Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6 Таможенное дело России как объект управления





Определение и структуризация понятия «таможенное дело Рос­сии». Морфологическая модель таможенного дела. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело». Предпосылки полимодельного представления таможенного дела. Особенности описания таможенной службы как системы и сис­темный подход к полимодельному представлению таможенной службы. Структурно-организационное и функционально-техноло­гическое представление таможенного объекта.

Вопросы

1. Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эво­люция понятия «таможенное дело».

2. Иерархия таможенных систем.

3. Особенности описания таможенной службы как системы. Полимодельное представление таможенной системы.

4. Структурно-организационное представление таможенной системы.

5. Функционально-технологическое представление таможенной системы.

Рекомендуемая литература

1. Макрусев В. В.Основы системного управления: учебник. Изд. 2-е, доп. - М.: РИО РТА, 2006.

2. Ершов А. Д., Макрусев В. В., Калинина О. В., Сизова К. А.Таможенные услуги в международной цепи поставок товаров: монография. - М: РИО РТА, 2007.

3. Барамзин С. В.Теория и методология систем управления таможенными процесса­ми: монография. - М.: РИО РТА, 1999.

1. Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эволюция понятия «таможенное дело»

Таможенное дело как сложное системное социально-экономи­ческое явление имеет различные толкования. Определим базовые понятия нашего курса: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «тамо­женное администрирование».

С позиций классической школы управления таможенное дело пред­ставляет собой инструмент государственного администрирования - со­вокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможен­но-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулирова­нии внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять собой государственный институт, государственную организацию или ФТС России.

С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преиму­щественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется как порядок и условия перемещения через границу товаров и транспорт­ных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организации и осуществления таможенного контроля.

Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности таможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как целенаправленную процедуру, бизнес-процесс.

Системный подход позволяет рассмотреть общий случай и дать широ­кое определение таможенного дела.

Таможенное дело - это сфера государственной политики, особая об­ласть государственных интересов, специфическое направление деятель­ности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности.

В данной интерпретации - это собирательный термин. Он охватывает весь спектр вопросов таможенного дела и при широком понимании объеди­няет в целое следующие направления таможенной теории и практики:

• таможенную политику государства - курс действий и систему мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством в области внешнеторговой деятельности, определяющую идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе;

• общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения эффективной политики - таможенное регулирование;

• форму реализации таможенного регулирования - таможенный конт­роль в его широком понимании;

• законодательное и нормативное правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля;

• организацию таможенного регулирования и контроля в системе госу­дарственных органов власти;

• вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

На современном историческом этапе в соответствии с Конституцией РФ основное содержание таможенного дела раскрывается через понятие «таможенное регулирование»

Под таможенным регулированием будем понимать установление и применение порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспор­тных средств через таможенную границу РФ.

Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности ре­ализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно рассматривать государственные функции регулирования и контроля вне­шнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.


Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуриза­ция такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения.

Понятие «таможенное дело» является самым общим широким поняти­ем и представляет собой в определенном отношении собирательный тер­мин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможен­ного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой Рос­сии, прежде всего в одном из основных ее секторов - внешней торговле.

По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых воп­росов государственного строительства: что делать для достижения по­литических и социально-экономических целей в этом секторе, или еще шире - в сфере внешнеэкономической деятельности. Следовательно, это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт.

В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на эконо­мические процессы - это управление, а государственные институты — это ин­ституты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия.

Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с од­ной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функ­ция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления - таможенному регулированию.

В процессе таможенной деятельности функция регулирования реали­зуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая извест­ный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регули­рования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию?) практически предопределен: инструментами администриро­вания или административными мерами и средствами.

В общем случае администрирование - это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов уп­равления. Административные или административно-управленческие мето­ды - способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения од­нозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.

По аналогии введем следующие определения таможенного админист­рирования. В широком понимании таможенное администрирование - специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управ­ляемые с целью качественной реализации функций таможенного регули­рования и контроля, обеспечения социально-экономической эффектив­ности этого сектора экономики России.

Более простое, но не менее сущностное определение следующее: та­моженное администрирование представляет собой совокупность средств и методов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и контроля.

Управленческая сущность таможенного администрирования заключа­ется в том, что оно представляет собой системное организационно-техно­логическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с це­лью эффективного регулирования внешнеторговой деятельности.

В правовом и организационно-технологическом отношениях таможен­ное администрирование представляется соответствующими институтами.

Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно различимых органиационных уровнях (уровнях администрирования).

На первом уровне администрирования формируется политика, опре­деляются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором - создаются и функционируют организационно-техноло­гические инструменты и осуществляется практическая реализация тамо­женного регулирования и контроля.

Правовую основу такого подхода составляют: Конституция РФ, ТК РФ, другие федеральные законы и нормативные правовые акты РФ, а также международные конвенции в области таможенного дела.







Date: 2016-07-25; view: 1269; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию