Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оформление сделок по приватизации и права собственности на объекты приватизации.





Порядок оформления сделок и права собственности при приватизации объектов республиканской собственности регулируется Приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь от 19 июля 1996г. №176 [119]. Оплата объекта приватизации может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора. Конкретный способ оплаты определяется в договоре, заключаемом между государственным органом приватизации и новым собственником (субъектом приватизации). Для оплаты объекта приватизации наряду с денежными средствами могут использоваться именные приватизационные чеки.

Порядок оформления сделок при приватизации определен в ст.21 Закона о приватизации. В договоре определяются: порядок и сроки передачи объекта; форма и сроки платежа; взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию объекта; другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон.

Договор после его подписания в течение 10 дней должен быть зарегистрирован в соответствующем органе приватизации.

Права владения и пользования переходят к новому собственнику после регистрации договора. Право распоряжения объектом наступает с момента выдачи свидетельства.

Свидетельство о праве собственности выдается республиканским органом государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации при приватизации объектов республиканской собственности и местным исполнительным и распорядительным органом по объектам собственности административно-территориальных единиц в течение месяца после полной оплаты объекта в соответствии с договором и представления необходимых документов.

ТЕМА 7. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ

Лекция 7. Общие положения о хозяйственном договоре

Понятие хозяйственного договора.
Виды хозяйственных договоров.
Система хозяйственных договоров

Осуществляя предпринимательскую деятельность, субъекты хозяйствования воспроизводят продукцию, осуществляют ее реализацию, оказывают различного рода услуги, выполняют работы и осуществляют иную деятельность, связанную с предпринимательством. Все это перечисленное, попадает в разряд совершаемых субъектами хозяйствования сделок, следовательно, в процессе осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования заключают с контрагентами различного вида соглашения, именуемые в гражданском праве договорами.

Ст.390 ГК Республики Беларусь под договором понимает, соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Соглашение сторон является основным конституционным признаком договора. Следовательно, стороны должны достигнуть соглашения, в котором будет выражена обоюдная воля сторон. Договор – не только официальный документ, это в первую очередь акт, выражающий добровольное соглашение сторон действовать совместно во имя обоюдной выгоды. В случае, если нет обоюдного согласия – нет договора, так как ст.391 ГК Республики Беларусь не допускает понуждение к заключению договора. Свобода договора – это есть основное содержание его.

Договор в рыночных отношениях имеет огромное значение, так как является основным регулятором взаимоотношений между равноправными субъектами предпринимательской деятельности.

Понятие гражданско-правового договора данное Гражданским кодексом тесно связано с понятием хозяйственного, предпринимательского, коммерческого договора.

Термин «хозяйственный договор» нашел свое отражение еще в законодательстве 30-х годов. В настоящее время он носит название предпринимательского или коммерческого договора.

В юридической литературе понятие хозяйственного договора было долгое время дискуссионным. Однако, следует отметить, что все же были в юридической литературе выделены отличительные признаки хозяйственно-правового договора:

· субъектами хозяйственного договора являются только организации;

· хозяйственный договор является плановым;

· хозяйственный договор направлен на достижение хозяйственной цели – получение прибыли.

Такие признаки выделялись в качестве характерных черт хозяйственного договора до настоящего времени. В новых условиях хозяйствования, хозяйственный (предпринимательский) договор заключается не только организациями, но и всеми субъектами хозяйствования, а так же направлен на получение прибыли или иного дохода, не связанного с удовлетворением личных, семейных потребностей.

Исходя из выше перечисленных признаков хозяйственного договора, можно дать его определение, под хозяйственным договором понимается соглашение двух или нескольких субъектов предпринимательской деятельности об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В юридической литературе между цивилистами идет спор об отраслевой принадлежности хозяйственного договора. Некоторые авторы склонны причислять его к регулированию отдельной отраслью права – хозяйственным правом, другие, все же считают, что следует признавать гражданско-правовой характер хозяйственного (предпринимательского) договора. Следовательно, предпринимательский договор составляет группу гражданско-правовых договоров, опосредующих регулирование предпринимательских договорных отношений.

Гражданским правом выработана система договоров, учитывающих особенности отдельных видов экономических отношений, которые регулируются соответствующими правовыми нормами. Среди них выделяются в качестве хозяйственно-правовых следующие виды договоров: купли-продажи, поставки, поставки для государственных нужд, аренды, лизинга, подряда, строительного подряда, договоры на выполнение научно-технических и опытно-конструкторских работ, подряд для государственных нужд, возмездного оказания услуг, перевозки, договоры в области кредитно-расчетных отношений, факторинг, хранение, страхование, поручение, комиссия, доверительное управление имуществом, франчайзинг, договор о совместной деятельности и другие.

Перечисленные в законодательстве виды (типы) договоров, не являются исчерпывающими, так как стороны могут заключать и иные соглашения, не противоречащие законодательству, однако не предусмотренные законодательством. В последнее время приобретают популярность комплексные договоры, охватывающие несколько разновидностей договоров.

Классификация хозяйственных (предпринимательских) договоров соответствует классификации приведенной для гражданско-правового договора. Таким образом, в зависимости от характера опосредуемых экономических отношений и правового результата, на который направлены договоры, их можно подразделить на следующие группы:

1) договоры, направленные на передачу имущества в собственность (хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование);

2) договоры на выполнение работ;

3) договоры на оказание услуг;

4) договоры о совместной деятельности;

5) договоры на передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс говорит о возможности заключения между субъектами хозяйственных отношений в своей предпринимательской деятельности договоров, которые выделяются в зависимости от характера юридических последствий – это окончательные и предварительные договоры. Окончательными договорами именуются договоры, непосредственно порождающие права и обязанности сторон по перемещению тех или иных благ. Под предварительным договором понимается соглашение, которое лишь создает обязанность заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг
(основной договор) на условиях, предусмотренных в предварительном договоре (п.1 ст.399 ГК). В предварительном договоре должны содержаться все существенные условия основного договора. В случае если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд о понуждении заключить договор, а также потребовать возмещения убытков, вызванных просрочкой заключения договора. Предварительные договоры следует отличать от договоров о намерениях, которые закрепляют лишь желание сторон вступить в договорные связи в будущем, но не порождают правовых последствий для сторон.

По основаниям заключения различают свободные договоры и обязательные.

Свободные договоры заключаются по усмотрению сторон. К обязательным договорам следует отнести публичный договор, который представляет собой договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (ст.396 ГК). Так, например, договор перевозки грузов или пассажиров, договор хранения вещей в камерах хранения.

Законодательством также выделяются в зависимости от способа определения условий договора договоры с взаимосогласованными условиями и договоры присоединения. В отличие от первых, где условия согласовываются по взаимному соглашению сторон, в договорах присоединения условия определяются одной из сторон в стандартах или формулярах, и если другая сторона согласна, то она может принять эти условия путем присоединения к предложенному договору (п.1. ст.398 ГК).

Порядок заключения. Содержание и существенные условия хозяйственных договоров. Изменение и расторжение хозяйственных договоров

Заключение хозяйственного договора осуществляется в соответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательской деятельности:

· принцип равенства участников хозяйственных правоотношений;

· принцип свободы договора;

· принцип диспозитивности;

· принцип добросовестности и разумности субъектов хозяйственных правоотношений.

Руководствуясь выше перечисленными принципами и ст.391 ГК Республики Беларусь свобода договора понимается двояко:

· стороны вольны решать, заключать им договор или нет;

· стороны самостоятельно формулируют условия договора.

Порядок заключения хозяйственных договоров урегулирован ст.ст. 402-419 ГК Республики Беларусь,Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999г. №16 «О применении норм Гражданского Кодекса Республики Беларусь регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» [122] и другими актами законодательства. Согласно общим положениям заключения договора, процесс заключения проходит две стадии, одна из которых предложение заключить договор (оферта), и вторая стадия согласие о принятии предложения (акцепт). Следовательно, стороны носят название оферент и акцептант.

Однако, не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. Оферта должна содержать:

1. определенное и явное намерение заключить договор;

2. содержать существенные условия договора;

3. быть адресована одному (нескольким) конкретным лицам (ст.405 ГК).

Юридическое действие оферты зависит от следующих условий: получена ли она адресатом или нет; был ли назначен в оферте срок ее действия. Оферта может быть сделана устно, сформулирована на материальном носителе или в виде проекта договора. Оферта связывает оферента с момента ее получения акцептантом. Оферта не может быть отозвана в срок, установленный для ее акцепта. Оферент не связан своим предложением, если извещение об изменении или отмене оферты получено акцептантом до получения самого предложения или одновременно с ним.

Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Однако, не всякое заявление, письмо или иное поведение акцептанта, является акцептом. По общему правилу молчание не является акцептом, если иное не вытекает из существа закона или соглашения сторон. Акцепт может быть выражен не только в письменной форме, но и сообщен по факсу, телеграммой или должны быть совершены определенные действия контрагента, направленные на заключение договора. Например, часто встречается оферта в виде отправления счет-фактуры по факсу.

Время принятия оферты зависит от того, сделана она с указанием или без указания срока для ответа, устно или письменно. В том, случае, если в оферте существует срок для ответа, то ответ должен уложиться в срок, предусмотренный в ней. Если срок отсутствует, то в случае устного предложения – ответ должен быть получен немедленно, а в письменном виде – с учетом сроков установленных законодательством. В случае отсутствия срока в письменной оферте, ответ должен быть получен в течение нормально необходимого времени. По истечении срока для ответа оферент считается не связанным своим предложением. Но если ответ, высланный своевременно, получен с опозданием, то акцепт не будет считаться опоздавшим, если оферент немедленно уведомит другую сторону о получении акцепта. Если же по вине акцептанта, акцепт получен с опозданием, другая сторона вправе его принять, о чем должно быть сообщено акцептанту (п.2 ст.412 ГК).

При заключении хозяйственно-правового договора между контрагентами могут возникнуть разногласия. Они могут быть урегулированы с помощью протокола разногласий. В судебном порядке могут быть урегулированы разногласия в случае обязательного заключения договора сторонами (ст.415 ГК).

Хозяйственный договор может быть заключен также на торгах (ст.417 ГК). Гражданский кодекс содержит лишь общие условия о проведении торгов, их проведение детально регламентируется в специальных нормативных актах. Торги обычно проводятся в форме аукциона или конкурса. Например, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июня 1995г. №242 «О подрядных торгах в капитальном строительстве» на торгах заключается договор строительного подряда, если стоимость объекта строительства превышает 70000 установленных базовых величин [65]. Торги устраиваются обычно собственниками имущества либо заинтересованными лицами в виде аукциона или конкурса. О них сообщается в печати или иных средствах массовой информации. Аукционы и конкурсы могут быть закрытыми и открытыми. И считаются состоявшимися, если участие в них приняли два участника. Участники торгов вносят задаток в счет дальнейшего исполнения обязательств, в случае проигрыша этот задаток им возвращается. Лицо, выигравшее торги обязано подписать протокол о проведенных торгах в день проведения торгов, который имеет силу договора. Если он уклоняется от его подписания, то он теряет право на получение задатка.

Содержание договора составляют условия, по которым достигнуто сторонами соглашение. Эти условия носят название: существенные, обычные и случайные. Договор будет считаться заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора (ст.402 ГК).

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Закрепление в законе существующих условий, которые являются обязательным, имеет место целью единообразное осуществление конкретных договорных отношений и выступать гарантией в случае нарушения субъективных прав участников, т.к. обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона. Без существенных условий не возможно существование договора. Отдельное законодательство содержит детальные перечни существенных условий некоторых видов договоров. Так ст.17 Закона о страховании признаёт таковыми – объект страхования, размер страховой суммы, размер страховых взносов и сроки их уплаты, перечень страховых случаев, срок страхования, начало и окончание действия договора [42].

В хозяйственном договоре необходимо чаще всего формулировать специальный раздел – сроки. Их существует два вида: начало и окончание срока действия договора и срок исполнения обязательства.

Хозяйственные договоры являются возмездными, поэтому к их существенным условиям относится цена, которая выражается в подлежащей уплате денежной сумме или указывается способ исчисления, формулируется порядок платежа.

Важный раздел – определение места и времени исполнения обязательств. При заключении договора всегда исходят из того, что обязательства будут выполняться в соответствии с условиями договора, следовательно, необходимо вводить раздел, определяющий ответственность сторон за нарушение условий договора.

Обычными именуются условия, устанавливаемые в нормативном порядке, диспозитивными нормами и применяемыми сторонами без специальной договоренности.

Случайными условиями договора являются такие, которые изменяют либо дополняют обычные условия и включаются в текст договора по усмотрению сторон и только после этого приобретают обязательную силу.

Договор между субъектами хозяйствования заключается в письменной форме, такое соглашение сторон может быть оформлено:

· путем составления единого документа, подписанного сторонами;

· путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, электронной и иной связи, но при этом необходимо достоверное выражение воль полномочных сторон;

· принятие к исполнению заказа, если заказчик создаёт все необходимые условия.

Говоря о структуре договора, следует отметить, что он обычно состоит из:

· преамбулы, содержащей наименование договора и его номер, место и дату подписания договора, определение сторон договора;

· предмета договора;

· сроков исполнения договора;

· цены договора;

· ответственности сторон по договору;

· форс-мажорных обстоятельств;

· порядка рассмотрения споров (где и по какому законодательству) и других.

Заключая договор между собой, субъекты хозяйственных отношений, преследуют единую цель – получение прибыли или постижение иного значимого результата. Однако, принцип стабильности договорных хозяйственных связей не исключает возможности изменения или расторжения договора. По общему правилу изменение или расторжение договора возможно только по соглашению сторон, что является последовательной реализацией принципа свободы договора.

Изменение и расторжение договора возможно также в одностороннем порядке без согласия контрагента. При этом существуют две формы изменения и расторжения:

· односторонний отказ от исполнения договора;

· изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны.

Односторонний отказ возможен полностью или частично, если это предусмотрено законодательством или договором. Так, например, в одностороннем порядке, возможно отказаться от исполнения договора поставки, если другая сторона существенно нарушает условия договора (п.1 ст.493 ГК).

Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны возможно в порядке, предусмотренном законодательством или договором:

· существенного нарушения договора другой стороной;

· существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;

· иных случаев, предусмотренных законодательством и договором.

Порядок изменения и расторжения договоров зависит от способов, форм и оснований их заключения.

Изменение и расторжение договора по соглашение сторон осуществляется в том же порядке и форме, что и его заключение.

В случае изменения и расторжения договора в одностороннем порядке необходимо довести до сведения другой стороны информацию о реализации собственного права на отказ от исполнения договора. Если же изменения и расторжения договора производится в судебном порядке, по требованию одной из сторон, то необходимо до обращения в суд сделать другой стороне сообщение об изменении или расторжении договора. В суд сторона может обращаться только после получения отказа другой стороны на сделанное предложение об изменении или расторжении договора. Законодательством установлен срок для ответа – 30 дней, если иное не установлено в договоре.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст.423 Гражданского кодекса при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, а при его изменении – продолжают действовать в измененном виде.

Отдельные виды хозяйственных договоров

Субъекты хозяйственной деятельности могут заключать любого вида договоры, предусмотренные ГК Республики Беларусь и иные договоры, хотя и не предусмотренные законодательством, но не противоречащие его нормам. В этой теме мы рассмотрим только некоторые виды договоров (общие положения о них), которые применяются в предпринимательской деятельности и наиболее часто заключаются субъектами хозяйственной деятельности. Это договоры: поставки, финансовой аренды (лизинга), строительного подряда, перевозки грузов и договор простого товарищества.

Договором поставки признается соглашение, по которому поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые товары покупателю для использования из в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.476 ГК).

Основу правового регулирования договора поставки составляют нормы параграфа 3 главы 30 ГК Республики Беларусь, также применяется специальное законодательство: Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996г. №444 [82], Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26 апреля 1996г. №285 [81] и другие.

Отличительными признаками договора поставки являются: состав сторон договора (субъекты хозяйствования); цель продажи (приобретения) товара; передача товаров в обусловленный срок.

Договор поставки является консенсуальным, двусторонним, возмездным.

В нормах Гражданского кодекса о поставке не предусматривается перечень условий, в том числе и существенных, составляющих содержание договора. В Положении о поставках товаров в Республике Беларусь говорится, что в договоре должны содержаться следующие условия:

· предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность);

· порядок расчетов и цена товара;

· порядок поставки товара;

· транспорт;

· требования к таре и упаковке;

· страхование;

· имущественная ответственность сторон;

· срок действия договора;

· порядок изменения и расторжения;

· иные условия, не противоречащие законодательству.

Исходя из этого перечня, необходимо отметить условия договора поставки, которые являются существенными. К таковым относится: наименование, количество, условие о сроке поставки, а также в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000г. №117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» – цель приобретения товаров [71]. Сторонами в договоре поставки являются поставщик и покупатель. Поставщик определен, как лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Обязанности по исполнению договора поставки несут как поставщик, так и покупатель.

В обязанности поставщика входит – поставить покупателю товар в обусловленный срок (сроки). Поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки либо передачи товаров покупателю, который является стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя (п.1. ст.479 ГК). Поставщик обязан поставить покупателю товар, предусмотренный договором и в согласованном сторонами количестве. При недопоставке товара, на поставщике лежит обязанность восполнить недостающее количество товара. Поставляемый товар должен быть соответствующего качества и комплектности. Если иное не предусмотрено договором, товар должен быть передан в таре и упаковке. Вместе с тем, при передаче товара поставщик обязан передать все необходимую документацию на товар.

К обязанностям покупателя относится: принять товар, осмотреть в обусловленные сроки, по необходимости сообщить о недостатках поставленного товара и составить акт приемки. Основной обязанностью покупателя является оплатить полученный товар. В его обязанности также входит: возвратить тару и упаковку, в которых поступил товар.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора поставки стороны несут ответственность в форме возмещения убытков и уплаты неустойки, которые возмещаются по общим правилам о них (ст.ст. 14, 364 ГК). Основаниями ответственности поставщика в договоре поставки следующие: просрочка поставки; недопоставка; поставка некачественного товара; поставка некомплектного товара. Основания ответственности покупателя значительно уже, это несвоевременная оплата поставленного товара, просрочка возврата тары.

По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст.636 ГК).

Правовые основы лизинга на территории Республики Беларусь закреплены в параграфе 6 главы 34 ГК Республики Беларусь, также применяется специальное законодательство: Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. №587 «О лизинге» [66], Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997 г. №1769[85] и другие.

Специфика данного договора заключается в том, что он представляет собой ряд операций и соглашений, которые возможно рассматривать как отдельные самостоятельные договоры (купля-продажа, аренда). Гражданский кодекс рассматривает договор лизинга, как вид договора аренды. Договор лизинга опосредует предпринимательские отношения и, следовательно, рассматривается как вид хозяйственно-правового договора. Классическая форма лизинга – это трехстороннее соглашение: продавец, лизингодатель (юридическое лицо, учредительными документами которого предусмотрена возможность занятия лизинговой деятельностью) и лизингополучатель (любой субъект хозяйствования). Данный договор имеет различные классификации, упомянем некоторые из них. В зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю лизин делится на: финансовый и оперативный.

Под финансовым лизингом понимается лизинг, в основе которого лежит пользование имуществом в течение срока службы объекта лизинга и возможность его дальнейшего выкупа.

Оперативный лизинг определяется тем, что по истечении срока действия договора лизинга лизингополучатель возвращает объект лизинга, после чего лизингодатель имеет возможность его сдать в аренду снова.

Предметом договора лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (ст.637 ГК).

По договору строительного подряда подрядчик обязуется построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные или иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и уплатить обусловленную цену (ст.696 ГК).

Правовое закрепление договора строительного подряда нашло свое отражение в нормах ГК Республики Беларусь – параграфе 3 главы 37, а также договор подлежит регулированию специальными нормативными актами: Инвестиционным кодексом, вступившим в силу с 9 октября 2001г. [25], Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» [59], Правилами заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденными постановлением Совета Министров от 15 сентября 1998г. №1450 (далее – Правила строительного подряда) [86] и другие.

Договор строительного подряда является консенсуальным, возмездным и двусторонним.

Отличительной особенностью этого договора является то, что стороны обширно взаимодействуют друг с другом, это связано с обязанностью заказчика, создать для подрядчика необходимые условия для проведения работ. Договор строительного подряда относится к категории договоров направленных на выполнение работ. Ст.696 Гражданского кодекса определила, что договор заключается на строительство или реконструкцию предприятий, зданий, сооружений или иных объектов, на выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик. Заказчиками могут выступать юридические и физические лица Республики Беларусь, а также других государств. Подрядчиками, как правило, являются юридические лица, обычно строительные организации, а также физические лица (предприниматели), имеющие лицензию на выполнение строительных работ. Подрядчик вправе привлекать на основании договора субподряда и на других условиях, для выполнения определенного вида работ субподрядчиков. В этом случае подрядчик будет именоваться генеральным подрядчиком, а субподрядчик – подрядчиком. Генеральный подрядчик, согласно п.8 Правил строительного подряда, будет нести перед заказчиком ответственность за весь комплекс работ, выполняемых и субподрядчиком.

Договоры подряда могут заключаться на конкурсной основе (путем проведения подрядных торгов), а если проведение подрядных торгов не является обязательным, то на основании переговоров сторон. Указом Президента Республики Беларусь от
28 июня1995г. №242 «О подрядных торгах в капитальном строительстве», проведение подрядных торгов обязательно, если стоимость строящегося объекта независимо от формы собственности, превышает 70000 установленных базовых величин» [65]. Договор подряда заключается в письменной форме путем составления единого документа на основании переговоров и соглашения сторон. Согласно п.12 Правил строительного подряда, контракт может быть заключен при наличии следующих документов у заказчика:

· соответствующего документа, удостоверяющего право на земельный участок;

· решения местных исполнительных и распорядительных органов на строительство объекта;

· проектно-сметной документации прошедшей государственную вневедомственную экспертизу, согласованной и утвержденной в установленном порядке, если обязанность ее разработки не возложена на подрядчика;

· протокола о проведении подрядных торгов (если их проведение является необходимым).

У подрядчика, обязательно наличие лицензии на выполнение соответствующих видов строительных работ.

Текст договора может быть подготовлен заказчиком или подрядчиком, либо совместно, это решается по взаимному согласию. До заключения договора строительного подряда стороны могут заключить предварительный договор, на что указывает ст.399 ГК Республики Беларусь. В этом договоре стороны определяют свои взаимоотношения на стадии подготовки к строительству объекта и условия основного договора: предмет договора, сроки заключения, обязанности сторон и т.п. Состав прав и обязанностей заказчика и подрядчика предусмотрены п.п. 27 и 30 Правил строительного подряда. Со стороны заказчика это: предоставление подрядчику земельного участка для строительства и необходимой проектно-сметной документации; передача конструкций, материалов, изделий и т.д., если это входит в обязанности заказчика; проведение комплексного испытания оборудования; непрерывное финансирование объекта; пусконаладочные работы, приемка объекта и др.

В обязанности подрядчика входит: выполнение в установленные сроки строительных работ в соответствии с утверждённой проектно-сметной документацией; обеспечение надлежащего качества работ; своевременное устранение недоделок и дефектов; предупреждение заказчика о выявленных поставленных им некачественных конструкциях, изделий и материалов; обеспечение сохранности конструкций и т.д.

Как на заказчика, так и на подрядчика возлагается обязанность своевременно принимать меры по устранению обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению договора.
В договоре может содержаться условие о страховании объекта. Эта обязанность может быть возложена на одну или другую сторону.

Договор строительного подряда считается исполненным надлежащим образом со стороны подрядчика, когда объект представлен к сдаче, а со стороны заказчика, когда произведена приемка объекта в соответствии со ст.708 ГК Республики Беларусь, на основании чего подписывается приемо-сдаточный акт.

Ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение договора строительного подряда предусмотрена ст.709-712 ГК Республики Беларусь и общими положениями о подряде.

Договор перевозки груза – это соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст.739 ГК).

Отношения по перевозкам грузов регулируются большим количеством актов законодательства: главой 40 ГК Республики Беларусь, Воздушным кодексом Республики Беларусь от 11 января 1999г.[24], Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998г.
«Об основах транспортной деятельности» [50], Законом Республики Беларусь от 6 января 1999г. «О железнодорожном транспорте» [52], Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановление Совета Министров Республики Беларусь 2 августа 1999г. №1196 [91] и другими.

В зависимости от вида транспорта различают перевозки:

· железнодорожные;

· автомобильные;

· внутренние водные;

· воздушные;

· морские.

В зависимости от содержания перевозимого: перевозки грузов, пассажиров и багажа и почты.

Договор перевозки является двусторонним, возмездным и реальным (кроме чартера ст.741 ГК). Сторонами в договоре перевозки выступают перевозчик (субъекты хозяйствования, имеющие лицензию на перевозку) и грузоотправитель (любое лицо, в том числе и субъекты хозяйствования), а также может быть третье лицо, которое выполняет функции грузополучателя, иногда грузоотправитель и грузополучатель совпадают в одном лице.

Предметом договора является деятельность перевозчика по доставки груза в место назначения. Договор заключается в письменной форме, но имеет специфические черты, например, посредством накладной.

В состав обязанностей грузоотправителя входят: представить груз в определенном количестве к перевозке к определенному сроку; в некоторых случаях осуществить погрузку груза (в зависимости от вида транспорта); после принятия груза от грузоперевозчика, очистить перевозочное средство; принять груз и проверить его состояние, оплатить провозные платежи.

В обязанности грузоперевозчика входит: предоставить перевозочное средство; принять груз к перевозке и погрузить его, если это обязанность лежит на нем; обеспечивать сохранность груза в пути следования, соблюдать сроки доставки, выдать груз управомоченному на получение лицу и др.

Законодательством предусматривается ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора перевозки грузов. Основными нарушениями перевозчиком обязанностей, вытекающих из договора перевозки является: за неподачу транспортных средств к перевозке, несохранность груза в виде утраты, недостачи, повреждения и порчи груза; просрочка доставки груза. Субъективным основанием ответственности перевозчика рассматривается его вина и следовательно, он должен доказать свою невиновность. Ответственность за несохранность груза предусмотрена в форме возмещения убытков. Так, в случае утраты груза, сданного с объявлением его ценности – в размере объявленной стоимости груза. Законодательство может освобождать от ответственности перевозчика, если будет доказано, что вина лежит на грузоотправителе или существовали иные обстоятельства. Например, действие непреодолимой силы или естественные свойства груза.

В случае просрочки доставки груза, перевозчик отвечает за просрочку доставки при наличии его вины в форме умысла. Ответственность здесь определяется в виде уплаты штрафа, размеры которого на различных видах транспорта устанавливаются не одинаковые. Штраф предусматривается за неподачу транспортных средств к перевозке.

Грузоотправитель несет ответственность за: непредъявление груза к перевозке (штраф); неуплату провозных платежей, неочистку перевозочных средств и другие.

Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности) – это соглашение, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей законодательству цели (ст.911 ГК).

Договор простого товарищества – консенсуальный, возмездный, двух- или многосторонний, срочный или бессрочный.

Предметом договора простого товарищества является совместное ведение деятельности, направленной к достижению общей для всех участников цели. Поэтому договор простого товарищества и договор о совместной деятельности являются синонимами.

Общей целью участников договора может быть осуществление либо предпринимательской деятельности, либо иной деятельности, не противоречащей закону и не направленной на получение прибыли. Участниками простого товарищества могут быть юридические, физические лица, а также Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Форма и порядок заключения договоров простого товарищества законом особо не урегулированы, поэтому стороны должны руководствоваться общими положениями о форме сделки (ст.159-166 ГК) и форме договора (ст.404 ГК).

Существенным условием договора является его предмет. Стороны также могут согласовать следующие условия: формы участия, ведение общих дел, порядок распределения прибыли и покрытия убытков, ответственность участников по общим обязательствам и долгам товарищества и другие.

Срок договора простого товарищества обусловлен его целью, достижение которой прекращает действие договора. Несмотря на это стороны могут предусмотреть в договоре особый срок его действия, истечение которого прекратит соответствующие обязательства. При отсутствии срока действия договора, договор будет считаться бессрочным.

Основными обязанностями участников договора простого товарищества являются: внесение вклада в общее дело; ведение совместно с другими участниками предусмотренной договором деятельности. Основными правами: право на участие в управлении и ведении общих дел товарищества; право на информацию; права, возникшие в отношении общего имущества, в том числе на получение доли прибыли.

Ответственность товарищей определяется следующим обстоятельствами: характером осуществляемой деятельности; спецификой мер гражданско-правовой ответственности и оснований ее применения (внедоговорная ответственность, ответственность перед третьими лицами по договорам, ответственность перед другими товарищами), фактом прекращения договора простого товарищества.

Ответственность товарищей пред третьими лицами выступает как солидарная, а в отношении своих товарищей – долевая, т.е. стороны несут долевую ответственность пропорционально стоимости своих вкладов в общее дело.

Договор простого товарищества прекращается по основаниям, перечисленным в ст.920 ГК Республики Беларусь.

(Все перечисленные договоры в этой теме изучать следует с учетом норм Гражданского кодекса Республики Беларусь).

ТЕМА 8. САНКЦИИ (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ) В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Лекция 8. Санкции (ответственность) в хозяйственных отношениях

Понятие и значение хозяйственных санкций (ответственности).
Виды санкций (ответственности)

В юридической литературе в настоящее время встречаются понятия «санкции» и «ответственность». Эти понятия употребляются как меры, применяемые к нарушителю закона либо договора, они являются своего рода экономическими мерами воздействия на субъектов хозяйственных правоотношений. В юридической литературе часто эти понятия не разграничиваются, однако, некоторые авторы, в частности Мартемьянов В.С., употребляют их в различном значении. О санкции говорят, как о последствии нарушения норм установленных законом или договором, а об ответственности, как об имущественном наказании субъекта хозяйствования [9]. Однако, те и другие меры воздействия на субъект хозяйствования сказываются на его имущественном положении.

Функциями этих мер являются:

· охранительная. Мера оперативного воздействия на субъект хозяйствования, нарушившего закон, воздействующая на него, как мера охраны правопорядка и ограждения его прав от нарушения, побуждающая нарушителя прекратить нарушение;

· компенсационная. Выражается в возмещении субъекту хозяйствования ущерба, связанного с ненадлежащим исполнением обязательств другой стороной;

· штрафная. Состоит в наказании субъекта допустившего правонарушение;

· восстановительная. Состоит в приведении субъекта, чьи права были нарушены в прежнее состояние.

Санкции (ответственность) – это меры воздействия на субъекта хозяйствования, нарушившего закон, воздействующие на него, как меры охраны правопорядка и ограждения его прав от нарушения, побуждающие нарушителя прекратить нарушение и предупреждающие причинение убытков.

Санкции подразделяются на виды в зависимости от кого исходят:

· применяемые субъектами хозяйствования (контрагентами) в конкретном правоотношении (контракте);

· применяемые контролирующими государственными органами. Например, Министерством экономики Республики Беларусь к субъекту хозяйствования за нарушение дисциплины цен установленных Законом Республики Беларусь от 10 мая 1999г. «О ценообразовании» [53].

Санкции могут устанавливаться законом или договором.

Для применения санкции не обязательно обращаться в суд. Следовательно, они могут делиться в зависимости от порядка реализации: реализуемые в судебном порядке или бесспорном порядке.

Неблагоприятные последствия для субъекта хозяйствования, предусмотренные имущественными санкциями, могут выступать в двух формах: возмещение убытков и уплата неустойки.

Сущность возмещения убытков, как форма имущественных санкций, заключается в том, что она направлена на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Возмещение убытков применяется, когда субъект, чьи права были нарушены, понес убытки.

Ст.14 ГК Республики Беларусь убытками понимает расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Наличие убытков (вреда) означает, что при взаимодействии субъектов хозяйствования, одна сторона понесла убытки в виде: порчи, недостачи, утраты, повреждения имущества и др. Следовательно, в результате понесенных убытков, может быть и упущена, в связи с этим выгода (неполучена запланированная прибыль), которая также может быть возмещена субъекту в размере этих убытков, если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы (ч.2 п.2 ст.14 ГК). Вопрос о возмещении убытков потерпевшему контрагенту рассматривается с учетом возможности их взыскать с причинителя вреда.

В соответствие со ст.311 ГК Республики Беларусьнеустойкой (штрафом, пней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В зависимости от порядка установления неустойка различается на законную и договорную. При этом следует отметить, что, если стороны в договоре не оговорили неустойку, то она будет применяться в соответствии с нормой закона.

Неустойка бывает четырех видов: зачетная (кроме неустойки, возмещаются убытки в части непокрытой неустойкой); штрафная (возмещение причиненных убытков в полном объеме); исключительная (исключает возможность взыскания убытков); альтернативная (представляет право взыскать убытки или выплатить неустойку).

Штраф и пеня различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно и определяется в твердо выраженной денежной сумме или в процентном отношении в определенной величине, а пеня взыскивается в процентном отношении к выполненной части обязательства за каждый день просрочки исполнения.

В предпринимательской деятельности предусмотрена презумпция вины субъектов хозяйствования нарушивших закон и причинивших убытки, по общему правилу они должны доказать свою невиновность.

Понятие и виды мер оперативного воздействия на субъекты хозяйственных отношений

Мерами оперативного воздействия являются санкции неимущественного характера, которые применяются в целях обеспечения исполнения обязанностей субъектами при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Данные меры воздействия не влекут для субъекта имущественных последствий, поэтому их следует называть мерами оперативного воздействия.

Они делятся на две группы:

· применяемые контрагентами в конкретном правоотношении;

· применяемые уполномоченными государственными органами.

В качестве мер оперативного воздействия, применяемых к субъектам хозяйствования в законодательстве, можно назвать следующие:

· отказ от принятия и оплаты поставленных товаров (работ, услуг);

· самостоятельное устранение недостатков в поставленной продукции (работах, услугах);

· отказ в принятии груза к перевозке;

· перевод неисправного плательщика на предоплату;

· изменение или расторжение договора в одностороннем порядке и другие.

Применение мер оперативного воздействия на субъект хозяйствования, как указывалось ранее, в любом случае влияет на положение субъекта, следовательно, они выполняют ту же функцию, что и имущественные санкции, но в первую очередь они направлены на стимулирование надлежащего выполнения обязательств сторонами в хозяйственных отношениях. Меры оперативного воздействия могут применяться ранее санкций или параллельно с ними, и положительным моментом их является то, что они могут применяться без помощи судебных инстанций.
В свою очередь, если они противоправны, то нарушитель может обратиться в суд за защитой своих прав.

ТЕМА 9. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ

Лекция 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг

Понятие о качестве продукции (работ и услуг) и средствах его обеспечения

Законодательство о качестве представляет собой совокупность нормативных актов и отдельных норм, призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг. В этих нормативных актах содержатся различные показатели качества выпускаемой продукции: требования к нормативной документации о качестве товаров; формы правовой защиты прав потребителей; компетенцию различных органов в области контроля качества выпускаемой продукции; ответственность производителей за ненадлежащее качество производимых товаров и другие.

В законодательстве о качестве можно выделить следующие составляющие: законодательство о техническом нормировании и стандартизации, оценке соответствия и метрологии; договорное регулирование качества товаров, работ и услуг; законодательство о приемке продукции по качеству и количеству и другие.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» под качеством товара понимается совокупность характеристик товара, относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.) [49].

Качество товаров (работ, услуг) как правило, на практике определяется самостоятельно контрагентами в договоре. ГК Республики Беларусь устанавливаются требования к качеству, даже если в договоре нет этого условия. Ст.439 Гражданского кодекса, в качестве общего правила, определяет, что товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, то товар должен быть пригодным для использования в соответствии с этими целями.

Следовательно, понятие качества продукции (товаров, работ, услуг) может быть определено как совокупность существенных ее свойств (технических, экономических, эстетических и прочих), закрепленных стандартами и техническими условиями, а также предусмотренных в установленных законом случаях хозяйственным договором.

Тем самым, осуществляя функции контроля за качеством товаров, государство защищает интересы потребителей и общества в целом.

Государственным органом, регулирующим и контролирующим деятельность организаций и предпринимателей, выпускающих товары, осуществляющих работы и выполняющих услуги на территории Республики Беларусь, осуществляется со стороны Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации, Положение нем утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001г. №1571 [95].

Основными задачами его являются:

· формирование и проведение единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;

· обеспечение защиты интересов государства и потребителей в вопросах установления и соблюдения обязательных требований в области стандартизации, метрологии и сертификации;

· обеспечение функционирования и развития государственной системы стандартизации и технического нормирования, в том числе в интересах обороны страны, ее гармонизация с международными системами, включение в стандарты на продукцию, работы и услуги требований, гарантирующих безопасность их для жизни и здоровья человека, совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды;

· обеспечение функционирования и развития государственной системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Республики Беларусь;

· организация и обеспечение функционирования системы единства измерений в республике, совершенствование и развитие государственной метрологической службы;

· обеспечение функционирования и совершенствование Национальной системы сертификации Республики Беларусь, организация и проведение работ по сертификации, производимой в республике и импортируемой, продукции, работ, услуг, персонала, систем качества, систем управления окружающей средой;

· обеспечение функционирования и совершенствование системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий и органов по сертификации;

· организация и координация работ по международному сотрудничеству Республики Беларусь в области стандартизации, метрологии и сертификации и аккредитации и другие.

Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь

Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации товаров, работ и услуг. Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г.«О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о стандартизации) [57]. Действие этого Закона распространяются на: органы государственного управления; юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь; иностранных юридических лиц и иностранных граждан; лиц без гражданства; иных субъектов правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (субъекты технического нормирования и стандартизации).

Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации продукции (работ и услуг).

В соответствии со ст.1 Закона о стандартизации под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (ст.1 Закона о стандартизации).

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

· защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

· повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

· технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· единства измерений;

· национальной безопасности;

· устранения технических барьеров в торговле;

· рационального использования ресурсов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает в себя:

· определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

· установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

· координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

· утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

· установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

· установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

К видам технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии со ст.15 Закона о стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия.

Кроме перечисленных технических нормативов и стандартов в Республике Беларусь применяются международные и межгосударственные стандарты, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь, правила, нормы и рекомендации применения которых, устанавливает Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь.

Ст.1 Закона о стандартизации раскрывает понятия всех видов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Так, под техническим регламентом понимается технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

В техническом регламенте могут также содержаться:

· правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

· правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;

· требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Срок рассмотрения проектов технических регламентов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

В соответствии со ст.17 Закона о стандартизации, технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, если они не противоречат требованиям законодательства.

Технический кодекс – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, требования которых основываются на результатах установившейся практики. Они вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Разработка и утверждение их, а также право их официального издания осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

В Республике Беларусь существуют два вида стандартов это государственный стандарт Республики Беларусь (далее – государственный стандарт), который утверждается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и стандарт организации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

· национальной безопасности;

· защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

· охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

· требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

· требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

· требования к технической и информационной совместимости;

· правила оформления технической документации;

· общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

· требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

· термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства – в официальных изданиях Минис

Date: 2016-07-25; view: 218; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию