Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франция в годы мирового экономического кризиса. Правоконсервативный дирижизм правительств А.Тарлье и И. Лавали.





Во Франции мировой экономический кризис принял тяжелый характер. Объем промышленной продукции и национальный доход в 1934 г. понизились более чем на 30%, обанкротилось несколько крупных банков, закрылись многие крупные заводы и фабрики. Особенно тяжело кризис поразил текстильную промышленность.

Остроту ситуации усиливал аграрный кризис. Сельскохозяйственная продукция не имела сбыта, упал экспорт вин и фруктовых культур. Многие хозяйства распродавались, фермеры устремились в города, пополняя армию безработных.

Кризис отриц. отразился на уровне жизни всего общества. Кол-во безработных достигло 1,5 млн чел, увелич число работающих неполную рабочую неделю. В то же время продолжительность рабочего дня выросла до 10-12 часов, а реальная зарплата сократилась на 60% и составляла 40% от прежней.

Рост цен на продовольственные товары, увелич налогов еще больше ухудшили жизненные условия. Кризис усилил полит нестабильность в стране и привел к усилению борьбы группировок в правительстве. В 1937 г. объем промыш производства и внеш торговли Франции достиг докризисного уровня, однако в 1938 г. наметился новый спад экономики, продолжавшийся до начала 2МВ. Особое значение для Фр имело то обстоятельство, что от кризиса серьезно пострадали средние слои городского населения.

Известно, что эта группа населения существенно влияет как на исход выборов, так и на массовые движения. Так, с 1929 по 1934 г. разорилось более 100 тыс. мелких и средних предприятий.
Банкротство банков и некоторых крупных предприятий привело к разорению десятков тысяч вкладчиков и акционеров. Политическая ситуация во Фр резко изменилась. В частности, упало влияние партий франц буржуазии, пришедших к власти в 1926 г. и представлявших интересы финансовой олигархии и круп промыш монополий. С ноября 1929 г. по май 1932 г. сменилось 8 правительств.

Кризис и растущее недовольство широких масс вызвали изменения в идеологии и политике буржуазии. Часть ее пришла к выводу о необходимости усиления гос управления экономикой, созд органов гос планирования и контроля в экономике, расширении системы соц страхования, увеличении пособий по безработице и улучшении условий труда.

Правоконсервативный дирижизм правительств Тардье и Лаваля. В 1930-1932 гг. у власти находились правоцентристские правительства, по очереди возглавляемые Андре Тардье и Пьером Лавалем. Их антикризисная стратегия сводилась к мерам мягкого косвенного регулирования экономики с предоставлением больших льгот крупному капиталу. Правительство сформировало так называемый защищенный сектор, куда вошли крупнейшие банки, железнодорожные, химические, металлургические кампании. Защищенный сектор получил налоговые преимущества, государственные заказы, права на льготные транспортные тарифы. Для инвестирования этих программ сокращались социальные программы бюджета. Для блокирования социального недовольства Тардье и Лаваль предлагали ограничение конституционных свобод, создание режима «сильной власти». Такой правоконсервативный вариант дирижизма не встретил широкой поддержки. Большое раздражение вызывали и фигуры самих премьер-министров. Тардье — талантливый журналист и дипломат, любимец Клемансо, воспринял худшие черты своего учителя — циничность, высокомерие, жесткую авторитарность. Его аморальность давала постоянную пищу для бульварной прессы. Нечист на руку был и Лаварь — бывший социалист, мало скрывавший свои связи с крупными предпринимателями.

 

Французский фашизм

Во Франции, в отличие от Германии, Австрии, Италии и Испании, фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок. Французский фашизм обладал гораздо меньшей социальной базой, его отличала политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров. По своему типу он был ближе к иберийскому, испано-португальскому варианту – с опорой на мелкобуржуазные слои и деклассированные элементы, с преобладанием клерикально-монархических и милитаристских, националистических элементов в политической ориентации. С другой стороны, специфика политического развития Франции на протяжении нескольких предшествовавших десятилетий фактически не оставила пространства для праворадикальных движений. «Правая Франция» - это, прежде всего, партии либерального толка. К тому же, либеральная национальная идея была далека от собственно национализма. Появилась реальная политическая ниша, которую и заняли французские фашисты.

В отличие от классического фашизма французские движения не имели ключевого компонента – «авторитарной личности», маргинальной массы, готовой к прямой политической мобилизации.

Объективно фашизация Франции могла быть лишь процессом, инспирируемым «сверху». Первые признаки ее появились во время правления Тардье и Лаваля. Но были и «неформальные» организации фашистского толка, организации «снизу». Крупнейшие из них – патриотические движения бывших ветеранов войны (лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока – примерно 60 тыс. чел.), старые монархические лиги – «Аксьен франсез» Ш.Морраса(60 тыс. чел.), «Фэсо» Ж.Валуа (50 тыс. чел.), «Патриотическая молодежь» П.Теттенже (90 тыс. чел.), экстремистские националистические группировки «Франсисты» М.Бюкара, «Французская солидарность» Ж.Рено.

Достаточно интересно, что наиболее близкие к фашизму движения, выступавшие с идеей «тотальной революции» лиги «Франсистов» и «Французской солидарности» состояли всего из 2-3 – 10 тыс. человек.

Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Париже в знак протеста против коррупции среди гос. чиновников. Демонстрацию легко разогнали.

 

Прежде всего следует назвать «франсистов» во главе с выходцем из мелкобуржуазной среды бывшим капитаном французской армии М. Бюкаром. Лидер «франсизма» декларировал разрыв с традиционными принципами демократии. «Франсисты» получали субсидии от некоторых французских капиталистов. Важным источником финансовых поступлений была для них фашистская Италия. Деньги шли от итальянского консула Ландини, от КАУР (комитета действия во имя универсальности Рима). Не случайно Бюкар был активным сторонником фашистского интернационала. Мелкие коммерсанты, ремесленники, потерявшие ориентацию в период кризисных потрясений, всякого рода авантюристы, любители уличных драк, часто используемые полицией для провокаций, забитые выходцы из Северной Африки — вот контингент «франсизма». Численность его сторонников не превышала 30 тыс., причем к «активистам» относилось 8 тыс. Из них формировались военизированные отряды «синерубашечников».

Другой откровенно фашистской организацией была «Французская солидарность». Ее создатель — Ф. Коти (мультимиллионер, покровитель фашизма), который привлек в качестве лидера бывшего офицера Ж. Рено. Сумев мобилизовать несколько тысяч людей того же сорта, что шли за «франсистами», «солидаристы» в десятки раз преувеличивали число своих приверженцев. Слабость этой организации проявилась в том, что она фактически сошла со сцены после смерти Коти летом 1934 г.

Ни «франсисты», ни «солидаристы» сами по себе не представляли серьезной силы, но как элемент обширного лагеря реакции они выполняли определенную политическую функцию. Своей террористической тактикой, разнузданной социальной демагогией они создавали благоприятный фон для более «умеренных» группировок фашистского типа, выступали в качестве застрельщиков пропагандистских кампаний реакции.

Основная опасность исходила, однако, от иных носителей фашистской тенденции, обязанных своим происхождением собственно французским реакционным традициям. Среди них наибольшую силу обрели так называемые «Боевые кресты». Истоки этой организации относятся к концу 1927 г., когда литератор М. Ано основал союз бывших фронтовиков, имевших боевые награды и ранения. Организация первоначально носила аполитичный характер. Но вмешательство все того же Ф. Коти, его деньги существенным образом повлияли на судьбу «Боевых крестов». При поддержке Коти в лидеры организации выдвинулся отставной подполковник граф К. де ля Рок, работавший в электротехническом концерне Э. Мерсье. «Боевые кресты» привлекли внимание А. Тардье, возглавлявшего в конце 20-х — начале 30-х годов правительство блока правых партий. Де ля Рок получал от Тардье ежемесячные субсидии. Аристократ, представитель военной касты, он был тесно связан как с крупным капиталом и государственным аппаратом, так и с милитаристской верхушкой (покровителем «Боевых крестов» являлся, в частности, маршал Лиоте).

Примитивный идеолог и посредственный оратор, де ля Рок сумел добиться определенных результатов в организационной сфере. К 1934 г. «Боевые кресты» насчитывали 60 тыс. членов, разбитых на отдельные подразделения, готовые в короткий срок выйти на улицу. Но их политическая тактика была более осторожной по сравнению с тактикой «франсистов» и «солидаристов». Осторожностью отличалась и социальная программа движения. Основной ее мотив — примирение классовых интересов, сотрудничество труда и капитала, участие рабочих в прибылях предприятий. Были весьма неопределенные пункты об ограничении мощи крупных предприятий, о контроле над биржевыми спекуляциями и т. п. Таким образом, ясно прослеживается ориентация на более обеспеченную часть средних слоев, сохранивших во Франции свои позиции и в годы кризиса.

«Аксьон франсэз», «Патриотическая молодежь» и «Боевые кресты» отрицали свою принадлежность к фашизму. Другая их особенность — скромная роль пропаганды государственно-монополистического регулирования. Историки-марксисты К. Виллар и Ю. И. Рубинский отмечают и такую черту рассматриваемых течений: «В то время как в Германии и Италии фашизм в конечном счете порывает с традиционными правобуржуазными партиями, большинство французских группировок опиралось на правые партии и католическую церковь»21. Отсюда сравнительно небольшой удельный вес антикапиталистической демагогии.

Французскому фашизму не удалось создать существенный массовый базис. Наиболее поддающиеся воздействию фашистской пропаганды мелкая буржуазия и средние слои во Франции не были поражены кризисом в такой мере, как в Германии. Традиционные партии, прежде всего партия радикалов и радикал-социалистов, сумели удержать эти слои под своим влиянием. Длительные и прочные демократические традиции, эффективная стратегия и тактика коммунистов, наглядный отталкивающий пример фашистских диктатур — все эти факторы обеспечили поворот значительной части промежуточных слоев влево, в направлении антифашистского Народного фронта.

Вместе с тем фашистские тенденции довольно глубоко укоренились в верхах, особенно в аристократической военной касте. «Французский фашизм, — подчеркивал Г. Димитров, — имеет такие Сильные позиции в армии, среди офицерского корпуса, каких национал-социалисты до своего прихода к власти не имели в рейхсвере»22. И в последующие периоды истории Франции эта профашистская настроенность военщины не раз давала о себе знать.

Масштабы фашистской опасности, назревавшей во Франции, наиболее четко вырисовались во время февральских событий 1934 г.23 Лишь борьба ФКП и поддержавших ее антифашистских сил сорвала далеко идущие планы реакции, и мятеж 6 февраля 1934 г. имел последствия, противоположные тем, на которые рассчитывали его организаторы.

После победы Народного фронта наблюдается новый приступ активности фашизма. Хотя многие фашистские организации были запрещены, но эта мера не была проведена на практике с должной последовательностью. Некоторые из них продолжали свою деятельность нелегально. Другие сменили вывеску. Так, «Боевые кресты» в 1936 г. преобразовались во Французскую социальную партию (ПСФ). Постоянно происходил перелив членов из одних фашистских организаций в другие. Во времена Народного фронта внутри французского фашизма усиливаются экстремистские тенденции. Ужесточаются методы политической борьбы, в тактике акцент все больше сдвигается на террористические акции, в идеологии сильнее проявляются расистские, особенно антисемитские мотивы. Рост экстремизма, связанный с обострением классовой борьбы в стране, делал французский фашизм более восприимчивым к германскому и итальянскому влияниям.

 

Date: 2016-07-25; view: 1128; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию