Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема истины философии. Диалектика относительной и абсолютной истины
Одной из важнейших проблем философии является проблема познаваемости мира. Познание – процесс отражения внешнего мира в сознании человека. Это приобретение человеком новых знаний в действительности. Познания протекают при участие 2-х сторон: объекта познания и субъекта познания. Объект познания – все то, на что направлена познавательная деятельность человека, то есть потенциально весь мир, все его явления. Субъект познания – сам познающий человек. Существует 2-е основных точки зрения по вопросу о познаваемости мира: ü Диалектико-материалистическая. Заключается в том, что окружающий нас мир познаваем, что подтверждается практикой, но познать мир до конца нельзя, так как он постоянно меняется. ü Агностицизм (незнание). Представители считают, что окружающий мир непознаваем. Например, Давид Юм считал, что все вещи это комплексы, сочетания ощущений. Мы можем познать только свои ощущения, которые вызваны предметами и явлениями окружающего мира, а что на самом деле стоит за ощущениями нам познать не дано. С диалектико-материалистических ощущений познание окружающего мира происходит следующим образом: от живого созерцания к абстрактному мышлению и через практику к истине, таков путь познания объективной реальности. В этой формации познавательной деятельности человека указаны 4 этапа познания мира: 1. Живое созерцание или чувственное познание; 2. Абстрактное мышление или рациональное познание; 3. Практика; 4. Установление истины. Познание окружающего мира начинается с чувственного познания. Органы чувств человека дополняют друг друга, контролируют друг друга, замещают друг друга. Выделяют 3-и основных формы чувственного познания: ü Ощущение – результат воздействия внешнего мира на человека; ü Восприятие – целостное отражение предмета в мозгу человека. Например, дерево, человек, дом и т.д.; ü Представление – результат прошлых восприятий (пароход, поезд). Все эти формы чувственного познания отличаются тем, что происходит непосредственная связь человека с внешним миром. Большую роль на этом этапе познания играют органы чувств человека. Материалисты считают, что наше ощущение это объективный образ объективного мира. Они дают нам верные представления о действительности. Другая точка зрения Гейма Гольца заключается в том, что все предметы и явления это только символы, знаки, которые человек придает этим вещам. Они ничего с реальным лицом не имеют. Человек в познании мира не ограничивался только чувственным этапом в познании, он переходит к рациональному познанию или абстрактному мышлению, которые позволяют увидеть внутренние связи и отношения в предметах, выявить закономерности их развития. Абстрактное мышление тоже имеет 3-и основные формы: ü Понятие или обобщенное представление. Они лишены чувствительности. Например, береза, ель, сосна, понятие – дерево. ü Суждение – связь двух или нескольких понятий. Например, человек – это общественное существо. ü Умозаключение – связь двух или нескольких суждений, дающих новое знание. Все три формы абстрактного мышления имеют общее то, что связь этих форм с внешним миром косвенная, апосредственная. На этом этапе познание мира большую роль играет речь человека, мышления. Существуют разные точки зрения по вопросу о том, какую роль в познании мира играет чувственное и рациональное познания. Выделяют 3-и точки зрения по этому вопросу: 1. Сенсуалистов (сенсуа – чувства). Представители считают, что главная роль в познании мира принадлежит чувствам человека, а абстрактное мышление не столь важно. Их позиция связана с тем, что в наше время возрастает роль эксперимента в познании, создаются сложные приборы, возрастает роль эксперимента. 2. Рационалисты, те философы, которые считают, что главная роль в познании мира принадлежит абстрактному мышлению – рациональному познанию, а чувственное познание не столь важно. Их позиция основана на том, что повышается роль математики, абстрактного мышления. 3. Диалектико-материалисты – и чувственное и рациональное познание важны.
На пути к восстановлению истины о предметах и явлениях окружающего мира лежит вопрос о том, что является критерием, мерилом истинности полученных знаний. Одни философы говорят, что истинно то, что полезно, выгодно (прагматики), другие считают, что истинно то, что согласуется с мнением большинства (конвенционализм), истинно то, что подтверждается на практике. Следует указать основные функции практики. Практикой называется предметная деятельность людей и имеет 3-и функции: ü Познавательная, то есть в процессе деятельности человек приобретает новые знания о мире. ü Воспитательная, то есть в процессе практической деятельности человек изменяет себя. ü Преобразующая, то есть в процессе практики человек изменяет окружающую действительность. Значение практики: практика является основой познания мира, все идеи ученые берут из практической жизни; является критерием истинности знаний; является целью познания, потому что все открытия, которые совершаются в науке имеют, в конечном счете, цель внедрения в практику. Истина – адекватное, верное отражение действительности. Это отражение предмета таким, каким он существует сам по себе независимо от человека. Следует отличать истину от заблуждения и лжи. Заблуждение – непреднамеренное искажение фактов действительности. Ложь – сознательный обман. Проблема истины рассматривается с 2-х сторон: 1. Заключается в ответе на вопрос, существуют ли объективные истины. 2. Заключается в ответе на вопрос, в каких формах существует истина, то есть иначе можно ли познать истину полностью, целиком. Ответы: 1. Объективная истина – это истина, содержание которой не зависит не от человека не от человечества. Есть ли такие истины? Да есть. Например, смена времени года, движение планет. 2. Истина существует в 2-х формах: относительная – истина не законченная, незавершенная. Таких истин большинство; пример, строение мозга, атома. Абсолютная – законченная, завершенная. Например, знание о дате рождения, смерти, о расположении предметов, определение материи. Между относительной и абсолютной истинами существует диалектическая связь. Она состоит: любая относительная истина содержит в себе зерно, часть истины абсолютной. В свою очередь абсолютная истина складывается из истин относительных. Философы по-разному оценивают роль абсолютных и относительных истин в познании: ü Релятивисты (от слова относительный), те философы, которые признают существование только относительных истин. ü Догматики: философы, которые считают, что существуют только абсолютные истины, законченные, не признают относительности знаний. ü Деалектико-материалистическая позиция: познание существует как относительное, так и абсолютное.
№12.????????? 12.1.???????????????? Date: 2016-07-25; view: 278; Нарушение авторских прав |