Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цивилизационный подход.





Формационный подход возник в рамках теории марсизма (К. Маркс). В основе формационного подхода лежит учение об общественно-экономической формации и историческом способе производства материальных благ.Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства и права, которые призваны обслуживать интересы господствующего (эксплуататорского) класса в рамкой данной формации. По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому

Формационный подход выделяет следующие типы государств (формации):

1. догосударственный (первобытнообщинный)

2. рабовладельческий;

3. феодальный;

4. капиталистический;

5. коммунистический.

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации.

2. класс, инструментом власти которого становится государство;

3. социальное назначение государства.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1. продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2. возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки:

1. односторонность;

2. не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

1. современных и древних;

2. западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

В рамках цивизационного подхода, в частности, выделяют «теорию «конвергенции» (П. Сорокин, А. Сахаров), согласно которой по мере достижений социально технического прогресса различия между социальными системами (например, между капитализмом и социализмом) будут постепенно стираться. При всей спорности данной концепции (в ее основе лежат критерии научно-технического прогресса), следует отметить, что в значительной мере практическим ее воплощением стал Китай, где лучшие достижения социализма были успешно «имплантированы» в рыночную экономику и свободное предпринимательство.

Достаточно близко примыкает к ней теория «стадий экономического роста» (У. Ростоу), в основе которой лежит идея достижения через ряд стадий экономического роста «единого индустриального общества», структура которого не зависит от характера форм собственности и общественных отношений.

Исходя из этнокультурных критериев возникла «концепция цивилизаций» (А. Тойнби), согласно которой выделяются следующие типы цивилизаций: шумеро-вавилонская, эллинистическая, китайская, арабская, западно-европейская, византийская, славянская и др. В данном случае в основе выделения указанных цивилизаций лежит идея о том, что каждый этнос развивается относительно самостоятельно, проходя весь жизненный цикл от исторического рождения до угасания под действием внутренних причин, обусловленных состоянием «жизненных сил» и «духа нации».

Положительные черты цивилизационного подхода:

1. выделение духовных, культурных факторов;

2. более четкая типология государств.

Недостатки:

1. низкая оценка социально-экономического фактора;

2. преобладание типологии общества над типологией государства.

Главная проблема постсоциализма связана с тем или иным ответом на вопрос о том, куда и как можно идти дальше от социалистического принципа отсутствия «экономического неравенства» — назад, к восстановлению «экономического неравенства» (т.е. частной собственности, буржуазного права и т.д.) или вперед, к новому, большему равенству в экономике, праве и т.д. Сложность нашего пути к настоящей собственности (а вместе с тем — к праву, свободе и т.д.) состоит в том, что от обезличенной социалистической собственности «всех вместе» необходимо перейти к индивидуализированной собственности, но вместе с тем это не может быть возвратом к частной собственности.

Типология права:


Рабовладельческое право рождается вместе с рабовладельческим государством и представляет собой возведенную в закон волю рабовладельцев. Характерные черты рабовладельческого права – это открыто закрепленное неравенство людей. Это выражается в том, что рабы рассматриваются не как субъекты, а как объекты права. рабовладельческое право предоставляет рабовладельцу полную и ничем не ограниченную свободу действий. Была разработана сложная система наказания рабов за неповиновение господину. В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господство отца над детьми. Центральное место в рабовладельческом праве занимал институт частной собственности. Охрана частной собственности обеспечивалась установлением смертной казни за посягательство на нее. Основным памятником рабовладельческого права были законы Ману в индии и закон 12 таблиц в Риме. С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивным: преобладающим источником права был обычай. На более поздних этапах рабовладельческого права оно было систематизировано (римские юристы различали цивильное право, естественное право и т.д. Цивильное право различали на частное и публичное).

Феодальное право значительно отличается от рабовладельческого характерным для него принципом формального неравенства. Всеобщности равных прав и обязанностей не существует. Феодальное право – правовая привилегия. Оно носило местный (партикулярный) характер. Классовая сущность феодального права заключается в защите интересов феодального землевладельца и личности феодала, и в закреплении крепостной зависимости крестьян. Феодальному праву не присущи деление на частное и публичное. Во многом феодальное право носило религиозный характер. Церковь, как крупнейший земельный собственник, не зависело от светской власти, имела свое право, свой суд и тюрьмы. Церковь – идеологическая сила. Ее догмы лежали в основе мировоззрения и авторитет феодального законодательства подкрепляется религиозными постулатами. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.

Буржуазное право возникло в ходе разложения феодального строя и связано с победой новых капиталистических общественных отношений. В основе формирования капиталистических государства и права лежит частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. Право этого периода характеризуется тем, что на первый план выходит экономическое принуждение и сохранение отношений эксплуатации работников, начинает появляться наемный труд и на первых порах своего развития буржуазное государство и право являются компромиссом между старой властью в лице монарха и новым классом – буржуазией. В период возникновения буржуазного права общество переживает качественный скачок в своем развитии. Все это приводит к появлению новых отраслей права, поскольку нормы права предыдущего периода не способны успевать за темпами экономического роста. Социалистическое право характеризуется тем, что на первых этапах своего становления и развития является орудием меньшинства над большинством. Модель социалистического права реально ставит человека с его потребностями в центр всей общественной жизни, освобождая его от государственной зависимости, допускает разнообразие форм собственности, гарантирует реальную справедливость в распределительных отношениях.


Коммунистическое право. Высокоорганизованный характер отношений коммунистиче­ского общества и означает, что коммунизм объективно требует развитых, развернутых форм общественного регулирования. Не­обходимость регулирования при коммунизме подкрепляется еще тем, что в коммунистическом обществе будут существовать орга­ны самоуправления, деятельность которых сводится к регулиро­ванию общественных отношений. Общественное регулирование второй фазы коммунизма будет иметь по своей основе нормативный характер, т. е. выражаться в определенных нормах, общих правилах поведения. Программа КПСС, освещая общественное регулирование во второй фазе коммунизма, указывает на «нормы коммунистического общежи­тия», «общепризнанные правила коммунистического общежития».


Вопрос № 7. Функции государства: понятие, содержание, классификация. Ответ:

Понятие: Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах.

Содержание: В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Таким образом, функции государства производны от его задач.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

1. по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

2. по принципу разделения властей: законодательные, управленческие, судебные.

3. по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

4. по продолжительности действия: постоянные и временные;

5. по степени общности: основные (социальная деятельность государства, охрана прав и свобод граждан) и неосновные (ремонт дорог, участие в международных конвенциях по защите болезней).

Различают внутренние и внешние функции государства.

А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.


2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

3. Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию.

4. Функция налогооблажения;

5. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.

6. Экологическая функция четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны предупреждает военное столкновение.

2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН.

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5. Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

 


Вопрос № 8. (21)Форма государственного правления: понятие, виды. Форма правления в РФ. Ответ:

Понятие: Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Виды: Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой:

1. высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2. власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

3. монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1. абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2. ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1. правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2. в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1. государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2. правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная, смешанная республика (Франция).

В президентской республике:

1. президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2. правительство сформировывается внепарламентским путем;

3. жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1. правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2. глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3. правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4. президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма правления в РФ: Россия по форме правления выступает как республика. У нее есть признаки всех трех видов республик: президентской (президент избирается народом, назначает министров, министры не могут быть депутатами, правительство, в сущности, ответственно перед президентом); парламентской (Государственная Дума может ставить вопрос об отставке правительства, формально правительство несет ответственность перед парламентом, а президент может распустить Государственную Думу); смешанный (одновременно есть президент и премьер-министр, при этом президент гораздо выше по полномочиям, президент назначает министров, Государственная дума может ставить вопрос об отставке правительства, а президент может распустить Государственную Думу). Есть мнение, что Россия – суперпризедентская республика, так как президент является главой государства, определяет основы внутренней и внешней политики, парламент почти не может воздействовать на правительство.

 


Вопрос № 9. Форма государственного устройства: понятие, классификация. Форма государственного устройства в РФ. Ответ:

Понятие: Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, его деление на составные части — административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства; отражает характер соотношения государства в целом и его частей.

Классификация:

1.Унитарное государство – простое единое государство, не имеющие в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью. Признаки унитарного государства:

Территория: государство делится лишь на административно-территориальные единицы. По статусу они не обладают полит. самостоятельностью, хотя имеют широкие полномочия в хозяйственной, социальной и культурной деятельности.

Государственный аппарат: имеет единую структуру по всей стране. Компетенция высших органов никак не ограничена полномочиями местных органов.

Правовая система: единая судебная и правовая система, и единая конституция.

Гражданство: единое, административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют. Примеры: Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

2. Федерация – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория: федеративное государство состоит из ряда государств или государственных образований - членов федерации (штатов, земель, кантонов, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление

Государственный аппарат: наряду с существованием и деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти на территории каждого из них действуют свои собственные высшие и местные государственные органы, следовательно государственный аппарат имеет два уровня: федеральный и уровень субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру (Пример: в РФ это Государственная дума и Совет федерации), одна из палат отражает интересы субъектов федерации (Пример: Совет федерации РФ, формируется на основании одного представителя от представительных и исполнительных органов власти каждого субъекта)

Правовая и судебная системы: также на двух уровнях. федеральном и уровне субъекта федерации. Действует принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Гражданство: двойное, каждый гражданин- гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Примеры: Австралия, Германия, Россия, США.

4. Менее распространена конфедерация (временный юридический союз суверенных государств, созданных для обеспечения их общих интересов.

Территория: единая территория отсутствует. Субъекты конфедерации – это суверенные государства обладающие правом свободного выхода из ее состава.

Государственный аппарат: для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные или иные цели.

Правовая система: общие органы могут принимать акты по вопросам, входящим в их компетенцию, но они не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентов. Единая судебная система отсутствует.

Гражданство: каждое государство-член конфедерации имеет собственное гражданство.

Примеры: конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к федерации. В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Евросоюзе.

Форма государственного устройства в РФ:

Российская Федерация строится в настоящее время по национально-территориальному и территориальному принципам и является федеративным государством.Механизмом регулирования и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешиваются заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства; равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным органам государственной власти; единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные -права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2) предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.


Вопрос № 10. Государственно-правовой режим: понятие, классификация. Государственно-правовой режим в РФ. Ответ:

Понятие: Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

(Основная) классификация: Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство —демократичным, авторитарным, тоталитарным.

1. авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. тоталитарный (переходный и чрезвычайный) – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан;

3. демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1. происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2. государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3. происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4. реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5. доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1. деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2. тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3. тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4. конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1. осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2. реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3. полное подчинение государства праву;

4. провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

(Дополнительная) классификация: Политический режим в той или иной стране может быть определен по ряду критериев. В качестве таковых можно назвать:

1. Фактические способы формирования органов государственной власти;

2. Распределение государственной власти между разными социальными группами;

3. Насколько реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4. Тип партийной системы (одно-партийная, или многопартийная);

5. Статус и роль в обществе силовых структур;

6. Статус и роль СМИ (насколько развита в обществе свобода слова);

7. Система прав и свобод личности, их реализация (гарантия и реальная защита со стороны государства).

Государственно-правовой режим в РФ достаточно своеобразен. Государственная власть позиционирует свое стремление к реализации принципов демократического режима, однако реальность зачастую свидетельствует о чертах авторитаризма (отсутствие по-настоящему соревновательных выборов; сосредоточение власти в руках определенной группы лиц «президентской команды»; формирование однопартийной системы; отсутствие развернутой системы гарантий прав и свобод личности, особенно в социальной сфере).


Вопрос № 11. Понятие и структура государственного механизма (аппарата). Ответ:

Понятие: Механизм государства – это система специально формируемых образований, в которых проявляет себя государственная власть и через которые она оказывает свое воздействие на общественные отношения, на сознание, психологию и поведенческие установки их участников.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Соотношение: В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Принципы: Современное государство и государственный аппарат строятся на следующих принципах:

1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.

Состоит государственный аппарат из:

1. Органов законодательной власти;

2. Органов исполнительной власти;

3. Органов судебной власти;

4. Надзорных органов;

5. Дипломатических органов;

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1. на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2. производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1. высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2. центральные, в частности министерства;

3. местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1. органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2. органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1. коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2. единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1. законодательные;

2. исполнительные;

3. судебные;

4. контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования:

1. постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях;

2. временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

В демократическом обществе государственный механизм не пронизывает все его пласты. Он строится таким образом, что оставляется свободная «ниша» для саморегуляции, особенно в низовых структурах общества. Как правило, строго определены функции, отнесенные к ведению органов местного самоуправления. Муниципальное самоуправление дополняет механизм государства. Оно формируется непосредственно жителями городов и других населенных пунктов на выборных началах и обладает самостоятельностью в решении вопросов школьного образования, здравоохранения, благоустройства территорий, местных налогов и т.д. Государственное воздействие на жизнедеятельность муниципального самоуправления ограничивается принятием соответствующих законодательных актов, определяющих его компетенцию, и общим контролем.

 

 


Вопрос № 12. Политическая система общества: понятие, структура, функции. Ответ:

Понятие: Политика – это сфера отношений, связанных с завоеванием, функционированием государственной власти.

Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой институтов, учреждений, а также норм, идей, отношений, действий, которые организуют политическую (государственную) власть, взаимосвязь граждан и государства. Такой подход называют широким, так как в структуру политической системы включаются разноплановые элементы.

Существует также подход институциональный, при котором политическая система рассматривается только как система политических институтов, то есть государства, политических партий и движений, некоторых других.

Политическая система имеет следующую структуру:

1. политические институты – те организации. Учреждения, которые берут на себя выполнение специфических, политических функций в обществе;;

2. политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3. политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4. политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5. политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6. политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами политической системы являются:

1. государство;

2. партии;

3. общественно-политические движения;

4. группы давления;

5. органы местного самоуправления;

6. отдельная личность.

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);

4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);

6) определяет главные направления развития общества.







Date: 2016-07-25; view: 638; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.095 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию