Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предложение о приватизации объекта государственной собственности. 5 page





В зависимости от полномочий унитарного предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника – учредителя различают унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения (ст.114 ГК) и унитарные предприятия (именуемые казенными), и имеющие право оперативного управления (ст.115 ГК) имуществом, закрепленным за соответствующим предприятием.

Как унитарные предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения, так и казенные предприятия осуществляют коммерческую деятельность на базе имущества, которое находится в чужой собственности. Этим они отличаются от юридических лиц, которые являются собственниками имущества, находящегося в их ведении.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, учреждается по решению собственника его имущества (физического лица, супругами, членами крестьянского (фермерского) хозяйства, потребительским обществом, союзом потребительских обществ, уполномоченным на то органом государства или органом местного управления и самоуправления).

В фирменном наименовании унитарного предприятия должно содержаться указание на собственника его имущества. В фирменном наименовании казенного предприятия должно быть указано, что предприятие является казенным.

Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав, который утверждается учредителем. Устав казенного предприятия утверждается Правительством Республики Беларусь. Кроме сведений, которые в соответствии с п.2 ст.48 ГК Республики Беларусь и п.29 Положения от 17 декабря 2002г. должны содержаться в учредительных документах любого юридического лица, в уставе унитарного предприятия должны быть сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Правоспособность унитарного предприятия является специальной.

Размер уставного фонда унитарного предприятия определяется его учредителем, но он не может быть менее суммы, определенной законодательством об унитарных предприятиях. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, установлен в размере 800 евро, а для казенных – 400 евро. В случае создания унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и казенных для осуществления преимущественно производственной деятельности, этот размер минимального уставного фонда уменьшается в два раза. При этом до государственной регистрации унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником имущества предприятия (п.4 ст.114 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, определяемых законодательством. Собственник имущества осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, имеет право на получение части прибыли от использования этого имущества. Унитарное предприятие ограничено в правах по распоряжению недвижимым имуществом.

Казенное предприятие вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника. Последний вправе изъять у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по назначению. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п.3 ст.52 ГК). По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность.

Органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником имущества, либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы и ликвидированы по общим правилам о реорганизации и ликвидации юридических лиц. Однако, казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства Республики Беларусь.

Республика Беларусь и административно-территориальные единицы как субъекты хозяйственной деятельности

Наряду с гражданами, обладающими статусом предпринимателей и юридическими лицами, Республика Беларусь, может выступать в качестве субъекта хозяйствования. Исходя из норм п.1 ст.124 ГК Республики Беларусь: «Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях регулируемых, гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами». Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется как их участие в хозяйственном обороте, исходя из публичных интересов и интересов государства.

Государство участвует в хозяйственном обороте как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное участие проявляется путем вступления в хозяйственные отношения государственных органов, как представителей государственной власти. На республиканском уровне от лица государства могут выступать: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства, государственные комитеты и др. От имени административно-территориальных единиц – органы местного управления и самоуправления, действующие в пределах своей компетенции.

Зачастую от лица государства выступают исполнительной власти, наделенные специальными полномочиями. Так, в случае приватизации государственной собственности от лица государства выступает Министерство экономики Республики Беларусь.

Опосредованное участие государства в хозяйственном обороте осуществляется через специально созданные государственные юридические лица. Например, республиканские или коммунальные предприятия, которые приобретают права и обязанности, осуществляя хозяйственную деятельность для себя, а не для государства.

Государство, как субъект хозяйствования обладает обособленным имуществом, на основе которого и осуществляет свою хозяйственную деятельность. Государственная собственность является основой участия государства как субъекта хозяйствования в имущественных отношениях. Она представлена в виде республиканской и административно-территориальной собственности. Государство может передать это имущество специально сознанным им государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Как субъект хозяйствования государство может выступать стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы.

Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государству, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случает, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию.

По общим правилам государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако, на Республику Беларусь и административно-территориальные единицы может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (ст.52 ГК). Республика Беларусь и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, за исключением определенной категории имущества, которое может находиться в исключительной собственности государства.

Государство может защищать свои интересы в суде, через своих полномочных представителей (п.1 ст.125 ГК).

ТЕМА 4. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 4: Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности

Понятие и виды имущества субъектов хозяйствования. Право собственности как основа хозяйствования

Осуществление предпринимательской деятельности субъектов хозяйственных отношений осуществляется на определенной материальной базе, которая позволяет выполнить соответствующие производственные и иные процессы, обеспечивающие достижение поставленных целей в предпринимательстве.

Основу имущества субъектов хозяйствования составляет право собственности, содержание которого закреплено в ст.210 ГК Республики Беларусь, оно представляет собой право владения, пользования и распоряжения. Правовой режим этого имущества целиком зависит от того, на каком основании это имущество ему принадлежит, а также от его целевого назначения. В состав имущества принадлежащего субъекту хозяйствования, на основе которого он осуществляет свою предпринимательскую деятельность, могут входить: здания, сооружения, оборудование, машины, земельные участки, иные вещи, используемые в производственном процессе и в предпринимательской деятельности, а также деньги, ценные бумаги, различные имущественные права, в том числе нематериальные объекты (промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования и др.).

Все это имущество в зависимости от его состава и назначения согласно ст.130 ГК Республики Беларусь подразделяется на: движимое и недвижимое. К недвижимому имущество относится то имущество, которое прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К движимому имуществу относится все остальное имущество, перемещение которого возможно, без ущерба для него.

Право собственности позволяет собственнику в соответствии с нормами этой статьи: самостоятельно совершать в отношении принадлежащего ему имуществу любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и защищаемых законом интересов других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.

Именно всем этим выше перечисленным, право собственности отличается от других вещных прав. Согласно ст.13 Конституции Республики Беларусь, право собственности у нас закреплено в двух формах – это право государственной и частной собственности. В соответствие со ст.215 ГК Республики Беларусь государственная собственность выступает в виде республиканской (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Частная собственность представлена в виде собственности граждан и юридических лиц. Государство гарантирует равные возможности свободного использования имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч.4 ст.13 Конституции Республики Беларусь).

В предпринимательской деятельности право собственности реализуется по-разному. Так, республиканские и местные административно-территориальные единицы могут предоставлять принадлежащее им на праве собственности имущество другим субъектам хозяйствования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, либо передавать его в аренду. При этом собственник может оставить за собой ряд правомочий по распоряжению этим имуществом, вплоть до возможности его отобрания и перераспределения между другими субъектами хозяйствования, в случае если это имущество будет ненадлежащим образом использоваться или не использоваться вообще.

Право частной собственности реализуется обычно самим собственником или группой собственников. Например, когда граждане решают организовать товарищество или акционерное общество, в этом случае управление имуществом осуществляется либо собранием собственников, либо специально созданным органом.

Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону. Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.

Основы правового режима хозяйственного ведения и оперативного управления закреплены в главе 19 ГК Республики Беларусь.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления относятся к числу прав, не являющихся собственниками принадлежащего им имущества (ст.217 ГК).

Субъектами права хозяйственного ведения являются коммерческие организации, а именно государственные либо частные унитарные предприятия (ст.113 ГК).

Собственниками имущества, находящегося в хозяйственном ведении, могут быть Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь, юридические и физические лица (ст.113 ГК). Согласно ч.1 п.2 ст.276 ГК Республики Беларусь, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законодательством: решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия; определяет предмет и цели деятельности предприятия, при этом наделяет его в определенных пределах правомочиями по распоряжению имуществом; назначает руководителя предприятия; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества переданного предприятию. Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от деятельности этого предприятия. Он не отвечает по долгам предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев установленных в законодательстве.

В отношении распоряжения имуществом предприятия, находящегося на праве хозяйственного ведения, следует отметить, что пределы распоряжения определяются в зависимости от принадлежности имущества к движимому или недвижимому. Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд, вновь создаваемых юридических лиц, иным образом распоряжаться имуществом без согласия собственника. Согласие должно быть получено на совершение любых сделок с недвижимым имуществом.

Движимым имуществом предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев установленных законодательством или собственником (ч.2.п.3 ст.276 ГК).

Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003г. №118 «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом», по решению Президента Республики Беларусь производится отчуждение, включая безвозмездное из республиканской собственности в коммунальную, находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества в виде предприятий как имущественных комплексов, зданий, сооружений, иного недвижимого имущества (за исключением жилищного фонда, неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения), не завершенных строительством объектов (кроме жилых домов (квартир), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования, акций, держателем которых является Министерство экономики, на сумму свыше 10 тысяч базовых величин, иного имущества в случаях, определяемых Президентом Республики Беларусь и законами. По согласованию с Президентом Республики Беларусь производится осуществление иных сделок по распоряжению имуществом на сумму свыше 10 тысяч базовых величин в установленном порядке без перехода права собственности, кроме залога имущества (исключая залог в соответствии с абзацем шестым настоящего подпункта), а также залог находящихся в собственности Республики Беларусь недвижимого имущества (в том числе не завершенных строительством объектов), основного технологического оборудования, транспортных средств общего пользования на сумму свыше 300 тысяч базовых величин [73]. Некоторые особенности распоряжения государственным имуществом определены также «Положением о порядке осуществления сделок по распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь»утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 2003г. №1226 [102].

Субъектами права оперативного управления являются как коммерческие, так и некоммерческие организации, а именно казенные предприятия (ст.15 ГК) и учреждения (ст.120 ГК).

Собственником имущества находящегося в оперативном управлении может быть только Республика Беларусь, а учреждения – Республика Беларусь, административно-территориальные единицы, юридические и физические лица (ст.114 ГК). Имущество может также принадлежать супругам, на праве совместной собственности или членам крестьянского (фермерского) хозяйства. Правомочия собственника по распоряжению имуществом, переданным предприятию на праве оперативного управления, значительно шире, чем на праве хозяйственного ведения.

Пределы правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом предприятия осуществляются в соответствии с законодательством, целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник закрепленного за казенным предприятием или учреждением имущества, имеет право: устанавливать предприятию задания по владению, пользованию и распоряжению имуществом; вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; самостоятельно определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; может предоставить учреждению право осуществлять приносящую доходы деятельность.

Собственник казенного предприятия (учреждения) несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Казенное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев предусмотренных Гражданским кодексом.

Ст.ст. 278 и 279 ГК Республики Беларусь, определяют пределы распоряжения имуществом казенного предприятия: оно не вправе отчуждать и иным образом распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника; имеет самостоятельное право распоряжаться производимой продукцией; имеет право распоряжаться доходами и имуществом, приобретенным за счет предпринимательской деятельности, разрешенной собственником имущества.

Право аренды. Правомочия распоряжения

Для ведения предпринимательской деятельности имущество может передаваться предприятию на основе договора аренды.

До недавнего времени договор аренды регулировался Законом Республики Беларусь от 12 декабря 1990г. «Об аренде»[30]. В настоящее время договор аренды претерпел значительные изменения, объем правомочий арендатора значительно сужен, в частности, ранее действовавшее законодательство позволяло заключать договора аренды предприятий без последующего выкупа или с последующим выкупом и с дальнейшим преобразованием его в акционерное общество открытого или закрытого типа, что осуществлялось в соответствии с Законом Республики Беларусь от 19 января 1993г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», т.е. договор аренды здесь выступал как один из способов разгосударствления и приватизации государственного имущества [40]. Вступивший в силу ГК Республики Беларусь обязал коллективные предприятия и иные предприятия, у которых имущество является собственностью других юридических и (или) физических лиц и принадлежит им на праве полного хозяйственного ведения, до 1 июля 2000 года, а также арендные предприятия – не позднее месяца по истечении договоров аренды, заключенных до дня официального опубликования Кодекса, преобразовать в иные, предусмотренные Кодексом виды юридических лиц либо ликвидировать. В отношении тех арендных предприятий, которые небыли преобразованы либо выкуплены в установленном законом порядке, согласно Указа Президента Республики Беларусь от 13 января 1998г. №30 «О некоторых вопросах заключения договоров аренды государственной собственности», было разрешено продлить договоры аренды на срок до двух лет с арендаторами, надлежащим образом выполнившими принятые на себя по договору обязательства и при этом учесть, что заключение договора аренды и контракта с руководителем соответствующего арендованного предприятия, является обязательным условием [67].

Заключаемые ныне договоры аренды опираются на нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, так как правоотношения аренды являются обязательственными, следовательно, подлежат регулированию нормами главы 34 ГК Республики Беларусь. Договор аренды – это соглашение, в силу которого одна сторона арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст.577 ГК).

Исходя из норм ст.578 ГК Республики Беларусь, объектами аренды могут выступать: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Особый интерес представляет аренда недвижимого имущества, в первую очередь нежилых помещений, которые могут использоваться в различных предпринимательских целях. В соответствии с договором аренды, арендатор получает права владения, пользования и распоряжения нанятым имуществом, что является неотъемлемой частью правомочий арендатора, и он будет обладать правом на продукцию, плоды и иные доходы, полученные от использования арендованного имущества, что является его собственностью. Распорядительные возможности арендатора и их объем определяется исходя из заключенного договора с арендодателем. Арендатор вправе с согласия арендатора сдавать имущество в субаренду.

(При рассмотрении этого вопроса необходимо руководствоваться главой 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы

Среди фондов и резервов предприятия, прежде всего, должен быть выделен уставный фонд, который представляет собой совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов, в размерах, определенных учредительными документами.

Основой формирования имущества субъектов хозяйствования может являться имущество, принадлежащее как государству, так и частным лицам, т.е. в формировании имущественной базы субъектов хозяйствования могут участвовать все предусмотренные законодательством формы собственности – государственная и частная. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.2 ст.47-1 ГК). В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Так, вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества или общества может быть любое имущество, не изъятое из оборота, включая деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.6 ст.63 ГК). Возможность оценить имущественный вклад в уставный фонд в деньгах – основной его признак. В частности, в качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (на использование объектов авторского права и объектов промышленной собственности) в соответствии с лицензионным договором, заключенным субъектом исключительных прав в установленном законом порядке, а также охраняемая по договору между владельцем и приобретателем охраняемая информация, имеющая определенную ценность (ноу-хау). Не может служить вкладом в уставный фонд информация, не удовлетворяющая предъявляемым к «ноу-хау» требованиям, установленным законодательством, например, специальные знания и навыки определенного лица, сведения о конъюнктуре на рынке и т.п., поскольку такие знания, навыки и сведения не могут удовлетворить требования возможных кредиторов хозяйственного товарищества или общества.

Вкладом в уставный фонд могут быть ценные бумаги (акции, облигации, векселя, двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей – складское свидетельство и залоговое свидетельство и т.п.).

Денежная оценка имущественного вклада определяется учредителями (участниками) общества по их соглашению, а в случаях, предусмотренных законодательством – подлежит независимой экспертной проверке в соответствие с Положением о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996г. №92 [80].

Порядок формирования уставного фонда коммерческих организаций определен нормами ГК Республики Беларусь применительно к каждому виду коммерческих организаций.

Минимальные размеры уставного фонда устанавливаются Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29 [63]. Так, в соответствие с п.6 Положения от 17 декабря 2002г. №29, минимальный размер уставного фонда: для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается в сумме, эквивалентной 800 евро; крестьянских (фермерских) хозяйств – 150 евро; для обществ с ограниченной ответственностью – 1600 евро; для закрытых акционерных обществ – 3000 евро; для открытых акционерных обществ – 12500 евро; для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий – 400 евро.

Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы. Минимальные размеры уставных фондов организаций с иностранными инвестициями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации устанавливаются соответственно специальным законодательством.

Порядок изменения размера уставного фонда и существующие при этом ограничения определены законодательством. Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п.1 ст.47 ГК).

Помимо уставного фонда коммерческие организации имеют и иные фонды: накопления, потребления, амортизационный. Фонд накопления – это средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами. Под фондом потребления понимают средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий (работ). Амортизационный фонд – является специальным фондом для полного восстановления основных средств предприятия.

В составе капитала коммерческих организаций также учитывается и резервный фонд, который формируется в добровольном или обязательном порядке, за счет отчислений для покрытия непредвиденных расходов (долгов) предприятия.

ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Лекция 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую заключая договор в последствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии полностью ликвидировать их.

Прежде, чем дать понятие «экономической несостоятельности», следует обратить внимание, что этот термин сопровождается термином «банкротство». Ранее действующее законодательство рассматривало эти понятия как неравнозначные, ныне ГК Республики Беларусь оценивает их как тождественные и взаимозаменяемые понятия.

Однако, с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» стали иметь различное содержание и особенности применения процедур банкротства (далее – Указ от 12 ноября 2003г.) [74]. П.1.4 Указа от 12 ноября 2003г. определяет «банкротство», как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А понятие «экономическая несостоятельность» как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.

Date: 2016-07-25; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию