Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития плавания.





3.1. Зарождение плавания.

Археологические находки (вазы, статуэтки, амфоры, барельефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески и др.) свидетельствует о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать и им были известны способы плавания, напоминающие современный кроль и брасс.

В изданной в Каире в 1974 г. книге “Физическое воспитание в Древнем Египте” приводятся фотокопии ряда исторических документов, хранящихся в Каирском музее древнеегипетского искусства. На одной из них изображена фигурка плывущего человека, высеченная на камне. Она была обнаружена на стене гробницы, сооруженной более двух тысяч лет до нашей эры.

В другом музее древнеегипетского искусства, находящемся в итальянском городе Турине, хранится большой камень, найденный в усыпальнице египетского фараона. На камне высечена фигура пловца, лежащего в воде на груди, с согнутыми, как у лягушки ногами и разведенными в стороны руками. Этому изображению пловца, напоминающему современный брасс, около четырех тысяч лет.

В те древние времена плавание применялось в быту и труде (например, во время рыбной ловли и охоты за водоплавающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными раковинами), в ратных делах.

Многие профессии древних народов, поселившихся возле морей, рек и озер требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тира, Скион и Амрита (Средиземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры широко был развит подводный промысел по добыче с морского дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикийские кустари изготавливали известные в то время яркие пурпурные краски.

В Древней Греции еще до наступления нашей эры плавание стало использоваться как одно из главных средств физического воспитания молодежи, причем не только юношей, но и девушек. Например, на одной из древнегреческих ваз, хранящихся в историческом музее Лувра (“Ваза Франциска”, VI век до н.э.) изображены купающиеся женщины. Движения одной из них напоминают способ плавания кролем.

В эпоху Римской империи в Риме и Помпее были сооружены крытые термы со специальными искусственными плавательными бассейнами, наполняемыми подогретой водой. Бассейна при римских термах Нерона (размером 38 х 26 м), Каракала (55 х 20 м) и Диоклетиана (100 х 50 м), сохранившиеся (в полуразрушенном состоянии) до наших дней, являются редчайшими памятниками архитектурного искусства.

В различных книгах по истории древнего мира вы наверняка находите описания того, как люди в ту пору овладевали и использовали навык, как плавали и ныряли, как прыгали в воду с крутых берегов и отвесных скал, но ни в одной из них вы не встречали рассказа о массовом обучении плаванию. Лишь в середине семнадцатого века, да и то не в Европе, а на Японских островах, появились первые, в отличие от древнеримских, доступные более широкому кругу людей императорские школы плавания. К тому же сам 17-летний император Го Иози стал в 1603 году участником соревнований по плаванию.

Из поколения в поколение передовые люди Европы - сначала французский гуманист, автор “Гаргантюа и Пантагрюэля” Франсуа Рабле (1494-1553), затем английский философ-материалист Джордж Локк (1632-1704) и французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) - последовательно разбивали церковные запреты, пропагандировали плавание как крайне полезный навык.

Первые школы плавания появились в Англии и Германии, чуть позднее во Франции и Австрии. Строятся первые искусственные бассейны с подогревом воды (Лондон, 1743 год).

Приоритет законодателей плавательной моды можно полностью отдать военнослужащим и студентам Ливерпуля, Лондона и других городов туманного Альбиона. Именно в Лондоне в 1869 году была создана первая в мире спортивная организация пловцов - Ассоциация любителей спортивного плавания в Англии.

Вскоре состоялся первый национальный чемпионат по плаванию. Это стало отправной точкой, появились спортивные организации по плаванию в Швеции, Германии и Венгрии, во Франции, Голландии. В 1888 году спортивное плавание получило признание в США, а еще через год в Будапеште состоялся Первый Международный турнир по плаванию. Стали строиться специальные плавательные бассейны для проведения международных соревнований. Программа тех соревнований была крайне разнообразной. Дистанции выбирались произвольно в зависимости от условий. Состязались на 50 метров, на 100, на 500, на 1000 и 2000 метров.

Для тех, кто не находил удовлетворения, соревнуясь в бассейнах, устраивали проплывы в открытом море. Первым героем марафонских проплывов стал капитан английского флота Матью Вэбб. В 1875 году он проплыл 34,6 километра за 21 час 44 минуты 55 секунд. Его дистанция простиралась от берегов Англии к берегам Франции в проливе Ла-Манш. С тех пор более 200 пловцов успешно преодолели этот водный рубеж. А сама трасса марафонского плавания стала одной из самых престижных для пловцов. Необходимо заметить, что ныне пролив преодолевают почти в 3 раза быстрее. А 13-летняя египтянка Абли Хайби а 1974 году показала результат 12 часов 30 минут.


Дальние проплывы пользовались популярностью и в России. Были смельчаки и среди батумских портовых рабочих. Один из них, Мамед Бедия, даже рискнул отправиться вплавь от Батуми до Поти и с успехом преодолел это фантастическое (для плавания) по тем временам расстояние - почти в 60 километров.

3.2. Развитие плавания в дореволюционной России

Возникновение плавания у славян восходит к древности. Развитию плавания способствовало большое количество водоемов, по берегам которых селились наши предки. Здесь они занимались рыбной ловлей, охотой на водоплавающую птицу и т.д. Жизнь, связанная с водой, была невозможна без применения навыков плавания, ныряния и длительного пребывания под водой без движений. Кроме того, земли славян подвергались нашествию кочевников. Сами славяне предпринимали походы на соседние народы. Военные действия были связаны с преодолением водных преград, что требовало определенных навыков в плавании. Об этом свидетельствуют летописцы, предания, легенды, былины и другие источники (например, Ипатьевская летопись, “Слово о полку Игореве”, былины “Добрыня и змей”, “О Добрыне Никитиче и отце его Никите Романовиче” и др.

Великий преобразователь Российского государства Петр Первый, создавая морской и сухопутный кадетские корпуса, повелевал ввести в качестве обязательной дисциплины для обучения будущих офицеров войска русского плавание. Но как не строг был царь, а его указание “утонуло” в массе проблем, возникших в переустройстве всего уклада российского общества. Учили плавать в Петровские времена тех, кто пребывал на царской службе, да и то не везде, а лишь в столице.

Наибольшее развитие обучение плаванию в учебных группах получило во второй половине XVIII в., когда общее количество воинских частей и военных учебных заведений значительно возросло.

Развитие плавания в этот период связано с именем знаменитого русского полководца А.В. Суворова. Его огромная заслуга состояла в том, что он рассматривал плавание как средство воспитания, которое наряду с физической подготовкой воинов имело также оздоровительную и прикладную направленность. А.В. Суворов считал, что умение плавать есть важнейший навык, необходимый солдату для преодоления водных преград вброд и вплавь.

В “Экономическом месяцеслове” за 1776 г. подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух по мнению автора, “должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть”. Это важнейшее открытие неизвестного русского автора было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движений: человека сначала учили спокойно лежать на груди и спине на поверхности воды и только после освоения этого навыка начинали обучать правильным приемам плавания, которые предусматривали освоение способа плавания в целом, т.е. в полной координации. Естественный метод обучения плаванию был опубликован за рубежом (в Италии) лишь 18 лет спустя.


Сама жизнь заставила поднять вопрос и широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов - тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые соревнования по плаванию в 1829 году. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. И если бы мы наблюдали за ходом тех заплывов, то, несомненно, пришли бы в недоумение. И вот почему.

Правила этих соревнований заключались в следующем: участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали “ходьбу” в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей, а сажень, как известно, равна 2 метрам 13,36 сантиметра, преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: “выстрел из ружья в цель” на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний - дистанция в 100 саженей, а плыли участники эту более чем 200-метровую дистанцию лежа на спине.

Участники первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями - офицеры второй саперной бригады русской армии. Состязания проводились в полном соответствии с изданной в том году инструкцией, а предписывалась та инструкция от имени “Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого князя Константина Павловича”. Цель турнира - определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат - была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

Инструкция определяла и требования к месту для обучения плаванию, проведения состязаний, предписывая, что “под наблюдением обер-офицера, заведующего плавательной команды, на берегу реки с малым течением устанавливается плот длиной 12,5 и шириной в 3 сажени. На его конце строится площадка высотой 7 футов для прыжков в воду. Плоты внутри обиваются досками и вокруг плотов ставятся перила”.

Наибольшее значение для развития плавания в этот период имела открытая в 1834 г. на реке Неве общедоступная школа плавания, руководимая шведским преподавателем гимнастики Г. Паули. В школе обучали всем известным в то время способам плавания: брассу на груди и спине, на боку, дельфину, “по-собачьи” и саженками. Посетители также осваивали навыки прикладного плавания (плавание с оружием, спасение тонущего) и прыжки в воду.


Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю нашего вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специальной литературе о плавании, которая была опубликована в Петербурге в 1838 году под названием “Руководство к плаванию с показание пользы этого искусства в войне”. Впервые читатель нашел на ее страницах подробное описание техники плавания брассом, на боку, “по-собачьи”, “саженками”, ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказания помощи утопающим.

К этому времени получил свое признание метод раздельного обучения плаванию. Основным способом при обучении этим методом являлся брасс. Изучали его путем разделения каждого плавательного движения и систематического освоения отдельных элементов в воде. Затем отдельные движения соединились в целостный способ. Изучению отдельных элементов было отведено определенное количество уроков, на которых применялась система различных приспособлений и приемов. К числу таких приспособлений относились различные поддерживающие средства (надувные мешки, пробковые подушки, пучки камыша, лямки и др.), из которых наиболее важное значение приобрели лямки. В зависимости от названия (неподвижная лямка, удочка, подвижная лямка, спущенная лямка и др.) лямка изготавливалась из пробки, брезента или холста.

Система обучения была проста. Вначале ученик выполнял отдельное движение на неподвижной лямке. Затем применялась удочка, и учитель в любой момент мог натяжением шнура регулировать продвижение ученика, останавливать его и давать ему советы. Далее. по мере освоения навыка применялась спущенная лямка, которая поддерживала ученика лишь в момент, когда его тело опускалось ниже допускаемого уровня. Тренировочные упражнения выполнялись на подвижной лямке.

Изданная в 1897 г. книга А. Ганике “Самообучение плаванию” содержала описание основных групп подготовительных упражнений и впервые в истории плавания рекомендовала способ “скольжение” как один из приемов приучения занимающегося к уверенным движениям в воде. Значение этого приема нельзя недооценить, он с успехом применяется и сейчас при обучении плаванию. Характерным является тот факт, что предложенная А. Ганике новая система обучения нашла применение почти во всех школах плавания, организованных в начале ХХ в. как в России, так и за рубежом. Такой успех этой системы объяснялся тем, что она отражала передовой для того времени опыт работы по плаванию.

Система обучения, предложенная А. Ганике включала в себя метод раздельного обучения плаванию, основанный на применении современных для того времени поддерживающих средств. Необходимость массового обучения плаванию в специальных военных и гражданских учебных заведениях, а также в школах плавания привела к введению группового метода обучения, основанного на массовом применении поддерживающих средств. Этот метод в свою очередь потребовал предварительной подготовки учеников к групповому выполнению в воде плавательных движений на удочках и блочных аппаратах. Так, к концу ХIХ в. сформировалась появившаяся в виде отдельных упражнений в конце XVIII века система обучения плавательным движениям на суше.

В 1908 г. в местечке Шувалово, близ Петербурга, была организована первая в России спортивная школа плавания, которая просуществовала до 1917 г.

В Шуваловской школе обучали всем существующим в то время способам плавания: кролю (американскому и австралийскому), брассу на груди и спине и на боку. Основу обучения составлял брасс.

Шуваловская школа была кузницей инструкторских кадров по плаванию в России. Многие пловцы имели звание магистра или кандидата плавания. Требования для получения этих званий были весьма высокие.

Большинство воспитанников Шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок. В школе были построен открытый плавательный бассейн и крытые трибуны на 200 мест. Наличие этих сооружений позволяло проводить учебно-тренировочные занятия и спортивные соревнования. Ежегодно в школе занималось от 300 до 500 человек. Начиная с 1908 г. в школе регулярно (примерно один раз в неделю) устраивались новые праздники с разнообразной программой.

Немалая заслуга в деле развития плавания в России принадлежит выдающемуся русскому пловцу, рекордсмену мира, преподавателю французского языка Бакинской гимназии Л.А. Романченко.

В июле 1912 года Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), и тем побил мировой рекорд знаменитого английского пловца Бургеса, проплывшего 31 версту за 22 часа 23 минуты”, затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов.

Изучив технику популярных для того времени способов плавания и усовершенствовав методику предварительного изучения плавательных движений на суше, Л.А. Романченко организовал обучение молодежи различным способам плавания. В 1913 г. Л.А. Романченко преподавал на курсах плавания при обществе “Богатырь” в Петербурге, зимой занятия проводились в бассейне.

В 1915-1916 г.г. Л.А. Романченко посетил ряд городов России, где обучил плаванию десятки молодых людей. Наиболее способные ученики, выполнившие программу и сдавшие испытания, получили свидетельства, дававшие им право обучать плаванию на общественных началах.

Значение плавания как средства оздоровления и воспитания было хорошо известно в начале ХХ в. Об этом говорится в целом ряде книг и руководств, написанных известными в то время врачами и педагогами. Знаменитый русский педагог профессор В.В. Гориневский в 1913 г. писал: “Плавание в гигиеническом и воспитательном отношении - прекрасное упражнение тела. Оно представляет гармоничное сочетание деятельности различных мышечных групп, приходящих под влиянием воды в сильное напряжение. Плавание приучает к воде, к уходу за кожей, к сохранению тела в чистоте; оно приучает также к перенесению чувства холода, закаливает человека”.

Гигиенически - оздоровительное значение плавания обусловило появление в печати рекомендаций по приучению к воде детей дошкольного возраста. Такую рекомендацию дает А.Н. Филиппов в книге “Гигиена детей”, изданной в 1902 г. “Я разрешаю, - пишет А.Н. Филиппов, - здоровым детям с 5 лет купаться в пруду или тихой речке, начав с температуры 18 по Рюмеру, а потом продолжая даже при 16. Более взрослых детей надо скорее обучать плаванию, что, кроме удовольствия, представляет прекрасную гимнастику”.

Дальнейшему развитию плавания в России содействовали новые сведения по теории и практики, которые были обобщены в ряде руководств, появившихся в 1900-1916 г.г. К ним относятся книги Гофштейна, Покровского, Носовича, Волкова, Шеманского, Полторацкого, альбом основных приемов плавания Романченко, а также статьи и заметки Геркана.

Для начала ХХ в. характерно появление новых школ плавания и создания общественных организаций по плаванию. Вслед за Шуваловской школой в 1910 г. школы плавания были открыты в Баку и Чернигове, а в 1914 г. - в Николаеве.

В 1908 г. в Риге было создано Рижское общество пловцов, а в 1912 - Московское общество любителей плавания (МОЛП) и Московская лига любителей плавания, которая объединяла пловцов всех клубов Москвы (“ЗКС”, “Санитас”, “Сходня”, “Клуб лыжников” и др.).

В 1912 г. русские пловцы впервые приняли участие в V Олимпийских играх в Стокгольме. Однако выступили они весьма неудачно.

Неудачное выступление русских пловцов на Олимпиаде в Стокгольме заставило руководителей плавательного спорта расширить сферу организованных занятий спортивным плаванием и проводить ежегодные Всероссийские соревнования. В 1913 г. в Петербурге была проведена первая встреча пловцов Москвы и Петербурга.

Победу одержали воспитанники Шуваловской школы, которые представляли команду Петербурга. В этом же году были проведены городские соревнования в Москве и Петербурге. В 1913 г. состоялась первая русская Олимпиада в Киеве, в программу которой было включено плавание. Лучшие спортивные результаты, показанные на этой Олимпиаде, были зарегистрированы в качестве первых в истории России рекордов по плаванию.

В 1914 г. в Риге была проведена вторая русская Олимпиада. Результаты сильно отставали от мировых рекордов.

3.3. Развитие плавания в СССР

В 1918 г. в Москве и в 1919 г. в Петрограде были открыты институты физической культуры. В учебных планах институтов предусматривалось преподавание плавания как самостоятельного учебного предмета.

В 1920 в Петрограде было организовано спортивное общество “Дельфин”, которое за шесть лет существования проделало огромную работу по развитию плавания. В обществе работали лучшие педагоги и специалисты того времени: В.Н. Песков, Э.И. Лусталло, Д.А. Крадман, И.Я. Семенов и другие.

В школе плавания общества “Дельфин” вырос ряд известных в дальнейшем педагогов-тренеров и спортсменов: Н.А. Бутович, В.Ф. Китаев, В.П. Поджукевич, А.Д. Смирнов, Г.П. Чернов, Н.А. Скржинский и др.

В 1921-1923 г.г. в Москве и Петрограде организуется обучение плаванию детей в возрасте 11-12 лет.

Состояние научных основ техники плавания, методики обучения и тренировки в большей степени характеризовалось динамикой спортивных результатов, достигнутых лучшими пловцами Советского Союза на отдельных этапах развития спортивного плавания.

В первые годы Советской власти (1918-1920 г.г.) наши пловцы имели весьма скромные результаты. Так в 1920 г. на окружных соревнованиях в Петрограде П. Скржинский проплыл 100 м вольным стилем за 1.27,0, дистанцию 400 м вольным стилем В. Гаврилов преодолел за 7.46,0.

В 1921 г. в Москве было проведено первое личное Всероссийское первенство по плаванию. 100 м вольным стилем выиграл киевлянин В.Фурманюк (1.16, 0) на дистанции 200 м способом брасс первым был москвич А. Матвеев (3.33,0).

В 1923 г. в Москве было проведено первое первенство страны. Оно проходило в 50-метровом бассейне на Москве-реке при температуре воды 12-14. Низкая температура воды сказалась на результатах. Дистанцию 100 м вольным стилем выиграл москвич М. Федяев (1.26,0), 200 м брассом - петроградец В. Беляев (3.43,4), а 100 м брассом у женщин О. Проскурина (1.54,0).

В 1925 г. преподаватель плавания Московского института физической культуры Л.В. Геркан издал первое (после революции) большое учебное пособие по плаванию “Теория и практика спортивного плавания”. Эта книга явилась результатом обобщения практического опыта и теоретических основ плавания того времени. Автор в популярной форме изложил научные основы плавания, указал на его оздоровительное, воспитательное, эстетическое значение, дал краткую историческую справку, рассмотрел технику поворотов, разобрал систему обучения, тренировку и тактику.

В 1928 г. первенство страны по плаванию разыгрывалось на I Всесоюзной спартакиаде. В соревнованиях приняли участие лучшие пловцы рабочих организаций Австрии, Германии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Швейцарии. У мужчин в плавании вольным стилем разыгрывалось четыре дистанции.

В 1930-1931 г.г. в Москве были открыты два зимних бассейна.

В 1931 г. был введен в действие комплекс ГТО. В число обязательных норм было включено и плавание.

Развитию плавания во многом способствовало появление в 1928 г. книги “Плавание, прыжки в воду и водное поло”, написанной коллективом ленинградских авторов под редакцией Н.А. Бутовича. Эта книга, выдержавшая три издания, долгие годы была практическим руководством для специалистов по плаванию.

В 1932 г. была введена П ступень ГТО, а в 1934 г. - ступень БГТО. Введение ступени БГТО (для школьников) стимулировало развертывание массовой физкультурной работы среди детей, и в частности обучения их навыкам плавания.

В 1935 г. Н. Борисов впервые проплыл 100 м вольным стилем быстрее минуты, показав 59,8.

С 1935 г. стали официально регистрироваться детские (до 13-14 лет) и юношеские (15-16 лет) рекорды СССР.

В 1935 г. начали применять новый спортивный способ плавания - баттерфляй.

В 1935 г. была введена Единая всесоюзная спортивная классификация, которая включала требования для получения спортивных разрядов и звания мастер спорта по многим видам спорта, в том числе и по плаванию.

Становление учебно-спортивной работы с детьми связано с именами лучших учителей плавания: А.М. Шумина, Г.П. Чернова, М.А. Федяева и др. Их опыт был использован при создании первых программ и учебных пособий.

Организованные занятия по плаванию с детьми потребовали создания новых форм учебно-тренировочной и спортивной работы. Так появились игровая и учебно-игровая формы проведения занятий.

Организация в 1935 г. отделений плавания при Высших школах тренеров при Московском и Ленинградском институтах физической культуры способствовали дальнейшему развитию плавания. В этих школах обучались лучшие пловцы СССР (С. Бойченко, Л. Мешков, М. Соколова, В. Ушаков и др.) Это позволило кафедрам плавания институтов провести научно-исследовательскую работу по вопросам техники плавания и методики тренировки.

Первым большим спортивным событием в жизни советских пловцов были выдающиеся достижения С. Бойченко. В 1936 г., применив баттерфляй, он на дистанциях 100 м и 200 м способом брасс показал соответственно 1.06,8 и 2.38,6. Эти результаты были лучшими в мире.

В 1937 г. летом в Ленинграде были проведены первые Всесоюзные юношеские соревнования.

В 1938 г. было опубликовано учебное пособие “Юный пловец”, написанное З.П. Фирсовым. Пособие обобщило опыт практической работы по плаванию с детскими и юношескими коллективами и способствовало дальнейшему развитию этого вида спорта.

Перед началом Великой Отечественной войны многие советские пловцы достигли высоких результатов. Два замечательных советских пловца С. Бойченко и Л. Мешков на всех дистанциях способом брасс превысили мировые рекорды.

Велика Отечественная война Советского Союза (1941-1945 г.г.) потребовала особенно хорошей физической подготовки (в том числе и плавательной) всего состава Армии и Флота. Резервы для действующей армии надо было обучать плаванию в кратчайшие сроки.

В 1945 г. возобновилась работа по спортивному плаванию В этом году в Москве было проведено личное первенство СССР.

В 1947 г. Всесоюзная секция плавания вступила в члены Международной любительской федерации плавания (ФИНА) и в Европейскую лигу любителей плавания (ЛЕНА).

В 1952-1953 г.г. было издано восемь пособий по плаванию, в том числе первый учебник для техникумов физической культуры “Плавание” (автор - Н.В. Вржесневский) и книга “Тренировка юного пловца” (автор Н.А. Бутович).

В 1952 г. советские пловцы впервые приняли участие в ХV Олимпийских играх. Правда это выступление было неудачным.

В 1956 г. теоретические вопросы тренировки пловца получили значительное развитие. Этому в большой степени способствовали научные исследования и опыт 4-летней подготовки советских пловцов к XVI Олимпийским играм. В это время вышла книга “Тренировка пловца” (авторы - К.А. Инясевский и Б.Н. Никитский).

Дальнейшему развитию теории спортивной тренировки в немалой степени способствовало выпущенное в 1958 г. научно-методическим советом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР методическое письмо “Плавание” (под редакцией В.Ф. Китаева и М.Я. Набатниковой). В письме были обобщены данные по подготовке и участию лучших советских и зарубежных пловцов в ХVI Олимпийских играх и был дан глубокий анализ круглогодичной тренировки лучших советских пловцов перед Олимпиадой.

В 1959 г. вышла книга “Плавание” (под редакцией Н.А. Бутовича) для студентов институтов физической культуры, специализирующихся по плаванию. В учебнике дан большой физический материал по технике плавания, методике обучения и спортивной тренировке.

В 1956 г. была проведена I Спартакиада народов СССР, в программу которой входило и плавание.

В 1958 г. советские спортсмены во второй раз приняли участие в первенстве Европы по плаванию.

XVIII Олимпийские игры проводились в 1964 г. в Токио. Результаты. достигнутые на соревнованиях, были весьма высоки: на 18 дистанциях в финальных соревнованиях было установлено 8 мировых и 17 олимпийских рекордов. Советские пловцы выступили более успешно, чем на всех предыдущих Олимпиадах.

Наши пловцы набрали 30 очков и завоевали четыре медали. Наибольший успех выпал на долю 15-летней школьницы из Севастополя Г. Прозуменщиковой, которая выиграла звание чемпионки XVIII Олимпийских игр на дистанции 200 м брассом и установила новый олимпийский рекорд - 2.46, 4!

3.4. Развитие спортивного плавания в Республике Беларусь

Официальные соревнования по плаванию в БССР проводились с 1924 года. В 1926 году плавание включено в программу 2-го Всебелорусского праздника физкультуры. В довоенные годы с 1933 года ежегодно проводились первенства БССР - так называемые Белорусские водные праздники.

В 1953 году состоялась международная встреча пловцов БССР с пловцами Рабочего союза Франции.

В 1936 году в Минске построен первый в БССР зимний плавательный бассейн.

В Белоруссии первые коллективы спортсменов-водников общества “Вымпел” созданы в 1936 году на Гомельском судостроительно-судоремонтном заводе и в речном порту. Как одно из важнейших видов культивировалось плавание.

В 1938 году на базе общества “Вымпел” и “Моряк” (оба с 1936 г.) создается всесоюзное добровольное спортивное общество “Водник”.

Впоследствии объединены с другими коллективами в Днепро-Двинский бассейновый совет, переименованный в 1964 году в Белорусский республиканский совет ДСО “Водник”.

Белорусским пловцам до 1941 года принадлежал 21 всесоюзный рекорд.

Среди белорусских пловцов серебряный призер ХХI Олимпийских игр, чемпион Европы и СССР С. Копляков, чемпионы СССР Н. Ершова, О. Клевакина, С. Лабзо, И. Миколуцкий.

С 1967 года в Минске действует водноспортивный комбинат, один из крупнейших, в то время, комплексов подобного типа в Европе, рассчитанный на ежедневное обслуживание 3 тысяч человек.

Первый открытый бассейн вступил в строй в 1961 году.

Все эти бассейны используются как учебная база специализированных детско-юношеских спортивных школ.

Самый большой успех был достигнут белорусскими пловцами на Олимпийских играх в Барселоне в 1992 г.. Гомельчанка Елена Рудковская стала Олимпийской чемпионкой в плавании на 100 м брассом.

Первая медаль суверенной Беларуси была завоевана в 1993 г. на юношеском первенстве Европы на 100 м баттерфляем минчанином Дмитрием Титовым - бронза.

В 1994 г. белорусские пловцы выезжали на Чемпионат мира в Италию, но медалей не завоевали.

В 1996 г. впервые сборная РБ принимала участие в ОИ в Атланте. В эстафетном плавании женщины заняли 15 место, за что им было присвоено звание МСМК. А. Рухлевич был 20-м на дистанции 100 м вольным стилем.

В 1997 г. на ЧЕ (на короткой воде) минчанин А. Гуков стал чемпионом на дистанции 100 м брассом, а в 1998 г. на ЧМ (на короткой воде) выиграл дистанцию на 200 м брассом.

Также в 1998 г. в Севилье А. Гуков становится 2-х кратным чемпионом Европы на дистанциях 100 и 200 м.

1998 г. А. Рухлевич стал бронзовым призером на ЧЕ на самой престижной дистанции 100 м вольным стилем.

В этом же году Калиновский Дмитрий стал вторым призером на ЧЕ (на короткой воде) на дистанции 50 метров.

А. Копаченя (МСМК) была неоднократным призером этапов Кубка Мира, где в общем зачете заняла 4 место. Также гроднечанин И. Коледа стал победителем этапа Кубка мира на 200 м вольным стилем.

3.5. Международная спортивная организация пловцов-ФИНА

Международные соревнования по плаванию до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Регистрация мировых рекордов была непостоянной. Программа олимпийских соревнований пловцов менялась по желанию страны-организатора. Так, на Олимпийских играх 1896 г. в Греции пловцы соревновались на дистанции 500 и 1200 м вольным стилем; на Олимпиаде 1900 г. во Франции - на 4000 м вольным стилем и в эстафете 5 х 40 м; на Олимпиаде 1904 г. в США - на ярдовых дистанциях (от 50 ярдов до 1 мили) и, кроме того, состязались в нырянии.

19 июля 1908 г. по инициативе старейшей в мире национальной “Ассоциации любителей плавания Англии” и ее президента адвоката Георга Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций 8 европейских стран (Великобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции).

Ими было принято решение о создании всемирной спортивной организации по плаванию - международной федерации любителей плавания (ФИНА), что было зафиксировано в первом официальном протоколе этой вновь созданной организации.

В процессе своей деятельности ФИНА занимается вопросами организации и проведения всех крупных международных соревнований по плаванию, включая и Олимпийские игры.

В том же 1908 г. ею были разработаны и утверждены первые “Правила ФИНА”, включавшие перечень дистанций, по которым можно проводить официальные соревнования по плаванию, порядок комплектования и проведения заплывов и регистрации мировых рекордов. ФИНА обязала всех присоединившиеся к ней страны придерживаться утвержденных правил. Это положило начало унифицированной, единой для этих стран системы организации и проведения соревнований по плаванию.

Один раз в 4 года представители всех стран - членов ФИНА собираются на свой конгресс. Являясь высшим органом ФИНА, конгресс рассматривает и утверждает поправки, вносимые в Устав ФИНА и в правила проведения соревнований по плаванию; принимает в свои ряды новых членов или исключает (за нарушение правил) старых; рассматривает и утверждает мероприятия по развитию спортивного плавания на всех континентах земного шара; определяет города и страны, в которых будут проводиться очередные чемпионаты мира; избирает (тайным голосованием) бюро ФИНА из 14 человек (президента, четырех вице-президентов, генерального секретаря, почетного казначея и 7 членов); решает различные текущие вопросы.

В промежутках между конгрессами главным руководящим органом ФИНА является бюро ФИНА.

С ростом популярности и массовости спортивного плавания на всех континентах стали появляться свои международные организации. Самая крупная и наиболее активная из них - Европейская лига плавания (ЛЕН) созданная в 1926 г. Она проводит чемпионат Европы по плаванию и другие европейские соревнования.

В 1934 г. на первом заседании МОКа, проведенном под председательством Пьера де Кубертэна, было решено, что плавание, как один из самых популярных в мире видов спорта, должен быть представлен в программе I Олимпийских игр.

Первым олимпийским чемпионом по плаванию стал чемпион Венгрии 18-летний студент первого курса Технического Университета Будапешта Альфред Хайош (1878-1955 г.г.). Он победил на дистанции 1200 м вольным стилем, опередив других пловцов более чем на 100 м.

На конгрессе ФИНА в Мехико (1968 г.) было принято решение о проведении чемпионатов мира по водным видам спорта.

Первый чемпионат мира состоялся с 4 по 9 сентября 1973 г. в Белграде (Югославия) на 50-метровых водных дорожках открытого бассейна “Ташмайдан”. Установлено 20 мировых рекордов (в том числе 15 -европейцами, 4 - американцами и 1 - австралийцем) и еще 8 рекордов Европы.

Из советских пловцов большого успеха добилась пловчиха из Краснодара Любовь Русанова - она завоевала серебряную медаль в плавании на 100 м брассом.

Первым чемпионом мира стал 18-летний студент из Будапешта Андраш Харгитай на дистанции 400 м в комплексном плавании.

В сентябре 1997 года в Республике Беларусь был принят основополагающий документ “Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма”.

В данном документе объемно и всесторонне изложен план действий всех организаций, так или иначе связанных с развитием физической культуры и спорта.

В этом документе изложены основные направления в преодолении сложнейшей экологической и социальной ситуации, сложившейся в нашей республике. Речь идет о сохранении генофонда белорусского народа, о будущем наших детей.

Если сто лет назад, как подсчитали специалисты, двигательная активность людей составляла в среднем 90%, то теперь не более 5%.

Поэтому понимание необходимости здорового образа жизни через занятия физкультурой и спортом должны войти в массовое сознание.

Поэтому “Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма” играет важную роль в развитии плавания, строительства мини-бассейнов, водных стадионов и всех тех мероприятий, связанных с плаванием.







Date: 2016-07-25; view: 3635; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.039 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию