан с целью развития скоростно-силовой выносливости и соответствует возрасту занимающихся. Комплекс должен будет применяться 3 раза в неделю по 3-4 специальных упражнений (приложение Б). Так же на данном этапе исследования нами было проведено тестирование показателей уровня развития скоростно-силовой выносливости детей, занимающихся лыжной подготовкой 13-14 лет. Данные представлены в таблице.
Таблица 1 Исходные показатели уровня развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке детей 13-14 лет
Результаты проведённого нами педагогического тестирования свидетельствуют, что исходный средний показатель поднимания туловищаизи. п. лёжа на спине детей занимающихся в секции лыжной подготовки 13-14 лет, составляет 37,5 ± 3,17 раз. Средний показатель поднимания туловища из исходного положения в висе на высокой перекладине, составляет 6,3 ± 2,3 раз, прыжки через скакалку за 1 минуту составляют 91,0 ± 5,7 раз. Так же средний показатель бега на 1000м. у испытуемых составляет 4,4 ± 0,15; а в беге на лыжах 2000 метров, средний результат 13,1 ± 0,42. Данные показатели являются приемлемыми для возрастных особенностей занимающихся лыжной подготовкой, так, сравнивая их с нормативными требованиями (приложение), можно утверждать, что уровень развития данных скоростно-силовых способностей занимающихся в секции лыжной подготовки, средний и ниже среднего, что говорит о существующих резервах для развития данных качеств лыжников. Исследования по развитию скоростно-силовой выносливости продолжается. Нами разработан комплекс специальных упражнений, который, мы считаем, позволит существенно повысить уровень скоростно-силовой выносливости у детей 13-14 лет занимающихся лыжной подготовкой.
ВЫВОДЫ:
По результатам проведенного исследования мы можем сформулировать следующие выводы: 1. Изучив и проанализировав литературные источники об особенностях развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет, мы выяснили что, в настоящее время скоростно-силовая подготовка приобретает все большее значение в лыжных спорте. Скорость движения лыжников при передвижении по дистанции зависит от мощности усилий, развиваемых при отталкивании лыжами и палками, то есть от скоростно-силовой выносливости спортсмена. Однако, анализ доступной литературы выявил факт недостаточности экспериментально обоснованных комплексов специальных упражнений для развития скоростно-силовых способностей у детей. В связи с этим, необходим поиск адекватных средств развития данных способностей наиболее соответствующих возрастным, физиологическим и антропометрическим особенностям занимающихся. 2. Результаты контрольных испытаний по определению исходного уровня развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке детей 13-14 лет свидетельствуют, что средний показатель поднимания туловищаизи. п. лёжа на спине детей занимающихся в секции лыжной подготовки 13-14 лет, составляет 37,5 ± 3,17 раз. Средний показатель поднимания туловища из исходного положения в висе на высокой перекладине, составляет 6,3 ± 2,3 раз, прыжки через скакалку за 1 минуту составляют 91,0 ± 5,7 раз. Так же средний показатель бега на 1000м. у испытуемых составляет 4,4 ± 0,15; а в беге на лыжах 2000 метров, средний результат 13,1 ± 0,42. Данные показатели являются приемлемыми для возрастных особенностей занимающихся лыжной подготовкой, так, сравнивая их с нормативными требованиями (приложение), можно утверждать, что уровень развития данных скоростно-силовых способностей занимающихся в секции лыжной подготовки, средний и ниже среднего, что говорит о существующих резервах для развития данных качеств лыжников. 3. Нами разработан комплекс специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливости у детей 13-14 лет, занимающихся в секции лыжной подготовки, который состоит из 10 упражнений, и применяется 3 раза в неделю. В занятии он занимает от 20 до 45 минут и включает комбинации из 3-5 упражнений. Мы предполагаем, что разработанный нами комплекс специальных упражнений с применением его в тренировочном процессе учащихся 13-14 лет, окажет положительный эффект и существенное влияние на развитие их скоростно-силовой выносливости, а, следовательно, приведут к повышению их общей и специальной физической подготовленности.
Библиографический список
1. Авдеев, А. А. Планирование нагрузок лыжников-гонщиков старших разрядов с учётом подготовки к спринтерским дистанциям /[Текст] А. А. Авдеев. - Великие Луки, 2006. 2. Будагаев, Д.С., Лебединский В.Ю. Управление тренировочным процессом лыжников-гонщиков с использованием аппаратуры. /[Текст] Д.С. Будагаев, Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 59. № 12. С. 362-365. 3. Будин, И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. /[Текст] И.М. Будин, М.: Владос-Пресс, 2003. 4. Бутин, И.М. Лыжный спорт: [Текст] / И.М/ Бутин, Учебник. - М., 2000. 5. В.В. Ермакова, Л.Ф. Кобзевой, А.В. Гурского.- Смоленск - 2011г /[Текст] Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации. 2001 36-37 c 6. Головачев, А.Н. Возрастные особенности физической подготовленности лыжниц-гонщиц [Текст] // А.Н. Головачев, Теория и практика физической культуры. - 2000. - №2. - С. 20-23. 7. Горбунов, С.А. Динамика функционального состояния квалифицированных лыжников в соревновательном периоде. [Текст] // С.А. Горбунов, Теория и практика физической культуры. - 2005. - №11. - С. 37- 8. Губа, В.П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов /[Текст] В. П. Губа // Физическая культура воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №2. – C. 41-44. 9. Гурская, Л. А. Влияние скоростно-силовой подготовки на результаты в лыжных гонках / Л. А. Гурская. /[Текст] // Л. А. Гурская, Сборник научных статей и тезисов 58-ой научн.- практ. конференции професс.-препод. Состава СГАФКСТ по итогам НИР за 2007 г. Смоленская академия физ.культ., спорта и туризма. - Смоленск, 2008. 10. Дунаев, К.С. О рациональном соотношении средств физической подготовки в этапах подготовительного периода высококвалифицированных [Текст] // К.С. Дунаев, Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 11 (33). - С. 28-31. 11. Дунаев, К.С. Проектирование динамики нагрузки в годичном цикле тренировки квалифицированных биатлонистов [Текст] // К.С. Дунаев, Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 10 (32). - С. 32-34. 12. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: учебное пособие. [Текст] / Ю.И. Евсеев, - Р-на-Д, Феникс, 2004. - 214 с. 13. Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) [Текст] // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004.-368 с. 14. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология //[Текст] Е.П. Ильин. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Питер, 2001. - 454 с. 15. Камаев, О.И. Анализ факторов, определяющих спортивную подготовленность лыжников-гонщиков на этапе специализированной базовой подготовки Физическое воспитание студентов творческих специальностей. [Текст] / О.И. Камаев, 2004. № 3. С. 33-39 16. Китманов, В.А. Методические подходы к моделированию влияния циклических видов спорта на состояние сердечнососудистой системы. [Текст] // В.А. Китманов, Теория и практика физической культуры. - 2004. - №3. - С. 25-26. 17. Лыжные гонки. Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов ВУЗов//[Текст] под ред. Н.А. Демко.- Минск: Изд-во БГУФК, 2010
18. Обоснование планирования макроцикла спортивной подготовки в современных лыжных гонках. Шишкина А.В. Сибирский педагогический журнал. /[Текст] 2007. № 3. С. 302-309. 19. Лесгафта П.Ф. Структура тренировочного процесса у юных лыжников - гонщиков в учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения в годичном цикле подготовки. Кочергина А.А. Ученые записки университета им. [Текст] / П.Ф. Лесгафта. 2010. Т. 64. № 6. С. 49-52. 20. Раменская, Т.И. Юный лыжник: учеб.-попул. кн. о многолетней тренировке лыжников-гонщиков //[Текст] Т.И. Раменская. – М., Спорт АкадемПресс. – 2004. – 204 с. 21. Рузиев, А. А., Ахмедшин, Р. Г. Проблемы подготовки резерва сборных команд в восточных единоборствах [Текст] / А. А. Рузиев, Р. Г. Ахмедшин, Научно-методический журнал «Теория и практика физической культуры» Москва, 2003. - 63 с. 22. Семейкин, А. И. Контроль за уровнем развития специальной работоспособности квалифицированных лыжников-гонщиков на этапах бесснежной подготовки годичного цикла / /[Текст] А. И. Семейкин, Ю. П. Салова, А. Н. Степнов. // Научные труды: ежегодник. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. 23. Семейкин, А. И. Подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков: пути оптимизации тренировочного процесса: учеб. Пособие. //[Текст] А. И. Семейкин, А. Н. Степнов, Н. Л. Старшинина. - Омск: Изд-во СИбГУФК, 2007. 24. Семейкин, А. И. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков: учеб. пособ. / /[Текст] А. И. Семейкин, Ю. П. Салова. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. 25. Сидорова Т.В., Сак А.Е., Котляр С.Н. Особенности построения тренировочного процесса лыжников-гонщиков 17-18 лет к соревнованиям 26. разными стилями передвижения на лыжах. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. /[Текст] 2013. № 5. С. 62-67. 27. Слушкина, Е.А., Слушкин, В.Г. Управление учебно-тренировочным процессом лыжников. Ученые записки университета им. [Текст] / Е.А. Слушкина, В.Г. Слушкин, 2011. Т. 75. № 5. С. 106-110. 28. Современные аспекты тренировки в биатлоне и лыжных гонках (по материалам зарубежной печати): науч. -метод. рек//[Текст] сост.: В.И. Михалев, В.А. Аикин, Н.С. Загурский.- Омск: изд-во СибГУФК, 2011г 29. Станский, Н.Т. Совершенствование учебно-тренировочного процесса лыжников-гонщиков в подготовительном периоде [Текст] / Н.Т. Станский, 2011. Т. 1. № 61. С. 76-79. 30. Таран, Л.Н Определение объемов тренировочных нагрузок в основных циклических средствах тренировки для юных лыжников-гонщиков 15-16 лет. Физическое воспитание студентов творческих специальностей. /[Текст] 2008 № 2. С. 58-65. 31. Туманян, Г.С. Спортивная борьба: теория, методика и организация тренировки. В 4 - х книгах: учебное пособие. /[Текст] - М.: Советский спорт, 2000. - 384 с. 32. Фарбей, В.В. Модельные характеристики показателей соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов [Текст] / В. В. Фарбей, К. С. Дунаев Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 2 (48). - С. 76-80. 33. Фарбей, В.В. Учет индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности //[Текст] В.В. Фарбей, К.С. Дунаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 110-116. 34. Хеммерсбах, А. Лыжные гонки: пер. нем. / /[Текст] А. Хеммерсбах, С. Франке. - Мурманск: Тулома, 2010. 35. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2-е изд., исправ. и доп [Текст]./ / Ж. К. Холодов, Н.А. Кузнецов. - М.: АCADEMA, 2003. 56-89 с. 36. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов. /[Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1979-128 с. 37. Шликенридер, П. Лыжный спорт.: пер.с нем. //[Текст] Петер Шликенридер, Кристоф Элберн. - Мурманск: Тулома, 2008. 38. Шулика Ю.А. Вольная борьба: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов. /[Текст] - М.: Финис, 2004. - 800 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Комплекс специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет
1.Сгибания-разгибания рук в упоре лежа сзади от скамьи. Упражнение на развитие трехглавой мышцы плеча. Количество раз – 20. 2. Гиперэкстензия спины у шведской стенки. Лёжа лицом вниз с закреплёнными ногами, поднимание торса. Упражнение на развитие ягодичных, поясничных, бицепсов бёдер, приводящих мышцы бедра. Количество раз – 20. 3.Прыжки из стороны в сторону. Выполняются спрыгивания со скамьи влево – вправо. Каждое касание скамьи засчитывается как один прыжок. Количество повторений влево – вправо – 20 раз. 4.Скручивания брюшного пресса. Из и.п. лежа на спине, выполняются скручивания. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса, косых мышц живота. Количество повторений по 20 раз в каждую сторону). 5. Комплекс упражнений без вспомогательных средств: - подтягивание на перекладине (3 подхода по максимуму); - «отжимания» на брусьях (5 подходов по 7 раз); - «отжимания» от пола на взрыв (5 подходов по 10 сек); 6. Комплекс, на развитие скоростно-силовых качеств на лыжах (лыже-роллерах): - «спурт» на лыжах в гору (5 подходов по 15метров); - «спурт» на лыжах по прямой без работы ног (5 подходов по150метров). 7. Бег на лыжах. Спринт – 1-2 км-3-4 раза, отдых до полного восстановления. 8. Бег на лыжах. Подъём в гору на максимально высокой скорости. Протяжённость подъёма: 100-150 метров. Количество подходов 4-5 раз. 9. Бег на лыжах – дуатлон. 5 км классический ход, 5 км – свободный. Упражнение выполняется в максимальном темпе. 10. Упражнение планка. Упражнение выполняется из исходного положения упора лёжа на предплечьях. Выполняется 4 подхода по 60 секунд.
Date: 2016-07-25; view: 1553; Нарушение авторских прав |