Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация монополий





По критерию источника монопольной власти монополии выделяют:

= Естественные монополии – возникают благодаря обладанию уникальными экономическими ресурсами или формируются на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства (в таком случае их называют также технологическими монополиями). Естественные монополии имеют минимальные долгосрочные отраслевые средние издержки. Иначе говоря, если в этой отрасли будут действовать несколько более мелких конкурентных фирм, то их средние издержки будут выше, чем у одной-единственной фирмы (естественной монополии). Примеры: местное обеспечение электроэнергией, газом, железнодорожный транспорт. В этих отраслях эффективнее функционирование одной крупной фирмы, благодаря чему происходит уменьшение затрат ресурсов.

= Закрытая монополия – монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, такими как патенты, авторские права или ограничение на торговлю иностранными товарами.

= Искусственная монополия – возникает на основе сговора между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающего ситуацию на рынке в близкую к натуральной монополии.

= Открытая монополия – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая какой-либо специальной защиты от конкуренции в виде патента или других ограничений для вхождения в отрасль.

 

Монопсония – ситуация, когда на рынке существует один покупатель (частный случай монополии).

Монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции и устанавливает ее ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

 

3. Методы оценки уровня концентрации рынка

Пороговая доля рынка – законодательно установленная процентная доля отдельного предприятия в общем объеме продаж какого-либо товара.

По российскому законодательству (в редакции 1995 г.) безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее более 65% рынка. Фирма, имеющая на рынке пороговую долю от 35% до 65%, также может быть признана монополистом, если антимонопольные органы докажут, что она занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет этим.

Для оценки уровня концентрации рынка в России используются несколько показателей:

1) Показатель концентрации (concentration ratio) – процентное отношение доли трех крупнейших предприятий к общему отраслевому объему производства.

2) Индекс Герфиндаля (HHI) характеризует распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в %) всех субъектов рынка в общем его объеме:

HHI = p12 + p22 + p32 + … pn2, где

p – доля n-ой фирмы на рынке, выраженная в %,

n – общее число фирм.

Рассмотрим пример подсчета уровня концентрации рынка. Допустим, в от расли действуют 10 фирм, доля каждой составляет:

А Б В Г Д Е Ж З И К
30% 20% 15% 12% 7% 6% 4% 3% 2% 1%

 

Показатель концентрации (CR3) в данном случае будет равен сумме долей трех крупнейших фирм отрасли: 30% + 20% + 15% = 65%

Индекс Герфиндаля будет равен сумме квадратов рыночных долей всех фирм: 900 + 400 + 225 + 144 + 49 + 36 + 16 + 9 + 4 + 1 = 1784

Сравниваем полученные результатами с приводимыми ниже нормативами и делаем вывод, что в данной отрасли уровень концентрации является средним, т.к.CR3 = 65%, а HHI = 1784

При CR3 < 45%, HHI < 1000 концентрация считается низкой;

при 70% > CR3 > 45%, HHI < 2000 концентрация считается средней;

при CR3 > 70% B HHI > 2000 концентрация считается высокой.

3) Индекс Лернера. Для оценки степени монопольной власти в экономической науке используют также индекс Лернера

I = P - MC/ P. Этот индекс может изменяться от 0 до 1. При близком к нулю значении индекса в отрасли существует высокая конкуренция, приближение величины индекса к единице свидетельствует о высокой степени монополизации отрасли.

4.

В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода:

· Поведенческий критерий применения санкций (государство применяет антимонопольные меры только в случае наличия доказанных монополистических злоупотреблений)

· Структурный критерий применения санкций (государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка).

 

 

Цели и методы антимонопольного регулирования

Монополия имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается редко. Обычная цель антимонопольной политики - ограничение монополистических злоупотреблений.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и или за объемом их производства (например, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. Косвенным методом регулирования является налогообложение монопольных сверхприбылей.

Среди методов антимонопольного регулирования в России важное место занимает реформирование структуры естественных монополий, которое предполагает разделение естественно-монопольного и потенциально-конкурентного секторов.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а также разрушение уже сложившихся.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка:

1) Либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы.

2) Либо переплетение ведущей фирмы с конкурентами (в форме создания картелей, системы участий, личной унии).

 

Date: 2016-07-25; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию