Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос № 20. Предмет и метод правового регулирования.
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов. В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений[2]: · отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения); · отношения по властному управлению (политические отношения); · отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп). Объектом правоотношения является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, по поводу чего и возникает правоотношение. Субъектами правоотношений, то есть их участниками, являются субъекты права, то есть люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Содержанием правоотношений являются права и обязанности их участников. Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании. Пределы правового регулирования подразделяются на: · Объективные — зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.); · Субъективные — всегда зависят от воли законодателя, не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения. Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия. Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера). Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве). Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования. 1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав). Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. 2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги). Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия. 3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий. Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование. Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это: - поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги; - рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения). Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения. Также в качестве способов правового регулирования выступают: а) автономный (осуществляется между юридически равными субъектами, например, заключение гражданских договоров); б) государственно-властный (приказной) осуществляется между соподчиненными субъектами, например, наложение руководителями дисциплинарного взыскания на работника; в) субардинационный – контроль и надзор со стороны компетентных органов при отсутствии прямого административного подчинения. В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования. Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик. Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Вопрос № 21. Механизм правового регулирования: понятие, средства и стадии. Ответ: Понятие: Механизмом правового регулирования представляет собой совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования. Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования): · норма права; · субъективные права и юридические обязанности; · акты реализации права; · правоприменительные акты. Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными): · нормативный правовой акт; · акты толкования права; · юридические факты; · правосознание; · правовая культура. Стадии: Первая стадия (правотворчество) — создаётся норма права, имеющая общее воздействие на общественные отношения, путём обозначения ориентиров о возможности наступления либо позитивных, либо негативных последствий, которое оказывает влияние на волю и сознание людей. Правовыми средствами являются норма права и источники права. Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) — происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов, то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности. Третья стадия (реализация права) — правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной иправоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета. Четвёртая стадия (правоприменение) — деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт. Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования. 1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав). 2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги). 3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий. Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это: - поощрение - выражается в награждении субъектов за определенные заслуги; - рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения). Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения. Также в качестве способов правового регулирования выступают: а) автономный (осуществляется между юридически равными субъектами, например, заключение гражданских договоров); б) государственно-властный (приказной) осуществляется между соподчиненными субъектами, например, наложение руководителями дисциплинарного взыскания на работника; в) субардинационный – контроль и надзор со стороны компетентных органов при отсутствии прямого административного подчинения. Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов. Правовые режимы классифицируются по многим основаниям: § по предмету правового регулирования - конституционный, административный, земельный и т. д.; § по их юридической природе - материальный и процессуальный; § по содержанию — валютный, таможенный, пошлинный и т. п.; § по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, гражданства, граждан и т. д.; § по функциям права — режим особого регулирования и особой охраны; § по формам выражения - законный и договорный; § по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный.; § по сфере использования - внутригосударственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).
Вопрос № 22. Правовая система: понятие и структура. Ответ: Понятие: Правовая система общества – это исторически сложившаяся правовая организация общества, совокупность всех юридических средств, институтов учреждений, существующих и функционирующих в государстве и имеющих общей целью упорядоченное воздействие на общественные отношения. В юридической науке просматривается два подхода к определению понятия правовой системы — Date: 2016-07-25; view: 621; Нарушение авторских прав |