Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6 Таможенное дело России как объект управления
Определение и структуризация понятия «таможенное дело России». Морфологическая модель таможенного дела. Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело». Предпосылки полимодельного представления таможенного дела. Особенности описания таможенной службы как системы и системный подход к полимодельному представлению таможенной службы. Структурно-организационное и функционально-технологическое представление таможенного объекта. Вопросы 1. Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эволюция понятия «таможенное дело». 2. Иерархия таможенных систем. 3. Особенности описания таможенной службы как системы. Полимодельное представление таможенной системы. 4. Структурно-организационное представление таможенной системы. 5. Функционально-технологическое представление таможенной системы. Рекомендуемая литература 1. Макрусев В. В.Основы системного управления: учебник. Изд. 2-е, доп. - М.: РИО РТА, 2006. 2. Ершов А. Д., Макрусев В. В., Калинина О. В., Сизова К. А.Таможенные услуги в международной цепи поставок товаров: монография. - М: РИО РТА, 2007. 3. Барамзин С. В.Теория и методология систем управления таможенными процессами: монография. - М.: РИО РТА, 1999. 1. Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эволюция понятия «таможенное дело» Таможенное дело как сложное системное социально-экономическое явление имеет различные толкования. Определим базовые понятия нашего курса: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование». С позиций классической школы управления таможенное дело представляет собой инструмент государственного администрирования - совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять собой государственный институт, государственную организацию или ФТС России. С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преимущественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется как порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, организации и осуществления таможенного контроля. Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности таможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как целенаправленную процедуру, бизнес-процесс. Системный подход позволяет рассмотреть общий случай и дать широкое определение таможенного дела. Таможенное дело - это сфера государственной политики, особая область государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государственной власти по регулированию и контролю экономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности. В данной интерпретации - это собирательный термин. Он охватывает весь спектр вопросов таможенного дела и при широком понимании объединяет в целое следующие направления таможенной теории и практики: • таможенную политику государства - курс действий и систему мер таможенного регулирования и контроля, проводимых государством в области внешнеторговой деятельности, определяющую идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе; • общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения эффективной политики - таможенное регулирование; • форму реализации таможенного регулирования - таможенный контроль в его широком понимании; • законодательное и нормативное правовое обеспечение таможенного регулирования и контроля; • организацию таможенного регулирования и контроля в системе государственных органов власти; • вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других видов обеспечения таможенного регулирования и контроля. На современном историческом этапе в соответствии с Конституцией РФ основное содержание таможенного дела раскрывается через понятие «таможенное регулирование» Под таможенным регулированием будем понимать установление и применение порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно рассматривать государственные функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое. Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуризация такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения. Понятие «таможенное дело» является самым общим широким понятием и представляет собой в определенном отношении собирательный термин, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможенного строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот термин определяет конкретное направление деятельности государства по успешному решению задач государственного управления экономикой России, прежде всего в одном из основных ее секторов - внешней торговле. По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых вопросов государственного строительства: что делать для достижения политических и социально-экономических целей в этом секторе, или еще шире - в сфере внешнеэкономической деятельности. Следовательно, это особая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый государственный институт. В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается в следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это делать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на экономические процессы - это управление, а государственные институты — это институты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия. Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с одной или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже отмечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функция таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело в функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной из функций государственного управления - таможенному регулированию. В процессе таможенной деятельности функция регулирования реализуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая известный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое. Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию?) практически предопределен: инструментами администрирования или административными мерами и средствами. В общем случае администрирование - это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления. Административные или административно-управленческие методы - способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения однозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации. По аналогии введем следующие определения таможенного администрирования. В широком понимании таможенное администрирование - специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики России. Более простое, но не менее сущностное определение следующее: таможенное администрирование представляет собой совокупность средств и методов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и контроля. Управленческая сущность таможенного администрирования заключается в том, что оно представляет собой системное организационно-технологическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью эффективного регулирования внешнеторговой деятельности. В правовом и организационно-технологическом отношениях таможенное администрирование представляется соответствующими институтами. Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно различимых органиационных уровнях (уровнях администрирования). На первом уровне администрирования формируется политика, определяются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного дела. На втором - создаются и функционируют организационно-технологические инструменты и осуществляется практическая реализация таможенного регулирования и контроля. Правовую основу такого подхода составляют: Конституция РФ, ТК РФ, другие федеральные законы и нормативные правовые акты РФ, а также международные конвенции в области таможенного дела. Date: 2016-07-25; view: 1269; Нарушение авторских прав |