Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Теоретические основы особенностей развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей





Введение

Лыжный спорт в условиях России, учитывая его разностороннее воздействие на организм и доступность, как для городских, так и для сельских школ, является одним из наиболее приоритетных средств физического воспитания. В настоящее время скоростно-силовая подготовка приобретает все большее значение в лыжных гонках в связи с усложнением профилей лыжных трасс, появлением более энергоемких коньковых ходов и постоянно возрастающей конкуренции на международных соревнованиях, увеличением скоростей, частого применения с целью увеличения зрелищности общего старта и старта забегами. Скорость движения лыжников при передвижении по дистанции зависит от мощности усилий, развиваемых при отталкивании лыжами и палками, то есть от скоростно-силовой выносливости спортсмена.

Ведущим показателем скоростно-силовой выносливости лыжников- является «взрывная сила», которая проявляется при отталкивании палками и лыжами для преодоления различных дистанций.

Скоростно-силовая выносливость для лыжников имеет большое значение при преодолении подъемов и дистанций в сложных метеорологических условиях: при сильном ветре, снегопаде, низких температурах, ухудшающих скольжение и работоспособность спортсменов.

В последнее время скоростно-силовая выносливость является основным условием, обеспечивающим оптимальный уровень развития специальной работоспособности лыжников.

Для достижения высоких спортивных результатов требуется постоянное совершенствование учебно-тренировочного процесса. В лыжном спорте основное внимание уделяется развитию силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости и скоростно-силовым качествам.

Таким образом, проблема нашего исследованиязаключается в поиске новых специальных комплексов упражнений для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет.

Объектом исследования: учебно-тренировочный процесс лыжников 13-14 лет.

Предмет исследования: средства, применяемые для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет.

Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей 13-14 лет.

Задачи исследования:

В соответствии с целью исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать по данным литературных источников особенности развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей лыжников.

2. Определить исходные показатели скоростно-силовой выносливости у детей лыжников 13-14 лет.

3. Разработать и теоретически обосновать применение комплекса специальных упражнений для развития скоростно-силовой выносливостив лыжной подготовке у детей 13-14 лет.

Гипотеза: мы предполагаем, что после внедрения в учебно-тренировочный процесс учащихся-лыжников 13-14 лет, комплекса специальных упражнений, приведет к более эффективному развитию их скоростно-силовой выносливости у испытуемых.

Теоретическая и практическая значимость: работы заключается в том, что результаты исследования обогащают теоретические представления об особенностях развития скоростно - силовой выносливости у детей-лыжников 13-14лет, а так же разработанный нами комплекс специальных

упражнений для развития скоростно-силовой выносливости у испытуемых, может применяться учителями физической культуры на занятиях и тренерами по лыжной подготовке.

Методы исследования:

1. Анализ научно методической литературы.

2. Контрольные испытания (тесты).

3. Метод педагогического эксперимента.

4. Математико-статистические методы обработки результатов.

База исследования: экспериментальная работа осуществлялась на базе средней общеобразовательной школы в с. Бердюжье, исследование проводились в период учебно-тренировочного процесса детей 13-14 лет. В исследование приняли участие 15 учащихся.

 

Глава 1. Теоретические основы особенностей развития скоростно-силовой выносливости в лыжной подготовке у детей

1.1 Понятие выносливость. Виды выносливости.

 

В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории лыжного спорта конкретно сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии этого важнейшего физического качества. Но ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы [11]. Всё это происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами – юными лыжниками-гонщиками. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств[1].

Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе.

Исходя из всего выше сказанного, основными задачами этой главы

являются: охарактеризовать общепринятое понятие «выносливость и её виды»; исследовать психофизиологические особенности физического развития подростков 13-14 лет; проанализировать особенности реакции их организма на развитие выносливости при занятиях лыжными гонками.

Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением [11].

Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов – главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств. Различают общую и специальную выносливость[19].

Общая и (неспецифическая) выносливость – это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию.

Специальная (специфическая) выносливость – это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определённом виде спорта.

Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера.

Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности:

– скоростная выносливость;

– силовая выносливость;

– скоростно-силовая выносливость.

Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по равнинной местности.

Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге и в передвижении на лыжах по сильнопересеченной местности.

Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге и в передвижении на лыжах по различному рельефу. Можно еще говорить о нервной выносливости – способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Все эти разновидности выносливости неотделимы друг от друга и определяют одна другую. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих её компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах (Рис.1). При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и определяет специфику выносливости в каждой спортивной дисциплине (у бегуна, пловца, лыжника и т.д.) [11]. Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие её специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Для лыжных гонок ведущими компонентами будут являться, прежде всего: возможности всех энергосистем, экономизация и личностные качества. Практический опыт и научные исследования дают возможность представить возрастную динамику развития выносливости.

 

 

1.2 Особенности развития скоростно-силовой выносливости

Скоростно-силовые качества характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений (например, отталкивание в прыжках в длину и в высоту с места и с разбега, финальное усилие при метании спортивных снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [21].

Скорость может быть общей и специальной. Развитие общей скорости включено в программу ОФП [16].

Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Но быстрое движение в спорте большей частью выполняется с проявлением большой мышечной силой «взрывной», и быстрой силой.

Взрывная сила – отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется 2 компонентами: стартовой и ускоряющей силой [10]. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения [22].

Специальная подготовка, ее степень определяется уровнем спортивных достижений на основных соревновательных дистанциях. Критерием специальной подготовки в циклических видах спорта является уровень специальной выносливости, то есть способность эффективно выполнять специальные упражнения на соревновательной дистанции в наименьшее время, в отличие от общей выносливости – способности организма противостоять утомлению при выполнении какой-либо работы [8].

В специальной литературе часто выделяют скоростную и скоростно-силовую выносливость. Первая определяется уровнем достижений в субмаксимальной зоне мощности, вторая – меньшим падением скорости с увеличением протяженности дистанции и ее рельефом. В основном эти качества базируются на развитии специальной выносливости у лыжников-гонщиков. Для развития этих качеств в подготовительном периоде используются те или иные специально-подготовительные упражнения. На данный период арсенал специально-подготовительных упражнений для лыжников-гонщиков достаточно разнообразен, и использовать их для юных гонщиков можно очень эффективно [16].

Прежде всего, к специально-подготовительным упражнениям относят бег по пересеченной местности, бег с имитацией лыжных ходов, передвижение на лыжероллерах, роликовых коньках, применение тренажеров (резиновых амортизаторов и станков др.). Специально-подготовительные упражнения включают комплексы специальных круговых, силовых упражнений, способствующих развитию специальных силовых и скоростных качеств.

Специально-подготовительные упражнения в подготовительном периоде способствуют правильному освоению техники, более техничному закреплению лыжных ходов, а также способствуют развитию выносливости соответствующих групп мышц. Для того чтобы у лыжника образовался

устойчивый навык, нельзя ограничиваться каким-либо одним средством. Необходимо регулярно использовать большой объем специально-подготовительных упражнений [3].

Разностороннее координационное воздействие различных упражнений позволяет создать основу для более быстрого совершенствования движений лыжника-гонщика [1].

Специальные упражнения следует применять с самого начала подготовительного периода тренировки. Выполнение их обязательно нужно разнообразить. Для этого следует чаще изменять условия, в которых упражнения выполняются, используя самые разнообразные варианты (в скорости движения, по мягкому грунту, воде, глубокому снегу, по лестнице, в гору, в сочетании с другими упражнениями, со специальными снарядами, лыжными палками, с отягощениями и т.д.). Частые повторения специальных упражнений хорошо развивают силовую выносливость, которая, в свою очередь, способствует более успешному развитию специальной выносливости гонщика в основном периоде. Правильное выполнение их во многом помогает созданию базы для успешного выполнения отдельных элементов техники передвижения на лыжах различными ходами [5].

Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества - быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация - следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.

Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе. 10

Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечнососудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов - главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления. Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств [21].

В настоящее время лыжные гонки отличает высокая соревновательная скорость передвижения как у женщин, так и у мужчин на всех без исключения дистанциях. Это потребовало от лыжника-гонщика выполнения более мощной и быстрой фазы отталкивания, которая позволяет развивать высокие скорости на дистанции [4].

Для успешного выступления в соревнованиях очень важны скоростно-силовые качества. Когда технико-тактические действия и общая выносливость спортсменов находятся примерно на одинаковом уровне, выигрывает тот спортсмен, у которого скоростно-силовая подготовленность выше, чем у соперника. А именно: хорошо технически развит верхний плечевой пояс, идет хорошее отталкивание руками, и это дает высокую скорость передвижения, которая играет большую роль в результате спортсмена на финише [2].

 

 

1.3 Характеристика средств и методов развития скоростно-силовой выносливости лыжников 13-14 лет

Мировые современные достижения в лыжном спорте сегодня настолько велики, что без систематической подготовки с юных лет нельзя рассчитывать на высокую результативность в зрелом возрасте спортсмена. Подготовка юных лыжников-гонщиков - одна из главных задач подготовки спортивного резерва, поднятия престижа лыжного спорта в стране. Вопросы подготовки юных лыжников-гонщиков в настоящее время, являются одними из наиболее актуальных в построении спортивной тренировки. И от того насколько рационально будут решены вопросы тренировки в молодом возрасте, процесс начального становления технического мастерства, уровня развития специальных физических качеств во многом зависит дальнейший рост спортивно-технических результатов[30].

В лыжном спорте, связанном с продолжительной циклической работой, решающее значение для достижения спортивных результатов имеют высокоразвитые качества общей и специальной выносливости, или, выражаясь научным языком, уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При недостаточном развитии выносливости немыслим высокий уровень общей и специальной подготовок юных спортсменов-лыжников. За последние годы накопилось много источников литературы по вопросам развития выносливости в циклических видах спорта. Большое внимание в них уделяется и развитию скоростно-силового качества у начинающих лыжников-гонщиков 13-14 лет, поскольку этот возраст считается самым благоприятным для начала занятий лыжным спортом. В этот период подростки могут достигать достаточно высокой тренированности в отдельных видах спорта. Они начинают выступать в соревнованиях. Продолжает оставаться лучшая приспособляемость

к скоростно-силовым нагрузкам и плохая переносимость длительной, напряжённой работы. Проявляется стремление к сложным видам труда и к занятиям спортом.

Определенная значимость и недостаточная научная разработанность проблемы развития скоростно-силовых качеств в лыжном спорте и методики их развития определяют научную новизну данной работы. Появляются так же новые требования скоростно-силовой подготовки. И если этот компонент не развивать на начальных этапах, то можно заведомо начать проигрывать на дистанциях. Именно удерживая хороший темп на дистанции, и не обладая большими хорошими скрытыми возможностями, проиграть на финише. Поэтому для успешного выступления в соревнованиях очень важны скоростно-силовые качества. Когда технико-тактические действия и общая выносливость спортсменов находятся примерно на одинаковом уровне, выигрывает тот спортсмен, у которого скоростно-силовая подготовленность выше, чем у соперника. А именно, хорошо технически развит верхний плечевой пояс, идет хорошее отталкивание руками и за счет этого дает высокую скорость передвижения, которая играет большую роль в результате спортсмена на финише[22].

Основным фактором, определяющим повышение специальной работоспособности спортсмена в циклическом режиме, является адаптация мышц к работе на выносливость. Тренировка выносливости не только совершенствует способность доставлять О2 к мышцам, но и вызывает изменения в самих мышцах, связанные с более полноценным использованием О2. Во всех циклических видах спорта используются, по существу, одни и те же методы дистанционной тренировки. Однако условия и особенности работы мышц в каждом виде спорта далеко не одинаковы. Они различаются количеством привлекаемых к работе мышечных групп, характером проявления двигательного усилия, возможностями для экономизация энергозатрат во время работы. В зависимости от двигательной

структуры циклического упражнения к работе привлекается различный объем мышц, что определяет и различные требования к мощности механизмов и емкости источников их энергообеспечения [10]. В беге, велосипедном и конькобежном спорте загружаются преимущественно мышцы ног, в гребле на байдарках и каноэ – мышцы плечевого пояса и туловища, в плавании, академической гребле, лыжном спорте – все эти мышечные группы. Однако в последнем случае в их работе имеются существенные различия.

В лыжном спорте мышцы туловища – в отличие от циклической работы мышц ног и плечевого пояса – выполняют как позную, так и мощную динамическую работу. Перечисленные особенности обусловливают и соответствующие специфические перестройки в мышцах, которые формируются всем содержанием спортивной деятельности. Но, главную роль в их обеспечении должны играть средства СФП, поскольку только дистанционные методы тренировки не могут эффективно решить эту задачу.

Организация СФП с учетом этих принципов призвана способствовать успеху решения главной задачи тренировки – повышению скорости передвижения по дистанции за счет формирования не просто оптимального, эмпирически складывающегося соотношения между мощностью рабочих усилий, определяющих длину шага, и темпом движений. Иными словами, речь идет о главном методическом принципе совершенствования мастерства в циклических видах спорта – повышении скорости за счет увеличения длины шага при оптимальном темпе движений [15].

Отсюда основная задача СФП заключается в интенсификации процесса развития специфических форм силовой выносливости, т. е. способности спортсмена к многократному проявлению необходимых по величине двигательных усилий. Совершенствование этой способности связывается с повышением, как силового компонента движений, так и возможности к выполнению продолжительной мышечной работы, максимально используя

аэробный путь энергообеспечения без преждевременного включения анаэробной продукции. Таким образом, методика СФП в циклических видах спорта предусматривает специализированную мышечную работу с преимущественной направленностью на развитие максимального силового, взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости. Для этого используются упражнения с отягощением, изометрические и прыжковые упражнения, упражнения с ударным режимом работы мышц, а также затруднение условий выполнения соревновательного или близких ему по двигательной структуре упражнений.

Методы СФП с преимущественной направленностью на развитие взрывного и скоростного компонентов движений.

Для развития взрывного и скоростного компонентов силовой выносливости, а также реактивной способности мышц используются упражнения с отягощением, прыжковые упражнения, выполнение соревновательного упражнения или близких ему по двигательной структуре упражнений в затрудненных условиях и ударный режим работы мышц. Метод преимущественно повторно-серийный. Так же как и при развитии максимального силового компонента выносливости, здесь выделяются два направления работы. В одном работа выполняется в умеренном темпе с акцентированием взрывного начала усилия, в другом – с постепенным повышением темпа движений с сохранением взрывного начала усилия. При использовании упражнений с отягощением эффективны следующие варианты повторно-серийного метода для локальной и глобальной работы.

Лыжный спорт относится к циклическим видам спорта и поэтому основной акцент в нем делается на развитие выносливости. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством лыжников-гонщиков. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными [6].

В настоящее время, как в общей теории спорта, так и в теории лыжного спорта конкретно сложились определённые противоречия в трактовке и терминологии этого важнейшего физического качества. Но ясно одно, что с развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы [11]. Всё это происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами – юными лыжниками-гонщиками. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств [13].

 

 

Выводы по первой главе

 

Анализ доступной научно-методической литературы позволил нам

определить, особенности и структуру развития специального физического качества скоростно-силовую выносливости. Так же рассматривали источники, где особое внимание уделялось развитию скоростно-силовой выносливости у детей, занимающихся в секции по лыжной подготовке. Анализировались различные средства, методы, подходы к развитию данного качества, так же учитывались возрастные особенности занимающихся. Так же в литературе, найдена информация, касающаяся разработки комплекса специальных упражнений.

Многие авторы предлагают различные средства и методы, характеризующие особенности скоростно - силовой выносливости, а так же предназначенные для развития данных способностей у школьников, занимающихся в секции лыжной подготовки. Доказывают эффективность и характеризуют дозировки тех или иных упражнений, их вариации и отличия для разных видов спорта.

Для достижения высоких спортивных результатов требуется постоянное совершенствование учебно-тренировочного процесса. В лыжном спорте основное внимание уделяется развитию силы, силовой выносливости, быстроты, ловкости и гибкости основное внимание уделяется развитию общей и специальной (скоростной) выносливости и скоростно-силовым качествам.

 

Date: 2016-07-25; view: 2155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию