Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция - это соперничество старого с новым (функциональный подход).





Понятие конкуренции. Типы рыночных структур.

Поведение фирмы на рынке совершенной и несовершенной конкуренции.

Измерение концентрации рынка.

Основные направления антимонопольной политики.

 

В экономической теории существует несколько подходов к определению конкуренции:

Конкуренция – это борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, которую ведут фирмы на доступных им сегментах рынка (поведенческий подход).

Конкуренция – это ситуация, когда на рынке много конкурирующих единиц и они независимы (структурный подход).

Конкуренция - это соперничество старого с новым (функциональный подход).

Каждый из этих подходов отражает одну из сторон конкуренции. Конкуренция, наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рыночного механизма, обеспечивающим его саморегулирование.

Конкуренция выступает дополнением и противовесом индивидуализму рыночной экономики. Она направляет деятельность участников хозяйственных процессов в благоприятное для всего общества русло. Конкуренция обеспечивает эффективность, пропорциональность и динамизм рыночной экономики. Она побуждает предпринимателей снижать издержки производства и повышать качество своей продукции, чтобы обеспечить конкурентоспособность товара – степень его притягательности для покупателей.

В рыночной экономике выделяют четыре основных типа рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможностям контролировать цены на рынке, доступностью информации, наличию или отсутствию входных барьеров (возможностям входа на рынок новых фирм и выхода из него). Это могут быть технологические барьеры, высокие первоначальные затраты, необходимость получения лицензии на производство и др.

 

Основные типы рыночных структур:

Табл.1

Типы рыночных структур Кол-во фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Совершенная конкуренция Множество фирм Однородная Отсутствуют Отсутствует
Чистая монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Олигополия Малое кол-во фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополис-тическая конкуренция Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый

 

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. При свободной конкуренции ситуация на рынке характеризуется:

1. множеством покупателей и продавцов;

2. высокой мобильностью факторов производства;

3. отсутствием барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;

4. однородностью (стандартностью) продаваемой продукции;

5. равным доступом всех участников рыночных отношений к информации.

Следует отметить, что в чистом виде совершенная конкуренция никогда и нигде не существовала, поэтому ее можно рассматривать как научную абстракцию, намеренное упрощение, необходимое как первый шаг для изучения принципов функционирования рыночного механизма.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:

1. чистая монополия, когда на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги. В этом случае границы фирмы и отрасли совпадают (электроэнергия, РАО ЕЭС).

2. олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм (автомобили).

3. монополистическая конкуренция, когда на рынке действует большое число фирм, производимых дифференцированную продукцию (хлеб).

2.

Работа с таблицей 1 помогает уяснить суть понятий «ценополучатель» и «ценоустановитель». Рассмотрите графу «контроль над ценою». Ценополучателем называется фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции. Такая фирма производит лишь небольшую часть всей продукции, поэтому она не может влиять на рыночные цены. Она «получает» ту цену, которая сложилась на рынке. Если фирма будет продавать товар дороже рыночной цены, то покупатели уйдут к конкурентам, если будет продавать дешевле, то снизит свои прибыли. Вот если фирма имеет контроль над ценой, и у нее нет конкурентов, нет товаров-заменителей, она является «ценоустановителем»: сама устанавливает цены, обеспечивающие ей наибольшую прибыль.

В категорию «ценоустановителей» входят предприятия, действующие в условиях несовершенной конкуренции (монополистической конкуренции, олигополии, монополии). Что является для них источником монопольной власти, т.е. власти устанавливать цену?

= В условиях монополистической конкуренции фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации продукта.

Существуют четыре главных вида дифференциации продукта:

1) различия в местоположении (магазина, аптеки, кафе и др.);

2) различия в качестве продукта;

3) различия в обслуживании клиентов;

4) различия с точки зрения субъективного имиджа товаров.

При монополистической конкуренции важную роль играют неценовые факторы: фирменная марка, реклама, условия продажи, возможность купить товар в рассрочку, наличие и отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях олигополистического рынка возможны как «ценовая война» - постепенное снижение уровня цен с целью вытеснения конкурентов, так и тайные сговоры - негласные соглашения о ценах, объемах продаж и др. способах ограничения конкуренции. Наиболее типичной формой тайного сговора является лидерство в ценах. Доминирующая фирма (ценовой лидер) проявляет инициативу по изменению цен, а другие фирмы следуют ее примеру.

В условиях монополии – организации рынка, при которой на нем существует единственный продавец товара при полном отсутствии близких ему заменителей, имеет место наибольший контроль над ценой. Но и в условиях монополии власть над ценой не абсолютна т.к.:

1) возможно появление субститутов;

2) кривая спроса на товары, производимые монополией, эластична.

 

Поведение монополии на рынке: монополист ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной (price searcher).

 

Монопольная цена выше того уровня, который был бы при совершенной конкуренции, в этом заключается наносимый обществу ущерб.

 

Date: 2016-07-25; view: 263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию