Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глобальные проблемы человечества и философии.
В XX в. философия получила дальнейшее развитие. Философская мысль в это время находится под воздействием противоречий нашего времени. XX век- это время конфликтов разумного и неразумного в деятельности человека. XX век- это век НТР происходит развитие знаний и образованности, диалог культуры, с другой стороны XX век- это многочисленные войны, разрушение природной среды, кризис гуманизма. Эта противоречивость времени вызвала раскол в современной философской мысли. В философии отчетливо выявились и существуют 2-а крупных течения: § Иррационализм (философия жизни) характеризуется обращением к нерациональному (воля, интуиция, бессознательное). Оказывается, от культа человеческого разума. § Рационализм (философия техники). Продолжает преклоняться перед достижениями человека в технике и науке. В философии XX века существует большое разнообразие течений и школ. Заметное влияние имеют школы: § Неотолизм (католицизм); § Экзистенциализм (с темой существования человека в абсурдном мире); § Философия необъемлемых проблем; § Персонализм; § Реноменология; § Гермикертика; § Позитивизм. Иррационализм появляется в конце XIX века в ряде европейских стран. Особенностью этой философии «неразумного» является интерес факторов к нерациональному. Их критика разума человека. Значительное место занимает учение немецкого философа А.Шопенгауэра (1788-1860). В своей работе «Мир как воля и представление» он отмечает: § Весь окружающий мир пронизан темной и таинственной, слепой «волей к жизни». § Воля представляет собой внутреннюю энергию тел, которая побуждает их развиваться и взаимодействовать друг с другом. § Воля являет собой стремление к жизни, побуждает человека жить несмотря ни на что и идти к желаемому несмотря ни на что. Ницше. Тема воли как сущности и начало мира была более подробно развита Ф.Ницше (1844-1900 г.) «как говорил Зара Тустра» и «антихристианин». Основные его идеи: § Авторские концепции вомонтаризма. Основное понятие Ницше «воля к власти». Он считал, что «воля к власти»- основной закон мироздания, это душа мира; § Мир- это поток жизни, бесконечная и безбрежная река событий и изменений. Это арена борьбы за власть, за превосходство над другими; § Считает, что властолюбие ограничено присуще всем людям, но в разной степени. Несправедливость и притеснение в обществе естественны, так как порождены пересечением различных устремлений к власти и расширению своего могущества; § Идеальным образом у Ницше был сверх-человек-человек, который освободился от слабых сторон своей природы. Сверх-человек- реакция на догматы христиантва, которые делали человека слабым, покорным, убивая силу в человеке и воспитывая чувства страха. Призывает большие силы к власти. З.Фрейд (1856-1939). Работы: «Лекции по психоанализу», «Я и оно». Он разработал основы течения психоанализ. Заслугой Фрейда является то, что он учил проникать в темные «пласты и закоулки» духовного мира человека: § Основным понятием в его учении является бессознательное как объект глубокого психологического философского исследования. Бессознательное невидимо, но присутствует в психике и играет огромную роль в жизнедеятельности каждого человека. Бессознательное это могущественная иррациональная сила. «Это как бы кипящий котел инстинктов, стремлений и желаний, вытесненных из сознания, приисподнее сознание»; § З.Фрейд весь психический мир человека делится на 3-и слоя: ü Само бессознательное или «оно»; ü Разумное «я» (эго) –самосознание, память, мышление; ü Сверх-«я»- нормы культуры общества, строгий адвокат над всем духовным миром человека. В обществе отмечается постоянное противоречие между «оно» и «я» и «сверх-я», между желанием и цензором. Вся история культуры есть история ограничения, желаний и подавлений человека, уменьшение его счастья. С этим связано возникновение невроза, болезненных состояний индивида, они свидетельствуют о наличии конфликта между личностью и обществом. Давление культуры отнимает у человека огромную энергию, и жажда свободы проявляется у человека в форме агрессии и других формах разрушительного поведения. Э.Фромм - представитель неофрейдизма (1900-1980). В работе «Душа человека», «Революция надежды»: ü Анализирует положение человека в обществе и отличает, что существование человека в «невропеическом» обществе является большой проблемой. Индивид обретает свою свободу, но одновременно бежит от него, гонимый чувством страха и беззащитности перед могущественными силами общества; ü Ставит вопрос: «Иметь или быть?», то есть человеку вести потребительский образ жизни или заниматься созидательным творчеством; ü Призыв к гуманизации общества. Неотолизм (Жильсон, Марсель, Тейл де Шарден), неотолизм как новая форма католицизма обновляется, но сохраняет традиционные догматические основы; обновление католицизма связано с тем, что впервые во главу угла ставится не только познание Бога, но и проблемы человека. Центральные вопросы: ü О Боге. Они считают, что на каждом новом уровне развития человека надо преодолеть возникшие у верующих сомнения в существовании Бога. Находить новые аргументы в его существовании. Для этого используют доказательства существования Бога Фомы Аквинского; ü О человеке. Они призывают к тотальной евангелизации души. Нельзя представить себе спасение человека и человечества, страхов, бед, угроз, потрясений, если не признать сверх земной порядок, то есть Бога, не верить в бессмертие души. Удел человека- богослужение и поиск человеком своего «я», своей неповторимой духовности. Человек, как вечный путешественник; ü О нравственности. «Борьба добра и зла». Они считают, что добро и зло находится в мире и в мире много зла, так как много греха. Зло проистекает от того, как человек и человечество пользуются дарованной им во благо свободой. Нужен для того, чтобы наказывать человека за зло и грехи, чтобы повернуть его к добру. Неотолисты способствуют борьбе за добро начала в человеке, за мир в обществе и социальную справедливость. Экзистенциализм или философия существования человека в обществе возник в 30-60 гг. XX столетия и получил широкое распространение в ряде стран Западной Европы. Что означает экзистенция? Экзистенция или наличное сознание - это духовный мир человека, которого волею судьбы и обстоятельств оказался заброшенным в бесчеловечный мир. Явление экзистенции - это скука и досада, вина, тревога и страх, отчаяние, паника. Представители экзистенциализма: немецкие философы Хай Дергер, Ясперс; французские писатели Жан Поль Сарж, Альберт Камю, Марсель; русские писатели Достоевский, Бердяев. Особенности: ¨ Представитель этого направления датский философ Кьер Кегор призывал рассматривать не только сущность человека, а живого индивида с его мыслями, эмоциями, страданиями. Призывал вглядеться, вчувствоваться в человеческую жизнь. ¨ Основная тема- существование человека в абсурдном (отчужденном) бесчеловечном мире. Они отражают бытие одинокого человека заброшенного потоком времени в бесчеловеческий социальный мир. ¨ Для экзистенциалистов характерно повышенное внимание к теме судьбы человека и смысла его жизни, теме смерти и бессмертия. Значение этого направления в том, что они призывали к исследования внутреннего духовного мира человека в ситуации отчуждения от общества. Три основных проблемы решают представители этого направления философии: 1. Проблема мира. 2. Проблема человека и его уникальности. 3. Проблема бытия человека между смертью и жизнью. О мире. Экзистенциалисты считают, что окружающий человека мир- это глухая и прочная стена, которая противостоит человеку. Она равнодушна к нему, неустранима и опасна. Этот мир Камю назвал «не я». Мир не разумен, он не поддается объяснению, жизнь есть «боль»- такова основная правда жизни. Человек одинок, ему неоткуда ожидать поддержки и помощи. С приходом человека в этот мир неотвратимо нарастает конфликт его с миром, возникает чувство абсурда. Предметный мир, окружающий- это суета сует, повседневность. Этот мир делает человека приниженным и выброшенным на обочину жизни. Такой взгляд на мир это реакция мыслителей на кризис гуманизма в обществе. О человеке. Представители рассматривают человека как уникальное существо. Они отмечают, что каждый человек имеет миссию истины в этом мире. Там где находится мой глаз, не находится другой. То, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы. Каждый человек это «проект», который живет, развертывается, реализуется или нет, то есть отражает свою сущность. При этом человек не может сказать, что обстоятельства против меня. Я не сделал этого дела, к которому был предназначен, не встретил людей, которых можно было бы любить. На это они говорят: «Это не осуществлялось человеком, так как не было в его проекте». Отметим, что каждый человек должен искать и выражать свое неповторимое, уникальное я. При этом он должен опасаться власти man, означает усредненное начало. Каждый человек легко попадает под влияние стереотипа и с трудом от них избавляется. Проблема бытия. Считают, что философия должна помочь человеку, который находится на грани жизни и смерти, сохранить жизнь. При этом не надо говорить отчаявшимся, что жизнь прекрасна, что это лучший из миров. Этот мир абсурден, но все-таки и такая жизнь ценность, равной которой у человека нет. Рассматривают жизнь человека как «бытие к смерти»: Едва родившись, человек устремляется к смерти и смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Сверх задача человека- создать такие исторические условия, при которых мысль о мире в целом, об истории, о других людях не будет наполнять человека, ни страхом, ни болью, ни отчаянием. Альберт Камю (1913-1960) французский мыслитель. Произведения: «Чума», «Миф о сизифе», «Взбунтовавшийся человек», «Посторонний», «Падение». В его произведении содержится поиск выхода для человека из той ситуации, в которой он оказался в этом мире. Он видит два выхода, два способа своего поведения в жизни: q Согласиться с абсурдом мира (конформизм); q Не согласиться с абсурдом (активизм). Позиции: - не что иное, как самоубийство- это добровольное соглашение с абсурдом ведет к духовной деградации и распаду личности, к самоуничтожению. - активизм означает бунт, то есть добровольный и активный протест против абсурда, против пороков существующего мира. Поясняет: бунт- это: восстание человека против собственного рабства; обретение чувства собственного достоинства; зарождение человеческой свободы. Вывод: есть подлинный способ существования человека в качестве человека. «Я бунтую, следовательно, я существую». Камю считал, что по-настоящему, человеческое существование в следующем: «не отрекаться от себя, не становиться на колени, не смиряться со своей судьбой, не расставаться с надеждой». Обращаясь к человеку, Камю говорит: «Делай, что должно и пусть что будет. Надо сопротивляться злу, пусть это не героизм, а обыкновенная честность. Надо быть честным, значит делать свое дело даже без надежды на награду и успех и не смотреть на других со стороны, мня одного себя здоровым и счастливым». Рационализм или философия разума имеет длительную и богатую традицию в истории философской мысли. Для рационализма характерен экзистенциализм, то есть преувеличение роли науки в общественной жизни…………. Главный принцип рационализма: культ человеческого разума, восприятие человека как высшего проявления природы, мыслящего существа. Большое влияние на развитие современного рационализма оказал немецкий ученый Макс Вебер и японский ученый Масуда. В его книге «Информационное общество, как индустриальное общество», которая была опубликована в 1986 году. Масуда разработал план-прогноз развития информационного общества. В этой работе Масуда пишет о большом значении информации в современном обществе, об интеграции компьютера и средств телекоммуникаций и о формировании новой среды жизни людей, пишет о компьютополисах. В этих городах осуществляется автоматическая доставка товаров, автоматический контроль над загрязнением окружающей среды, используются новые компьютерные системы здравоохранения. Философский рационализм XX века имеет разные формы проявления: q неопозитивизм; q структурализм; q критический рационализм. Однако следует заметить, что в XX веке создаются антиутопии, которые предостерегают от бесконтрольного развития науки и техники. Замятин в романе “Мы” пишет, что бытие будущего это машинный рай, вместо земли асфальт, вместо зверей полчище автомашин, природные запахи……………Бродбери “4510 по фарингейту” каждый человек в будущем окажется под жестким контролем государства и технических средств. Все природное, подменит техническое. Шум электрического океана, искусственный дождь, искусственное жужжание электрической осы. Люди станут одинаковыми, похожими как две капли воды. Не будет гениев, так как человеческий разум заменят электрические устройства. Оруэл “1984”. В этом романе он пишет, что в будущем изощренное воздействие на человека и его духовный мир со стороны государства, с помощью технических средств. Он пишет: 1. когда изобрели печатный станок, он облегчил управление обществом, мнением; 2. кино и радио еще дальше пошли в этом направлении; 3. с развитием телевизионной техники, с изобретением монитора личной жизни пришел конец. Современный рационализм являет собой уверенность способности знаний человека, быть социальной силой. Во второй половине XX века сформировалось такое течение, как философия глобальных проблем. Глобальные проблемы- экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и данное течение стремятся понять острые противоречия и проблемы современного человечества и найти пути их решения. Эти проблемы влияют на все человечество и ставят вопрос о выживании и дальнейшем существовании человека. В начале 60-х годов XX века началась активная разработка теоретических моделей будущего человека. В 1968 году был образован римский клуб- это не правительственная международная организация, которая объединила выдающихся ученых и специалистов из десятка стран. Первый президент этого клуба- итальянский ученый Печчеи. Представители римского клуба разработали ряд крупных исследовательских программ в форме доклада: -«Пределы роста»; -«Человечество у поворотного пункта»; -«Цели для человечества»; -«Революция босоногих». Идеи: q призывают к прекращению разрушительной и бессмысленной гонки ядерных вооружений, говоря о напряженной экологической ситуации на планете, о социологическом расслоении в мире считали, что главный путь выхода из ситуации в гуманизации общественных отношений. Печчеи пишет в работе «человеческое качество», что выживание человечества возможно лишь на путях совершенствования развития человеческих качеств через совершенствование духовного мира людей. Он отмечает, что «новый гуманизм» должен включать в себя любовь справедливости, неприятие насилия, чувство глобальности, то есть единства человечества. Каждый на планете должен иметь безграничную ответственность за жизнь на планете. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию любой жизни. Для того, что бы не было уничтожено человечество, с XX века создал все предпосылки для этого, необходимо реализовать 3 условия: ü Для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их истоков и остроты. Требуется новое политическое мышление, то есть понимание того, что все страны единое человечество, с общими проблемами и интересами и выжить они смогут через ненасилие и сотрудничество. ü Нужна революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма, где главное не покорение природы, а сохранение жизни во всех ее формах. ü Для выживания человечества надо перейти на устойчивый, контролируемый, направляемый тип развития, то есть деятельность человеческого рода должна быть поставлена под разумный и жесткий контроль.
№9. Материя и основные формы ее существования. Date: 2016-07-25; view: 256; Нарушение авторских прав |